Стушняя Ирина Алексеевна
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КИНЕТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
В работе проведены анализ и систематизация пластических произведений кинетического искусства (скульптура, живопись, архитектура), определение временных границ появления различных видов кинетического искусства и попытка классифицировать произведения по их функциям. Автор последовательно анализирует особенности произведений от протокинетических до современных объектов. Особое внимание уделено способу приведения в движение произведения кинетического искусства. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-5757.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 5. C. 221-224. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
Список источников
1. Закарян В. П. Армянское телевидение: этапы развития армянского телевидения и тележурналистики. Ереван: Изд-во РАУ, 2012. 148 с.
2. bplgjmh U. U. tfmJmhm^m^^g hhnm.ummmhum.ppLh. Pn^mhqm^mpjmh U dU^ npnhmdhhp - b.: t^fcp "^p^hrn, 2010, 856t2 (Ерицян С. С. Современное телевидение. Поиски содержания и формы. Ереван: Эдит-Принт, 2010. 856 с.).
3. bplgjmh U. U. ¿mjmurnmh^ hhnmummmhumpjmh. Smpqmgdmh 50mmpl, b.: S^qpmh Uh&, 2007, 368t2 (Ерицян С. С. Телевидение Армении. 50 лет развития. Ереван: Тигран Мец, 2007. 368 с.).
4. ¿hnni_ummmhum]lh hmqnpqni_dhhpp U hmumpm^m^mh ^mp&lpp. ¿mjmummh! hhnni_ummmhuni.p]mh U nmqinji hmumpm^m^mh ^mp&lpl nmni.dhmulpdmh ^hhmpnh // bphpmJ t bpUmh^, 1994. № 24. t2 2-3 (Телевизионные передачи и общественное мнение. Исследовательский центр общественного мнения телевидения и радио Армении // В эфире Ереван. 1994. № 24. С. 2-3).
5. U"lpmp]mh Ч. Uqphu^ hhnmummmhumpjmh hhmUmhphhp^, b.: U^rnp ^kpinL&m^mh ^hhmpnh, 2012, 9212 (Миракян В. Последствия агрессивного телевидения. Ереван: Аналитический центр «Митк», 2012. 92 с.).
DEVELOPMENTAL STAGES OF SERIES IN ARMENIAN TV PROGRAMME
Stepanyan Aik Vaganovich
Russian-Armenian University, Erevan, Armenia haykstep@yahoo. com
The article considers the problem of the overloading of TV programs of the Armenian rating channels with series. As a result
of the analysis of the programming policy of Armenian TV for the years of independence (1991 - present time), the author identifies key stages in the development of series on the air of the rating TV channels, providing statistical data from different years.
The conclusion is drawn that such overloading of the prime time is the result of a long-term programming policy and has a number of negative consequences, the elimination of which is extremely topical today.
Key words and phrases: television of Armenia; TV series; telenovelas; broadcast programming; rating.
УДК 711
Искусствоведение
В работе проведены анализ и систематизация пластических произведений кинетического искусства (скульптура, живопись, архитектура), определение временных границ появления различных видов кинетического искусства и попытка классифицировать произведения по их функциям. Автор последовательно анализирует особенности произведений от протокинетических до современных объектов. Особое внимание уделено способу приведения в движение произведения кинетического искусства.
Ключевые слова и фразы: кинетическое искусство; движение; синтез искусств; механизм; преодоление статичности; временные границы; кинетизм.
Стушняя Ирина Алексеевна
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону stushnyaya@yandex. гы
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КИНЕТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
Кинетическое искусство, занимающее значительное место в современном художественном процессе, представляется многообразием форм и явлений и имеет глубокие исторические корни. В его основе лежит идея движения, но не просто физическое перемещение, а любая трансформация формы во время созерцания произведения зрителем. Авторы кинетических произведений стремятся при помощи различных средств воздействия на зрителя «передать в кинетических пространственных композициях специфику современной научно-технической революции» [3, с. 329]. В кинетическом искусстве существует множество направлений.
Вместе с тем этот вид искусства недостаточно изучен, отсутствуют работы, систематизирующие произведения по способу совершения движения (механический, электромагнитный, при помощи ветра) и по функциям (утилитарная, эстетическая, развлекательная). Что важно, нет точного определения границ кинетического искусства. Важным представляется определить временные границы появления ранних произведений, которые могут быть в полной мере отнесены к понятию «кинетическое искусство».
В данной статье проведены анализ и систематизация произведений кинетического искусства, определение временных границ появления различных видов кинетического искусства и попытка классифицировать произведения по их функциям. В работе не анализировались произведения, представляющие синтез кинетического искусства со сценическим искусством (супрематические оперы и балет, боди-арт, флэш-моб и т.д.), в котором тоже присутствует движение и где движение человеческого тела является способом передвижения объекта искусства.
Временные границы появления первых произведений кинетического искусства, имеющих лишь отдельные элементы кинетики, можно увидеть на представленных примерах.
Рисунок 1. Протокинетическое искусство. Архангельская птица счастья. XIX век
Элементы кинетизма использовались ещё с античных времён при создании детских игрушек, движущихся скульптур, стилизуя образы людей, животных, птиц. Материалом для их создания в основном служило дерево. В движение эти объекты приводились при помощи пара, механизмов, движения рук, колебания воздушных потоков, они могли издавать звуки. Эти предметы предназначались для развлечения детей и публики. Имитируя трудовые процессы («Кузнецы») или движения животных («Курочки»), эти произведения выполняли и воспитательную функцию. Иногда игрушки являлись оберегами, совмещая мифологическую функцию с декоративной функцией (Архангельская птица счастья, Рис. 1). Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники: «Здесь те же голубки из лучинок - досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения» [1, с. 638]. У этих произведений не было автора, это были народные игрушки.
В эпоху Нового времени создаются автоматоны, которые достаточно точно воспроизводили движения людей и животных и имели натуралистичный вид. Эти произведения приводились в движение при помощи механизмов. Материалом для изготовления служил металл («Утка» Вокансона) или для внешнего образа -фарфор, ткань, волосы («Музыкант» Пьера Жако-Дроза), для внутреннего механизма - металл. Эти объекты могли издавать звуки. Автоматоны чаще всего выполняли эстетическую функцию, развлекательную, но иногда служили способом привлечения знатных покупателей в мастерскую инженера-художника. Эти объекты являются прообразами современных роботов.
Большое распространение в XVШ-XIX веках получили часовые автоматы. Это были в основном многофигурные композиции, имеющие сюжет. Утилитарные механизмы художественно осмысливались. Фигуры приводились в движение при помощи часового механизма внутри объекта (Джеймс Кокс, Фридрих Юри. Часовой автомат «Павлин»). Кроме утилитарной функции эти произведения выполняли эстетическую функцию, привлекая прихожан в соборы, посетителей - во дворцы. Но всё это были лишь отдельные произведения искусства с элементами кинетизма, предназначенные для развлечения детей и взрослых. Авторы не то что не объединялись в какие-либо движения, но и не знали о существовании друг друга.
В начале XX века продолжается использование кинетических элементов в творчестве авторов, принадлежащих к разным стилевым направлениям в искусстве. Лежащая в их основе идея движения базировалась на различных подходах создания предметов искусства (дадаисты, супрематисты, футуристы, русские конструктивисты). Движения совершались, начиная от простого механического движения рукой по экспонату на выставке (М. Дюшан) до движущейся модели мира победившего пролетариата (В. Татлин), индивидуального летательного аппарата («Летатлин»), создания нового пространства в результате вибрирования проволоки (Н. Габо), потенциального выхода плоскости в пространство (А. Родченко), движения времени в увековечивании памяти потомков (К. Мельников). Композиционно это могли быть формы от обычной проволоки до диагональной, центрично-спиралевидной, абстрактно-стилизованной, трёхмерной конструкции. Художественный образ мог быть представлен просто вибрирующим пространством, постоянно повторяющейся формой, стилизованным образом маяка или башни, индивидуальным летательным аппаратом. Материал мог быть использован любой: дерево, металл, стекло, картон и т.д. Все эти объекты выполняли эстетическую функцию, так как являлись произведениями искусства, представленными на выставках, некоторые являлись просто концепцией (проектом), выполнявшим символическую и мемориальную функцию. Эти произведения протокинетического искусства отражали взаимодействие науки и искусства, природной стихии и конструкций, созданных руками человека. Однако это были единичные экспонаты на выставках, имеющие кинетические элементы.
Творческие поиски этих художников в данной области подготовили почву для расцвета кинетизма, ставшего относительно цельным течением, заявившим о себе проблемными выставками, манифестами, текстами и проектами начиная с 50-х годов XX века.
На примере произведений кинетического искусства второй половины XX века видно, что движение вводится по-разному:
• некоторые произведения динамически преобразуются самим зрителем (Вазарели, Райли);
• другие произведения преобразуются колебаниями воздушной среды (Колдер);
• третьи приводятся в движение мотором или электромагнитными силами (Габо, Юккер);
• во многих произведениях используются различные комбинации этих способов (Тэнгели);
• использование электроники (Шоффер, Нусберг, Клейчук);
• иллюзия движения создается при помощи освещения (Пине, Ле Парк);
• использование окружающей среды (Инфантэ).
Наблюдается использование самых разных материалов: дерево, металл, стекло, пластик, зеркала и т.д. Кинетизм стремится к синтезу искусств: движение объекта в пространстве может дополняться эффектами освещения, звуком, светомузыкой, кинофильмом и др. Приемы кинетизма широко используются при организации выставок, ярмарок, дискотек, в оформлении площадей, парков, общественных интерьеров.
Посвятившие себя кинетическому искусству художники задаются различными эстетическими целями:
• оживить, гуманизировать машины (Тэнгели);
• вписать в окружающую среду (Габо, Тэнгели, Инфантэ);
• использовать игру света и теней (Колдер, Ле Парк);
• полисенсорность воздействия на зрителя (Шоффер);
• вовлечение зрителя в процесс (Ле Парк, Пине);
• иллюзия вечного движения (Вазарели, Райли);
• синтез науки и искусства (Клейчук);
• создание эксцентричных машин (Тэнгели).
Кинетическое искусство как авангардистское направление в современной пластике, основанное на создании эстетического эффекта с помощью движущихся установок, смогло преодолеть традиционную статичность скульптуры, придать большую активность её взаимодействию с окружающей средой.
Переосмысление этого направления началось на заре 2000-х, когда о себе заявила целая плеяда нефигуративных художников, которые вновь обратились к теме нашего восприятия. Поскольку эпоха научно-технического прогресса, которую оно было призвано отражать, уже прошла, и мы вступили в век информационных технологий, социальных сетей и Интернета, нам нужно новое направление, которое бы выражало принцип мышления современного поколения.
Произведения современного кинетического искусства можно классифицировать по следующим критериям: по способам приведения в движение (механический, электромагнитный, при помощи ветра) и по функциям (утилитарная, эстетическая, развлекательная). Основные виды произведений современного кинетического искусства широко представлены в различных материалах статей журнала «Популярная механика» за 2010-2015 гг. [2]. В этих статьях были опубликованы фотографии произведений современного кинетического искусства, что и позволило провести следующую классификацию:
• скульптуры, движущиеся под действием ветра (Тео Янсен, Энтони Хоу);
• механизмы странного назначения (Кристофер Мискья, Бред Литвин, Крис Экерт);
• арт-роботы (Немо Голд);
• механизмы для интерьеров (Рубен Марголин, Дел Метис);
• ярмарочные автоматы и картины (Кейт Ньюстед, Кристин Сур);
• механические музыкальные инструменты (Зимун, Максим де Ла Рошфуко);
• рисующие машины (Балинт Болиго);
• световые механизмы (Коити Окамото);
• фантастические биоформы (Чо У Рам, Александр Бомбин и Борис Баженов);
• анимационные скульптуры (Грегори Басрамян);
• интерактивные инсталляции (Даниэль Розин);
• динамическая витрина (Евгений Климов, Рис. 2).
Рисунок 2. Евгений Климов. Витрина магазина «Экспедиция». 2012 год
В работе рассмотрены основные произведения, различающиеся по способу приведения объектов в движение и их функции. Одной из тенденций развития кинетического искусства является анонимность творчества (реклама, дизайн) при креативности аудитории. В России художников кинетического искусства очень мало, хотя это очень значительный и интересный пласт искусства, который было бы интересно популяризировать и развивать.
Список источников
1. Максимов С. В. Год на Севере: в 2-х т. СПб.: Изд. книгопродавца Д. Е. Кожанчикова, 1859. Т. 1. Белое море и его Прибрежья. 638+IV с.
2. Популярная механика [Электронный ресурс]. URL: https://www.popmech.ru/magazine/2017/ (дата обращения: 11.12.2017).
3. Популярная художественная энциклопедия: архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство: в 2-х т. / гл. ред. В. М. Полевой. М.: Сов. энциклопедия, 1986. Т. 1. А-М. 476 с.
KINETIC ARTWORKS: ARTISTIC PECULIARITIES AND BASIC FUNCTIONS
Stushnyaya Irina Alekseevna
Southern Federal University, Rostov-on-Don stushnyaya@yandex. ru
The article provides an analysis and systematization of plastic kinetic artworks (sculpture, painting, architecture). The paper identifies the timeframe for the appearance of different types of kinetic art and proposes the classification of artworks according to their functions. The author consistently analyzes the peculiarities of artworks of different historical periods, from proto-kinetic to modern art objects. Special attention is paid to the technique to put kinetic artworks in motion.
Key words and phrases: kinetic art; motion; synthesis of arts; mechanism; overcoming static nature; timeframe; kinetic movement.
УДК 93/94
Исторические науки и археология
В статье рассматриваются причины переезда татар в Северо-Западный Китай. Автором подчеркивается роль татарских купцов в развитии и усилении торгово-экономических отношений между Россией и Китаем. Дается краткая характеристика дипломатических и торговых связей двух государств. Особое внимание уделяется тому, каким образом татарам удавалось сосредоточить в своих руках торгово-посредническую деятельность с одной из китайских областей, а также сформировать татарскую диаспору.
Ключевые слова и фразы: Россия; татарская диаспора; Синьцзян; торгово-экономические отношения; татарское купечество.
Тухфатуллина Гульназ Назымовна
Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан, г. Казань tgn. 93@yandex. т
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАТАР В ФОРМИРОВАНИИ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ В XVШ - НАЧАЛЕ XIX ВЕКА
Россия - страна с длительной эмиграционной традицией. Татары, являясь одной из самых дисперсных наций России, проживают в самых разных ее регионах, а также и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Примечательно, что татары, веками живущие вне своей исторической родины, продолжают сохранять национальную идентичность в чужой стране, в меру своих сил и возможностей пытаются развивать свой язык и культуру, проявляют интерес к истории татарского народа.
В настоящее время в распоряжении исследователей имеется немало исторических фактов и сведений, относящихся к истории татарской эмиграции, причем новая информация особенно интенсивно появлялась в последние 15-20 лет, что связано с политическими изменениями в мире, в первую очередь с большей открытостью границ. Благодаря этому процессу многие ученые нашей страны получают возможность более детально и целенаправленно исследовать историю национальных диаспор, сформировавшихся в разное время в различных странах.
Если же обратиться к истории эмиграции татар, то можно сегодня констатировать, что в историографии появились серьезные исследования о татарах Польши и Литвы [3; 4], США [8] и Японии [9]. К сожалению, пока еще недостаточно работ по истории татарских диаспор, например, в Турции, европейских странах, а также и в Северо-Западном Китае. В настоящей статье мы обратились именно к истории татар Синьцзяна. Тема эта пока еще исследована недостаточно глубоко, хотя и представляет несомненный интерес и отличается научной актуальностью.
Численность татар в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая достигает примерно 4000 человек [1, с. 373]. Их история берет свое начало с XIX века и является частью истории татарского народа, которую