И.А. Стушняя
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КИНЕТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ*
В основе кинетического искусства лежит идея движения, но не просто физическое перемещение, а любая трансформация формы во время созерцания произведения зрителем. Элементы кинетизма использовались еще с античных времен при создании детских игрушек, движущихся скульптур, которые стилизовали образы людей, животных, птиц. В движение эти объекты приводились при помощи пара, механизмов, движения рук, колебания воздушных потоков, они могли издавать звуки. Эти предметы предназначались для развлечения детей и публики. Имитируя трудовые процессы («Кузнецы») или движения животных («Курочки»), эти произведения выполняли и воспитательную функцию. Иногда игрушки являлись оберегами, совмещая мифологическую функцию с декоративной. Подвешенная к потолку, щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома.
В эпоху Нового времени создаются автоматоны (заводные механизмы), которые достаточно точно воспроизводили движения и звуки людей и животных и имели натуралистичный вид. Эти объекты являлись прообразами современных роботов. Большое распространение в
* Стушняя И.А. Произведения кинетического искусства: Художественные особенности и основные функции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017 - Режим доступа: Шр8://суЬег1ешпка.ги/аг1Ме/п/рго12Уе11етуа-kineticheskogo-iskusstva-hudozhestvennye-osobennosti-i-osnovnye-funktsii
И.А. Стушняя
ХУШ-Х1Х вв. получили часовые автоматы - в основном многофигурные композиции, имеющие сюжет. Фигуры приводились в движение при помощи часового механизма. Таким образом, кроме утилитарной, эти произведения выполняли и эстетическую функцию, привлекая прихожан в соборы, а посетителей - во дворцы. Но все это были лишь отдельные произведения искусства с элементами кинетизма, предназначенные для развлечения детей и взрослых.
В начале XX в. кинетические элементы взяли на вооружение художники, принадлежащие к разным стилевым направлениям (дадаисты, супрематисты, футуристы, русские конструктивисты). Однако лежащая в основе их творчества идея движения использовалась по-разному. Это и простое механическое движение рукой по экспонату на выставке (М. Дюшан), и движущаяся модель мира победившего пролетариата (В. Татлин), индивидуальный летательный аппарат («Летатлин»), создание нового пространства в результате вибрирования проволоки (Н. Габо), потенциальный выход плоскости в пространство (А. Родченко), движение времени в увековечивании памяти потомков (К. Мельников). Композиционно это могли быть формы от обычной проволоки до диагональной, центрично-спиралевидной, абстрактно-стилизованной, трехмерной конструкции.
Художественный образ мог быть представлен просто вибрирующим пространством, постоянно повторяющейся формой, стилизованным образом маяка или башни и т.д. Материал использовался любой: дерево, металл, стекло, картон и т.д. Эти произведения протокинети-ческого искусства являлись симбиозом науки и искусства, природной стихии и конструкций, созданных руками человека.
Творческие поиски этих художников в данной области подготовили почву для расцвета кинетизма как целостного течения, заявившего о себе проблемными выставками, манифестами, текстами и проектами начиная с 50-х годов XX в., где авторы продолжали экспериментировать с движением. Некоторые произведения преобразовывались самим зрителем (Вазарели, Райли); другие в результате колебаний воздушной среды (Колдер); третьи приводились в движение мотором или электромагнитными силами (Габо, Юккер); с помощью электроники (Шоффер, Нусберг, Клейчук); для иллюзии движения использовалось определенное освещение (Пине, Ле Парк); различные эффекты окружающей среды (Тэнгели); во многих произведениях использовались различные комбинации этих способов (Инфантэ). Для создания
Произведения кинетического искусства
художественных произведений служили самые разные материалы: дерево, металл, стекло, пластик, зеркала и т.д.
Приемы кинетизма, стремящегося к синтезу искусств, широко используются при организации выставок, ярмарок, дискотек, в оформлении площадей, парков, общественных интерьеров. Как авангардистское направление в современной пластике, основанное на создании эстетического эффекта с помощью движущихся установок, кинетическое искусство смогло преодолеть традиционную статичность скульптуры, придать большую активность ее взаимодействию с окружающей средой.
Одной из тенденций развития кинетического искусства является анонимность творчества (реклама, дизайн) при креативности аудитории. В России художников кинетического искусства очень мало, хотя это чрезвычайно интересный пласт искусства.
Т.А. Фетисова