ГОРОДСКАЯ СРЕДА
УДК 7.73.03 ББК 85.1
С.В. Касым
потенциальные возможности современной парковой скульптуры при реновации ботанических садов
Изложен краткий обзор парковой скульптуры в России, исторические предпосылки и ситуация настоящего времени. Проанализировано художественное оформление парков в Санкт-Петербурге и мире. Предложено решение по реновации старинных парков и ботанических садов, что одновременно даст импульс развитию современной парковой (ландшафтной) скульптуры. Изложена концепция оформления парка, проведено исследование работ современных скульпторов для экспозиции в Ботаническом саду в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова:
выставки ландшафтной скульптуры, ботанический сад, ландшафтная скульптура, парк скульптуры, парки Санкт-Петербурга.
Если вообразить некую «шкалу внимания» к определенным видам визуальных искусств, то скульптура вызывает у публики наименьший интерес. Во всех художественных музеях (если это не музей скульптуры [7], конечно) и выставочных залах скульптура представлена куда скромнее, нежели живопись. Тем не менее благодаря появлению новых техник, расширению спектра материалов и возникновению свежих культурологических тенденций искусство скульптуры значительно расширило свои границы. В настоящей статье мы не затрагиваем общих вопросов, речь пойдет о парковой (ландшафтной) скульптуре и тех условиях, которые могут послужить импульсом для ее развития, в том числе и с практической точки зрения.
В Советском Союзе скульптуре, благодаря ее способности организовывать пространство и действовать на восприятие человека не только зрительно, но и тактильно, преимущественно отводилась роль средства политической и социальной пропаганды. Такой подход постепенно привел к застою [9] этого направления искусства и отставанию в художественном развитии: «Идейно-содержательное единство как основа синтеза искусств отнюдь не игнорировалось, но понималось достаточно однозначно, тематически односторонне. Подобная ситуация дала обильные всходы малосодержательных изобразительных
акцентов на фасадах или торцах зданий, выполненных в мозаике, сграффито, бетоне или проволочном рельефе» [1, с. 436]. Всплеск в области ваяния, случившийся в предреволюционные и послереволюционные годы, показал, какой высокий потенциал был у скульптуры в России: достаточно назвать всем известных А. Архипенко, О. Цадкина, В. Татлина, Б. Королева. Однако этому потенциалу не дали развиться в полной мере. «Советский народ отверг притязания формалистов. Те из них, которые искренне хотели служить своим творчеством народу и стремились к новому не в силу модных увлечений, начинали понимать всю глубину разрыва между их художественными концепциями и требованиями жизни» [16]. Многим пришлось «перестроиться» [15] (Королеву, Матвееву, Коненкову и другим), отказаться от кубис-тических форм и абстракции, ограничить творческие искания областью реалистического направления. Результат художественной деятельности в условиях социалистического реализма не имел права воплотиться в некий абстрактный образ, напрямую не связанный с «ясной и светлой идеей», и со временем это «иссушило» творческий потенциал многих ваятелей: «Перестройка пластического мышления не могла, естественно, осуществиться в короткие сроки. Лишь во второй половине 1960-х годов к скульпторам пришло более
о
органичное применение современных выразительных средств» [14, с. 25].
Особенно сильно советский период нашей истории ударил по парковой скульптуре - до поры до времени самому свободному от политических идей и пропагандистских целей виду скульптуры. В тридцатых годах формируется «советский» парковый стиль, названный в народе «девушка с веслом» [2] за многочисленное тиражирование одноименных работ И. Шадра. Этот стиль наводил скуку своим однообразием, стал нарицательным и выродился в гипсовые статуи, многочисленные вариации одной и той же темы или бесконечные копии уже известных. Таков был арсенал советского наследия в парковой скульптуре.
В последние десятилетия ХХ в. интерес к искусству подпитывается массмедиа; и не то чтобы любителей «изящного» стало много больше, скорее, выросло число интересующихся этой областью. Все сказанное в полной мере относится и к пластическим видам искусства, особенно скульптуре. Появились новые виды выставок-продаж парковой скульптуры, проводящиеся аукционными домами Кристис и Сотбис [21] непосредственно в частных парках и пределах земельных угодий. Также были организованы частные галереи парковой (ландшафтной) скульптуры в Англии и США, Австралии и других странах. Новые формы и техники дали мощный толчок многообразию скульптуры, появились целые направления, о которых еще двадцать лет назад мы мало что могли знать: лэндарт (land art), общественное искусство (public art), контемпорари (contemporary art), концептуальное искусство (conceptual art). Возникло множество терминов, которые мы ввели или вернули в наш арт-словарь [23] в последние десятилетия: инсталяция, ассамбляж, ландшафтная скульптура, общественная скульптура, лесная скульптура, корнепластика, мобили (кинетические объекты) и т. д. Появившиеся научно-популярные публикации, всевозможные справочники и энциклопеции современного искусства способствуют осведомленности публики в вопросах, связанных с новейшими творческими тенденциями.
Качественный скачок произошел в организации всевозможных симпозиумов, посвященных скульптуре, и конкурсных мероприятий, которые проводятся во многих городах России (например, один из самых известных, Пензенский симпозиум [10], с 2008 г.). Уже несколько лет администрация Санкт-Петербурга проводит симпозиумы по городской скульптуре
«Современная городская скульптура в организации ландшафта жилых кварталов» [13]. За пределами нашей страны действуют международные симпозиумы - в Европе, Америке, Китае и даже ОАЭ. В Санкт-Петербурге парк «Нева» Красногвардейского района украшают работы, приобретенные на нескольких мероприятиях. Некоторые из таких работ к тому же были точечно установлены в городе - это немного улучшило виды промышленных районов с унылыми архитектурными ансамблями и градостроительными решениями. Каждый симпозиум имеет свои особенности: например, ограничение фантазии авторов заданной темой или сроком, в течение которого необходимо создать произведение; некоторые симпозиумы диктуют размеры скульптуры или конкретный материал, в котором она должна быть исполнена. Но даже с учетом всевозможных нюансов неоспоримо формирование позитивной мотивации в среде участников: есть заказ, есть здоровая конкуренция, есть реальная возможность (что очень важно) установить скульптуру в городе.
Несмотря на растущий интерес к скульптуре в целом, современная парковая (ландшафтная) скульптура представлена в городе недостаточно, что легко заметить, прогуливаясь по нашим паркам и садам. Возможно, это происходит потому, что культура оформления парков в советское время была исчерпана, а концептуально нового подхода до сих пор не создано, так как в начале перестройки перед государством стояли более фундаментальные задачи, да и сейчас до многих сфер руки не дошли. Показательным примером служит отностельно новый парк культуры и отдыха «300-летия Санкт-Петербурга» - отсутствие ландшафтной архитектуры, художественной «нагрузки», каких-то внятных концептуальных решений и досуговых зон делают его не только несодержательным для посетителей, но и как бы раскрывают унылую сущность социально-культурных устремлений среднестатистического обывателя.
И есть еще давно ушедшие в тень современной жизни ботанические сады. Возникшие в непосредственной связи с научной целесообразностью и не предназначенные для украшения скульптурой, ботанические сады сегодня нуждаются в переосмыслении [3] концепции, в новых подходах к оформлению парка. Вообще в нашей стране налицо две проблемы, связанные с созданием садово-парковых ансамблей: первая - это недостаточное внимание и соответственно развитие парковой скульпту-
ры; и вторая - это отставание в концептуально новом художественном оформлении парков и садов по сравнению с другими странами.
При изучении скульптуры на примерах парков Великобритании (в Садели, Фар-неме [22], Чатсуорте), Северной Америки (парк скульптур «Монарх» [20], Бэттери-Парк [17]) видно, что само понятие парковой скульптуры стало гораздо шире, нежели это было прежде, и включает в себя несколько видов: ландшафтная, лэнд-арт, лесная, корнепластика и другие. Кроме того, некоторые пластические жанры можно совершенно запросто использовать при создании интерьеров, в городской среде и парках: здесь были бы уместны общественная, абстрактная, декоративная, кинести-ческая скульптуры и т. д. Наконец, на сегодняшний день существует невероятное количество техник и материалов, которые можно использовать при создании парковой скульптуры; если раньше это были камень или дерево, то сегодня это металл, проволока, пластик, стекло и всевозможные сочетания материалов, устойчивых к условиям экспонирования в естественной (природной) среде.
Начнем с «места». Одним из самых интересных проектов в настоящее время, по нашему мнению, является реновация ботанических садов, парков и даже дендропар-ков. Дело в том, что многие исторически созданные парки на сегодняшний день находятся уже на экологически непригодной для научной (ботанической) деятельности территории: всегда разбитые на некотором отдалении от города или на окраине, по мере роста города они оказываются в самом центре городской структуры со всеми вытекающими последствиями в виде загазованности атмосферы и загрязнения окружающих вод. Тем не менее ботанические сады являются зеленой зоной и хорошо организованы с ландшафтной точки зрения. Вход в такие парки обычно платный и без дополнительных мероприятий и форм презентации парка активность его посещений не особенно высока. Исключение составляют периоды сезонных событий (например, воспринимаемое в качестве традиционного «цветение орхидей» и т.п.), когда для того, чтобы дать возможность попасть в сад всем желающим, администрация продлевает часы посещений или сроки проведения выставки. Однако до наступления очередного сезонного события сады и парки зачастую пусты. Привлечение внимания к таким паркам - дело не только финансового самообеспечения,
что в принципе нереально при осуществлении полноценной научной деятельности, но это еще и поддержание авторитета старинных научных институтов, воспитание бережного отношения к природе, вовлечение населения в мир красоты через знакомство с природой и ее понимание. Реновация парка возможна только путем нового подхода к его оформлению посредством внедрения новых художественных решений.
В отличие от регулярных парков, особенно исторических, где парковый ансамбль как раз ценен своей неизменностью и сохранением эстетики, идея гармоничного слияния с природой и организации нескольких экспозиционных площадок для временных выставок экстерьерной парковой скульптуры подходит практически любым садам и паркам. Такие мероприятия привлекут посетителей в парк, а главное - предоставят возможность шире и разнообразнее демонстрировать эстетику парковой скульптуры в естественных условиях, а не в экспозиционных залах, где для понимания работы приходится либо воссоздавать, либо воображать необходимый экстерьер.
Выбор разнообразных современных техник расширил вариативность скульптуры. Известна, но почти не используется в наших парках «лесная» скульптура и корнепластика. Работы, гармонично выполненные в этой стилистике, как бы сливаются с природой. Для них можно использовать материал, всегда находящийся под рукой: части дерева, сучья, корневища и плоды -всеми этими материалами изобилуют старые парки. Наглядный пример подобного стиля - работы скульптора Хизер Джанш [19] (Heather Jansch) из Ашбертона (юг Англии, близ национального парка Дартмур). Хизер Джанш создает анималистические скульптуры (лошади, олени) в натуральную величину из коряг и веток. Работы легкие и полупрозрачные, как рисунок в альбоме, каждая ветка или коряга - это воссозданные анатомические особенности внешнего вида животного. Органичность скульптуры дополняется визуализацией, которую зритель создает в своем воображении. Кроме эстетического значения, подобные работы выполняют воспитательные функции, формируя у обывателя представление о бережном обращении с природой. Лесная скульптура очень интересна детям, стимулирует фантазию, интригует и заставляет проникнуть в замысел скульптора. Еще один пример - парк лесной скульптуры в австралийском городке
Мэрисвилл, неподалеку от Мельбурна, созданный скульптором Бруно Торфсом [18] (Bruno Torfs), ежегодно привлекающий огромное количество посетителей. Торфс создал сказочный лес, где скультуры настолько вписаны в среду, что кажутся обитателями леса. Увлекательнейшее занятие для детей и взрослых - разыскивать этих обитателей среди деревьев.
Тонко и изящно формируют пространство арт-объекты из металла, проволоки и других материалов. Такая скульптура работает не за счет объема, а за счет создания контурных очертаний, обозначения линий, имитации штриховки и текстуры. Полупрозрачный арт-объект как бы включает в себя пространство парка, создает с ним композиционное единство. В последнее время стали популярны работы из проволоки, ажурные скульптуры. Хорошо смотрится в парке на открытых площадках скультура из прорезного металла, листового железа. Павел Гуляев, Сергей Рябченко - московские скульпторы [12], работающие в этих техниках. Особый потенциал видится нам в сварной скульптуре техники ассамбляжа - недаром она популярна среди молодых скульпторов. Это происходит частью вследствие доступности материала, но основная причина - в богатстве возможностей, обеспеченной сочетанием различных форм и фактур материала. Молодые скульпторы из Петербурга Ольга Ардовская и Татьяна Шубина работают преимущественно в этой технике, несколько аналогичных работ в качестве эксперимента создал маститый Олег Жогин. Такие скульптуры также могут использоваться как интерактивные арт-объекты. То же самое можно сказать и о скульптуре из кованого железа. Игорь Андрюхин [11], скульптор, художник по металлу из Санкт-Петербурга, создает великолепные работы. Его серия «Насекомые», цветы и абстрактные декоративные арт-объкты известны не только в России, но и далеко за ее пределами.
С расширением материалов и техник стали чаще использоваться для экстерьера цветной пластик или оргстекло - особенно эффектно подобные работы смотрятся в зимнее время, оживляя монохромный, черно-белый пейзаж. Сергей Борисов, петербургский скульптор, много эскпериментирует с пластиком [5]. В зимнее время парк мало-посещаяем, в отличие от оранжерей; скульптура же будет привлекать публику в любое время года. Поэтому проект оформления, например, ботанического сада аналогичными скульптурами может стать импульсом не только в развитии художественной пласти-
ки и скульптуры, но и привлечь публику в периоды сезонного затишья.
Традиционный материал - камень -наилучшим образом подходит для парковой скульптуры. Работы из камня, предметные и абстрактные, в зависимости от замысла автора могут преодолевать материал и создавать впечатление атектонич-ности, легкой формы и движения, а могут стремиться к статичности, полноте формы (осязательность, объемность). Работы петербургских скульпторов [6] Евгения Духовного, Александра Позина, Льва Смор-гона, Марины Спивак, Евгения Ротанова, Сергея Борисова, Тарасия Трошина не только украсят любой парк, но и создадут особую ауру нового пластического понимания современной скульптуры. Работы этих мастеров формируют собственную уникальную атмосферу и способны создать на огромной территории парка системы акцентов, представляющих собой четко организованные пространственные ритмы, которые являются основой любого художественного проекта. Камень - материал, создающий ощущения прочности, традиции и стабильности. В сочетании с новыми формами это даст новое ощущение в понимании материала и пластики.
В числе других традиционных материалов необходимо выделить дерево, бронзу и керамику, использующиеся при создании абстрактных, предметных, кинетических композиций с совершенно различной архитектоникой. Если говорить о керамике, то в данном контексте необходимо упомянуть работы Юли Мурадовой, Натальи Чистяковой, Ирины Алимурзаевой, Веры Виглиной. Бронза находит применение в скульптуре Сергея Фалькина (жанр), Виталия Варгачева (анималистика). Интересен своими метафорически-философскими воздушными конструкциями из дерева и камня скульптор из Владивостока Олег Батухтин [8]. Его работы идеально подходят для открытых пространств парка.
В художественной концепции по реновации Ботанического сада основная задача - возрождение исторической памяти, сохранение гения места и духа времени. Этой теме посвящено множество работ А.Р. Водяника, члена Совета ботанических садов России: «...Сегодня, когда все российские, и вузовские в особенности, сады находятся за гранью выживания и когда в полный рост встают вопросы их эффективности, необходимо... по большому счету создавать социологию ботанических садов, дендрологических парков, в целом всей системы особо охраняемых природных
территорий. Того пространства, на кото- Основными точками, формирующими про-
ром есть два основных участника: При- странство, могут стать работы скульпторов
рода и Посетитель» [4]. Создание новой из Санкт-Петербурга, а также приглашен-
концепции с добавлением художественной ных мастеров из регионов России и Евро-
эстетики в архитектурно-ландшафтную пы. Данный проект поможет старейшему
среду исторических ботанических садов научному учреждению России, основанно-
не только расширит досуговую функцию му в 1714 году, привлечь к себе внимание
сада, но и будет отвечать общемировым ху- публики, даст импульс для развития парко-
дожественно-эстетическим направлениям вой и ландшафтной скульптуры, досадным
развития подобных садов и парков. образом не востребованной ранее, привле-
С учетом специфики Ботанического чет внимание административных и част-
сада, природных, исторических и культур- ных лиц в качестве примера для будущих
ных особенностей его территории, худо- проектов по оформлению садов и парков, а
жественное решение по оформлению сада главное - продвинет пластическое искусст-
современной скульптурой позволит орга- во на качественно новый уровень, придав
нично дополнить существующий ланд- ему вес и значение в глазах не только ху-
шафт, избегая пересечений в экспозициях. дожников-скульпторов, но и публики.
Список литературы:
[1] Азизян И.А. Диалог искусств XX века: Очерки очерки взаимодействия искусств в культуре. - М.: изд-во ЛКИ, 2008. - 592 с.
[2] Википедия - свободная энциклопедия. «Девушка с веслом». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%E2%F3%F8%EA%E0_%F1_%E2%E5%F1%EB%EE%EC (13.02. 2014)
[3] Водяник А.Р. Ботанический сад: скульптура природы // EcoRussia.info [медиаресурс]. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.ecorussia.info/ru/blogs/people/140/99 (13.03.2014)
[4] Водяник А.Р. Ботанический сад: другое измерение // EcoRussia.info [медиаресурс]. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.ecorussia.info/ru/blogs/people/140/98 (13.03.2014)
[5] Галерея «12 июля». Выставка С. Борисова «СКУЛЬПТУРА. ГРАФИКА». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.12-july.ru/vystavka/vystavka-sergeya-borisova-skulptura-grafika (15.02.2014)
[6] Галерея Современной Скульптуры скульптуры и Пластики пластики. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.sculptureinrussia.com (03.03.2014)
[7] Государственный музей городской скульптуры. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.gmgs.ru (12.10. 2013)
[8] Дальневосточный федеральный университет. Современное искусство в ДВФУ. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://oldnew.dvfu.ru/publications/news/2012-09-14-prepodavatel.htm (28.02.2014)
[9] Долгов В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней. Глава 18. Культура периода застоя. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Polit/Dolg/18.php (03.11. 2013)
[10] Международный Скульптурный скульптурный Симпозиум симпозиум. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.symposiumsculpture.ru/ (14.09.2013)
[11] Металлотека. Персональная страница Игоря Андрюхина. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// www.stroykrowspb.ru/links.html (15.01.2014)
[12] Объединение московских скульпторов. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.oms.ru (13.01.2014)
[13] Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по градостроительству и архитектуре. Анонс симпозиума. - Интернет-ресурсисточник. Режим доступа: http://www.kgainfo.spb.ru/news/492.html (14.02.2014)
[14] Светлов И.Е. О советской скульптуре 1960-1980. Очерки. - М., 1984. - 25 c.
[15] Хан-Магомедов С.О. Борис Королев. - М.: Фонд «Русский авангард», 2007. - 168 с.
[16] ARTYX.RU: история искусств. Всеобщая история искусств. Том 6, книга вторая. Искусство ХХ века. Р. Аболина. Скульптура. - Интернет-ресурс. Режим доступа: artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000029/ st008.shtml (03.10. 2013)
[17] Battery Park City Authority. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.tomostudio.com/exhibitions_bpc. html (05.02.2014).
[18] Bruno's Art & Sculpture Garden - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.brunosart.com/ (15.10.2013)
[19] Heather Jansch International. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.heatherjansch.com/index.php
(15.10.2013)
[20] Monarch Sculpture Park. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.monarchartcenter.org/exhibits.php
(15.02.2014)
[21] Sotheby's. Выставка продажа парковой скульптуры: Beyond Limits - Sotheby's at Chatsworth. - Интернет-ресурс. Режим доступа: /www.sothebys.com/en/auctions/2013/beyond-limits-chatsworth-2013 -l13 010. html#&i=0 (15.03.2014)
[22] The sculpture park. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.thesculpturepark.com/ (10.09.2013)
[23] Malpas W. Land art: a complete guide to landscape, environmental, earthworks, nature, sculpture and installation art. - London: Crescent Moon Publishing, 2013. - 380 p.
о