Научная статья на тему 'Потенциальные возможности современной парковой скульптуры при реновации ботанических садов'

Потенциальные возможности современной парковой скульптуры при реновации ботанических садов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
424
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВКИ ЛАНДШАФТНОЙ СКУЛЬПТУРЫ / БОТАНИЧЕСКИЙ САД / ЛАНДШАФТНАЯ СКУЛЬПТУРА / ПАРК СКУЛЬПТУРЫ / ПАРКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциальные возможности современной парковой скульптуры при реновации ботанических садов»

ГОРОДСКАЯ СРЕДА

УДК 7.73.03 ББК 85.1

С.В. Касым

потенциальные возможности современной парковой скульптуры при реновации ботанических садов

Изложен краткий обзор парковой скульптуры в России, исторические предпосылки и ситуация настоящего времени. Проанализировано художественное оформление парков в Санкт-Петербурге и мире. Предложено решение по реновации старинных парков и ботанических садов, что одновременно даст импульс развитию современной парковой (ландшафтной) скульптуры. Изложена концепция оформления парка, проведено исследование работ современных скульпторов для экспозиции в Ботаническом саду в Санкт-Петербурге.

Ключевые слова:

выставки ландшафтной скульптуры, ботанический сад, ландшафтная скульптура, парк скульптуры, парки Санкт-Петербурга.

Если вообразить некую «шкалу внимания» к определенным видам визуальных искусств, то скульптура вызывает у публики наименьший интерес. Во всех художественных музеях (если это не музей скульптуры [7], конечно) и выставочных залах скульптура представлена куда скромнее, нежели живопись. Тем не менее благодаря появлению новых техник, расширению спектра материалов и возникновению свежих культурологических тенденций искусство скульптуры значительно расширило свои границы. В настоящей статье мы не затрагиваем общих вопросов, речь пойдет о парковой (ландшафтной) скульптуре и тех условиях, которые могут послужить импульсом для ее развития, в том числе и с практической точки зрения.

В Советском Союзе скульптуре, благодаря ее способности организовывать пространство и действовать на восприятие человека не только зрительно, но и тактильно, преимущественно отводилась роль средства политической и социальной пропаганды. Такой подход постепенно привел к застою [9] этого направления искусства и отставанию в художественном развитии: «Идейно-содержательное единство как основа синтеза искусств отнюдь не игнорировалось, но понималось достаточно однозначно, тематически односторонне. Подобная ситуация дала обильные всходы малосодержательных изобразительных

акцентов на фасадах или торцах зданий, выполненных в мозаике, сграффито, бетоне или проволочном рельефе» [1, с. 436]. Всплеск в области ваяния, случившийся в предреволюционные и послереволюционные годы, показал, какой высокий потенциал был у скульптуры в России: достаточно назвать всем известных А. Архипенко, О. Цадкина, В. Татлина, Б. Королева. Однако этому потенциалу не дали развиться в полной мере. «Советский народ отверг притязания формалистов. Те из них, которые искренне хотели служить своим творчеством народу и стремились к новому не в силу модных увлечений, начинали понимать всю глубину разрыва между их художественными концепциями и требованиями жизни» [16]. Многим пришлось «перестроиться» [15] (Королеву, Матвееву, Коненкову и другим), отказаться от кубис-тических форм и абстракции, ограничить творческие искания областью реалистического направления. Результат художественной деятельности в условиях социалистического реализма не имел права воплотиться в некий абстрактный образ, напрямую не связанный с «ясной и светлой идеей», и со временем это «иссушило» творческий потенциал многих ваятелей: «Перестройка пластического мышления не могла, естественно, осуществиться в короткие сроки. Лишь во второй половине 1960-х годов к скульпторам пришло более

о

органичное применение современных выразительных средств» [14, с. 25].

Особенно сильно советский период нашей истории ударил по парковой скульптуре - до поры до времени самому свободному от политических идей и пропагандистских целей виду скульптуры. В тридцатых годах формируется «советский» парковый стиль, названный в народе «девушка с веслом» [2] за многочисленное тиражирование одноименных работ И. Шадра. Этот стиль наводил скуку своим однообразием, стал нарицательным и выродился в гипсовые статуи, многочисленные вариации одной и той же темы или бесконечные копии уже известных. Таков был арсенал советского наследия в парковой скульптуре.

В последние десятилетия ХХ в. интерес к искусству подпитывается массмедиа; и не то чтобы любителей «изящного» стало много больше, скорее, выросло число интересующихся этой областью. Все сказанное в полной мере относится и к пластическим видам искусства, особенно скульптуре. Появились новые виды выставок-продаж парковой скульптуры, проводящиеся аукционными домами Кристис и Сотбис [21] непосредственно в частных парках и пределах земельных угодий. Также были организованы частные галереи парковой (ландшафтной) скульптуры в Англии и США, Австралии и других странах. Новые формы и техники дали мощный толчок многообразию скульптуры, появились целые направления, о которых еще двадцать лет назад мы мало что могли знать: лэндарт (land art), общественное искусство (public art), контемпорари (contemporary art), концептуальное искусство (conceptual art). Возникло множество терминов, которые мы ввели или вернули в наш арт-словарь [23] в последние десятилетия: инсталяция, ассамбляж, ландшафтная скульптура, общественная скульптура, лесная скульптура, корнепластика, мобили (кинетические объекты) и т. д. Появившиеся научно-популярные публикации, всевозможные справочники и энциклопеции современного искусства способствуют осведомленности публики в вопросах, связанных с новейшими творческими тенденциями.

Качественный скачок произошел в организации всевозможных симпозиумов, посвященных скульптуре, и конкурсных мероприятий, которые проводятся во многих городах России (например, один из самых известных, Пензенский симпозиум [10], с 2008 г.). Уже несколько лет администрация Санкт-Петербурга проводит симпозиумы по городской скульптуре

«Современная городская скульптура в организации ландшафта жилых кварталов» [13]. За пределами нашей страны действуют международные симпозиумы - в Европе, Америке, Китае и даже ОАЭ. В Санкт-Петербурге парк «Нева» Красногвардейского района украшают работы, приобретенные на нескольких мероприятиях. Некоторые из таких работ к тому же были точечно установлены в городе - это немного улучшило виды промышленных районов с унылыми архитектурными ансамблями и градостроительными решениями. Каждый симпозиум имеет свои особенности: например, ограничение фантазии авторов заданной темой или сроком, в течение которого необходимо создать произведение; некоторые симпозиумы диктуют размеры скульптуры или конкретный материал, в котором она должна быть исполнена. Но даже с учетом всевозможных нюансов неоспоримо формирование позитивной мотивации в среде участников: есть заказ, есть здоровая конкуренция, есть реальная возможность (что очень важно) установить скульптуру в городе.

Несмотря на растущий интерес к скульптуре в целом, современная парковая (ландшафтная) скульптура представлена в городе недостаточно, что легко заметить, прогуливаясь по нашим паркам и садам. Возможно, это происходит потому, что культура оформления парков в советское время была исчерпана, а концептуально нового подхода до сих пор не создано, так как в начале перестройки перед государством стояли более фундаментальные задачи, да и сейчас до многих сфер руки не дошли. Показательным примером служит отностельно новый парк культуры и отдыха «300-летия Санкт-Петербурга» - отсутствие ландшафтной архитектуры, художественной «нагрузки», каких-то внятных концептуальных решений и досуговых зон делают его не только несодержательным для посетителей, но и как бы раскрывают унылую сущность социально-культурных устремлений среднестатистического обывателя.

И есть еще давно ушедшие в тень современной жизни ботанические сады. Возникшие в непосредственной связи с научной целесообразностью и не предназначенные для украшения скульптурой, ботанические сады сегодня нуждаются в переосмыслении [3] концепции, в новых подходах к оформлению парка. Вообще в нашей стране налицо две проблемы, связанные с созданием садово-парковых ансамблей: первая - это недостаточное внимание и соответственно развитие парковой скульпту-

ры; и вторая - это отставание в концептуально новом художественном оформлении парков и садов по сравнению с другими странами.

При изучении скульптуры на примерах парков Великобритании (в Садели, Фар-неме [22], Чатсуорте), Северной Америки (парк скульптур «Монарх» [20], Бэттери-Парк [17]) видно, что само понятие парковой скульптуры стало гораздо шире, нежели это было прежде, и включает в себя несколько видов: ландшафтная, лэнд-арт, лесная, корнепластика и другие. Кроме того, некоторые пластические жанры можно совершенно запросто использовать при создании интерьеров, в городской среде и парках: здесь были бы уместны общественная, абстрактная, декоративная, кинести-ческая скульптуры и т. д. Наконец, на сегодняшний день существует невероятное количество техник и материалов, которые можно использовать при создании парковой скульптуры; если раньше это были камень или дерево, то сегодня это металл, проволока, пластик, стекло и всевозможные сочетания материалов, устойчивых к условиям экспонирования в естественной (природной) среде.

Начнем с «места». Одним из самых интересных проектов в настоящее время, по нашему мнению, является реновация ботанических садов, парков и даже дендропар-ков. Дело в том, что многие исторически созданные парки на сегодняшний день находятся уже на экологически непригодной для научной (ботанической) деятельности территории: всегда разбитые на некотором отдалении от города или на окраине, по мере роста города они оказываются в самом центре городской структуры со всеми вытекающими последствиями в виде загазованности атмосферы и загрязнения окружающих вод. Тем не менее ботанические сады являются зеленой зоной и хорошо организованы с ландшафтной точки зрения. Вход в такие парки обычно платный и без дополнительных мероприятий и форм презентации парка активность его посещений не особенно высока. Исключение составляют периоды сезонных событий (например, воспринимаемое в качестве традиционного «цветение орхидей» и т.п.), когда для того, чтобы дать возможность попасть в сад всем желающим, администрация продлевает часы посещений или сроки проведения выставки. Однако до наступления очередного сезонного события сады и парки зачастую пусты. Привлечение внимания к таким паркам - дело не только финансового самообеспечения,

что в принципе нереально при осуществлении полноценной научной деятельности, но это еще и поддержание авторитета старинных научных институтов, воспитание бережного отношения к природе, вовлечение населения в мир красоты через знакомство с природой и ее понимание. Реновация парка возможна только путем нового подхода к его оформлению посредством внедрения новых художественных решений.

В отличие от регулярных парков, особенно исторических, где парковый ансамбль как раз ценен своей неизменностью и сохранением эстетики, идея гармоничного слияния с природой и организации нескольких экспозиционных площадок для временных выставок экстерьерной парковой скульптуры подходит практически любым садам и паркам. Такие мероприятия привлекут посетителей в парк, а главное - предоставят возможность шире и разнообразнее демонстрировать эстетику парковой скульптуры в естественных условиях, а не в экспозиционных залах, где для понимания работы приходится либо воссоздавать, либо воображать необходимый экстерьер.

Выбор разнообразных современных техник расширил вариативность скульптуры. Известна, но почти не используется в наших парках «лесная» скульптура и корнепластика. Работы, гармонично выполненные в этой стилистике, как бы сливаются с природой. Для них можно использовать материал, всегда находящийся под рукой: части дерева, сучья, корневища и плоды -всеми этими материалами изобилуют старые парки. Наглядный пример подобного стиля - работы скульптора Хизер Джанш [19] (Heather Jansch) из Ашбертона (юг Англии, близ национального парка Дартмур). Хизер Джанш создает анималистические скульптуры (лошади, олени) в натуральную величину из коряг и веток. Работы легкие и полупрозрачные, как рисунок в альбоме, каждая ветка или коряга - это воссозданные анатомические особенности внешнего вида животного. Органичность скульптуры дополняется визуализацией, которую зритель создает в своем воображении. Кроме эстетического значения, подобные работы выполняют воспитательные функции, формируя у обывателя представление о бережном обращении с природой. Лесная скульптура очень интересна детям, стимулирует фантазию, интригует и заставляет проникнуть в замысел скульптора. Еще один пример - парк лесной скульптуры в австралийском городке

Мэрисвилл, неподалеку от Мельбурна, созданный скульптором Бруно Торфсом [18] (Bruno Torfs), ежегодно привлекающий огромное количество посетителей. Торфс создал сказочный лес, где скультуры настолько вписаны в среду, что кажутся обитателями леса. Увлекательнейшее занятие для детей и взрослых - разыскивать этих обитателей среди деревьев.

Тонко и изящно формируют пространство арт-объекты из металла, проволоки и других материалов. Такая скульптура работает не за счет объема, а за счет создания контурных очертаний, обозначения линий, имитации штриховки и текстуры. Полупрозрачный арт-объект как бы включает в себя пространство парка, создает с ним композиционное единство. В последнее время стали популярны работы из проволоки, ажурные скульптуры. Хорошо смотрится в парке на открытых площадках скультура из прорезного металла, листового железа. Павел Гуляев, Сергей Рябченко - московские скульпторы [12], работающие в этих техниках. Особый потенциал видится нам в сварной скульптуре техники ассамбляжа - недаром она популярна среди молодых скульпторов. Это происходит частью вследствие доступности материала, но основная причина - в богатстве возможностей, обеспеченной сочетанием различных форм и фактур материала. Молодые скульпторы из Петербурга Ольга Ардовская и Татьяна Шубина работают преимущественно в этой технике, несколько аналогичных работ в качестве эксперимента создал маститый Олег Жогин. Такие скульптуры также могут использоваться как интерактивные арт-объекты. То же самое можно сказать и о скульптуре из кованого железа. Игорь Андрюхин [11], скульптор, художник по металлу из Санкт-Петербурга, создает великолепные работы. Его серия «Насекомые», цветы и абстрактные декоративные арт-объкты известны не только в России, но и далеко за ее пределами.

С расширением материалов и техник стали чаще использоваться для экстерьера цветной пластик или оргстекло - особенно эффектно подобные работы смотрятся в зимнее время, оживляя монохромный, черно-белый пейзаж. Сергей Борисов, петербургский скульптор, много эскпериментирует с пластиком [5]. В зимнее время парк мало-посещаяем, в отличие от оранжерей; скульптура же будет привлекать публику в любое время года. Поэтому проект оформления, например, ботанического сада аналогичными скульптурами может стать импульсом не только в развитии художественной пласти-

ки и скульптуры, но и привлечь публику в периоды сезонного затишья.

Традиционный материал - камень -наилучшим образом подходит для парковой скульптуры. Работы из камня, предметные и абстрактные, в зависимости от замысла автора могут преодолевать материал и создавать впечатление атектонич-ности, легкой формы и движения, а могут стремиться к статичности, полноте формы (осязательность, объемность). Работы петербургских скульпторов [6] Евгения Духовного, Александра Позина, Льва Смор-гона, Марины Спивак, Евгения Ротанова, Сергея Борисова, Тарасия Трошина не только украсят любой парк, но и создадут особую ауру нового пластического понимания современной скульптуры. Работы этих мастеров формируют собственную уникальную атмосферу и способны создать на огромной территории парка системы акцентов, представляющих собой четко организованные пространственные ритмы, которые являются основой любого художественного проекта. Камень - материал, создающий ощущения прочности, традиции и стабильности. В сочетании с новыми формами это даст новое ощущение в понимании материала и пластики.

В числе других традиционных материалов необходимо выделить дерево, бронзу и керамику, использующиеся при создании абстрактных, предметных, кинетических композиций с совершенно различной архитектоникой. Если говорить о керамике, то в данном контексте необходимо упомянуть работы Юли Мурадовой, Натальи Чистяковой, Ирины Алимурзаевой, Веры Виглиной. Бронза находит применение в скульптуре Сергея Фалькина (жанр), Виталия Варгачева (анималистика). Интересен своими метафорически-философскими воздушными конструкциями из дерева и камня скульптор из Владивостока Олег Батухтин [8]. Его работы идеально подходят для открытых пространств парка.

В художественной концепции по реновации Ботанического сада основная задача - возрождение исторической памяти, сохранение гения места и духа времени. Этой теме посвящено множество работ А.Р. Водяника, члена Совета ботанических садов России: «...Сегодня, когда все российские, и вузовские в особенности, сады находятся за гранью выживания и когда в полный рост встают вопросы их эффективности, необходимо... по большому счету создавать социологию ботанических садов, дендрологических парков, в целом всей системы особо охраняемых природных

территорий. Того пространства, на кото- Основными точками, формирующими про-

ром есть два основных участника: При- странство, могут стать работы скульпторов

рода и Посетитель» [4]. Создание новой из Санкт-Петербурга, а также приглашен-

концепции с добавлением художественной ных мастеров из регионов России и Евро-

эстетики в архитектурно-ландшафтную пы. Данный проект поможет старейшему

среду исторических ботанических садов научному учреждению России, основанно-

не только расширит досуговую функцию му в 1714 году, привлечь к себе внимание

сада, но и будет отвечать общемировым ху- публики, даст импульс для развития парко-

дожественно-эстетическим направлениям вой и ландшафтной скульптуры, досадным

развития подобных садов и парков. образом не востребованной ранее, привле-

С учетом специфики Ботанического чет внимание административных и част-

сада, природных, исторических и культур- ных лиц в качестве примера для будущих

ных особенностей его территории, худо- проектов по оформлению садов и парков, а

жественное решение по оформлению сада главное - продвинет пластическое искусст-

современной скульптурой позволит орга- во на качественно новый уровень, придав

нично дополнить существующий ланд- ему вес и значение в глазах не только ху-

шафт, избегая пересечений в экспозициях. дожников-скульпторов, но и публики.

Список литературы:

[1] Азизян И.А. Диалог искусств XX века: Очерки очерки взаимодействия искусств в культуре. - М.: изд-во ЛКИ, 2008. - 592 с.

[2] Википедия - свободная энциклопедия. «Девушка с веслом». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%E2%F3%F8%EA%E0_%F1_%E2%E5%F1%EB%EE%EC (13.02. 2014)

[3] Водяник А.Р. Ботанический сад: скульптура природы // EcoRussia.info [медиаресурс]. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.ecorussia.info/ru/blogs/people/140/99 (13.03.2014)

[4] Водяник А.Р. Ботанический сад: другое измерение // EcoRussia.info [медиаресурс]. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.ecorussia.info/ru/blogs/people/140/98 (13.03.2014)

[5] Галерея «12 июля». Выставка С. Борисова «СКУЛЬПТУРА. ГРАФИКА». - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.12-july.ru/vystavka/vystavka-sergeya-borisova-skulptura-grafika (15.02.2014)

[6] Галерея Современной Скульптуры скульптуры и Пластики пластики. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.sculptureinrussia.com (03.03.2014)

[7] Государственный музей городской скульптуры. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.gmgs.ru (12.10. 2013)

[8] Дальневосточный федеральный университет. Современное искусство в ДВФУ. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://oldnew.dvfu.ru/publications/news/2012-09-14-prepodavatel.htm (28.02.2014)

[9] Долгов В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней. Глава 18. Культура периода застоя. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Polit/Dolg/18.php (03.11. 2013)

[10] Международный Скульптурный скульптурный Симпозиум симпозиум. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.symposiumsculpture.ru/ (14.09.2013)

[11] Металлотека. Персональная страница Игоря Андрюхина. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http:// www.stroykrowspb.ru/links.html (15.01.2014)

[12] Объединение московских скульпторов. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.oms.ru (13.01.2014)

[13] Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по градостроительству и архитектуре. Анонс симпозиума. - Интернет-ресурсисточник. Режим доступа: http://www.kgainfo.spb.ru/news/492.html (14.02.2014)

[14] Светлов И.Е. О советской скульптуре 1960-1980. Очерки. - М., 1984. - 25 c.

[15] Хан-Магомедов С.О. Борис Королев. - М.: Фонд «Русский авангард», 2007. - 168 с.

[16] ARTYX.RU: история искусств. Всеобщая история искусств. Том 6, книга вторая. Искусство ХХ века. Р. Аболина. Скульптура. - Интернет-ресурс. Режим доступа: artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000029/ st008.shtml (03.10. 2013)

[17] Battery Park City Authority. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.tomostudio.com/exhibitions_bpc. html (05.02.2014).

[18] Bruno's Art & Sculpture Garden - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.brunosart.com/ (15.10.2013)

[19] Heather Jansch International. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.heatherjansch.com/index.php

(15.10.2013)

[20] Monarch Sculpture Park. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.monarchartcenter.org/exhibits.php

(15.02.2014)

[21] Sotheby's. Выставка продажа парковой скульптуры: Beyond Limits - Sotheby's at Chatsworth. - Интернет-ресурс. Режим доступа: /www.sothebys.com/en/auctions/2013/beyond-limits-chatsworth-2013 -l13 010. html#&i=0 (15.03.2014)

[22] The sculpture park. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.thesculpturepark.com/ (10.09.2013)

[23] Malpas W. Land art: a complete guide to landscape, environmental, earthworks, nature, sculpture and installation art. - London: Crescent Moon Publishing, 2013. - 380 p.

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.