Научная статья на тему 'Парки современной скульптуры в городской среде Санкт-Петербурга конца XX – начала XXI веков'

Парки современной скульптуры в городской среде Санкт-Петербурга конца XX – начала XXI веков Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
702
127
Поделиться
Ключевые слова
ПАРК СКУЛЬПТУРЫ / СОВРЕМЕННАЯ СКУЛЬПТУРА / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ВЫСТАВКА ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Горленко Алина Сергеевна

В статье впервые сведена и осмыслена информация о существующих в Санкт-Петербурге парках современной скульптуры. Основные скульптурные комплексы под открытым небом систематизированы, охарактеризованы и сопоставлены по принципу их формирования и размещения в пространстве города. Осмысление результатов набирающей популярность практики установки скульптур в городской среде может быть полезно искусствоведам, культурологам, социологам, кураторам выставок современного искусства, скульпторам, архитекторам и градостроителям.

Parks of Modern Sculpture in St. Petersburg''s Urban Environment of the End of the 20th and the Beginning of the 21st Century

The information regarding the parks of modern sculpture in St. Petersburg has been combined and comprehended in the present article for the first time. The main outdoor sculp tural complexes are systematized, characterized and compared according to the principles of their formation and their layout in the urban space. The comprehension of the results of the practice of setting up sculptures in the urban environment which is gaining popularity may be of use to art historians, culturologists, sociologists, those who are in charge of modern art exhibi tions, sculptors, architects and town planners.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Парки современной скульптуры в городской среде Санкт-Петербурга конца XX – начала XXI веков»

REFERENCES

1. Larosh G A. Vospominanija o P. I. Chajkovskom. Tsit. s intemet-sajta: www.tchaikov.ru

2. Orlova E. Romansy Chajkovskogo. M.; L., 1948.

А. С. Горленко

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

ПАРКИ СОВРЕМЕННОЙ СКУЛЬПТУРЫ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА конца XX — начала XXI веков

В статье впервые сведена и осмыслена информация о существующих в Санкт-Петербурге парках современной скульптуры. Основные скульптурные комплексы под открытым небом систематизированы, охарактеризованы и сопоставлены по принципу их формирования и размещения в пространстве города. Осмысление результатов набирающей популярность практики установки скульптур в городской среде может быть полезно искусствоведам, культурологам, социологам, кураторам выставок современного искусства, скульпторам, архитекторам и градостроителям.

Ключевые слова: парк скульптуры, современная скульптура, городская среда, выставка под открытым небом.

A. Gorlenko

Parks of Modern Sculpture in St. Petersburg's Urban Environment of the End of the 20th and the Beginning of the 21st Century

The information regarding the parks of modern sculpture in St. Petersburg has been combined and comprehended in the present article for the first time. The main outdoor sculptural complexes are systematized, characterized and compared according to the principles of their formation and their layout in the urban space. The comprehension of the results of the practice of setting up sculptures in the urban environment which is gaining popularity may be of use to art historians, culturologists, sociologists, those who are in charge of modern art exhibitions, sculptors, architects and town planners.

Keywords: park of sculpture, modem sculpture, urban environment, outdoor exhibition.

Парк скульптуры — это комплекс скульптур, постоянно или временно экспонируемый в парковой среде или на территории, прилегающей к общественному зданию. В Европе практика включения изваяний в ансамбли садов и парков существует почти три тысячи лет — с 776 г. до н. э. «священная роща» Альтис г. Олимпия (Греция) украшалась статуями богов и победителей на Олимпийских играх [2, с. 49]. Однако опыту

создания парка скульптуры как своего рода самостоятельной выставочной площадки для демонстрации образцов современной пластики — чуть более ста лет. К настоящему времени установка скульптурных комплексов под открытым небом в виде парка скульптуры (или «сада скульптуры») стала распространённой мировой практикой (the Vigeland Sculpture Park, 1924-1949 — Норвегия; the Toronto Sculpture Garden, 1981

— Канада; the Changchun World Sculpture Park, 2003 — Китай и мн. др.). Специалисты отмечают, что в Санкт-Петербурге (Ленинграде) идея создания парка современной скульптуры впервые воплощена в 1972 г. в парке им. В. И. Ленина (ныне Александровском парке) [7, с. 113]. От органично вписанных в природное окружение скульптурных коллекций и тематических групп парковых ансамблей Петербурга — Ленинграда (Летний сад, 1704; ЦПКиО им. С.М. Кирова, 1931; Московский и Приморский парки Победы, 1945-1954), наделённых просветительской или мемориальной функциями, произведения парков скульптуры отличает «выставочный», станковый характер. Камерные изваяния парков скульптуры сгруппированы на небольшом участке пространства с целью показа их индивидуальных художественно-выразительных особенностей и рассчитаны на внимательное осмысление зрителем с близкого расстояния. Природная среда выступает своеобразной «рамой» и зелёным «фоном» для экспонатов парков скульптуры, и лишь в некоторых случаях изваяния пластически и образно взаимодействуют с окружением.

Поскольку парковые скульптурные комплексы создаются во всем мире, а их появление зачастую имеет «произвольный» характер («стихийное» сосредоточение арт-объектов на общей территории), не представляется возможным охватить весь объём публикаций о зарубежных и российских парках скульптуры. Сведения о полутора десятках петербургских парков скульптуры многочисленны, но имеют краткий и разрозненный характер. Данные о произведениях нескольких пластических комплексов представлены в справочно-энциклопедических изданиях по современной городской скульптуре Санкт-Петербурга [3; 6; 7]. Конкретным паркам скульптуры посвящены две информационные брошюры [11; 12]. Осмысление отдельных скульптурных комплексов можно видеть в статьях Д. Агаповой [1], И. В. Ивановой [5] и А. Мудрова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8]. Информация о двух парках скульптуры размещена на их официальных сайтах [9; 10]. Огромное количество субъективноописательных сведений сосредоточено в сети Интернет. Обобщающих исследований о петербургских парках скульптуры обнаружить не удалось.

Для написания статьи использованы материалы из личного архива автора: портфолио «Скульптурный ансамбль “Первая скрипка”» (из архива скульптора Т. Л. Нико-госяна); интервью со скульпторами М. М. Ершовым, Е. Н. Ротановым и Б. М. Сергеевым, с главным специалистом отдела эстетики городской среды Санкт-Петербурга

А. А. Мамединовым, с ответственным секретарём симпозиума по городской скульптуре 2011 г. Е. А. Кириченко; авторские фотографии парков скульптуры и зарисовки планов их экспозиций.

Парки скульптуры, как правило, создают либо при комплексном благоустройстве и озеленении участка городского пространства, либо после проведения выставок, художественных акций и симпозиумов по скульптуре. Пластические комплексы различны и по принципу размещения в пространстве города, и по принципу организации экспозиции внутри парка и взаимодействия скульптур со средой и зрителем.

При анализе принципов включения парковых скульптурных комплексов в городскую среду Петербурга целесообразно опереться на концепцию исследователя советской и зарубежной городской скульптуры И.В. Ивановой, выделившей два типа размещения садов скульптуры в структуре города [4]:

1. «Сады скульптуры, которые представляют собой пространственные композиции паркового характера, созданные либо как самостоятельное звено в структуре города, либо как подчинённые более крупному парковому образованию» [4, с. 102-103]. В данной статье такой тип сада скульптуры называется «пейзажный тип», а два варианта его воплощения обозначены как «пей-

зажно-локальный тип парка» («своего рода “острова” пластики» [4, с. 109] в городской среде, от крупных парков до камерных скверов) и «пейзажный тип “парк в парке”» («фрагмент крупного паркового ансамбля» [4, с. 109]).

2. «Сады скульптуры, включённые в композицию общественных зданий» [4, с. 103]

— зелёные рекреационные зоны, расположенные перед фасадом или на территории внутреннего двора архитектурного комплекса. Тематика скульптур обусловлена историей или общественной функцией сооружения. В данной статье такой тип сада скульптуры называется «урбанизированный тип».

Анализируя принципы формирования экспозиции парков скульптуры и взаимосвязи изваяний с окружающей средой, можно выделить два варианта. Первый — «ансамблево-проектный» принцип сложения экспозиции — характерен для парков скульптуры, создаваемых по единому архитектурно-ландшафтному проекту благоустройства участка городского пространства. Произведения устанавливают единовременно, траектория прокладываемых пешеходных дорожек согласуется с размещением и образно-смысловым содержанием скульптур. Группа изваяний является элементом дизайна среды. В наиболее удачных ансамблях делается акцент на помещении работ в пейзажное окружение — усиливаются пленэрные качества скульптур и их пластическое взаимодействие с природой. Второй — «выставочный» принцип — уподобляет парк скульптуры выставке изваяний под открытым небом. «Самоценные» скульптуры «живописно» рассредоточены на газоне и служат напоминанием о прошедшем симпозиуме или выставке, обретшей «вечный» характер.

Совмещение типов включения парков скульптуры в городскую среду Санкт-Петербурга («пейзажный» и «урбанизированный») с принципами формирования их экспозиции («проектный» и «выставоч-

ный») при систематизации скульптурнопарковых комплексов позволяет осмыслить специфику каждого из них и выявить общие тенденции.

Среди петербургских парков скульптуры по «пейзажно-локальному типу» (самостоятельное звено в структуре города) и ансамблево-проектному принципу создана скульптурная группа «Первая скрипка» в сквере им. композитора А. П. Петрова («Студия Креативной Вещи»: ск. А. Добровольский, Е. Лекус, А. Недоступ, Т. Никого-сян, О. Свирко, арх. А. А. Трумм, 2008; Ка-менноостровский пр., между д. 32а/47 и 26-28). Благодаря скульптурно-ландшафтному ансамблю, конфигурация центральной площадки которого и размещённые вокруг неё скульптуры обыгрывают форму скрипки, небольшой сквер обрёл мемориальную функцию. Ориентированные в сторону тротуара и проезжей части изваяния способствуют «объединению» пространств и привлечению пешеходов в сквер.

По «пейзажно-локальному типу» (самостоятельное звено в структуре города) и выставочному принципу организована экспозиция на Тульской ул., д. 3-7. Три изваяния, созданные на симпозиуме по скульптуре 1995 г. — «Даная» (ск. В. И. Винниченко), «Кариатида» (ск. А. М. Блонский), «Орфей» (ск. М. М. Ершов) — фланкируют вход в сквер, четвёртое — «Материнство» (ск. Е. Н. Ротанов) — размещено у здания напротив.

Ансамблево-проектный принцип создания сада скульптуры «пейзажного типа “парк в парке”» (подчинённого более крупному парковому образованию) позволил в Александровском парке органично включить изваяния в пленэрное окружение. В 1970-1972 гг. специально для установки лирических бронзовых скульптур, показанных ленинградскими мастерами на городских выставках — «Утро» (ск. В. Л. Рыбалко), «Молодость» (ск. Н. С. Кочунов), «Мать и сын» (ск. И. А. Венкова), «Дети» (ск. А. Н. Черницкий), «Художница» (ск. Е. А. Ген-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дельман) и др., — была произведена перепланировка части парка (арх. А. Г. Леляков), а в 1991 г. добавлено изваяние «Алёнушка» (В. Г. Стамов). В Малоохтинском парке в 2011 г. установлены работы участников «Сим позиума по городской скульптуре, посвящённого году Испании и Италии в России». Художественно-выразительные особенности скульптур усилены их размещением в природной среде: «Венеция» (ск. В. А. Гаврилов /В. Вотский/) — в виде перевёрнутой гондолы у пруда, «Любовники» (ск. С. В. Демидова) — изваяние обнимающейся пары окружено соснами, «Дали созерцающий» (ск. А. Е. Фатхуллина) — усы художника визуально соотносятся с ветвями высящегося над скульптурой старого дуба. Благодаря сочетанию с ландшафтом в изваяниях раскрылся их пленэрный характер.

К этому типу может быть отнесён характерный для современной художественной практики «Открытый образовательнотуристический комплекс “МИНИ-Санкт-Петербург”» (коллектив авторов «Музей скульптуры “Галерея 3D”», 2011), находящийся в другой части Александровского парка. Объект представляет собой «наземный» бронзовый рельеф-макет, в котором крупноформатные трёхмерные модели петербургских архитектурных сооружений (в масштабе 1:50) размещены на карте города с реками и каналами из полированного гранита. Неподалеку установлены скульптурная группа «Зодчие» — первостроители Санкт-Петербурга (ск. А. М. Таратынов) и «Святой Апостол Пётр» (ск. М. В. Дронов). Проект предполагает активное участие зрителей: один из стульев оставлен пустым и каждый может присесть рядом с Растрелли, Росси, Тома де Томоном, Монферраном и «символически принять участие в обсуждении плана города» [10].

В «пейзажном типе сада скульптуры “парк в парке”» (подчинённом более крупному парковому образованию), уподобленном выставке под открытым небом, можно выявить два варианта — персональная и коллективная экспозиция.

Первый — представляет «персональную выставку» — собрание произведений А. Н. Черницкого «Восходящее солнце», «Девушка», «Земля», «Людоед» в парке у Мурин-ского ручья (пр. Луначарского, д. 82-84; арх. А. Г. Леляков, Г. Л. Шолохова, 1985-1987).

Второй вариант организован как экспозиция «коллективной выставки» под открытым небом. Вдоль аллей на газонах центральной части бульвара на ул. Турку, д. 19-23 (арх. А. Н. Васильев) установлены произведения, выполненные на симпозиуме по скульптуре 1991 г. — «Святой Пётр» (ск.

A. В. Молев), «Похищение Европы» (ск. Ю.

B. Евграфов), «Отец Иоакинф» (ск. С. К. Задорожный), «Садовница» (ск. В. В. Зайко), «Перестройка» (ск. Е. В. Черкасов) и др., привносящие в «спальный» район художественные традиции центра города. К этой группе парков скульптуры можно отнести пятнадцать деревянных корейских духов-хранителей Чансын на площадке у входа в парк Сосновка (ск. Ким Джон Хон и Кинг Джу Хо; дар Кореи к 300-летию Санкт-Петербурга, 2003); кованную композицию «Двенадцать стульев», созданную в ходе художественной акции и ставшую «кочующей» выставкой арт-объектов (идея

В.И. Галкина, Гильдия кузнецов; Летний сад, 2007; затем — Петропавловская крепость); «Парк кузнечного искусства» в Пионерском сквере (кузнечная мастерская «Провинция»; дар Урала к 300-летию Санкт-Петербурга, 2003), размещённый на газоне вдоль аллеи у бокового фасада ТЮЗа им. А. А. Брянцева и предполагающий взаимодействие зрителей с объектами.

Иной тип парка скульптуры — «урбанизированный» — представляют экспозиции, включённые в композицию общественных зданий. Крупнейший из них, «Парк современной скульптуры» (Университетская наб., д. 11; идея С. И. Богданова, А. А. Аветисяна, формируется с 2002 г.), создан по комплексному проекту переустройства четырёх дворов архитектурного комплекса фи-

лологического и восточного факультетов СПбГУ и построен по принципу музея под открытым небом. В формировании неоднозначного по художественным достоинствам ансамбля из тридцати восьми произведений (на 2010 г.; ск. А. А. Аветисян, В. А. Петровичев, П. О. Шевченко и др.) можно видеть двойную тенденцию: к установке скульптур побуждает история университета и его зданий, и, наоборот, установленные изваяния порождают новую мифологию и традиции. Отличие «музея под открытым небом» от «выставочного типа» парка скульптуры состоит в объединении работ в целостную коллекцию, семантически, эмоционально, пластически и логикой экспонирования обыгрывающую назначение архитектурного сооружения. С градостроительным контекстом соотнесены произведения парка скульптуры на пешеходной ул. Правды, д. 12, 14, 21 (2005): «Неизвестному организатору» (или «Режиссёр»; ск. Дм. Д. Каминкер, Дан. Д. Каминкер) — у входа в Киновидеотехнический колледж СПбГУ кино и телевидения, «Три ангела» (ск. Б. М. Сергеев) — в память о располагавшихся здесь трёх храмах, «Слепой» (ск. Дм. Д. Каминкер) — на пересечении ул. Правды и Социалистической.

«Урбанизированный» тип парка скульптуры (включённый в композицию общественных зданий), выстроенный по принципу выставки под открытым небом (так же, как и «пейзажный “парк в парке”»), представлен «коллективной» и «персональной» экспозициями. Парк скульптуры по принципу «коллективной выставки» размещён во дворе Нового выставочного зала Государственного музея городской скульптуры (Чернорецкий пер., д. 2; формируется с 2007 г.) и является ярким бессменным «продолжением» экспозиции выставочного зала современного искусства, напоминающим о прошедших вернисажах. Установкой в одном пространстве несогласованных между собой изваяний — гигантский бутон «Роза» (ск. С. Додт, 2011), «Рука творца»

(«Памяти Трезини», дар Швейцарии к 300-летию Санкт-Петербурга; ск. Н. Арнольди, 2003), метровый гранитный эскиз-проект «Крылатый морской конь. Из варяг в греки» (ск. Дм. Д. Каминкер, 2010-2011) и др. Этот парк скульптуры схож с размещением экспонатов зональных выставок вдоль Свердловской наб., д. 64 (1985-1986) перед Выставочным залом Союза художников России на Охте — «Мир» и «Двое» (ск. А. Н. Чер-ницкий), «Мать солдата» (ск. М. М. Харламова), «Оленёнок» (ск. Т. А. Гагарина) и др. Опыт организации парка скульптуры как «персональной выставки» под открытым небом представлен во дворах мастерских скульпторов ТО «Деревня художников» (Коломяги — Шувалово — Озерки, Главная ул., д. 20, Рябиновая ул., д. 2).

Создание парка скульптуры — безусловно, положительная практика благоустройства территории. С точки зрения искусства ваяния, в парках скульптуры осуществляется «выход» станковых изваяний в городскую среду Петербурга и демонстрация пластического и стилистического многообразия современной пластики. С точки зрения организации городского пространства, формируется индивидуальный облик места и целостный образ среды, способствующий «решению сложных художественноэкологических задач современного города» [5, с. 140] и привлечению туристов. Однако при установке изваяний не всегда учитывается их окружение: нередко зрители не воспринимают группу произведений как «парк современной скульптуры» (напр., Парк кузнечного искусства, экспозиция в Муринском парке). Важно, чтобы работы тщательно отбирались, а их размещение на участке пространства и точки обзора выстраивались комплексным проектом.

Подводя итог, можно видеть, что в парках современной скульптуры Санкт-Петербурга преобладает выставочный принцип формирования экспозиции. А ан-самблевость, гармоничное художественнообразное и пластическое взаимодействие

групп изваяний и природного окружения, ния «самоценных» произведений, неболь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

свойственные скульптурным коллекциям шие размеры которых побуждают формиро-

лучших садов и парков прошлого, сменяют- вать ландшафтное пространство как сово-

ся выстраиванием концепции экспонирова- купность разных микросред.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова Д. Деревня художников [Электронный ресурс] // СПб.Собака.Ру. СПб., 200б. Октябрь. № 4б. URL: http://kn.sobaka.ru/n4б/0б.html (дата обращения: 18.05.13).

2. Горохов В.А. Зелёная природа города: Учеб. пособ. для вузов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Архи-тектура-С, 2005. 528 с.

3. Золотоносов M. Н. Бронзовый век: Иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков и декоративной скульптуры Ленинграда — Петербурга 1985-2007 / Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Новый Мир Искусства, 2010. 784 с.

4. Иванова И.В. Взаимодействие скульптуры и архитектуры в пространстве города. Системы пластических композиций // Проблемы взаимодействия архитектуры с другими видами искусств: Сб. статей. М.: ВНИИТАГ, 1990. С. 77-11б.

5. Иванова И. В. Сады скульптуры // Архитектурное творчество СССР: проблемы, суждения, информация: Сб. ст. Вып. 8. / Гос. ком. по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР: ЦНИИ теории и истории архитектуры. М.: Стройиздат, 1988. С. 13б-140.

6. Кривдина О. А., Тычинин Б. Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга, 1703-2007: Иллюстрированная энциклопедия. СПб.: Logos, 2007. 7б8 с.

7. Монументально-декоративная скульптура Санкт-Петербурга: Справочник / Сост. В. Н. Тимофеева, Н. Н. Ефремова, Ю. М. Пирютко. СПб.: ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие “Искусство России”», 2004. 192 с.

8. Mудров А. Скульптура Александровского парка // Петербургские искусствоведческие тетради / Ас-соц. искусствоведов (АИС), Твор. союз историков искусства и художеств. критиков России / Сост.: А. Г. Раскин, Н. Е. Фролова, Л. Н. Митрохина. СПб.: АИС, 2010. С. 181-190.

9. Официальный сайт Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL: http://www.kgainfo.spb.ru/ (дата обращения: 18.05.13).

10. Официальный сайт проекта «Открытый образовательный туристический комплекс “МИНИгород”» [Электронный ресурс]. URL: http://mini-spb.ru/guide/ (дата обращения: 18.05.13).

11. Симпозиум по городской скульптуре, посвящённый году Испании и Италии в России, по теме «Современная скульптура как инструмент формирования эстетики городской среды»: Каталог. СПб.: Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, 2011. 20 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Факультет филологии и искусств и восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Занимательный путеводитель / Авт.-сост.: С.И. Богданов, Э.И. Мячинская, В.В. Яковлев. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2010. 21б с.

REFERENCES

1. Agapova D. Derevnja hudozhnikov [Elektronnyj resurs] // SPb.Sobaka.Ru. SPb. Oktjabr' 200б. № 4б. URL: http://kn.sobaka.ru/n4б/0б.html (data obrashchenija: 18.05.13).

2. Gorohov V. A. Zeljonaja priroda goroda: Ucheb. posob. dlja vuzov. Izd. 2-e, dop. i pererab. M.: Arhitek-tura-S, 2005. 528 s.

3. ZolotonosovM. N. Bronzovyj vek: Illjustrirovannyj katalog pamjatnikov, pamjatnyh znakov i dekorativ-noj skul'ptury Leningrada — Peterburga 1985-2007. Izd. 2-e, pererab. i dop. SPb.: Novyj Mir Iskusstva, 2010. 784 s.

4. Ivanova I. V Vzaimodejstvie skul'ptury i arhitektury v prostranstve goroda. Sistemy plasticheskih kom-pozitsij // Problemy vzaimodejstvija arhitektury s drugimi vidami iskusstv: Sb. st. M.: VNIITAG, 1990. S. 77-11б.

5. Ivanova I. V Sady skul'ptury // Arhitekturnoe tvorchestvo SSSR: problemy, suzhdenija, informatsija: Sb. st. Vyp. 8. / Gos. kom. po arhitekture i gradostroitel'stvu pri Gosstroe SSSR. TsNII teorii i istorii arhitektury. M.: Strojizdat, 1988. S. 13б-140.

6. Krivdina O. A., Tychinin B. B. Skul'ptura i skul'ptory Sankt-Peterburga, 1703-2007: Illjustrirovannaja entsiklopedija. SPb.: Logos, 2007. 768 s.

7. Monumental'no-dekorativnaja skul'ptura Sankt-Peterburga: Spravochnik / Sost. V. N. Timofeeva, N. N. Efremova, Ju. M. Piijutko. SPb.: OAO «Izdatel'sko-poligraficheskoe predprijatie “Iskusstvo Rossii”», 2004. 192 s.

8. Mudrov A. Skul'ptura Aleksandrovskogo parka // Peterburgskie iskusstvovedcheskie tetradi / Assots. iskusstvovedov (AIS), Tvor. sojuz istorikov iskusstva i hudozhestv. kritikov Rossii / Sost.: A. G. Raskin, N. E. Frolova, L. N. Mitrohina. SPb.: AIS, 2010. S. 181-190.

9. Ofitsial'nyj sajt Komiteta po gradostroitel'stvu i arhitekture Sankt-Peterburga [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kgainfo.spb.ru/ (data obrashchenija: 18.05.13).

10. Ofitsial'nyj sajt proekta «Otkrytyj obrazovatel'nyj turisticheskij kompleks “MINI-gorod”» [Elektronnyj resurs]. URL: http://mini-spb.ru/guide/ (data obrashchenija: 18.05.13).

11. Simpozium po gorodskoj skul'pture, posvjashchjonnyj godu Ispanii i Italii v Rossii, po teme «Sovre-mennaja skul'ptura kak instrument formirovanija estetiki gorodskoj sredy»: Katalog. SPb.: Komitet po gradostroitel'stvu i arhitekture Sankt-Peterburga, 2011. 20 s.

12. Fakul'tet filologii i iskusstv i vostochnyj fakul'tet Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Zanimatel'nyj putevoditel' / Avt.-sost.: S. I. Bogdanov, E. I. Mjachinskaja, V. V. Jakovlev. SPb.: Fakul'tet filologii i iskusstv SPbGU, 2010. 216 s.