Тухфатуллина Гульназ Назымовна
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАТАР В ФОРМИРОВАНИИ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ РОССИЕИ И КИТАЕМ В XVIII - НАЧАЛЕ XIX ВЕКА
В статье рассматриваются причины переезда татар в Северо-Западный Китай. Автором подчеркивается роль татарских купцов в развитии и усилении торгово-экономических отношений между Россией и Китаем. Дается краткая характеристика дипломатических и торговых связей двух государств. Особое внимание уделяется тому, каким образом татарам удавалось сосредоточить в своих руках торгово-посредническую деятельность с одной из китайских областей, а также сформировать татарскую диаспору. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-5758.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 5. C. 224-226. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
В работе рассмотрены основные произведения, различающиеся по способу приведения объектов в движение и их функции. Одной из тенденций развития кинетического искусства является анонимность творчества (реклама, дизайн) при креативности аудитории. В России художников кинетического искусства очень мало, хотя это очень значительный и интересный пласт искусства, который было бы интересно популяризировать и развивать.
Список источников
1. Максимов С. В. Год на Севере: в 2-х т. СПб.: Изд. книгопродавца Д. Е. Кожанчикова, 1859. Т. 1. Белое море и его Прибрежья. 638+IV с.
2. Популярная механика [Электронный ресурс]. URL: https://www.popmech.ru/magazine/2017/ (дата обращения: 11.12.2017).
3. Популярная художественная энциклопедия: архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство: в 2-х т. / гл. ред. В. М. Полевой. М.: Сов. энциклопедия, 1986. Т. 1. А-М. 476 с.
KINETIC ARTWORKS: ARTISTIC PECULIARITIES AND BASIC FUNCTIONS
Stushnyaya Irina Alekseevna
Southern Federal University, Rostov-on-Don stushnyaya@yandex. ru
The article provides an analysis and systematization of plastic kinetic artworks (sculpture, painting, architecture). The paper identifies the timeframe for the appearance of different types of kinetic art and proposes the classification of artworks according to their functions. The author consistently analyzes the peculiarities of artworks of different historical periods, from proto-kinetic to modern art objects. Special attention is paid to the technique to put kinetic artworks in motion.
Key words and phrases: kinetic art; motion; synthesis of arts; mechanism; overcoming static nature; timeframe; kinetic movement.
УДК 93/94
Исторические науки и археология
В статье рассматриваются причины переезда татар в Северо-Западный Китай. Автором подчеркивается роль татарских купцов в развитии и усилении торгово-экономических отношений между Россией и Китаем. Дается краткая характеристика дипломатических и торговых связей двух государств. Особое внимание уделяется тому, каким образом татарам удавалось сосредоточить в своих руках торгово-посредническую деятельность с одной из китайских областей, а также сформировать татарскую диаспору.
Ключевые слова и фразы: Россия; татарская диаспора; Синьцзян; торгово-экономические отношения; татарское купечество.
Тухфатуллина Гульназ Назымовна
Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан, г. Казань tgn. 93@yandex. т
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАТАР В ФОРМИРОВАНИИ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ В XVШ - НАЧАЛЕ XIX ВЕКА
Россия - страна с длительной эмиграционной традицией. Татары, являясь одной из самых дисперсных наций России, проживают в самых разных ее регионах, а также и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Примечательно, что татары, веками живущие вне своей исторической родины, продолжают сохранять национальную идентичность в чужой стране, в меру своих сил и возможностей пытаются развивать свой язык и культуру, проявляют интерес к истории татарского народа.
В настоящее время в распоряжении исследователей имеется немало исторических фактов и сведений, относящихся к истории татарской эмиграции, причем новая информация особенно интенсивно появлялась в последние 15-20 лет, что связано с политическими изменениями в мире, в первую очередь с большей открытостью границ. Благодаря этому процессу многие ученые нашей страны получают возможность более детально и целенаправленно исследовать историю национальных диаспор, сформировавшихся в разное время в различных странах.
Если же обратиться к истории эмиграции татар, то можно сегодня констатировать, что в историографии появились серьезные исследования о татарах Польши и Литвы [3; 4], США [8] и Японии [9]. К сожалению, пока еще недостаточно работ по истории татарских диаспор, например, в Турции, европейских странах, а также и в Северо-Западном Китае. В настоящей статье мы обратились именно к истории татар Синьцзяна. Тема эта пока еще исследована недостаточно глубоко, хотя и представляет несомненный интерес и отличается научной актуальностью.
Численность татар в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая достигает примерно 4000 человек [1, с. 373]. Их история берет свое начало с XIX века и является частью истории татарского народа, которую
ISSN 1997-292X
№ 12 (86) 2017, часть 5
225
нельзя оставить без внимания. Понимание природы, а значит, причин и основных направлений эмиграции, оценка состояния и анализ современного положения татар в Северо-Западном Китае - все это очень важно для воссоздания общей картины истории формирования и развития народа. Более глубокое историческое осмысление данной темы позволит выявить неточности, имеющие место в исследовательской литературе и публицистике, в определенной степени предотвратить возникновение ошибок в будущем, а также преодолеть поливариантность научных суждений. Если говорить более конкретно, настоящая статья посвящена исследованию предпосылок эмиграции татар в Северо-Западный Китай.
В состав Российского государства татары-мусульмане вошли довольно давно - уже в середине XVI века. Казанское ханство на Средней Волге было завоевано войсками Ивана Грозного, большая часть татар с того времени проживала в составе России. Несмотря на исторически сложившиеся особенности и отличия татарского народа, например, от русского населения - принадлежность к тюркской языковой группе, исповедование ислама, особую склонность к занятиям торговлей, имеющиеся давние традиции торговли с другими мусульманскими странами, - татары сравнительно быстро адаптировались в российском обществе. В процессе адаптации возобновлялись и торговые контакты со странами Востока, которые в дальнейшем помогали России в решении многих торгово-экономических и дипломатических вопросов.
Особое значение для активизации татарской торговли имел указ 1775 г. об учреждении купеческих сословий. После его появления записанные в новую полупривилегированную группу татарские предприниматели и купцы начали активно вовлекаться в дипломатические и торгово-экономические отношения России со странами Востока.
Фактически эти изменения и подтолкнули активную миграцию татар в регионы Центральной Азии. Имевшиеся на то время традиции торговли, знание местных обычаев и языков, принадлежность к мусульманской религии способствовали успешности торговых операций, формированию в этих регионах татарского торгового капитала, татары становились важными посредниками в международной торговле. Они торговали различными российскими товарами, нередко являлись приказчиками русских купцов из разных городов, и уже к концу XVIII века фактически контролировали большинство торговых операций Российского государства со странами Средней Азии. Это, в свою очередь, способствовало укреплению экономических позиций России в среднеазиатском регионе.
Постепенно татары установили торговые связи не только с традиционными рынками Средней Азии (в том числе и с казахской степью) - они продвигались и дальше, на территорию Китайской империи. Нужно отметить, что торговые связи России с Китаем в XVIII столетии набирали обороты [5, а 138]. Порой на развитие торговых отношений оказывали неблагоприятное влияние политические противоречия, на границе временами возникали острые конфликты [2, а 97]. И все же особенно для российской стороны приоритет восточной торговли был исключительно важным. Это объясняется тем, что российские товары не находили широкого сбыта в Европе: российскому правительству нужно было искать другие пути реализации своей промышленной продукции. Вследствие этого Россия начала активную политику по направлению своих товаров в страны, которые стояли на более низкой ступени экономического развития. Этого в итоге ей удалось с успехом добиться.
В 1727 г. между Россией и Китаем был подписан Кяхтинский договор, регулировавший политико-дипломатические и экономические отношения. После подписания данного договора торговля между двумя державами начала вестись через Кяхту. Здесь активно сбывались не только товары российского производства, но именно через Кяхту в Россию ввозился чай, высоко ценившийся внутри государства.
Однако по прошествии времени кяхтинское направление торговли для российской стороны теряет свою привлекательность, с 1797 г. Россия решает ввозить азиатские товары через Бухтарминскую крепость. Выбор данной крепости объяснялся тем, что она находилась географически недалеко от китайских и других азиатских торговых городов. Несмотря на столь близкие расстояния между пунктами, торговля между двумя государствами сковывалась различными ограничениями. «Русские товары доставлялись в эти города не иначе, как от имени киргизских султанов. Одна часть их шла на войско, а другая отдавалась пребывающим здесь комиссионерам пекинских жителей, доставлявших в замене другие потребности для войска. Таким образом, торговля была тайная» [5, а 139]. Вследствие неоправданных надежд Российского государства торговля через крепость полностью прекращается.
Караваны, идущие в Кульджу и Чугучак, по отдельному указу можно было отправлять через Петропавловск или Семипалатинск. Разрешение вести торговлю через данный участок стало неким укрепительным узлом в торговых отношениях между двумя государствами. В скором времени вышеупомянутые города стали центральными торговыми точками, куда стекались купцы двух стран для продажи своих товаров. В торговые центры Синьцзяна из Российской империи приезжали в основном татарские купцы, именно они отправили первые караваны из Семипалатинска и повели активную внешнюю торговлю. Чем можно объяснить такую активность татарских купцов в данных городах? Это объясняется таким официальным моментом: китайское правительство наложило запрет на въезд в Кульджу и Чугучак для русских купцов, не имея представления о том, что в России кроме русских живут еще и другие национальности. Татарские торговцы решили воспользоваться указом китайского правительства и нанимались в качестве приказчиков к русским купцам или начинали вести самостоятельную торговлю. Интересно отметить, что со стороны китайских властей для татарских купцов не создавались препятствия по пересечению границ. Их въезд, наоборот, приветствовался администрацией региона, потому что купцы ввозили товары общего потребления, которые были очень необходимы жителям страны [Там же, а 143].
Кроме ведения торговли с названными китайскими городами татары активно искали и новые направления и маршруты, по которым можно было бы отправлять караваны с продукцией. Причину поиска новых путей можно видеть в удаленности Семипалатинска от центральных областей России. И такие новые маршруты находились, открывали их татарские купцы. Ярким тому примером является троицкий купец, который открыл путь из Оренбурга в Чугучак [7]. Можно уверенно предполагать, что таких путей было открыто немало, и они были известны только определенному кругу лиц.
То, что китайский рынок активно использовался татарскими купцами, можно объяснить отсутствием конкуренции. К тому же само российское правительство было заинтересовано в усилении своего авторитета в этом регионе и всячески поддерживало купцов-иноверцев. Татарские купцы достаточно преуспевали в торговле с китайскими городами. Торговая деятельность приносила купцам большие доходы, а также открывала новые большие возможности для проникновения на рынки других восточных стран.
Удачно идущая торговля через Семипалатинск способствовала поселению татар в этом городе, а затем -и в торговых центрах Северо-Западного Китая: это в основном Кульджа, Чугучак и Урумчи. В конечном итоге почти вся коммерция в этих городах контролировалась татарскими купцами. Именно торговцы и стали составлять основную массу первых эмигрантов в этот регион. В руках этих эмигрантов была сосредоточена торговля мехом, кожей, хлопком, шелком, чаем и другими нужными товарами для жителей двух стран. В дальнейшем коммерческая деятельность татар приобрела еще большие масштабы, и они продолжают торговать не только в Синьцзяне, а проникают все дальше вглубь Китая.
Переехавшие в новое государство татарские предприниматели и купцы начали приспосабливаться к тамошним жизненным условиям. Если в России, после завоевания Казанского ханства, процесс адаптации татар проходил довольно долго, то в регионе Северо-Западного Китая данный процесс шел достаточно быстро. Этому способствовало нахождение татар в основном в тюркоязычном и мусульманском окружении.
Первые татарские семьи, по некоторым данным, появились в данном регионе в 30-е гг. XIX века. После переезда татары продолжали свою торговую деятельность и развернули духовно-просветительскую работу. Данная деятельность в первую очередь велась среди татар, но в дальнейшем она затронула и местное население - казахов, уйгуров, узбеков и др. Благодаря пожертвованиям татарских предпринимателей были построены первые мечети, мужские и женские медресе, в которые приглашались имамы и учителя с их исторической родины. Эти мечети и медресе были открыты не только для татар, но и для всех жителей Синьцзяна.
Таким образом, татары Синьцзяна прошли довольно большой и сложный исторический путь. Они заняли свое место в истории дипломатических, торгово-экономических отношений России с Китайской империей. Татары искали возможности для проведения торговых операций на рынках Центральной Азии, тем самым способствовали экономическому развитию России, установлению более тесных торговых отношений между Китаем и Россией. Формирование татарской диаспоры в Северо-Западном Китае сыграло важную роль в политической, экономической и культурной истории тюркских народов этого региона.
Список источников
1. Брук С. И. Население мира: этнодемографический справочник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Наука, 1986. 829 с.
2. Бунаков Е. В. Из истории русско-китайских отношений в первой половине XIX в. // Советское востоковедение. 1956. № 2. С. 96-104.
3. Гришин Я. Я. Польско-литовские татары: взгляд через века. Казань: Татарское книжное издательство, 2000. 159 с.
4. Гришин Я. Я. Польско-литовские татары: наследники Золотой Орды. Казань: Татарское книжное издательство, 1995. 195 с.
5. Корсак А. Историко-статистическое обозрение торговых сношений России с Китаем // Ученые записки Казанского университета. 1857. Кн. 3. С. 138-168.
6. Михалева Г. А. Узбекистан в XVIII - первой половине XIX века: ремесло, торговля, пошлины / Ин-т истории АНУзССР. Ташкент: Фан, 1991. 112 с.
7. Небольсин П. И. Рассказ троицкого 2-й гильдии купца, Абдул-вали Абдул-вагапова Абу-бакирова, о путешествии его с товарами из Троица в Чугучак и о прочем // Географические известия, издаваемые Императорским русским географическим обществом / под ред. В. В. Григорьева. 1850. Июль, август, сентябрь. С. 371-406.
8. Садыкова Л. Р. Сохранение и трансформация этнокультурной идентичности в условиях эмиграции: на примере «тюрко-татарской» диаспоры в США: дисс. ... к.и.н. Ижевск, 2012. 162 с.
9. Usmanova L. R. The Türk-Tatar diaspora in North-East Asia: transformation of consciousness: a historical and sociological account between 1898 and the 1950s. Tokyo, 2007. 367 p.
ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF THE TATARS IN THE FORMATION OF TRADE RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND CHINA IN THE XVIII - AT THE BEGINNING OF THE XIX CENTURY
Tukhfatullina Gul'naz Nazymovna
Institute of Tatar Encyclopedia and Regional Studies of the Tatarstan Academy of Sciences, Kazan
tgn.93@yandex.ru
The article considers the reasons for the move of the Tatars to Northwestern China. The author emphasizes the role of the Tatar merchants in the development and strengthening of trade and economic relations between Russia and China. A brief description of the diplomatic and trade ties between the two states is given. Particular attention is paid to how the Tatars managed to concentrate trade and intermediary activity with one of the Chinese regions in their hands, and also to form the Tatar diaspora.
Key words and phrases: Russia; Tatar diaspora; Xinjiang; trade and economic relations; Tatar merchantry.