Степанян Айк Ваганович
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕРИАЛОВ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПРОГРАММЕ АРМЕНИИ
В данной статье рассмотрена проблема перегруженности сериалами ТВ-программ рейтинговых телеканалов Армении. В результате анализа политики программирования армянского ТВ за годы независимости (1991 г. -настоящее время) автор обозначает ключевые этапы развития сериалов в эфире рейтинговых телеканалов, приводя статистические данные разных лет. Сделан вывод, что подобная сверхзагруженность эфирного прайм-тайма является результатом многолетней политики программирования и имеет за собой ряд негативных последствий, устранение которых сегодня крайне актуально.
Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/12-5/56.1^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 5. C. 219-221. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 791.43 Искусствоведение
В данной статье рассмотрена проблема перегруженности сериалами ТВ-программ рейтинговых телеканалов Армении. В результате анализа политики программирования армянского ТВ за годы независимости (1991 г. - настоящее время) автор обозначает ключевые этапы развития сериалов в эфире рейтинговых телеканалов, приводя статистические данные разных лет. Сделан вывод, что подобная сверхзагруженность эфирного прайм-тайма является результатом многолетней политики программирования и имеет за собой ряд негативных последствий, устранение которых сегодня крайне актуально.
Ключевые слова и фразы: телевидение Армении; сериалы; теленовеллы; программирование эфира; рейтинг. Степанян Айк Ваганович
Российско-Армянский (Славянский) университет, г. Ереван, Армения haykstep@yahoo. com
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕРИАЛОВ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПРОГРАММЕ АРМЕНИИ
Сегодня, взяв в руки телепрограмму любой страны, имеющей профессиональное телевидение, несложно заметить телесериалы в эфирном прайм-тайме. Телесериалы - кинопроизведения с документальной или художественной основой, с множеством участников, с ограниченным местом выполнения действий, предназначены для телевизионного показа [2, с. 278]. Еще с 30-50-х гг. XX века мыльные оперы и теленовеллы, возникшие на американском и латиноамериканском телевидении, регистрировали высокий уровень просмотра, обеспечивая телекомпаниям верхние строки в рейтинговой таблице. Большое эфирное время в телепрограммах было обусловлено, с одной стороны, постепенным ростом количества телеканалов и конкуренции между ними, где сериалы стали средством заполнения эфирного времени и методом привлечения телезрителя (с помощью программной политики), с другой - большими рейтингами и влиянием на общество, являясь платформой для управления мировоззрением, системой ценностей, моральными положениями и общественным вниманием.
Такие тенденции продолжаются по сей день: сегодня сериал - неотъемлемая часть телепрограммы Армении, которая превратилась в главное оружие в рейтинговой гонке. Взяв телепрограмму на неделю (27/11/17-03/12/17), мы увидим, что в будние дни эфирный прайм-тайм рейтинговых телеканалов Армении заполнен сериалами на 63,2% («Армения»), 61,9% («Шант»), 45,7% («АТВ»). Подобная сериальная сверхзагруженность в телевизионной программе не нова.
Телеканалы «Армения», «Шант» и «АТВ» (тройка самых рейтинговых телеканалов Армении) предпочитают широковещательный, многотематический формат и при составлении своей программы предпочтение отдают той передаче, которую хотел бы увидеть зритель [Там же, с. 122]. Подобные телеканалы с общей направленностью ведут классическую политику программирования, которая предусмотрена для привлечения по мере возможности широких слоев аудитории. Выбирая универсальную аудиторию как целевую группу, телевизионные компании в своей программе размещают передачи для «всех интересов» - утренние, информационно-аналитические, детские, образовательно-воспитательные, юмористические, музыкальные, культуро-просветительские и т.д., документальные и художественные фильмы разных вкусов. Но сегодня на вышеуказанных телеканалах нарушен баланс в программе.
Сериальная сверхзагруженность телеканалов является результатом многолетней политики программирования. С одной стороны, нынешняя политика с точки зрения коммерческих телекомпаний ясна и разумна, так как наличие сериалов в прайм-тайме обеспечивает рейтинг, что необходимо для привлечения не только телезрителя, но и рекламодателя, с другой стороны, перегруженный сериалами прайм-тайм имеет за собой ряд негативных последствий.
Для того чтобы более детально рассмотреть сериальную политику программирования рейтинговых телеканалов Армении за годы независимости, пройденный путь сериалов в эфире армянских ТВ можно условно разделить на три этапа.
Первый этап - 1991-1996 гг. - можно назвать периодом «Энергетического кризиса». Энергетическая и географическая блокада, в которой находилась новая независимая страна, в значительной степени повлияла на дальнейшее развитие республиканского телевидения. В 1992-1993 гг. телепередачи начинались в 2000 и заканчивались в 2300 [1, с. 60]. Из-за ежедневной подачи электричества всего на 2-3 часа телепрограммы сократились на 2/3. В период такого рода социально-экономического кризиса сократилась также аудитория ТВ. По данным ноября-декабря 1993 г. статистическая аудитория телевидения составила всего 27,4% [4, с. 2]. Казалось, в эти «темные и холодные» годы не время смотреть сериалы, однако они стали спасительным кругом для армянского телезрителя, на короткое время отвлекая его от забот. В период «Энергетического кризиса» армянский телезритель знакомился с сериалами, в частности, через российские телеканалы, которые до конца 90-х имели большую аудиторию («ОРТ» - 76,9%, «РТР» - 70,1% [3, с. 110]1).
1 Представлены статистические данные 1999 г.
220
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
На этапе «Энергетического кризиса» говорить о сериальной политике программирования армянских телекомпаний не приходится (не было ни средств, ни возможностей для регулярной трансляции сериалов). Но данный период важен тем, что ряд сериалов, таких как «Санта-Барбара», «Богатые тоже плачут», «Дикая Роза», «Тропиканка», полюбились телезрителями и стали опорой для формирования дальнейшей профессиональной политики программирования сериалов.
Следующий этап развития телесериалов на армянском ТВ - период «латиноамериканских теленовелл» (1996-2006 гг.). В середине 90-х гг. начали появляться первые частные армянские телекомпании, которые стали выходить в эфир собственными каналами. Разнообразные сериалы, выходящие в эфир новоиспеченных каналов, сделали телевизионную программу более многожанровой. На экране армянских телеканалов стали появляться американские и мексиканские мыльные оперы, латиноамериканские теленовеллы, американские и европейские ситкомы, российские детективные сериалы и т.д.
Несмотря на такой многообразный выбор сериалов, именно вокруг латиноамериканских теленовелл сформировалась телеаудитория со своими требованиями и предпочтениями. Латиноамериканские теленовеллы стали доминирующими и рейтингообразующими в эфире. Резкое увеличение количества теленовелл было обусловлено программной политикой. Заключенные договоры со сериалопроизводителями «Глобо ТВ» и «Телемундо» дали возможность армянской телеаудитории познакомиться с теленовеллами мирового масштаба - сначала на русском, затем и в армянском дубляже (впервые герои сериалов начали говорить на армянском; дублирование сериалов значительно расширило аудиторию теленовелл).
Этап латиноамериканских сериалов сыграл большую роль в формировании телеаудитории сериалов. Ряд известных сериалов, таких как «Дикий Ангел», «Женщина с ароматом кофе», «Вдова Бланко», «Клон» и др., имели большое количество зрителей и высокий рейтинг. Но, несмотря на большой спрос, эфир не был перегружен сериалами. Сериалы гармонично вписывались в телепрограммы Армении. В 2004 г. - в пик популярности латиноамериканских сериалов (это связано с появлением сериала «Клон» на армянском и российском экране, который стал феноменом своего времени) - в прайм-тайме телеканалов Армении в будние дни сериалы занимали в среднем 12,4% («Общественное телевидение»), 16,6% («Армения»), 34,2% («Шант») эфирного времени.
Третий период развития сериалов в телевизионном эфире можно назвать эпохой «армянских телесериалов» (2006 г. - настоящее время). В начале 2000-х гг. в телевизионной аудитории Армении начался процесс смены поколения. Армянский телеэфир постепенно обогатился передачами местного производства. В 2003 г. усилиями телекомпании «Шант» в эфир был выпущен семейный юмористический телесериал «Заброшенные» (с 2006 г. - «Заброшенные в семье»), который заложил почву для производства армянских телесериалов. С 2008-2010 гг. в телепрограмме Армении стали регулярно появляться новые сериалы местного производства. Уже в 2010 г. эфирный прайм-тайм тройки рейтинговых телеканалов Армении данного времени в будние дни состоял из сериалов в среднем на 46,7% («Общественное телевидение»), 57,6% («Армения»), 71,9% («Шант»). Такой высокий уровень просмотра объясняется тем, что фактор воздействия и цель местного телевизионного сериала являются носителями той же культуры, языка и социальной реальности [5, с. 51].
В начале 2010-х гг. армянские сериалы делали свои первые шаги и были многообещающими, но за последние годы они почти перестали предлагать что-нибудь новое и свежее. Если среднестатистический зритель во многом позитивно относится к современным сериалам, то в профессиональной среде отношение крайне негативное. Многие деятели искусства, культуры считают армянские сериалы самой уязвимой частью современного телевидения и критикуют их за антивоспитательный характер, за искажение семейного института и языка, установление аморальных ценностей, из-за тематической недостачи, безвкусицы, показа насилия и криминальной жизни.
Как мы видим, рейтинговые телеканалы Армении всегда имели сериалы в программе, которые пользовались большой популярностью и высоким просмотром. Наличие сериала (разного характера в разное время) во многом определило, в каком порядке будут распределены телеканалы в рейтинговой таблице Армении. Но, начиная с 2010-х, когда сериалы армянского производства стали мейнстримом, такие каналы, как «Армения», «Шант», «Общественное телевидение» (позже и «АТВ»), постепенно заполнили телепрограмму сериалами. Такой дисбаланс в программах рейтинговых каналов, которые позиционируют себя как широковещательные телеканалы с общей направленностью, имеет за собой ряд негативных последствий. Такая политика программирования сужает телеаудиторию. Из-за перегруженности в прайм-тайме редко встречаются другие передачи. Как следствие, молодежь, уставшая от однотипных армянских сериалов, постепенно перестает смотреть ТВ, предпочитая телевидению Интернет. Следующий негативный фактор - плохое влияние на подрастающее поколение. Жанро-тематический и содержательный кризис в армянских сериалах превращается в пропаганду плохого, неграмотного языка, аморальных ценностей и т.д.
Решением проблемы перегруженности прайм-тайма сериалами может стать разгрузка программы за счет использования специализированных кабельных телеканалов. Сегодня телеканалы «Армения», «Шант», «АТВ» имеют ряд кабельных дочерних каналов, которые пока еще не пользуются популярностью. Кабельная телекультура чужда для телеаудитории Армении. Размещение своих рейтинговых сериалов на специализированных кабельных каналах (платные за подписку) даст возможность не только не терять своего зрителя, но и частично освободить эфир основного канала от перегруженности. Другой способ решения проблемы - увеличение качества контента за счет количества. Как показывает мировой опыт, наличие качественного сериала во многом может быть успешнее в рейтинговой гонке, чем количественное заполнение эфира сериалами.
Список источников
1. Закарян В. П. Армянское телевидение: этапы развития армянского телевидения и тележурналистики. Ереван: Изд-во РАУ, 2012. 148 с.
2. bplgjmh U. U. tfmJmhm^m^^g hhnm.ummmhum.ppLh. Pn^mhqm^mpjmh U dU^ npnhmdhhp - b.: t^fcp "^p^hrn, 2010, 856t2 (Ерицян С. С. Современное телевидение. Поиски содержания и формы. Ереван: Эдит-Принт, 2010. 856 с.).
3. bplgjmh U. U. ¿mjmurnmh^ hhnmummmhumpjmh. Smpqmgdmh 50mmpl, b.: S^qpmh Uh&, 2007, 368t2 (Ерицян С. С. Телевидение Армении. 50 лет развития. Ереван: Тигран Мец, 2007. 368 с.).
4. ¿hnni_ummmhum]lh hmqnpqni_dhhpp U hmumpm^m^mh ^mp&lpp. ¿mjmummh! hhnni_ummmhuni.p]mh U nmqinji hmumpm^m^mh ^mp&lpl nmni.dhmulpdmh ^hhmpnh // bphpmJ t bpUmh^, 1994. № 24. t2 2-3 (Телевизионные передачи и общественное мнение. Исследовательский центр общественного мнения телевидения и радио Армении // В эфире Ереван. 1994. № 24. С. 2-3).
5. U"lpmp]mh Ч. Uqphu^ hhnmummmhumpjmh hhmUmhphhp^, b.: U^rnp ^kpinL&m^mh ^hhmpnh, 2012, 9212 (Миракян В. Последствия агрессивного телевидения. Ереван: Аналитический центр «Митк», 2012. 92 с.).
DEVELOPMENTAL STAGES OF SERIES IN ARMENIAN TV PROGRAMME
Stepanyan Aik Vaganovich
Russian-Armenian University, Erevan, Armenia haykstep@yahoo. com
The article considers the problem of the overloading of TV programs of the Armenian rating channels with series. As a result
of the analysis of the programming policy of Armenian TV for the years of independence (1991 - present time), the author identifies key stages in the development of series on the air of the rating TV channels, providing statistical data from different years.
The conclusion is drawn that such overloading of the prime time is the result of a long-term programming policy and has a number of negative consequences, the elimination of which is extremely topical today.
Key words and phrases: television of Armenia; TV series; telenovelas; broadcast programming; rating.
УДК 711
Искусствоведение
В работе проведены анализ и систематизация пластических произведений кинетического искусства (скульптура, живопись, архитектура), определение временных границ появления различных видов кинетического искусства и попытка классифицировать произведения по их функциям. Автор последовательно анализирует особенности произведений от протокинетических до современных объектов. Особое внимание уделено способу приведения в движение произведения кинетического искусства.
Ключевые слова и фразы: кинетическое искусство; движение; синтез искусств; механизм; преодоление статичности; временные границы; кинетизм.
Стушняя Ирина Алексеевна
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону stushnyaya@yandex. гы
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КИНЕТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
Кинетическое искусство, занимающее значительное место в современном художественном процессе, представляется многообразием форм и явлений и имеет глубокие исторические корни. В его основе лежит идея движения, но не просто физическое перемещение, а любая трансформация формы во время созерцания произведения зрителем. Авторы кинетических произведений стремятся при помощи различных средств воздействия на зрителя «передать в кинетических пространственных композициях специфику современной научно-технической революции» [3, с. 329]. В кинетическом искусстве существует множество направлений.
Вместе с тем этот вид искусства недостаточно изучен, отсутствуют работы, систематизирующие произведения по способу совершения движения (механический, электромагнитный, при помощи ветра) и по функциям (утилитарная, эстетическая, развлекательная). Что важно, нет точного определения границ кинетического искусства. Важным представляется определить временные границы появления ранних произведений, которые могут быть в полной мере отнесены к понятию «кинетическое искусство».
В данной статье проведены анализ и систематизация произведений кинетического искусства, определение временных границ появления различных видов кинетического искусства и попытка классифицировать произведения по их функциям. В работе не анализировались произведения, представляющие синтез кинетического искусства со сценическим искусством (супрематические оперы и балет, боди-арт, флэш-моб и т.д.), в котором тоже присутствует движение и где движение человеческого тела является способом передвижения объекта искусства.