Научная статья на тему '«Прогулка по усадебному парку» как мотив русской поэзии рубежа XVIII XIX веков (на материале цикла Ив. Долгорукова)'

«Прогулка по усадебному парку» как мотив русской поэзии рубежа XVIII XIX веков (на материале цикла Ив. Долгорукова) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
360
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСАДЬБА КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ / КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пашкуров Алексей Николаевич

В статье рассматривается нравственно-философский образ усадьбы в русской поэзии рубежа XVIII XIX веков на примере стихотворных посланий И.М. Долгорукова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Прогулка по усадебному парку» как мотив русской поэзии рубежа XVIII XIX веков (на материале цикла Ив. Долгорукова)»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 150, кн. 6 Гуманитарные науки 2008

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КРИТИКИ

УДК 882.081«1790-е»

«ПРОГУЛКА ПО УСАДЕБНОМУ ПАРКУ» КАК МОТИВ РУССКОЙ ПОЭЗИИ РУБЕЖА XVIII - XIX ВЕКОВ (на материале цикла Ив. Долгорукова)

А.Н. Пашкуров Аннотация

В статье рассматривается нравственно-философский образ усадьбы в русской поэзии рубежа XVIII - XIX веков на примере стихотворных посланий И.М. Долгорукова.

Ключевые слова: усадьба как мировоззрение, категория Времени, дидактическое послание.

Новое возрождение интереса к классической усадебной культуре России началось в 90-е годы XX века. В XVIII - XIX веках усадьба была для русской литературной культуры, без преувеличения можно сказать, одним из самых важных центров, соединяющих разные виды искусства одновременно и с литературой и с философией (усадебный дом, собственно, мыслился в итоге как некий центр универсальной «софийной культуры» [1]). Появилась в последние десятилетия в науке интересная традиция рассматривать и своеобразную «географическую философию» усадебного мира [2]. Менялась поэтика усадьбы и в зависимости от сословного менталитета ее обитателей/хозяев - не случайно этот фактор сделали основой своей концепции авторы коллективного академического труда «Дворянская и купеческая усадьба в России XVI - XX веков» [3].

Характер восприятия усадьбы в произведениях словесности менялся в прямой взаимосвязи с тем, был ли писатель полноправным владетелем этого мира или же тонким восхищенным ценителем, но все-таки - гостем.

В конце XVIII - начале XIX веков, в духе интереса к «чувствительной философии» с ее идеей «естественного человека» [4-6], особое значение приобретает в литературе и культуре России образ сельской усадьбы. Помимо важнейших общих постулатов о необходимости Гармонии человека и Природы, здесь немаловажную роль сыграл также культивируемый сентименталистами жанр так называемой «медитативной утренней прогулки», что в целом влияет в словесности на «общее жанровое движение» и отражает «эволюцию всей повествовательной системы в сторону так называемого литературного быта» [7, с. 129].

Показательный момент: зачастую полнее и глубже оказывался образ сельской усадьбы в таком ее восприятии у поэтов «второго», «полумаргинального» ряда.

Ключевое значение для полноценного восприятия мира усадьбы имела уже философия усадебного парка. Так, в русской поэтической традиции рубежа XVIII - XIX столетий возникает мотив «прогулки по усадебному парку». Именно здесь Дом и Природа, два ключевых архетипических образа для русской литературной культуры конца XVIII - начала XIX веков, встречаются в гармонии, что в полной мере отвечает жанровой традиции пасторали [8, 9].

Прекрасным ценителем, знатоком провинциальной усадебной культуры зарекомендовал себя на рубеже XVIII - XIX веков князь Иван Михайлович Долгоруков. То немногое, что знаем мы о писателе из попавших в более-менее широкую науку фактов, делает образ этого человека, если смотреть с точки зрения нашей темы, весьма противоречивым, даже загадочным. К 1790-м годам И.М. Долгоруков создал себе сам устойчивое амплуа «легкого» поэта и поэта-сатирика: «К швейцару» (1793), «Камин в Пензе» (1795), «Людмиле» (1794), «Авось» (1798) [10].

«Усадебная тема» раскрывает нам в Долгорукове истинного поэта дворянской культуры и родной природы. Важно, что появление этой темы практически совпало с началом так называемого «элегического» периода творчества писателя (от «Бытия моего сердца» (1802) - к исповедально-дневниковым «путешествиям» 1810-х годов [10]).

Заслуживают внимания в первую очередь три произведения князя этой поры - «Прогулка в Савинском», «Прогулка в Кускове» и «Прогулка на трех горах». Во всех трех произведениях устойчиво проводится - и это основа всего мировидения автора - мысль о том, что среди всеобщего, не побежденного даже Природой тления только Усадьба и ее мир, соединяя «натуру» и «культуру», способны устоять и передать «эстафету» Вечности. Главное, сокровенное заключается в том, что:

В чувстве сельской жизни мирной Чистым сердцем зрится Бог...

(«Прогулка в Савинском») [11, с. 210].

Бог - Вечность, мир же земной судьбы людей измеряется куда более трагичной и непостоянной категорией - Временем1:

Но время, лютый враг всего,

Щадить не любит ничего.

(«Прогулка в Кускове») [11, с. 215]. Культ Времени - один из сквозных мотивов русской философской элегии еще с позднесумароковской эпохи (1750-е годы).

Усадебный парк, удивительная тихая гавань покоя, мира и добра, воспринимается при этом как земное отражение небесного Рая [9]: в «Прогулке в Кускове» он назван символично, в духе религиозной символики русского барокко, «любимый вертоград» (вспомним имя-символ поэмы С. Полоцкого - «Вертоград многоцветный») [13]. Далее - еще более прозрачная ассоциативная связь:

1 В русской философской мысли Нового времени диалектически развели две эти категории одними из первых - масоны (см. [12]).

«Кусково! Милый уголок, Эдема сколок сокращенный...» [11, с. 215]. Даже простые, казалось бы, развлечения обитателей усадьбы - прогулки, маскерады -приобретают подобный «небесный отсвет»:

Восторги новые всечасно

Менялись там, как облака. [11, с. 215].

(Державин ранее пророчески уподоблял земную жизнь-развлечение «волшебному фонарю» в одноименной своей оде: «Явись! И бысть...»).

Отражением Небесного начала в жизни Природы усадебного парка выступают знаменитые некогда цветники:

Где воздух день и ночь курился

Благоуханьем нежных роз;

Где все дышало восхищеньем.

(«Прогулка на трех горах») [11, с. 220].

«Везде игра, везде прохлады.», а еще более чудесные картины открываются с балкона: цветы, птицы, пленительный воздух (как не вспомнить классическое пушкинское о «милой Татьяне»: «Она любила на балконе / Предупреждать зари восход. »»!).

Все наводит ревнителя усадьбы на светлый философский тон. В этом новом свете взгляд гостя «усадебного царства» привлекает прежде всего водная стихия:

И в тени между кустами

В омут свой текла струя...

(«Прогулка в Савинском») [11, с. 209].

Более зыбок, текуч образ фонтанов - но и без него не может обойтись гармония парка: «мраморны фонтаны» «. шлют столпом в небесный свод» «... прохладу при солнце яром» («Прогулка в Кускове») [11, с. 216].

«При потоке чистых вод» видит зритель и беседка1:

Открывается высокой

На столпах четырех свод...

(«Прогулка в Савинском») [11, с. 210].

Это не просто изысканное архитектурное украшение парка, но и средоточие диалога разных эпох и культур. В парковой беседке легко вспоминается и «богатырский век златой», тут же - «Жан-Жаков образ славный» и его «любомудрия устав» - мудрые изречения на стенах. Все снова возвращается в «цикл» сентиментализма, чувствительности (о влиянии руссоизма в отечественной литературной культуре см. в т. ч.: [15])!

Да, «Сколь пленительна предметов / Разнородна всюду смесь.»! Поэтизация естественности позволяет писателю свободно перейти и к картинкам деревенского быта:

Тут сквозь новую руину

Воря <река> старая бежит2;

Иль к подельному овину

1 О философии усадебного и паркового пейзажей во второй половине XVIII - начале XIX веков (см.

[14]).

2

Символику образа Реки в философской одической лирике XVIII века тонко интерпретировал А.В. Петров в недавней монографии [16].

Русский пахарь сноп тащит.

(«Прогулка в Савинском») [11, с. 212].

Возврат в «эстетику Вечности» подвластен лишь поэтической фантазии и Природе. Поэт легко может представить за ручейками и рекою на границе усадебного парка царство меланхоличного Юнга:

Там, за мрачными волнами,

Юнгов остров - тут он сам;

Меланхолия с слезами. [11, с. 211]

Вечная Природа дарит лирическому герою покой созерцания через своих посланников в царстве растений:

Стул, который для сиденья,

В дубе, жившем двести лет,

Древле выдолблен прекрасно. [11, с. 212-213].

Потому и «завершающий поклон» владельцу Савинского - масону и сенатору Ив. Лопухину - символичен, он вновь возвращает нас к архетипу Сада: «Сад твой прямо сад бесценный.» [11, с. 213]1. Важно передать «завет Вечности» другу-единомышленнику, потому и возрастает в стихотворениях И. Долгорукова значение жанровых реликтов дидактического послания.

Время - тленно, Природа (парк!) - дарует выход в Вечность, а через это -бессмертие, только «раскрыть внимательные глаза» (М.Н. Муравьев) - и можно «.на десятине / Снять экстракт вселенной всей.» [11, с. 212].

Summary

A.N. Pashkurov. “Walk in Homestead Park” as a Motive of Russian Poetry at the Turn of 18th - 19th Centuries (on data of poetkal суск by Ivan Dolgorukiy).

The artide insiders moral-philosophkal image of Russian homestead in poetry at the turn of 18-19th centuries. Poetkal messages by I.M. Dolgorukov are taken as a data example. Key words: homestead as a world outlook, category of time, dida^ message.

Литература

1. Долгополова С., Лаевская Э. Душа и Дом. Русская усадьба как выражение софий-ной культуры // Наше наследие. - 1994. - № 29-30. - С. 147-157.

2. Щукин В. Миф дворянского гнезда. Геокультурное исследование по русской классической литературе. - Krakow, 1997. - 450 с.

3. Дворянская и купеческая усадьба в России XVI - XX веков / Под ред. Л.В. Ивановой, Ю.А. Тихонова, Е.Я. Володарского. - М.: Наследие, 2001. - 630 с.

4. Шкуринов П.С. Философия России XVIII века. - М.: Высш. шк., 1991. - 256 с.

5. Данилевский Р.Ю. Россия и Швейцария: Литературные связи XVIII - XIX веков / Под ред. Ю.Д. Левина. - Л.: Наука, 1984. - 276 с.

6. КочетковаН.Д. Литература русского сентиментализма. - СПб.: Наука, 1994. -282 с.

7. Денисова А.В. «В прогуливании чем нам должно заниматься», или К вопросу о жанре «медитативной прогулки» в русской литературе XVIII века // Проблемы

1 Масонство глубоко влияло не только непосредственно на писателей и их творчество, но и на мирови-дение русской дворянской интеллигенции второй половины XVIII века [17, с. 231].

изучения русской литературы XVIII века. - Санкт-Петербург - Самара: ООО «НТЦ», 2001. - С. 129-137.

8. Саськова Т.В. Пастораль в русской поэзии XVIII века. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 320 с.

9. Густова Л.И. «Священный сердцу кров.» // Михайловская Пушкиниана. - М., 2004. - Вып. 32. - С. 113-130.

10. Степанов В.П. Долгоруков (Долгорукий) И.М. // Словарь русских писателей XVIII века. Т. 1 (А-И). - Л.: Наука, 1988. - С. 279-283.

11. Сельская усадьба в русской поэзии XVIII - начала XIX века / Сост. Е.П. Зыковой. -М., 2005. - 432 с.

12. Кукушкина Е.Д. Тема бессмертия Души у В.И. Майкова // XVIII век. - СПб.: Наука, 1999. - Сб. 21. - С. 177-184.

13. Сазонова Л.И. Поэзия русского барокко. - М.: Наука, 1991. - 264 с.

14. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII - начала XIX века. - М.: Искусство, 1953. - 583с.

15. Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII - начала XIX веков // Из истории русской культуры. Т. IV. - М.: Языки рус. культуры, 1996. - С. 13-348.

16. Петров А.В. Становление художественного историзма в русской литературе XVIII века. - Магнитогорск: Изд-во Магнит. ун-та, 2006. - 287 с.

17. Новиков В.И. Масонские усадьбы Подмосковья // Русская усадьба. - М., 1999. -Вып. 5 (21). - С. 225-239.

Поступила в редакцию 03.04.08

Пашкуров Алексей Николаевич - доктор филологических наук, доцент кафедры русской литературы Казанского государственного университета.

E-mail: anp. 72@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.