Научная статья на тему 'Образовательные функции русской усадьбы XVIII века'

Образовательные функции русской усадьбы XVIII века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
595
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурное развитие / духовное образование / садово-парковая архитектура / cultural development / spiritual formation / landscape architecture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Е.В. Яхненко

Показаны тенденции развития образовательных функций русской усадебной культуры произведений искусства в XVIII веке. Рассмотрено на примере иконы Пресвятой Богородицы «Вертоград Заключенный» опосредованное влияние европейской культуры на русское искусство и действительность. В Петровскую эпоху развивается новое явление русской жизни – общедоступные сады и парки, создающиеся по европейскому типу, которые имели информационное и образовательное значение. Представлен анализ садов и парковых ансамблей на примерах Крутицкого подворья, усадьбы Бидлоо в Лефортове и Кусково в Москве и Летнего сада в Санкт-Петербурге, в Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL FUNCTION OF THE RUSSIAN MANOR OF XVIII CENTURY

The article shows development tendencies of the educational functions of Russian estate culture at art works in XVIII century. The role of the iconography is noted. Indirect influence of European culture on Russian art and reality is considered on the example of the Blessed Virgin Mary Icon «Vertograd Zaklyuchennyy ». In the epoch of Peter a new phenomenon of Russian life is developed such as public parks and gardens, created by the European type, which have informational and educational value. The analysis of landscape gardening ensembles on examples of Krutitskoye in Moscow, the Summer Garden in St. Petersburg, N. Bidloo manor in Lefortovo and Kuskovo in Moscow.

Текст научной работы на тему «Образовательные функции русской усадьбы XVIII века»

УДК 712.03

Образовательные функции русской усадьбы XVIII века

Е.В. ЯХНЕНКО, искусствовед, зав. рекламно-просветительским отделом

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.» (Россия, 111402, Москва, ул. Юности, д. 2). E-mail: jahnenko@mail.ru

Показаны тенденции развития образовательных функций русской усадебной культуры произведений искусства в XVIII веке. Рассмотрено на примере иконы Пресвятой Богородицы «Вертоград Заключенный» опосредованное влияние европейской культуры на русское искусство и действительность. В Петровскую эпоху развивается новое явление русской жизни - общедоступные сады и парки, создающиеся по европейскому типу, которые имели информационное и образовательное значение. Представлен анализ садов и парковых ансамблей на примерах Крутицкого подворья, усадьбы Бидлоо в Лефортове и Кусково в Москве и Летнего сада в Санкт-Петербурге, в Москве.

Ключевые слова: культурное развитие, духовное образование, садово-парковая архитектура.

В XVIII веке в жизни и культуре России произошли изменения. Все большее значение приобретает образование, которое, как известно, является одним из факторов культурного развития народа. Русский деятельный человек начинает оцениваться не только по социальной принадлежности к знатному сословию, родовитости и богатству, но и по тем знаниям и умениям, которыми он обладает.

До XVIII века образование в России в основном носило религиозный характер, в начальных школах при храмах и монастырях получали духовное образование: изучали Священное писание, получали знания православного религиозного содержания. Но светская жизнь и культура в XVII столетии уже заметно меняла мир русских обывателей. Открываются светские школы, училища, где преподают философию, риторику, иностранные языки. Так, на благотворительные средства известного государственного деятеля, просветителя и мецената Федора Михайловича Ртищева в 1648 году в Москве был основан Преображенский (Андреевский) монастырь, спустя четыре года в нем организуется училище, которое в 80-е годы XVII века было переведено в Заиконо-Спасский монастырь. В училище приглашаются преподаватели из юго-западных районов страны: Арсений Сатановский и Епифаний Сла-винецкий, Дамаскин Птицкий. Здесь изучали грамматику, риторику, философию, а также славянский, греческий и латинский языки, знание которых открывало путь к европейской научной литературе. Училище заложило основу первого в России высшего учебного заведения - Славяно-греко-латинской академии, которая в 1687 году приняла своих первых студентов.

В середине 60-х годов XVII века по указу царя Алексея Михайловича в Спасском монастыре известным бого-

словом и просветителем поэтом Симеоном Полоцким была открыта и функционировала около трех лет школа, в которой обучались дьяки и подьячие Приказа тайных дел. В 1680 году организовали школу в московском Печатном дворе, где преподавали греческий язык и прежде всего готовили сотрудников для Печатного двора.

Грамотностью отличалось духовенство и служащие администрации - дьяки и подьячие. К концу XVII века увеличилась грамотность среди посадского населения: она достигла 57% [1]. На протяжении столетия делаются попытки создания школ и училищ, где обучали бы латинскому языку, но религиозные власти выступали против изучения латыни, боясь проникновения католицизма и протестантизма в русскую духовную жизнь и культуру.

Известно, что в Киево-Могилянской академии, основанной в 1632 году, иностранные языки преподавались наравне с духовными предметами. Известные деятели Московии учились в Киевской академии. Многие представители знати во второй половине XVII века знали польский язык и латынь. Латинский язык был крайне необходим для получения научных знаний, так как научные исследования того времени писали и издавали на латыни.

Закрытость жизни и культуры русского человека как от Запада, так и от Востока не создавала благоприятных условий для получения знаний за границей. За рубеж могли отправиться только в связи с дипломатической, религиозно-паломнической деятельностью. Но в конце XVII века благодаря личному примеру царя Петра I открывается возможность пополнять свои познания в европейских странах и развивать умения в различных областях естественных и гуманитарных наук. Географическая и в некоторой степени религиозная близость с Западной Европой, в частно-

сти христианского вероисповедания, а также увеличение числа белорусских, украинских, польских ремесленников, которые, приезжая в Россию, несли новую европейскую культуру, дала возможность подготовить практику путешествий светского характера для получения знаний и культурных впечатлений.

Европа к XVIII веку имела значительный опыт в накоплении, анализе научных знаний и открытий в области химии, физики, астрономии, оптики, книгопечатания. В России к середине XVII века уже почти столетие развивается печатное дело, со 2-й половины XVII века - гравировальное дело, значительным тиражом начинают издаваться азбуки, в частности была издана знаменитая Азбука выпускника Киевской академии Кариона Истомина.

Но многое не было известно русским людям. Так, они не обладали знаниями и достаточным мастерством строительства больших многомачтовых парусных кораблей, предназначенных для длительных плаваний в открытом море. Некоторые способы создания произведений изобразительного искусства русские мастера также не знали. Практически не работали они в технике масляной живописи, не имели опыта создания круглой пластики в камне и т.п. Все это открывается нашим соотечественникам в начале XVIII века во время заграничных путешествий по Европе, а также благодаря иностранным мастерам, которые приглашались в Россию и на протяжении всего XVIII столетия активно работали в стране.

В Петровскую эпоху получает развитие новое явление русской жизни -общедоступные сады и парки, которые создаются по европейскому типу. В XVII веке отношение к садам в стране оставалось в рамках средневековой религиозной культуры. Сад в представлении русского православного человека являлся «райским садом». Это под-

тверждается и духовной живописью, в частности уникальной по своему содержанию иконой Никиты Павловца Пресвятой Богородицы «Вертоград Заключенный», написанной вероятно, в 1670 году (рис. 1). Ее иконография может свидетельствовать о знаниях библии и западноевропейской литературы. Образы сада и невесты перекликаются с образом Богоматери, что соответствует книге «Песнь Песней» Соломоновых. На основании данных представлений строятся латинские аллегории сада. Подобный сад представляет «сад Марии», а изображение Богоматери символизировало рай, ограда сада ассоциировалась со спасением от греха. На иконе изображены два ангела, которые коронуют Марию; подобная композиция также свидетельствовала о заимствовании европейских образцов.

Образ Богоматери изображен на фоне сада, планировка которого носит регулярный характер. Сад представлен небольшими участками правильной формы с цветами и травами. «Рассказ» о саде создается с помощью своеобразного описания, оно конкретно и в определенной степени документально. Сад на иконе имеет характерный вид, близкий к монастырским, царским или боярским садам того времени. «Набор» изображенных цветов определен символикой христианской духовной

культуры, уже хорошо известной в то время: гвоздики и тюльпаны напоминают о Ближнем Востоке. Необходимо отметить, что икона «Вертоград Заключенный», созданная в рамках русской духовной традиции, является в то же время свидетельством того, что русский иконописец обладал знаниями о западноевропейской символике. В результате чего можно предположить, что икона - опосредованное свидетельство проникновения европейской культуры в русское искусство и жизнь.

Европейские светские вкусы затронули и садово-парковое искусство России XVII века Яркий пример тому -это московский декоративный сад в восточной части Крутицкого подворья, что дает возможность говорить о воспроизведении малых садов Голландии в России. Регулярная планировка сада с прямоугольными, квадратными или треугольными участками наполнялась различными растениями и цветами. Сад в Крутицком подворье представлял собой своеобразный просветительский центр, как и само подворье (рис. 2), где митрополитом Павлом II, знатоком искусства и науки, была собрана большая библиотека [2].

Во 2-й половине XVII века «образцовый» характер имел сад царской резиденции в селе Измайлове. Он состоял из различных садовых участков, апте-

карского огорода и «опытного» сельскохозяйственного угодья, где выращивали необычные для средней полосы растения и деревья: виноград, абрикосы, дыни, высаживались даже тутовые деревья. Все это говорило о том, что в России были известны южные и юго-восточные растения.

Русские сады носили функциональный характер, например, они могли использоваться как садовые или аптекарские огороды. Создателями таких садов, как правило, были монастыри, храмы или частные лица. В России начинают читать иностранные книги, переведенные на русский язык, первые энциклопедии практического назначения, рассказывающие о технике строительства каналов, об организации фейерверков и в том числе о «насаждениях» и создании садов. К таким книгам можно отнести знаменитую «Флори-нову экономию», впервые изданную в России в 1735 году. Важные наставления находим в 20-й главе «О ведении эконому разных наук»: «Каждому эконому, а особливо шляхтичу, необходимо нужно к воинским чинам и гражданским достоинствам пристойным наукам обучаться, а именно юриспруденции, математике, инженерству и прочим искусствам, которые человека совершенным и государству полезным делают» [3, С. 35].

Рис. 1. Икона Пресвятой Богородицы «Вертоград Заключенный» Рис. 2. Фрагмент изразцового убранства теремка на Крутицком

подворье

Рис. 3. А.Ф. Зубов. Летний дворец с садом. 1717, гравюра

В то же время XVIII век привносит в жизнь россиян новые общественные сады, которые несут знания, но иного порядка, не религиозного, не естественно-научного, а гуманитарного или литературного. Эти сады предстают как рационально выстроенные и сформированные по законам гармонии, пропорциональных соотношений, соразмерности масштаба и пространства, горизонтальных и вертикальных направлений, где продуманы и строго выстроены все параметры составляющих его частей. О том, какие и как высаживаются деревья в подобных садах, также указывает «Флоринова экономия»: «...около беседок и прудов можно также неплодных хворостником и кустарником фигуры делать, то есть ивою, липою и другими, которые все на каждый год подчищать, ровнять и до трех лет палками подпирать, чтобы прямо стояли. Сии зеленые стены делаются вышиною четыре или пять аршин с круглыми, а иногда четырехугольными окнами и дверьми» [3, С. 189].

Созданные по правилам регулярные сады имели содержательное наполнение, которое вначале выражалось «символами и эмблематами», затем сюжетами древнегреческих или древнеримских мифов и персонажами, представляющими античный мир, древнюю историю, которая оказалась созвучна и вполне понятна в условиях XVIII века.

Так, создается первый общедоступный сад в новой столице Санкт-Петер-

бурге - Летний сад (рис. 3), затем строятся первые царские и вельможные резиденции в пригородах: Петергофе, Стрельне, Ораниенбауме.

Для садов этого времени характерно регулярное построение пространства с центральной планировочной осью, наличие стриженой зелени, различных парковых павильонов, мраморной скульптуры и т.п. Вслед за царскими резиденциями начинается строительство вельможных усадеб. Разбиваются, но в меньшем масштабе, сады, и разворачивается усадебное строительство вблизи Москвы.

Четкая геометрическая планировка сада, обусловленная математическими расчетами и основанная на эстетике и философии рационализма, давала русскому человеку новый регламент, новые правила - манеру светского поведения. Однако, несмотря на постановку современных задач, ранние московские комплексы - усадьбы XVIII века не только носят увеселительный или репрезентативно-личностный характер, но и имеют другое важное назначение, определяемое государственными задачами. Примерами могут служить усадьба врача Петра I голландца Н. Бидлоо в Лефортове [4], и усадьба Глинки, известного сподвижника Петра Великого, «чернокнижника» (как его называли современники) Я.В.Брюса, служившая территорией для его научных опытов.

Интерес и развитие естественных и научных знаний в начале века предполагает активизацию собирательской

деятельности, в частности вновь появляются или расширяются библиотеки. Хорошо была известна усадебная библиотека князя Д.М. Голицына в Архангельском, которая насчитывала несколько сотен книг, как древних, так и современных по различным видам научных знаний, включая литературу на иностранных языках. Позже, во 2-й половине XVIII века, местом агрономических, ботанических и литературных открытий и, несомненно, нового ландшафтного искусства станет усадьба Бобринских, где будет творить ученый-агроном, просветитель и писатель А.Т. Болотов.

Середина XVIII века - время дальнейшего развития образования в России, открытие новых высших учебных заведений. В 1755 году основывается Московский университет, в 1757 году для получения профессионального художественного образования создается Академия художеств в Санкт-Петербурге, открываются специализированные школы и училища.

О том, что сады несут информационные, образовательные функции, писал известный литературовед, исследователь семиотики садово-парковых стилей Д.С. Лихачев [5]. Неслучайно в подзаголовке его книги встречается уточнение: «Сад как текст». В XVIII веке о том, что сады «ведут разговор», «дают уроки» говорил философ и поэт Жак Делиль, автор знаменитой поэмы «Сады» [6, С. 107]:

К урокам высшим нам уж время поспешить, Не взору одному - и сердцу говорить.

Познал ли ты между бездушными вещами И одаренными душою существами Невидимую связь? Внимал ли разговор, Витийство без речей воды, лесов и гор?

О многом рассказывают русские подмосковные усадьбы. Расцвет усадебного строительства связан с указом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», который давал возможность дворянам освободиться от обязательной государственной и военной службы. И многие дворяне устремляются в свои подмосковные поместья и начинают их строить или благоустраивать. Интерес к естественным знаниям отражается в составе усадебных библиотек, природных коллекций: минералов, чучел животных, гербариев и собраний измерительных приборов, астролябий, глобусов Земли и Луны, географических карт и т.п. Но большее внимание создателей усадеб теперь привлекает коллекционирование: живописи, скульптуры, произведений декоратив-

но-прикладного искусства, графики. Самостоятельным видом творчества становится искусство интерьера, все большую роль играет ансамбль архитектуры и садово-паркового искусства. Его важными составляющими элементами являются архитектура, парковая скульптура и, несомненно, новый рукотворный ландшафт, отвечающий регулярным нормам французского парка.

Позже архитектурно-парковые ансамбли получат дополнение еще одним видом искусства - музыкой, поскольку в усадьбах создаются театры с оперными и балетными труппами, которые исполняют русские и зарубежные музыкально-драматические произведения. К таким усадьбам можно отнести наиболее известные вельможные резиденции 2-й половины XVIII века: Нескучное, Кусково, Большие Вязёмы, Быково, Су-ханово, Вороново, Архангельское, Зна-менское-Раек, Останкино, Кузьминки, Люблино и др.

Наиболее хорошо сохранилась подмосковная усадьба Кусково, которая к тому же в наибольшей степени отвечала вкусам своего времени, отражала интересы хозяев, а в целом -дворянскую культуру и быт XVIII века. Гармоничный, уравновешенный план центральной части усадьбы - французского регулярного парка - содержал сложный смысловой комплекс, где каждая отдельная его часть или деталь занимала строго определенное место и несла свою образовательную функцию.

Парковая скульптура, как и в 1-й половине века, продолжала решать развивающие, образовательные и эстетические задачи. Как писал Ж. Делиль [6, С. 84];

Скульптура нам дает богатство, тонкость чувств,

Язычество, друзья, ведь это - культ искусств!

Круг персонажей круглой пластики определен известными документами начала века, хотя Кусково обладало и своей спецификой. Для нее характерны повторяемость образов (в парке - две Венеры, два Геркулеса, три Меркурия), в пластических и технических приемах можно наблюдать присутствие разных скульптурных мастерских, использован разный художественный образный язык. При этом подлинная оригинальная итальянская парковая скульптура XVIII века гармонично входит в мир русской усадебной культуры и играет разноплановые роли, в том числе она способствует зрительному восприятию пространства регулярного парка. Расстановка скульптуры в регулярном парке, следуя поставленным задачам,

зависела от видов круглой пластики, ее размеров. Можно предположить, что, несмотря на обилие образных решений, выбор места для скульптур диктовался содержательной стороной пластики и назначением зданий, около которых они располагались.

Ряд исследователей Кускова первым архитектором усадьбы называют Ю.И. Ко-логривова - архитектора-профессионала, известного знатока европейской культуры и искусства, который получил образование и почти два десятилетия жил в Европе, в том числе в Италии. Вероятнее всего, под его руководством был спланирован и создавался французский регулярный парк, строился малый ансамбль Голландского домика и началось строительство Итальянского домика. Принято считать, что павильоны, которые образуют малые архитектурные ансамбли, в XVIII века представляли различные европейские страны: Голландский и Итальянский домики -соответственно Голландию и Италию, Эрмитаж - Францию, грот - в определенной степени Германию. Таким образом, гости усадьбы могли познакомиться с культурой, бытом и искусством европейских стран, не выезжая за пределы усадьбы. Возможно, так могло быть, но необходимо отметить, что павильоны -это лишь представление русских об архитектуре европейских стран; здесь присутствует высокая степень художественной условности как во внешнем облике, так и в оформлении интерьеров. Существует мнение о «концепции миниатюрной «географии» усадьбы... когда в ткань ассоциативных названий в больших ансамблях вкрапливаются и те, что окрашены в национальные тона. Отдельная местность содержит в своем имени указание на конкретную страну, претендуя, таким образом, на роль олицетворяющего ее фрагмента. владелец самоуверенно утверждает у себя миниатюрную Англию или Китай» [7].

Внешний облик павильонов усадьбы, несомненно, несет на себе характерные черты архитектуры Голландии или Италии, она узнаваема. Но создается впечатление, что здания, как бы взяты из контекста окружающего их пространства конкретных родных, возможно, исторических мест. Постройки «перенесли» в незнакомое для них место, и они словно выставлены на обозрение наподобие художественного экспоната. Можно предположить, что устроители усадьбы хотели показать свой сформированный образ европейской архитектуры. «Незнакомый» павильон в русской усадьбе становился своеобразной диковиной, экзотикой, игрушкой-сувениром, привезенным издалека. Это своего рода архитектурная

обманка, широко принятая и хорошо понятная зрителям XVIII века, и создаваемая в различных формах и материалах. Это подтверждает присутствие на одной площадке нескольких совершенно разноплановых построек. Так, с Гол -ландским домиком «уживался» «дальневосточный» павильон Пагоденбург, а на другом берегу голландского прудика располагалась Столбовая, или Дорическая, беседка, как бы представляющая античную Грецию (рис. 4). О таком архитектурном соседстве - соединении разных стилей и стран довольно колко и иронично писал Ж. Делиль [6, С. 76]:

Легко утратить вкус, коль моде угождать.

Стремясь соединить различнейшие стили, Иные модники подряд нагромоздили Ротонду, пагоду, беседку, обелиск -Европу, Индию, Китай и Рим! А риск, Что создан лишь хаос - безвкусицы примета -

Их не страшит: зато там есть все страны света!

Архитектурный облик Голландского домика, как бы сошедшего с известных полотен малых мастеров, сообщал в дополнение к зрительным впечатлениям и вкусовые ощущения, так как гости усадьбы могли отведать традиционные голландские блюда. В Кускове создавался полноценный образ Голландии, так любимой Петром I, напоминающий о европейских путешествиях отца хозяина усадьбы - сподвижника императора фельдмаршала Б.П. Шереметева.

Итальянский домик в Кускове ув большей степени условен. Его культурная принадлежность обозначена симметричной, с признаками ордерной системы композицией фасада, а также определенным набором характерных архитектурных деталей и лепного декора, наличием лоджии, балюстрады с вазонами и т.п. Небольшой террасный садик за домиком дополнял образ Италии - «страны искусств», уточнял происхождение павильона. Конечно, для широкого круга русских обывателей, не имеющих возможности далеко путешествовать, подобный уголок Италии становился открытием неизвестных стран. Знания о мире, частях света, континентах и странах и, как следствие, путешествия быстро вошли в моду, были очень популярны. Этому способствовали новые географические открытия во время Северной экспедиции В. Беринга в России или трех кругосветных путешествий известного английского исследователя, картографа Д. Кука. Интерес к географии, путешествиям находим и в зарубежной литературе того времени: «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта, «Робинзон Крузо» Д. Дефо.

в9

Рис. 4. А.П. Лоран. Проспект Голландского дома в саду села Кусково . 1771-1774

Для середины XVIII века характерно как получение, накопление знаний, так и их осмысление. И центральная часть усадьбы Кусково - французский регулярный парк с его малыми ансамблями, созданный к концу 60-х годов XVIII века является ярким тому подтверждением. Усадьба давала знания, художественные и эстетические впечатления. Возможно, для гостей Кускова, которые

в реалии могли видеть подобные сооружения в Европе, предлагалось сделать сравнительный анализ увиденного когда-то ранее с тем, что присутствует в парке. Процесс узнавания, поиска сходства и различий психологически всегда дает положительные эмоции, подкрепленные рассуждениями, уточнениями, подтверждениями собственных знаний. Поэтому ко 2-й половине XVIII века

усадьба становится не только местом приятных встреч и впечатлений, источником разнообразных эмоций, но и местом, куда можно было вновь вернуться и сравнить, уточнить или закрепить свои знания.

Позже, когда на смену воспоминаниям памятных мест и произведений искусства придут созерцательные романтические размышления о глубинных природных и социальных явлениях, усадьба расширит свои границы и станет развиваться в соответствии с новыми открытиями и коллизиями, происходившими в мире. Жизнь Кускова перейдет в иное пространство: в английский парк, характерный для искусства романтизма и сентиментализма. Обращение к природе, к истокам всего живого, философские размышления о месте человека откроют другой мир, другую сторону человеческой жизни и бытия, а знания и образование в этом сыграют определенную роль.

Русская усадьба 2-й половины XVIII века, развивая традиции садово-паркового искусства России, дополнив их знаниями о европейской культуре и искусстве, сформировала совершенно новый феномен усадебной культуры, который открыл русскому обывателю огромное разнообразие и широту современного ему мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данные о деятельности «кружка ревнителей благочестия» // БЭС. - М., 1972. Т. 7. С. 245.

2. Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград. Садово-парковое искусство России. - М., 1996. С. 40-41.

3. Флоринова экономия. - СПб; 1760.

4. Евангулова О.С. Н. Бидлоо и скульптура в лефортовских садах петровского времени // Русское искусство Нового времени, 2001. Вып. 7. С. 54-55.

5. Лихачев Д.С. Поэзия садов. - СПб., 1991.

6. Делиль Ж. Сады. - Л., 1987. 245 с.

7. Евангулова О.С. Художественная «вселенная» русской усадьбы. - М., 2003. С. 194.

EDUCATIONAL FUNCTION OF THE RUSSIAN MANOR OF XVIII CENTURY

Yakhnenko E.V., Art historian, Head of the Department of Advertising and Educational

State Museum of Ceramics and «Kuskovo XVIII century Estate» (2, Ulitsa Yunosti, Moscow, 111402, Russia). E-mail: jahnenko@mail.ru ABSTRACT

The article shows development tendencies of the educational functions of Russian estate culture at art works in XVIII century. The role of the iconography is noted. Indirect influence of European culture on Russian art and reality is considered on the example of the Blessed Virgin Mary Icon «Vertograd Zakly-uchennyy». In the epoch of Peter a new phenomenon of Russian life is developed such as public parks and gardens, created by the European type, which have informational and educational value. The analysis of landscape gardening ensembles on examples of Krutitskoye in Moscow, the Summer Garden in St. Petersburg, N. Bidloo manor in Lefortovo and Kuskovo in Moscow. Keywords: cultural development, spiritual formation, landscape architecture.

REFERENCES

1. Dannyye o deyatel'nosti «kruzhka revniteley blagochestiya». Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [The Great Soviet Encyclopedia]. Moscow, 1972, vol. 7. p. 245.

2. Vergunov A.P., Gorokhov V.A. Vertograd. Sadovo-parkovoye iskusstvo Rossii [Vertograd. Landscape art of Russia]. Moscow, 1996, pp. 40-41.

3. Florinova ekonomiya [Florinov' savings]. St. Petersburg. 1760.

4. Yevangulova O.S. Russkoye iskusstvo Novogo vremeni, 2001, issue 7, pp. 54-55. (In Russian)

5. Likhachev D.S. Poeziyasadov [Poetry gardens]. St. Petersburg. 1991.

6. Delisle J. Sady [Gardens]. Leningrad, 1987. 245 p.

7. Yevangulova O.S. Khudozhestvennaya «vselennaya» russkoy usad'by [Art «universe» of Russian manor]. Moscow, 2003, p. 194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.