Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2010. Вып. 4 (19). С. 7-17
Программы повышения квалификации
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
О. В. Розина
В современном образовании подготовка педагогов к преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию школьников является крайне актуальной, но трудно решаемой проблемой. Вместе с тем многолетнее преподавание предмета является фактором, определяющим необходимость такой подготовки, осуществляемой, как правило, на краткосрочных курсах повышения квалификации. В статье проводится концептуальный анализ содержания и методики авторских учебных программ курсовой подготовки преподавателей православной культуры, апробация которых проходит в ряде регионов страны.
В современных условиях перехода российского образования на государственные стандарты нового поколения, который осуществляется на фоне глубинного духовно-нравственного кризиса общества, профессиональная подготовка преподавателя духовно-нравственной (православной) культуры — крайне актуальная, но трудно решаемая задача. В кругах научно-педагогической общественности ее актуальность не вызывает сомнений, однако формы, методика, критерии и иные параметры этой подготовки не стали предметом самостоятельного научного исследования, что во многом объясняется спорным характером содержания самого понятия «духовно-нравственная культура», определение которого непосредственно связано с мировоззренческими представлениями участников дискуссий. По замечанию проф. В. А. Беляевой, «категориальные понятия “духовность” и “нравственность” среди практикующих педагогов и чиновников управленческих структур до сих пор не являются устоявшимися и зачастую признаются либо как синонимы, либо как показатели приобщенности человека к ценностям искусства и нормам морали в отношениях»1.
Это приводит к тому, что в настоящее время в общеобразовательной школе духовно-нравственное воспитание и преподавание предметов, имеющих ду-
1 Беляева В. А. Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического вуза на основе ценностей отечественной культуры. [Электронный ресурс]. URL: // Шр://^^№ уегау. га/соттоп/триЪис.рЬр?пит=16
ховно-нравственное содержание, зачастую сводится к частному педагогическому, во многом эмпирическому опыту, не имеющему научного концептуального обоснования. Такое положение объясняется, с одной стороны, отсутствием в общеобразовательной школе длительного опыта по преподаванию предметов, связанных с историей духовной культуры и осуществлением на ее основе духовно-нравственного воспитания, а с другой стороны, неадаптированностью аналогичных курсов, изучаемых в духовных учебных заведениях, к светской системе образования, имеющей иные цели и задачи. При этом уровень профессиональной подготовки педагогов к проведению занятий по «православной культуре»2 и духовно-нравственному воспитанию школьников не соответствует современным требованиям и задачам, стоящим перед системой образования: дать школьникам не только совокупность фундаментальных и прикладных знаний, но прежде всего воспитать высоконравственную личность, патриота и гражданина Отечества.
Методика преподавания любого предмета определяется прежде всего его целями и содержанием. В общеобразовательных учебных заведениях преподавание предметов духовно-нравственной направленности и проведение духовно-нравственного воспитания проходит в различных формах, исключающих катехизаторский характер, но призванных интегрировать учащихся в культурное пространство Отечества, раскрыть перед ними духовные смыслы его истории, помочь в мировоззренческом и нравственном выборе.
Решить данные учебно-воспитательные задачи может лишь педагог, обладающий знаниями самого предмета, понимающий его сущностные основы. Однако в стране, за малым исключением православных высших учебных заведений, отсутствуют педагогические вузы, в базовых учебных планах которых предусматривается подготовка специалистов по духовно-нравственной (православной) культуре, что делает современное высшее педагогическое образование функционально неполным. Фактически выпускник, равно как и педагог-практик со стажем, имеет лишь один путь получения необходимых знаний по предмету — путь самоподготовки и самосовершенствования. В этой ситуации курсы повышения квалификации, как правило краткосрочные (36 или 72 ч), — единственная форма систематизированных знаний по предмету с условным названием «православная культура». Именно такие курсы для многих педагогов становятся начальным пунктом на пути личного духовно-нравственного самосовершенствования, без чего невозможно проведение воспитательной работы среди учащихся: ведь педагог может передать детям только то, что знает и понимает сам.
Все это вызывает, в свою очередь, необходимость концептуальной разработки содержания и методики проведения этих курсов.
При этом необходимо обратить внимание на ряд объективных обстоятельств, которые необходимо учитывать при разработке концепции курсовой подготовки.
2 Термин «православная культура» здесь и далее взят в кавычки, так как он носит условный характер и объединяет учебные дисциплины с различными названиями, но имеющие единое догматическое основание — восточно-христианское, святоотеческое понимание христианской (православной) духовной, нравственной и художественной культуры.
Во-первых, любые курсы повышения квалификации, в том числе по предмету «православная культура», являются одной из форм образования взрослых, которые, как правило, имеют высшее педагогическое образование, т. е. не только общепедагогические знания, но и опыт учебно-познавательной деятельности как под руководством научного руководителя (лектора, преподавателя курсов), так и самостоятельный.
Во-вторых, курсы проводятся среди педагогов-практиков, имеющих значительный стаж работы по своей базовой специальности. Так, проводимое нами с 2003 г. в Московском регионе среди слушателей курсов повышения квалификации анкетирование показывает, что значительная часть опрошенных имеет большой педагогический стаж — от 15 до 25 лет (45 %) и более 25 лет (31,3 %). В этом есть определенная трудность, связанная с истоками формирования мировоззрения этих людей, так как их студенчество пришлось на 70-80-е гг. ХХ в. и только последующий жизненный опыт позволяет многим из них по-новому взглянуть на те ценности, которые считались тогда основополагающими. Поэтому интерес к православной вере и религии у 60 % из них возник во взрослые годы, в то время как в студенческие — только у 10 %. Таким образом, состав учебных групп на курсах различен как по базовой педагогической специальности слушателей, так и по их духовному возрасту. Это обстоятельство определяет различные возможности слушателей в понимании и усвоении тех или иных категорий и понятий.
В-третьих, хотя курсы и проводятся «с отрывом от производства» (т. е. в методический день или в дни школьных каникул), они проходят в условиях семейной и общественной загруженности. Однако при этом подавляющее большинство слушателей рассматривают повышение квалификации по предмету «православная культура» как важный этап своего духовно-нравственного развития, о чем свидетельствует активное участие в работе курсов, интерес к лекциям и занятиям, качество промежуточных и итоговых работ. Это является важным показателем мотивированности выбора педагогами именно этих курсов и их желанием не столько получить новые информационные знания по предмету, сколько решенить внутренние, личные мировоззренческие и духовно-нравственные проблемы.
Данные объективные обстоятельства оказывают влияние на содержание курсовой подготовки и методику ее проведения.
Попробуем наметить некоторые концептуальные направления разработки содержания курсовых занятий.
1. Несомненно, что содержание любых курсов по «православной культуре» должно отражать догматическое содержание самого предмета (восточно-христианское, православное понимание Бога, мира и человека, характер их взаимодействия, отраженный в нравственной и художественной культуре), а также святоотеческое толкование основных догматических истин. Важнейшим принципом конструирования теоретического содержания учебного материала является его генерализация, при которой выделяется одна или несколько фундаментальных (догматических) идей, которые многократно и всесторонне раскрываются. Однако следует учитывать, что для многих слушателей учебный материал окажется совершенно неизвестным, так как в вузе этот предмет не изучался и не «сдавался». Таким образом, учебный материал должен быть тщательно отобран и строго «до-
зирован», а программа, максимально упрощенная на начальном этапе, поэтапно включать все более сложные понятия и определения. Вместе с тем, это «упрощение» не должно приводить к пониманию внешнеобрядовой стороны православной культуры как ее сущности и основы, а изначально показывать мировоззренческие отличия православной культуры и цивилизации от иных духовных поисков человечества (например, язычества и гуманизма). Ведь «современная педагогика высшей школы определяет духовную культуру учителя в качестве приоритетного компонента профессионального мировоззрения педагога»3. Таким способом для слушателей с самого начала предмет обретает мировоззренчески значимый смысл, вокруг которого возможна дальнейшая работа по их личному духовному возрастанию и разрешению проблем мировоззренческого выбора.
2. Курсы по «православной культуре» объединяют педагогов различных специальностей (как правило, гуманитарных), поэтому необходима интеграция их знаний при опоре на единые понятия и ценности. При этом информационно-знание-вый критерий отбора не решит задач духовно-нравственного развития ни педагога, ни школьника, но вместе с тем фундаментальные (сущностные) содержательные понятия должны быть изложены тем языком, который будет понятен слушателю. Так, например, бесполезно говорить о грехе — важнейшей категории православной нравственной культуры — как о нарушении Божественной заповеди, если не раскрыто и не понято святоотеческое представление о Боге и Его любви к человеку. В таком случае отношение к греху как к ране, которую человек наносит своей душе, будет более понятным и образным, хотя и не таким догматически точным. Иллюстрирование этого понятия примерами жизненного пути исторических деятелей, произведениями отечественной классической литературы, живописи, музыки будет понятно педагогу, имеющему любую базовую специальность.
3. Не менее важным при отборе учебного материала представляется сочетание принципа общего и особенного. Любые теоретические знания, оторванные от реальных условий конкретной местности, где проходят курсы повышения квалификации, останутся абстрактными, не будут поняты и применены на практике. Вместе с тем задача курсов — подготовка учителя к преподаванию «православной культуры» и духовно-нравственному воспитанию учащихся конкретного региона, имеющего свою историю и традиции. Поэтому обязательным является посещение храмов и монастырей родного края, знакомство с их архитектурным обликом, местной духовной историей, святынями, духовным подвигом и жизненными путями святых, подвижников благочестия, новомуче-ников и исповедников. Это позволяет через исторические параллели и сравнения выявить особенности региональной духовной истории и культуры с целью решения задач духовно-нравственного и патриотического воспитания на основе традиций «малой Родины».
Помимо разработки содержания курсовой подготовки, отбора и группировки учебного материала, другой не менее сложной задачей является методика его подачи.
3 Склярова Т. В. Конфессиональная ориентация педагогического образования: проблемы и пути решения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.verav.ru/common/mpublic. рИр?пит=56
Учитывая специфику содержания и огромный воспитательный потенциал самого предмета «православная культура», следует понимать, что его успешное усвоение возможно лишь при условии личного мировоззренческого выбора слушателя. Слово педагога, особенно в духовно-нравственном воспитании ребенка, будет сильно и убедительно, если в его основании лежат нравственные принципы самого педагога как отражение цельности православного миропонимания. Личный пример в нравственном выборе — это жизненный урок, получаемый детьми от общения с учителем, слова которого значимы, потому что не расходятся ни с его убеждениями, ни с его делами.
Перед педагогом, ведущим занятия на курсах повышения квалификации, стоит крайне непростая задача: в ограниченное («краткострочное») время пробудить или уже поддержать в слушателе потребность внутреннего преобразования в соответствии с законами добра и любви — основополагающими законами православной нравственной культуры, что совершается не по законам информационных технологий, а «от сердца к сердцу». Ведь, чтобы пробудить в ребенке жажду жизни по закону любви, учитель должен не только обладать знаниями и жизненным опытом, но и понимать духовную сущность православной культуры. Методика преподавания предмета должна раскрывать его сущность: нужно увидеть самим и помочь детям увидеть красоту мира, основанного на любви и добре. Понимание того, что конституирующим началом существования любого человеческого сообщества с древнейших времен до наших дней является не вражда классов, групп и отдельных людей и не борьба между ними, а любовь, делает жизнь осмысленной и целесообразной. Увидеть красоту окружающего мира, гармоничность действия его законов, обрести радость общения, основанного на любви, терпении и прощении недостатков и слабостей ближнего, — душевный труд учителя, без которого преподавание «православной культуры» станет для него одной из дисциплин, не преобразующих душу и сердце учеников, а лишь дающей им сумму знаний. Именно на этот аспект предмета «православная культура» необходимо обратить внимание при выборе методических приемов и средств его преподавания.
Поэтому методика подачи материала на курсах должна помочь слушателю сделать свой мировоззренческий выбор не только свободным, но и сознательным, а значит, ответственным.
Это достигается различными способами, в частности путем поиска противоречий в нынешних представлениях о природе и генезисе тех или иных явлений окружающего мира и характере межличностных отношений, преодоление которых возможно путем духовного самоанализа. Для этого необходимо посмотреть «внутрь себя», отнестись к себе рефлексивно. Философско-педагогические основания понятия «рефлексия» исходят из понимания ее как одного «из инновационных путей раскрытия и выявления духовного потенциала человека»4. Она есть «также особая нравственная деятельность, заключающаяся в духовном самоанализе как способе отношения к жизни, в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнений в собственных силах и возможностях»5. Именно
4 Попков В. А., Коржуев А. В. Рефлексивные стратегии познавательной деятельности в высшем профессиональном образовании. М., 2004. С. 12.
5 Попков В. А., Коржуев А. В. Указ. соч. С. 12.
«рефлексия содействует тому, что внутренние силы выступают главным резервом и побудителем активности, задают ее вектор во всем. Побуждаемая, направляемая извне рефлексия — следствие не насилия над ребенком или взрослым, а нравственная работа, лишь стимулируемая извне, но совершаемая по внутренней потребности понять себя и происходящее вокруг, себя в происходящем и происходящее в себе»6. Но путь самопознания чреват болезнями духовного роста и конфликтностью как с самим собой, так и с окружающим миром, что непременно следует учитывать при проведении курсов и общении со слушателями.
Важным обстоятельством является наличие у ряда слушателей личного, иногда многолетнего опыта работы с учащимися по преподаванию «православной культуры» и проведению мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Поэтому обмен опытом подобной работы, его анализ как элемент взаимообучения не только показывает слушателям, не имеющим «опытного багажа» реальность и возможность такой работы, но и обогащает их знаниями и открывает пути реализации этих знаний в конкретных условиях данного учебного заведения, района и города. Такого рода обмен опытом обязательно должен проходить на курсах, несмотря на их краткосрочность, либо в форме обсуждения на практических занятиях, либо в форме отдельной небольшой научно-практической конференции или «круглого стола».
Преподавание «православной культуры» и знакомство детей с основными достижениями российской национальной культуры: духовно-нравственными основами мировоззрения наших предков, их бытовым укладом, литературными, архитектурными, иконографическими, музыкальными произведениями, многие из которых являются шедеврами мирового значения, — невозможно без «цвета и музыки», т. е. без иллюстративного сопровождения. Важной целью предмета является знакомство детей с миром православного человека и воспитание добродетельной личности в ее направленности и открытости добру и противостоянии пороку. На уроках по «православной культуре», внеклассных мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию перед ребенком раскрывается мир православного человека, красота и гармония Божественного мироздания, он учится ее видеть, ощущать и понимать и на основе этого понимания делать свой мировоззренческий выбор. Здесь на помощь педагогу могут прийти умело используемые им средства наглядности, овладеть которыми или повысить профессиональную компетентность в пользовании которыми необходимо предусмотреть на курсах повышения квалификации. Наглядность в обучении всегда являлась одним из важнейших дидактических принципов, дающим возможность учителю не только представить образную информацию о предмете, но и сделать урок эмоционально окрашенным, а его материал — более доступным для восприятия. Кроме того, средства наглядности традиционно применялись для решения задач эстетического воспитания школьников, а наглядные методы иллюстрации и демонстрации позволяли расширить возможности усвоения и закрепления материала. Появление и внедрение в учебный процесс новых компьютерных технологий расширяет возможности наглядных методов в решении учебно-воспитательных задач. Курсы повышения квалификации могут помочь
6 Попков В. А., Коржуев А. В. Указ. соч. С. 12.
педагогу усовершенствовать свои знания и навыки в составлении мультимедийных презентаций и видеорядов. Дети вместе с учителем, не выходя из класса, на уроке «православной культуры» смогут побывать в паломнической поездке по святым местам, где разворачивалась Священная история, получить представление об иконографии, храмовой архитектуре, увидеть православные памятники мирового значения. Более того, к созданию таких фильмов могут быть привлечены сами учащиеся, что сделает их не только зрителями, но и авторами, поможет раскрыть их творческий потенциал, отвлечет от бессмысленного и бездумного использования компьютера. При этом, конечно, надо помнить, что никакая техника не способна заменить ребенку живое человеческое общение с любимым и авторитетным взрослым, и только человеческое общество дает ему нормальное развитие. Ребенок всегда стремится к такому общению, но при разумном, ответственном и взвешенном подходе оно может быть дополнено и «раскрашено» при помощи современных компьютерных средств.
Успешность духовно-нравственного воспитания и преподавания «православной культуры» возможна лишь при создании единого духовного пространства семьи и школы. Единство семьи и школы в воспитании — главнейшее условие формирования личностной цельности ребенка, его сознательного мировоззренческого выбора и поведенческого стереотипа. И семья, и школа призваны давать ему представления о жизненных целях и ценностях, характере взаимоотношения с другими людьми, критериях и нормах поведения в обществе и быту. В процессе семейного и школьного общения происходит передача жизненного опыта старших поколений и формирование нравственного типа личности ребенка. Поэтому вопрос о взаимоотношении семьи и школы, родителей и педагогов является одним из самых важных в жизни общества. Для успешности воспитательного процесса необходимо единство семьи и школы, их взаимосвязь, взаимопреемс-твенность и взаимодополнение: и тот и другой институт являются основными и равноправными субъектами воспитания в период детства и отрочества. Педагоги, уже преподающие «православную культуру», сталкиваются с непониманием родителями учащихся важности и значимости этого предмета, в том числе и для преобразования семейных отношений на основе базовых ценностей Православия. Умение учителя донести до понимания родителей учеников эту истину поможет не только в решении многих семейных проблем, но и будет способствовать восстановлению единого воспитательного пространства семьи и школы на новой, одухотворенной основе. Поэтому на курсах повышения квалификации по «православной культуре» необходимо помочь учителю в организации работы с родителями, ознакомить их с возможными формами и опытом такой работы.
Результаты опроса, проводимого нами среди педагогов Московского региона свидетельствуют, что присутствие священников на занятиях по «православной культуре» в государственных школах «несомненно необходимым» считают 22,5 %, «желательным» — 30 % и «вероятным» — 25 %. Только 15 % категорически возражают против этого и 7,5 % допускают такое присутствие только под строгим контролем учителя. Т. е. большинство учителей — 77,5 % — испытывают потребность участия в этой работе священнослужителей. Это, в свою очередь, вызывает необходимость разработки общих методических приемов для удовлетворения
такой потребности, выработки наиболее приемлемых форм взаимодействия еще на этапе курсовой подготовки слушателей. Опыт показывает, что при непредвзятом и ответственном отношении обеих сторон к предмету взаимодействия опыт сотрудничества и соработничества может быть достаточно успешным.
Реализация вышеуказанных принципов и подходов к содержанию курсовой подготовки педагогов «православной культуры» нашла практическое воплощение в разработанном нами комплекте учебных программ по «православной культуре» и духовно-нравственному воспитанию для педагогов различных специальностей и регионов страны и русскоязычного зарубежья.
Базовой основой такой подготовки является комплексная программа «Духовные основы русской культуры». Ее элементы реализовывались среди студентов педагогического вуза (МГОУ) с середины 80-х гг. ХХ в. Апробация программы среди педагогов Подмосковья началась с 2003 г. после письма Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22 октября 2002 г. № 14-52-876 ин/16. К письму прилагалось «Примерное содержание образования по учебному предмету “православная культура”», ставшее первичной основой содержания курсов повышения квалификации для педагогов Московского региона по новому предмету. Эти курсы были впервые открыты в Педагогической академии последипломного образования в 2003/2004 учебном году на основе разработанной нами программы.
За прошедшее время эта разработка в усовершенствованном виде прошла апробацию не только в значительной части муниципальных образований Подмосковья, но также в 18 областях Центрального, Приволжского и Уральского Федерального округов, Ханты-Мансийском автономном округе, республике Марий Эл и на Украине В 2007 г. она стала лауреатом научного конкурса имени проф. В. В. Болотова. В 2009—2010 гг. программа «Духовные основы русской культуры» стала базовой для повышения квалификации и переподготовки педагогов в ряде регионов страны. На ее основе по решению МГОУ и ПАПО в 2009 г. было издано пособие для учителей «Духовные основы русской культуры», ставшее лауреатом и победителем ряда Всероссийских научных и педагогических конкурсов (памяти митрополита Макария, «За нравственный подвиг учителя», имени проф. В. В. Болотова). Пособие состоит из трех книг, терминологического словаря и DVD-диска с иллюстративными и учебными материалами и содержит базовый материал по предмету. Цель издания — познакомить педагогов с мировоззренческим выбором православных христиан и помочь в обретении целостного православного миропонимания. В условиях отсутствия теологической подготовки учителей это издание является развернутым и содержательным пособием, дающим полное представление об основных понятиях христианства, Православной Церкви и основанных на них русской православной культуре и народном благочестии. Материал DVD-диска содержит около 2500 цветных иллюстраций, слайд-фильмы, исторические карты, музыкальные фрагменты и текстовые приложения, дополняющие основное содержание пособия.
На основе комплексной базовой программы, имеющей 9 разделов, были разработаны еще 11 программ повышения квалификации. Они учитывают последние нормативно-правовые документы по преподаванию знаний о Право-
славии в системе общего школьного образования, рассчитаны на различное время курсовой подготовки и затрагивают отдельные аспекты православной культуры. В Московском регионе первые четыре программы реализуются в системе последипломного образования Педагогической академией, остальные — в системе повышения квалификации Московского государственного областного университета. В иных регионах — на курсах, организуемых региональными Институтами развития образования (ИПК), епархиальными управлениями и благочинными округами. Это следующие программы:
• духовно-нравственное воспитание и православная культура;
• духовно-нравственное воспитание: философский и мировоззренческий аспекты;
• роль православной культуры в формировании духовно-нравственных ценностей обучающихся;
• духовность и нравственность в воспитании граждан России, патриотов своей Родины;
• православная духовно-нравственная культура в воспитательно-образовательном процессе современной школы;
• православная духовно-нравственная культура межличностных и общественных отношений в гражданском и патриотическом воспитании;
• актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Православная нравственная культура в традиционной отечественной педагогике и современной школе;
• духовные ценности православной художественной культуры в воспитательно-образовательном пространстве современной школы;
• священная история в памятниках художественной культуры и традициях христианских праздников: педагогический аспект;
• монастырская культура в отечественной истории и духовно-нравственном воспитании учащихся;
• основы традиционных религиозных культур России (эта программа разработана в соавторстве с доцентами А. С. Клемешовым и Ю. К. Беном и включает основы христианства (православия, католицизма и протестантизма), ислама, иудаизма и буддизма как традиционных отечественных конфессий).
Данные программы рассчитаны на учителей общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений, педагогических работников муниципальных органов образования различных регионов страны и русского зарубежья. Узловые разделы и темы всех программ имеют мультимедийные авторские приложения, составленные с использованием фотографий мест, связанных с библейской историей и духовной историей Отечества, репродукций произведений духовной и мировой художественной культуры, фрагментами музыкальный произведений. Представленный в программах учебный материал содействует формированию картины мира и пониманию жизни человека и общества, адекватным современному уровню научного познания, способствует формированию целостного мировоззрения и ценностного отношения к культурному и духовному наследию русского и других народов России. Основу обучения составляет модульная техно-
логия, которая позволяет глубже и быстрее освоить каждый раздел программы, самостоятельно работать с материалом. При изучении курса используются индивидуальные и групповые формы работы, средства виртуальной образовательной среды, современные компьютерные технологии и разработки.
При разработке данных программ наряду с обозначенными выше общими концептуальными установками учитывалась преемственность получаемых слушателями знаний при освоении ими нескольких курсов, а также возможность использования ими полученных знаний при необходимости интеграции образовательных структур (послевузовского образования и школы). Поэтому предложенный в программе материал может быть использован учителем для решения задач духовно-нравственного воспитания, формирования качеств гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к семье и Отечеству, проведения различных внеклассных воспитательных мероприятий и формирования у учащихся интереса к изучению исторического и культурного прошлого России.
В результате освоения основного содержания курса слушатели должны знать базовый материал всех содержательных линий предмета на уровне, достаточном для преподавания духовных основ отечественной истории и культуры. Они должны уметь анализировать и оценивать духовно-нравственные явления и категории как в общем культурно-историческом, так и в конкретно российском социокультурном контексте; раскрывать содержание базовых понятий курса на уровне, обусловленном возрастными возможностями школьников; сопоставлять, выделяя общие и существенные различия, основные события, явления духовной истории и культуры; объяснять сущность явлений и понятий духовной истории и культуры, используя доступные для понимания школьников примеры. В результате курсовой подготовки слушатели должны владеть навыками составления методических разработок уроков и воспитательных мероприятий с использованием основного содержания курса; новыми методическими приемами и компьютерными технологиями, способствующими повышению эффективности учебного процесса. Для этого общее количество часов, отведенное для освоения программы, включает аудиторное время (лекции и практические занятия) и внеаудиторную (самостоятельную) работу. Ее результаты оцениваются на промежуточном контроле, который различен по форме и содержанию (зачет, контрольная работа, тестирование, мультимедийная презентация и т. п.).
Окончательное поведение итогов и выставление итоговых оценок (баллов) осуществляется преподавателем после защиты слушателем творческого проекта. Защищаемый проект представляет собой самостоятельную (авторскую) разработку урока по выбранной и согласованной с преподавателем теме; классного часа или индивидуальной беседы с учащимися; воспитательного внеклассного мероприятия; родительского собрания или беседы с родителями; учебно-познавательной экскурсии для школьников; радиобеседы или выступления в СМИ. Основными научно-методические требованиями к творческому проекту являются его практическая значимость для педагогической учебно-воспитательной работы, научность, образность изложения и наличие конкретных примеров отражения проблематики проекта в отечественной культуре и истории.
В заключение следует отметить, что в целом организация процесса обучения на курсах повышения квалификации предполагает деятельностный подход. При его реализации слушатели на всех этапах овладения материалом не столько получают некую сумму знаний, сколько включаются в активную познавательную деятельность, открывая для себя новые возможности и перспективы как личного духовно-нравственного возрастания, так и профессионального совершенствования. Однако краткосрочность курсов повышения квалификации по сложному и многогранному предмету «православная культура» при отсутствии у слушателей теологических знаний и базовых представлений о сущности изучаемых явлений и процессов позволяет при научно продуманной организации занятий лишь побудить педагогов к активной внутренней духовной работе, активизировать познавательный процесс и раскрыть перспективы профессионального самосовершенствования. Дальнейшая же работа предполагает высокий уровень самоорганизации учителя в деле личного духовно-нравственного возрастания и его ответственное отношение к преподаванию «православной культуры» и духовнонравственному воспитанию учащихся на основе ее традиций и ценностей.
Ключевые слова: преподаватели православной культуры, духовно-нравственное воспитание, мировоззренческий выбор, учебные программы, курсовая подготовка, профессиональное самосовершенствование.
Programs of Extension Courses for Teachers of Orthodox Culture as the Basis of Professional Self-perfection and Preparation for Spiritual Education of Schoolchildren
O. V. Rozina
In contemporary education training school teachers of Orthodox Culture and spiritual education is a highly important task but it is hard to complete. Meanwhile longterm teaching ofthe subject becomes the factor that determines the need of such training, which proceeds usually at short-term extension courses. In the article the content and methods of different teaching programs extension courses for Teachers of Orthodox Culture are conceptually analyzed. The programs have being tested in different regions.
Keywords: teachers of Orthodox Culture, spiritual education, development of a world outlook, teaching programs, course preparation, professional self-perfection.