Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2012. Вып. 1 (24). С. 7-15
Традиционные формы повышения квалификации
В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
О. В. Розина
Непрерывное духовно-нравственное становление личности учителя является важным условием формирования предметных компетенций в области «православной культуры» и подготовки к воспитанию учащихся на основе ее традиций и ценностей. Важное место в этом процессе занимают такие традиционные формы повышения квалификации, как курсы и научно-практическое конференции. В статье анализируются особенности их организации и проведения, определяются наиболее типичные трудности и даются рекомендации по их преодолению, приводятся конкретные примеры из опыта проведения научно-практических конференций «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе».
В условиях перехода системы образования на Федеральные стандарты нового поколения и введения в школьное пространство новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в государственной системе высшего педагогического образования не решена проблема подготовки педагогических кадров для их реализации. У выпускника педагогического вуза, не имеющего теологического образования и длительного личного духовного опыта, отсутствует базовая основа профессиональной компетенции — теоретические знания предмета и педагогические умения по раскрытию его содержания. Более того, как показывают многолетние наблюдения, мировоззрение самого учителя эклектично, а передать ученикам он может только то, чем владеет сам1.
Поэтому проблема духовно-нравственного становления личности учителя приобретает особую актуальность. При сознательном и добровольном выборе самого человека положительный результат этого процесса возможен лишь тогда, когда он является последовательным и непрерывным. В идеале учитель «православной культуры»2 призван стать носителем этой культуры, только тогда он сможет адекватно свидетельствовать о ее сущности и ценностях.
1 См., например: Розина О. В. Влияние мировоззренческого выбора на профессиональную компетентность преподавателя духовно-нравственной (православной) культуры // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3(18). С. 33—34.
2 Термин «православная культура» здесь и далее взят в кавычки, т. к. он носит условный характер и объединяет учебные дисциплины с различными названиями, имеющие единое
Проблема непрерывного образования давно интересует исследователей, особенно в последнее время, т. к. в условиях современного информационного общества и модернизации системы образования возрастает необходимость развития адаптационных способностей личности. Разрабатываются различные подходы к решению целей и задач непрерывного образования3.
В этом аспекте нам представляется, что процесс непрерывного духовнонравственного развития педагога «православной культуры» есть путь познания самого себя с позиций внутренних ценностей этой культуры (ее христоцентрич-ности), самоопределение по отношению к ним, поиск смысла собственной деятельности, стремление к самоизменению и самосовершенствованию на основе свободного и сознательного профессионального ценностно-смыслового выбора. В условиях отсутствия государственной целенаправленной политики в области подготовки учителей «православной культуры» особое место занимают любые формы повышения квалификации (а фактически — ее приобретение), способствующие не столько получению определенной суммы знаний по предмету, сколько духовно-нравственному развитию личности педагога.
С учетом развития современного информационно-коммуникативных технологий сумму знаний о предмете можно получить достаточно легко и быстро, но это не решит задач новой предметной области. «Основы духовнонравственной культуры народов России» направлены не на получение суммы знаний, а на развитие нравственного сознания, воспитание и совершенствование личности ребенка, что возможно лишь при личном общении «учитель-ученик». Личностно ориентированное обучение предполагает создание условий для становления личности обучаемого, в которых развивается творческое начало и рефлексивное мышление, нацеленное на результат, т. е. на духовнонравственное возрастание.
Нравственное сознание и нравственное поведение не есть следствия приобретения знания, это результат внутренней работы личности (в христианском понимании — ее преображения). При этом еще в 70-е гг. ХХ в. доктор философских наук А. И. Титаренко заметил, что «структура нравственного сознания — это не
догматическое основание — восточно-христианское, святоотеческое понимание христианской (православной) духовной, нравственной и художественной культуры, а также учебные дисциплины, связанные с духовно-нравственным (православным) воспитанием.
3 См., например: Гладкова О. С. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в современной Германии в контексте непрерывного образования: Дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2009; Еремкина О. В. Формирование психолого-педагогической диагностической культуры в системе непрерывного педагогического образования: Дис. ... д-ра пед. наук. Рязань, 2008; Коновалова Л. В. Формирование и развитие этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования: Дис. ... д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2011; Михальцова Л. Ф. Ценностно-смысловые ориентации будущих педагогов на творческое саморазвитие в системе непрерывного образования: Дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2011; Обухова Л. Ф. Профессиональное становление учителя в региональной системе непрерывного педагогического образования: Дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2002; Ореш-кина А. К. Методологические основы преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009; Просвиркин В. Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008; и др.
только система уровней, но это целостность, где все взаимосвязано и где каждый элемент получает смысл лишь в особой связи с другими элементами»4.
Базовым компонентом нравственного сознания являются ценности и ценностные ориентации. Именно они создают его целостность и определяют оценочно-императивную устремленность личности в достижении результатов ее деятельности. В психологии выделяется ценностно-смысловая сфера личности, которая определяет общую направленность жизни, ее целей и перспектив5. Именно эта сфера является определяющей в формировании нравственного сознания и поведения — тех целей, которые призвана решить новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Но субъектно-субъектные отношения могут быть направлены на возрастание личности ученика лишь при реализации «закона сообщающихся сосудов», т. е. учитель сам должен быть носителем нравственного сознания и являть пример нравственного поведения. По слову апостола, «как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: “не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» (Рим 2. 21-23). В этой связи первейшая проблема, встающая перед учителем «православной культуры», — поиск ответа на вопрос о смысле собственной жизни и деятельности. Слово учителя будет значимо в духовно-нравственном воспитании, если оно не расходится с его делами: именно ценностные ориентации определяют нравственное поведение человека. Компетентность учителя, понимание базовых основ предмета (прежде всего, нравственных), умение их мотивированно представить обучающимся являются важным условием формирования у них базовых компетентностей в области духовно-нравственной культуры, нравственного сознания и нравственного поведения.
По мнению доктора педагогических наук В. А. Сластенина, систематизирующим фактором профессионализма учителя является его рефлексивная культу-ра6. Через критический анализ собственного жизненного опыта и самопознание создается возможность для самосовершенствования, т. к. в рефлексии заложен эвристический принцип: она выступает как источник нового знания, прежде всего о самом себе. Уровень развитие рефлексивно-аналитической культуры является показателем профессионализма учителя и позволяет путем самопознания определить вектор дальнейшего духовно-нравственного совершенствования.
Традиционно повышение квалификации учителя «православной культуры» происходит в различных формах, как внутришкольных, так и внешкольных: открытые уроки, тематические семинары, краткосрочные курсы, научнопрактические конференции, конкурсы творческих работ, участие в научноисследовательских разработках и т. д. Отдельно следует отметить иные, нетипич-
4 Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. М., 1974. С. 227.
5 См., например: Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980; Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности: Учеб. пособие. Кемерово, 1999; и др.
6 Сластенин В. А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя // Педагогическое образование и наука. 2005. № 3. С. 37-42.
ные для учителя «православной культуры», но традиционные формы — переподготовка и получение второго высшего образования. Несомненно, что все они способствуют формированию предметной компетенции учителя как фактора, определяющего качество его образования. Концептуальные направления разработки курсовых занятий и анализ отдельных программ уже рассматривались ранее в одной из статей7. Здесь же обратим внимание на важность и необходимость формирования аксиологической, акмеологической и операционнотехнологической составляющих в структуре предметных компетенций учителя «православной культуры».
Аксиологическая составляющая занимает не менее важное место, чем когнитивная. Более того, без глубокого понимания ценностей Православия и умения использовать традиции православной культуры в воспитательной практике теоретические знания о них не подготовят учителя к решению задач новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в части «Основы православной культуры». Именно аксиологическая составляющая в структуре предметных компетенций помогает формированию ценностно-смысловой сферы личности учителя.
Для целей непрерывного образования и духовно-нравственного становления учителя исключительное значение имеет акмеологическая составляющая как способность к постоянному профессиональному и личному самосовершенствованию. Формирование умения выбрать направление профессионального роста тесно связано с уровнем развития рефлексивной культуры учителя.
Операционно-технологическая составляющая предметной компетенции предусматривает умение работать с информацией по предмету, анализировать личный и коллективный эмпирический опыт, самостоятельно накапливать научные материалы и адаптировать их для решения учебно-воспитательных задач предмета. Она включает в том числе и формирование компетенции в сфере трансляции собственного положительного опыта в педагогическое сообщество (написание статей, выступление на конференциях, участие в конкурсах и т. д.). Наличие этой компетенции способствует созданию различных общественнопедагогических объединений учителей «православной культуры», деятельность которых, в свою очередь, тоже становится формой повышения квалификации по предмету.
В рамках данной статьи рассмотрим возможности лишь двух традиционных форм повышения квалификации для целей непрерывного духовнонравственного становления личности учителя «православной культуры» — курсов и конференций.
Наиболее распространенной формой являются краткосрочные курсы (36 или 72 ч). Они организуются, как правило, образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования специалистов — институтами повышения квалификации, региональными институтами развития образо-
7 Розина О. В. Программы повышения квалификации преподавателей «православной культуры» как основа профессионального самосовершенствования и подготовки к духовнонравственному воспитанию школьников // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 7-17.
вания и т. д. Участие Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви в их организации также различно, оно зависит от сложившихся региональных условий и практики взаимодействия с административными и образовательными структурами.
Курсы повышения квалификации, несмотря на их краткосрочность, имеют несомненное достоинство — системность. Они, как правило, проводятся по программе, утвержденной кафедрой, могут носить как общий обзорный характер, так и узкоспециальный. В различных регионах реализуются разные программы, содержание которых зависит как от региональной образовательной политики, так и от подготовленности ведущих эти занятия преподавателей.
Однако любые курсы имеют два одинаковых недостатка. Первый — ограниченное государственными нормативными документами количество слушателей. Это приводит к невозможности участия в их проведении всех учителей, желающих преподающих «православную культуру». Второй — курсы заканчиваются вручением выпускных документов и оставляют учителя один на один с полученными знаниями. При умелой организации и подачи материала в лучшем случае их итогом может стать начало формирования аксиологических и акмеологиче-ских составляющих предметной компетенции учителя «православной культуры», т. е. решение им отдельных личных ценностно-смысловых жизненных задач и стремление к дальнейшему изучению поставленных в ходе занятий проблем.
В подавляющем большинстве регионов страны отсутствуют методические объединения учителей «православной культуры», что связано, как правило, с «настороженной» позицией администрации в отношении преподавания этой дисциплины и проведения духовно-нравственного воспитания на основе традиций и ценностей Православия. Поэтому у окончивших курсы слушателей не всегда есть возможность продолжить обмен опытом с коллегами, найти ответы на интересующие вопросы.
Все это делает результаты курсов «конечными» и ограничивает их возможности в непрерывном духовно-нравственном возрастании личности учителя.
Участвуя в организации и проведении курсов повышения квалификации для учителей «православной культуры» с 2003 г., мы стремились найти такие формы взаимодействия со слушателями и выпускниками курсов, которые помогли бы сделать непрерывным процесс формирования их профессиональных компетенций, становления и развития личностного духовно-нравственного потенциала. В этом плане научно-практические конференции как форма повышения квалификации оказались наиболее оптимальными и эффективными. Но для достижения положительного и стабильного результата организация и проведение таких конференций должны отвечать ряду условий.
Вначале рассмотрим особенности научно-практических конференций как формы повышения квалификации и отметим как их достоинства, так и недостатки, а также наметим пути, позволяющие минимизировать последствия этих недостатков.
Научно-практические конференции занимают промежуточное положение между тематическими обучающими семинарами и конгрессами (съездами, форумами).
Семинар — групповые занятия, кружок для какой-либо специальной подготовки. Он может проводиться регулярно (обычно при соответствующей кафедре) или являться «выездным». В случае с повышение квалификации учителей семинар, как правило, является мероприятием не систематическим, а тематическим и проводится нерегулярно. На него приглашаются работники определенных категорий (заместители директоров по воспитательной работе, учителя «православной культуры» и т. д.). Если это обучающий семинар, то возможно его совмещение с мастер-классом, проводимым, как правило, автором концепции или методической разработки. В любом случае круг участников семинара ограничен, а само мероприятие посвящено новой или актуальной теме, как правило узкопрофессиональной. В связи с этим возможности семинара как формы повышения квалификации ограниченны, хотя участие в нем может быть достаточно эффективным.
В противоположность семинару, конгресс — съезд, форум, совещание, как правило международного характера. Это собрание, ставящее и решающее обширные, хотя и тематические проблемы. Участие в такого рода мероприятиях учителю, как правило, полезно. Но говорить о повышении квалификации в данном случае возможно лишь в самом общем смысле — как о знакомстве с общенаучными или общеполитическими аспектами обсуждаемой на форуме проблемы.
В отличие от семинара и конгресса, конференция дает уникальную возможность для повышения квалификации ее участников. Это более «демократическая» форма, т. к. она позволяет привлечь более широкое (по сравнению с краткосрочными курсами) количество участников.
Но для реализации заложенного в научно-практических конференциях потенциала необходимо минимизировать недостатки, присущие этой форме повышения квалификации, к которым можно отнести краткосрочность, отсутствие системности и диалога между участниками как формы контроля за усвоением «пройденного» материала.
Однако опыт проведения с 2006 г. научно-практических конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе» показывает, что при определенной организации этих недостатков можно избежать или, по крайней мере, значительно их уменьшить8.
Систематический характер конференций достигается регулярностью их проведения и преемственностью обсуждаемых проблем. Так, анализируемая в данной статье научно-практическая конференция имеет сложное название, и обозначенные в нем проблемы заведомо обширнее, чем возможности любого заседания. Поэтому каждая встреча имеет отдельную тему, реализуемую в рамках общей проблематики9. Конференции проводятся регулярно — ежегодно в
8 Более подробно с информацией о проведении этих конференций можно познакомится на сайте Научно-издательского экспертного центра «Наука и Слово» в разделе «Наши проекты» («Предстоящие конференции» и «Прошедшие конференции»), см.: [Электронный ресурс]. URL: ИрЦ://«^жпаика-81оуо.га
9 Розина О. В. Межрегиональные научно-практические конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе» как форма повышения квалификации и путь к объединению // Русь-Россия: выбор веры. История и современность: Сб. материалов Седьмой межрегиональной научно-практические конференции «Ду-
дни весенних или осенних школьных каникул, что позволяет учителям, заранее зная тему заседания, готовиться к встрече с коллегами и единомышленниками.
Краткосрочность проведения конференции (как правило, она длится не более двух дней) как недостаток с точки зрения повышения квалификации участников можно компенсировать:
• четкостью постановки проблематики очередной конференции;
• продолжением тематики встречи в издаваемых сборниках материалов, что дает возможность дальнейшего обсуждения и знакомства с ее результатами широкого круга педагогов, интересующихся данной проблематикой;
• публикацией докладов и выступлений в сети Интернет, что практически неограниченно расширяет число участников.
В случае с конференций «Духовные основы русской культуры» это тематические блоки. Первый — «Нравственная культура Православия» реализовывался в 2006-2008 гг. путем проведения конференций «Любовь и служение», «Свобода и ответственность», «Семейные ценности». Второй находится в стадии реализации: в 2009-2010 гг. прошли конференции «Святая Русь. Прошлое и настоящее» и «Русь-Россия: выбор веры. История и современность». Изданы сборники материалов всех конференции, часть из них размещаются на сайте Научноиздательского экспертного центра «Наука и Слово»
Отсутствие диалога в ходе проведения конференции легко устраняется путем ответов докладчиков на задаваемые вопросы, обсуждения основных положений выступлений участников, публикации всех материалов по тематике конференции, поступивших в адрес Оргкомитета, а не только выступлений участников конференции, что создает широкую платформу для дискуссии на заданную тему.
В отличие от краткосрочных курсов и тематических семинаров, конференции как форма повышения квалификации имеют ряд несомненных достоинств. Отметим некоторые из них.
1. Более широкий по сравнению с курсами и семинарами охват участников. Это могут быть не только учителя и работники системы образования, но и все интересующиеся заявленной тематикой, что определяет не только обучающий, но и миссионерский характер конференции. Так, участниками конференции «Духовные основы русской культуры» всегда были не только работники системы общего образования, но и преподаватели вузов, священнослужители, работники искусства, музеев, архивов, паломнических служб, библиотек, общественных организаций и т. д.
2. Конференция дает возможность оперативно и квалифицированно познакомить ее участников с новыми методическими разработками, позволяющими организовать обмен опытом преподавания «православной культуры» и проведения мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся, а также возможность участникам познакомиться друг с другом. Так, за годы проведения конференций «Духовные основы русской культуры» благодаря этой особенности вокруг Оргкомитета сложилось активное «ядро» помощников и активных участников всех проводимых центром «Наука и Слово» мероприятий.
ховные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе». М., 2011. С. 14-20.
3. Конференции дают возможность проводить выставки творческих работ, что позволяет «раскрыть новые таланты», показать другим участникам возможности в личном духовно-нравственном саморазвитии. Такие выставки проводились в рамках анализируемых конференций и имели положительный отклик среди участников заседаний.
4. Конференции могут стать началом другого общего дела, апробация которого проходит в рамках встречи. Так, именно на конференциях прошли презентация сайта «Наука и Слово» и Всероссийского открытого конкурса школьных мультимедийных проектов «Служу России». Обе инициативы были одобрены и поддержаны участниками встреч.
5. Конференции, проводимые в педагогических вузах, позволяют привлечь к участию в работе студентов — будущих учителей, что дает им возможность не только познакомиться с основными обсуждаемыми вопросами, но и приобрести навык организации подобно рода мероприятий. Так, в проведении анализируемых конференций активное участие всегда принимают студенты — будущие учителя.
6. Резолюции конференций дают возможность выразить общественное отношение к обсуждаемым проблемам и поддержать творческие инициативы коллег.
Опыт проведения конференций «Духовные основы русской культуры» показывает, что для того, чтобы такие встречи могли стать формой повышения квалификации в условиях духовно-нравственного развития личности учителя, необходимо соблюдать несколько условий.
Во-первых, конференции должны носить научный характер. Именно недостаток научных и теологических знаний является одной из существенных проблем в формировании когнитивной составляющей профессиональной компетенции и подготовке учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников. Даже наличие личной религиозной веры при отсутствии знаний не спасает от таких болезней неофитского сознания, как фанатизм и обрядоверие, что является крайне опасным не только для самого учителя, но и для его учеников. Кроме того, проблема точного изложения сущности предмета стоит перед учителем любой дисциплины, но для духовно-нравственного воспитания на основе конфессиональных традиций и ценностей (в данном случае — Православия) является принципиальной. Ведь речь идет не о сумме знаний, а о воспитании личности ребенка, изменении его внутреннего мира, формировании жизненных смыслов, социализации в обществе.
Во-вторых, конференции должны быть практическими, т. к. опыт реализации полученных знаний — важное звено в формировании профессиональных навыков учителя. При этом важен не только обмен опытом проведения уроков и внеклассных мероприятий, но и возможности дальнейшего самообразования учителя, а также новые возможности и перспективы для проведения учебновоспитательной работы. Поэтому знакомство учителей с такими возможностями и перспективами — важная задача конференций.
В третьих, конференции должны проходить при участии Церкви, что обеспечит должный контроль за качеством получаемых учителями знаний и позволит избежать возможных ошибок в деле духовно-нравственного воспитания.
В четвертых, небольшая концертная программа перед конференцией поможет участникам создать эмоциональный настрой на восприятие темы встречи.
В целом, научно-практические конференции являются специфической формой повышения квалификации в условиях непрерывного духовно-нравственного развития личности учителя.
В заключение следует отметить, что использование традиционных форм повышения квалификации в подготовке учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников способствует формированию предметных компетенций учителя «православной культуры», развитию рефлексивной культуры и выработке умений трансляции собственного положительного опыта в педагогическое сообщество.
Ключевые слова: учителя «православной культуры» и духовно-нравственного воспитания, профессионально-педагогическая компетентность, традиционные формы повышения квалификации, ценностные ориентации, нравственное сознание, рефлексивная культура.
Traditional Forms of Advanced Training Within the System of Continuous Moral-Spiritual Development of the Teacher
O. V. Rozina
Continuous moral-spiritual development of the teacher’s personality is a necessary condition of subject competence formation in the field of “Orthodox Culture” and the teacher’s preparation for educating pupils on the basis of its traditions and values. In this process such traditional forms of advanced training as extension courses and academic conferences and workshops play important role. The article analyses details of their organization and conduct, defines their typical problems and suggests ways of their solution, gives specific examples drawn from experience of holding academic theoretical and practical conferences “Spiritual Foundations of Russian Culture: Their Study and Teaching in Higher and Secondary School”.
Keywords: teachers of Orthodox Cultural Studies and moral-spiritual education, professional pedagogical competence, traditional forms of advanced training, value systems, moral consciousness, reflective culture.