Научная статья на тему 'ПРОГРАММЫ «ДВОЙНОЙ МАГИСТРАТУРЫ» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕАЭС'

ПРОГРАММЫ «ДВОЙНОЙ МАГИСТРАТУРЫ» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОГРАММЫ ДВОЙНОГО ДИПЛОМА МАГИСТРА / МЕЖДУНАРОДНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куклина Е. А., Наумов В. Н.

Актуальность темы статьи обусловлена ключевой ролью сферы высшего образования в формировании необходимых компетенций для научно-технологической и производственной сферы экономики современного государства.Цель. Целью статьи является рассмотрение методологических и практических вопросов проектирования программ двойного диплома магистра в сфере бизнес-образования как одного из эффективных инструментов формирования единого образовательного пространства Евразийского экономического союза. Вопросы проектирования и реализации совместных образовательных программ рассмотрены на примере международного образовательного проекта, разработанного на кафедре бизнес-информатики СЗИУ РАНХиГС. Приводится содержательная характеристика проекта, обосновывается выбор партнерской организации, формулируются критерии оценки эффективности реализации проекта.Задачи. Дать содержательную характеристику международного образовательного проекта (актуальность, востребованность, структура, методология и методическая новизна, формируемые компетенции и др.), обосновать выбор партнерской организации и сформулировать критерии оценки эффективности реализации образовательного проекта.Методология. Системный подход и экспертно-аналитические методы исследования (потоковые методы экспертизы, экспертные оценки).Результаты. Предлагаемый методологический подход к реализации образовательных проектов в формате двойных дипломов позволяет решить проблемы интернационализации высшего образования, сформировать системное мышление, навыки работы с большими объемами данных и современными пакетами прикладных программ, вопросы принятия нестандартных решений в экономике у студентов магистерских программ на основе современных технологий обучения. Концептуальный уровень предлагаемого подхода формирует концепции личностно-ориентированного обучения, построения индивидуальной траектории обучения студента-магистранта. Процессно-методический уровень предлагаемого подхода позволяет внедрять современные инновационные сетевые технологии реализации контента дисциплин экономико-математического цикла и цикла информационных технологий, осуществлять адаптацию национальных образовательных систем к международным стандартам и формировать конкурентоспособную образовательную среду.Выводы. Приоритетными направлениями реализации международных образовательных проектов являются: перевод международных программ в статус сетевых, реализуемых с ведущими университетами (в том числе развитие программ двойного диплома); приведение международных программ к европейским стандартам качества и требованиям международных аккредитационных агентств; прохождение международной совместной профессионально-общественной аккредитации международных образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куклина Е. А., Наумов В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DUAL MASTER’S PROGRAMS AS A TOOL FOR THE FORMATION OF A SINGLE EDUCATIONAL SPACE OF THE EAEU

The relevance of the topic of the article is due to the key role of higher education in the formation of the necessary compe tencies for the scientific, technological and industrial sphere of the economy of a modern state.Aim. The purpose of the article is to consider the methodological and practical issues of designing double degree master’s programs in the field of business education as one of the effective tools for the formation of a single educational space of the Eurasian Economic Union. The issues of development and implementation of joint educational programs are considered on the example of an international educational project developed at the Department of Business Informatics of the North-Western Institute of Management of the RANEPA. A substantive description of the project is given, the choice of a partner organization is substantiated, criteria for evaluating the effectiveness of the project implementation are formulated.Tasks. Give a meaningful description of the international educational project (relevance, relevance, structure, methodology and methodological novelty, competencies being formed, etc.), justify the choice of a partner organization and formulate criteria for evaluating the effectiveness of the implementation of an educational project.Methods. System approach and expert-analytical methods of research (flow methods of expertise, expert assessments).Results. The proposed methodological approach to the implementation of educational projects in the format of double diplomas allows solving the problems of internationalization of higher education, forming systems thinking, skills in working with large amounts of data and modern application packages, making non-standard decisions in the economy among students of master’s programs based on modern learning technologies. The conceptual level of the proposed approach is formed by the concepts of student-centered learning, building an individual learning trajectory for undergraduate students. The process-methodological level of the proposed approach allows the introduction of modern innovative network technologies for the implementation of the content of the disciplines of the economic mathematical cycle and the cycle of information technology, the adaptation of national educational systems to international standards and the formation of a competitive educational environment.Conclusions. The priority areas for the implementation of international educational projects are: transferring international programs to the status of network programs implemented with leading universities (including the development of double diploma programs); bringing international programs to European quality standards and requirements of international accreditation agencies; passing the international joint professional and public accreditation of international educational programs.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММЫ «ДВОЙНОЙ МАГИСТРАТУРЫ» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕАЭС»

РО! 10.22394/2073-2929-2022-02-28-40

Программы «двойной магистратуры» как инструмент формирования единого образовательного пространства ЕАЭС1

Куклина Е. А.*, Наумов В. Н.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Санкт-Петербург, Российская Федерация; * kuklina-ea@ranepa.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0457-2658

РЕФЕРАТ

Актуальность темы статьи обусловлена ключевой ролью сферы высшего образования в формировании необходимых компетенций для научно-технологической и производственной сферы экономики современного государства.

Цель. Целью статьи является рассмотрение методологических и практических вопросов проектирования программ двойного диплома магистра в сфере бизнес-образования как одного из эффективных инструментов формирования единого образовательного пространства Евразийского экономического союза. Вопросы проектирования и реализации совместных образовательных программ рассмотрены на примере международного образовательного проекта, разработанного на кафедре бизнес-информатики СЗИУ РАНХиГС. Приводится содержательная характеристика проекта, обосновывается выбор партнерской организации, формулируются критерии оценки эффективности реализации проекта.

Задачи. Дать содержательную характеристику международного образовательного проекта (актуальность, востребованность, структура, методология и методическая новизна, формируемые компетенции и др.), обосновать выбор партнерской организации и сформулировать критерии оценки эффективности реализации образовательного проекта.

Методология. Системный подход и экспертно-аналитические методы исследования (потоковые методы экспертизы, экспертные оценки).

Результаты. Предлагаемый методологический подход к реализации образовательных проектов в формате двойных дипломов позволяет решить проблемы интернационализации высшего образования, сформировать системное мышление, навыки работы с большими объемами данных и современными пакетами прикладных программ, вопросы принятия нестандартных решений в экономике у студентов магистерских программ на основе современных технологий обучения. Концептуальный уровень предлагаемого подхода формирует концепции личностно-ориентированного обучения, построения индивидуальной траектории обучения студента-магистранта. Процессно-методический уровень предлагаемого подхода позволяет внедрять современные инновационные сетевые технологии реализации контента дисциплин экономико-математического цикла и цикла информационных технологий, осуществлять адаптацию национальных образовательных систем к международным стандартам и формировать конкурентоспособную образовательную среду. Выводы. Приоритетными направлениями реализации международных образовательных проектов являются: перевод международных программ в статус сетевых, реализуемых с ведущими университетами (в том числе развитие программ двойного диплома); приведение международных программ к европейским стандартам качества и требованиям международных аккредитацион-ных агентств; прохождение международной совместной профессионально-общественной аккредитации международных образовательных программ.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, высшее образование, бизнес-образование, интернационализация, программы двойного диплома магистра, международная аккредитация

1 Статья подготовлена в рамках поддержанной заявки № ГК22-000184 на грант Благотворительного Фонда Владимира Потанина для преподавателей магистратуры.

Для цитирования: Куклина Е. А., Наумов В. Н. Программы «двойной магистратуры» как инструмент формирования единого образовательного пространства ЕАЭС // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. Т. 16. № 2. С. 28-40.

Dual Master's Programs as a Tool for the Formation of a Single Educational Space of the EAEU Evgeniya A. Kuklina*, Vladimir N. Naumov

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint Petersburg, Russian Federation; * kuklina-ea@ranepa.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0457-2658

ABSTRACT

The relevance of the topic of the article is due to the key role of higher education in the formation of the necessary competencies for the scientific, technological and industrial sphere of the economy of a modern state.

Aim. The purpose of the article is to consider the methodological and practical issues of designing double degree master's programs in the field of business education as one of the effective tools for the formation of a single educational space of the Eurasian Economic Union. The issues of development and implementation of joint educational programs are considered on the example of an international educational project developed at the Department of Business Informatics of the North-Western Institute of Management of the RANEPA. A substantive description of the project is given, the choice of a partner organization is substantiated, criteria for evaluating the effectiveness of the project implementation are formulated.

Tasks. Give a meaningful description of the international educational project (relevance, relevance, structure, methodology and methodological novelty, competencies being formed, etc.), justify the choice of a partner organization and formulate criteria for evaluating the effectiveness of the implementation of an educational project.

Methods. System approach and expert-analytical methods of research (flow methods of expertise, expert assessments).

Results. The proposed methodological approach to the implementation of educational projects in the format of double diplomas allows solving the problems of internationalization of higher education, forming systems thinking, skills in working with large amounts of data and modern application packages, making non-standard decisions in the economy among students of master's programs based on modern learning technologies. The conceptual level of the proposed approach is formed by the concepts of student-centered learning, building an individual learning trajectory for undergraduate students. The process-methodological level of the proposed approach allows the introduction of modern innovative network technologies for the implementation of the content of the disciplines of the economic-mathematical cycle and the cycle of information technology, the adaptation of national educational systems to international standards and the formation of a competitive educational environment. Conclusions. The priority areas for the implementation of international educational projects are: transferring international programs to the status of network programs implemented with leading universities (including the development of double diploma programs); bringing international programs to European quality standards and requirements of international accreditation agencies; passing the international joint professional and public accreditation of international educational programs. Keywords: Eurasian Economic Union, higher education, business education, internationalization, master's double degree programs, international accreditation

For citing: Kuklina E. A., Naumov V. N. Dual Master's Programs as a Tool for the Formation of a Single Educational Space of the EAEU // Eurasian Integration: Economics, Law, and Politics. 2022. Vol. 16. No. 2. P. 28-40.

Введение

В современном мире глобальное преимущество имеют те государства, которые владеют уникальными или инновационными технологиями. Технологии создаются компетенциями, которые, в свою очередь, приобретаются в результате формирования одного из элементов человеческого капитала — знаний. Таким образом, в цепочке «знания — компетенции — технологии» на первом месте стоят именно знания, что обуславливает актуальность исследований в сфере высшего образования, и в наибольшей мере это важно для уровня магистратуры, в силу значимости этого уровня образования для целей успешного решения задач социально-экономического развития любого современного государства.

Переход на более высокий уровень интеграционного взаимодействия с созданием общих рынков требует более высокого уровня интеграции, формирования качественно другой доверенной среды, в том числе и в сфере высшего бизнес-образования. Неотъемлемой частью развития евразийской интеграции, которая может способствовать развитию сетевых академических технологий, является академическая мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава, реализуемая в том числе и в рамках программ двойного диплома [1; 4; 5].

Формирование международного образовательного пространства способно повысить степень доверия, усилить центробежные процессы в ЕАЭС (особенно в условиях обострения борьбы за Центральную Азию и за бывшие союзные республики), повысить конкурентоспособность как отдельных государств, так и интеграционного объединения в целом за счет эффекта синергии; это именно тот случай, когда 2 + 2 = 5.

По нашему мнению, наиболее перспективным инструментом формирования единого высококонкурентного образовательного пространства ЕАЭС является проектирование сопряженных по направлениям подготовки интегрированных магистерских программ (например, «Экономика» / «Бизнес-аналитика»), реализуемых в формате программ двойных дипломов (программ совместных степеней).

Целью настоящей статьи является рассмотрение методологических и практических вопросов проектирования программ двойного диплома магистра в сфере бизнес-образования как одного из эффективных инструментов формирования единого образовательного пространства ЕАЭС (на примере образовательного проекта, разработанного на кафедре бизнес-информатики СЗИУ РАНХиГС).

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи:

• дать содержательную характеристику проекта (актуальность, востребованность, структура, методология и методическая новизна, формируемые компетенции и др.);

• обосновать выбор партнерской организации;

• сформулировать критерии оценки эффективности реализации проекта.

Для решения поставленных задач используется системный подход и экспертно-аналитические методы исследования (потоковые методы экспертизы, экспертные оценки).

Результаты

Процесс обострения международной конкуренции за абитуриента объективно способствует повышению качества образования, содействует разработке новых международных программ обучения, в том числе программ двойных дипломов уровня магистратуры. Поэтому для повышения уровня конкурентоспособности и степени привлекательности высшего образования вузов стран — членов ЕАЭС необходимо находить новые сегменты рынка образовательных услуг, т. е. университеты должны разрабатывать и открывать новые программы магистратуры, в том числе сетевые.

По сравнению с обычными программами получения степени магистра, программы двойного диплома имеют дополнительные преимущества, которые можно рассматривать как конкурентные:

• получение дипломов международного уровня двух престижных университетов за один учебный период;

• возможность получения образования за рубежом;

• посещение лекций ведущих профессоров зарубежного университета; возможность получения образования как по одной и той же, так и по схожим направлениям подготовки / специальностям;

• сопоставимая продолжительность обучения в каждом из вузов-партнеров;

• возможность пройти практику на зарубежном предприятии с перспективой дальнейшего трудоустройства;

• синхронизированные учебные планы, позволяющие признавать периоды обучения и результаты зачетов и экзаменов на основании действующих в вузах-партнерах соглашений о реализации совместной образовательной программы (СОП), определяющих принципы и стандарты обеспечения качества образования;

• совершенствование языковых навыков, опыт общения и проживания в кросс-культурной среде;

• формирование конкурентных преимуществ на рынке труда, установление новых связей, развитие бизнес-контактов;

• возможность достойно представить себя в профессиональном резюме.

В 2021 г. Российская Федерация заняла 12-ю позицию по присутствию в топ-500 глобальных рейтингов университетов. Рост активности присутствия российских вузов на постсоветском пространстве в ближнем зарубежье определяется фактом проживания там более 20 млн русских и русскоязычных соотечественников. На сегодняшний день Россия, как один из ключевых участников ЕАЭС, является центром академической мобильности для граждан из стран ЕАЭС. Согласно прогнозам Минобрнауки РФ, к 2025 г. в России будут учиться до 760 тыс. иностранных граждан, а поток академической мобильности иностранных студентов и профессорско-преподавательского состава в рамках ЕАЭС увеличится на 5,6% и 3,8% соответственно1.

Республика Узбекистан имеет статус наблюдателя в ЕАЭС с 11 декабря 2020 г., в настоящее время изучается вопрос вступления и влияния этого решения на национальную экономику. Узбекистан — необходимый участник комплексных решений в регионе Центральной Азии в области транспорта, электроэнергетики и системы водопользования, «точка сборки» Центральной Азии. Для ЕАЭС государство является стратегическим партнером, который имеет исторически налаженную развитую систему промышленной кооперации с Россией, и сегодня очевидно наличие значительного потенциала увеличения объемов взаимного промышленного и торгово-инвестиционного сотрудничества, а также взаимодействия в научно-образовательной сфере [3].

Существенное значение для перспективного сотрудничества в сфере бизнес-образования имеет тот факт, что разговорным русским языком в стране владеет от 50% до 80% населения, а количество русских групп в колледжах и лицеях — 50% и 90% соответственно. Русский язык является обязательным к изучению во всех вузах страны, обучение в ключевых вузах ведется, помимо узбекского, также на русском языке, который является основным языком делопроизводства в крупных городах.

С целью подготовки высококвалифицированных кадров в 2019 г. совместно с зарубежными образовательными учреждениями в Самаркандском государственном университете был создан факультет международных образовательных программ, который реализует СОП с ведущими университетами мира: Российской Федерации (Московский государственный технологический университет «Станкин»); ФРГ (Кильский университет им. Кристиана Альбрехта); США (университет штата Юта); Китая (Университет Сиан Жиаотонг и Университет Шанси); Израиля (Холонский технологический институт); Южной Кореи (Университет Сунчонхян).

Целью образовательного проекта является создание и реализация двух программ двойного диплома магистра по направлениям 38.04.05 «Бизнес-информатика» и 38.04.01 «Экономика» как СОП между Северо-Западным институтом управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (факультет экономики и финансов) и Самаркандским государственным университетом (факультет цифровой экономики / факультет международных образовательных программ).

Характеристика проектируемых магистерских программ: вид академической мобильности — двухсторонняя; язык — русский; период академической мобильности — второй год обучения; форма

ональным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] // Сайт Н.П.А. URL: https://bazanpa.ru/sovet-pri-prezidente-rf-po-strategicheskomu-razvitiiu-i-natsionalnym-proektam-pasport-ot24122018-h4323436/4/4.9/ (дата обращения: 03.11.2021).

Паспорт национального проекта «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и наци

обучения — очная; модели — с присутствием в вузе-партнере в течение периода академической мобильности / сетевая с использованием электронной образовательной платформы вуза-партнера / комбинированная (кампус + online).

Целью предлагаемого проекта является формирование системы знаний, аналитических компе-тентностей и навыков осуществления профессиональной деятельности в сфере экономики и бизнес-аналитики.

Для достижения цели поставлены следующие основные задачи:

• сформировать у магистранта систему концептуальных знаний и навыков применения методов бизнес-аналитики, отражающих современные подходы к анализу и прогнозированию поведения объектов, процессов и явлений в экономике;

• сформировать навыки, связанные с построением экономико-математических моделей в области бизнес-аналитики и обработки данных, поддержки принятия экономических решений при решении задач руководства и управления фирмой.

Структура проекта включает три модуля: подготовительно-организационный, контентно-содержа-тельный, публикационно-маркетинговый. В рамках первого модуля осуществляется подготовка проектов Меморандума о намерениях, Соглашений о реализации программы двойного российско-узбекского диплома магистра бизнес-информатики и программы двойного российско-узбекского диплома магистра экономики, согласование модели (моделей) программы и характеристик ОП.

Содержание второго модуля включает формирование учебного плана по двум ОП, формирование контента модулей дисциплины (проблемных лекций, лабораторных заданий, выполняемых с помощью современных программных систем, средств диагностики, презентаций; практикумов, кейсов и др.), разработку рабочих программ дисциплин и практик, разработку программы государственной итоговой аттестации, формирование примерного перечня тем магистерских диссертаций с фокусом на решение актуальных проблем евразийской интеграции.

Содержание третьего модуля предполагает издание учебных пособий в вузах-партнерах, участие в профильных конференциях (международные научно-практические конференции «Архитектура университетского образования», «Государство и бизнес» и др.), организацию работы тематических круглых столов для популяризации результатов проекта, подготовку научных статей в профильные журналы (международные научно-аналитические журналы «Евразийская интеграция: экономика, право, политика», «Управленческое консультирование», «Контуры глобальных трансформаций» и др.).

Методологический подход к реализации образовательного проекта направлен на решение существующих проблем интернационализации высшего образования, формирование системного мышления, навыков работы с большими объемами данных и современными пакетами прикладных программ (в том числе углубленной аналитики), принятия нестандартных решений в экономике у студентов магистерских программ на основе современных технологий обучения.

Предлагаемый методологический подход включает концептуальный и процессно-методический уровень. Концептуальный уровень формируют концепции личностно-ориентированного обучения, построения индивидуальной траектории обучения студента-магистранта. Процессно-методический уровень предполагает внедрение современных инновационных сетевых технологий реализации контента дисциплин экономико-математического цикла и цикла информационных технологий; формирование социальной сети, объединяемой использованием современных экономико-математических методов в информационно-коммуникационных технологиях, экономике, финансах, менеджменте и т. д.; адаптацию национальных образовательных систем к международным стандартам; формирование конкурентоспособной образовательной среды.

В контексте предлагаемого проекта следует выделить следующие магистерские программы российских вузов в области бизнес-образования1:

1 По данным сайта Keystone Masterstudies [Электронный ресурс]. URL: https://www.masterstudies.ru (дата обращения: (05.01.2022).

• «Мастер бизнес-аналитики и больших данных — MiBA» (СПбГУ) сфокусируется на развитии фундаментальных знаний в области управления и современных аналитических инструментов, используемых для информирования принятия управленческих решений;

• «Мастер в области управления и аналитики для бизнеса» (ВШЭ) фокусируется на стратегическом и оперативном управлении с акцентом на анализе и решениях с использованием технологий big data;

• «Мастер бизнес-аналитики и систем больших данных» (ВШЭ) — в фокусе англоязычной программы оценки влияния технологий big data на деятельность компаний разработка новых моделей корпоративной информационной инфраструктуры с использованием технологий больших данных;

• «Анализ данных в экономике» (СПбГЭУ) сфокусирована на количественной оценке социально-экономических явлений и процессов в экономике в условиях неопределенности, решении задач оптимизации субъектов экономики, анализе стохастических социально-экономических явлений и процессов как основы принятия управленческих решений.

Следует выделить также следующие магистерские программы зарубежных университетов в области бизнес-образования:

• «Магистр международного бизнеса» (University of Sussex Business School) — изучение международного бизнеса на основе экономической теории с целью объяснения поведения бизнеса как на уровне фирмы, так и в глобальной макроэкономике;

• «Магистр аналитики данных и экономики бизнеса» (Lund University) — изучение языка данных и применение данных в бизнес-экономическом контексте для принятия стратегических решений;

• «Магистр в области аналитики данных и экономики бизнеса — MScDABE» (Hong Kong Baptist University (HKBU) School of Business) — аналитика данных и экономики бизнеса как в Гонконге, так и в других странах;

• «Магистр экономики (бизнеса)» (University of Antwerpen) — изучение ведения бизнеса в реальных компаниях;

• «Магистр исследований в области делового администрирования и экономики» (Universidad de Leon) — исследование экономики предприятий, функционирующих в условиях высокой неопределенности с применением соответствующих аналитических инструментов и методов для принятия управленческого решения;

• «Мастер науки бизнес-аналитики — MSBA» (Carnegie Mellon University Tepper School of Business Pittsburgh) — классическая онлайн-программа магистра наук в области бизнес-аналитики, реализуемая Школой бизнеса Теппера при Университете Карнеги-Меллона (США).

Необходимо отдельно выделить также наиболее популярные образовательные ресурсы по бизнес-аналитике: курс "Business analytics" (ведущий вуз — Университет Пенсильвании); курс "Strategic Business Analytics" (ведущий вуз — ESSEC Центр цифрового бизнеса); "Data Analytics for Business Bootcamp" (ведущий вуз — университет штата Колорадо Боулдер) (по данным платформ открытых online-курсов). Фокусом данных программ является функциональная аналитика, такая как аналитика работы с клиентами (интернет-магазины, операции с кредитными картами, формирование программ лояльности клиентов); операционная аналитика (моделирование спроса, оценка риска, выбор варианта политики); аналитика персонала (применение количественных методов для обоснования стратегий привлечения и удержания ключевых работников, лидерство найма, оценка эффективности персонала, проектирование рабочих мест, управление талантами); учетная аналитика (прогноз поведения потребителей, формирование корпоративной стратегии, управление рисками, оптимизация); предсказательная и описательная аналитика.

С сентября 2021 г. ВШЭ запустила новую online-программу на Coursera «Мастер бизнес-аналитики», предоставляющую возможность получить степень магистра в области бизнес-аналитики и стратегической бизнес-отчетности.

Преимущества программы магистратуры «Бизнес-аналитика», предлагаемой российским участником проекта к реализации по модели двойного диплома, состоят в формировании междисциплинарных компетенций для принятия решений в условиях возрастающей сложности ведения бизнеса на глобальном уровне. В современных условиях успешность бизнеса зависит не только от внедряемых инноваций и технологий, но и от скорости адаптации, которая требует от будущих специалистов кросс-функциональности. Именно этим объясняется снижение популярности узкофункциональных направлений, в частности, таких, как прогнозирование (forecasting), экономический анализ, эконометрика (econometric) и рост интереса к междисциплинарным направлениям, требующим знаний по экономике, математическим методам моделирования и информационным технологиям, таким как бизнес-аналитика (Business Analytics) и наука о данных (Data Science) (рисунок 1).

Comparative analysis of search query frequency*

120 -

Forecasting Business analytics Data Science

Рис. 1. Сравнительный анализ частоты поисковых запросов Forecasting, Business Analytics, Data Science в 2004-2021 гг.1 Fig. 1. Comparative analysis of the frequency of search queries Forecasting, Business Analytics, Data Science for the period 2004-2021

Как следует из приведенных данных, увеличение числа поисковых запросов по направлению «Бизнес-аналитика» является зарождающимся трендом, что свидетельствует о перспективности данного направления.

По данным агентства Carriercast за 2021 г., профессия data science по комплексу критериев (сумма доходов, возможность карьерного роста, вероятность стресса и привлекательность рабочей среды в США) занимает первое место. Необходимо отметить при этом, что в топ этого рейтинга также входят профессии product manager, enterprise architect, devops engineer, содержание которых также связано с бизнес-аналитикой.

По данным последнего отчета ООН (2020 г.), развитие электронного правительства в Российской Федерации (36-е место рейтинга) существенно опережает позицию Республики Узбекистан (87-е место), что определяет заинтересованность узбекского участника к изучению практического опыта России в цифровизации экономики, создании электронного общества, электронного правительства, что и изучается в рамках программы.

Таким образом, отличительными чертами предлагаемой магистерской программы «Бизнес-аналитика» являются:

1 По данным сайта Google Trends [Электронный ресурс]. URL: https://trends.google.com.ua/trends/explore?date=all&q=Forecasting,Business%20 Analytics,Data%20Science (дата обращения: 05.01.2022).

• направленность на формирование кросс-функциональных компетентностей (ознакомление с методами математического моделирования, успешными решениями, которые могут применяться в различных бизнес-системах);

• развитие навыков сетевой коллаборации при адаптации контента;

• развитие навыков управления задачами и временем при построении индивидуальной траектории обучения студентов, синтезе гибкой технологии обучения модулям;

• вопросы цифровой трансформации, развития информационного общества, внедрения новых цифровых технологий.

Отличительными чертами предлагаемой для реализации в формате двойного диплома российским участником проекта магистерской программы «Экономика фирмы» является соответствие тенденциям цифровой трансформации экономики (актуализированный учебный план включает такие дисциплины, как «Анализ данных», «Электронный бизнес», «Корпоративные информационные системы»), отражение профильности вуза (преподавание дисциплины «Экономика и стратегия развития государственных корпораций»), а также полное соответствие показателям и критериям профессионально-общественной аккредитации Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты (рег. номер № ПОА 0003/03/2020 от 27.03.2020) [2].

Сложность и трудоемкость процесса разработки и реализации СОП обусловливают необходимость применения системного подхода и использование проектного метода. Деятельность по проектированию СОП включает не только разработку основных составляющих ОП (учебные планы, академическая мобильность, взаимное признание периодов обучения, способы обеспечения качества и т. д.), но и учебное проектирование. При этом СОП рассматривается как сложный образовательный проект, целью которого является реализация поставленных учебных задач по получению студентами определенных знаний и формирование необходимых компетенций. При проектировании СОП необходимо достигнуть синхронизации этих двух компонентов. Поэтому используется проектный метод, предполагающий активную деятельность не только непосредственно разработчиков программы, но и всех участников образовательного процесса в вузах-партнерах, включая преподавателей и студентов.

Вузы-партнеры при разработке и реализации международной СОП опираются на потребности рынка труда государств и регионов, где данные вузы базируются. В условиях роста неопределенности и риска, сложности ведения бизнеса успех компаний зависит, прежде всего, от эффективности управления изменениями. В этой связи наблюдается устойчивая тенденция роста спроса на специалистов в области бизнес-аналитики, которые могут разработать технологические решения, направленные на преобразование потребностей клиентов в прибыль компании; формировать превентивные проекты для круга явно заинтересованных лиц — партнеров, координаторов, инвесторов. Международный свод знаний бизнес-аналитики BABOK 3 определяет данного специалиста ответственным за все основные процессы фирмы; в соответствии с этим документом, бизнес-аналитик несет ответственность за выполнение всех видов деятельности фирмы.

Данная тенденция воспроизводится как на международном, национальном, так и региональном уровне. Подобный тренд является доминантным как для России в целом, так и для регионов СевероЗападного федерального округа (рисунки 2 и 3).

Наиболее высокий спрос и количество вакансий по профессии «бизнес-аналитик» наблюдается в крупных агломерациях, в которых размещены головные офисы транснациональных компаний и сосредоточен научно-технический потенциал. Следует отметить, что в среднесрочной перспективе будет наблюдаться высокий спрос на специалистов этого направления, так как сохраняется существенный разрыв в заработной плате по этой категории.

Значения средней заработной платы по странам мира составляют: average business analyst salary in Australia: $111,949; average business analyst salary in Canada: $88,985; average business analyst salary in India: $18,086; average business analyst salary in south Africa: $57,893; average business analyst salary in the United Kingdom: $88,745. При этом за последние пять лет рост заработной платы в этой сфере составлял 800%.

100 ООО руб.

75 ООО руб.

50000руб. Щ Щ Щ Щ _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

: I I I I I I

тР^ Tp\fe TP"

Рис. 2. Уровень заработной платы и распределение вакансий по профессии «бизнес-аналитик» по регионам Российской Федерации1 Fig. 2. Salary level and distribution of vacancies in the profession «Business Analyst» by regions of the Russian Federation

■ Московская область

■ Ленинградская область

■ Краснодарский край

■ Свердловская область

■ Тульская область

■ Республика Башкортостан

■ Алтайский край Ставропольский край Рязанская область

■ Остальные

Рис. 3. Распределение вакансий по профессии «бизнес-аналитик» по регионам Российской Федерации2 Fig. 3. Distribution of vacancies in the profession "Business Analyst" by regions of the Russian Federation

Современный Узбекистан — один из ключевых элементов «пазла» экономической интеграции в Центральной Азии, что объясняет повышенный интерес российского бизнеса. Так, в настоящее время объем российских прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Узбекистан составляет более $9 млрд, российский капитал присутствует в более чем 2 тыс. компаний, основными инвесторами являются ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром», АО «Зарубежнефть», ПАО «Татнефть», «Группа Ростсельмаш», ПАО «КамАЗ», VEON др. К отраслям и сферам деятельности экономики Республики Узбекистан с наибольшим инвестиционным эффектом относятся: нефтегазовая, горнодобывающая, химическая, текстильная, кожевенно-обувная промышленность; сельское хозяйство; агропродовольственный комплекс; строительный, телекоммуникационный, финансовый секторы. С учетом того, что наша страна является крупнейшим рынком сбыта предприятий Узбекистана, можно прогнозировать профессиональную востребованность выпускников программ двойного диплома.

С целью обеспечения высокой эффективности проекта вузами-партнерами создается система постоянного мониторинга реализации СОП, чтобы отслеживать и гарантировать достижение заранее определенных результатов обучения на всех этапах ее реализации.

1 По данным сайта Trud.com [Электронный ресурс]. URL: http://russia.trud.com/salary/692/67579.html (дата обращения: 05.01.2022).

2 Там же.

Постоянный мониторинг программы включает:

• опросы всех заинтересованных лиц — участников программы по различным аспектам ее реализации и всесторонний анализ их результатов;

• анализ успеваемости магистрантов;

• оценку уровня компетентности преподавателей, чтобы обеспечить актуальность преподаваемых дисциплин;

• анализ трудоустройства выпускников программы, их востребованность на рынке труда;

• оценку информационного и ресурсного обеспечения образовательного процесса.

Прогресс подготовительных стадий проекта оценивается посредством разработанных методических материалов (программы курса, лекционного контента, лабораторного практикума, средств диагностики). Результатом подготовительных стадий проекта также является участие и презентация материалов проекта на профильных научно-практических конференциях, круглых столах с целью формирования банка актуальных компетенций и структуризации учебного контента, выбора наиболее эффективных форм и методов реализации.

Визуализация выходного продукта реализации проекта — визитка программ размещается на сайтах вузов-партнеров, а также в свободном доступе на отдельно созданном сайте в сети Интернет. Визитка должна содержать элементы обратной связи, которые позволят получить как первые отзывы от будущих абитуриентов в ходе подготовки контента, так и оценить его качество по мере реализации программ.

Показателями успешности проекта являются статистические показатели, характеризующие количество и частоту обращений к сайтам, а также длительность обращения. Процесс подготовки отчетов с приведенными усредненными показателями должен быть автоматизирован, а доступ к отчетам предоставляется только авторизованным администраторам сайта в сети Интернет.

Обсуждение

Актуальность формирования межгосударственного образовательного пространства ЕАЭС обусловлена, прежде всего, необходимостью сделать интеграционное объединение более адекватным современным экономическим требованиям, тенденциям и динамике развития рынка труда. Сейчас, согласно Договору о ЕАЭС, в связи с увеличением потоков академической мобильности и расширением экспорта образовательных услуг дипломы, выданные национальными вузами, признаются внутри интеграционного объединения без каких-либо дополнительных процедур подтверждения (за исключением педагогической, медицинской, фармацевтической и юридической специальности).

Следующий шаг в направлении формирования межгосударственного образовательного пространства ЕАЭС должен быть сделан относительно международной аккредитации, удостоверяющей признание соответствия вузов стран — участников ЕАЭС в целом (или их отдельных ОП) международным стандартам качества образования. Международные стандарты могут быть установлены или аккредитационны-ми организациями, которые расположены в других странах и выполняют международную аккредитацию, или организациями стран ЕАЭС, которые являются членами международных соглашений и следуют в своей работе международным стандартам и регламентам.

В настоящее время существуют четыре варианта международной аккредитации ОП вузов России:

• зарубежным агентством, проводящим международную аккредитацию (агентства Европы, США, Австралии, Азии); европейские агентства также могут быть членами Европейского реестра обеспечения качества высшего образования EQAR, что обеспечивает признание результатов их аккредитации в европейском пространстве высшего образования;

• одной из международных профессиональных ассоциаций; некоторые из таких ассоциаций являются аффилированными организациями в Европейской ассоциации по гарантии качества образования ENQA;

• национальным (российским) агентством, являющимся членом международного соглашения (Washington Accord, EUR-ACE® Label) — с 2012 г. Россия здесь представлена Ассоциацией

инженерного образования России (АИОР), которое также является авторизованным агентством по присуждению Европейского знака качества инженерного образования EUR-ACE® Label; в состав Вашингтонского соглашения входит 20 организаций, являющихся ведущими аккредитаци-онными агентствами или организациями по признанию квалификаций: Accreditation Board for Engineering and Technology — ABET (США); Japan Accreditation Board for Engineering Education — JABEE (Япония); China Association for Science and Technology — CAST (КНР) и др. В настоящее время авторизированными агентствами по присуждению EUR-ACE® являются 15 агентств из 15 стран (Германия, Франция, Соединенное Королевство, Ирландия, Казахстан, Россия и др.);

• прохождение аккредитации, организованной российской аккредитующей организацией совместно с зарубежным агентством; в России несколько аккредитующих организаций, выполняющих аккредитацию ОП ВО совместно с агентствами других государств (в этом случае российское агентство использует стандарты и процедуру проведения аккредитации ОП, гармонизированные с зарубежным агентством, с привлечением международных экспертов).

В Базе данных Европейского реестра аккредитованных программ DEQAR по состоянию на 1.05.2021 было зарегистрировано 58 247 ОП из 2768 вузов Европы и мира, в том числе 565 ОП (менее 0,01%) из 46 российских вузов (по активности лидирует РУДН — 45 ОП за период 2012-2020 гг.). Чаще всего российские вузы проходят международную аккредитацию по ОП магистратуры (55%), при этом больше всего аккредитованных программ относится к таким группам специальностей и направлений подготовки, как информационные технологии (17% от общего числа программ, имеющих международную аккредитацию), инженерия (12%) и менеджмент (10%).

Если рассматривать принципиальную возможность международной аккредитации образовательных программ вузов стран — членов ЕАЭС, то это либо один из существующих четырех рассмотренных вариантов для всех образовательных программ (включая инженерию), либо создание специализированного агентства в рамках ЕАЭС, функционирующего на принципах: независимости, объективности и профессионализма; прозрачности, достоверности и актуальности информации о процедурах аккредитации; коллегиальности принятия решений.

Заключение

Развитие международного университетского сотрудничества, создание и совершенствование совместных ОП в целом и программ двойного диплома в частности можно рассматривать как закономерный этап развития сотрудничества в образовательной сфере. Такие программы, основанные на синергии опыта разных стран в сфере высшего образования, позволяют разработать уникальные образовательные продукты, позволяющие формировать у студентов в каждом из вузов-партнеров компетенции, которые взаимно дополняют друг друга.

На рубеже второго и третьего тысячелетий программы двойного диплома получили широкое распространение, особенно в практике европейских университетов, что свидетельствует о высоком уровне сопоставимости образования и росте заинтересованности со стороны участников образовательного процесса. Так, в странах ЕС совместные программы реализуются в различных предметных областях, наибольшее распространение они получили в экономике, бизнес-образовании, юриспруденции, менеджменте и инженерном образовании.

По мнению авторов, сегодня в образовательном пространстве ЕАЭС также должен нарабатываться опыт совместных программ для того, чтобы использовать синергию знаний в целях укрепления интеграционного объединения в целом и реализации его потенциала. В данном контексте следует отметить, что, несмотря на наличие множества разнообразных моделей совместных ОП, не существует какой-либо одной идеальной модели партнерства, поэтому следует поощрять создание и продвижение любых проектов в этой сфере.

В качестве резюме считаем необходимым привести приоритетные направления работы одного из лидеров реализации международных ОП в России — Санкт-Петербургского политехнического универси-

тета Петра Великого1, которые полностью соответствуют представлениям авторов статьи о приоритетах

и перспективах международного университетского сотрудничества.

1. Перевод международных ОП в статус сетевых программ, реализуемых с ведущими университетами, в том числе развитие программ двойного диплома, особенно для программ международной магистратуры.

2. Приведение ОП к европейским стандартам качества и требованиям международных аккредитаци-онных агентств.

3. Прохождение международной совместной профессионально-общественной аккредитации международных ОП.

Литература

1. Куклина Е. А. Проектирование совместных образовательных программ в контексте реализации сетевых форм обучения // Материалы научно-методической конференции СЗИУ — филиала РАНХиГС / под общ. ред. Е. А. Китина. СПб. : ИПЦ СЗИУ — фил. РАНХиГС, 2015. С. 76-82.

2. Куклина Е. А., Паромов А. Ю. Критерии и показатели профессионально-общественной аккредитации программ магистратуры (на примере магистерской программы «Экономика фирмы») // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС / под общ. ред. Е. А. Китина. СПб. : ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2020. С. 84-92.

3. Куклина Е. А., Паромов А. Ю. Приоритетные направления международного сотрудничества в сфере высшего образования в контексте развития ЕАЭС: Центральная Азия и Западные Балканы // Интернационализация высшего образования как фактор глобального академического лидерства: сб. статей Всероссийской отраслевой научно-практической конференции. СПб. : ИПЦ СЗИУ РАНХиГС. 2021. С. 5-12.

4. Куклина Е. А., Попова Е. М. Программы двойного диплома магистра как актуальная форма международного сотрудничества (в контексте интернационализации образовательного процесса) // Архитектура университетского образования: построение единого пространства знаний: сб. трудов IV Национальной научно-методической. Часть I / под ред. И. А. Максимцева, В. Г. Шубаевой, Л. А. Миэ-ринь и др. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2020. С. 329-336.

5. Куклина Е. А., Попова Е. М. Развитие программ магистратуры как фактор обеспечения конкурентоспособности университетов в условиях цифровой экономики // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства: сб. трудов III Национальной научно-методической конференции / под ред. И. А. Максимцева, В. Г. Шубаевой, Л. А. Миэринь. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. С. 80-83.

Об авторах:

Куклина Евгения Анатольевна, профессор кафедры бизнес-информатики СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ (Санкт-Петербург, Российская Федерация), доктор экономических наук; kuklina-ea@ranepa.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0457-2658

Наумов Владимир Николаевич, заведующий кафедрой бизнес-информатики Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация), доктор военных наук, профессор; naumov-vn@ranepa.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0385-3530

References

1. Kuklina E. A. Design of joint educational programs in the context of the implementation of network forms of education // Materials of scientific conference of NWM — branch of RANEPA / ed. by E. A. Kitin. St. Petersburg: Publishing House NWM of RANEPA, 2015. P. 76-82. (In Rus.)

1 Лучшие практики международной деятельности [Электронный ресурс] // Политех. URL: https://www.spbstu.ru/upload/inter/best-practices-

ia-21.pdf (дата обращения: 24.01.2022).

2. Kuklina E. A., Paromov A. Yu. Criteria and indicators of professional public accreditation of master's degree programs (on the example of the master's program "Economics of firm") // Materials of scientific-methodical conference of NWM — branch of RANEPA / ed. by E. A. Kitin. St. Petersburg : Publishing House NWM of RANEPA, 2020. P. 84-92. (In Rus.)

3. Kuklina E. A., Paromov A. Yu. Priority directions of international cooperation in the field of higher education in the context of the development of the EAEU: Central Asia and the Western Balkans // Internationalization of Higher education as a factor of global academic leadership: Materials of All-Russian industry scientific and practical conference. St. Petersburg : Publishing House NWM of RANEPA, 2021. P. 5-12. (In Rus.)

4. Kuklina E. A., Popova E. M. Double Master's degree programs as an actual form of international cooperation (in the context of the internationalization of the educational process) // Architecture of university education: building a unified space of knowledge: proceedings of the IV National Scientific and Methodological Conference. Part I / ed. by I. A. Maksimtsev, V. G. Shubaeva, L. A. Mierin (et al.). St. Petersburg : Publishing House of UNECON, 2020. P. 329-336. (In Rus.)

5. Kuklina E. A., Popova E. M. Development of master's degree programs as a factor of ensuring the competitiveness of universities in the digital economy // Architecture of university education: modern universities in a single information space: proceedings of the III National Scientific and Methodological Conference / ed. by I. A. Maksimtsev, V. G. Shubaeva, L. A. Mierin. St. Petersburg : Publishing House of UNECON, 2019. P. 80-83. (In Rus.)

About the authors:

Evgenia A. Kuklina, Full Professor of the Department of Business Informatics of North-West Institute of Management of RANEPA (Saint Petersburg, Russian Federation), Doctor of Science (Economics); kuklina-ea@ranepa.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0457-2658

Vladimir N. Naumov, Head of the Department of Business Informatics, North-West Institute of Management, RANEPA (Saint Petersburg, Russian Federation), Doctor of Military Sciences, Professor; naumov-vn@ranepa.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0385-3530

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.