Научная статья на тему 'Программы двойных дипломов как фактор формирования инновационной среды университета'

Программы двойных дипломов как фактор формирования инновационной среды университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1707
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДВОЙНЫЕ ДИПЛОМЫ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КОМПЕТЕНЦИИ / БАКАЛАВР / МАГИСТР / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викторова Е. В.

Рассмотрены вопросы реализации международных программ двойных дипломов в университетах. Показана их роль в инновационном развитии вуза, влияние на формирование инновационной образовательной среды. Рассмотрено их влияние на качество подготовки высококвалифицированных специалистов. Предложен алгоритм разработки и реализации программ двойных дипломов. Сформулированы преимущества участия в программах двойных дипломов для студентов, профессорскопреподавательского состава и вуза в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программы двойных дипломов как фактор формирования инновационной среды университета»

Программы двойных дипломов

как фактор формирования инновационной среды университета

Рассмотрены вопросы реализации международных программ двойных дипломов в университетах. Показана их роль в инновационном развитии вуза, влияние на формирование инновационной образовательной среды. Рассмотрено их влияние на качество подготовки высококвалифицированных специалистов. Предложен алгоритм разработки и реализации программ двойных дипломов. Сформулированы преимущества участия в программах двойных дипломов для студентов, профессорско-преподавательского состава и вуза в целом.

Ключевые слова: высшее образование, двойные дипломы, болонский процесс, инновации, инновационная экономика, компетенции, бакалавр, магистр, качество.

Е. В. Викторова,

МВА, проректор по международному сотрудничеству, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

e-mail: elena.viktorova@mail.ru

В условиях всемирной глобализации, стремительного расширения информационного пространства и насущной потребности в развитии инновационных технологий в современном мире особую актуальность приобретают вопросы подготовки высококвалифицированных специалистов.

Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к построению экономики, базирующейся на знаниях. Высокая квалификация работников становится ведущим производственным ресурсом, а инвестиции в интеллектуальный человеческий капитал — наиболее эффективным способом размещения ресурсов.

Одним из важнейших приоритетов современного развития общества становится модернизация и повышение качества образования и науки, от которых зависит экономическая и политическая стабильность страны, ее авторитет в мире. Образование в вузе должно отвечать всем требованиям общества, предъявляемым к образованию как к стратегическому ресурсу и использовать все возможности, предоставляемые современным развитием общества, техники и технологий, для формирования специалистов, способных решать задачи инновационной экономики.

Интернационализация образования является необходимым условием для повышения качества образовательных услуг в современной глобальной экономике. Международная деятельность вуза нацелена на формирование инновационной образовательной среды, объединяя научные потенциалы, интеллектуальные и образовательные ресурсы российских и зарубежных университетов. «И чтобы достичь успеха, образовательные учреждения должны не просто повышать уровень образования, но обеспечить международную сопоставимость его условий и результатов, включаться

в международные профессиональные сети и потоки глобальной академической мобильности» [1].

Присоединение России к Болонскому процессу оказало значительное влияние на инновационные процессы в современном российском образовании и стратегии его развития [2]. Основной целью Болонского процесса является создание единого европейского пространства высшего образования. В качестве основной причины его создания указывается на отставание стран ЕС по показателям уровня образования и исследовательской подготовки. Так, например, в странах ЕС только 21% работающих жителей имеют высшее образование, в то время как в США аналогичный показатель составляет 38%, в Японии — 36%. В странах ЕС на 1 тыс. жителей приходится 5,5 исследователей, в Японии — 9,7, в США — 9 [3].. Высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса, в которой лидирующие позиции занимают США. Европа, лишь объединив все ресурсы, может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области.

Формирование единого европейского пространства высшего образования преследовало политические, экономические и научно-образовательные цели:

• развитие политического, дипломатического и экономического диалога народов Европы, укрепление взаимного понимания и уважения;

• поддержка инноваций для того, чтобы экономика Евросоюза стала наиболее конкурентоспособной в мире;

• генерация знаний и идей за счет синергетического эффекта, являющегося результатом международного сотрудничества в области науки и образования.

Основная миссия университета — реализация общенациональных интересов в сфере образования и

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

науки. Для успешного решения этой задачи необходимо использование новейших достижений в области науки и образовательных технологий путем интеграции в мировую систему высшего образования.

Интеграция вузов в мировое научно-образовательное пространство осуществляется путем участия в международных образовательных и научных программах, изучения, анализа и использования передовых образовательных технологий, активного участия в международных встречах, конференциях, симпозиумах и пр.

Богатый опыт современной интеграции вузов накоплен при реализации совместных международных образовательных программ, наиболее распространенными формами которых, являются:

• аккредитованные и валидированные программы — признание одним вузом эквивалентности программы другого вуза собственной образовательной программе с возможной выдачей собственного диплома выпускникам университета-партнера;

• франчайзинговые программы — передача одним университетом другому права реализации своей образовательной программы при сохранении за собой права контроля качества подготовки;

• программы двойных/совместных дипломов — согласование учебных планов и программ, методов обучения и оценки знаний студентов, взаимное признание результатов обучения в вузах-партнерах, наличие общих структур управления программой, выдача двух дипломов или совместного диплома. В рекомендациях Совета Европы под совместным

дипломом понимается диплом, выдаваемый не менее, чем двумя вузами, либо вузом и иным учреждением на основе образовательной программы, разработанной и/или реализуемой совместно вузами либо, возможно, при содействии других учреждений.

Дипломы, присуждаемые по завершении совместных программ обучения, могут быть трех типов:

• совместный диплом двух или более университетов, признаваемый в странах-партнерах;

• диплом зарубежного университета в дополнение к национальному диплому;

• национальный диплом с указанием дополнительных курсов в форме дополнительного сертификата, не имеющего юридической силы.

Выдача совместных дипломов в европейских странах сегодня регулируются, в основном, межуниверситетскими соглашениями при отсутствии национальных законодательств, признающих указанный вид дипломов. Поэтому широкое распространение получила практика реализации совместных образовательных программ с выдачей двух и более национальных дипломов университетов-партнеров.

Далее под двойным (тройным и т. д.) диплом понимается два и более национальных диплома, выдаваемых официально двумя или более вузами, совместно реализующими интегрированную образовательную программу, которая включает согласование учебных планов и программ, методов обучения и оценки знаний студентов, взаимное признание результатов обучения в вузах-партнерах, наличие общих структур управления программой.

В России количество университетов, участвующих в разработке и реализации программ двойных дипломов (ПДД), увеличивается, однако, в настоящее время их количеств невелико. Из 600 государственных вузов России только 40-50 реализуют программу двойных дипломов по одной-двум программам [4]. Наибольшее число программ двойных дипломов реализуется в РУДН, ГУ ВШЭ и МГИМО.

Процесс создания ПДД достаточно трудоемкий и затратный. Он требует проведения подробного сравнительного анализа учебных планов и содержания преподаваемых учебных дисциплин в российском университете и зарубежном вузе-партнере.

Далее представлен алгоритм действий при разработке ПДД:

• выбор вуза-партнера и специальности;

• заключение контракта с вузом-партнером по двойным дипломам на совместную образовательную программу;

• разработка структуры управления и системы контроля качества ПДД;

• разработка программы: согласование учебных планов и программ;

• определение формы обучения;

• определение периодов обучения в университете партнере;

• получение лицензии на новую программу;

• определение формы участия преподавателей вузов-партнеров в процессе обучения;

• разработка системы оплаты труда в период разработки и реализации программы;

• определение стоимости обучения для студентов;

• разработка маркетинговых мероприятий по продвижению программы;

• набор студентов;

• реализация ПДД;

• контроль качества ПДД.

Большинство программ двойных дипломов — это результат двустороннего сотрудничества университетов. Создание совместных программ в европейских университетах, благодаря финансовой поддержке фондов и программ Евросоюза, региональных и национальных фондов, в последние годы ускорилось. Однако при реализации программ возникают проблемы, часто являющиеся следствием несопоставимости требований различных европейских образовательных структур. Среди проблем наиболее острыми являются:

• недостаток финансирования;

• признание совместных степеней;

• обеспечение и контроль качества образования;

• эффективность управления;

• синхронизация движения студентов в университетах разных стран.

Самым сложным вопросом для распространения программ совместных или двойных дипломов является необходимость значительных финансовых средств, как на этапе разработки, так и на этапе реализации. На стоимость программ двойных дипломов влияет много факторов, основные из которых перечисленные ниже:

• уровень оплаты труда участников программы — преподавателей и персонала;

• форма и степень участия иностранных преподавателей;

• длительность периода обучения студентов за рубежом;

• методы и технологии обучения, использование интернет-технологий, оргтехники и пр.

Следует отметить, что получила распространение

практика, когда эти финансовые затраты покрываются самими участниками сети и студентами. Однако, совершенно очевидно, что в первом случае можно ожидать снижения заинтересованности университетов в таких программах, а во втором — зависимость доступности обучения от финансового положения студента. Решение данной проблемы видится в создании целевых фондов финансирования программ по отдельным направлениям подготовки студентов при финансовой поддержке государств-участников и бизнеса.

Проблема признания двойных дипломов напрямую связана с отсутствием соответствующей нормативной базы странами — участниками программ.

При формировании совместных программ согласовываются методики, методы обучения, структура программы, взаимное признание периодов обучения. Программы высшего образования, включая программы двойных и совместных дипломов, в соответствии с Болонской Декларации состоят из трех циклов: программ подготовки бакалавров - магистров - докторов. Основные требования к квалификациям трех циклов сформулированы в Дублинских дескрипторах и Европейской рамке квалификаций. Программа подготовки бакалавров должна включать в себя понимание теорий и принципов в конкретной области изучения, формирование мастерства и инновационного подхода при решении сложных проблем. Во втором цикле изучаются и критически осмысливаются проблемы в изучаемой и смежных областях; умение решать проблемы в области исследования; создавать новое знание и интегрировать знания из различных областей. Третий цикл предполагает решения принципиальных проблем в области исследования и создания инноваций, а также способность переосмысливать существующие знания и практику в профессиональной области; демонстрировать инновационность, автономность и приверженность разработке новых идей или процессов.

При разработке образовательных программ основное требование — определение результатов обучения, которое основывается не только на мнении представителей академического сообщества, но и работодателей. В этом случае программа будет соответствовать требованиям, предъявляемым к программам обучения системами обеспечения качества. Результаты обучения формулируются в процессе консультаций с профессиональным сообществом, а не только внутри академического сообщества, что позволяет адекватно определять и формировать содержание образовательных программ.

Участие российских университетов в ПДД предоставляет уникальную возможность использовать опыт зарубежных университетов-партнеров по применению компетентностного подхода и других образовательных инноваций при разработке новых образовательных программ.

Совместные образовательные программы представляют собой совокупность модулей, предлагаемых вузами-участниками совместной программы. При этом часть модулей подлежит в обязательном порядке освоению в партнерских университетах, и они взаимно зачитываются благодаря европейской системе переноса зачетных единиц (ЕСТБ) [8].

Несмотря на многообразие способов реализации совместных образовательных программ, можно выделить три основных подхода:

• полностью идентичные программы в университетах партнерах — параллельное изучение одних и тех же курсов/модулей, общие методы обучения и экзаменационные процедуры;

• сравнимые основные модули/курсы программ обучения, но различные специализации, предоставляемые каждым партнером;

• курсы/модули разных университетов взаимно дополняют друг друга в рамках единой согласованной образовательной программы.

Некоторые предметы изучаются на родном языке, остальные на языке университета-партнера, либо на английском языке. В рамках всех типов программ студенты должны обучаться в университете-партнере в течение определенного периода времени.

При реализации ПДД каждый партнер вносит вклад своими методиками, технологиями обучения, ресурсами. Синергия уникального опыта каждой стороны позволяет разработать программы, направленные на формирование у студентов в каждом из университетов-партнеров каких-либо отдельных групп компетенций, которые взаимно дополняют друг друга. Программа двойных дипломов дает студентам возможность получения как академического, так и культурного опыта в разных странах.

При планировании и реализации ПДД особое внимание уделяется обеспечению качества с точки зрения его соответствия национальным процедурам каждой из сторон или требованиям международных организаций. Одним из методов обеспечения качества является оценка программ внутренними или внешними экспертами (например, профессорами университетов-партнеров или представителями соответствующих аккредитационных агентств).

Существование такой программы в вузе помогает ему сделать шаг навстречу западной аккредитации, а это повышает его рейтинг в случае, когда существование программы превращается в устойчивый структурный элемент вуза.

Участие университета в разработке и реализации ПДД является инновацией для студента, профессорско-преподавательского состава и университета в целом.

Для студентов участие в программе позволяет получить:

• интенсивную языковую подготовку;

• новые знания и умения на уровне международных образовательных стандартов;

• дополнительную квалификацию;

• по окончании обучения дипломы российского и зарубежного вуза, признаваемые всеми участниками образовательного процесса;

• конкурентное преимущество на рынке труда.

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

Рис. 1. ПДД в университетах Санкт-Петербурга по уровню подготовки

востребованность выпускников в российских, международных и зарубежных компаниях. Участие в программе преподавателей позволяет:

повысить их профессиональную квалификацию на основании использования опыта зарубежных коллег, новых технологий обучения и информационных технологий;

получить доступ к новым источникам информации;

представить собственные инновации; участвовать в совместных научных исследованиях.

Существование такой программы в вузе:

способствует его инновационному развитию, так как в процессе реализации программы используются инновационные методы и технологии обучения студентов;

повышает рейтинг университета; позволяет получить дополнительный доход; способствует развитию образовательного и научного потенциала;

развивает международное сотрудничество в образовательной и научной сферах.

Рис. 2. ПДД в университетах Санкт-Петербурга по направлениям подготовки

Для России в настоящее время необходима разработка нормативного и законодательного обеспечения реализации совместных программ, поскольку это направление относится не только к развитию интернационализации, но и к защите национального образовательного рынка.

Степень интернационализации вуза определяется наличием международных образовательных программ и программ, аккредитованных зарубежными организациями, наличием курсов и программ, реализуемых на иностранных языках.

Автором проведено выборочное исследование наличия программ двойных дипломов в университетах России, Отдельно исследовались университеты Санкт-Петербурга. Исследование проводилось на базе изучения сайтов университетов выборочно. Было исследовано 11 сайтов университетов Санкт Петербурга и 25 сайтов наиболее крупных университетов из всех регионов России.

На рис. 1-2 представлены распределение ПДД, реализуемых в университетах Санкт-Петербурга по уровням подготовки и по направлениям подготовки соответственно. Из 45 государственных вузов Санкт-

Рис. 3. ПДД в университетах России по уровням подготовки

Рис. 4. ПДД в университетах России по направлениям подготовки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Петербурга программы двойных дипломов реализуются в 11 университетах, что составляет 24%.

На рис. 3-4 представлены распределение ПДД, реализуемых в университетах России (без учета Санкт-Петербурга) по уровням подготовки и по направлениям подготовки, соответственно.

Совместные программы представлены во многих предметных областях, однако, наибольшее распространение они получили в экономике, менеджменте (65% в Санкт-Петербурге и 40% в регионах России), инженерном образовании (23 и 26%, соответственно), в областях знаний, связанных с науками об обществе и языках. В большей степени совместные программы представлены на магистерском уровне (77% по Санкт Петербургу и 75% по регионам России) в меньшей степени — на уровне подготовки бакалавров (20 и 25%, соответственно).

Сотрудничество с зарубежными вузами в рамках международных образовательных программ позволяет сформировать новые компетенции у студентов и преподавателей, способствует внедрению инновационных образовательных технологий в учебный процесс. Международная аккредитация образовательных программ обеспечит академическую и трудовую мобильность выпускникам, студентам, преподавателям, одновременно являясь гарантией высокого качества образовательных услуг, что повышает престиж российского образования на мировом рынке. Создание и реализация комплекса международных образовательных программ, отвечающих запросам потенциальных работодателей, заказчиков и потребителей образовательных услуг, подготовка ресурсного обеспечения (закупка лабораторного оборудования, программного обеспечения, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, научных работников, административного персонала) позволят сформировать инновационную образовательную среду в университете.

Реализуя образовательные программы «Двойных дипломов», российские университеты преследуют следующие цели:

• улучшить качество образования за счет использования передового опыта зарубежных вузов-партнеров, увеличивая тем самым конкурентоспособность российского вуза в мировом образовательном пространстве;

• повысить инвестиционную привлекательность университета за счет повышения конкурентоспособности выпускников и качества их профессиональных знаний;

• повысить квалификацию преподавателей;

• привлечь дополнительные источники финансирования деятельности университета;

• содействовать развитию и укреплению международных связей университета и международной академической мобильности.

Заключение

ПДД вносят значительный вклад в формирование инновационной образовательной среды в университете, способствуют развитию у студентов набора ключевых компетенций и формированию человеческого капитала.

Разработка и внедрение в практику образовательных ПДД отвечает общим стратегическим интересам развития российских университетов в современном образовательном пространстве с точки зрения повышения качества образования и научных исследований, повышения конкурентоспособности университетов и в целом соответствует основным принципам и положениям Болонского процесса.

Реализация совместных программ с университетами Америки, Азии и Европы будет способствовать интернационализации вуза, интегрированию в мировое образовательное пространство. Соответствие организации образовательного процесса и критериев его качества инновационным процессам в мировой образовательной политике на основе интеграции образования, науки и инноваций позволит готовить кадры высокой квалификации, которым предстоит работать в инновационной экономике.

Список использованных источников

1. Приоритеты развития профессионального образования в России, доклад рабочей группы Государственного совета Российской Федерации, Москва 31 августа 2010 г.

http://www.yamaledu.org/activity/vocational_education/141-prioritety-razvitiya-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii.html.

2. Е. В. Викторова. Болонский процесс — инновации в области управления образованием: сб. науч. тр. Формирование университетских комплексов и инновационная деятельность вузов на современном этапе реформирования высшей школы, т. 1. СПб.: Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики, 2007.

3. Realising the European Higher Education Area — Achieving the Goals/Conference of European Higher Education Ministers. 2005. http://www.bologna bergen2005.no/EN/Part_org/EU/050511_ European_Commission.pdf.

4. Совместные программы и программы двойных дипломов в странах Европейского Союза, материал подготовлен РОО «Центр изучения проблем профессионального образования». http://www.acur.msu.ru/useful/joint_degrees_EU.pdf

5. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе : ЮНЕСКО/Совет Европы, Лиссабон, 11 апреля 1997 г. http://www.rusmagistr.ru/ page_0002/page_0026/page_0041.

6. Е. В. Викторова. Международные образовательные программы в контексте реформы образования//Материалы международного форума «Современное образование: содержание, технологии, качество», 21-22 апреля 2010 г. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2010.

7. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.

8. Э. Коротков. Управление человеческим капиталом: эффективность, деловая репутация, креативный потенциал//Междуна-родный журнал «Проблемы теории и практики управления», Изд-во Международного научно-исследовательского института проблем управления, апрель 2010. http://uptp.ru/content/Disp_Art.php?Num=2113.

The Impact of Double Degree Programs on Innovation Strategy of a University E. V. Viktorova, МВА, vice-rector for international cooperation, St. Petersburg State University of Services and Economics.

The issues of conducting the international double degree diploma programs are considered. Their role in the innovation strategy of the University and their influence on the innovation education process are discussed. The impact of these programs on the education quality is determined. The algorithm of double degree diploma programs design and realization is presented. The advantages for student, academic staff and university of participation in these programs are outlined.

Keywords: higher education, double diplomas, Bologna process, innovations, innovation economics, competencies, Bachelor, Master, quality.

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.