Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 4 (48), с. 205-212
УДК 378.41 (571.52)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТЕ: ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ
© 2017 г. В.К. Севек, Р.М. Севек, Ч.Г. Донгак, О.Н. Монгуш, Ч.С. Манчык-Сат
Севек Вячеслав Кыргысович, д.э.н., доц.; декан экономического факультета Тувинского государственного университета [email protected]
Севек Руслана Монгушовна, к.э.н., доц.; доцент кафедры экономики и менеджмента Тувинского государственного университета [email protected]
Донгак Чейнеш Геннадьевна, к.э.н., доц.; заведующая кафедрой экономики и менеджмента Тувинского государственного университета [email protected]
Монгуш Ольга Николаевна, к.э.н., доц.; заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита
Тувинского государственного университета [email protected]
Манчык-Сат Чодура Сергеевна, к.э.н.; доцент кафедры экономики и менеджмента Тувинского государственного университета [email protected]
Ссасья поссупила вридакцию 15.05.2017 Ссасья приеяса к публикации 31.10.2017
Представлены результаты исследования по проблемам реализации российскими вузами сетевых образовательных программ совместно с зарубежными вузами (включая программы двойных дипломов). На основе анализа ведущих вузов страны, реализующих сетевые образовательные программы, и результатов социологического исследования молодежи Тувы предложен механизм реализации дистанционных сетевых образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования на экономическом факультете Тувинского государственного университета.
Ключивые срова: сетевая форма, совмещенная программа, образовательная программа, дистанционные образовательные технологии, вузы-партнеры, экономический факультет, Тувинский государственный университет.
Введение
Практика применения сетевых (совмещенных) образовательных программ (СОП) насчитывает более 20 лет. Внедрение СОП в практику странами Запада связано с диверсификацией образовательного процесса и вовлечением в него новых идей и технологий. Если до начала 2000-х гг. создание таких программ было инициативой самих вузов, то теперь - это уже направление политики в образовании. В 2003 г. с подписанием Российской Федерацией Болонского соглашения у российских вузов появилась возможность использования в образовательном процессе СОП. Мотивация создания СОП сходна во многих вузах мира: СОП - признанный инструмент повышения конкурентоспособности вузов. Вместе с тем анализ деятельности вузов нашей страны показал, что российских вузов, использующих в своем образовательном процессе СОП немного (таковыми являются, как правило, ведущие вузы страны, такие как МГУ им. М.В. Ломоносова, РУДН, Казанский государственный универ-
ситет, Томский государственный университет и федеральные университеты страны [1-3]). Согласно исследованию, проведенному группой европейских экспертов в 2013 году, российские университеты предоставили информацию о 317 СОП, при этом европейскими вузами была подтверждена реализация только 117 СОП [2]. При анализе литературы, связанной с реализацией СОП с применением дистанционных образовательных технологий, были выявлены следующие преимущества решения стратегических задач образовательного учреждения [4-8]:
- повышение качества образовательных услуг;
- повышение конкурентоспособности вуза на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг;
- получение практического опыта по использованию новых образовательных технологий;
- расширение возможностей международного партнерства;
- повышение рейтинга вуза как внутри страны, так и за рубежом.
Сотрудничество с зарубежными партнерами приводит к развитию международного рынка образовательных услуг в контексте интернационализации высшего образования в рамках национальной образовательной политики стран, которая определяется как процесс интернационализации глобального образования.
Несмотря на очевидные преимущества дистанционной формы обучения в сравнении с другими (очная, очно-заочная, заочная), определены и ее недостатки. В частности, многие руководители государственных вузов только в последнее время осознали важность дистанционного образования, поэтому формирование материально-технической базы с современной информационной инфраструктурой для дистанционного обучения началось с определенным отставанием. Кроме того, имеет место высокая стоимость разработки, внедрения, поддержки электронных систем дистанционного обучения, отсутствие необходимой технической поддержки, малое количество квалифицированных преподавателей для реализации дистанционного обучения, недостаточное количество в вузах полноценных электронных курсов [8].
При реализации СОП с зарубежными вузами сложности в первую очередь возникают в связи с языковыми барьерами (для всех участников) [6]. Вторая проблема находится в области миграционной политики. Так, в соответствии с Правилами приема на обучение студенты бакалавриата или магистратуры по СОП могут быть зачислены только по результатам вступительных экзаменов на первом курсе, при этом виза оформляется на полный срок обучения, хотя реальный срок обучения, как правило, составляет 6 месяцев или 1 год. Недостаточная вовлеченность российских вузов в международные межвузовские образовательные программы, по мнению европейских экспертов [1; 5-7], объясняется проблемами, связанными с вопросами качества подготовки, признанием совместных дипломов, финансовыми проблемами осуществления академической мобильности.
Начало активных действий по использованию СОП российскими вузами можно отнести к периоду после принятия новой редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [9], где прописана нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию сетевых образовательных программ. Так, в статье 15 Федерального закона СОП характеризуется следующим образом: «Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с
использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций». Таким образом, Федеральный закон не ограничил перечень организаций, привлекаемых к реализации образовательных программ в сетевой форме.
Образовательная организация на этапе разработки образовательной программы самостоятельно оценивает степень достаточности собственного ресурса, целесообразность и возможность его создания или необходимость привлечения ресурса организации-партнера и т.п. При этом в соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона вся ответственность за реализацию СОП (за реализацию образовательных программ не в полном объеме, за качество образования выпускников, реализуемое организациями-партнерами) ложится на образовательную организацию. Большая ответственность и недостаточность источников финансирования приводит к поиску наилучших способов внедрения СОП. Одним из таких способов является участие в международных образовательных конкурсах TEMPUS и Erasmus.
Внедрение в образовательную деятельность СОП посредством выше отмеченных международных программ связано с использованием внешних источников финансирования студенческой, магистерской, докторской и преподавательской академической мобильности; с проведением совещаний между организациями-партнерами по разработке учебных планов; с повышением квалификации в ведущих вузах-партнерах преподавательского состава и сотрудников подразделений вуза, где будет внедрена СОП; с планомерным выполнением положений, связанных с реализацией СОП, что в конечном итоге распределяет контроль и ответственность среди организаций-партнеров, реализующих СОП. При всех преимуществах международных программ (TEMPUS, Erasmus) остается один из сложных вопросов по распространению СОП или программ двойных дипломов - недостаточность источников их финансирования. Это особенно актуально для региональных вузов, поскольку в регионах уровень дохода населения значительно ниже по сравнению с центром. К этому ключевому моменту добавляются другие субъективные проблемы: недостаточное знание обучающимися и преподавателями иностранных языков; инертное мышление преподавательского состава российских вузов; недостаточное взаимодействие российских вузов с представителями бизнеса в реализации образовательной программы; отсутст-
Дополнительные механизмы развития образовательной деятельности в университете
207
вие рабочих мест для трудоустройства в слаборазвитых регионах, к которым, в частности, относится Республика Тыва.
Экспериментальный раздел
Для объективной оценки возможности реализации СОП на экономическом факультете Тувинского государственного университета (ЭФ ТувГУ) в январе 2016 г. коллективом факультета и Университетом финансов и экономики Монголии было проведено анкетирование среди молодежи республики для получения высшего образования по совмещенным программам. Результаты социологического исследования изложены в статье «Рынок образовательных услуг в контексте совмещенных образовательных программ» [10].
Следует отметить, что результаты опроса и анализ статистических данных подтверждают наличие проблем, связанных с уровнем доходов и занятостью населения, которые могут повлиять на доступность образования не только по СОП, но и в целом с условием полного возмещения затрат на обучение.
Так, из 135 тыс. экономически активного населения только 51% трудоустроен, 21.9% составляют безработные. 34.7% от общей численности населения, т.е. 108.2 тыс. чел., имеют денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Из состава денежных доходов и расходов выявляется, что около половины населения (47.5%) расходует средства только на обязательные платежи: покупку продуктов питания и коммунальные платежи. Большая часть опрошенных (56%) из многодетных семей.
Вместе с тем в современном обществе актуализируется вопрос о расширении шансов для молодых людей поступить в высшие учебные заведения, в том числе и за рубежом. Современная ситуация такова, что для инновационного развития страны важное значение имеет, как ключевой аспект, гармоничное развитие личности (посредством развития уровня образованности населения), которая в последующем будет работать в сфере народного хозяйства страны. Поэтому образование должно обеспечивать формирование нравственно ответственной личности, без чего социум не может успешно развиваться. И в этом смысле доступная СОП есть социально-нравственный императив.
Обсуждение
Проведенный нами анализ нормативно-правовой базы и практика организации СОП в российских вузах позволили выявить наиболее
эффективный с точки зрения сущностных характеристик сетевого взаимодействия образовательного учреждения (управленческих1, педагогических2 и организационных3 [7]) и финансовых затрат механизм внедрения сетевых образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). В статье 16 Федерального закона о ДОТ отмечено следующее: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». На основе нормативной базы, прописанной в Федеральном законе, нами разработаны механизмы возможного внедрения экономическим факультетом Тувинского государственного университета СОП с использованием ДОТ по направлениям подготовки УГСН «Экономика и управление» высшего образования (рис. 1) и дополнительным образовательным программам (ДОП) (рис. 2). Представленные на рис. 1 и 2 организационно-управленческие механизмы реализации сетевых образовательных программ направлены на достижение университетом наилучших способов внедрения инновационных образовательных программ, расширения возможности трудоустройства выпускников и успешного построения ими своей профессиональной карьеры.
Рассмотрим логическую последовательность реализации СОП вузами-партнерами, представленную на рис. 1.
В данном варианте организации сетевой формы образовательная программа реализуется экономическим факультетом ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» (одной организацией), осуществляющим образовательную деятельность по программам бакалавриата «Бизнес-информатика», «Государственное и муниципальное управление», «Инноватика», «Менеджмент» и «Экономика» (ТувГУ), но с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность:
- ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (ТУСУР), направления подготовки бакалавриата «Бизнес-информатика», «Государственное и муниципальное управление» и «Инноватика»;
- Университет финансов и экономики, г. Улан-Батор, Монголия (УФЭ) - «Экономика», «Менеджмент»;
- Инновационный Евразийский Университет, г. Павлодар, Республика Казахстан (ИнЕУ) -«Экономика», «Менеджмент».
На основе договора между вузами-партнерами формируются временные трудовые коллективы («команды программ»), в состав которых входят педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и представители предприятий и организаций - заказчиков программ [11]. Команды программ разрабатывают Положение о СОП. На основе утвержденного положения осуществляется выбор образовательных программ с соответствующими вузами-партнерами для совместной работы. Исходя из того обстоятельства, что СОП - это единая программа двух образовательных организаций с полностью синхронизированными учебными планами и календарными учебными графиками и с четко прописанной ответственностью участников за предоставляемый ресурс, на каждом из этапов ее реализации требуются:
- разработка двумя или несколькими образовательными организациями модульной структуры образовательной программы для совместной реализации;
- формирование образовательной среды для реализации совместных программ, включающей материально-техническое, учебно-методическое, информационное, кадровое и другие виды обеспечения образовательной деятельности;
- разработка образовательного контента для реализации дистанционных образовательных технологий;
- повышение квалификации участников команд - разработчиков программ для эффективного использования лучших отечественных и мировых практик проектирования образовательных программ, освоения общих методологических подходов к выполнению задач проекта;
- разработка и апробация механизма реализации сетевых форм обучения с включенной академической мобильностью и использованием дистанционных образовательных технологий.
Принятые на вышеперечисленные направления подготовки студенты будут проходить обучение на экономическом факультете ТувГУ. Производственные практики студентов предпочтительно проводить на базе вузов-партнеров согласно выбранной теме выпускной квалификационной работы, которая утверждается в начале второго курса. А для международных СОП производственные практики в обязательном порядке будут проводиться в зарубежных вузах. В летний период возможно осуществлять академическую мобильность (семинары) между студентами соответствующих специальностей для подготовки материалов к совместным научным конференциям, к грантам и языковым курсам. С зарубежными вузами-партнерами предполага-
ется заключить соглашения о получении двойных дипломов. Окончившие обучение выпускники могут продолжить обучение по программам магистратуры, докторантуры и дополнительного профессионального обучения в вузах-партнерах.
Далее рассмотрим реализацию дополнительных образовательных программ по СОП (рис. 2).
Как было отмечено выше, в 2016 г. ТувГУ совместно с УФЭ г. Улан-Батора провел социологическое исследование среди молодежи Республики Тыва о возможности получения ВО по международным совмещенным программам. В контексте вышеотмеченного ТувГУ совместно с УФЭ г. Улан-Батора начал подготовку к реализации сетевых форм образовательных международных профессиональных сертифицированных программ обучения «ACCA4, CIMA5, и CFA6» (дополнительные образовательные программы) с применением дистанционных образовательных технологий. Этот механизм подробно рассмотрен в статье, опубликованной в журнале «Научное обозрение» [12].
УФЭ г. Улан-Батора является сертифицированным учебным заведением по дополнительным программам обучения ACCA, CIMA и CFA. Окончившие ранее обучение и имеющие диплом специалиста или бакалавра экономики могут пройти обучение по программам с присвоением квалификации ACCA, CIMA и CFA. Обучение по ДОП на первом этапе предлагают перевести в дистанционное на базе электронной смарт-формы, с использованием системы управления обучением Moodle УФЭ в качестве платформы при обучении по СОП. Успешно прошедшие обучение выпускники ДОП получают возможность продолжить обучение в магистратуре других стран, а также будут востребованы на рынке труда, поскольку они будут иметь дипломы с международным признанием с одной из квалификаций ACCA, CIMA и CFA. Один раз в год в летний сезон будет организовываться обзорное обучение в России и Монголии поочерёдно.
Заключение
Значимость предложенных нами механизмов внедрения СОП с использованием дистанционных образовательных технологий для экономического факультета ТувГУ заключается в следующем.
1. Будут разработаны и апробированы управленческие, педагогические и организационные механизмы реализации сетевой формы образовательных программ в условиях реализации нового закона «Об образовании в РФ», где за качество образования отвечает не одно учреждение, а сеть образовательных учреждений.
Рис. 1. Механизм реализации сетевых (совместных) образовательных программ между вузами-партнерами
Рис. 2
Дополнительные механизмы развития образовательной деятельности в университете
211
2. Будут разработаны и апробированы методические и технологические аспекты реализации образовательных программ в сетевой форме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
3. Появится возможность заимствования/освоения программ бакалавриата и магистратуры признанных университетов развитых стран.
4. Произойдет укрепление репутации ТувГУ среди вузов Сибирского Федерального округа и в целом в стране.
5. Появится возможность выйти на международные рынки, разместив на веб-платформе вузов-партнеров информацию о программах ЭФ ТувГУ.
6. Откроется возможность с помощью вузов-партнеров пройти аккредитацию по профессиональным квалификациям ACCA, CIMA и CFA.
Это позволит использовать преимущества сетевой формы реализации образовательных программ для индивидуализации учебного процесса при широте охвата обучающихся из разных вузов, обеспечить более полное удовлетворение образовательных запросов студентов вузов-партнеров, реализовывать их индивидуальные образовательные маршруты, ликвидировать дефицит малочисленных студенческих групп, а проблему привлечь в образовательный процесс квалифицированные педагогические кадры.
Примечания
1. Самостоятельно формируемая позиция в рамках решения конкретных задач под конкретные основополагающие идеи.
2. Предоставление одинакового уровня и качества образовательных услуг всем обучающимся сетевой (дистанционной) формы организации образования путем реализации пакета сетевых вариативных образовательных программ.
3. Взаимосвязанные модели доступа к дистанционным образовательным программам: нормативно-правовое регулирование процесса реализации дистанционных образовательных программ; финансово-экономическое обеспечение, в том числе и с использованием механизма оценки стоимости дистанционных образовательных программ.
4. Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров - АССА (The Association of Chartered Certified Accountants) - это глобальная организация профессионалов в области финансов и учета, которая предлагает квалификации в области учёта, аудита, финансов и менеджмента. Программа квалификации АССА включает в себя 14 экзаменов, подтверждение получения трехлетнего практического опыта (PER) в сфере экономики, финансов, бу-
хучета и (или) аудита, учебный модуль по профессиональной этике (Ethics module).
5. Институт присяжных бухгалтеров по управленческому учету Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии - CIMA (Chartered Institute of Management Accountants) - это крупнейшая в мире профессиональная ассоциация специалистов по управленческому учёту, которая предлагает квалификации CGMA (Chartered Globally Management Accountant - Дипломированный бухгалтер по управленческому учёту). Программа квалификации CGMA включает в себя 17 экзаменов, подтверждение получения трехлетнего практического опыта, учебный модуль по профессиональной этике (Ethics module).
6. CFA (Chartered Financial Analyst) - одно из наиболее авторитетных званий в области финансов и инвестиций, которое присваивается Институтом CFA (CFA Institute) - международной организацией, объединяющей несколько десятков тысяч финансовых специалистов. После успешного завершения программы кандидату присуждается звание Дипломированного финансового аналитика.
Список литературы
1. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Караваева Е.В. и др. Совместные образовательные программы вузов: состояние, проблемы, перспективы. М.: КДУ, 2011. 5б с.
2. Горылев А.И., Камынина Н.Р. Совместные образовательные программы как инструмент построения единого европейского пространства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 3 (39). С. 183-189.
3. Краснова Г.А., Малышева М.М., Сюлькова Н.В. Практическое руководство по созданию и сопровождению совместных образовательных программ. М. : РУДН, 2011. 118 с.
4. Еремина А.П. Направления развития сетевого взаимодействия в подготовке педагогических кадров в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 7. С. 37-42.
5. Зобнина А.А. Условия организации сетевого взаимодействия вуза и школы: опыт и проблемы // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 1 (15). С. 114-125.
6. Краснова Г.А. Сетевое взаимодействие вузов: сравнительный анализ подходов к реализации совместных образовательных программ в Китае и России // Вестник РУДН. Серия Информатизация образования. 201б. № 3. С. 123-129.
7. Медведев И.Б., Скрипниченко В.И. Проблемы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений // Вестник ТГПУ. 2011. 13 (115). С. 239-242.
8. Ребышева Л.В., Васильченко Е.В. Проблемы дистанционного образования на современном этапе развития // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL: https://science-educa
tion.ru/m/article/view?id=22704 (дата обращения: 13.10.2017).
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140 174/ (дата обращения: 29.03.2017).
10. Севек В.К., Дорлигжавын Б., Севек Р.М., Донгак Ч.Г., Монгуш О.Н. Механизм реализации сетевых форм образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий // Научное обозрение. 2016. № 8. С. 245-250.
11. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.09.2017).
12. Севек В.К., Дорлигжавын Б., Севек Р.М., Донгак Ч.Г., Манчык-Сат Ч.С., Монгуш О.Н. Рынок образовательных услуг в контексте совмещенных образовательных программ // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 3. С. 237-257.
ADDITIONAL MECHANISMS FOR DEVELOPING EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE UNIVERSITY:
INNOVATIVE SOLUTIONS
V.K. Sevek, R.M. Sevek, Ch.G. Dongak, O.N. Mongush, Ch.S. Manchyk-Sat
Tuva State University
We present the results of a study on the problems of the implementation by Russian universities of networked educational programs with foreign universities (including double degree programs). Based on the analysis of the experience of leading Russian universities implementing networked educational programs and on the results of the sociological survey of Tuva's youth, a mechanism for implementing distance networked educational programs for higher and additional professional education at the Faculty of Economics of the Tuva State University was proposed for higher education under the double degree program.
Keywords: network form, combined program, educational program, distance educational technologies, partner universities, Faculty of Economics, Tuva State University.