Научная статья на тему 'Программно - целевые инструменты финансирования физической культуры и спорта'

Программно - целевые инструменты финансирования физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / PUBLIC POLICY / GOVERNMENT PROGRAM / FEDERAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дуплинская Е. Б., Селиванов К. С.

Деятельность органов публичного управления направлена на повышение уровня качества жизни населения, поскольку одним из условий успешного развития государства является здоровье нации. С целью повышения эффективности реализации государственной политики реализуются государственные программы, в том числе в сфере физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Programmatically - target tools physical culture and sport financings

Activities of public authorities aimed at improving the quality of life, because one of the conditions for the successful development of the state is the nation's health. In order to improve implementation of the state policy implemented state programs, including in the sphere of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Программно - целевые инструменты финансирования физической культуры и спорта»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

УДК 336.13

Е.Б. Дуплинская, К.С. Селиванов

ПРОГРАММНО - ЦЕЛЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Деятельность органов публичного управления направлена на повышение уровня качества жизни населения, поскольку одним из условий успешного развития государства является здоровье нации. С целью повышения эффективности реализации государственной политики реализуются государственные программы, в том числе в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, государственная политика, государственная программа, федеральная целевая программа.

Перед Российской Федерацией стоит задача повышения качества жизни населения, решение которой напрямую зависит от эффективности управления публичными финансами. Качество жизни населения характеризуется различными факторами, учитывающими уровень жизни в каждом конкретном публично-правовом образовании, и субъективными причинами, отражающими возможности отдельных граждан к повышению уровня качества своей жизни.

Аристотель заметил, что жизнь требует движения, эта фраза применима к любой развивающейся системе, в том числе и государственной. Одним из факторов, влияющих на уровень качества жизни населения является физическая культура и спорт. Спортивная отрасль оказывает серьезное влияние на качество жизни людей, способствует улучшению социальной обстановки и искоренению негативных явлений в обществе.

Несмотря на проводимые мероприятия со стороны органов государственной власти, уровень обеспеченности населения России спортивными объектами ниже аналогичных показателей большинства развитых в спортивном отношении стран. По сравнению с Японией, обеспеченность спортивными залами в нашей стране меньше в 2,7 раза, бассейнами - в 30 раз; плоскостными сооружениями - в 2,7 раза меньше [1].

В целях определения направлений реализации государственной политики, обеспечивающих создание условий для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта, распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101 -р была утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года.

Модернизация управления государственными и муниципальными финансами и формирование системы финансового менеджмента в государственном секторе экономики подразумевает применение новых правил, процессов и процедур исполнения бюджета, отчетности, подотчетности, мониторинга, оценки и аудита, а также учет накопленного опыта для планирования следующих бюджетов. [2]

Современным инструментом реализации государственной политики, призванным обеспечивать эффективность использования бюджетных средств являются государственные программы.

Государственная программа (ГП) включает федеральные целевые программы (ФЦП), реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности РФ, и подпрограммы, представляющие собой взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач,

© Дуплинская Е.Б., Селиванов К.С., 2014. DOI: 10.15350/2221-7347.2014.7-8.0011

61

Новый университет. 2014. № 7-8(41-42)

ISSN 2221-7347

решаемых в рамках государственной программы, содержащие ведомственные целевые программы и основные мероприятия [3].

Распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р (ред. от 24.01.2014) утверждён перечень ГП РФ, среди которых названа ГП «Развитие физической культуры и спорта» («РФКС»), ответственный исполнитель - Министерство спорта РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 года № 302 утверждена Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», целью которой явилось создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом (ФКС), повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, а также успешное проведение в РФ крупнейших международных спортивных соревнований.

Для решения основных задач в проекте Госпрограммы выделяется четыре подпрограммы, дифференцированные по установленным сферам деятельности, функциональному признаку и масштабности решения задач, а также федеральные целевые программы (рис. 1).

Рис. 1. Состав Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта»

Основным ожидаемым конечным результатом реализации ГП является устойчивое развитие ФКС, что характеризуется ростом количественных показателей и качественной оценкой изменений, происходящих в сфере ФКС. В результате реализации ГП планируется привлечь к систематическим занятиям ФКС и приобщить к здоровому образу жизни значительную часть населения РФ, что должно положительным образом отразиться качестве жизни граждан России.

Финансовым механизмом реализации ГП «РФКС» является федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.01.2006 г. № 7 «О ФЦП «РФКС в РФ на 2006 -

62

ISSN 2221-7347

Экономика и право

2015 гг.». Цель данной ФЦП заключается в создании условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям ФКС. Реализация Программы на 2006 - 2015 годы осуществляется по направлениям, связанным с массовым спортом и спортом высших достижений. При реализации мероприятий Программы в полном объеме показатель систематических занятий физической культурой и спортом населения предполагается увеличить с 11,6% в 2004 году до 30% в 2015 году [4].

Финансовое обеспечение реализации ФЦП осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных источников, что позволяет объединить усилия органов публичного управления, а также коммерческих и некоммерческих организаций.

Распоряжением Правительства РФ от 2 января 2014 года № 2 - р утверждена Концепция новой ФЦП «РФКС в РФ на 2016-2020 годы».

Источники и объемы финансирования ФЦП «РФКС в РФ на 2016-2020 годы», млн. руб. [5]

Таблица 1

Источники финансирования Интенсивный вариант Инерционный вариант Сокращение объема финансирования

федеральный бюджет 73976,90 55482,68 18494,22

бюджеты субъектов Федерации 18852,14 14139,11 4713,03

внебюджетные источники 4500,00 3375,00 1125,00

Всего 97329,04 72996,79 24332,25

Новой Концепцией предусмотрены два варианта реализации ФЦП «РФКС в РФ на 2016 -2020 годы», отличающихся по объемам финансового обеспечения. При выборе первого варианта (интенсивного) реализации ФЦП финансовое обеспечение полностью соответствует утвержденным объемам финансирования. Стопроцентная реализация запланированных мероприятий ФЦП позволит в полном объеме достичь значений целевых индикаторов и показателей. При определении объема бюджетных ассигнований учтены параметры социальноэкономического развития страны, заложенные на долгосрочную перспективу в проекте Прогноза социально -экономического развития РФ до 2030 года, подготовленном Минэкономразвития России.

В случае выбора второго варианта (инерционного) финансовое обеспечение составит 75% от запланированного объема финансирования, работа будет организована таким образом, чтобы финансовые ресурсы были сконцентрированы на приоритетных направлениях. Общий объем финансирования ФЦП по интенсивному варианту составляет 97329,04 млн. руб., по инерционному варианту - 72996,79 млн. руб. (в ценах соответствующих лет).

Одним из основных приоритетов современной государственной политики является распространение среди населения страны стандартов здорового образа жизни. Значительная роль в формирование здорового образа жизни возлагается на создание условий для занятий физической культурой и спортом всех слоев населения.

В качестве наиболее значимых проблем влияющих на повышение качества жизни населения России можно выделить следующие:

- слабое вовлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;

- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в стране;

- недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;

- утрата традиций российского спорта высших достижений;

- низкий уровень пропаганды здорового образа жизни.

63

Новый университет. 2014. № 7-8(41-42)

ISSN 2221-7347

Современная государственная политика развития физической культуры и спорта направлена на решение указанных проблем при максимально эффективном управлении публичными финансами посредством новых программно - целевых инструментов.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 20 марта 2013 г. № 402 - р «Об утверждении Государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта» (ред. не действующая)

2. Баранова И.В., Дуплинская Е.Б. Мониторинг и оценка качества управления региональными финансами как инструменты публичного управления // Сибирская финансовая школа 2013. - № 4. - С. 60.

3. Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2013 г. № 690 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ РФ».

4. Постановление Правительства РФ от 11.01.2006 г. № 7 «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006 - 2015 годы».

5. Распоряжение Правительства РФ от 2 января 2014 года № 2 - р «Об утверждении новой Концепции Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020 годы».

Статья поступила в редакцию 03.07.2014.

ДУПЛИНСКАЯ Елена Борисовна - кандидат экономических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения.

СЕЛИВАНОВ Кирилл Сергеевич - аспирант, Сибирский государственный университет путей сообщения.

UDC 336.13

E.B. Duplinskaya, K.S. Selivanov

PROGRAMMATICALLY - TARGET TOOLS PHYSICAL CULTURE AND SPORT FINANCINGS

Activities ofpublic authorities aimed at improving the quality of life, because one of the conditions for the successful development of the state is the nation’s health. In order to improve implementation of the state policy implemented state programs, including in the sphere of physical culture and sports.

Keywords: physical culture and sport, public policy, government program, federal program.

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.