Научная статья на тему 'ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ'

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шкарупа Е.А., Киселев В.О.

Статья посвящена рассмотрению особенностей финансирования реализации молодежной политики на основе программно-целевой похода. Возможными направлениями совершенствования финансирования молодежной политики могли бы стать: развитие государственно-частного партнерства при реализации молодежных проектов, софинансирование регионами при участии молодежи в федеральных проектах и программах, развитие молодежного фандрайзинга, льготное кредитование молодежного предпринимательства, повышение грантовой поддержки реализации молодежной политики, субсидии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM AND TARGET APPROACH OF FINANCING OF REALIZATION OF YOUTH POLICY

Article is devoted to consideration of features of financing of realization of youth policy on the basis of program and target a campaign. The directions of improvement of financing of youth policy could become possible: development of public-private partnership at implementation of youth projects, joint financing by regions with the participation of youth in federal projects and programs, development of youth fundraising, preferential financing of youth business, increase in grant support of realization of youth policy, a subsidy

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ»

Использованные источники:

1. «Геометрия в нашей жизни» [Электронный ресурс] - режим доступа: http://interesnik.com/geometriya-v-nashej-zhizni/ , дата обращения: 29.05.17

2. «Зачем нужна математика» [Электронный ресурс] - режим доступа: http://nperov.ru/razum/zachem-nuzhna-matematika/ , дата обращения: 29.05.17

УДК 336.58

Шкарупа Е. А., к. э. н.

доцент

кафедра теории финансов, кредита и налогообложения институт мировой экономики и финансов

Киселев В. О. магистрант 2 курса кафедра теории финансов, кредита и налогообложения Волгоградский государственный университет

Россия, г. Волгоград ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД ФИНАНСИРОВАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей финансирования реализации молодежной политики на основе программно-целевой похода. Возможными направлениями совершенствования финансирования молодежной политики могли бы стать: развитие государственно-частного партнерства при реализации молодежных проектов, софинансирование регионами при участии молодежи в федеральных проектах и программах, развитие молодежного фандрайзинга, льготное кредитование молодежного предпринимательства, повышение грантовой поддержки реализации молодежной политики, субсидии.

Ключевые слова: государство, молодежная политика, молодежные проекты, программно-целевой подход, финансирование реализации молодежной политики.

Shkarupa E. A., Candidate of Economic Sciences, associate professor departments of the theory offinance, credit and taxation

Volgograd state university institute of "World economy and finance" Volgograd State university Kiselyov V. O., undergraduate 2 rates Volgograd State university institute of "World economy and finance"

Russia, Volgograd PROGRAM AND TARGET APPROACH OF FINANCING OF REALIZATION OF YOUTH POLICY Abstract. Article is devoted to consideration of features of financing of

realization of youth policy on the basis of program and target a campaign. The directions of improvement of financing of youth policy could become possible: development of public-private partnership at implementation of youth projects, joint financing by regions with the participation of youth in federal projects and programs, development of youth fundraising, preferential financing of youth business, increase in grant support of realization of youth policy, a subsidy

Keywords: state, youth policy, youth projects, program and target approach, financing of realization of youth policy.

В соответствии с «федеральными нормативно-правовыми актами, полномочиями по реализации государственной молодёжной политики наделено Министерство образования и науки Российской Федерации.

В ведении этого Министерства находится Федеральное агентство по делам молодёжи, на которое возложена функция по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики.

Для реализации молодежной политики в структуре Федерального агентства по делам молодёжи создано три федеральных государственных бюджетных учреждения:

^ Федеральное государственное бюджетное учреждение» «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи»;

^ Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр содействия молодёжному предпринимательству»;

^ Федеральное государственное бюджетное учреждение «Международный молодёжный центр».

На уровне субъектов Российской Федерации созданы «государственные органы по делам молодёжи, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции, одновременно выступая основными координирующими органами в сфере реализации региональной молодёжной политики.

Инфраструктура региональной государственной молодёжной политики, представляя собой систему обеспечения работы с молодёжью, складывается в виде сети государственных и муниципальных учреждений, которые предоставляют услуги различным группам и категориям юношей и девушек по всему спектру вопросов их функционирования в современном обществе.

Финансовое обеспечение является доминирующим компонентом реализации молодежной политики. Источниками финансирования реализации молодежной политики являются: средства федерального, региональных и муниципальных бюджетов, привлеченные средства из внебюджетных источников.

Программно-целевые методы финансовой поддержки молодежной

политики, реализуемые через государственные программы федерального и регионального уровней, играют заметную роль в создании условий для развития молодежной политики. Финансирование осуществляется из федерального бюджета Российской Федерации.

Основной задачей целевых программ является концентрация финансовых ресурсов на наиболее приоритетных направлениях. Являясь эффективным инструментом государственного регулирования, они оказывают непосредственное влияние на развитие молодежи

инфраструктура молодежной политики

система государственных, муниципальных организаций и общественных объединений, а

также иных организаций всех форм собственности, обеспечивающих возможность для оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на развитие молодежи

Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи, Российский Союз Молодежи и др

Источники финансового обеспечения

Средства федерального, регионального и местного бюджетов, доходы от платных услуг, добровольные пожертвования, средства спонсоров и т.д.

Финансовые методы

Финансовые инструменты

бюджетное финансирование, внебюджетное финансирование

Субсидии, гранты

Нормативное правовое обеспечение

Гражданский, Бюджетный, Налоговый кодексы - Законы о бюджете на предстоящий период; Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», Распоряжение Правительства РФ от 12.12.2015 № 2570-р (ред. от 20.05.2017) «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 год и др.

Рисунок 1 - Финансовый механизм реализации молодежной политики Источник: составлено автором

Основными этапами программно-целевых методов являются: формулировка цели программы; декомпозиция (расчленение) цели на отдельные задачи и мероприятия - формирование дерева целей и задач и

оценка его элементов; обоснование альтернативных направлений (средств) достижения целей программы; оптимизация распределения ресурсов между отдельными ветвями дерева целей и темпов финансирования; изменение приоритетности отдельных целей программы или средств их достижения; адаптация целевой части программы к изменяющимся внешним условиям.

Главным преимуществом целевых программ является то, что они имеют четкую структуру (общие цели и задачи, строгие временные рамки, заранее определены исполнители), сбалансированы в финансовом отношении

Подпрограмма - это набор методов государственного регулирования сектора. Для каждой подпрограммы прописываются цели и индикаторы их достижения, механизмы государственного воздействия и объемы финансирования за счет федерального бюджета на все годы действия программы.

Проекты, приоритетно направленные на развитие молодежи, составляют значительную (более 50%) часть проектов, поддерживаемых в соответствии с распоряжением президента РФ от 17 января 2014 г. «Об обеспечении в 2014 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».

Косвенно к вопросам молодежной политики относится реализация ФЦП «Жилище», включающей предоставление субсидий для приобретения жилья молодым семьям и некоторым категориям молодых ученых.

Расходы, прямо или косвенно направленные на развитие молодежи, содержатся по существу во всех ныне реализуемых государственных программах (прежде всего, еще раз отметим, в программе «Развитие образования»).

Однако в таковых практически нет мероприятий, связанных с предоставлением субсидий на проекты государственных и общественных организаций в области просветительства и образовательных технологий, направленных на развитие и консолидацию российской молодежи как носителя потенциала инновационного развития страны, обладающего высоким уровнем патриотизма.

Новые подходы к реализации государственной молодежной политики потребуют консолидации усилий различных госпрограмм и деятельности других инструментов инвестиций бюджетных средств, а также, возможно, дополнительных усилий, обеспечивающих необходимый рост человеческого потенциала молодежи

В настоящее время расходы на реализацию молодежной политики осуществляются непосредственно из федерального в рамках подпрограммы 4 «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» государственной программы «Развитие

образования» на 2013-2020 гг.

Однако в рамках госпрограммы (подпрограммы и ФЦП) поддерживаются различные мероприятия, также направленные на развитие молодежи, но формально не связанные с реализацией ГМП 76.

Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи» (РСМ) - одно из «самых массовых, негосударственных, некоммерческих, неполитических молодежных объединений России». \Главная цель - «помочь молодому человеку найти свое место в жизни, самореализоваться и продвинуться по карьерной лестнице».77

Российским Союзом Молодежи реализуется 4 федеральных проекта и 7 центральных программ для школьников, студентов и работающей молодежи. \Это «образовательные и развивающие программы, проекты в сфере профориентации, занятости и международного молодежного сотрудничества, патриотического и гражданского воспитания, культуры, досуга и спорта»78(таблицы 1,2).

2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013

г1

-

1

1083 3176 1

15664583,9

8654008

5961951

>406591,7_

3657871,4

Z_._X

5000000

10000000

15000000

20000000

0

Рисунок 2 - Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» государственной программы Российской Федерации

«Развитие образования» на 2013 - 2020 годы Источник: составлено автором по: Об утверждении государственной

76 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2014 г. № 17 ст. 2058

77 Официальный сайт Российский союз молодежи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. ruy.ru/

78 Официальный сайт Российский союз молодежи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. ruy.ru/

программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2014 г. № 17 ст. 2058

Ежегодно около 4 миллионов молодых людей участвуют в программах и проектах РСМ. Региональные организации и Общественные представительства ЦК РСМ работают в 77 субъектах РФ, в том числе, в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе

Организации РСМ создаются в вузах, училищах, лицеях, школах, на предприятиях. В состав РСМ входят: Ассоциация студентов и студенческих объединений (АСО России) и Ассоциация учащейся молодежи РСМ «Содружество» (АУМ).

Таблица 1 - Федеральные проекты, реализуемые Российским Союзом молодежи

Название проекта

Цель

Финансовое обеспечение

Студент года» на 2017 год

выявление, поддержка и признание заслуг обучающихся

профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, имеющих особые достижения в области науки, творчества, спорта, журналистики, молодежной политики,

студенческого лидерства и общественной деятельности.

собственные привлеченные средства

и

Молодежный клуб

привилегий Российского Союза Молодежи

популяризация внутреннего туризма в России среди молодежи, усиление связи и взаимодействия между молодежью в разных регионах РФ путем создания единой

информационной и дисконтной системы

собственные привлеченные средства

и

«Мы вместе!»

развитие межкультурного

взаимодействия в молодежной среде, популяризация межкультурного мира и согласия

собственные привлеченные средства

и

Арт-Профи Форум

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

направлена на повышение престижа рабочих профессий и специальностей, получаемых в профессиональных образовательных организациях, интеграцию достижений обучающихся в социальное развитие страны, привлечение внимания органов исполнительной власти, общественных молодежных организаций_

внебюджетные средства, привлеченные на

реализацию Программы в соответствие с

законодательством Российской Федерации

и объединений к проблемам данной

__категории молодежи__

Источник: составлено автором по материалам Официального сайта Российский союз молодежи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ruy.ru/

Таблица 2 - Центральные программы для школьников, студентов и работающей молодежи, реализуемые Российским Союзом молодежи_

Название программы Цель Финансовое обеспечение

«Программа патриотического воспитания молодежи «Патриот и гражданин» содействие патриотическому воспитанию молодых граждан Российской Федерации собственные и привлеченные средства

Ученическое самоуправление реализация права обучающихся на участие в управлении образовательной организацией, развитие лидерских качеств и социальной активности детей бюджетные и внебюджетные средства, привлеченные на реализацию Программы в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Российская студенческая весна сохранение и преумножение нравственных и культурных достижений студенческой молодежи собственные и привлеченные средства, средства федерального, региональных и муниципальных бюджетов, средства образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций

Международное молодежное сотрудничество содействие устойчивому и поступательному развитию дружественных отношений стран путем развития международного молодежного сотрудничества и обмена опытом в таких сферах, как культурное взаимодействие, молодежное предпринимательство, наука и инновации, образование, туризм, спорт, журналистика и общественная дипломатия; - позиционирование РСМ как ведущей молодежной организации России, собственные и привлеченные средства

развивающей международное молодежное сотрудничество на пространстве стран БРИКС, СНГ и ШОС

Корпус общественных наблюдателей Формирование активной социальной и гражданской позиции молодежи через участие в мониторинге различных направлений в сфере образования собственные и привлеченные средств

Команда РСМ создание системы отбора, подготовки и продвижения социально активных молодых людей через организационную структуру Российского Союза Молодежи для дальнейшей работы в Российском Союзе Молодежи, сфере государственного управления и бизнеса собственные и привлеченные средств

Всероссийская Юниор-Лига КВН создание условий для раскрытия творческого, личностного, интеллектуального потенциала учащейся молодежи взносы участников мероприятий, целевые средств, пожертвования, грантовые средства, иные средства, привлечённые на реализацию Программы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации

Источник: составлено автором по материалам Официального сайта

Российский союз молодежи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ruy.ru/

Программа патриотического воспитания молодежи «Патриот и гражданин» направлена на содействие патриотическому воспитанию молодых граждан Российской Федерации.

В число основных задач, которые решает программа, входит популяризация государственных символов Российской Федерации в молодежной среде; формирование уважительного отношения к паспорту гражданина Российской Федерации; совершенствование правового воспитания детей и подростков в общеобразовательных организациях, детских и молодежных общественных объединениях; формирование гражданской культуры и самосознания подростков; сохранение исторического наследия и исторической памяти в детско-подростковой и молодежной среде; подготовка молодых людей к сознательному и добровольному служению Отечеству; профилактика правонарушений и асоциального поведения в детско-подростковой и молодежной среде; интеграция технологий патриотического воспитания во все программы, проекты и мероприятия Российского Союза Молодежи; «содействие

реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 гг.».

Участниками программы являются обучающиеся

общеобразовательных организаций общего образования, студенты профессиональных образовательных организаций, студенты организаций высшего образования, работающая молодежь, а также педагоги, лидеры общественных объединений и специалисты по патриотическому воспитанию.

На уровне субъекта Российской Федерации может быть принято решение об участии в программе на региональном уровне других категорий молодежи (без наделения их правом участия в общероссийских этапах программы).

Партнерами мероприятий программы выступают федеральные органы государственной власти: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Общероссийская общественно-государственная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»

Военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями реализуется в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» подготовлена на «основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества»79.

Патриотическое воспитание представляет собой «систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»

По данным мониторинга, «доля молодых граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, проводимых в рамках реализации региональных программ по патриотическому воспитанию или допризывной подготовки молодежи, составляет в среднем 21,6 процента

79 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 января 2016 г. № 2 (часть I) ст. 368

общего количества молодых граждан в стране».

средства внебюджетных источников ■ средства федерального бюджета

2020

2019

18350

2018

2017

2016

321509

306209

331959

324259

290

120,8

0 50000 100000 150000 200000 250000 300000 350000

Рисунок 3 - Финансовое обеспечение государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020

годы», тыс.руб.

Источник: составлено автором: Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2014 г. № 17 ст. 2058; Федеральное агентство молодежи. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// www.fadm.gov.ru/activity/statistic

Федеральным агентством по делам молодежи ежегодно проводятся грантовые конкурсы:

1. Всероссийский конкурс молодежных проектов;

2. Конкурс молодежных проектов Всекавказского молодежного форума «Машук»80.

80 Федеральное агентство молодежи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. fadm. gov. ru/activity/statistic_

средства внебюджетных источников

средства федерального бюджета

Общий объем финансирования Программы

574056,8

666556,

~Т-Г-Г-Г"

400000 800000 1200000 1600000

0

Рисунок 4 - Общий объем финансирования Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020

годы», тыс.руб.

Источник: составлено автором: Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2014 г. № 17 ст. 2058

В рамках Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» реализуется компонент Военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями .Самые масштабные мероприятия с точки зрения финансирования за счет федерального бюджета представлены на рисунках 5,6,7.

Цели. Повышение конкурентоспособности российской молодежи посредством увеличения числа молодых людей, обладающих набором важнейших компетенций: способностью генерировать инновации, наличием предпринимательских навыков, осознанным и ответственным социальным поведением, активным гражданским участием в общественной жизни, умением управлять проектами.

50000 45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

I средства федерального бюджета ■ средства внебюджетных источников 50000 50000 50000 50000 50000

2016

2017

2018

2019

2020

Рисунок 5 - Объемы финансирования мероприятия «Организация и проведение военно-исторических туристских маршрутов для детей и юношества по местам боевой славы защитников Отечества», тыс.руб. Источник: составлено автором по: Федеральное агентство молодежи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. fadm.gov.ru/activity/statistic ; Официальный сайт Российский союз молодежи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. шу.ш^О «государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 января 2016 г. № 2 (часть I) ст. 368

Задачи. Конкурсный отбор лучших проектов в сфере политики, экономики, науки и инноваций, гражданских инициатив, искусства и творчества, направленных на вовлечение молодых людей в социальную практику и информирование молодых людей о возможностях саморазвития

В 2017 году Росмолодежью организован конкурсный отбор экспертов молодежных проектов грантовых конкурсов. Данный подход призван повысить прозрачность отбора проектов на грантовом конкурсе и привлечь к экспертизе новых специалистов.

20000 18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

средства

федерального

бюджета средства

внебюджетных

источников

2016 2017 2018 2019 2020

Рисунок 6 - Объемы финансирования мероприятия «Предоставление на конкурсной основе поддержки молодежным общественным организациям, занимающимся военно-исторической реконструкцией»,

тыс.руб.

Источник: составлено автором по: Федеральное агентство молодежи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. fadm.gov.ru/activity/statistic ; Официальный сайт Российский союз молодежи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ruy.ru/; О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 января 2016 г. № 2 (часть I) ст. 368

Требования, предъявляемые к Кандидатам в Эксперты:

• Высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца;

• Документально подтвержденный опыт практической работы в сфере поддержки молодежных инициатив и реализации ГМП

• Рекомендации от КДМ/ вуза И от общественной молодежной организации (не менее двух)

Рисунок 7 - Объемы финансирования мероприятия «Смотр-конкурс на звание «Лучший казачий кадетский корпус», тыс.руб.

Источник: составлено автором по: Федеральное агентство молодежи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. fadm.gov.ru/activity/statistic ; Официальный сайт Российский союз молодежи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. ruy.ru/;0 государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 января 2016 г. № 2 (часть I) ст. 368

В 2015 году губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров поставил перед органами власти задачу - курировать проекты талантливой молодежи.

Проводя встречу с победителями всероссийских молодежных образовательных форумов, глава региона отметил, что область в 2016-2018 годах станет площадкой для реализации крупнейших патриотических проектов всероссийского уровня - такая договоренность была достигнута на встрече губернатора с руководством Федерального агентства по делам молодежи и Российского Союза молодежи.

19 волгоградцев стали победителями «Конвейера проектов», проходившего в рамках крупнейших молодежных форумов России «Территория смыслов» и «Таврида». В общей сложности молодые люди привлекли на реализацию социально значимых инициатив 3,7 миллиона рублей.

Благодаря грантовой поддержке в регионе, в частности, пройдут фестивали «Совместное будущее» и «Межнациональный диалог», научно-

практическая конференция по вопросам экономики, появится интегрированная детская площадка для ребят с ограниченными возможностями здоровья, онлайн-клиника редких заболеваний, заработает приложение «ГИС-транспорт».

Всероссийские молодежные образовательные форумы «Территория смыслов» на Клязьме и «Таврида» в Крыму завершили работу.

За два месяца они объединили 12 тысяч молодых представителей различных профессиональных сообществ в рамках тематических смен. Волгоградскую область на форумах представили порядка 200 человек, в том числе волонтеры, участвовавшие в организации форумов81.

Как сообщили в региональном комитете молодежной политики, экспертное сообщество федерального агентства по делам молодежи высоко оценило инициативы молодых волгоградцев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Волгоградской области в 2017 году будут реализованы проекты в сфере образования, 1Т-технологий, культуры, медицины, медиа, межнационального взаимодействия, поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников детских домов. Профильные ведомства окажут поддержку на всех этапах реализации инициатив.

В Волгограде принята и реализуется государственная программа Волгоградской области «Региональная молодежная политика Волгоградской области» на 2017-2020 годы82. (рисунки 21-24).

Данная программа включает подпрограммы:

> «Вовлечение молодежи Волгоградской области в социальную практику» на 2017-2020 годы

^ «Гражданско-патриотическое воспитание граждан

Волгоградской области» на 2017-2020 годы

^ «Организация отдыха и оздоровления детей, проживающих в Волгоградской области» на 2017-2020 годы83

Затраты областного бюджета в 2017-2020 годах в объеме 1645026,6 тыс.рублей, в том числе предусмотренные комитету молодежной политики в объеме 767394,6 тыс.рублей, комитету образования и науки в объеме 148412,0 тыс.рублей, комитету социальной защиты населения в объеме 729220,0 тыс.рублей соответствуют средствам, предусмотренным проектировкам к проекту бюджета Волгоградской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Средства, предусмотренные на 2020 год, указаны аналогично данным, предусмотренным на 2019 год.

Общий объем запланированных средств включает в себя расходы

81 Федеральное агентство молодежи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. fadm.gov.ru/activity/statistic ;

82 Официальный сайт Комитета по делам молодёжи Волгоградской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.kdm.volgograd.ru/

83 Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Региональная молодежная политика Волгоградской области» на 2017-2020 годы»: Постановление Администрации Волгоградской области от 21.12.2016 № 713-п // Волгоградская правда от 27 декабря 2016 г., № 270_

на проведение мероприятий (в том числе оплату труда привлеченных специалистов, транспортные расходы, аренду необходимого оборудования, расходы на приобретение сувенирной продукции), расходы на финансовое обеспечение исполнения государственных заданий государственными учреждениями сферы молодежной политики и поддержку программ и проектов специализированных организаций, осуществляющие работу с детьми, подростками и молодежью, детских и молодежных общественных объединений, включенных в реестр организаций Волгоградской области, а также расходы на организацию мероприятий

по обеспечению прав на отдых и оздоровление отдельных категорий детей рассчитывается с учетом численности детей отдельных категорий, подлежащих оздоровлению, организация отдыха и оздоровления которых отнесена к полномочиям комитета социальной защиты населения, состоящих в банке данных, и цен, складывающихся на рынке услуг (стоимость путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, стоимость проезда к местам отдыха и обратно).

2017 2018 2019 2020

- средства областного бюджета ■ средства местных бюджетов ■ внебюджетные средства

Рисунок 8 - Объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы Волгоградской области «Региональная молодежная политика Волгоградской области» на 2017-2020

годы

Источник: составлено автором по: Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Региональная молодежная политика

Волгоградской области» на 2017-2020 годы»: Постановление Администрации Волгоградской области от 21.12.2016 № 713-п // Волгоградская правда от 27 декабря 2016 г., № 270

300000

255643,4

250000 200000 150000 100000 50000 0

62531,3 75 75 333,5 58 889,3 58 58 889,3 889,3

Всего 2017 2018 2019 2020

Рисунок 8 - Общий объем финансирования подпрограммы «Вовлечение молодежи Волгоградской области в социальную практику» за

счет средств областного бюджета государственной программы Волгоградской области «Региональная молодежная политика Волгоградской области» на 2017-2020 годы, тыс.рублей Источник: составлено автором по: Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Региональная молодежная политика Волгоградской области» на 2017-2020 годы» : Постановление Администрации Волгоградской области от 21.12.2016 № 713-п // Волгоградская правда от 27 декабря 2016 г., № 270

Всего 2017 2018 2019 2020

Рисунок 10 - Общий объем финансирования подпрограммы «Гражданско-патриотическое воспитание граждан Волгоградской области" на 2017-2020 годы за счет средств областного бюджета государственной программы Волгоградской области «Региональная молодежная политика Волгоградской области» на 2017-2020 годы, тыс.рублей

Источник: составлено автором по: Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Региональная молодежная политика Волгоградской области» на 2017-2020 годы» : Постановление Администрации Волгоградской области от 21.12.2016 № 713-п // Волгоградская правда от 27 декабря 2016 г., № 270

внебюджетные средства

средства местных бюджетов

2020

2019

2018

2017

средства областного бюджета 16938,2

16938,2

326570,9

326570,9

9492,9 1952,8

4947,2 1952,8

309198,5

321373

8

50000 100000 150000 200000 250000 300000 350000

0

Рисунок 11 - Общий объем финансирования подпрограммы «Организация отдыха и оздоровления детей, проживающих в Волгоградской области" на 2017-2020 годы " государственной программы Волгоградской области «Региональная молодежная политика Волгоградской области» на

2017-2020 годы, тыс.рублей Источник: составлено автором по: Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Региональная молодежная политика Волгоградской области» на 2017-2020 годы» : Постановление Администрации Волгоградской области от 21.12.2016 № 713-п // Волгоградская правда от 27 декабря 2016 г., № 270

Несмотря на положительную динамику развития отрасли в целом, необходимо выделить характерные факторы, проблемы в сфере реализации государственной программы, к числу которых относятся: отсутствие профессиональных специалистов по работе с молодежью,

повышения их квалификации, совмещение их обязанностей по нескольким направлениям: спорт, туризм, молодежная политика, культура в большинстве администраций муниципальных образований и городских округов Волгоградской области;

значительная разница в объеме финансовых средств, которые могут использоваться в муниципальных образованиях и городских округах на муниципальные программы в сфере молодежной политики, их недостаточность;

отсутствие целенаправленной работы по сбору статистических данных по социально-экономическому положению молодежи и низкий уровень социологических исследований в области развития государственной молодежной политики. Как следствие - отсутствует актуальная и достоверная информация о возможностях и потребностях молодежи, что приводит к невозможности принятия обоснованных управленческих решений, необходимых и востребованных молодежью;

действующие в регионе детские и молодежные общественные объединения обладают слабым экспертным и научным потенциалом, не совершенствуются формы и методы работы, не имеют финансовой государственной поддержки;

низкий уровень вовлеченности молодежи в социальную практику, проявляющийся во всех сферах жизни молодого человека - гражданской, культурной, семейной, угроза восприятия социальной инфантильности и равнодушия как нормы;

отсутствие полноценной системы поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

растущая популярность идей религиозного, расового и национального неравенства, приводящим к экстремистским действиям.

Вышеперечисленные негативные факторы усугубляются недостаточностью инфраструктуры государственной молодежной политики в муниципальных образованиях и городских округах Волгоградской области, отсутствием государственной поддержки специализированных учреждений, работающих с детьми, подростками и молодежью.

В настоящий момент имеется необходимость и возможность создания инструмента координации реализации мер по работе с молодыми людьми. Использование института государственной программы позволит оптимизировать деятельность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления при решении перечисленных проблем за счет обеспечения возможности комплексных и скоординированных действий, оперативного контроля реализации запланированных мероприятий, повышения гибкости исполнителей при реализации мероприятий, оптимизации использования ресурсов при реализации государственной программы.

В этой связи возникла потребность в применении качественно новых

подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах Волгоградской области и России в целом

Наличие такого количества программ поддержки подчеркивает важность и необходимость реализации молодежной политики. Программно-целевые методы финансовой поддержки молодежной политики, реализуемые через государственные программы федерального и регионального уровней, играют заметную роль в создании условий для развития молодежной политики.

Использованные источники:

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2014 г. № 17 ст. 2058

2. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 января 2016 г. № 2 (часть I) ст. 368

3. Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Региональная молодежная политика Волгоградской области» на 2017-2020 годы»: Постановление Администрации Волгоградской области от 21.12.2016 № 713-п // Волгоградская правда от 27 декабря 2016 г., № 270

4. Официальный сайт Комитета по делам молодёжи Волгоградской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.kdm.volgograd.ru/

5. Официальный сайт Российский союз молодежи. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// www.ruy.ru/

6. Федеральное агентство молодежи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.fadm.gov.ru/activity/statistic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.