Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
606
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / ЦЕЛИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОВМЕСТНОЕ ВЕДЕНИЕ / РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кирюхина И.А.

В настоящей статье рассматриваются особенности молодежной политики в России, раскрываются основы ее правового регулирования в связи с последними изменениями в законодательстве, оценивается роль участия молодежи и объединений молодежи в формировании и реализации молодежной политики. Также автором анализируется правовая основа современной молодежной политики и предлагаются пути ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кирюхина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND LEGAL REGULATION OF YOUTH POLICY AT THE PRESENT STAGE

This article examines the features of youth policy in Russia, reveals the basics of its legal regulation in connection with the latest changes in legislation, assesses the role of youth participation and youth associations in the formation and implementation of youth policy. The author also analyzes the legal basis of modern youth policy and suggests ways to improve it.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Кирюхина И. А.*

магистрант

*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия

Аннотация:

В настоящей статье рассматриваются особенности молодежной политики в России, раскрываются основы ее правового регулирования в связи с последними изменениями в законодательстве, оценивается роль участия молодежи и объединений молодежи в формировании и реализации молодежной политики. Также автором анализируется правовая основа современной молодежной политики и предлагаются пути ее совершенствования.

Ключевые слова:

молодежная политика, молодежь, молодежное объединение, молодежный парламент, цели, гражданское общество, совместное ведение, разграничение полномочий.

УДК 342.7

Р01: 10.24411/2658-6932-2021-10000

Для цитирования: Кирюхина И. А. Понятие и правовое регулирование молодежной политики на современном этапе / И. А. Кирюхина // Контентус. - 2021. - №2. - С. 34 - 40.

В настоящее время современная молодежь принимает активное участие в построении гражданского общества, что свидетельствует о том, что молодежная политика государства разрабатывается не для молодежи, а при активном участии молодежи в формировании и реализации молодежной политики.

Молодежь является главной движущей силой развития общества (прогрессивного или регрессивного)[6, с. 46].

В осуществлении молодежной политики, значительная роль отводится молодежным объединениям, которые в правоотношениях по реализации функций и задач молодежной политики могут выступать как в качестве объекта политики, так в качестве и субъекта политики, т.е. той

группы лиц, в отношении которой направлена сама молодежная политика.

Решая цели и задачи, стоящие перед молодежными объединениями, они вносят неоценимый вклад в совершенствование гражданского общества, а также в формирование перспектив его дальнейшего развития.

Таким образом, через решение поставленных целей и задач, молодежные объединения вступают в политико-правовую деятельность государства.

Цели молодежных объединений как правило, указываются в их уставных документах и не должны противоречить целям молодежной политики, установленной на законодательном уровне.

Так, целями молодежных объединений как правило, являются: участие в общественно-политической деятельности страны, помощь в реализации социальных и политических прав молодежи, формирование здорового образа жизни молодежи, приобщение молодежи к культурным и духовным ценностям, оказание помощи незащищенным слоям населения, патриотическое воспитание молодежи и многое другое.

Указанные цели находят свое закрепление также уже в уставных документах конкретных молодежных объединений. Основной отличительной чертой таких объединений является то, что молодежные объединения, участвующие в реализации молодежной политики являются общественными объединениями.

Так, например, в Уставе Общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи» (РСМ) закреплено, что целью деятельности является «объединение граждан и общественных объединений для содействия всестороннему развитию молодого человека, реализации его потенциала в общественной сфере, защиты законных интересов и прав молодежи» [10].

Значительная роль в формировании современной молодежной политики отводится таким молодежным объединениям, которые не имеют организационно-правовой формы. К таким объединениям относится молодежный парламент, также активно участвующий в реализации современной молодежной политики.

Молодежный парламент принимает активное участие в законотворческом процессе, формируют правовую культуру и правосознание современной молодежи. Молодежный парламент предоставляет возможность обсуждения насущных политических проблем, формируя тем самым плюрализм мнений в обсуждении поставленных вопросов.

В настоящее время государственная молодежная политика направлена прежде всего на формирование свободной, развитой, инициативной

: Кирюхина И. А. Понятие и правовое регулирование молодежной политики ...

и активной личности с высоким правосознанием и развитым чувством патриотизма, способным создать прочный потенциал управленческих кадров в структуре государства. Государство осуществляет всяческую поддержку молодежных инициатив, финансирование их проектов, прошедших конкурсный отбор, создает условия для реализации их проектов.

Молодежная политика основывается на принципах социального партнерства, договора, соуправления и сотрудничества государства и молодежных объединений, которые рассматриваются как субъект молодежной политики [7, с. 33].

Для эффективного развития молодежной политики необходима соответствующая нормативная правовая база. Правовую основу регулирования отношений в сфере молодежной политики составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, федеральные законы, иные нормативные правовые акты, законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ, а также муниципальные правовые акты.

Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года [3] предусматривают концептуальные подходы к долгосрочному развитию государственной молодёжной политики в Российской Федерации.

До недавнего времени, правовые основы и правовое регулирование молодежной политики осуществлялось целевыми программами развития молодежной политики на определенной период, а единый законодательный акт отсутствовал, несмотря на то, что проект вносился на рассмотрение парламентариями. Существующая ситуация требовала решения многих существующих проблем в правовом регулировании молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях и в результате, такой закон был принят.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [2] регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодежной политики, при формировании и реализации молодежной политики в России, закрепляет цели, принципы, основополагающие направления и формы реализации молодежной политики в России.

То, что ранее не было урегулировано, указанный закон максимально постарался восполнить. Так, в законе приводится понятие молодежи, молодежной политики, молодежного объединения и др. Таким образом, существующая потребность в правовом регулировании молодежной политики с принятием данного закона в большинстве своем была успешно решена.

В качестве целей молодежной политики законом указываются следующие: защита прав и законных интересов молодежи, обеспечение равных условий для духовного, культурного, интеллектуального, психического, профессионального, социального и физического развития и самореализации молодежи, создание условий для участия молодежи в политической, социально-экономической, научной, спортивной и культурной жизни общества, повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям, формирование культуры семейных отношений, поддержка молодых семей, способствующие улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.

Помимо этого, закон устанавливает критерий отнесения к понятию молодежи в зависимости от возрастного критерия. Таким образом, в соответствии с данными законодательными нормами, молодежью признаются лица, имеющие возраст от 14 до 35 лет. Также закон содержит оговорку о том, что в случаях необходимости государственной поддержки данный возрастной критерий может быть увеличен, что предоставляет наибольшие гарантии реализации прав молодежи.

Ранее, до принятия указанного закона, не разграничивались полномочия между органами власти федерального значения и субъектами РФ, Конституция не содержала указания на разграничение полномочий в сфере молодежной политике. В результате внесенных последних поправок в Конституцию РФ, данный пробел был устранен. Согласно п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции России [1] в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики.

Закон о молодежной политике конкретизировал разграничение данных полномочий между органами государственной власти РФ и региональными органами власти.

Как считает Шелудякова Т.В. «содержание регионального уровня реализации государственной молодежной политики в России составляет система нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и их правоприменение» [9, с. 8].

Например, в г.о. Саранск принята муниципальная программа «Молодежь Саранска» сроком действия 2015-2023 гг. [5], целью которой является содействие созданию правовых, социально-экономических,

: Кирюхина И. А. Понятие и правовое регулирование молодежной политики ...

организационных, культурных и иных условий, способствующих самореализации и гражданскому становлению подростков и молодежи городского округа Саранск.

Ежегодно на территории Республики Мордовии проходит межрегиональный образовательный молодежный форум «Инерка», где талантливая молодежь получает поддержку своих идей. Кроме этого, молодежь Мордовии принимает участие во всероссийском слете молодежи «Таврида» и других, где им предоставляется право реализовать свои проекты, способствующие развитию общества и государства.

В тоже время следует согласиться с мнением Сулеймановой С.Р. считающей, что «законодательство субъектов Российской Федерации в этой области регулирования государственной молодежной политики весьма неоднородно и порой серьезно отличается степенью законодательной регламентации» [8, с. 31].

Действительно, несмотря на то, что ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» предусматривает возрастной ценз молодежи от 14 до 35 лет, Закон Республики Мордовия «О государственной молодежной политике в Республике Мордовия» от 12 ноября 1996 г. № 36-3содер-жит указание на то, что «молодежь - граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 18 до 30 лет, проживающие на территории Республики Мордовия» [4]

Таким образом, несмотря на существенное урегулирование молодежной политики в России в связи с принятием федерального закона о молодежной политике, в нем следует закрепить единство молодежной политики во всем государстве, предусматривающей совместную деятельность органов государственной власти федерального и регионального уровней и формирование единых критериев формирования и реализации молодежной политики.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»[Электронный ресурс] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/ (дата обращения: 05.01.2021)

3. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. 2014. 08 декабря

4. Закон РМ от 12.11.1996 № 36-З «О государственной молодежной политике в Республике Мордовия» // Известия Мордовии. 1996. 14 ноября.

5. Постановление Администрации г.о. Саранск от 20.11.2014г. № 3080 Об утверждении муниципальной программы «Молодежь Саранска»[Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/446524068(дата обращения: 08.01.2021)

6. Елисеев А. Л. Государственная молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы Вестник государственного и муниципального управления. 2017. № 1. С. 46-52.

7. Сулейманова С. Р. Типологизация правовых моделей деятельности молодежных объединений мира посредством анализа их целей и задач // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 1. С. 33-37.

8. Сулейманова С. Р. Проблема соотношения федерального и регионального законодательства Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики // Юрист. 2016. № 8. С. 31-36.

9. Шелудякова Т. В. Уровни реализации государственной молодежной политики в России: проблемы разграничения полномочий // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 8. С. 8-12.

10. Официальный сайт РСМ. [Электронный ресурс] URL: http://www.ruy.ru/organization/charter/ (дата обращения: 05.01.2021)

THE CONCEPT AND LEGAL REGULATION OF YOUTH POLICY AT THE PRESENT STAGE

Kiryuhina I. A.**

Master student

** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Abstract:

This article examines the features of youth policy in Russia, reveals the basics of its legal regulation in connection with the latest changes in legislation, assesses the role of youth participation and youth associations in the formation and implementation of youth policy. The author also analyzes the legal basis of modern youth policy and suggests ways to improve it.

Keywords:

youth policy, youth, youth association, youth parliament, goals, civil society, joint management, division of powers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.