Научная статья на тему 'Программно-целевой метод государственного управления охраной труда'

Программно-целевой метод государственного управления охраной труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / NATIONAL PROGRAM / ОХРАНА ТРУДА / OCCUPATIONAL SAFETY AND HEALTH / STATE GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Анатольевна

Целью исследования являлась разработка концепции приоритетных направлений реализации государственной политики в сфере охраны труда с учетом программно-целевых принципов управления. В процессе исследования был проведен анализ текущей ситуации в области государственного управления и государственной политики в области охраны труда и разработан проект предложений по формулированию приоритетных направлений совершенствования государственного управления охраной труда. Основными методами исследования были методы структурного и сравнительного анализа и синтеза. Практическая значимость привлечение внимания населения к вопросам безопасности и укрепления здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main goal of the research was to develop a concept for the main areas of occupational health and safety national policy using program-targeted management principles. Research contains analysis of the current situation in state governance and national policy on occupational safety and health and recommendations on priority areas for the improvement of occupational safety and health governance. Main methods of the research were methods of structural analysis, synthesis and benchmarking.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой метод государственного управления охраной труда»

50

В 2017 году доходы государственного бюджета Греции увеличились в ноябре до 45,1 млрд. евро с 40,6 млрд. евро в октябре 2017 года, а расходы бюджета снизилась до 9,8 млрд. евро в третьем квартале 2017 года с 9,9 млрд. евро во втором квартале 2017 года. При этом Греция зафиксировала дефицит государственного бюджета 0,9 млрд. евро в ноябре 2017 года.

Экономика большинства стран Европейского Союза (ЕС) страдает от отсутствия должной бюджетной дисциплины на протяжении последних нескольких десятков лет. Пакт стабильности и роста (ПСР, 1997 г.) - соглашение стран ЕС по поводу нормативов ряда экономических показателей с целью создания Экономического и валютного союза (ЭВС), имел целью обеспечить эффективное функционирование национальных экономик за счет соблюдения бюджетной дисциплины.

Отсутствие ограничителей при формировании бюджета на национальном уровне, т.е. допустимых норм отклонения расходной части государственного бюджета от его доходной составляющей, оборачивается постоянным дефицитом бюджета и чрезмерным ростом государственного долга. Однако, ограничители, предусмотренные для госбюджетов Пактом, во многих случаях не соблюдались, а отчетность в ряде стран сознательно искажалась. В конечном счете это привело к долговому кризису, набирающему в настоящее время обороты в евро-зоне [2, с. 100].

Эксперты ЕЦБ предлагают при продолжении реформы ПСР учесть ряд обстоятельств. Во-первых, любое изменение не должно противоречить существующим институциональным рамкам. Во-вторых, в обмен на членство в еврозоне страна должна согласиться поделиться частью суверенитета в области макроэкономической политики (особенно это касается дефицита госбюджета и госдолга). В-третьих, в соответствии с принципом суб-сидиарности, структура и уровень бюджетных

доходов и расходов должны оставаться прерогативой государств-членов. Ответственность за принятые правительствами финансовые обязательства также должна сохраняться на национальном уровне [2, с. 107].

Список литературы

1. Белостоцкий А.А. Бюджетный дефицит Европейских стран: пути выхода из кризиса / Актуальные проблемы развития социально - экономических систем: теория и практика: материалы III международной научно - практической конференции. -Орел: АПЛИТ, 2011. -332 с.

2. Сидорова Е.А. Особенности бюджетной политики в Европейском союзе - М.: ИМЭМО РАН, 2012 - 129 с.

3. Бюджетная система Европейского Союза: официальный сайт. URL:http//ec.europa.eu/budget (дата обращения: 18.12.2017).

4. Европейский Союз: официальный сайт. URL: http//europa. eu (дата обращения: 15.12.2017).

5. Информационно - аналитическое агентство «Евростат»: официальный сайт. URL:http//epp.eurostat.ec.europa.eu (дата обращения: 17.12.2017).

6. Парламент Европейского Союза: официальный сайт. URL:http//www.europarl.europa.eu (дата обращения: 14.12.2017).

7. Финансовые программы и бюджет Европейского Союза: официальный сайт. http://ec.europa.eu (дата обращения: 21.12.2017).

8. Экономика Испании - прогнозы 2017: URL:http//www.fabregat-perulles-sales.com/actualidad (дата обращения: 20.12.2017).

9. The World Factbook - Central Intelligence Agency: официальный сайт. URL: http ://www. cia. gov/ (дата обращения: 10.12.2017).

10. Tradingeconomics. Государственный бюджет Европы: официальный сайт. URL:https://tradingeconomics.com/europa/governmen t-budget(дата обращения: 12.12.2017).

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ _ОХРАНОЙ ТРУДА_

Кузнецова Екатерина Анатольевна

канд. социол. наук, начальник отдела Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Москва

АННОТАЦИЯ.

Целью исследования являлась разработка концепции приоритетных направлений реализации государственной политики в сфере охраны труда с учетом программно-целевых принципов управления. В процессе исследования был проведен анализ текущей ситуации в области государственного управления и государственной политики в области охраны труда и разработан проект предложений по формулированию приоритетных направлений совершенствования государственного управления охраной труда. Основными методами исследования были методы структурного и сравнительного анализа и синтеза. Практическая значимость - привлечение внимания населения к вопросам безопасности и укрепления здоровья.

ABSTRACT

The main goal of the research was to develop a concept for the main areas of occupational health and safety national policy using program-targeted management principles. Research contains analysis of the current situation in state governance and national policy on occupational safety and health and recommendations on priority areas

for the improvement of occupational safety and health governance. Main methods of the research were methods of structural analysis, synthesis and benchmarking.

Ключевые слова: государственное управление, государственная программа, охрана труда. Key words: state governance, national program, occupational safety and health.

Государственное управление охраной труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда, сущность которой состоит в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей. Государственное управление охраной труда заключается в формулировке и организации основных направлений государственной политики в этой области, разработке законодательных нормативных актов, требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующих работникам здоровые и безопасные условия труда, а также в обеспечении права работников на охрану труда.

Приоритетным направлением работы Минтруда России было в 2017 году и останется в среднесрочной перспективе совершенствование и развитие нормативной базы, формирование механизмов и инструментов государственной политики, нацеленных на внедрение профилактической модели управления в сфере безопасности труда и сохранения здоровья работников, включая модернизацию системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда.

Профилактическая модель управления в сфере охраны труда базируется на следующих принципах:

- обеспечение приоритета профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- активное вовлечение работников и работодателей в управление профессиональными рисками, включая формирование экономических стимулов;

- развитие компетенций в сфере безопасности труда и сохранения здоровья в течение всей жизни;

- оказание работодателям, прежде всего работодателям - представителям малого бизнеса, методической помощи в формировании и внедрении систем управления охраной труда;

- внедрение риск-ориентированного подхода в систему социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда.

В настоящий момент в Российской Федерации осуществляется интенсивное внедрение программно-целевых методов управления государственными программами и проектами. В настоящее время в соответствии с Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 де-

кабря 2013 года № 2593-р, осуществляется внедрение в бюджетный процесс программно-целевых методов управления. Предполагается, что программно-целевые инструменты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований должны стать ключевым механизмом, с помощью которого связываются стратегическое и бюджетное планирование.

Наиболее эффективным является применение формата Программы для решения комплексных отраслевых задач в области развития охраны труда в среднесрочном 5-летнем периоде планирования деятельности. Программа является инструментом бюджетного планирования и служит основанием для возникновения бюджетных обязательств.

При этом формат Программы обеспечивает не только планирование бюджета, но и полноценную синхронизацию и актуализацию существующих стратегических документов с перспективными разработками и инновационными решениями, достижение целевых показателей, декомпозицию и координирование направлений деятельности, согласование действий и ответственности педагогов и руководителей, образовательных и иных организаций, органов государственного и муниципального управления, что в конечном итоге позволяет эффективно планировать и реализовывать необходимые комплексные проекты.

В 2016 году была инициирована работа по подготовке проекта Государственной программы Российской Федерации «Безопасный труд», целью которой станет создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Задачами государственной программы станут:

- обеспечение приоритета профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

- повышение заинтересованности работодателей и работников в обеспечении безопасности труда и сохранении здоровья;

- увеличение прозрачности и эффективности реализации контрольно-надзорных мероприятий в сфере охраны и условий труда.

Одновременно, продолжится мониторинг реализации программных документов в области улучшения условий и охраны труда в субъектах Российской Федерации и будет актуализирована типовая программа в данной сфере.

С введением в действие Трудового кодекса Российской Федерации одним из ключевых направлений государственной политики Российской Федерации в соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации становится обеспе-

чение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников.

Федеральным законом от 4 октября 2010 г. № 265-ФЗ [1] Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Международной организации труда № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (далее - Конвенция), что подтверждает готовность Российской Федерации осуществлять эффективную национальную политику, направленную на улучшение условий и охраны труда, в том числе посредством принятия и реализации федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда.

Так, в соответствии со статьей 5 Конвенции каждое государство-член разрабатывает, проводит, следит за выполнением, оценивает и периодически пересматривает национальную программу по безопасности и гигиене труда на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников.

Указанная национальная программа предается широкой гласности и, по мере возможности, утверждается и запускается в действие высшими органами государственной власти, а также:

а) содействует развитию национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда;

б) вносит вклад в защиту работников благодаря ликвидации или сведению к минимуму, насколько это практически возможно, производственных рисков и опасностей, в соответствии с национальными законодательством и практикой, в целях предупреждения производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве, а также содействия безопасности и гигиене труда на рабочем месте;

в) разрабатывается и пересматривается на основе анализа национальной ситуации в сфере безопасности и гигиены труда, включая анализ национальной системы безопасности и гигиены труда;

г) включает задачи, цели и показатели результативности;

д) подкрепляется, насколько это возможно, другими дополнительными национальными программами и планами, содействующими постепенному обеспечению безопасной и здоровой производственной среды.

Кроме того, сравнительные данные международной статистики на 2016 год по методологии МОТ о количестве пострадавших в результате несчастных случаев со смертельным исходом в пересчете на 10 000 работников свидетельствуют об отставании Российской Федерации от аналогичных показателей наиболее экономически развитых стран.

Современная сравнительная статистика данных смертельного производственного травматизма за 2016 год показывает, что величина показателя смертельного производственного травматизма на 100 000 человек работающего населения, рассчи-

танная по методологии Международной организации труда, в странах Евросоюза в целом составляет 3,63; в Российской Федерации - 3,28; в США - 4,36; в Германии - 2,50; в Японии - 3,17. При этом указанные показатели по Российской Федерации не учитывают сокрытые несчастные случаи на производстве, а также несчастные случаи, со временем перешедшие в разряд тяжелых.

Величина потерь фонда рабочего времени из-за производственного травматизма и предоставляемых работникам компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда [2] в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени в 2016 году составила в Российской Федерации по экспертным оценкам 140,6 млн. человеко-дней. Значительная часть данной величины обусловлена предоставлением работникам ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (49,7%) и сокращенной продолжительности рабочего времени (41,2%); потери фонда рабочего времени из-за общего производственного травматизма составляют 9,1%. Недопроизводство продукции и услуг в этой связи приводит к значительным потерям валового внутреннего продукта (порядка 0,65%), которые в абсолютном выражении составили около 555,5 млрд. рублей.

В целом экономические потери, связанные с состоянием условий труда в Российской Федерации, в 2016 году составили приблизительно 1,53 трлн. рублей или 1,8 % ВВП, из них экономические издержки вследствие потерь рабочего времени составляют около 555,5 млрд. рублей, в связи с выплатой досрочных пенсий по Списку № 1 и Списку № 2 - 67 млрд. рублей в месяц или 804 млрд. рублей за год, расходы на компенсации - 106,3 млрд. рублей, на выплаты обеспечения по страхованию - 66,8 млрд. рублей.

В настоящее время в соответствии с пунктом 12 протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан от 9 июня 2014 г. № 3 [3] в субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются программы улучшения условий и охраны труда.

Однако отсутствие подобной программы на федеральном уровне не позволяет обеспечить устойчивую динамику улучшения показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда.

С учетом изложенного и в соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 5 Конвенции подпрограмма 5 «Безопасный труд» на 2018 - 2025 годы (далее - подпрограмма) государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить улучшение состояния условий и охраны труда на рабочих местах, обеспечить сохранение здоровья работающего населения, достигнув в указанной сфере показателей ведущих экономически развитых стран.

Подпрограмма «Безопасный труд» состоит из двух основных мероприятий, первое из которых

направлено на обеспечение приоритета профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а второе мероприятие направлено на модернизацию механизмов государственного управления охраной труда.

В качестве основных направлений реализации первого основного мероприятия являются разработка и внедрение профилактической модели управления охраной труда с одновременной модернизацией и совершенствованием формирования системы норм и ценностей, направленных на сохранение жизни и здоровья при трудовой деятельности.

Основными направлениями реализации второго основного мероприятия являются вовлечение работников в мероприятия по обеспечению безопасности труда с одновременным стимулированием работодателей к улучшению условий и охраны труда, сохранению жизни и здоровья работников, что может быть осуществлено посредством реализации комплекса мер по обеспечению единства требований к условиям и безопасности труда, внедрению новых принципов, форм и методов контроля в сфере условий и охраны труда.

Реализация подпрограммы «Безопасный труд» планируется в три этапа. Для ее выполнения будут привлечены средства федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, средства Фонда социального страхования Российской Федерации, а также средства работодателей, выделяемых непосредственно на улучшение условий и охраны труда.

На первом этапе в течение 2018 года будет создана необходимая законодательная и нормативная база, обеспечивающая формирование превентивно -профилактической модели управления охраной труда.

На этом и следующем этапах будет обеспечено проведение научных исследований, совершенствование законодательной и нормативной базы, разработка методических документов в целях внедрения новой модели управления охраной труда, проведение соответствующей информационной компании в целях популяризации и обеспечения указанного внедрения.

На втором этапе в течение 2019-2020 годов будет обеспечено внедрение созданной превентивно -профилактической модели управления охраной

53

труда у всех работодателей с одновременным формированием культуры безопасного труда.

На этом этапе будет реализован комплекс практических мероприятий по внедрению новых требований к организации и управлению охраной труда, организовано проведение информационной компании по внедрению передовых достижений и наилучших практик в области охраны труда.

На третьем этапе в течение 2020-2025 годов будет завершено формирование культуры безопасного труда в трудовых отношениях с одновременным стимулированием ее внедрения и поддержания на требуемом уровне.

В результате выполнения подпрограммы «Безопасный труд» будут достигнуты следующие социально-экономические эффекты:

- снижение показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости до уровня экономически развитых стран;

- улучшение здоровья работающего населения в результате улучшения выявляемости и профилактики возникновения профессиональных заболеваний;

- снижение количества работников, занятых во вредных или опасных условиях труда до минимально возможных значений.

Реализация задач и мероприятий подпрограммы соответствует основным нормативным актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в указанной сфере.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 4 октября 2010 г. № 265-ФЗ "О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187)"

2. Отчет ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России о научно-исследовательской работе по теме 30: «Исследование институтов государственного администрирования на основе проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда», 2017 год

3. Протокол заседания Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан от 9 июня 2014 г. № 3 (электронный ресурс http://government.ru/orders/selection/401/13161/)

ЗЛОБОДНЕВНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ И _НАЛОГОВЫХ СХЕМ._

Хасанова Сацита Салиховна,

К.э. н.,доцент

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г.Грозный

Алиева Элина Имрановна,

аспирант ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г.Грозный

АННОТАЦИЯ:

Несмотря на постоянные попытки Правительства РФ совершенствования налогового законодательства недобросовестными налогоплательщиками продолжаются попытки уменьшения налоговой нагрузки нелегальными способами. В статье показаны некоторые варианты нелегальные налоговые схемы и способы легальной оптимизации налогов.

Ключевые слова: налоговые схемы, недобросовестные налогоплательщики, оптимизация налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.