УДК 373.24
ББК 74.1
Шадрина Мария Владимировна
воспитатель ГБОУ СОШ № 1002 дошкольное отделение № 2 г. Москва Shadrina Mariay Vladimirovna kindergarten teacher State educational institution of Moscow Secondary school №1002 preschool department №2 Moscow [email protected]
Программно-методическое обеспечение нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста в конце 60-х - 80-х гг. XX века
Program-methodical maintenance of moral-sexual education of children of preschool age in the late 60s - 80s of the XX century
В статье рассматривается историческое изменение программнометодического обеспечения в области нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста на протяжении 60-х - 80-х гг. XX века в нашей стране. Анализируются основные программы дошкольного образования указанного периода в ракурсе задач нравственно-полового воспитания. Представленные содержательные изменения составляют основные тенденции развития программно-методического обеспечения нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста конца XX века.
The article examines the historical change methodical software in the area of moral-sexual education of pre-school children during the 60s - 80s of the XX century. Analyzed are the main programs of preschool education in view of the problems of moral-sexual education. Changes in the content show the main trends of program-methodical maintenance of moral-sexual education of preschool children of the end of XX century.
Ключевые слова: нравственно-половое воспитание, дети дошкольного возраста, программы дошкольного воспитания, ценности, семья, репродуктивное здоровье, фемининный/маскулинный.
Key words: moral-sexual education, preschool children, the program of preschool education, values, family, reproductive health, feminine/masculine.
Специализированные парциальные программы по нравственно-половому
воспитанию детей дошкольного возраста в нашей стране появились только в начале XXI века, однако те или иные его аспекты были включены в состав комплексных программ дошкольного воспитания 60-80 годов прошлого столе-
тия. Предметом анализа являются элементы, направленные на формирование нравственно-половой воспитанности детей дошкольного возраста. Сам анализ предполагает разбор программ с опорой на схему, представленную на рисунке:
------------------------------------
Нравственно-половое воспитание
/ \
Рисунок - Схема элементов нравственно-полового воспитания В конце 60-х - начале 80-х годов XX века дошкольные учреждения играли второстепенную роль в вопросах нравственно-полового воспитания. Приоритетное значение принадлежало семье ребенка. В 1962 году министерством просвещения РСФСР была утверждена «Программа воспитания в детском саду» [5, с. 7-8]. Эта программа имела статус государственного документа и была обязательна к использованию во всех дошкольных образовательных учреждениях. В ней были отражены основные вопросы коммунистического и идейного воспитания. В программе не было предусмотрено использование дифференцированного подхода в
воспитательных воздействиях на мальчиков и девочек. Во многом это было связано с особенностями советсткой идеологии, которая пропагандировала равенство и справедливость, что автоматически уравнивало между собой права мужчин и женщин, поведение девочек и мальчиков [8, с.45].
В 1978 году указанная программа получила статус Типовой [3]. Она была разработана НИИ дошкольного воспитания, АПН СССР, Управлением по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР и Центральным дошкольным методическим кабинетом. Коренных изменений данная программа не претерпела, научно-методическое и идеологическое основание осталось прежним. Достоинством обновленного варианта стала систематизация различных видов и форм деятельности детей, а также обеспечение преемственности в процессе обучения и воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, преемственности между педагогическим процессом в детском саду и в школе.
Аспекты нравственно-полового воспитания, рассматриваемые в вышеуказанных программах, были идентичны: они касались вопросов привития санитарно-гигиенических навыков ребенку и нравственного межличностного общения между детьми, независимо от их половой принадлежности. Формирование культуры межполовых отношений в этих программах не предполагалось, соответственно, в них не указывалось и критериев ее развития, а значит, результат работы в данном направлении никак не контролировался.
Реализация нравственно-полового воспитания детей дошкольного возраста в рамках программ 1962 и 1978 гг. была затруднена объективной причиной: в них отсутствовал раздел социального развития ребенка, а раздел нравственного развития опирался на коммунистические ценности, был освещен в программах поверхностно, без указания конкретных форм и методов работы.
В программах указывалось, что нравственное воспитание детей должно осуществляться с опорой на ведущую деятельность дошкольного возраста -игру. В качестве ключевых задач нравственного воспитания выступали такие,
как: формирование любви к Родине, воспитание дружбы между детьми разных национальностей, воспитание уважения к старшим, навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению порученных обязанностей, формирование умений дружно играть, справедливо оценивать свои поступки и поступки других [8, с. 51].
Категория «пол» в программах отсутствовала. Это было созвучно с научно-исследовательскими работами по педагогике и психологии того времени. Считалось, что половая идентичность формируется естественным путем и не требует дополнительного вмешательства и контроля со стороны специалистов [2]. Таким образом, нравственное воспитание не могло включать в себя формирование нравственного отношения к полу, половым ролям и межполовым взаимодействиям, так как программы были основаны на признании того, что для всестороннего развития ребенка этого не требуется.
Стоит отметить, что все программы, существовавшие на данном этапе, были модифицированными вариантами одного и того же издания [3]. Разделы оставались прежними, идейно-политическое содержание, научнометодологические основания сохранялись. Дополнялись и совершенствовались формы и методы работы с детьми, информация систематизировалась - в этом заключались основные изменения обновленных вариантов программ.
Во всех программах воспитание культуры межполовых отношений у детей дошкольного возраста заменялось воспитанием культуры межличностных отношений в целом. В качестве ценностей назывались ценности дружбы, доброжелательности, взаимопомощи. У детей формировалась толерантность к представителям другой национальности, но не к представителям противоположного пола. Целенаправленная работа по полоролевому воспитанию, а также укреплению роли брака и семьи в программах отсутствовала. Отдельные ее элементы упоминались в материалах, посвященных чтению детской литературы, празднованию знаменательных дат, таких как 8 марта - Международный женский день, День матери, 23 февраля -
День Советской Армии и Военно-Морского Флота, позднее День защитника Отечества и др. Работа по сохранению репродуктивного здоровья реализовывалась в системе физического воспитания, касалась вопросов личной гигиены и формирования ценности здорового образа жизни.
Несмотря на то, что в конце 70-х годов ХХ века были опубликованы работы, в которых описывались критерии нравственного поведения мальчиков и девочек дошкольного возраста в межличностном общении друг с другом (Л.И. Санюкевич «Половое воспитание детей и подростков» [7]; Р. Борман, Г.И. Шилле «Родителям о половом воспитании» [1]), программно-методические разработки начала 80-х годов прошлого столетия их практически не учитывали. Позднее в программно-методической части стала отражаться необходимость половой дифференциации воспитания в дошкольном учреждении, а также расширение раздела, посвященного нравственному воспитанию детей. Активно начинается изучение полоролевых отличий, гендерных особенностей поведения, мышления детей дошкольного возраста. Вместе с тем, можно отметить, что уже в 1984 году внимание научных кругов и правильства было обращено к необходимости реформации системы дошкольного воспитания, что привело к появлению обновленных программ 1984 и 1985 годов.
В 1984 году была утверждена новая программа, которая носила название «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» [9]. Программа была разработана НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Министерством просвещения СССР, Управлением по дошкольному воспитанию и издана под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддьякова.
В обновленной программе был расширен раздел физического воспитания, большее значение стало придаваться вопросам охраны детского здоровья, что способствовало укреплению позиций вопроса в области сохранения репродуктивного здоровья. Помимо санитарно-гигиенических навыков указывалась необходимость формирования у детей ценности здорового образа жизни, любви
к физической культуре, заботы о состоянии своего здоровья, навыков безопасного поведения.
На основе Типовой программы в 1985 году под редакцией М.А. Васильевой была разработана «Программа воспитания и обучения в детском саду» [4], которая конкретизировала и расширяла положения Типовой программы. Она также состояла из 5 разделов: физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание. Нравственно-половое воспитание детей дошкольного возраста она освещала с позиций психогигиены пола и формирования ценности здорового образа жизни.
В 1989 году публикуется «Концепция дошкольного воспитания» (В.В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) [10-12] которая выдвигает на первый план личностно-ориентированный подход к дошкольному образованию.
В этой концепции присутствует ряд важных идей. Во-первых, в ней четко прослеживалась идея необходимости дифференцированного подхода к детям, основанного на учете уровня их физического, умственного развития, их половой принадлежности.
Во-вторых, в ней подчеркивалась необходимость специализированного воспитательного воздействия на социальное развитие дошкольников, которое предполагало также работу в рамках сферы межполовых отношений.
В-третьих, в ней отражалось стремление больше внимания уделять эмоциональному развитию, а не акцентироваться на умственном развитии, как это было в предыдущих программах.
В-четвертых, вся концепция строилась на подчеркнутой необходимости формирования у ребенка общечеловеческих ценностей, призыве уделять больше внимания нравственному развитию, аксиологической стороне воспитания.
Законодательные нововведения стимулировали разработку комплексных программ обучения и воспитания в детском саду. Одной из первых была программа «Радуга» [6]. Она начала разрабатываться в 1989 году по решению
Министерства просвещения РСФСР. В ее составлении участвовали специалисты в области педагогики, психологии, медицины. Программа разрабатывалась под руководством Т.Н. Дороновой на базе лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования.
Одной из ключевых задач программы выступало сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни [6, с.5]. Таким образом, «Радуга» продолжала заложенные в программе 1985 года традиции формирования у детей ценности здорового образа жизни, а также санитарно-гигиенических навыков. Важно отметить, что в этой программе помимо заботы о своем здоровье, была подчеркнута важность обучения детей правилам охраны здоровья окружающих, что приучало их к ответственности за себя и за других людей. Этот пункт выступает одним из важнейших в общей стратегии работы по сохранению репродуктивного здоровья.
Программа «Радуга» была ориентирована на социальное развитие детей дошкольного возраста, предполагала обучение детей различным методам и формам взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В ней была подчеркнута значимость формирования таких качеств, как дружелюбие, уважение к другому человеку. В целом, можно заключить, что программа была ориентирована на освоение детьми культуры межличностного общения, без учета специфики общения межполового. В качестве важного критерия успешности освоения программы выступало наличие «первичных представлений о себе», в которые авторы включили понятие половой принадлежности и полоролевого поведения. Таким образом, программа «Радуга» была одной из первых программ, которая отразила элементы полоролевого и гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Включение вопросов полового воспитания, совмещение их с нравственным воспитанием в программно-методическом обеспечении педагогического процесса в дошкольных учреждениях происходило постепенно. Практически все программы содержали серьезную подготовку детей к сохранению репро-
дуктивного здоровья, блоки по формированию ценности здорового образа жизни, санитарно-гигиенических навыков, ответственного отношения к здоровью и т.д. Первоначально такая работа проводилась исключительно в рамках раздела по физическому воспитанию («Типовая программа обучения и воспитания в детском саду» 1984 г., «Программа воспитания и обучения в детском саду» 1985 г.), в последующем в программах стали появляться более эффективные и доступные ребенку способы освоения ценности здоровья - сюжетно-ролевые и театрализованные игры.
Такое понятие как «брак» освещалось в программах неполно или отсутствовало вообще. Вместе с тем, дошкольный возраст - это возраст не только проявления интереса к себе, но и интереса и симпатии к представителям другого пола. Соответственно, анализ категорий «любовь», «уважение» не только с общечеловеческих позиций, но и с позиций отношений между супругами в рамках нравственно-полового воспитания представляет собой особую важность.
Вопросы выполнения фемининной/маскулинной позиции находили отражение в работе по формированию половой идентичности, умению отличать по внешним признакам мальчика и девочку, их игрушки, одежду, прическу. Пришло признание необходимости формирования самосознания ребенка с учетом его половой принадлежности и т.д.
Все программы 60-80-хх годов ХХ века применительно к теме статьи обладали одним серьезным недостатком: в них не было отдельного блока нравственно-полового воспитания, все они изучали отдельные его направления в структуре других разделов. Например, вопросы сохранения репродуктивного здоровья рассматривались в разделе физического воспитания, культура межпо-лового общения - в структуре социального развития и т.д. Все это не позволяло сделать нравственно-половое воспитание системным и целенаправленным. Однако, преодоление данного недостатка стало задачей следующего этапа, разворачивающегося в последнее десятилетие XX - начале XXI вв. Признание важности полоролевого воспитания и расширение доли нравственного воспитания
в программах будет выступать в качестве закономерного отклика на расширение научно-теоретической базы в данном направлении.
Библиографический список
1. Борман, Р. Родителям о половом воспитании [Текст] / Р. Борман, Г. И. Шилле. - М. : Педагогика, 1979. - 80 с.
2. Исаев, Д. Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей [Текст] / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. - Л. : Медицина, 1979. -184 с.
3. Программа воспитания в детском саду [Текст] / отв. ред. М. А. Васильева. - М. : Просвещение, 1978. - 159 с.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / отв. ред. М. А. Васильева. - М. : Просвещение, 1985. - 174 с.
5. Программа дошкольных образовательных учреждений : методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / сост. О. А. Соломенникова. - М. : АРКТИ, 2000. - 48 с.
6. Радуга : программа и руководство для воспитателей [Текст] / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, С. Н. Якобсон и др.; сост. Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 1993. - 224 с.
7. Санюкевич, Л. И. Половое воспитание детей и подростков [Текст] / Л. И. Санюкевич. - Минск : Народная асвета, 1979. - 48 с.
8. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование» [Текст] / Е. О. Смирнова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 119 с.
9. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддьякова. - М. : Просвещение, 1984. - 175 с.
10. Поручения ЦК КПСС, Совета Министров СССР, Верховного Совета СССР и документы по их выполнению (проекты постановлений, письма, справки, информации), т. 6 // Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории СССР, Р-9661, о. 1, д. 348. - 285 с.
11. Приказы с № 481 по № 530 Председателя Государственного комитета по делам образования в СССР и Государственного комитета по делам образования в СССР по основной деятельности // Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории СССР, Р-9661, о. 1, д. 370. - 274 с.
12. Протокол № 17, решения и постановления коллегии Гособразования СССР и документы к ним // Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории СССР, Р-9661, о. 1, д. 402. - 64 с.
Bibliography
1. Borman, R. To parents about sexual education [Text] / R. Borman, G. I. Shille. - Moscow: Pedagogika Publ., 1979. - 80 p.
2. Isaev, D. N. Sex education and sexual health in children / D. N. Isaev, V. E. Kagan. - Leningrad: Meditsina Publ., 1979. - 184 p.
3. A program of education in kindergarten [Text] / Ed. by M. A. Vasil'eva. -Moscow: Prosveshchenie Publ., 1978. - 159 p.
4. A program of education in kindergarten [Text] / Ed. by M. A. Vasil'eva. -Moscow: Prosveshchenie Publ., 1985. - 174 p.
5. The program of preschool educational institutions : guidelines for workers of preschool educational institutions [Text] / Drafter O. A. Solomennikova. - Moscow: ARKTI Publ., 2000. - 48 p.
6. Rainbow : a program and a guide for kindergarten teachers [Text] / T. N. Doronova, V. V. Gerbova, S. N. Yakobson and others; drafter T. N. Doronova. -Moscow: Prosveshchenie Publ., 1993. - 224 p.
7. Sanyukevich, L. I. Sex education of children and adolescents [Text] / Sanyukevich L. I., - Minsk : Narodnaya asveta Publ., - 1979. - 48 p.
8. Smirnova, E. O. Pedagogical system and programmes of pre-school education : teaching aid for students of pedagogical schools and colleges, students majoring 0313 Preschool education [Text] / E. O. Smirnova. - Moscow: VLADOS Publ., 2005.
- 119 p.
9. Standard program for the education and training in the kindergarten [Text] / Ed. by R. A. Kurbatova, N.N. Podd''yakov. - Moskow : Prosveshchenie Publ., 1984.
- 175 p.
10. Orders of the CPSU Central Committee, Council of Ministers of the USSR, the Supreme Soviet of the USSR and documents on their implementation (draft resolutions, letters, certificates, information), vol. 6 // Funds of the State archive of the Russian Federation on the history of the USSR, R-9661, o. 1, d. 348. -285 p.
11. Orders № 481 № 530 of the Chairman of the State Committee for education the USSR and the state Committee for education of the USSR on primary activity // the Funds of the State archive of the Russian Federation on the history of the USSR, R-9661, o. 1, d. 370. - 274 p.
12. Protocol № 17, decisions and resolutions of the Collegium of the State Committee on Affairs of formation of the USSR and documents to them // The funds of the State archive of the Russian Federation on the history of the USSR, R-9661, o. 1, d. 402. - 64 p.