ПРОГРАММНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
С. А. Дочкин, докт. пед. наук, начальник научно-аналитического центра ГОУ «КРИРПО», г. Кемерово
Основываясь на серьезных достижениях и успехах практически во всех сферах деятельности, наша страна ставит перед собой еще более амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. При этом все чаще отмечается, что единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики и общества в целом на инновационную социально ориентированную модель развития.
Принятая в декабре 2011 года Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», более конкретно определила цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики [1]. Эта Стратегия задала долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации [3].
Показательно, что одной из основных задач Стратегии является развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Решение данной задачи включает в себя в первую очередь «... создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов .. творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку . адаптацию системы об-
разования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования» [3].
В рамках Стратегии одной из основных задач инновационного развития страны признается создание условий для формирования у граждан способности и готовности к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому. Формирование таких компетенций предполагает адаптацию для этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики (в первую очередь политики в сфере образования), но и общественной среды в целом, создание условий для свободы творчества и самовыражения. В свою очередь отмечается, что система образования на всех этапах в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности [3].
Однако система образования не способна выполнить данные задачи, если сама в первую очередь не будет соответствовать требованиям по инновационной деятельности, если не будет педагогов, способных организовать данную деятельность. В связи с этим одной из первостепенных задач для системы образования следует считать достижение нового современного качества педагогического образования, обеспечивающего гарантию компетентности педагогов, осуществляющих воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения, ответственного за будущее России, её место и роль в мировом сообществе.
Педагогическое образование как составная часть системы образования выполняет важнейшую задачу кадрового обеспечения дошкольного, общего и дополнительного образования, специального образования, а также начального профессионального и среднего профессионального
образования (ПО). Ведь именно педагог общеобразовательной школы закладывает основы формирования ключевых компетенций и личностных качеств будущих специалистов. В то же время реализуемая в стране и регионах новая образовательная политика, обновление образования в связи с реализацией проекта «Наша новая школа», внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, реализация положений Бо-лонского процесса требуют проведения серьезной модернизации системы педагогического образования как на федеральном, так и на региональном уровне [2].
Необходимость проведения системной модернизации педагогического образования определяется необходимостью разрешения ряда проблем, препятствующих позитивным изменениям в системе педагогического образования, к которым следует отнести:
отсутствие полноценной концепции непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономических механизмов ее реализации, обоснованного прогноза потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров;
слабость материально-технической базы многих учреждений, осуществляющих подготовку педагогов, недостаточный уровень поддержки и стимулирования фундаментальных и прикладных исследований, развития научных школ и научных направлений в системе педагогического образования;
наличие противоречий между содержанием педагогического образования и требованиями, предъявляемыми обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности педагога;
низкую эффективность системы повышения квалификации педагогических кадров, ее региональную разобщенность; снижение престижности педагогической профессии, понижение социального статуса педагога в российском обществе.
Перспективы развития педагогического образования неоднократно рассматривались Министерством образования и науки РФ. В 2001 году была принята «Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы» (приказ № 1818 от 24.04.2001), в 2003 году - «Программа модернизации педагогического образования» (приказ № 1313, от 01.04.2003). К сожалению, реализация этих программ (возможно в силу их узковедомственного характера, недостаточного инвестирования) не обеспечила переход системы педагогического образования в качественно новое состояние.
В очередной раз данный вопрос был рассмотрен и сформулирован президентом РФ как за-
дача на заседании Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 31 августа 2011 года. По итогам данного заседания был определен ряд по-ручениий правительству, среди которых необходимость разработки единых критериев государственной аккредитации программ, обеспечение учета достижений ученика за весь период обучения, создание условиях для стажировок педагогов, формирование кадрового резерва руководителей образовательной сферы во всех регионах, а самое главное - создание условий для получения всеми детьми качественного образования. Президент РФ отметил: «... считаю правильным привлекать к преподаванию в старших классах аспирантов, молодых специалистов для участия в профильной подготовке учеников по соответствующим специальностям. . Современным требованиям должна отвечать и система педагогического образования .... Необходимо привлечь самых квалифицированных специалистов для модернизации сети педагогических университетов. Учителя должны иметь возможность повышать свою квалификацию по новым, в том числе так называемым индивидуальным моделям, а также стажироваться в ведущих российских и иностранных центрах» [4].
Поставленные задачи актуализировали необходимость обеспечения соответствия системы педагогического образования требованиям современной школы, целенаправленной подготовки и переподготовки педагогических кадров и менеджеров образования, способных обеспечить достижение нового качества общего образования в условиях его модернизации. По итогам заседания Комиссии при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 31.08. 2011 правительству Российской Федерации поручено представить до 1 декабря 2011 года новую программу модернизации системы педагогического образования на 2012-2013 годы.
В соответствии с этим коллективом ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» была проведена работа по анализу ситуации и разработке программных мероприятий, направленных на решение определенных проблем. Выбор варианта программно-целевого решения существующих проблем обусловлено тем, что такой подход в настоящее время является наиболее распространенным управленческим механизмом, отличающимся максимальной доступностью и простотой, достаточной универсальностью и адаптивностью. Основной идеей являлось положение о том, что управление системой образования в условиях децентрализации должно быть
программно-целевым, что позволяет увязывать воедино цели с ресурсами, подходить к перспективному планированию как к разработке целостной системы действий всех управленческих структур и местного сообщества.
В результате анализа было определено, что требуется комплексная целевая программа непрерывного педагогического образования, охватывающая не только систему основного педагогического образования, но и систему дополнительного профессионального педагогического образования (повышения квалификации и переподготовки работников образования), а также систему социально-экономической поддержки педагогических кадров. В работе коллективом исследователей были использованы предварительные результаты и наработки учреждений среднего и высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку педагогов, опыт института в дополнительном профессиональном образовании, опыт других учреждений системы повышения квалификации и переподготовки Кемеровской области и страны.
В ходе исследования был подготовлен информационно-аналитический обзор отечественных и зарубежных подходов к модернизации педагогического образования; проведен анализ состояния системы педагогического образования в Кемеровской области; определены основные концептуальные направления модернизации системы педагогического образования Кемеровской области на 2012-2013 годы; разработан комплекс программных мероприятий, обеспечивающих оптимизацию сети учреждений профессионального и дополнительного профессионального образования, повышение качества и непрерывность образования педагогических работников образовательных учреждений; разработан проект Программы модернизации педагогического образования Кемеровской области.
Целью комплексной программы модернизации системы педагогического образования Кемеровской области было определено создание комплекса условий для обеспечения высокого качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов и потребностями образовательных учреждений региона. В качестве основы для достижения данной цели определены системная оптимизация региональной сети учреждений педагогического образования; развитие системы непрерывного многоуровневого педагогического образования на основе консолидации административных, профессиональных и общественных ресурсов общеобразовательных учреждений, высших и средних профес-
сиональных педагогических учебных заведений, учреждений дополнительного профессионального образования педагогических кадров; обновление содержания и структуры педагогического образования на основе традиций и опыта подготовки педагогических кадров в Кемеровской области; обновление содержания повышения квалификации педагогических работников и руководителей системы образования; совершенствование управления качеством педагогического образования; создание стимулов для повышения престижа учителя в обществе и обеспечения постоянного роста уровня его квалификации.
В качестве ведущих принципов, заложенных в основу модернизации системы педагогического образования, были выделены непрерывный характер педагогического образования; единство профессионального обучения и воспитания; учёт интересов личности, общества и государства; интеграция образовательных структур и программ, обеспечивающая преемственность педагогического образования - от среднего педагогического образования до последипломного образования (аспирантура, дополнительное профессиональное образование); индивидуализация педагогического образования, предусматривающая его личностную ориентированность; деятельностно-компетентностный подход в организации и содержании педагогического образования, обеспечивающий формирование общих и профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС (рис.1).
Система педагогического образования
/ Л
Непрерывный характер педагогического образования
\_У
/ '\
Обеспечение единства
профессионального обучения и воспитания
V_У
Учет интересов личности, общества и государства
■3 С
со ^
I о. ш
а
о
Система принципов
Интеграция образовательных структур и программ
Индивидуализация педагогического образования
Деятельностно-компетентностный
подход
\___
Рис.1. Принципы модернизации системы педагогического образования
Разработанная программа была нацелена на решение следующего комплекса задач, связанных с созданием основных условий реализации ее ведущей цели:
- адресное, качественное и своевременное удовлетворение потребностей региона в педагогических кадрах с учетом его социальных, экономических, культурных и иных условий;
- обеспечение инновационного характера педагогического образования за счёт обновления содержания и технологий образования, обеспечивающих баланс фундаментальности и компе-тентностного подхода, развития вариативности образовательных программ, совершенствования форм практической подготовки;
- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей за счёт создания прозрачной, открытой системы информирования об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;
- создание прозрачной, объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений студентов и самих преподавателей;
- совершенствование механизмов участия потребителей образовательных услуг, работодателей в контроле и оценке качества педагогического образования;
- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров.
В результате исследования определен комплекс программных мероприятий, необходимых для решения данных задач, сгруппированных по нескольким направлениям:
- оптимизация структуры и совершенствование управления региональной системой педагогического образования;
- совершенствование содержания и форм практической подготовки педагогов в соответствии с требованиями ФГОС общего и педагогического образования;
- модернизация региональной системы повышения квалификации и переподготовки учителей;
- создание стимулов для повышения престижа учителей и обеспечения постоянного роста уровня их квалификации;
- совершенствование управления качеством педагогического образования.
К наиболее значимым результатам от реализации мероприятий программы, по мнению разработчиков, следует отнести:
- создание современной системы непрерывного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающей подготовку квалифици-
рованных, компетентных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов сферы образования в соответствии с потребностями образовательных учреждений региона;
- обеспечение инновационного характера педагогического образования за счёт обновления содержания и технологий образования, обеспечивающих баланс фундаментальности и компе-тентностного подхода, развитие вариативности образовательных программ, обновление структур колледжа и механизмов его финансирования;
- укрепление имиджа педагогических учебных заведений, повышение их инвестиционной привлекательности и качества работы.
- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей за счёт создания прозрачной, открытой системы информирования потребителей об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;
- совершенствование механизмов участия потребителей образовательных услуг, работодателей в контроле и оценке качества педагогического образования;
- развитие системы социального партнёрства образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогов за счёт расширения круга заинтересованных в сотрудничестве государственных и частных учреждений, организация их сетевого взаимодействия;
- создание правовых условий и разработка механизмов управления для эффективного функционирования и развития образовательной системы педагогического образования на качественно новом уровне;
- активизацию научно-исследовательской деятельности преподавателей педагогических вузов и колледжей (увеличение количества преподавателей, ведущих исследования по проблемам профессионального образования, и учреждений СПО, имеющих статус экспериментальной площадки);
- организацию образовательного маркетинга, ориентирующего образовательный процесс на обучение по педагогическим специальностям, которые соответствуют потребностям современной экономики и обеспечивают конкурентоспособность педагогического работника на рынке труда.
Таким образом, разработанный проект ориентирован на повышение социального статуса и престижа труда учителя, конкурентоспособности учреждений профессионального педагогического образования, обновление содержания и структуры педагогического образования на основе традиций и опыта подготовки педагогических кадров в России и регионе, обеспечение единства
профессионального обучения и воспитания, учет интересов личности, общества и государства. Кроме всего прочего, программа модернизации системы педагогического образования может являться основой для разработки программ развития педагогических учебных заведений, функционирующих в области.
Таким образом, был предложен для реализации вариант программно-целевого подхода к решению социально-экономических задач в целях обеспечения инновационного развития региона - модернизация педагогического образования региона на основе среднесрочной региональной программы.
Литература
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : [Электронный ресурс] / www.ifap.ru. - Режим доступа: http:// www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный ресурс] / www.mon.gov.ru. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
3. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р: [Электронный ресурс]/ www.mon.gov.ru. -Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/592
4. Стенограмма заседания Комиссии при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 31.08.2011.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
А. Б. Коваценко, преподаватель методики развития детской речи с практикумом по логопедии ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический колледж»
Эффективность профессионального образования будущего воспитателя зависит от целенаправленного формирования профессиональных компетенций на практике в дошкольном образовательном учреждении.
Для успешного развития социальной активности, мобильности, конкурентоспособности выпускника требуется изменение процессуальной составляющей подготовки студентов путем внедрения современных образовательных технологий в области развития у них профессиональной коммуникации.
На сегодняшний день в педагогической науке профессиональная коммуникация рассматривается как процесс обмена информацией между представителями одной профессии в познавательно-трудовой и творческой деятельности, направленный на профессиональное развитие. Н. А. Воробьева выделяет и характеризует компоненты профессиональной коммуникации в сфере образования: мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный; она утверждает, что «профессиональная коммуникация требует от носителя профессии знаний в области коммуникаций и информационных технологий, профессионально ориентированных информационных и коммуникационных умений».
Таким образом, в современной профессионально-педагогической деятельности коммуникация приобретает особое значение. Обмен профессиональной информацией, совместное обсуждение и решение проблем способствуют как
совершенствованию самой профессиональной сферы, так и саморазвитию личностной самореализации участников профессионального сообщества.
Между тем изучение проблемы показывает, что студенты педагогического колледжа в период педагогической практики, осуществляемой в дошкольных учреждениях, не в полной мере используют потенциал профессиональной коммуникации. В ходе проведенного исследования мы выявили у студентов четыре типа трудностей:
1. Слабая мотивация профессионального общения или полное отсутствие стремления к профессиональной коммуникации.
2. Недостаточное развитие коммуникативных и речевых умений, которое проявляется:
• в неумении проанализировать коммуникативную ситуацию и спланировать свое речевое поведение;
• невозможности оформить коммуникативное намерение в соответствии с профессиональным видом общения и речевым жанром;
• неумении создавать убедительные профессионально значимые высказывания;
• слабом владении способами диалогической коммуникации с учетом профессиональной этики и профессиональной терминологии;
• скудном использовании невербальных средств общения.
3. Недостаточное владение способами организации профессиональной коммуникации: неумение обозначить актуальные поводы для про-