Научная статья на тему 'ПРОГРАММИРОВАННЫЙ ОПРОС КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ '

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ ОПРОС КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММИРОВАННЫЙ ОПРОС КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ »

ми и правилами, хотя все они вышли в свет после СН 294-64 и (Санитарных правил». Только Ц. А. Маркус в своих рекомендациях последовательно придерживается соображений, изложенных в (Санитарных правилах».

Таким образом, становится ясным, что создавшееся положение с нормативными документами затрудняет работу санэпидстанций по организации предупредительного и текущего санитарного надзора за парикмахерскими.

Выводы

1. Общественным санитарным инспекторам для осуществления текущего санитарного надзора следует передавать только те объекты, которые по площадям и набору помещении, санитарно-техническому оборудованию отвечают действующим строительным и санитарным нормам и правилам.

2. Санитарный надзор за банями и парикмахерскими требует большего внимания.

3. »Санитарные правила по устройству, оборудованию и содержанию парикмахерских» должны быть приведены в соответствие со строительными нормами и правилами и дополнены новыми положениями в свете современных требований.

ЛИТЕРАТУРА

Маркус Ц. А. В кн.: Гигиена парикмахерского дела. М., 1967, с. 4, 41.

Поступил« 29/У 1971 г"

УДК 614:3741:681. 3.

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ ОПРОС КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

А. И. Кохан

Александрийский городской дом санитарного просвещения. Кировоградской области

В наше время на человека обрушивается бурный поток информации, в том числе информации санитарно-просветительного характера. Печать, радио, кино, телевидение используются для пропаганды медицинских знаний и эта пропаганда с помощью технических средств становится более эффективной. Поэтому традиционные формы устной пропаганды (лекции, беседы) проводить все труднее.

Большой ошибкой лиц, ведущих санитарно-просветительную работу, является то, что они не учитывают возросший культурный уровень населения, характер аудитории. Бывают случаи, когда лектор говорит слушателям о вещах, хорошо известных, или пересказывает содержание статьи из последнего номера журнала »Здоровье». Каждый медицинский работник, ведущий санитарно-просветительную работу, хочет знать ее результат, но изучать эффективность этой работы трудно.

В настоящее время в медицинских вузах, училищах, в институтах усовершенствования врачей все шире применяют программированный контроль. Для этого используют как машинные, так и безмашинные методы. Особенно ценным является программированный контроль, позволяющий быстро и с большой долей вероятности судить о знаниях учащихся, слушателей и др.

При определении уровня санитарной культуры населения около 30 лет назад применяли метод избирательных тестов, который затем был забыт (И. С. Соколов). Этот метод является и одной из форм изучения эффективности санитарно-просветительной работы.

Мы попытались использовать методы безмашинного программированного контроля для изучения эффективности санитарно-просветительной работы и для оценки санитарно-гигиенических знаний. С этой целью были разработаны задачи для слушателей народного университета здоровья. В каждой задаче содержится один вопрос, на который даны 4—5 ответов, но правильными являются лишь 1—2 ответа. В качестве примера приведем одну задачу.

Задача № 1. Ребенок 3 лет посещает детские ясли, вечером у ребенка повысилась температура, к утру на коже появилась сыпь. Что должна сделать мать?

1. Отвести ребенка в детские ясли.

2. Вызвать скорую помощь.

3. Сообщить в детские ясли.

4. Вызвать участкового педиатра.

5. Пойти с ребенком на прием в детскую консультацию.

Такие задачи составлены по разным разделам программы для народных университетов здоровья.

Слушатели университета подчеркивают номера правильных ответов. Это занимает 3—5 мин., после чего врач анализирует ответы, проводит собеседование, отвечает на во-

просы. Такая форма работы активизирует слушателей, вызывает более глубокий интерес к санитарио-просветительной работе, экономит время слушателей. Кроме того, программированный опрос позволяет изучить эффективность санитарио-просветительной работы, выяснить, какие разделы программы усвоены плохо.

Мы считаем, что Центральному научно-исследовательскому институту санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР следует разработать специальные задачи для безмашинного программированного контроля (задачи, планшеты, карты). Это дает возможность врачам не только более эффективно проверять санитарно-гигиенические знания населения, но и изучать эффективность санитарно-просветительной работы среди различных контингентов.

ЛИТЕРАТУРА

Александров Г. Н., Р а т н е р Г. Л. Программированное обучение н его место в медицинских вузах. М., 1968, с. 3.—Соколов И. С. Показатели санитарной культурности населения и методика их изучения. М., 1966, с. 40.

Поступила 5/У 1971 г.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 613.632.4:547.564

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УПРУГОСТИ ПАРА И ЛЕТУЧЕСТИ НЕКОТОРЫХ ВЫСШИХ ЭФИРОВ ФТАЛЕВОЙ КИСЛОТЫ

В. А. Цендровская, В. А. Цендровский (Киев)

В производстве пластмасс в качестве пластификаторов широко применяют высшие эфиры фталевой кислоты — фгалаты, в частности дибутилфгалат, дигексилфталат, диоктил-фталат, диизооктилфгалат, дидодецилфталат и др. Данные об упругости пара и летучести этих веществ при температуре 15—40°, за исключением дибутилфталата, отсутствуют (Н. И. Екимов и соавт.; Л. А. Панов; В. Д. Яблочкин; Н. А. Дьячук, и др.). В связи с этим мы попытались измерить упругость пара и летучесть этих веществ при температуре 15—30°. Для определения использовали эффузионный метод Кнудсена (Норке и Sears), который основан на истечении газов из малых отверстий. Сущность метода: эффузионный сосуд с исследуемым веществом помещают в эвакуированное пространство. Навеску вещества берут с точностью до 0,000001 г. В крышке сосуда имеются отверстия, через которые эффундируют пары вещества. Нами в крышке эффузионного сосуда просверливались отверстия диаметром 0,2—0,4 мм.

Количество отверстий и их диаметр мы подбирали экспериментально так, чтобы в сосуде достигалось насыщение. Измерение давления пара вещества сводится к определению убыли его eecg за время нахождения эффузионного сосуда в эвакуированном пространстве. Расчет производится по формуле:

В л/ 2л йТ

где Р — убыль веса вещества (в г); А — площадь отверстия (в см)\ т — время (в сек.); К — коэффициент Клаузинга, учитывающий сопротивление течению молекул, которое создается краями отверстий. Летучесть вещества определяли из уравнения Менделеева — Клапейрона:

Р-УМ

т =-^-, (2)

где Р — упругость пара; V — объем пара; Я — газовая постоянная; Т — абсолютная температура. Разработана схема установки для определения упругости пара.

Экспериментальные данные определения упругости пара и летучести высших фта-латов приведены в табл. 1. Оказалось, что описанным методом из-за низкой летучести ди-додецилфталата нельзя было измерить его упругость пара. Ориентировочно можно пола-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.