Научная статья на тему 'ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» (программа разработана для учащихся 6-х к лассов)'

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» (программа разработана для учащихся 6-х к лассов) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
375
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демакова И.П.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» (программа разработана для учащихся 6-х к лассов)»

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом

Демакова И.П.,

учитель математики МОУ «Лицей №1» г. Норильск

ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

(программа разработана для учащихся 6-х классов)

Введение

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

S это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

S это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье:

S это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);

S это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика. В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни:

S благоприятное социальное окружение;

S духовно-нравственное благополучие;

S оптимальный двигательный режим (культура движений);

S закаливание организма;

S рациональное питание;

S личная гигиена;

S отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

S положительные эмоции.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым школьники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагает-

68

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

ся активное участие самих обучающихся в освоении культуры человеческих отношений. В формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающая технология - это:

S условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

S рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями игигиенически-ми требованиями);

S соответствие учебной и физической нагрузки возрастнымвозможностям ребенка;

S необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарногигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Данная программа, состоит из цикла классных часов, направленных на пропаганду здорового образа жизни среди 6-тиклассников.

Основная цель программы:

Воспитание у детей потребности сознательного отношения к собственному здоровью как к главной ценности жизни

Задачи программы:

S пропагандировать здоровый образ жизни;

S способствовать формированию положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта;

S воспитывать у школьников негативное отношение к вредным привычкам;

S раскрыть влияние здорового образа жизни на успехи в учебе.

Формы работы:

беседы, практикумы, деловые игры, дискуссий, игры-соревнования, интеллектуальные игры и т.п.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы предполагается, что у учащихся 6 класса будут формироваться и развиваться навыки сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, а также безопасного движения на улицах и дорогах города; будет формироваться и развиваться устойчивое желание к занятиям физкультурой и спортом, негативное отношение к курению, алкоголю, к препаратам наркотического действия.

Критерии оценки сформированности у школьников навыков осознанного отношения к здоровью

1. Соблюдать правила гигиены, позволяющие сохранить опрятность во всех присущих возрасту функциональных состояниях, и подбирать гигиенические средства для ухода за телом, волосами.

2. Планировать деятельность на неделю с учетом индивидуальных биологических ритмов.

3. Использовать большой арсенал различных видов двигательной активности (секции, подвижные игры, любимые виды спорта).

4. Избегать форм поведения, связанных с риском для здоровья и жизни.

5. Снимать утомление глаз.

6. Организовать собственное питание в течение рабочего дня.

7. Понимать свою персональную ответственность за безопасность на дороге (уметь безопасно переходить дорогу или пути на железнодорожных переездах, используя не только зрение, но и слух).

8. Владеть элементарными навыками самообороны.

9. Оказывать элементарную первую помощь пострадавшему в пределах своих возрастных и физиологических возможностей, организовать оказание полноценной помощи.

10. Знать алгоритм поведения в экстремальных ситуациях.

11. Знать, как можно предупредить или минимизировать повреждения в случае стихийных бедствий или техногенных катастроф.

12. Знать средства спасения утопающего на воде в теплое и холодное время года (последовательность действий при спасении и умение их выполнять).

13. Занимать активную позицию непринятия девиантных форм поведения (распитие спиртных напитков, курение, агрессия) в формальной группе.

14. Иметь представление о том, что «легальные» психоактивные вещества могут вызвать такую же зависимость, как и «нелегальные». Иметь навыки отказа от употребления психоактивных веществ в группе.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

69

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

Тематический план программы

№ п/п Тематика классных часов Цели Форма проведения Сроки проведе- ния

1. Научись себя беречь. Формирование и развитие у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности. Беседа, практикум Сентябрь

2. Здоровье - твое бесценное достояние! Формирование и развитие у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему. Игра - соревнование Октябрь

3. Безвредных сигарет не бывает. Расширение знаний учащихся о вреде курения, пропаганда здорового образа жизни. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Ноябрь

4. Мифы и правда об алкоголе. Формирование и развитие негативного отношения к алкоголю, расширение представлений учащихся о последствиях алкоголизма. Беседа, дискуссия Декабрь

5. Безопасное колесо. Отработка у учащихся навыков культуры поведения на улицах и дорогах: правила дорожного движения и их соблюдение. Игра - практика Январь

6. Компьютер друг или враг? Формирование и развитие у учащихся коммуникативных умений. Обогащение жизненного опыта учащихся знаниями о влиянии компьютера на здоровье человека и способах профилактики заболеваний. Ролевая игра Февраль

7. Зеница ока. Как сохранить зрение. Формирование и развитие у детей представление о ценности здоровья (в частности зрения) и необходимости бережного отношения к нему. Практикум Март

8. Наркомания - что это? Воспитание потребности в здоровом образе жизни, осознанного отношения к реальному вреду наркотиков на личность человека. Дискуссия Апрель

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

№1. Научись себя беречь

Цель: формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности.

Форма проведения: беседа с элементами практикума.

Подготовительный этап: классный руководитель готовит памятки-рекомендации для учащихся, наглядный материал по различным аспектам безопасного поведения детей.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя. Жизнь каждого человека бесценна. Начиная с раннего возраста каждого ребенка необходимо учить сознательному и ответственному отношению к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих людей. Потому правила безопасного поведения в школе, на улице, в быту, на природе должны стать неотъемлемой частью жизни детей.

Практическая работа

1) Тест. Для того чтобы учащиеся смогли оценить отношение к себе и окружающим в вопросах безопасности, предлагается следующий тест:

1. Можете ли вы без взрослых допоздна гулять на улице?

2. Пробовали ли вы курить сигареты, пить алкоголь?

3. Можете ли вы уйти из дома, не проверив, выключена ли вода, электро- газовые - приборы?

4. Считаете ли вы, что Правила дорожного движения всегда соблюдать не обязательно?

5. Можете ли вы прогуляться по тонкому льду?

6. Можете ли вы искупаться в незнакомом водоеме?

7. Можете ли вы выполнить просьбу незнакомого человека принести в школу какой-нибудь неизвестный предмет?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Часто ли вы прогуливаете школу?

За каждый ответ «да» - 5 баллов, «нет» - 0 баллов. Если вы набрали хотя бы 5 баллов, будьте уверены, что вы не научились ценить свою жизнь и жизнь окружающих людей.

2) Работа в микрогруппах: «Виды опасности».

Целесообразно объяснить учащимся смысл понятия «Безопасность», которое дается в словаре С.И.Ожегова: «безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». Существует три вида опасности: природная, техногенная, социальная.

a) На слайде изображения: торнадо, наводнение, войны, солнечная радиация, алкоголизм, наркомания.

Учащимся необходимо самостоятельно определить, к какой группе опасностей они относятся, и объяснить свою точку зрения.

b) Рядом с человеком находятся потенциальные опасности, т.е. возможные опасности. Чтобы потенциальные опасности не превратились в действительные, нужно учиться распознавать опасности, предотвращать их.

c) Учащимся предлагается оценить с точки зрения безопасности микрорайон, в котором расположена школа. На слайде показана часть карты, на которой следует показать опасные участки.

3) Учитель предлагает учащимся обсудить памятки безопасности:

Правила поведения в общественном транспорте

S Ожидай транспорт только на остановках, которые обозначены указателями, не выходи на проезжую часть.

S Не прыгай в автобус, трамвай на ходу.

S Посадка обычно производится через задние двери, а высадка - через передние.

70

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

S Войдя в салон, пройди в середину, не останавливайся на площадке.

S Если есть свободные места, займи его, не стой в проходе. Помни! Передние места отводятся пассажирам с маленькими детьми, инвалидам и пожилым людям.

S Не шуми, не разговаривай громко. Не отвлекай от работы водителя. Не высовывайся из окон.

S Выходи из транспорта только после полной остановки.

S Трамвай обходи спереди, а автобус сзади.

Правила пожарной безопасности

S Не применяй самодельные электрические приборы, не пользуйся электрошнурами с нарушенной изоляцией.

S Не включай в одну розетку большое количество потребителей тока, не пользуйся поврежденными розетками.

S Не накрывай электролампы и светильники бумагой, тканью.

S Не играй со спичками, зажигалками, петардами: может произойти пожар.

S Соблюдай осторожность при использовании предметов бытовой химии. Легко воспламеняющиеся и горючие жидкости храни в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов.

Если в доме пожар

S Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.

S Вызови пожарную охрану по телефону 01.

S Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, закрой окна и двери.

S Покидая помещение, иди в сторону, противоположную пожару.

S При выходе через задымленный коридор накройся мокрым полотенцем, дыши через мокрый носовой платок, двигайся к выходу прогнувшись или ползком - внизу дыма меньше.

S Если выйти из помещения невозможно, то плотно закрой двери, заткни вентиляционные отверстия мокрой тряпкой и подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонарем.

Как не стать жертвой преступника

S Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице.

S Не соглашайся идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину, как бы он тебя ни уговаривал и что бы ни предлагал.

S Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе.

S Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.

S О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю или знакомым взрослым.

Как уберечься от падения и ушибов

S Не высовывайся из открытого окна: совершенно неожиданно у тебя может закружиться голова, и ты упадешь вниз.

S Когда быстро бежишь, не забывай смотреть под ноги, иначе ты не заметишь какой-нибудь предмет, о который можно споткнуться и упасть.

S Никогда не прыгай с большой высоты.

S Когда сбегаешь вниз по лестнице. Держись за перила; если ты соскользнешь со ступеньки, перила не дадут тебе упасть.

S Если ты собираешься залезть на стул, позаботься о том, чтобы кто-нибудь стоял поблизости и мог подстраховать тебя.

Правила поведения на воде

S Не нырять в незнакомых местах; не заплывать за буйки.

S Не выплывать на судовой ход и не приближаться к судам.

S Не хватать друг друга за руки и ноги во время игр в воде.

S Не плавать далеко от берега на надувных матрасах или камерах.

S При использовании лодки (катамарана, водного велосипеда) запрещается отплывать далеко от берега, раскачиваться в лодке, нырять с лодки, залезать в лодку через борт.

Если тонет человек:

S Громко зови на помощь: «Человек тонет!»

S Брось тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.

S Если хорошо плаваешь, сними одежду и обувь и вплавь доберись до тонущего.

S Подплывай к тонущему сзади, хватай за шею или волосы и плыви с ним к берегу.

S Не давай схватить себя утопающему.

Если тонешь ты:

S Не паникуй.

S Сними с себя лишнюю одежду, обувь, кричи, зови на помощь.

S Перевернись на спину, расслабься, сделай несколько глубоких вдохов.

S Если зацепился под водой при нырянии - не рвись, постарайся освободиться от того, что мешает.

S При судороге ноги: задержи дыхание и ущипни сведенную мышцу несколько раз; расслабь сведенную конечность; плыви к берегу.

В заключительной части классного часа предложите учащимся сделать выводы по обсуждаемой проблеме.

№2 Здоровье - твоё бесценное достояние!

Здоровье - дороже золота.

В. Шекспир

Цель: Формирование и развитие у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему.

Форма: игра - соревнование

Подготовительный этап: учитель сообщает тему классного часа и представляет ведущего и жюри, роль которых выполняют ученики-волонтёры из 11 класса, знакомит с ними.

Ход игры

Ведущий. Здравствуйте ребята. С первых уроков в школе нас убеждали о необходимости сбережения

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

71

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

собственного здоровья. Сегодня мы выясним, осознаёте ли вы важность сбережения себя, своего здоровья, способствуете ли вы сбережению здоровью окружающих вас людей, знаете ли вы способы сохранения и улучшения физической формы.

Сегодня соревнуются 2 команды. Прошу их представиться. (Команды сообщают название и девиз). Например. Первая команда - «Геркулесы», девиз: «Чтобы был нормальный вес, нужно кушать геркулес», вторая команда - «Атлеты», девиз: «В здоровом теле - здоровый дух».

Ведущий. Для первого конкурса приглашаются по два ученика от каждой команды. (Каждый конкурс регламентируется по времени).

1 конкурс «Антиреклама»

Задание. На бумаге изобразите антирекламу вредных привычек.

(Пока участники конкурса готовят задание, слово предоставляется команде «Атлеты»).

Выступление команды «Атлеты»

«Из истории вопроса». Здоровье - бесценное достояние не только отдельного человека, но и всего общества. Это должен понимать каждый. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. В мире животных существует естественный отбор. Больной умирает или его уничтожают более сильные хищники. Человек научился лечить многие недуги, но слабый больной человек, даже если ему помогают врачи справляться с болезнями, не испытывает полноту жизни. Как правило, у него родится нездоровое потомство, так как многие болезни передаются по наследству. В Древней Спарте отец обязан был показать новорожденного совету старейшин. Растить его дальше разрешалось лишь в том случае, если совет находил его жизнеспособным. Тех же, кого признавали слабым, сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Оставшихся детей не пеленали, чтобы они закаливались. К 14 годам каждый ребёнок привыкал к физическим и душевным испытаниям. Чтобы убедиться в том, что дети растут «удальцами», среди них специально организовывали раздоры и драки.

Ученица из команды «Атлеты»: Это не гуманно, понятно каждому. Сегодня право на жизнь записано в Конвенции о правах ребёнка. Но как бы там не было, ясно всем, что здоровье - одно из величайших общечеловеческих ценностей. Лучше всего об этом знают люди нездоровые. Их физический недуг закрывает самое главное, к чему стремится человек - счастье. Ни какое богатство не заменит человеку здоровье! Преуспевающий миллионер, имеющий все блага для жизни, но страдающий каким-либо недугом, напоминающим о себе и днём и ночью, не испытывает полноты жизни. Здоровый человек имеет здоровый вид, он подтянут, лёгок в походке, легко переносит физические нагрузки, все неурядицы жизни, он весел и счастлив! У него спорится любая работа, он приносит больше пользы обществу. Значит здоровье - это богатство не только твоё, но и общества, в котором ты живёшь. Общество здоровых физически и духовно людей - это процветающее общество. Можно сказать и так: « Если

общество стремится к прогрессу и процветанию, оно должно заботиться о здоровье своих граждан».

Ведущий даёт слово участникам конкурса «Антиреклама». Ребята представляют результаты своей работы.

2 конкурс «Твой режим дня».

Задание. По - одному ученику из каждой команды должны написать свой режим дня.

Выступление команды «Геркулесы»

(Два члена команды рассказывают о правилах сбережения и укрепления здоровья).

Ученик 1. По определению Всемирной Организации Здравоохранения « Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Чтобы сберечь и укрепить своё здоровье необходимо выполнение ряда правил. Правило первое. Здоровье человека в его руках. Можно привести множество примеров, когда люди, имеющие какой-либо недуг, силой воли возвращали утраченное здоровье. А также не мало примеров, когда здоровые от природы, становились больными и немощными, приобретая вредные привычки, такие как: курение, употребление алкоголя и наркотических веществ, наносящих вред не только самому человеку, но и его потомству, а так же окружающим людям. Правило второе. Закаливание. Сущность закаливания заключается в том, что при систематическом воздействии воды, солнца и воздуха организм человека приспосабливается к их влиянию и легче переносит жару, холод, дождь, слякоть, перепады атмосферного давления, магнитные бури и т.д. Закаливание предохраняет от простудных заболеваний, повышает иммунитет. Закаливание можно начинать в любом возрасте, но лучше в раннем детстве и летом.

Ученик 2. Быть стройным и подтянутым не только красиво, но и здорово. Правило третье. Ни под каким видом не допускайте появление лишнего веса. Древнегреческий мыслитель Сократ говорил: « Лучшая приправа к пище - голод». Сегодня учёными и целителями доказано, что голодом возможно лечить многие заболевания. Избыточный вес приводит к ослаблению организма, уменьшению срока жизни. Правило четвёртое. Движение - это жизнь! Движение - основа жизни любого живого существа. Работа мышц усиливает обмен веществ в организме, способствует улучшению работы всех систем и органов. Утренняя зарядка, физкультминутки во время работы, особенно малоподвижной, необходима для поддержки тонуса в течение всего дня. Правило пятое. Умей сделать над собой усилие. Преодолевай лень. Умей заставить себя делать нелюбимую, но нужную работу, умей заставить себя встать, если хочется поваляться в постели. Нормальный сон в возрасте до 30 лет 7-8 часов. Соблюдай режим дня, чередуя работу и отдых, будешь чувствовать себя бодрым и окрепшим.

Итоги второго конкурса «Твой режим дня».

3 конкурс «Поговорки о здоровье и здоровом образе жизни».

Задание. Команды должны назвать как можно больше пословиц и поговорок.

Поговорки и пословицы:

1. «В Здоровом теле - здоровый дух»;

2. «Нельзя лечить тело, не леча душу»;

72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

3. «Здоровье за деньги не купишь»;

4. «Здоровью цены нет»;

5. «Здоровому, врач не нужен»;

6. «Здоровому, и горе не горе, а беда не в зарок»;

7. «Сон лучше всякого лекарства»;

8. «Сон милее отца и матери»;

9. «Сон милей родного брата»;

10. «Сонливый да ленивый - два родных брата»;

11. «Спать долго - жить с долгом»;

12. «Движение жизнь»;

13. «Боль без языка, да сказывается»;

14. «Боль врача ищет»;

15. «Ленивой кошке мышей не поймать»;

16. «Больному всё горько»;

17. «Болен - лечись, а здоров - берегись»;

18. «Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень съест»;

19. «Лень лёжа на печи замёрзла»;

20. «Лежебоке и солнце не впору всходит;

21. «Лёжа хлеба не добудешь»;

22. «Пил до вечера, а поужинать нечего»;

23. «Пить до дна - не видать добра»;

24. «Пить да гулять - добра не видать»;

25. «Пьянство - души потопление, семьи разорение»;

26. «Пьяный скачет, а проспался - плачет»;

27. «Кто рано встаёт, тому бог подаёт»

Жюри подводит итоги конкурса пословиц.

4 конкурс «Полезные советы»

Задание. Дать полезный совет по укреплению и сбережению здоровья. В конкурсе участвуют все члены команды. Ценится оригинальность и новизна совета, стиль его изложения.

Советы команды «Атлеты».

1. Проснись и пой. Если хочешь подзарядиться с утра, пой в душе. Даже если нет ни слуха, ни голоса, дышать ты будешь глубже.

2. Просто добавь воды. Вода - не только источник кислорода, но и средство донести его через кровь туда, куда надо. 4 стакана воды в день - это норма, то есть можно и больше.

3. Храп. Это не только казнь египетская для окружающих. Храпящий человек нередко страдает перебоями дыхания. И как результат - беспокойный сон и недостаточный приток кислорода в мозг. Храпят люди с лишним весом и употребляющие алкоголь. Чаще всего храпят, когда спят на спине. Выводы делайте сами.

4. «Вдоль и поперёк». (Сопровождается показом). Сделай растяжку, кровь побежит быстрее по сосудам, лёгкие задышат глубже. Упражнение1: а) руки за спину, пальцы сцепить; б) выпрямить спину и не спеша, поднимать руки, чем выше, тем лучше; в) зафиксируй такое положение. Упражнение 2: а) заведи руки за голову, сцепи пальцы в замок на затылке; б) локти - максимально назад. Зафиксируй такое положение на 30с. Упражнение 3: а) сидя, сцепив пальцы в замок, подними руки над головой, голову держи ровно и смотри вперед; б) максимально вытянувшись, поверни ладони вверх; наклон вправо, влево (по 10 секунд).

Советы команды «Геркулесы».

1. Что ешь важно, а сколько - важнее. Результат переедания, какой бы не была полезной пища, одинаков - отток крови от конечностей и голов-

ного мозга к желудку и кишечнику, приводящий к сонливости. Вывод: не садись слишком часто на пенёк, чтобы съесть пирожок.

2. «Не бери на грудь». Каждый глоток воздуха -подпитка твоей энергосистемы. Грудные вдохи только кажутся глубокими. На самом деле, они плохо обеспечивают воздухом нижние участки лёгких, в которых и происходит самое активное всасывание кислорода в кровь. Рецепт прост: хочешь взбодриться - не поленись несколько минут в день подышать с пользой. Сделай глубокий вдох и выдох через нос, не спеша. Причём мышцы живота должны принимать участие во вдохе, куда большее участие, чем мышцы груди. 4 - 6 таких вдохов в минуту. При этом и мышцы живота подкачаешь.

3. «Не парься». Температуру окружающей среды регистрирует кожа, но оргвыводы делает мозг. Чтобы эти и все прочие выводы делались быстро и эффективно, температура в помещении должна быть 18-22 градуса Цельсия. Такой температурный режим полезен не только для работы, но и для отдыха.

4. «Не тони в киберпространстве». Из результатов исследований, опубликованных в «The New England Journal of Medicine»: длительно работая за компьютером, ты начинаешь реже моргать, при этом глазная щель расширяется, роговица глаза подсыхает, а мышцы глаз быстро устают. Отрывай взгляд от экрана, дав глазам отдохнуть. Установи монитор так, чтобы смотреть на него сверху вниз.

Жюри подводит итоги конкурсов. Заключительное слово учителя.

№ 3 Безвредных сигарет не бывает

Цель: Расширение знаний учащихся о вреде курения, пропаганда здорового образа жизни. Форма: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Ход игры

Ведущий. О вреде курения сказано немало, но несмотря на это тысячи людей продолжают курить. Самое страшное, что курят дети, подростки. Большинство из них знают об опасности курения, но все равно не могут устоять перед «Коварной сигаретой». Сегодня мы призовем на помощь замечательную игру «Что? Где? Когда?», чтобы еще раз сказать: «Безвредных сигарет не бывает!» На нашем игровом поле вопросы разной степени сложности. Сложность вопроса определяют баллы на конверте. А какой вопрос выпадет -укажет игровой волчок.

(Далее ведущий проводит жеребьевку команд и напоминает, что команда сохраняет свой ход в случае правильного ответа. Если ответ будет неверным или неполным, ход перейдет к другой команде. В нашей игре работают крупье).

Крупье: Дорогие ребята!

Думайте, спорьте,

Решайте, друзья,

Итак, начинаю Игру с вами я!

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

73

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

Раунд 1.

Известный американский писатель в своем произведении очень выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения: «Пираты сплевывали все чаще и чаще... Несмотря на все их усилии, им заливало горло, и каждый раз после этого их начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».

Вопрос: отрывок из какого произведения известного американского писателя здесь приведен?

Ответ: Отрывок из произведения М.Твена «Приключения Тома Сойера».

Раунд 2.

В декабре 2000 года городские власти этого города впервые в мире приняли самый жесткий закон о курении, запрещающий курить в общественных местах, на работе, в кафе, в баре, в ресторане. За курение в общественном месте наказывают виновного лишением свободы сроком на один год или штрафом в 1000 долларов.

Вопрос: власти какого города приняли этот закон?

Ответ: Власти Нью-Йорка.

Раунд 3.

В черном ящике находится вещица, которая была неизменной спутницей Шерлока Холмса. Делают ее из металла, пластмассы, украшают драгоценностями. Тот, кто пользуется ею, считает, что получает удовольствие. Однако удовольствие это мнимое.

Вопрос: Что в черном ящике?

Ответ: Трубка для курения.

Раунд 4. Блиц-турнир (по 30 секунд на вопрос).

Вопросы:

1. Кто изобрел первые в мире фосфорные спички, француз Шарль Сориа или немец Камерер?

2. В 1634 году в Москве курение было запрещено под страхом смертной казни. Что послужило причиной такого решения?

3. Да какой температуры нагревается спичечная головка во время вспышки?

Ответы:

1. Впервые в мире фосфорные спички изобрел в 1881 году 19-летний француз Шарль Сориа. Но за неимением средств он не смог получить патент, а через год его изобретение перешло немцу Камереру.

2. В 1634 году в Москве произошел сильнейший пожар, причиной которой было курение.

3. До 1500 градусов.

Рауд 5.

В период царствования этого царя в России уличенных в курении первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй - обрезанием носа или ушей.

Вопрос: о каком правителе России идет речь?

Ответ: Такое отношение к курильщикам на Руси было во времена царствования Михаила Романова.

Раунд 6.

Это растение Колумб привез в Европу из Америки вместе с картофелем и помидорами. Вскоре оно становится очень популярным и важным источником прибыли. Производители превозносили его лечебные качества как средства, смягчающее стресс, снимаю-

щего напряжение, дающего энергию, как дезинфицирующее средство против микробов. И лишь во второй половине ХХ века призвано, что употребление этого растения опасно для здоровья. В цивилизованном мире ведется борьба с употреблением этого продукта. Однако селекционеры вывели также такие сорта этой культуры, которые с успехом применяются в декоративном садоводстве.

Вопрос:назовите это растение.

Ответ: Душистый табак.

Рауд 7.

«.требуется, чтобы на каждой упаковке табачных изделий имелись предупредительные надписи о вреде курения табака и информационные надписи о содержании смолы и никотина в дыме сигареты.

Запрещается розничная продажа табачных изделий и курение в организациях здравоохранения, образования, культуры, на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте.Не допускается продажа табачных изделий лицам моложе 18 лет».

Вопрос: назовите Закон Российской Федерации, положения которого здесь приведены.

Ответ: Закон Российской Федерации «Об ограничении курения табака», вступивший в действие 10.07.2001 года.

Раунд 8.

Во многих странах мира люди осознали опасность табакокурения. 85 стран Америки и Европы подписали «Рамочную Конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе с табаком. С целью объединения усилий всего человечества в борьбе с курением Всемирная организация здравоохранения уже на протяжении многих лет проводит глобальную акцию.

Вопрос: назовите, какую глобальную ежегодную акцию проводит Всемирная организация здравоохранения.

Ответ: 31 мая - Всемирный день борьбы с курением.

В заключении подводятся итоги игры, награждаются участники.

Информация для учителя и учащихся. Наша страна, по данным ВОЗ, является одним из лидеров по количеству курильщиков, в том числе и подростковому курению. В настоящее время в России курят 65% мужчин и 30% женщин. Табачная зависимость, согласно Международной классификации болезней, приравнена к наркомании. Мало того, эксперты утверждают, что никотиновая зависимость сильнее, чем алкогольная, а употребление табака вызывает больше случаев смерти и инвалидности, чем любая отдельно взятая болезнь. Набор болезней, возникновение которых связано с курением, поистине впечатляет: рак легких, сердечные заболевания, эмфизема, хронический бронхит, язва желудка, инсульт.

Многие подростки считают, что курение способствует снятию стресса, но исследования последних лет опровергают эти заблуждения. Ученые утверждают, что подростки используют табак для успокоения. Регулярное курение в юности увеличивает развитие тревожных расстройств. Журнал Американской медицинской ассоциации опубликовал данные, согласно которым курящие подростки, в сравнении с некурящи-

74

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

ми, имели в 12 раз больше риск пострадать от приступов паники и в 5 раз больший риск от общего тревожного расстройства агорафобии (страха открытого пространства).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№4 Мифы и правда об алкоголе

Цель: Формирование и развитие негативного отношения к алкоголю, расширение представлений учащихся о последствиях алкоголизма.

Форма: беседа с элементами дискуссии.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя. Во вступительном слове учитель останавливается на актуальности обсуждения темы. Для создания эмоционального фона, убедительности своего выступления можно использовать следующую информацию.

Некоторые дети впервые пробуют алкоголь в 4 годам, а к 10 уже становятся зависимыми. Алкоголь - легальный наркотик. Согласно исследованиям К. Гуррельмонна, первый контакт с алкоголем происходит теперь намного раньше - в 10-12 лет. Около 5% тринадцатилетних детей уже регулярно употребляют вино, шампанское, пиво. Пока только за границей существует статистика тяжелейших последствий пьянства: в Великобритании от алкоголя умирает приблизительно в 10 раз больше молодых людей, чем от кокаина и героина, вместе взятых.

Широко распространено потребление алкоголя среди подростков в России. В 8-м классе оно отмечено у 52% учащихся, в 9-м - у 70%, в 10-11 - у 81%. Обследование более старших групп подростков России свидетельствует о сопоставимости результатов. Так, опрос 275 студентов 4-го курса медицинского института показал, что 76,6% студентов употребляют алкоголь в компании близких друзей. Перед дискотекой это делают 88,2% юношей и 42,6% девушек.

«Главное, она не употребляет наркотики», - сказал как-то один отец специалисту по проблеме алкоголизма, услышав о том, что его дочь зависима от алкоголя.

По результатам опросов, многие российские подростки употребляют алкоголь с разрешения своих родителей. Детям не составляет никакого труда достать алкоголь; тому, кто пьет, не приходится, как зависимому от героина, опускаться до преступлений, чтобы добыть наркотик. Если домашний бар пуст, в ближайшем супермаркете или киоске найдется достаточный запас алкоголя. Вечером на дискотеке усталый бармен вряд ли спросит удостоверение личности.

Для молодого поколения алкоголь в основном является групповым переживанием: выпивают, прежде всего, по вечерам с друзьями, на вечеринках или при другом приятном совместном общении. То есть вряд ли среди молодежи существуют пьяницы-одиночки. Для некоторого числа опрошенных молодых людей фактором, вызывающим чрезмерное потребление алкоголя, являются социально-психологические проблемы.

Алкоголизм - это заболевание, развитие которого можно остановить, но излечить полностью невозможно. Один из его признаков - неконтролируемое желание употреблять алкоголь. Это прогрессирующая болезнь, и, если ее не остановить, результатом может быть потеря рассудка или смерть.

Злоупотребление алкоголем прямо или косвенно является одной из важнейших причин высокой смертности населения нашей страны. Алкогольный цирроз печени в числе ведущих причин смерти в возрастных группах от 25 до 64 лет. В целом заболеваемость у пьющих в 2-3 раза выше, чем у непьющих, а смертность соматических заболеваний - в 3-5 раз. Вследствие действия всех причин продолжительность жизни алкоголика сокращается в среднем на 12-18 лет. Ни одно живое существо, кроме человека, не употребляет алкоголь добровольно. Защитный рефлекс срабатывает у всех. Наличие его очевидно и у детей. Абсолютная трезвость - одно из естественных условий нормальной жизнедеятельности.

Распространению употребления спиртных напитков среди молодежи способствуют укоренившиеся представления о безвредности, а иногда и полезности алкоголя. Однако эти представления не соответствуют действительности. Что вы и попытаетесь доказать с помощью фактов.

Работа учащихся в микрогруппах.

Задание. Каждой группе предстоит аргументированно опровергнуть один из бытующих мифов об алкоголе.

Миф 1: «Пиво - безвредный напиток»

Пиво - безвредный напиток, который не только помогает снять напряжение, расслабиться, наладить общение, но и предотвращает употребление молодыми людьми более крепких напитков. И вообще даже в какой-то степени полезно, - такие представления до недавнего времени буквально навязывались молодежи производителями пива через СМИ, рекламу. Так ли это?

Пиво относится к особой категории слабых алкогольных напитков. В нем содержится вещества, повышающие восприимчивость организма к алкоголю, а также усиливающее его всасывание. Систематическое употребление пива приводит к различным функциональным расстройствам всех органов и систем человека. Сердце, работая с повышенной нагрузкой, увеличивается, в нем нарушаются обменные процессы. Наступают склеротические изменения, сосуды становятся плотными, ломкими, отмечается расширение вен на конечностях и лице, которое приобретает характерный вид: одутловатость, обрюзглость, синевато-красный цвет. Нарушаются различные виды обмена в организме, появляется рыхлая полнота. Нервная система любителей пива хуже справляется со стрессовыми ситуациями, легче подвергается различным заболеваниям. Постепенно развиваются все признаки алкогольной болезни без резких проявлений.

Русский писатель А.Данилевский утверждал: «Пивное пьянство, подобно водочному, приводит человека к глубоким расстройствам духовной и телесной сферы с тем различием, что эти расстройства наступают медленно». Подрастающий организм не замечает разлагающего действия на него алкоголя.

Миф 2: «Алкоголики не подвергаются особому риску»

Продолжительное злоупотребление алкоголем влечет за собой изменения внутренних органов, нарушение функций мозга и нервной системы, изменение личности, ухудшение памяти и способности к сосредоточению.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

75

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

В более поздней стадии возникают галлюцинации и горячечный бред. Наиболее известна «белая горячка» («дрожащее безумие»), 6-15% всех алкоголиков впадают вследствие резкого ограничения употребления алкоголя в психотическое состояние, продолжающееся от 4 до 10 дней. Они испытывают сильный страх, беспокойство, у них нарушается правильное восприятие реальности. Они видят пресловутых белых мышей и чаще всего - страшные галлюцинации, страдают от дрожи, тошноты, поноса, сильного сердцебиения, повышения температуры и кровяного давления. Без лечения умирает от 15 до 30% больных, при соответствующей терапии - умирает от 1-8%.

Список мифов можно продолжить:

Миф Реальность

Алкоголь - пищевой продукт. Алкоголь не переваривается в желудке, как пища. Он попадает прямо в кровь, а затем в мозг.

Алкоголь - не основная причина смертности среди молодежи. Подростки и молодежь чаще всего погибают в результате несчастных случаев, связанных со злоупотреблением. алкоголем или наркотиками.

Выпившие люди дружелюбны и общительны. Обычно напившиеся люди теряют над собой контроль, становятся агрессивными и злыми, ввязываются в драки. Половина всех убийств связана со злоупотреблением алкоголем.

Алкоголь стимулирует, придает силы. Алкоголь угнетает центральную нервную систему, затормаживает нормальные реакции организма.

Для ответов на вопросы учитель может использовать следующую информацию.

1. Устраняет ли алкоголь депрессию, подавленное состояние?

Нередко употребление алкоголя в депрессивном состоянии приводит к углублению депрессии. В подавленном состоянии человек может почувствовать себя еще хуже, особенно подросток с мыслями о собственной неполноценности, у которого алкоголь может усилить их идеи, вплоть до попытки самоубийства.

2. Если кто-то в семье пьет, увеличивает ли это вероятность для других членов семьи стать алкоголиками? Есть ли особая угроза для подростка?

Безусловно. Риск заболеть алкоголизмом существенно возрастает. Некоторые исследователи предполагают существование генетической предрасположенности к алкоголизму. Поэтому члены семьи алкоголика должны проявлять большее внимание профилактике этого заболевания.

3. Могут ли подростки стать алкоголиками?

Действительно, подростки могут пристраститься к

алкоголю намного быстрее, чем взрослые. Чем раньше ребенок начинает выпивать, тем больше риск того, что он станет алкоголиком.

4. Проблема алкоголизма существует во многих семьях?

Алкоголизм чрезвычайно распространен. Большинство алкоголиков отрицает наличие заболевания.

Часто люди скрывают свое пристрастие к алкоголю, о котором известно только членам семьи.

5. Почему алкоголь особенно опасен для молодых людей?

Потому что подростки обычно весят меньше, чем взрослые, и печень у них меньшего размера. Содержание алкоголя в крови у них растет быстрее, они быстрее пьянеют от меньшего количества алкоголя, и их организму легче нанести вред.

6. Возникают ли другие проблемы в семье, где есть алкоголик?

Если в семье есть алкоголик, то страдают все. Семейные неурядицы связаны, как правило, с финансовыми проблемами. У детей возникает чувство вины, они считают, что из-за них происходят конфликты и пьянство родителей. Дети испытывают неловкость, стесняются пьющих родителей, скрывают ото всех свои чувства. Алкоголик может быть деспотично требовательным, что заставляет ребенка уходить из дома в озлобленном состоянии. Пьянство родителей порождает неадекватное поведение подростков. Помимо бродяжничества подростки вступают на преступный путь или сами становятся алкоголиками.

Далее классный руководитель предлагает каждой микрогруппе нарисовать плакат антиалкогольного содержания (время 15 - 20 минут).

Рефлексия. В заключение классного часа необходимо предоставить учащимся возможность высказать свое мнение об обсуждаемой проблеме.

№5 Безопасное колесо

Цель: отработка у учащихся навыков поведения на улицах и дорогах.

Закрепление знаний по правилам дорожного движения и навыков их соблюдения.

Форма проведения: игра - практика.

Оборудование:

S Вопросы по Правилам дорожного движения для пешеходов и велосипедистов.

S Бинты

S Изображение дорожных знаков

S Изображение транспортных средств.

Ход игры

1. Подготовительный этап

Класс делится на четыре команды по пять человек. Каждая команда придумывает себе название и эмблему.

2. Проверка знаний Правил дорожного движения.

Каждый участник команды отвечает на 10 вопросов по Правилам дорожного движения для пешеходов и велосипедистов (максимальное количество баллов 50).

Вопросы

1) Как должны двигаться пешеходы по улицам города? (Ответ. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам).

2) Как должны двигаться пешеходы в случае отсутствия тротуаров? (Ответ. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае не-

76

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

возможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части)).

3) Как должны двигаться пешеходы, идя по краю проезжей части? (Ответ. При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств).

4) Как должны двигаться велосипедисты, если они едут по краю проезжей части? (Ответ. Велосипедисты в этих случаях должны следовать по ходу движения).

5) Что рекомендуется иметь пешеходам, если они идут по краю дороги в темное время суток? (Ответ. При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств).

6) Как должна двигаться по проезжей части организованная пешая колонна?(Ответ. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного).

7) При каких условиях разрешается водить группу детей по обочинам проезжей части? (Ответ. Группу детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых).

8) Как должны пешеходы пересекать проезжую часть? (Ответ. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин).

9) Как должен пересечь дорогу пешеход, если нет перехода или перекрестка? (Ответ. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны).

10) На что должен обратить внимание пешеход, пересекая дорогу по регулируемому перекрестку? (Ответ. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии -транспортного светофора).

11) Как должен пересечь проезжую часть пешеход, если перекресток нерегулируемый? (Ответ. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства

или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств).

12) Каковы должны быть действия пешехода при пересечении проезжей части? (Ответ. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика)).

13) Чем должны руководствоваться пешеходы, ожидая маршрутное транспортное средство? (Ответ. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть).

14) С какого возраста можно двигаться по проезжей части на велосипеде (на мопеде)?

(Ответ. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет).

15) Как должны двигаться велосипедисты на проезжей части? (Ответ. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам).

3. Оказание доврачебной помощи. Команда оказывает первую помощь одному из участников команды (перевязка руки и головы). (5 баллов)

4. Памятка для пешехода. Из предложенного материала составляется ряд разрешающих и ряд запрещающих действий при переходе проезжей части. (Наибольшее количество баллов 10).

5. Нарисуй дорожный знак. Участник получает карточку с изображением знака, передает команде название знака, четыре участника рисуют знак по памяти.(5 баллов)

6. Сложи дорожный знак. На старте первый участник берет часть разрезанного дорожного знака и переносит к столику на финише, передавая эстафету следующему участнику. Действия второго, третьего, четвертого, пятого участника аналогичны. По истечении отведенного времени на финишном столике команда представляет собранный дорожный знак. (10 баллов)

7. Угадай участника дорожного движения. Два члена команды получают карточку с изображением транспортного средства. Они должны с помощью звуков, жестов, движений предупредить команду о его появлении на проезжей части улицы. Команда должна отгадать, появление какого транспортного средства возможно на дороге. (5 баллов)

8. Подведение итогов игры. Максимальное количество баллов - 85.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

77

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

№ 6 Компьютер - друг или враг?

Цели: формирование и развитие у учащихся коммуникативных умений. Обогащение жизненного опыта учащихся знаниями о влиянии компьютера на здоровье человека и способах профилактики заболеваний.

Форма: ролевая игра - пресс-конференция

Оформление, оборудование:

S на классной доске записана тема классного часа;

S столы расположены полукругом;

S карточки с названиями ролей: психологи, ученые-физики, врачи-окулисты, врачи-ортопеды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S раздаточный материал с информацией по каждой роли.

Ход игры

Вступительное слово учителя. Компьютер представляет одно из самых значительных достижений человеческой мысли. Первые компьютеры, а тогда они назывались ЭВМ - электронные вычислительные машины, появились чуть больше 50 лет назад. Они были очень громоздкими и дорогими. Для размещения одной ЭВМ требовалось помещение размером с физкультурный зал, даже не каждая крупная фирма могла их приобрести. Вычислительная техника развивается очень высокими темпами, и за свое относительно короткое существование, компьютеры прочно вошли в жизнь человека. И все это время ведутся споры о пользе и вреде компьютера, о его «плюсах» и «минусах». Это и будет темой нашего разговора.

1. Организация работы «пресс-конференции»

Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает таблички с ролями, материал по роли. Объясняется алгоритм работы с материалами. Предлагается примерный план выступления:

1) В чем заключается влияние компьютера на человека?

2) Причина этого влияния. Почему?

3) Профилактика. Рекомендации.

2. Самостоятельная работа в группах.

3. Работа пресс- конференции.

4. Выводы. Рефлексия.

5. Заключительное слово учителя.

Материалы

для проведения пресс-конференции.

Компьютер и психика человека. Стресс, депрессия, нервные расстройства.

1. Компьютер является источником раздражения

Помимо того, что длительная работа за компьютером отрицательно сказывается на здоровье, она ещё и связанна с постоянным раздражением, источником которого могут быть разные ситуации.

Наверное, нет такого человека, у которого никогда не зависал компьютер с потерей несохраненной информации, не было проблем с какими- либо программами и т.д. По результатам исследований, стрессовые ситуации, связанные с компьютером, а особенно с Интернетом, приводят к увеличению потребления спиртных напитков. Таким образом, мы получаем или психическую неуравновешенность, или алкоголизм, или всё вместе.

1.2.Профилактика нервных расстройств

1. Постарайтесь сделать так, чтобы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев, и меньше раздражал вас.

2. В Интернет: не ждите долго загрузки страницы, посмотрите в это время другую, постарайтесь пользоваться качественным доступом (лучше 1 час с нормальной связью, чем 2 с плохой).

3. Как можно чаще прерывайте работу с компьютером, по возможности проводите больше времени на улице. Этот список можно продолжать ещё долго, но главное, чего вы должны добиться, это того, чтобы работа за компьютером была для вас комфортной и не вызывала раздражения.

1.3. Компьютерная зависимость

Исследования о вреде компьютерных игр проводились, в частности, итальянскими учеными. Они установили, что у детей, чрезмерно увлекающихся видеоиграми, быстро развивается зависимость; такому ребенку необходимы ежедневные компьютерные сеансы, которые, как правило, длятся не один и не два часа. Безобидное на первый взгляд занятие все-таки таит в себе немало опасностей.

Во-первых, страдают глаза и центральная нервная система: подростку постоянно приходится следить за меняющимися на экране картинками с предельным вниманием.

Во-вторых, эмоциональное перенапряжение не лучшим образом сказывается и на психике заядлых компьютерщиков: подростки становятся более возбудимыми, неуправляемыми, им труднее налаживать контакты в обычной жизни. Начинает проявляться ничем не обоснованная агрессивность и жестокость в отношениях со сверстниками, родителями, посторонними людьми.

В-третьих, они в буквальном смысле слова начинают жить в виртуальном пространстве. Подростки привыкают к мысли, что «игру» в случае неудачи всегда можно начать сначала. К сожалению, такое отношение к жизни часто становится причиной безрассудных поступков, а ведь в реальности «второй попытки» может и не быть...

По наблюдениям психологов, среди увлекающихся видеоиграми намного больше людей, которые не желают заводить семью, иметь серьезную работу.

2.Электромагнитное излучение

Как и все приборы, потребляющие электроэнергию, компьютер испускает электромагнитное излучение. Причём из бытовых приборов, с ПК по силе этого излучения могут сравниться разве что микроволновая печь или телевизор. Однако в непосредственной близости с ними мы не проводим очень много времени, а электромагнитное излучение имеет меньшее воздействие с увеличением расстояния от источника до объекта. Таким образом, компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения.

2.1. Влияние электромагнитного излучения.

В настоящее время о влиянии электромагнитного излучения на организм человека, практически ничего не известно, да и за компьютерами мы сидим пока лет 20. Однако некоторые работы и исследования в этой области определяют возможные факторы риска, так например, считается, что электромагнитное излучение может вызвать расстройства нервной системы, снижение иммунитета, расстройства сердечно-сосудистой системы и аномалии в процессе беременности и соответственно пагубное воздействие на плод.

78

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

2.2. Электростатическое поле,

деионизация, вредные вещества в воздухе.

При работе, компьютер образует вокруг себя электростатическое поле, которое притягивает пыль, и соответственно она оседает у вас в лёгких, в то же время, работающий компьютер деионизирует окружающую среду и уменьшает влажность воздуха. Каждый из этих факторов пагубно влияет как на лёгкие, так и на весь организм в целом.

При нагревании платы и корпус монитора испускают в воздух вредные вещества. Всё это делает воздух очень сухим, слабо ионизированным, со специфическим запахом и в общем «тяжёлым» для дыхания. Естественно, что такой воздух не может быть полезен для организма и может привести к заболеваниям аллергического характера, болезням органов дыхания и другим расстройствам.

2.3. Защита от излучений компьютера.

Устранить полностью вредное воздействие компьютера невозможно, речь может идти лишь об уменьшении вредных воздействий .

Рекомендации:

1. По возможности, стоит приобрести жидкокристаллический монитор, поскольку его излучение значительно меньше, чем у распространённых ЭЛТ мониторов (монитор с электроннолучевой трубкой). Жидкокристаллические мониторы сводят излучение практически к нулю.

2. Системный блок и монитор должен находиться как можно дальше от вас.

3. Не оставляйте компьютер включённым на длительное время, если вы его не используете. Хотя это и ускорит износ компьютера, но здоровье полезней. Так же, не забудьте использовать «спящий режим» для монитора.

4. В связи с тем, что электромагнитное излучение от стенок монитора намного больше, постарайтесь поставить монитор в угол, так что бы излучение поглощалось стенами.

5. По возможности сократите время работы за компьютером и почаще прерывайте работу.

6. Компьютер должен быть заземлён.

2.4. Заболевания позвоночника

Основными заболеваниями позвоночника, развивающимися вследствие долгого нахождения за компьютером, являются: остеохондроз и искривления позвоночника.

Если возможность развития искривления позвоночника более велика в раннем возрасте, то остеохондроз опасен для людей всех возрастов. Так же стоит отметить, что последствия остеохондроза более опасны, чем последствия различных видов искривления позвоночника. Одной из причин развития искривления позвоночника является не соблюдение правильной осанки, как во время работы за столом, так и при ходьбе и т.д. Искривление позвоночника не только делает человека не привлекательным, но и может привести к нарушению работы внутренних органов, что в последствии скажется на его здоровье.

2.5. Причина заболеваний -вынужденное положение тела

Работая за компьютером, вы в основном сидите в удобном для вас положении, в течение длительного времени.

Длительное нахождение в одной и той же позе, приводит к постоянной нагрузке на одни группы мышц и к постоянному отсутствию её на других группах мышц. Если постоянная нагрузка на мышцы, в случаи работы с компьютером, приводит к болям в руках (кисть, запястье), то отсутствие нагрузки более пагубно влияет на ваш организм. Отсутствие нагрузки на мышцы спины приводит к их деградации, а поскольку обмен веществ в позвоночнике происходит с их помощью, соответственно он тоже нарушается, в итоге происходит деградация (разрушение) межпозвонковых дисков - остеохондроз. Это заболевание может вызывать боли в голове, конечностях и внутренних органах.

Для профилактики вышеперечисленных заболеваний следует: а) как можно эргономичней организовать место за компьютером; б) как можно чаще менять позу или вставать из-за компьютера; в) по возможности делать гимнастику; г) заниматься спортом и всячески развивать мышцы спины.

2.6. Туннельный синдром или синдром запястного канала

Боль в руках, особенно в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером приобрела название туннельного синдрома или синдрома запястного канала, а так же, приобрела статус профессионального заболевания компьютерщиков (программистов, машинистов и людей, работа которых ведётся в основном на компьютере).

Причиной возникновения боли является защемление нерва в запястном канале. Причиной же защемления нерва является постоянная статическая нагрузка на одни и те же мышцы, которая может быть вызвана большим количеством однообразных движений (например: при работе с мышкой) или неудобным положением рук, во время работы с клавиатурой, при котором запястье находиться в постоянном напряжении. Всё это может привести к постоянному ощущению боли или дискомфорта в руках, ослаблению и онемению рук, особенно ладоней.

Для профилактики и лечения синдрома запястного канала следует позаботиться об эргономичности своего рабочего места, как можно чаще прерывать работу и выполнять небольшой набор упражнений для рук.

2.7. Как должно быть правильно организовано рабочее место (его эргономичность):

1. При работе с клавиатурой, угол сгиба руки в локте должен быть прямым (90 градусов)

2. При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края.

3. Стул или кресло должно быть удобными, с подлокотниками.

2.7.1.Упражнения для рук

1) Встряхните руки.

2) Сжимайте пальцы в кулаки (~10 раз).

3) Вращайте кулаки вокруг своей оси.

4) Надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь и запястье наружу.

С помощью этих упражнений вы улучшите кровообращение в мышцах и растяните их, а так же разомнёте другие мышцы руки.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

79

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

2.8. Влияние компьютера на зрение

Длительная, неправильная работа за компьютером является причиной нарушения зрения, снижения остроты зрения, близорукости. При работе за компьютером глаза находятся в постоянном напряжении, это связанно с тем что, монитор сам является источником света, что не привычно для человеческого глаза, так как в основном мы видим отражённый от объектов свет, в то же время мерцание изображения то же раздражает глаза.

Потенциальная усталость глаз существует при любой работе, в которой участвует зрение, но наиболее велика она, когда нужно рассматривать объект на близком расстоянии. Проблема еще более возрастает, если такая деятельность связана с использованием устройств высокой яркости, например, монитора компьютера. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли.

2.8.1. Вот несколько простых рекомендаций:

Самое очевидное решение - это ограничить количество времени, проводимого детьми за компьютером без перерыва. Рекомендуется делать короткий перерыв через каждые 30 минут занятий. Идеальной «разрядкой» может быть физическая активность, не требующая напряжения зрения. Некоторые специалисты предлагают упражнения для глаз, помогающие детям избежать проблем, связанных с использованием компьютера.

2.8.2. Упражнения для глаз.

1. Зажмурьте глаза на 10 секунд

2. Быстро моргайте в течение 5-10 сек.

3. Сделайте несколько круговых движений глазами.

4. Несколько раз поменяйте фокус, для этого смотрите сначала на какую либо точку на окне (если оно очень чистое, можно приклеить маленькую бумажку), а потом в даль (на облака, далёкий дом и т.д.)

5. Для снятия раздражения, или для отдыха глаз, возьмите заваренный чайный пакетик (уже холодный) положите на глаза и лежите ~ 10 минут.

Еще один способ уменьшить риск перенапряжения глаз состоит в выборе хорошего монитора. Самыми безопасными на сегодняшний день являются жидкокристаллические мониторы

3. Профилактика заболеваний:

1. Монитор должен удовлетворять следующим требованиям:

1.1 Количество цветов не менее 256.

1.2 Размер зерна не более 0.28 мм

1.3 Частота регенерации не менее 75 Гц

1.4 Возможность регулировки яркости и контраста изображения.

2. Монитор должен находиться на расстоянии не менее 45 см. от глаз (расстояние вытянутой руки), его верхняя точка должна находиться не ниже прямого взгляда (смотря прямо, вы видите верхний край монитора).

3. Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. В то же время оно должно быть достаточным, для того чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми вы работаете.

4. При работе одновременно с книгой и монитором желательно, что бы они находились на одной высоте.

5. Чаще протирайте экран монитора.

6. Как можно чаще прерывайте работу и давайте глазам отдохнуть (желательно каждый час делать 1015 минутный перерыв), причём если с монитора переключиться на телевизор толку будет мало.

№ 7. Зеница ока. Как сохранить зрение

Цели занятия: формирование и развитие у детей представления о ценности здоровья (в частности зрения) и необходимости бережного отношения к нему.

Форма: практикум

Оборудование:

S модель глаза;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S правила гигиены органов зрения;

S памятка с упражнениями для снятия усталости.

Ход классного часа

1. Вступительное слово. Первый докладчик.

С самого раннего детства мы привыкли к тому, что глаза снабжают нас потоком информации, цвете, движении в окружающем мире. Глаза - самый важный орган чувств.

Глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. В диаметре глазное яблоко имеет всего 2,5 сантиметра. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой - роговицей. Роговица покрывает цветную часть глаза - радужную оболочку. В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается. Если свет слабый, тусклый - расширяется. Оболочка глаза белого цвета - склера. Сквозь нее мы ничего не видим. Ее задача - защищать те части глаза, которые находятся внутри глазного яблока. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза - хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она пропускает через себя свет. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и достигает сетчатки.

Сетчатка - именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка содержит светочувствительные клетки - палочки и колбочки. Сто двадцать пять миллионов тонких палочек глаза видят только черно - белое изображение. Семь миллионов толстеньких колбочек видят цвета, однако лучше всего они работают при ярком свете. Поэтому при слабом свете мы теряем цветное зрение. Сетчатка покрывает заднюю часть глаза так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате.

Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому зрительному нерву в специальный отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец видим то, на что смотрят наши глаза.

2. Физминутка для глаз:

S Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их. Повторить 6-8 раз.

80

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровоснабжение.

S Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза.

Упражнение улучшает кровообращение мышц глаз.

S Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

Упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает кровоснабжение.

3. Это интересно. Второй докладчик.

Первое известное науке животное, наделенное зрением, появилось 540 млн. лет назад. Это была одноклеточная эвглена зеленая. У нее имелось лишь светочувствительное пятно - “глазок”, благодаря которому эвглена ориентировалась. Более 500 млн. лет назад глазные пятна появились у медуз. Этот орган зрения позволял им ориентироваться в пространстве, и медузы заселили открытое море. Первым животным с двумя глазами можно назвать ресничного червя. Интересен по своему строению глаз насекомого: этот шедевр природы сложен из многих тысяч крохотных отдельных глазков. Глаз комнатной мухи состоит из 4000 глазков, рабочей пчелы - из 5000 глазков, бабочки -из 17000 глазков, стрекозы из 30000 глазков. А вот у нашей домашней любимицы - кошки - под сетчаткой расположен особый светящийся слой клеток. Благодаря этому глаза кошек таинственно мерцают в темноте. Световые лучи, проникающие внутрь глаза, отражаются от этого слоя, словно от зеркала, и вновь достигают фоторецепторов. Так световой импульс усиливается. Кошки видят в темноте в 6 раз лучше, чем человек.

А сейчас речь пойдет о том, как сохранить глаза здоровыми. Вы, наверное, замечали, что у многих людей нарушено зрение: одни прищуриваются, когда рассматривают предметы, другие носят очки. Как вы думаете, отчего портится зрение? (Предположения детей)

4. Выводы. Причиной является:

S неправильное питание,

S неправильный режим дня,

S злоупотребление просмотром телевизора,

S длительная работа или игра за компьютером,

S чтение лежа,

S наследственный фактор.

❖ Наши глаза настолько драгоценны, что мы просто обязаны их беречь. В мире огромное количество людей, которые имеют слабое зрение или вовсе слепы. Как вы думаете, легко им живется? Как вы себя чувствуете, как вы себя ведете, если сталкиваетесь с такими людьми?

❖ Конечно, таким людям нужно по возможности помогать, наше государство заботится о людях со слабым зрением: для слепых и слабовидящих детей созданы специальные школы, даже работать на компьютерах могут, используя специальную клавиатуру.

❖ Подумайте, каким правилам необходимо следовать, чтобы сохранить глаза здоровыми?

5. Работа в группах.

Здание. Сформулировать правила, которым нужно следовать, чтобы глаза были здоровыми.

Итог работы групп.

1) Когда умываешься утром или перед сном вечером, тщательно промывай веки. Делай это в любое другое время дня, когда чувствуешь, что на веки попала грязь. Если мы содержим веки в чистоте, то тем самым предохраняем от воспаления конъюнктиву - оболочку, выстилающую внутреннюю поверхность века и переднюю часть глазного яблока. Кроме того, кто часто промывает веки чистой водой, имеет меньше шансов заболеть блефаритом - так называется воспаление краев век.

2) Если у тебя чешутся глаза, обратись за помощью к врачу. Зуд может означать, что начинается воспаление конъюнктивы. Если сразу же начать лечение глазными каплями или мазями, оно пройдет очень быстро - через несколько дней.

3) Никогда не следует сильно тереть глаза, особенно опасно тереть их грязными руками. На руках находится множество микробов, которые так и норовят забраться на веки, и тогда там может образоваться ячмень, или же в глаза, где они вызовут конъюнктивит. Лучше никогда не трогать глаза грязными руками.

4) Ни в коем случае не играй и не бегай с ручкой, карандашом, палкой или другим заостренным предметом в руках. Ты можешь поскользнуться и попасть острием прямо в глаз.

5) Если ты стал хуже видеть, чем раньше, скажи об этом родителям. Может быть, тебе требуются очки. Чтобы узнать, нужно ли тебе носить очки, достаточно пойти к офтальмологу и проверить зрение.

6) Очень важно читать при хорошем освещении, чтобы не перенапрягать глаза.

1) Сетчатка, расположенная в задней части глазного яблока, очень чувствительна. Если долго смотреть на солнце, можно нанести ей непоправимый вред. Детям нельзя смотреть на солнце дольше нескольких секунд, даже в солнцезащитных очках. Каждый, кто собирается провести длительное время на солнце, должен надеть солнцезащитные очки.

8) Не смотреть без меры телевизор, не работать на компьютере. Перенапряжение глаз может наступить всякий раз, когда человек что-то подолгу рассматривает.

6. Индивидуальная работа с карточками: “Как я забочусь о своих глазах”

Задание. Подчеркните нужный ответ («да» или «нет») Подсчитайте количество «нет», чем их больше, тем хуже вы заботитесь о своих глазах.

1. Всегда читаю сидя.

2. Делаю перерывы во время чтения.

3. Слежу за посадкой при письме.

4. Делаю уроки при хорошем освещении.

5. Делаю гимнастику для глаз.

6. Часто бываю на свежем воздухе.

7. Употребляю в пищу растительные продукты.

8. Работаю за компьютером не более двух часов в день.

9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10. Каждый год проверяю свое зрение у врача.

7. Итог занятия

ДА 1— ш I

ДА НЕТ

ДА НЕТ

ДА НЕТ

ДА НЕТ

ДА НЕТ

ДА НЕТ

ДА НЕТ

ДА НЕТ

ДА НЕТ

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

81

Проблемы здоровьесберегающих технологий в образовании

№ 8. Наркомания - что это?

Цел ь: воспитание потребности в здоровом образе жизни, осознанного отношения к реальному вреду наркотиков на личность человека.

Оборудование: Тексты ситуаций для каждого ученика.

В ходе классного часа важно выслушать различные точки зрения учащихся, но сделать правильные выводы.

Ход классного часа

1. Вступительное слово классного руководителя

Однозначно о наркотиках сказать невозможно. Наркотики связаны как со спасением жизни человека, так и с её утратой. История использования наркотиков с ритуальными целями и в медицине начинается в глубокой древности, а история распространения наркомании и широких масштабов нелегального оборота наркотиков насчитывает всего несколько десятилетий. Что же такое наркотики?

2. Темы выступления учащихся.

S Наркотик - любое химическое соединение, которое воздействует на функционирование организма. Злоупотребление наркотиками - это их употребление любым неприемлемым с медицинской и социальной точек зрения образом или приемлемым, но неправильным.

Существует множество причин злоупотребления наркотиками.

S Социальная согласованность. Если использование того или иного наркотика принято в группе, к которой человек принадлежит или с которой он себя идентифицирует, он почувствует необходимость применять этот наркотик, чтобы показать свою принадлежность к этой группе. Это относится ко всем наркотикам, от никотина и алкоголя до героина.

S Удовольствие. Одна из главных причин, почему люди употребляют наркотики - это сопутствующие и принятые ощущения от хорошего самочувствия и релаксации до мистической эйфории.

S Доступность. Нелегальное потребление наркотиков наиболее высоко там, где они легче доступны, например, в крупных городах. Любопытство в отношении наркотиков заставляет некоторых людей начать самим принимать наркотики.

S Враждебность. Применение наркотиков может выглядеть символом оппозиции ценностям общества. Когда человек отвергает общество и все альтернативы, включая самого себя, свои надежды и цели, возникающие чувство бессмысленности жизни, изоляции и неадекватности делает его предрасположенным к хронической наркомании.

S Достаток и досуг могут привести к скуке и потере интереса к жизни, и выходом и стимуляцией в этом случае могут показаться наркотики.

S Уход от физического стресса. Большинству людей удаётся справляться с наиболее стрессовыми ситуациями их жизни, но некоторые пытаются найти убежище в форме наркотической зависимости. Наркотики часто становятся должным центром, вокруг которого вращается их жизнь.

3. Вопросы для обсуждения

1. Каковы основные свойства наркотика?

2. Проанализируйте понятие “наркотик” из прослушанной информации

3. Что вы можете сказать о двух значениях понятия “наркотик”?

4. Почему люди употребляют наркотики с немедицинскими целями? Расставьте причины в порядке их значимости.

5. Почему люди не употребляют наркотики? Что может повлиять на отказ от наркотиков?

6. Каковы основные идеи и положения прослушанной вами информации? С чем вы согласны, а с чем могли бы поспорить?

4. Итоги обсуждения проблемы.

4.1. Любая попытка ответить на вопрос, почему люди употребляют наркотики с немедицинскими целями, вызывает множество различных ответов. И тем более число этих ответов может возрастать в зависимости от географии страны, культуры народа. Психоактивные вещества употреблялись с древних времён в соответствии с традиционными нормами, практикой религиозных церемоний и медицинскими целями.

4.2.Отвечая на вопрос, почему люди употребляют наркотики и становятся наркоманами, можно сказать следующее.

1) Потому что наркотик стал более доступным.

2) Наркоторговцы стремятся реализовать наркотики как товар нелегального рынка.

3) Употребление слабых наркотиков становится “модой” среди некоторой части молодёжи.

4) Потому что биохимическое действие наркотика сходно с нормальными процессами в мозге и, соответственно, сигналы об опасности игнорируются сознанием. Вот что говорит одна бывшая наркоманка: “Я, как человек, который когда-то принимал наркотики, очень хочу сказать, что же такое наркомания. Зависимость от наркотиков - это постоянное, абсолютно непреодолимое желание принимать его, для человека, который не знает, что это такое, это можно сравнить с жаждой, с голодом. Когда вы хотите пить - вы терпите час, когда вы хотите ещё - вы терпите два часа, когда вы хотите пить день - вы пьёте из лужи или из чего угодно для того, чтобы удовлетворить своё желание.

Желание принять наркотик во много раз сильнее этого, и на самом деле человек, который принимает наркотики, испытывает это желание постоянно. Оно контролирует его поступки, мысли, его жизнь. На самом деле, когда ты принимаешь наркотики, в твоей жизни, кроме этого, ничего не происходит. Твоя жизнь заключается в том, что ты идёшь, находишь наркотики, принимаешь их, забываешься на какое-то короткое время, потом это повторяется снова. Как сказал Уильям Бироуз, который сидел 15 лет на героине - это катание опиумного шарика вокруг собственного носа. На самом деле тебе кажется, что твоя жизнь чем-то занята, но в ней не происходит ничего, и ты действительно только принимаешь наркотики. И это твоя зависимость. И поэтому ты раб. Ты служишь коварно. И от этого ты становишься не просто несчастным - ты становишься просто мёртвым”

4.3. Отвечая на вопрос, почему люди не употребляют наркотики и не становятся наркоманами, можно ответить так: потому, что они отдают себе отчёт в опасности употребления наркотиков, потому что они умеют ответственно относится к своей личности и безопасности, потому что они умеют управлять своими чувствами и намерениями, потому что они умеют справляться с проблемами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

82

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.