ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Программа стимулирования проектного финансирования в России
Фаянцева Д. Ю.
Фаянцева Дарья Юрьевна / Fayantseva Daria Yuryevna - бакалавр, кафедра банков и банковского менеджмента, кредитно-экономический факультет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье рассмотрена Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования, проведен ее анализ, выделены банки, участвующие в данной государственной Программе.
Ключевые слова: проектное финансирование, инвестиционные проекты, Программа поддержки инвестиционных проектов, льготное кредитование, инновационное положение проектного финансирования.
В современных условиях глобальной нестабильности, высокой волатильности макроэкономических показателей, при ограничении возможного привлечения средств российского и международного рынков капитала возрастает актуальность технико-экономической обоснованности инвестиций и повышения качества проектного анализа, а также использования наиболее надежных и эффективных форм, инструментов финансирования инвестиционной деятельности, включая проектное финансирование.
Одним из важнейших факторов стимулирования использования проектного финансирования в России стало вступившее в силу в Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 года № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».1
Этот документ утвердил программу поддержки инвестиционных проектов, которые реализуются на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования (далее - Программа). Появление этой Программы является шагом по стимулированию экономического роста в условиях закрытия внешних рынков заимствования.
Этот механизм поддержки инвестиционных проектов, способствует росту объемов кредитования предприятий реального сектора российской экономики на долгосрочных и льготных условиях.
В Программе предложен механизм проектного финансирования и его государственной поддержки, который отличается от общепринятого за рубежом и употребляемого крупными российскими банками понятия проектного финансирования, как мультиинструментальной модели финансирования компании, специально созданной для воплощения в жизнь инвестиционного проекта. При этом определении главным источником обеспечения расчетов с акционерами и кредиторами проектной компании являются будущие денежные потоки.
С момента реализации Программы российский бизнес и общественность начали рассматривать проектное финансирование как льготное кредитование, предоставляемое коммерческими банками, эти проекты финансируются коммерческими банками за счет их рефинансирования Банком России.
Такой вид экономической «инновации» может иметь негативные последствия и прежде всего это увеличение рисков деятельности Центрального банка Российской Федерации.
1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169755/.
48
По данным Минэкономразвития России, 10 российских кредитных организаций и международных финансовых организаций, отобраны для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования, все они представлены в таблице 1.
Таблица 1. Уполномоченные банки, участвующие в Программе поддержки инвестиционных
проектов1
№ Уполномоченный банк Размер собственных средств уполномоченного банка на последнюю отчетную дату, предшествующую включению уполномоченного банка в перечень, млрд. рублей
1. Публичное акционерное общество «Сбербанк России» 2 265,73
2. Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» 280,17
3. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АЛЬФА-БАНК» 258,62
4. Банк ВТБ(публичное акционерное общество) 718,15
5. Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк» 119,72
6. «Газпромбанк» 502,99
7. Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (открытое акционерное общество) 195,27
8. Публичное акционерное общество Банк «Финансовая Корпорация Открытие» 147,34
9. Международный инвестиционный банк 67,33%*
10. Евразийский банк развития (ЕАБР) 51,75%*
* Одним из критериев отбора международной финансовой организации для участия в Программе в качестве уполномоченного банка является наличие уровня достаточности капитала на последнюю отчетную дату не ниже 20 процентов.
Помимо этих 10 банков в этой Программе принимает участие государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
В соответствии с Постановлением Минэкономразвития, вышеперечисленные банки предоставляют Межведомственной комиссии проекты по выделенным приоритетным отраслям, в свою очередь утвержденные проекты получают государственную гарантию на 25% от суммы кредита, и до 80% от полной стоимости проекта будет рефинансироваться Банком России. Процентная ставка по предоставлению проектного финансирования уполномоченными банками конечным заемщикам не может превышать уровень процентной ставки, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации, в целях рефинансирования кредитов плюс 2,5 процента годовых2.
На диаграмме представлены банки, выдавшие кредиты по Программе поддержки инвестиционных проектов на основе проектного финансирования за 2015 год. По данным рисунка 1 видно, что на первом месте по финансированию проектов находится ПАО Банк ВТБ, на втором месте расположились ПАО Сбербанк и АО ГПБ Банк, а на третьем - АО «Россельхозбанк».
1 [Электронный ресурс]: Составлено автором на основе данных. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/CorpManagment/investprojectprogramme/banks/.
2 [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70876024/.
49
У ПАО Банк ВТБ
АО "АЛЬФА-БАНК" У Внешэкономбанк
23%
J АО "Россельхозбанк" Ы ПАО Сбербанк U ПАО Банк "ФК Открытие" и Банк ГПБ (АО)
Рис. 1. Выданные кредиты банками по Программе поддержки инвестиционных проектов
за 2015 год1
Все отобранные инвестиционные проекты по рассматриваемой Программе представлены на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации2.
Эта Программа успешно применялась до 2016 года и поддерживала инвестиционные проекты, реализуемые на территории России, способствуя увеличению, объемов кредитования организаций реального сектора экономики на
3
долгосрочных и льготных условиях .
Однако 24 марта 2016 года вышла статья «Власти РФ сворачивают программу проектного финансирования»4, в которой говорится, что эта Программа может быть прекращена в связи с тем, что Центральный Банк Российской Федерации не идет на увеличение лимитов рефинансирования по проекту. Данное увеличение потребовалось, так как Межведомственная комиссия, отбиравшая проекты для этой Программы, не учла лимит Банка России и превысила его почти в 3 раза. В сложившийся ситуации, по мнению главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, прием новых проектов невозможен.
Надо отметить, что сейчас Банк России и Фонд развития промышленности разрабатывают новый инструмент для привлечения ресурсов в инвестиционные проекты.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 года № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».
2. Никонова И. А. Проектный анализ и проектное финансирование / И.А. Никонова. М.: Альпина Паблишер, 2012. 154 с.
3. Nevitt Peter К., Fabozzi Frank/ Project Financing. 7th Edition. London: Euromoney Books, 2000.
4. Никонова И. А. Развитие законодательной базы проектного финансирования // Банковское дело. № 3, 2014.
^Электронный ресурс]: Составлено автором на основе данных Министерства экономического развития России. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/CorpManag ment/investprojectprogramme/reestr.
2 [Электронный ресурс]: URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure.
3 [Электронный ресурс]: URL: http://base.garant.ru/70764842.
4 [Электронный ресурс]: URL: http://www.banki.ru/news/bankpress/?id=8805125.
50
5. Смирнов А. Л., Родионов И. И. Проектное финансирование в России: новые стимулы развития. // Банковское дело. № 2, 2015. С. 64-68.
6. Фаянцева Д. Ю. Появление и развитие проектного финансирования в России // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 15 (57). С. 49-50.
Финансовый маркетинг и его роль в развитии страны
Мухина С. А.
Мухина Светлана Анатольевна / МиШпа Svetlana АпаМ'еупа - бакалавр, кредитно-экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье раскрывается теоретическое и научно-практическое направление формирования финансового маркетинга в современных российских условиях, а также рассматриваются основные направления, достижения, вызовы и перспективы развития в сфере финансовых услуг.
Ключевые слова: финансовый маркетинг, финансовые услуги, потребительская ценность, конкурентная борьба, банковские услуги.
Сфера финансовых услуг занимает особое место в условиях динамично меняющейся экономики. Она обладает ключевыми факторами устойчивого экономического развития: материальными и нематериальными активами, информационными технологиями и конкурентным потенциалом. Сфера финансовых услуг претерпевает существенные изменения в структуре и в реализуемых функциях самой услуги. Главенствующее место в использовании конкурентного потенциала сферы финансовых услуг принадлежит маркетингу, который является основной для реализации конкурентоспособных продуктов на современном рынке.
Сложившаяся ситуация изменяет положение организаций сферы финансовых услуг в обществе, все более усложняет процессы становления и развития их конкурентной активности. В то же время действующие системы функционирования предприятий сферы финансовых услуг носят в основном адаптационный характер, в основе которого лежат традиционные методы хозяйствования. Маркетинговый подход формирует новые подходы и технологии, способствующие повышению конкурентоспособности финансовых продуктов и рыночной результативности финансовых организаций.
Современное конкурентное преимущество, обеспечиваемое при помощи финансового маркетинга, - это вопрос знаний и навыков. Они формируются местными институтами, местными ценностями, местными поставщиками, местными потребителями. Можно выделить три источника конкурентного преимущества: преимущество издержек; дифференциация продукции; выгодные сделки [3].
Сегодня успех коммерческих организаций в конкурентной борьбе напрямую зависит от умения их руководителей принимать эффективные взвешенные управленческие решения. В сложившейся ситуации каждому руководителю следует адекватно и оперативно реагировать на изменения в спросе, потребительских ценах, рыночном поведении и др. Именно эти факторы обуславливают необходимость проведения маркетинговых исследований, которые дают возможность сформировать валидную и надежную информационную базу для принятия действенных управленческих решений в условиях конкуренции.
Финансовый маркетинг как функциональная область деятельности организаций направлен на создание потребительской ценности для клиентов путем выявления