УКД 336.71
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ, ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Е.В. Кобылина
Аннотация. Одна из форм финансирования инвестиционного проекта -проектное финансирование, имеющее достаточно специфические черты, среди них - наличие специальной проектной компании. В данной статье рассматриваются современные тенденции развития данного направления финансирования, где особая роль отводится нормотворческой деятельности государства. Определяются современные глобальные проблемы проектного финансирования на фоне кризисных явлений и предлагаются основные пути их преодоления.
Ключевые слова: проектное финансирование, инвестиционный проект, банковское финансирование, государственное финансирование, проектная компания, источники финансирования, риск, право регресса, капитал, инвестиционная привлекательность.
RELEVANCE AND PROBLEMS FOR PROJECT FINANCING AND WAYS TO IMPROVE THEM
E.V. Kobylina
Abstract. One of the forms of financing of the investment project - project financing, with very specific features, including a special project company. This article discusses the current development trends in this area of financing, where a special role to norm-setting activities of the state. Define the modern global problems of project financing in the backdrop of the crisis and proposes the main ways of overcoming them.
Keywords: project financing, investment project, Bank financing, public financing, project company, financing sources, risk, recourse, capital, investment attractiveness.
Проектное финансирование - новая категория для отечественной юридической науки и законодательства. Суть ее заключается в том, что источником денежных средств для возврата полученного финансирования становится денежный поток самого проекта. На законодательном уровне в России понятие «проектное финансирование» не определено. Между тем предложено несколько определений:
- форма финансирования специально созданной для реализации инвестиционного проекта компании, при которой будущие денежные потоки проекта являются основным обеспечением возврата заемных средств, расчетов с кредиторами и выплаты доходов инвесторам [2];
- кредитование (долговое финансирование) инвестиционного проекта в сочетании с прямыми инвестициями [5];
- финансирование инвестиционных проектов, при котором источником обслуживания долговых обязательств являются денежные потоки, генерируемые проектом.
Таким образом, можно выделить следующие основные признаки проектного финансирования, которые могут иметь юридическое значение:
1. Сочетание различных источников финансирования инвестиционного проекта:
- банковское и лизинговое финансирование;
- средства специализированных инвестиционных фондов;
- облигационные займы;
- собственные средства компании;
- государственное финансирование.
Рисунок 1. Участники проектного финансирования и их функции
2. Возврат вложенных средств за счет прибыли от осуществления инвестиционного проекта.
3. Наличие специальной проектной компании.
4. Наличие обеспечения, являющегося единственным активом инвестиционного проекта.
5. Сложная договорная структура, предполагающая распределение рисков между участниками инвестиционного проекта (рис. 1).
Главным преимуществом проектного финансирования является возможность сконцентрировать значительные денежные ресурсы на решении конкретной хозяйственной задачи, и локализовать риски проекта на проектной компании. Она создается специально для выполнения конкретного проекта, отвечает за его реализацию и обычно не имеет ни финансовой истории, ни имущества для залога. Ответственность и риски распределяются между участниками проекта и регулируются набором контрактов и соглашений.
Различают три основные формы проектного финансирования и соответствующие им риски (табл. 1).
В большинстве случаев преобладает участие банковского капитала в финансировании проекта с распределением рисков между всеми участниками. Так, при финансировании инвестиционного проекта заемные средства могут составлять от 70 % до 90 % от общего объема финансирования проекта. При этом банки, как правило, требуют участия в инвестиционном проекте минимум 20 % собственных средств, тем самым стараясь снизить свои риски и риски ответственности заемщиков и отсеять часть проектов.
Стоит отметить, что и государство участвует в данном процессе за счет обеспечения правовых и экономических стимулов для активизации участия инвесторов и предприятий в проектном финансировании. В декабре 2013 г. Госдумой были приняты важные для развития проектного финансирования в России федеральные законы:
- № 379-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
- № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
- № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и т.д.;
- № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Таблица 1
Формы проектного финансирования
Формы финансирования ИП Определение Риски Возможности / недостатки
Финансирование с полным регрессом на заемщика Наличие определенных гарантий или определенной формы ограничений ответственности кредиторов проекта. Используется для малоприбыльных и некоммерческих проектов Риски проекта в основном падают на заемщика «Цена» займа относительно невысока и позволяет быстро получить финансовые средства для реализации проекта
Финансирование без права регресса на заемщика Отсутствие гарантий от заемщика, высокая доля ответственности кредитора. Финансируются проекты, имеющие высокую прибыльность и дающие в результате реализации конкурентоспособную продукцию Кредитор не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает на себя все риски, связанные с реализацией проекта Стоимость такой формы финансирования достаточно высока для заемщика, так как кредитор надеется получить соответствующую компенсацию за высокую степень риска
Финансирование с ограниченным правом регресса Все участники принимают на себя конкретные коммерческие обязательства Финансирование проекта предусматривает распределение всех рисков между его участниками так, чтобы каждый участник брал на себя зависящие от него риски Цена финансирования умеренна. Участники проекта заинтересованы в его эффективной реализации, поскольку их прибыль зависит от их деятельности
Данные законы содержат ряд инновационных положений, направленных на развитие проектного финансирования и рынка облигаций. Законы предусматривают введение ряда новых для российского законодательства понятий и инструментов в области проектного финансирования, в том числе:
- создание специализированных обществ (СОПФ);
- соглашений кредиторов;
- нового механизма уступки прав и обязанностей по договору, в частности уступка прав на будущую выручку, денежный поток, создаваемые активы;
- новых видов залогов (прав по договору, будущего объекта недвижимости, будущих прав);
- создание института, управляющего залогом;
- новых видов счетов, обеспечивающих контроль денежных потоков проекта и права кредиторов и акционеров (счет эскроу, залоговый счет).
Департамент финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития при Министерстве экономического развития реализует «Программу поддержки инвестиционных проектов», реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования [6]. В основе этой программы лежит отбор инвестиционных проектов для их дальнейшего финансирования и отбор уполномоченных банков (это кредитные организации РФ и международные финансовые организации) для проектного финансирования.
Не все инвестиционные проекты могут участвовать в данной программе. В соответствии с «Программой поддержки инвестиционных проектов», установлены требования реализации проекта в соответствии с «Основными направлениями деятельности Правительства РФ до 2018 г. в приоритетных секторах экономики» [7] (рис. 2).
В настоящее время для участия в Программе отобрано 42 проекта общей стоимостью 347,1 млрд руб. (объем запрашиваемых кредитных ресурсов - 235,5 млрд руб.).
Поскольку российские банки неохотно вкладывают средства не только в инновационные, но и в обычные, не предполагающие инноваций инвестиционные проекты, государство на законодательном уровне побуждает их участвовать в инвестиционной деятельности, поскольку проектное финансирование очень важно для развития инновационной системы и соответственно, всей экономики.
В соответствии с «Программой стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства», разработанной НКО «Агентство кредитных гарантий» совместно с Минэкономраз-
Рисунок 2. Приоритетные секторы экономики в соответствии с требованиями реализации «Программы поддержки инвестиционных проектов»
вития России, к участию в Программе отобраны уполномоченные кредитные организации [8]. Одним из критериев отбора международной финансовой организации для участия в Программе в качестве уполномоченного банка является наличие уровня достаточности капитала на последнюю отчетную дату не ниже 20 % (табл. 2).
Уполномоченным банком в рамках данной Программы является государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Объем портфеля «инвестиционных» кредитов Внешэкономбанка на 1 января 2014 г. достиг 893,1 млрд руб. (на 1 января 2013 г. - 668,9 млрд руб.). Суммарный объем вложений в акции (доли в уставном капитале), осуществленных в рамках финансирования инвестиционных проектов, на конец отчетного года составил 32,8 млрд руб. Объем кредитного портфеля банка развития увеличился за 2013 г. более чем на 35 % (с 720,2 млрд руб. до 974,6 млрд руб.). Почти 92 % объема кредитного портфеля банка развития приходится на «инвестиционные» кредиты (кредиты для реализации инвестиционных проектов).
Поскольку инвестиционная деятельность всегда сопряжена с определенными рисками, которые могут побудить инвестора отказаться от вложения средств, возникают соответствующие проблемы:
Таблица 2
Уполномоченные кредитные организации, отобранные для «Программы поддержки инвестиционных проектов» [7]
Наименование организации Размер собственных средств на отчетную дату, предшествующую включению уполномоченного банка в перечень, млрд руб. (1 января 2015 г.)
ПАО «Сбербанк России» 2265,73
ПАО Банк ВТБ 718,15
ПАО «Россельхозбанк» 280,17
ПАО «Промсвязьбанк» 119,72
ПАО «Альфа-Банк» 258,62
Банк ГПБ (АО) 502,99
ПАО «Банк Москвы» 195,27
ПАО Банк «ФК Открытие» 147,34
ПАО Международный инвестиционный банк 67,33 %
Евразийский банк развития ЕАБР (Казахстан) 51,75 %
- неэффективность механизмов оценки рисков возможной потери части дохода от наступления трудно предсказуемых неблагоприятных обстоятельств;
- недостаточный объем капитала банковского сектора для целей кредитования инвестиционных проектов.
В период кризисных явлений инвестиционная активность падает и к вышеупомянутым проблемам добавляются:
- пересмотр банками (потенциальными кредиторами) условий предоставления займов и ужесточение требований к заемщикам, залоговому обеспечению и параметрам инвестиционного проекта;
- неясность дальнейшего развития экономики страны и снижение потребительского спроса на товары и услуги.
Конкретными проблемами в сфере проектного финансирования являются:
1. Отток капитала. Несмотря на явные положительные стороны инвестирования в российскую экономику, отечественные инвесторы охотнее вкладывают средства за рубеж.
Так, чистый отток капитала, по оценке ЦБ РФ, в первом полугодии 2015 г. достиг 52,5 млрд долл. Во втором квартале отток капитала составил 20 млрд долл., в первом квартале - 32,5 млрд долл. В 2014 г.
отток капитала из России составил 154,1 млрд долл., а по итогам 2013 г. - 61 млрд долл. По итогам этого периода вывоз капитала упал на 31,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.
На деятельность инвесторов, особенно нерезидентов, особенно влияют такие факторы как политическая обстановка и кредитные рейтинги стран (так называемые политические и страновые риски).
Политические риски невозможно просчитать и предвидеть, но они значительно влияют на поведение как инвесторов-резидентов, так и инвесторов - нерезидентов. Также на поведение иностранных инвесторов влияет страновый риск, в основе которого лежит инвестиционная привлекательность, конкурентоспособность и легкость ведения бизнеса в РФ (табл. 3).
2. Инвестиционная привлекательность РФ По показателю легкости ведения бизнеса в 2015 г. Российская Федерация занимала 54 место и к 2016 г. поднялась на 4 пункта. Стоит отметить, что почти по всем показателям РФ на 2016 г. наблюдается снижение по пунктам Не изменились показатели «регистрация собственности» и «обеспечение исполнения контрактов». Наблюдается повышение в рейтинге на 19 пунктов такого показателя, как «получение кредитов», однако это может быть результатом ухудшения данного показателя в других странах.
При более близком рассмотрении отмечается, что, например, «регистрация предприятий» в РФ требует прохождения примерно стольких же процедур, как и в других развивающихся странах, хотя затраты при этом составляют меньший объем По такому показателю, как «получение кредитов», РФ занимает 11 место, что объясняется средним уровнем защиты кредитных операций и достаточно большим объемом охвата кредитным бюро населения (70 %) в целях распространения между кредиторами информации о неблагонадежных заемщиках и снижения риска неплатежа
3. Риски, сопровождающие все инвестиционные проекты, - риски неплатежеспособности В настоящее время наблюдается довольно высокий уровень данных рисков, что ведет к ухудшению качества кредитных портфелей банков-кредиторов, которое выражается в увеличении просроченной задолженности по кредитам в разных сегментах кредитования
На данный момент ухудшение качества кредитного портфеля следует во всех сегментах кредитования, самый высокий показатель с 2011 г. наблюдается в сегменте кредитования МСБ (выше 7,5 %). По кредитам крупному бизнесу наблюдается довольно стабильное положение (4,2 % - в 2009 г,3,5 % - в 2014 г) Тем не менее, прогноз-
Taônutfa 3
Российская Федерация в рейтинге Doing business, 2016 г. [12]
Показатель Российская Федерация Европа и Центральная Азия ОЭСР
Легкость ведения бизнеса (место) 51 - -
Регистрация предприятий (место): 12 - -
-процедуры (количество) 5 4,7 4,7
- время (дней) 12 10 8,3
- стоимость ( 0 о от дохода на душу населения) 1,2 4,8 3,2
Получение разрешения на строительство (место): 15 - -
-процедуры (количество) 19 15,9 12,4
- время (дней) 244 176,3 152,1
- стоимость ( 0 о от стоимости товарного склада) 1,7 4,4 1,7
- индекс качества контроля в строительстве (0-15) - новый показатель 14 11,2 11,4
Регистрация собственности (место): 5 - -
- процедуры (количество) 3 5,4 4,7
- время (дней) 15 22 21,8
- стоимость ( 0 о от стоимости объекта недвижимости) 0,2 2,6 4,2
-индекс качества системы управления земельными ресурсами (0-30) 26 19,4 22 J
Получение кредитов (место): 11 - -
- индекс уровня защиты кредитных операций (0-12) 6 6,2 6
- индекс кредитной информации (0-8) 7 6,3 6,5
- охват кредитным бюро ( 0 о взрослого населения) 0 23,8 11,9
- охват кредитным реестром ( 0 о взрослого населения) 70,2 37,4 66,7
Обеспечение исполнения контрактов (место): 2 - -
- время (дней) 310 480,7 538,3
- стоимость ( 0 о от суммы иска) 15 26,2 21,2
-индекс качества системы судопроизводства (0-18) 12,5 10,5 11
Разрешение неплатежеспособности (место): 11
- коэффициент возврата средств (центов за доллар) 41,3 38,3 72,3
- время (лет) 2 2,3 1,7
- стоимость ( 0 о от стоимости недвижимости) 9 13,2 9
- индекс эффективности нормативно-правовой базы (0-16) 11,5 9,7 12,1
- индекс участия кредиторов (0^1) 3 1,7 2,2
ное значение по всем сегментам к 2016 г. увеличится. Это значит, что в 2016ожидается ухудшение платежеспособности заемщиков.
4. Сейчас на рынке сложно найти «длинные» деньги, а имеющееся их предложение оказывается намного дороже, чем закладывается в проектах Так, начиная с 2014 г в банковском секторе наблюдается снижение доли долгосрочных вкладов в общем объеме вкладов физических лиц (с 32 % до 21 %) и нефинансовых организаций (с 99,53 % до 99,78 %) [9]. Это значит, что в банковской сфере присутствуют в основном «короткие деньги», которые нельзя направить на финансирование инвестиционных проектов, поскольку срок осуществления крупного инвестиционного проекта составляет как минимум, 5 лет Данная ситуация снижает возможность реализации проекта
Предложения по улучшению проектного финансирования в РФ:
1. В настоящее время риски кредитора и заемщика, состоящие в возможности получения необходимого объема финансирования по нормальной «цене», являются проблемой для российской экономики Для решения такой проблемы осуществляется субсидирование процентной ставки В частности, Постановлением Правительства от 3 января 2014 г. утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 гг. на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [10]. На основании данных Правил субсидирование осуществляется из федерального бюджета по кредитам, предоставляемым на срок не менее трех лет по каждому кредитному договору при ограничении общей стоимости инвестиционного проекта от 150 млн руб. до 5 млрд руб. Предоставление субсидий осуществляется в отношении кредитов, полученных в рублях, в размере 0,7 ключевой ставки в случае, если процентная ставка по кредиту, полученному в рублях, больше или равна ключевой ставке Банка России.
2. Для снижения рисков заемщика и для стимулирования кредитования инвестиционных проектов необходимо развивать и расширять правовой институт государственных гарантий, что, несомненно, позволит снизить соответствующие риски неплатежеспособности заемщика за счет государственных гарантий субъектов РФ.
3. Не стоит забывать и практику государственно-частного партнерства (ГЧП), достаточно распространенную в зарубежных развивающихся странах Так, совместное участие частного сектора и государства в лице определенных органов власти способно привлечь внебюджетные инвестиции, повысить эффективность использования ресурсов и в целом реализации проекта, а для частных инвесторов привлекательным аспектом в ГЧП является участие государства, что способствует снижению политических рисков Данное направление деятельности регулируется соответствующим Федеральным законом от 13 июня 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Для снижения риска кредитора инициаторам проектов необходимо внедрять систему риск менеджмента, которая должна четко формулировать всю систему рисков данного проекта и находить пути снижения проектных рисков К таким рискам относятся:
- отраслевые риски (конкурирующие энергоносители);
- риски, связанные с конечными потребителями (потребительский спрос);
- риски поставщиков;
- операционный риск (деятельность управляющей компании проекта);
- валютный риск (характерен при привлечении кредитных средств в иностранной валюте с рублевой доходностью). Основные направления снижения рисков:
- оценка необходимости проектного продукта для потребителей на фоне снижения потребительского спроса;
- заключение договоров с поставщиками (с увеличением ответственности поставщиков в случае нарушения условий договора поставок или задержки поставок);
- контроль деятельности управляющей компании;
- перевод денежных потоков проекта, номинированных в иностранной валюте, в национальную валюту;
- хеджирование валютных рисков
В эпоху важных перемен в России необходим контроль за финансами и развитие малых предприятий [1, с. 163-176; 3, с. 44-50; 4, с. 5-8].
Участникам проектного финансирования на данный момент выпала непростая задача развивать данные проекты в неблагоприятных условиях финансового кризиса, когда доступ к финансовым
ресурсам осложнен, потребительский спрос падает, а требования к проекту ужесточаются Тем не менее, опыт такой деятельности представляет большую ценность как для государства, так и для частного сектора, позволяя совершенствовать нормативно-правовую базу, соответствующие процедуры разработки проектов, разрабатывать механизмы прогнозирования рисков проектного финансирования и создавать новые механизмы взаимодействия сторон.
Библиографический список
1. Золкина И.В. Основные характеристики деятельности малых предприятий // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). 2015. № 2-3.
2. Кобылина Е.В., Москвичев С.П. Анализ отечественного и зарубежного опыта образовательного кредитования // Инновационные преобразования, приоритетные направления и тенденции развития в экономике: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. М., 2014.
3. ЛюбимовА.П. Контроль за финансами государственных и муниципальных унитарных предприятий и акционерных обществ // Представительная власть - XXI век. 2002. №5-6.
4. Любимов А.П. Эпоха перемен в России (предисловие, 30 октября 2013 г.) // Краснова В.Г. Новая Россия: от коммунизма к национальному возрождению. М., 2014.
5. Никонова И.А. Проблемы развития проектного финансирования в России // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 12.
6. Смирнов А.Л. Юридические аспекты и вопросы востребованности проектного финансирования // Юридическая работа в кредитной организации. 2011. № 4.
7. Сайт Министерства экономического развития РФ. URL: http://economy. gov.ru (дата обращения: 16.07.2016).
8. Сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru (дата обращения: 16.07.2016).
9. Сайт акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». URL: http://www.acgrf.ru (дата обращения: 17.10. 2016).
10. Сайт Центрального банка РФ. URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 17.10.2016).
11. Сайт Министерство промышленной торговли России. URL: http:// minpromtorg.gov.ru (дата обращения: 18.10.2016).
12. Группа Всемирного банка. URL: http://russian.doingbusiness.org (дата обращения: 18.10.2016).
Е.В. Кобылина
кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры экономики и управления Калужского филиала Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: kobylina63@mail.ru