ПОРЯДОК ОТБОРА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
ОСИПОВА АЛЛА ВЯЧЕСЛАВОВНА
ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: a.osipova2011@mail.ru
Проектное финансирование как метод привлечения долгосрочных кредитов для крупных инвестиционных проектов является сложным организационным и финансовым мероприятием. Главное преимущество проектного финансирования заключается в том, что оно позволяет сконцентрировать значительные денежные ресурсы на решении конкретной хозяйственной задачи, существенно снижая риск благодаря значительному числу участников соглашения. Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования, предполагает государственную поддержку, основанную на разделении рисков между участниками указанной программы. В статье показано, что механизм льготного кредитования и распределение рисков между инвесторами, банковским сообществом и государством позволяет в приоритетных отраслях реализовать крупные инвестиционные проекты. Важным инструментом в рассматриваемой программе является отбор инвестиционных проектов, которые должны соответствовать определенным требованиям. В соответствии с разработанной и утвержденной нормативной правовой базой показано, что процесс отбора включает два этапа: предоставления определенного перечня документов и этап принятия решения о предоставлении инвестиционного кредита и прочих преференций конечному заемщику. В статье проведен анализ распределения средств федерального бюджета, направленных в 2015 г. на поддержку проектного финансирования, по приоритетным отраслям, показана взаимосвязь между механизмом отбора инвестиционных проектов Комиссией по вопросам кредитования АПК, созданной при Минсельхозе России и Межведомственной комиссией по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций при Минэкономразвития России. На основе проведенного исследования автор делает вывод о возможностях и необходимости более широкого применения принципов проектного финансирования для поддержки широкомасштабных инвестиционных проектов, реализуемых в аграрнопромышленном комплексе России.
Ключевые слова проектное финансирование, отбор инвестиционных проектов, приоритетные отрасли, ставка рефинансирования, государственные гарантии, импортозамещение
Механизм государственной поддержки инвестиционных проектов на основе проектного финансирования был разработан и одобрен Правительством РФ в октябре 2014 г. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2014 г. № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» (далее - Программа поддержки) были определены критерии и порядок отбора субъектов, претендующих на участие в указанной Программе поддержки. Во-первых, это инвестиционные проекты, претендующие на получение государственных преференций; во-вторых, российские кредитные организации и международные финансовые организации (далее - уполномоченный банк), которые будут иметь возможность рефинан-
сировать кредиты, направляемые на реализацию отобранных инвестиционных проектов, в Центральном Банке России. Программой предусмотрен также порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации под долговые обязательства.
Цель реализации рассматриваемого механизма -увеличить объемы кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях на принципах проектного финансирования, основой которого являются денежные потоки, генерируемые проектом.
Программой поддержки определены преференции для инвестиционных проектов, которые реализуются в секторах экономики, отмеченные как приоритетные в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 г.
A. V. OSIPOVA
В перечень приоритетных отраслей вошли: сельское хозяйство (включая предоставление услуг в этой отрасли) и производство пищевых продуктов; обрабатывающие производства; химическое производство; машиностроительный комплекс (авиастроение, судостроение, автомобилестроение и иные); жилищное строительство; транспортный комплекс, в том числе воздушный транспорт (аэропорты, авиаперевозчики, транспортная инфраструктура); связь и телекоммуникации; производство и распределение электроэнергии, газа и воды и иных ресурсов.
Порядок отбора инвестиционных проектов включает в себя несколько этапов. На первом этапе потенциальный заемщик представляет в уполномоченный банк заявку и документы по инвестиционному проекту, в которых отражается статус юридического лица и исполнение требования о его регистрации на территории Российской Федерации. Необходимым условием является отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и возбужденного производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Уполномоченный банк принимает решение о предоставлении конечному заемщику кредита в целях реализации инвестиционного проекта если его полная стоимость составляет не менее 1 млрд. руб. и не более 20 млрд руб., (при доле собственных средств не менее 20 %). Первый этап завершается представлением уполномоченным банком в Министерство экономического развития Российской Федерации (далее -Минэкономразвития России) краткого отчета с указанием перечня инвестиционных проектов, их отраслевой принадлежности и стоимости потенциального инвестиционного проекта, а также статуса рассмотрения кредитных заявок уполномоченным банком.
На втором этапе отбора инвестиционных проектов Минэкономразвития России в лице созданного рабочего органа Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций, (далее - Межведомственная комиссия) принимает решение о предоставлении (не предоставлении) конечному заемщику кредита в целях реализации инвестиционного проекта.
В случае положительного решения уполномоченный банк направляет в рабочий орган Межведомственной комиссии:
- заявку на участие в отборе, которая включает следующие сведения:
а) полное наименование, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика и
основной государственный регистрационный номер инициатора проекта, конечного заемщика и уполномоченного банка;
б) наименование инвестиционного проекта;
в) предельную сумму и срок кредита, привлеченного для реализации инвестиционного проекта;
г) сумму гарантии;
- выписку из решения кредитного комитета уполномоченного банка о решении по предоставлению кредита; при этом уполномоченный банк подтверждает, что прогнозный денежный поток по проекту позволяет обслуживать привлекаемый кредит в полном объеме и в срок в течение всего периода кредитования;
- паспорт инвестиционного проекта (далее -Паспорт проект), подготовленный уполномоченным банком. Для унификации информации, содержащейся в Паспорте проекта, Межведомственная комиссия разработала и утвердила Методические рекомендации по его подготовке.
Для оценки социально-экономических эффектов от реализации инвестиционного проекта и его влияния на экономику страны и региона Межведомственная комиссия направляет вышеперечисленные документы в федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере реализации инвестиционного проекта (далее - федеральный орган). Федеральный орган представляет в Межведомственную комиссию заключение о целесообразности участия инвестиционного проекта в Программе поддержки. После получения заключения Межведомственная комиссия оформляет протоколом решение об отборе инвестиционного проекта, оригинал которого направляется в Министерство финансов Российской Федерации, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», привлекаемую Правительством РФ в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период; федеральному органу исполнительной власти, на который возлагается обязанность осуществлять контроль за целевым использованием кредита.
Межведомственная комиссия отбирает инвестиционные проекты в пределах лимитов, установленных федеральным бюджетом. Ресурсное обеспечение в 2015 г. Программы поддержки составляет 100 млрд руб. кредитных ресурсов, которые рефинансируются уполномоченными банками в Центральном банке России по ставке 9 % годовых, при этом кредитная ставка для инвестиционных проек-
тов, участвующих в Программе поддержки, максимально составляет 11,5 %. Кроме того, в федеральном бюджете на 2015 г. заложено 60 млрд руб. государственных гарантий Минфина России, а на 2016 и 2017 гг. на уровне 37,5 млрд руб. При этом необходимо отметить, что данная статья бюджета на 2016 г. не подверглась секвестру. Минэкономразвития России ориентировалось в 2015 г. на 240 млрд руб. ресурсного обеспечения (исходя из 60 млрд руб., что соответствует требованиям Программы поддержки - 25 % государственных гарантий обязательств по инвестиционному кредиту). Центральный банк России оценивал реальный эффект от механизма проектного финансирования как минимальный, и не предполагал увеличивать лимит по этому инструменту [1].
Анализ перечня отобранных инвестиционных проектов показывает, что на сентябрь 2015 г. отобран 31 проект на общую сумму 196,4 млрд руб. (табл. 1) [2]. По количеству отобранных проектов первое место занимает аграрнопромышленный комплекс - 12 проектов, потенциальная сумма кредитных ресурсов составляет 45,5 млрд руб., что
Отраслью, которая отнесена к приоритетным отраслям и играет важную роль в программе им-портозамещения, является сельское хозяйство. Механизм государственной поддержки кредитования сельского хозяйства и отраслей переработки нашел свое отражение в рамках реализации:
- Национального проекта «Развитие АПК» на 2006-2007 гг.;
- Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг. и далее на 2013-2020 гг. (далее - Государственная программа). Программные мероприя-
соответствует 23,2 % от общей суммы. На долю транспортного комплекса приходится 62,4 млрд руб. при общем количестве проектов - 6. В соответствии с представленными отчетами на начало октября в Центральном банке России рефинансировано 29 млрд руб. Центральный банк России согласен принять решение об увеличении ресурсного обеспечения Программы поддержки в случае рефинансирования не менее 75 млрд руб. до конца 2015 г. [3].
Рассматриваемый механизм направлен в первую очередь на преодоление экономической рецессии в 2016 г. и негативных последствий от ограничений на рынке заимствования в результате экономических санкций против Российской Федерации. Вопрос о значимости данного механизма поддержки подтверждается поручением Президента РФ, в котором идет речь о целесообразности увеличения объема государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, в целях проектного финансирования [4].
тия предусматривают возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, участниками Государственной программы.
Для получения указанной поддержки, начиная с 2010 г., инвестиционные проекты должны были проходить отбор в Комиссии по вопросам кредитования АПК, созданной при Минсельхозе России (далее - Комиссия Минсельхоза России). Таким образом, инвестиционные проекты, прошедшие отбор в комиссиях, созданных при Минэкономразви-
Таблица 1
Результаты отбора Межведомственной комиссией в 2015 г. инвестиционных проектов в приоритетных отраслях
Приоритетные отрасли Количество проектов Сумма кредита (млн руб.) %
Транспортный комплекс, в том числе воздушный транспорт (аэропорты, авиаперевозчики, транспортная инфраструктура); 6 62349,00 31,7
Сельское хозяйство (включая предоставление услуг в этой отрасли) и производство пищевых продуктов 12 45529,42 23,2
Связь и телекоммуникации 2 31576,00 16,1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4 29368,74 15,0
Химическое производство 3 18732,00 9,5
Обрабатывающие производства 2 4611,00 2,4
Машиностроительный комплекс (авиастроение, судостроение, автомобилестроение ) 2 4239,82 2,1
Всего 31 196406 100
А. V. 081Р0УА
тии России и Минсельхозе России, получают возможность кредитоваться в уполномоченных банках, получать государственную гарантию и возмещать часть затрат на уплату процентов по кредитам. В таблице 2 представлены инвестиционные проекты и объемы заимствований по отобранным Межведомственной комиссией инвестиционным проектам, реализуемым в аграрнопромышленном комплексе России. На долю птицеводства приходится 29 % или 13,2 млрд руб. Свиноводство представлено инвестиционным проектом компании ООО «Русагро-Приморье» на сумму кредитных ресурсов 12,7 млрд руб. Необходимо отметить, что первоначально Группа «Русагро» представляло к отбору инвестиционный проект в объеме кредитных ресурсов 16,16 млрд руб. (предварительная сумма субсидий до 2020 г. составила 3,94 млрд руб. или 24,4 % от общей суммы по проекту), реализация которого предполагалась на территории Тамбовской области ООО «Тамбовский бекон». Проект прошел отбор в Комиссии Минсельхоза, но не был одобрен Межведомственной комиссией, а Группе «Русагро» было рекомендовано реализовать указанный проект на территории Приморского края. Предположительно, что
это был один из первых фактов государственного регулирования территориального размещения сельскохозяйственного производства на практике, так как и сам инвестор и администрация Тамбовской области были заинтересованы в реализации рассматриваемого проекта на его территории, но возможность получить государственную поддержку на территории Приморского края определило судьбу проекта.
Межведомственной комиссией также были отобраны инвестиционные проекты, реализуемые по программе импортозамещения: овощеводство защищенного грунта и молочное животноводство. По данным Минсельхоза России в страну завозится почти 1,5 млн т овощей на сумму 1 млрд долл., по тепличным овощам страна обеспечена только на 34 %. Ситуация в молочном животноводстве характеризуется ежегодными потерями примерно 500 тыс. т молока в год за счет сокращения его производства в личных подсобных хозяйствах, что необходимо компенсировать за счет ввода новых молочных комплексов (доклад министра сельского хозяйства на совещании по вопросам развития агропромышленного комплекса. Ростовская область, 24.09.2015) (табл. 2) [5].
Инвестиционные проекты Сумма кредита (млн руб.) %
Птицеводство 13216,46 29,0
Строительство комплекса Токаревской птицефабрики по производству и переработке мяса птицы (бройлер) в Тамбовской области 6942,1 15,2
Строительство девятой очереди птицеводческого комплекса «Птицефабрики Акашевская» в Республике Марий Эл 6274,46 13,8
Свиноводство Строительство свиноводческих комплексов мощностью 79 тыс. т мяса свинины в живом весе в год, комплекса по производству комбикормов мощностью 240 тыс. т в год, элеватора на 120 тыс. т, убойного производства на 125 голов в час, цеха утилизации и автотранспортного предприятия в Приморском крае 12650,0 27,8
Овощеводство защищенного грунта 9808,00 21,5
Строительство первого и второго этапов тепличного комплекса площадью 14,65 га по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте в г. Красновка Тарасовского района Ростовской области 2949,0 6.5
Строительство тепличного комбината ООО «ТК ТюменьАгро» площадью 16 га по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, 2-й этап строительства - Блок № 3 площадью 5 га в Тюменской области 1019,0 2.2
Строительство 3-й очереди тепличного комплекса по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте площадью 21,78 га вблизи ст. Марьинская Кировского района Ставропольского края 4915,0 10.8
Строительство первой очереди тепличного комплекса площадью теплиц до 7 га на основе новых ресурсосберегающих технологий производства овощных культур закрытого/защищенного грунта Предгорный район Ставропольский край 925,0 2.0
Молочное скотоводство 8234,86 18,1
Строительство животноводческого комплекса и приобретение племенного молодняка в Бобровском районе Воронежской области 1006,0 2,2
Строительство молочного комплекса на 5 000 голов дойного стада в Аннинском районе Воронежской области 2715,0 6,0
Строительство животноводческого комплекса на 6 000 голов КРС, приобретение племенных животных и строительство предприятия по производству цельномолочной продукции в Твер- 4513,86 9,9
Таблица 2
Инвестиционные проекты аграрнопромышленного комплекса, отобранные Межведомственной комиссией в 2015 г.
Инвестиционные проекты Сумма кредита (млн руб.) %
ской области
Переработка сельскохозяйственной продукции 1620,00 3,6
Увеличение производительности площадки «Знаменка» ОАО «Знаменский сахарный завод» до 8 тыс. т свеклы в сутки совместно со строительством отделения сушки жома и строительством силоса Тамбовская область 820,0 1,85
Строительство завода по глубокой переработке сои (I очередь) ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский», Амурская область 800,0 1,75
Практика последних лет показывает, что значительное увеличение направления государственной поддержки участников Государственной программы (при незначительном увеличении ее ресурсного обеспечения) в конечном итоге ограничивает доступность сельхозтоваропроизводителей к ее получению. Анализ протоколов отбора инвестиционных проектов в 2015 г. Комиссией Минсельхоза показал, что в настоящее время существует 19 направлений поддержки (табл. 3). Птицеводство занимает лидирующее положение, на его долю приходится 14,7 % кредитных ресурсов, при этом 82,4 % составляют инвестиционные проекты, превышающие уровень 800 млн руб. В свиноводстве аналогична ситуация характеризуется показателями - 12,8 и 72,2 %, в мясном скотоводстве - 8,7 и 81,6 %, в овощеводстве
защищенного грунта - 7,8 и 85,4 %. Необходимо отметить, что распоряжением Минсельхоза России от 28.03.2015 № 24-Р указанные направления и инвестиционные проекты определены как импортозамещающие [6]. Таким образом, достижение целевых показателей по приоритетным направлениям Государственной программы будет в основном зависеть от успешной реализации инвестиционных проектов, превышающих уровень 800 млн руб. Молочное скотоводство наиболее проблемная отрасль, которая требует особого подхода. Инвесторы не заинтересованы, доходность низкая, предлагаемые стимулы не работают, и об этом свидетельствуют 3,5 % и 5,15 млрд руб. предполагаемых инвестиционных вложений в данное направление.
Направления поддержки инвестиционных проектов, отобранных Комиссией Минсельхоза в 2015 г. Сумма, млрд руб.
Всего отобрано инвестиционных проектов 148,66
в том числе сумма инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. 85,205
Птицеводство (14,7 %) 21,851
в том числе сумма инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. Отношение суммы инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. к общей сумме отобранных инвестиционных кредитов в птицеводстве, % 18,00 82,4
Свиноводство (12,8 %) 18,984
в том числе сумма инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. Отношение суммы инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. к общей сумме отобранных инвестиционных кредитов в свиноводстве, % 14,08 78,2
Мясное скотоводство (8,7 %) 12,942
в том числе сумма инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. Отношение суммы инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. к общей сумме отобранных инвестиционных кредитов в мясном скотоводстве, % 12,904 81,6
Овощеводство защищенного грунта (7,8 %) 11,57
в том числе сумма инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. Отношение суммы инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. к общей сумме отобранных инвестиционных кредитов в овощеводстве защищенного грунта, %. 9,87 85,4
Приобретение племенной продукции (8,7 %) 12,92
в том числе сумма инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. Отношение суммы инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. к общей сумме отобранных инвестиционных кредитов по приобретению племенной продукции, %. 9,86 76,4
Переработка высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (8,8 %) 10,42
в том числе сумма инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. Отношение суммы инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. к общей сумме отобранных инвестиционных кредитов в переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур, %. 9,264 88,9
Техническая и технологическая модернизация (20,1 %) 29,83
в том числе сумма инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. Отношение суммы инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. к общей сумме ото- 5,16
Таблица 3
Результаты отбора инвестиционных проектов в 2015 г. Комиссией Минсельхоза России
А. V. 081Р0УА
Направления поддержки инвестиционных проектов, отобранных Комиссией Минсельхоза в 2015 г. Сумма, млрд руб.
бранных инвестиционных кредитов по технической и технологической модернизации, %. 17,3
Сахарная промышленность (5,8 %) 8,69
в том числе сумма инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. Отношение суммы инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. к общей сумме отобранных инвестиционных кредитов в сахарной промышленности, %. 5,17 59,5
Животноводство (прочее) (4,6 %) 6,79
в том числе сумма инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. Отношение суммы инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. к общей сумме отобранных инвестиционных кредитов в животноводстве (прочее), %. 0,901 13,3
Молочное скотоводство (3,5 %) 5,15
Овощехранилища (1,4 %) 2,15
Переработка масложировой и мукомольной промышленности (1,4 %) 2,08
Переработка, хранение, перевалка зерновых и масличных культур (0,8 %) 1,17
Кормопроизводство (1,0 %) 1,55
Мелиорация (0,6 %) 0,9
Переработка плодоовощной и ягодной продукции (0,4 %) 0,56
Садоводство (0,3 %) 0,48
Логистические центры в животноводстве (0,29 %) 0,43
Переработка льна (0,1 %) 0,19
Данные таблицы 4 показывают, что в 2015 г. Комиссией Минсельхоза было рассмотрено 3964 инвестиционных кредитов, в том числе 28 проектов, превышающих уровень 800 млн руб., тогда как в 2014 г. эти показатели составляли 8970 и 88 соответственно.
Сумма отобранных инвестиционных проектов в 2015 г. сократилась на 67,7 %, а инвестиционных проектов, превышающих уровень 800 млн. руб., на 55,2 % при сокращении их количества с 88 до 28. С другой стороны, анализ показывает,
что в данной сфере имеется огромный потенциал для отбора инвестиционных проектов Межведомственной комиссией. Из 116 инвестиционных проектов - сумма инвестиционного кредита 275,75 млрд руб., которые потенциально могли стать участниками Программы поддержки, только 12 проектов прошли отбор на сумму 45,53 млрд руб., что соответствует 16,5 % от общего объема реализуемых инвестиционных проектов, превышающих уровень 800 млн руб.
Результаты отбора инвестиционных проектов, реализуемых в аграрнопромышленном комплексе России с государственной поддержкой
Таблица 4
Инвестиционные проекты, комиссии 2014 г. 2015 г. 20142015 гг.
Комиссия Минсельхоза России (протоколы отбора 2014-2015г.г.)
Отобрано инвестиционных проектов, ед. 8970 3964 12934
Сумма инвестиционных кредитов, млрд руб. 459,73 148,66 608,39
в том числе: отобрано инвестиционных проектов, превышающих уровень 800 млн руб., ед. 88 28 116
Сумма инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб., млрд. руб. 190,54 85,205 275,75
Отношение суммы инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. к общей сумме отобранных инвестиционных кредитов, % 41,4 57,3 45,3
Межведомственная комиссия Минэкономразвития России (протоколы отбора 2015 г.)
Отобрано инвестиционных проектов, ед. 12
Сумма инвестиционных кредитов, млрд руб. 45,53
Отношение суммы инвестиционных кредитов, превышающих уровень 800 млн руб. отобранных Межведомственной комиссией, к сумме отобранных инвестиционных кредитов Комиссией Минсельхоза России, % 16,5
Механизм государственной поддержки АПК направлен на создание условий экономического роста в сельском хозяйстве. В связи с этим предлагается более активно привлекать инвестицион-
ные проекты, реализуемые в сельском хозяйстве, в сферу проектного финансирования, при этом пользоваться указанным инструментом для решения вопросов импортозамещения и привлечения
инвесторов в субъекты Российской Федерации, слабо вовлеченные в инвестиционный процесс, но потенциально готовые развивать сельское хозяйство и перерабатывающую продукцию на своей территории.
Литература
1. URL: http://ria.ru/economy/20150604/1068086-407.html#ixzz3n7GpGMsy
2. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/-sec tions/ CorpManagment/investprojectprogramme/reestr/
3. URL: 2015081001
4. URL: 50461
5. URL: news/50360
http://economy.gov.ru/minec/press/news/ http ://kremlin. ru/acts/assignments/orders/ http:// www.kremlin.ru/events/president/
6. URL: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/ show/293.htm
References
1. URL: http://ria.ru/economy/20i50604/i06S0S6-407.html#ixzz3n7GpGMsy
2. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/-sec tions/ CorpManagment/investprojectprogramme/reestr/
3. URL: 20i50Si00i
4. URL: 50461
5. URL: news/50360
6. URL: show/293.htm
http://economy.gov.ru/minec/press/news/ http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/ http:// www.kremlin.ru/events/president/ http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/
* * *
ORDER OF SELECTION OF THE INVESTMENT PROJECTS REALIZED IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE BASIS OF THE PROJECT FINANCING
OSIPOVA ALLA VYACHESLAVOVNA All-Russian Research Institute of the Organization of Production, Work
and Management in Agriculture, Moscow, the Russian Federation, e-mail: a.osipova2011@mail.ru
The project financing as a method of attraction of the long-term credits for large investment projects is difficult organizational and financial action. The main advantage of a project financing is that it allows to concentrate considerable monetary resources on the solution of a specific economic objective, significantly reducing risk thanks to considerable number of participants of the agreement. The program of support of the investment projects realized in the territory of the Russian Federation on the basis of a project financing assumes the state support based on division of risks between participants of the specified program. In article the author showed that the mechanism of preferential crediting and distribution of risks between investors, bank community and the state allows to realize large investment projects in priority branches. The important tool in the considered program is selection of investment projects which have to conform to certain requirements. According to the developed and approved regulatory legal base the author showed that process of selection includes two stages: providing a certain list of documents and stage of making decision on granting the investment credit and other preferences to the final borrower. In article the author carried out the analysis of distribution of the funds of the federal budget allocated in 2015 for support of a project financing for priority branches and showed the interrelation between the mechanism of selection of investment projects by the Commission on questions of crediting of agrarian and industrial complex created at the Ministry of Agriculture of the Russian Federation and the Interdepartmental commission on selection of investment projects, the Russian credit organizations and the international financial organizations at the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. On the basis of the conducted research the author drew a conclusion about opportunities and need of broader application of the principles of a project financing for support of the large-scale investment projects realized in an agrarian and industrial complex of Russia.
Key words: project financing, selection of investment projects, priority branches, refinancing rate, state guarantees, import substitution
A. V. OSIPOVA