ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378:005.6
Губанова Е. В., Лазарева М. В.
Программа развития как инструмент проектного управления образовательной организацией
Gubanova E. V., Lazareva M. V. The Educational Organization Development Programme as a Tool of Project Management
В статье обоснована необходимость наличия программы развития с позиции современной реальности для образовательной организации, управленческой команды и роли в управлении. Сделан акцент на требованиях к структуре и содержанию документа с точки зрения практичности работы с программой, понимания и учета ключевых факторов — международных, федеральных, региональных и (или) муниципальных тенденций развития. Акцентировано внимание на ошибках, допускаемых при проектировании и реализации программы развития на основе проектного подхода, роли управленческой команды для обеспечения готовности педагогического коллектива.
Ключевые слова: национальный проект, программа развития, проектный подход, портфель проектов, управленческая команда, готовность педагогического коллектива.
The article deals with the necessity of having the development programme in the educational organization from the point of view of modern reality and relevancy for the management team and the programme role in managing. The focus is given to the document structure and content from the point of view of its convenience, understanding and having regard to modern key factors — international, state, regional and municipal development trends. The article points out the mistakes committing when designing and realizing the development programme using project management, the management team role to provide the teaching staff readiness to put the development programme into operation.
Keywords: national project, development programme, project approach, project portfolio, management team, teaching staff readiness.
«Планировать — не значит решать, что делать завтра. Планировать — это решение, что делать сегодня, чтобы результат был завтра»
И. Адизес
Губанова Елена Владимировна — профессор кафедры управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент.
Лазарева Марина Владимировна — доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат педагогических наук, доцент.
© Губанова Е. В., Лазарева М. В., 2020
Программа развития для образовательной организации, управленческой команды и роль в управлении
В последнее время на самом высоком уровне исключительное внимание уделяется вопросам прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека. Для чего определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация [1].
Достижение национальных целей позволит сократить отставание России в сфере здравоохранения, образования, высоких технологий и других сферах от наиболее развитых стран, позволит по отраслям и направлениям стать более конкурентоспособными, придаст мощный импульс развитию и укрепит экономику в целом.
Развитие важно для общества и любой сферы, в том числе и образования, поскольку обеспечивает переход от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. При этом стоит заметить, что новое состояние обязательно должно обладать новыми качественными или количественными показателями.
Так, Указом Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» установлены следующие целевые показатели:
— вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;
— формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся <...> [1].
Для достижения столь амбициозных целей необходима системная, целенаправленная работа на всех уровнях управления образованием, которая достигается различного рода планированием — краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.
Программа развития в зависимости от глубины и направлений запланированных преобразований может быть разработана на срок от 1 года до 5 лет — срок, в течение которого планируется осуществить изменения и реализовать поставленные задачи. При этом управленческой команде необходимо учитывать следующее.
Первое. Выстраивать логику развития, ориентируясь на три ключевых фактора: международные тренды развития образования, тенденции развития образования в стране и программу регионального и (или) муниципального развития образования, а также учитывать результаты анализа (самообследования, самодиагностики, SWOT-анализа и др.).
Второе. При определении подходов к разработке программы развития отдать приоритет проектному подходу, поскольку он отвечает современным требованиям. Так, с 2019 года применяется новый инструмент стратегического планирования — система национальных проектов, которые становятся основным инструментом достижения масштабных целей развития страны, определенных майским Указом Президента 2018 года, согласно которому разработаны до 1 октября 2018 года национальные проекты (программы) по 12 направлениям и с 2019 года начали реализовываться [2; 3].
Национальный проект «Образование» предложил портфель проектов, где образовательная организация может и должна использовать все возможности для повышения образовательных результатов школьников и создания пространства для развития таланта каждого ребенка [4].
Образовательные организации развиваются согласно программам развития, которые разрабатываются самими организациями и впоследствии утверждаются по согласованию с учредителем (данная норма закреплена п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5]).
Таким образом, необходимость наличия программы развития с позиции современной реальности для образовательных организаций, управленческой команды и роли в управления неоспорима.
В связи с этим любая образовательная организация обязана разрабатывать и реализовывать программу развития на тот период, который позволит реализовать запланированные преобразования. По существу этот содержательно значимый документ не только отражает область исполнения компетенций и ответственности образовательной организации, но и выступает механизмом проектирования образа будущего организации и управления ее развитием.
Ошибки, допускаемые при проектировании и реализации программы развития
Анализ сайтов, интервьюирование, опросы, а также результаты участия авторов в реализации дополнительных профессиональных программ (повышение квалификации и профессиональная переподготовка), показал, что разработчики — управленческая команда и привлекаемые члены педагогического коллектива допускают ошибки как при проектировании и реализации программы развития, так и в подходах к определению ее структуры и содержания. Обозначим некоторые из наиболее часто встречаемых ошибок ниже. Перечисленные ошибки можно также назвать «мифами» разработки и реализации программы развития образовательной организации.
1) К программе развития образовательной организации есть определенные нормативные требования государства и иных государственных, региональных/ муниципальных органов власти, которые необходимо выполнять обязательно.
2) Образовательная организация (управленческая команда и педагогический коллектив) не смогут самостоятельно спроектировать программу развития, поэтому необходимо для ее подготовки приглашать эксперта(-ов) со стороны, который(-е) разработает(-ют) «правильный» документ.
3) Программа развития как документ должна быть многостраничным, многотомным и сложным документом, включающим описание/информацию об образовательном процессе и режимных моментах, о реализуемых образовательных программах (основных и дополнительных), о результатах деятельности по всем направлениям.
4) Программа развития — набор мероприятий, дублирующий план работы образовательной организации, а не отражающий логику: цель — задачи — результаты — мероприятия.
5) Программа развития — формальный документ для образовательной организации, обязательный только в рамках действующего законодательства, и его роль в развитии организации незначительна.
Далее развенчаем данные «мифы» и покажем, что программа развития образовательной организации на основе проектного подхода является реальным инструментом для ее развития.
Требования к структуре и содержанию программы развития
Программа развития как документ должна быть структурно выдержана, лаконична и понятна. Прочитав которую, любой человек, в том числе ученик и родитель, должен понять, к чему стремится организация, какова ее стратегия развития и тактика выполнения [6]. Так же, как документ, программа развития должна содержать основные компоненты анализа, прогнозирования, планирования, поэтапного исполнения и управления развитием образовательной организацией на среднесрочный период [6].
Программа развития образовательной организации — документ, закрепляющий задачи, сформулированные ей для создания условий, способствующих развитию организации по актуальным направлениям (например, для образовательных организаций, с низкими образовательными результатами, основной задачей будет «создание условий, способствующих повышению качества образования», а программа развития — программа развития качества образования).
Программа развития должна содержать:
— концептуальное обоснование новой модели развития образовательной организации, соотнесенной с государственной и региональной стратегией развития образования;
сформулированные цели и задачи развития, основные принципы и механизмы реализации программы;
— основные мероприятия и направления развития/деятельности (точки роста) на основе анализа результатов деятельности и выявленных проблем; ожидаемые результаты, риски и целевые показатели, которые должны быть сопоставимы и коррелируемы.
Последовательность реализации замысла коллектива организации представляется в «дорожной карте» реализации программы, которая не только поэтапно раскрывает планирование деятельности организации по исполнению мероприятий программы, но и конкретные формы работы, сроки и участников исполнения.
При определении управленческой командой и членами педагогического коллектива подходов к проектированию программы развития образовательной организации стоит принять следующее.
Программа развития — это не набор мероприятий, дублирующий план работы образовательной организации, и не спутник основных образовательных программ, это проектирование образа будущего организации, реализуемого в настоящем.
Разработка программы развития — командное дело, а потому на уровне образовательной организации, руководителю или иному ответственному лицу важно понимать, какой подход будет выбран — традиционный или проектный, и согласно этому определять дальнейшие действия.
Роль управленческой команды для обеспечения готовности педагогического коллектива к разработке программы развития на основе проектного подхода
Современным подходом разработки программы развития образовательной организации является проектный, поскольку является инструментом стратегического управления, согласующий сотрудничество, мотивацию развития, способствующий принятию наилучших решений в соответствии с миссией, целями и ценностями образовательной организации.
Программа развития образовательной организации на основе проектного подхода:
— документ публичной защиты и регулярной публичной отчетности;
— документ коллективной разработки;
— документ динамичный, корректирующийся в зависимости от достигнутых результатов, запросов государства и общества;
— документ, определяющий стратегию развития образовательной организации.
При составлении программы развития на основе проектного подхода следует учитывать ниженазванные требования (таблица 1).
Таблица1
Требование Характеристика содержания
Актуальность и значимость Соответствие программы развития актуальным проблемам образовательной организации
Логичность Соответствие мероприятий программы развития на основе проектного подхода ее целям, задачам, ожидаемым результатам и срокам
Уникальность Использование нового нестандартного решения проблемы и (или) проведение мероприятий с уникальными характеристиками, которые позволят достичь массовых качественных образовательных результатов обучающихся
Эффективность и обоснованность Соотношение планируемых ресурсов на реализацию программы развития на основе проектного подхода и ее ожидаемых результатов
Реалистичность Наличие достижимых и измеримых количественных и качественных результатов при заявленных задачах
Компетентность Наличие опыта организации и (или) профессиональных компетенций членов команды в соответствующих направлениях развития образовательной организации
Публичность Наличие информации о программе развития, ее публичном представлении в сети Интернет (на сайте образовательной организации)
Вовлеченность Участие всех участников образовательных отношений в проектировании и реализации программы развития
Общий проектный подход к разработке и реализации программы развития можно представить следующим образом (схема 1).
Схема 1
Задача — реализация программы развития и достижение целевых показателей Период действия программы — определен (от 1 года до 5 лет) Ресурсы — прогнозируемы на период действия программы
Представим один из апробированных подходов к разработке и реализации программы развития образовательной организации в рамках реализации дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) для
руководителей и их заместителей в первом полугодии 2020-2021 учебного года. В реализации программы принимали участие 15 регионов: Сахалинская область, Приморский край, Камчатский край, Республика Крым, Ханты-Мансийский автономный округ, Московская область, Бурятия, Ленинградская область, Оренбургская область, Нижегородская область, Брянская область, Республика Саха (Якутия), Республика Башкортостан, Тульская область, Самарская область. Все содержание программы повышения квалификации было направлено на совершенствование профессиональных компетенций членов управленческой команды школы в области управления современной образовательной организацией через разработку программы развития на основе проектного подхода.
Разработка программы развития на основе проектного подхода включает следующие этапы: подготовку, обучение (стратегическая сессия), сессия для проектных групп, сессия проектных групп, сессия по разработке проекта вовлечения педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся, публичное представление программы развития управленческой командой, ежегодный анализ полученных результатов и публичное представление итогов, финальное представление итогов. Основное содержание каждого этапа и возможных действий представлено в таблице 2.
Таблица 2
Содержание этапа Действия
Подготовительный этап
Понимание общей цели, конкретного результата, определение ресурсов и рисков Формируется состав проектных групп: — руководитель и управленческая команда; педагоги, выполняющие административные функции, — руководители методических объединений, структурных подразделений, междисциплинарных объединений; педагоги-лидеры, новаторы; носители ценного опыта — наставники; обучающиеся; активные родители и члены управляющего совета
Стратегическая сессия
Проводится несколько дней. Итогом сессии становятся стратегические проекты
Этапы стратегической сессии:
контакт проводятся презентации модераторов и дальнейшей программы, акцентируется внимание на ценности участников, так как людей объединяют общие ценности
целеполагание формулируются цели сессии, поясняются и согласуются, запускается мотивация и желание двигаться вперед
целостность образовательного процесса создается целостная картина каждого этапа школьной жизни ребенка. Оформляется цель образовательной деятельности
анализ контекста, требований и вызовов будущего анализируется контекст, в котором находится организация, требования и вызовы будущего, проводится SWOT-анализ
Содержание этапа Действия
видение, миссия и цель определяется видение образовательной организации через 1-5 лет, ее миссии и цели, определяются ожидаемые результаты
определение стратегических задач оформляются идеи, сгенерированные на предыдущих этапах, в конкретные проекты
формирование проектных групп определяется состав групп, кураторы и ответственные за воплощение идей в жизнь
Сессии
Сессии для проектных групп (количество зависит от степени проработки проектов на стратегической сессии) Дорабатываются стратегические проекты
Сессия для управленческой команды Определяется роль и цель управленческой команды в процессе развития образовательной организации
Сессия проектных групп Продолжается доработка стратегических проектов с учетом итогов анализа контекста, требований и вызовов будущего (четвертый этап стратегической сессии)
Сессия по разработке проекта вовлечения педагогов, родителей и учеников Усиливается мотивация заинтересованных сторон для реализации программы развития всему педагогическому коллективу
Публичное представление программы развития Представление родительской общественности, обществу и другим заинтересованным лицам управленческой командой образовательной организации программы развития
Реализация программы развития Реализация дорожной карты программы развития, мониторинг исполнения программы развития
Ежегодный анализ полученных результатов, публичное представление итогов
Финальное публичное представление итогов, полученных результатов, анализ деятельности, подведение итогов, выявление проблем для решения в следующей программе развития
Таким образом, гибкий подход к управлению значимыми стратегическими проектами (для конкретной образовательной организации) в рамках реализации программы развития позволяет грамотно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.
Разработка программы развития образовательной организации — это командная работа всего педагогического коллектива. Важно понимать всем участникам образовательных отношений, в том числе и в первую очередь управленческой команде, что развитию образовательной организации могут помочь только люди, там работающие. Поэтому управленческая команда должна обеспечить готовность членов педагогического коллектива и к проектированию, и к реализации программы развития в рамках непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, заложенных в системе мероприятий годового плана работы.
И в заключении отметим, что программа развития образовательной организации в ближайшей перспективе станет одним из компонентов аттестации руководителей общеобразовательных организаций на соответствие должности «Руководитель образовательной организации» в рамках разработки модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций: предлагается включение публичной защиты программы развития наряду с независимой оценкой управленческих компетенций (п. 24 раздел II распоряжения Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3273-р (ред. от 07.10.2020) [7]).
Литература
1. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URl: http://kremlin. ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 02.12.2020).
2. Веремеева О. В. Совершенствование бюджетного законодательства в условиях построения цифровой экономики в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Финансовое право. 2019. № 1. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 02.12.2020).
3. Лазарева М. В., Данилова Н. Н. Как принимать управленческие решения в школе в рамках реализации национального проекта «образование» (из опыта работы МБОУ «СОШ № 37» г. Выборга) // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук: сборник трудов участников Четвертой Международной заочной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбУТУиЭ, 2020. С. 280-285.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 02.12.2020).
5. Львова Л. А вы написали программу развития? [Электронный ресурс] // Учительская газета Москва. 2016. № 35. С. 12. URL: https://ug.ru/num/ugm_2016_35/ (дата обращения: 02.12.2020).
6. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 02.12.2020).
7. Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3273-р (ред. от 07.10.2020) «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/Text/00012020 01100003?actual=True (дата обращения: 02.12.2020).
Контактные данные:
Губанова Е. В.: 119048, Москва, Усачева ул., д. 64, подъезд 6; e-mail: [email protected].
Лазарева М. В.: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а; e-mаil: [email protected].
Contacts:
Gubanova E. V.: Bld. 6, 64, Usacheva Str., Moscow, 119048, Russia; e-mail: [email protected].
Lazareva M. V.: 44/А, Lermontovskiy Ave., St. Petersburg, Russia, 190103; e-mаil: [email protected].