Научная статья на тему 'Программа развития ДОУ:структура, содержание, экспертное оценивание'

Программа развития ДОУ:структура, содержание, экспертное оценивание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8008
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОГРАММА / ПРОЕКТ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / РАЗВИТИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ / ЭКСПЕРТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Владислава Викторовна, Гамова Светлана Владимировна, Дильдина Наталья Александровна, Журавлева Ксения Викторовна, Молчанов Сергей Григорьевич

Статья посвящена рассмотрению феномена «программа развития», вокруг которого развернуто много спекуляций, но нет глубоких исследований, позволяющих практикам образования получить адекватные ответы на вопросы: что есть программа развития? как она выстраивается? как оценивается а) как документ, б) как инструмент обновления образовательной системы, в) как продукт профессионально-управленческой компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власенко Владислава Викторовна, Гамова Светлана Владимировна, Дильдина Наталья Александровна, Журавлева Ксения Викторовна, Молчанов Сергей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа развития ДОУ:структура, содержание, экспертное оценивание»

УДК 373

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДОУ: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, ЭКСПЕРТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

В. В Власенко, С. В. Гамова, Н. А. Дильдина,

К. В. Журавлева, С. Г. Молчанов, К. Е. Рябина,

И. А. Селиверстова, Е. П. Солнцева.

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

Статья посвящена рассмотрению феномена «программа развития», вокруг которого развернуто много спекуляций, но нет глубоких исследований, позволяющих практикам образования получить адекватные ответы на вопросы: что есть программа развития? как она выстраивается? как оценивается а) как документ, б) как инструмент обновления образовательной системы, в) как продукт профессионально-управленческой компетентности.

Ключевые слова: образовательная программа, образовательная система, программа, проект, программа развития, развитие, содержание образования, мониторинг, экспертное оценивание.

Феномен «программа развития»

В ФЗ «Об образовании...» [4] говорится, что «...разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации... (подчеркнуто нами - С. М.)» [4. С. 45] относится «к компетенции образовательной организации» [4. С. 44]. Таким образом, «программа» [4. С. 44] нужна для того, чтобы внести обновляющие изменения в «образовательную организацию» [4. С. 44] и может быть квалифицирована как инструмент воздействия, инструмент вмешательства в «развитие» объекта «образовательная организация». И этот инструмент представляется в виде текста (юридического документа), описывающего совокупность действий, изменяющих актуальное (исходное) состояние объекта и, тем самым, обеспечивающих его переход в новое состояние.

Итак, «программа» - инструмент вмешательства в «развитие» образовательной организации.

Программа и модель

Документ - «программа развития» [4. С. 44] - должен описывать исходное, актуальное состояние объекта «образовательная организация» [4. С. 44]. Причем состояние объекта на момент вмешательства. И если мы говорим об описании, то можно говорить и о модели описываемого объекта «образовательная организация». Модель «образовательной организации» - это уменьшенная и (или) увеличенная копия реального объекта, представленная в виде вербального и (или) схематизированного описания.

Феномен «модель», если речь идет о реальном объекте, есть описание структуры и связей между его компонентами. Построение модели предполагает проведение формально-логических операций: прежде всего, анализ, синтез и др.

Таким образом, модель - это описание, это текст и (или) схема (рисунок, чертеж), и это документ, описывающий актуальное состояние объекта. Итак, программа развития содержит в себе и модель.

Программа и проект

Документ - «программа развития» [4. С. 44] - должен описывать желаемое (прогнозируемое, будущее) состояние объекта «образовательная организация» [4. С. 44]. Следовательно, можно говорить о проекте. Заметим, что проект (от лат. projectus - выступающий (брошенный) вперед) определяется в российской традиции как «...разработанный план... реконструкции чего-то...» [12. С. 1007], как описание желаемого состояния объекта.

Во французской традиции это называется projet d’etablissement [13. С. 232] - проект организации (учреждения). Есть также и «projetd’ecole»1 [13. С. 232], и «projetde classe»1 2 [13. С. 232] и другие проекты.

Таким образом, проект - это описание, это текст и это документ, описывающий желаемое (прогнозируемое, будущее) состояние объекта. Итак, программа развития содержит в себе и проект.

Программа и действия

Документ - «программа развития» [4. С. 44] - должен описывать совокупность действий, обеспечивающих переход объекта из актуального в желаемое состояние. Ведь программа (от греч. programma - распоряжение, объявление) понимается как «...содержание и подробный план предстоящей деятельности... план действий...» [12. С. 1003]; «... план ...работ... изложение... целей, намеченных... организацией...; ...описание ...алгоритма...» [10. С. 634] «...действий...» [12. С. 1003].

Таким образом, действия - это описание, это текст и это документ, фиксирующий управленческие решения, которые описывают действия, обеспечивающие переход объекта из актуального в желаемое состояние. Итак, программа развития - это описание совокупности действий.

Программа и развитие

Мы говорим не просто «программа», но «программа развития». Заметим, что развитие понимается как «... необратимое, направленное, закономерное изменение (выделено нами - С. М.) материи и сознания, их универсальное свойство» [8. С. 1109]. В определении, таким образом, подчеркнуто, что развитие - имманентное свойство всех объектов и явлений, и у него нет субъекта. Вывод: у развития нет субъекта, но мы можем в него вмешиваться.

Далее: «...в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. ...Различают две формы развития,..; эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями (выделено нами - С. Г.) объекта, и революционную, характеризующуюся качественными изменениями (выделено нами - С. М.) в структуре объекта. Выделяют прогрессивную, восходящую линию развития (прогресс) и регрессивную, нисходящую линию развития (регресс).» [8. С. 1109].

Развитие понимается как совокупность либо только количественных, либо и количественных и качественных изменений. Таким образом, изменение - преобразование, носящее внутрисистемный характер. Это означает, что изменение одного из компонентов не приводит к преобразованию системы, ее переходу в новое качество. А вот развитие - совокупность изменений, приводящая к переходу системы в новое качество, поскольку преобразования вышли за пределы существующей системы и, следовательно, носят уже внесистемный характер.

Таким образом, развитие - это совокупность количественных и качественных изменений в объекте, обеспечивающих его переход из актуального в новое (возможное, желаемое) состояние.

1 Проект школы.

2 Проект класса.

Программа, измерители и субъекты измерения

Если речь идет о развитии, о количественных и качественных изменениях, то, естественно, должны быть определены измерители и субъекты измерения.

Категория «измеритель» используется нами в следующих смыслах. Во-первых, измеритель - определитель мощности (выраженности) одного показателя в сравнении с другим; определитель «веса» показателя, его количественных характеристик. Во-вторых, измеритель определяет а) количество или диапазон показателя; б) частоту некоторого проявления (чем чаще оно выявляется, тем выше значение свойства); в) интенсивность, величину или силу проявления.

Само измерение осуществляется зачастую в виде приписывания числа измеряемым объектам (явлениям) по определенным правилам. Таким образом, измеритель - это инструмент для оценивания количественных и качественных признаков объекта и (или) явления.

Таким образом, измеритель - инструмент для оценивания количественных и качественных признаков объекта явления.

Заметим, что оценивающий субъект сам и является измерителем. Но он носитель субъективных представлений об объекте, о его признаках, об их важности и выраженности. Кроме того, оценивающий субъект является и носителем субъективного понимания критериев (средств для суждения). Из этого следует, что проведенное им измерение (оценивание) будет субъективным.

Для его объективизации оценивающему субъекту следует предложить заранее заданную рамку измерения, т.е. объективный измеритель, согласованный и принятый всеми измеряющими. Например, шкалу, на которой он должен отметить некую точку (числовое значение), отражающую его представления о степени выраженности признака. Сложение числовых значение выставленных оценивающими субъектами и деление полученной суммы на число оценивающих дает представление о совокупной, объективизированной оценке всех участников оценивания.

Таким образом, измеритель - 1) инструмент для оценивания количественных и качественных признаков объекта явления в виде приписывания числа измеряемым объектам (явлениям) по определенным правилам; 2) определитель выраженности одного показателя в сравнении с другим; 3) определитель: а) «веса» показателя (признака), его количественных характеристик; б) количества или диапазона показателя (признака); в) частоты некоторого проявления (чем чаще оно выявляется, тем выше значение свойства); г) интенсивности, величины или силы проявления.

Субъект измерения - измеритель, оценивающий субъект; носитель субъективных представлений об объекте, о его признаках, об их важности и выраженности; носитель субъективного понимания критериев (средств для суждения) и субъективной оценки.

Объективизация обеспечивается: а) заданной рамкой измерения; б) единым измерителем; в) едиными критериями, согласованными и принятыми всеми измеряющими3 субъектами. Итак, к программе развития должны быть определены измерители и субъекты измерения. Было бы правильно, если бы измерители были стандартизированы на уровне ГОСов, а субъекты измерения проходили соответствующую аттестацию и сертификацию.

Рабочее определение феномена «программа развития»

Таким образом, программа развития, как документ (текст), должна содержать:

- анализ и синтез феномена «образовательная организация», фиксируя его в виде актуальной модели; 3

3 Например, шкалу, на которой он должен отметить некую точку (числовое значение), отражающую его представления о степени выраженности признака. Сложение числовых значение выставленных оценивающими субъектами и деление полученной суммы на число оценивающих дает представление о совокупной, объективизированной оценке всех участников оценивания.

-проект (будущее состояние объекта, в виде прогнозной модели, поскольку цель -это мысленное отражение в сознании проектирующего субъекта желаемого со стояния объекта);

-совокупность способов вмешательства (внесения прогрессивных изменений в состояние объекта); совокупность действий (процедур) и их алгоритм.

К программе развития должны быть приложены измерители и стандартизованные показатели оценивающих субъектов (субъектов измерения). Поскольку измерители и субъекты измерения находятся вне программы развития, то мы их в определение программы развития не включаем.

Еще раз подчеркнем, что к программе развития должен быть приложен инструментарий, который позволял бы фиксировать динамику компонентов и их взаимосвязей. В особенности это касается результатов освоения обучающимися содержания «образовательной программы» [4. C. 4], при помощи «... оценочных и методических материалов» [4. C. 4].

Таким образом, программа развития - это документ, описывающий совокупность действий, прогрессивно трансформирующих актуальное состояние объекта (образовательная организация) в желаемое (проектируемое) по «прогрессивному» [8. C. 1109], «восходящему» [8. C. 1109] «изменению» [8. C. 1109] объекта.

Образовательная организация и образовательная система

Следует уточнить, что программа развития является инструментом вмешательства в развитие и образовательной организации, и образовательной системы. Таким образом, речь идет об «образовательной организации» [4. C. 5], которая определена в Законе [4] как «организация, осуществляющая... образовательную деятельность...», а «образовательная деятельность» [4. C. 5] определяется как «...деятельность по реализации образовательных программ» [4. C. 5].

Таким образом, с одной стороны, «организация» [4. C. 5-6] является:

а) «некоммерческой» [4. С. 5], но «юридическим лицом» [4. С. 6] или «индивидуальным предпринимателем» [4. С. 6] и, следовательно, имеет здания, сооружения, обеспечивающие образовательную деятельность, являющиеся ее материальным носителем,

б) а с другой стороны, внутри «организации» должна быть создана «образовательная система», в рамках которой может реализовываться «образовательная деятельность» персонала «организации» по «реализации образовательных программ» [4. C. 5].

Какие же объекты внутри образовательной организации нужно «развивать» и (или) должны «развиваться» в результате специально организованного вмешательства?

Рис. 1. Структурные компоненты образовательной системы, как условия обеспечивают переход от необразованности к образованности

Пока мы говорим только следующее (рис. 1): образовательная система состоит из нескольких компонентов и взаимосвязей между ними (рис. 1). Мы пока их не называем, а просто подчеркиваем, что это и есть модель в виде схемы.

Цель образовательной системы: вести обучающегося от необразованности к образованности, как писал Я. А. Коменский, - от неполного, не точного знания к более полному и более точному.

Структура и содержание программы развития

Создание любой организации предполагает наличие цели. Любая организация создается для производства продукта. Продуктами образовательной организации являются образованность и социализованность.

Итак, любая организация имеет цели (цель) , «...ради которых такая организация создана» [4. C. 5]. Цель «образовательной организации», конечно же, «образование» [4. С. 3], которое есть «воспитание и обучение» [4. С. 3], ориентированное на приобретение «знаний, умений навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности...» [4. С. 3]. Соблюдение же «федеральных государственных требований» [4. С. 4] предполагает соблюдение обязательных требований «к минимуму содержания». Таким образом, цель «образовательной организации» [4, С. 5] состоит в:

- «организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способно-стей...»[4. С. 4], т.е. по овладению стандартным содержанием образования (Со);

- деятельности, направленной «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе... ценностей и... правил и норм поведения...» [4. С. 4], то есть, по интериоризации содержания социализации (Сс).

И это означает, если извлечь существенное из этого нагромождения слов, что цель образовательной организации - обеспечить освоение а) содержания образования (Со) и б) содержание социализации (Сс). К этому можно добавить - «стандартного»...

Рис. 2. Образовательная система: компонент «содержание образования и социализации»

И, поскольку, освоенность содержания образования (рис. 2) определяется как ОБРАЗОВАННОСТЬ; а содержания социализации - как СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ, постольку можно фиксировать, что целью образовательной организации является а) образованность и б) социализованность «обучающихся» [4. С. 4] и выпускников.

Персонал образовательной организации (ПП). Если образовательная организация осуществляет «деятельность»4 [4], а деятельность может осуществлять только человек

4 Странно, конечно, что составители текста не знают, что деятельность [11] осуществляет человек (физическое

[11], то, естественно, точнее будет говорить, что деятельность осуществляется педагогическим персоналом (ПП) организации. В нашем случае, это, прежде всего, педагогический, а затем и управленческий, и сопровождающий (медики, психологи, социологи и проч.), и вспомогательный персонал (ПП).

Рис. 3. Образовательная система: компонент «педагогический персонал»

Содержание обучения и воспитания (Сов).

Коль скоро персонал осуществляет «образовательную деятельность» [4. С. 5], то он (персонал) участвует в процессе, а это и есть «образование» [4. С. 3], это и есть «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения» [4. С. 3].

И если мы понимаем процесс как «...совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата» [11. С. 1037], то «воспитание» и «обучение» могут быть рассмотрены как «совокупность... действий» [11. С. 1037], приемов, операций педагогического (или другого специалиста) работника, всех работников, всего персонала.

Рис. 4. Образовательная система: компонент «содержание обучения и воспитания»

лицо), а организация, юридическое лицо - функционирование. Если бы депутаты Государственной Думы обратили бы на это внимание, то, наверное, пожурили бы авторов текста и Д. В. Ливанова.

Но их (действия, приемы, операции) мы традиционно называем:

-формами организации обучения (воспитания);

-формами учебных занятий (воспитательных мероприятий);

-методами;

-приемами и

-средствами обучения (воспитания).

И это суть а) содержание обучения и б) содержание воспитания (Сов). Материально-техническое оснащение (МТО). Организация располагает «зданиями, строениями, сооружениями» [4. С. 175], «имуществом» [4. С. 175], оборудованием общего и специального назначения.

И это есть материальный носитель образовательной системы (см. ниже), который можно определить, как материально-техническое оснащение «образовательной организации» [4. С. 5].

Рис. 5. Образовательная система: компонент «материально-техническое оснащение»

Финансово-экономическое обеспечение(ФЭ). «Финансовое обеспечение» [4. С. 172] образовательных организаций осуществляется в соответствии с «нормативами» [4. С. 172] и «нормативными затратами на оказание... услуг в сфере образования...» [4. С. 173] «...за счет бюджетных ассигнований... обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам...» [4. С. 174].

Система управления (СУ). «Управление системой образования» [4. С. 150] на уровне всей России предполагает:

- формирование системы» [4. С. 150] взаимодействия с партнерами;

- «осуществление стратегического планирования» [4. С. 150] в виде программы развития;

- «проведение мониторинга» [4. С. 150] состояния образовательных объектов;

- «информационное и методическое обеспечение деятельности» [4. С. 150] персонала (управленческого, педагогического, сопровождающего, вспомогательного);

- «...регламентацию образовательной деятельности» [4. С. 151] персонала, обучающихся (воспитанников), родителей;

- «независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию» [4. С. 151]: ее организацию, проведение и инструментальное обеспечение;

- «подготовку и повышение квалификации работников...» [4. С. 151].

Рис. 7. Образовательная система: компонент «система управления»

Таким образом, выше, мы процитировали фрагменты статьи 89, п. 2 ФЗ «Об образовании...» [4], которые и должны в организации и содержании управления отражаться на уровне каждой организации.

В каком документе?

Прежде всего, и именно, в программе развития. Ну и, разумеется, в Уставе и других институциональных, локальных актах.

Объекты вмешательства

Из вышеизложенного становится понятно, что мы должны вмешиваться в <процессы> развития следующих объектов:

- содержание образования и социализации;

- персонал;

- содержание обучения и воспитания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- материально-техническое оснащение;

- финансово-экономическое обеспечение;

- система управления.

Таким образом, если образовательную организацию рассматривать, как целостный объект, то можно сказать, что объект обладает вышеназванными признаками (показателями, параметрами, индикаторами); если рассматривать как систему, то система состоит из вышеназванных компонентов и взаимосвязей (взаимозависимостей) между ними.

Каждый компонент (признак) имеет количественные и качественные характеристики. Следовательно, чтобы управлять качеством образования, необходимо управлять количественными и качественными характеристиками признаков образовательной организации, как объекта и (или) компонентов, как образовательной системы.

Таким образом, программа развития - это инструмент для управления качеством образования. Но управлять качеством образования на уровне образовательной организации означает управлять количественными и качественными характеристиками компонентов образовательной системы.

Содержание программы развития

Можно фиксировать, что программа развития является инструментом для изменений в образовательной организации, обеспечивающих реализацию конкретной «образовательной программы» [4. С. 4]. Заметим, что образовательная организация и образовательная программа не одно и то же, поскольку образовательная программа может быть развернута, например, «...в форме семейного образования...» [1. С. 8]. К тому же, в образовательной организации может быть развернуто одновременно несколько образовательных программ5. Потому мы определяем образовательную систему как совокупность образовательных программ. Сама же «образовательная программа» [4. С. 4] определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и... форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» [4. С. 4].

Также в Законе дается определение «примерной основной образовательной программы» [4. С. 4]. Это «учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемый объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы» [4. С. 4-5].

Таким образом, содержанием программы развития образовательной организации является обеспечение количественных и качественных изменений в образовательной организации, адекватных реализуемой образовательной программе.

Выводы

Мы исходили из гипотезы, что программа развития дошкольной образовательной организации будет адекватной, если она:

- отражает структурные компоненты и взаимосвязи образовательной системы в образовательной организации;

- описывает а) актуальное состояния образовательной организации и образовательной системы; б) желаемое (прогнозируемое) состояние образовательной организации и образовательной системы;

- определяет совокупность управленческих решений, действий и ожидаемых результатов (продуктов), обеспечивающих перевод количественных и качественных характеристик образовательной организации и образовательной системы из актуального в прогнозируемое состояние;

5 Например, если в школе проводится собеседование с поступающими в 1-ые классы, то это означает, что развернута часть «дошкольной общеобразовательной программы» или «образовательной программы дошкольного образования».

- фиксирует совокупность инструментов для оценивания (измерения) динамики образовательных объектов в образовательной системе и образовательной организации.

И поэтому мы пришли к предварительному выводу: программа развития может строиться по принципу а) императивного (объемлющего) или б) индикативного (парциального) планирования (табл. 1).

Таблица 1

Способы построения Программы развития

Императивный

Индикативный

1.Общая характеристика образовательной системы__________________________________________

1.1. Институциональная образовательная сеть

1.2.Развитие образовательной системы

1. Идентификатор образовательной организации

__________(формальные сведения об ОО)_________

2. Состояние образовательной организации и образовательной системы__________________________

2. 1. Образовательная организации: актуальное состояние______________________________________

2.2. Образовательная система: вербальная и схематическая модель

2. Система управления_________________________

2.1. Структура управления_____________________

2.2. Функции управления_______________________

2.3.Организация и содержание управления_______

2.4.Приоритеты в организации и содержании управления____________________________________

2.4.1. Интеринституциональные_________________

2.4.2.Экстраинституциональные_________________

2.4.2.1. Взаимодействие с семьей______________

2.4.2.2. Взаимодействие с партнерами__________

3. Педагогический персонал____________________

3.1. Состояние: количественные и качественные

тенденции_____________________________________

3.2. Управление качеством педагогического персонала__________________________________________

3.3. Приоритеты в организации и содержании методической работы_____________________________

3.3.1. Содержание методической работы_________

3.3.2.Организация методической работы_________

Содержание образования и обучения____________

4.1. Состояние содержания образования и обучения

4.2. Управление качеством обучения и механизм его

реализации____________________________________

5. Содержание социализации и воспитания_______

5.1. Состояние социализационной и воспитательной работы____________________________________

5.2. Приоритеты в управлении социализацией

(гражданским образованием и воспитанием)_____

6. Состояние финансово-экономического и матери-

ально-технического обеспечения образовательной системы_______________________________________

6.1. Состояние и приоритеты материально-технического обеспечения__________________________

6.2. Состояние и приоритеты финансово-экономической тактики_______________________________

7. Состояние финансово-экономического и материально-технического обеспечения образовательной системы

3. ПРОЕКТЫ:

(совокупность автономных проектов, описывающих развитие отдельных компонентов образовательной системы. Эти проекты разрабатывают-

ся и реализуются как инструмент управленческого воздействия на конкретный образовательный объ-

3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6

Педагогический, управленческий персонал Содержание образования и социализации (образовательные программы и рабочие Содержание обучения и воспитания (формы, методы, приемы и средства). Материально-техническое оснащение. Финансово-экономическое обеспечение Управление

Императивный Индикативный

7.1.Состояние и приоритеты материально-технического обеспечения

7.2.Состояние и приоритеты финансово-экономической тактики

Целевые программы по реализации ФГОС ДО 4. Участие (во внешних) в других проектах в качестве соисполнителей или головной организации

Перечень нормативных документов и других источников, положенных в основу настоящей Программы Перечень нормативных документов и других источников, положенных в основу настоящей Программы

Программа, опирающаяся на принцип императивного планирования, выстраивается как описывающая развитие всех образовательных объектов институциональной образовательной системы.

Таким образом, структура программы включает в себя шесть основных разделов: 1) система управления; 2) педагогический персонал; 3) содержание образования и социализации; 4) содержание обучения и воспитания; 5) материально-техническое оснащение; 6) финансово-экономическое обеспечение.

Каждый раздел выстраивается по схеме.

Первое. Описание актуального состояния объекта.

Второе. Описание желаемого состояния.

Третье. Перечень управленческих решений и действий по переводу объекта из актуального в желаемое состояние.

Программа же, опирающаяся на принцип индикативного планирования, выстраивается как а) описание актуального состояния всех компонентов образовательной системы; б) совокупность автономных проектов, описывающих развитие отдельных компонентов образовательной системы. Схема выстраивания проекта такая же, как и раздела программы.

Список литературы

1. Буслов, Е. В. Кодекс Российской Федерации об образовании - стратегический путь совершенствования образовательного законодательства в Российской Федерации / Е. В. Буслов, Ю. А. Кудрявцев, В. М. Сырых // Право и образование. - 2001, июль. - № 4. - С. 34-47.

2. Гоццер, Дж. Учебные программы и социальные проблемы / Дж. Гоццер // Перспективы: вопросы образования. - 1991. - № 1. - С. 7-19.

3. Domenach, J.-M. Ce qu’ il faut enseigner / J.-M. Domenach. - Paris: Seuil, 1989. - 190 p.

4. «Об образовании в Российской Федерации» В кн.: Новый Закон «Об образовании в российской Федерации». - М.: Эксмо, 2013. - 208 с.

5. Ийолойе, Айогунде. Компаративизм и педагогические исследования / Айогунде Ийолойе // Перспективы: вопросы образования. - 1991. - № 1. - С. 93-101.

6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом МО РФ № 2783 от 18.07.2002). - Москва, 2002.

7. Современный словарь иностранных слов / Изд-во «Рус. яз.». - М.: Рус. яз., 1993. -740 с.

8. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1985. - 1600 с.

9. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов . - М.: Русские словари: АСТ: Астрель, 2007. - 957 с.

10. Российский энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 1888 с.

11. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. -СПб.: «Норинт», 1998. - 1536 с.

12. Локк, Дж. Сочинения в трех томах / Дж. Локк. - М.: Мысль, 1985. - Т. 1. - 621 с.

13. .Dictionnaire de Pedagogie / Arenilla L., Gossot B., Rolland M.-C., Roussel M.-P. -Paris, Larousse Bordas, 1996. - 288 p.

14. Советский энциклопедический словарь . - М.: Советская энциклопедия, 1979. -1600 с.

15. Французско-русский словарь. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1962. - 902 с.

16. Молчанов, С. Г. «Духовные скрепы»: инновационная технология социализации /

С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. - Челябинск, ООО «Энциклопедия», 2013. - № 1(22). - С. 66-85.

DOW DEVELOPMENT PROGRAMME:

STRUCTURE, CONTENT, EXPERT EVALUATION

V V Vlasenko, S. V Gamowa, N. A. Dildina,

K. V Zhuravleva, S. G. Molchanov, K. E. Ryabina,

I. A. Seliverstova, E. P Solntseva

Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, molchanov_chel@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article deals with the phenomenon of «development program», which is deployed around a lot of speculation, but there is no in-depth research to enable practitioners to receive education adequate answers to the questions: what is the program development? it is built? estimated a) the document, b) as a tool to upgrade the education system, c) as a product of professional-managerial competence.

Keywords: educational program, the educational system, program, project, program development, development, educational content, monitoring, expert assessment.

References

1. Buslov, E. V., Kudryavtsev, Yu. A. and Syiryih, V. M. (2001) Kodeks Rossiyskoy Federat-sii ob obrazovanii - strategicheskiy put’ sovershenstvovaniya obrazovatelnogo zakonodatelstva v Rossiyskoy Federatsii [Code of the Russian Federation on education - a strategic way to improve the educational legislation of the Russian Federation], in: Pravo i obrazovanie [Law and Education], July, no. 4, pp. 34-47. (In Russ.).

2. Gotstser, Dzh. (1991) Uchebnyie programmyi i sotsialnyie problemyi [The curricula and social problems], in: Perspektivyi: voprosyi obrazovaniya [Prospects: education issues], no. 1, pp. 7-19. (In Russ.).

3. Domenach, J.-M. (1989) Ce qu’ilfaut enseigner [That should be taught], Paris, Seuil , 190 p.

4. «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» V kn.: Novyiy Zakon «Ob obrazovanii v ros-siyskoy Federatsii» [«About Education in the Russian Federation» In the book: «The new law about Education in the Russian Federation»], Moscow, Eksmo, 2013, 208 p. (In Russ.)

5. Iyoloye, Ayogunde. (1991) Komparativizm i pedagogicheskie issledovaniya [Compara-tivism and pedagogical research], in: Perspektivyi: voprosyi obrazovaniya [Prospects: education issues], no. 1, pp. 93-101. (In Russ.).

6. Kontseptsiya profilnogo obucheniya na starshey stupeni obschego obrazovaniya (2002)

[The concept of profile training at the senior step of the general education] (utverzhdena prika-zom MO RF # 2783 ot 18.07.2002), Moscow. (In Russ.).

7. Sovremennyiy slovar inostrannyih slov (1993) [Modern dictionary of foreign words], Moscow, Rus. yaz. , 740 p. (In Russ.).

8. Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar (1985) [The Soviet Encyclopedic Dictionary], ed. A. M. Prohorov, Moscow, Sov. Entsiklopediya , 1600 p. (In Russ.).

9. Bolshoy illyustrirovannyiy slovar inostrannyih slov (2007) [Big illustrated dictionary of foreign words], Moscow, Russkie slovari, AST, Astrel , 957 p. (In Russ.).

10. Rossiyskiy entsiklopedicheskiy slovar (2003) [Russian Encyclopedic Dictionary], Moscow, Bolshaya Rossiyskaya entsiklopediya , 1888 p. (In Russ.).

11. Bolshoy tolkovyiy slovar russkogo yazyika (1998) [Great Dictionary of the Russian language], ed. S. A. Kuznetsov, St. Petersburg, Norint , 1536 p. (In Russ.).

12. Lokk, Dzh. (1985) Sochineniya v treh tomah [Works in three volumes], Moscow, Myisl , V. 1., 621 p. (In Russ.).

13. Arenilla, L., Gossot, B., Rolland, M.-C., Roussel, M.-P. (1996) Dictionnaire de Pedago-gie [Dictionary of Pedagogy], Paris, Larousse Bordas , 288 p.

14. Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar (1979) [Soviet Encyclopedic Dictionary], Moscow, Sovetskaya entsiklopediya , 1600 p. (In Russ.).

15. Frantsuzsko-russkiy slovar (1962) [French-Russian dictionary], Moscow, Gosudarst-vennoe izdatelstvo inostrannyih i natsionalnyih slovarey [State Publishing House of foreign and national dictionaries], 902 p.

16. Molchanov, S. G. (2013) «Duhovnyie skrepyi»: innovatsionnaya tehnologiya sotsial-izatsii [«Spiritual buckles»: innovative technology socialization], in: Chelyabinskiy gumani-tariy [Chelyabinsk humanities], Chelyabinsk, Entsiklopediya , no. 1(22), pp. 66-85. (In Russ.).

Власенко Владислава Викторовна - студент II-ого курса магистратуры факультета дошкольного образования, ЧГПУ; МАДОУ ДС № 450 комбинированного вида, воспитатель.

Гамова Светлана Владимировна - студент II-ого курса магистратуры факультета дошкольного образования, ЧГПУ; МБДОУ ДС № 44, г. Челябинск, заведующий.

Дильдина Наталья Александровна - студент II-ого курса магистратуры факультета дошкольного образования, ЧГПУ; МАДОУ ЦРР ДС № 482, г. Челябинск, заместитель заведующего.

Журавлева Ксения Викторовна - студент II-ого курса магистратуры факультета дошкольного образования, ЧГПУ; Челябинский профессиональный колледж, преподаватель специальных дисциплин.

Молчанов Сергей Григорьевич - доктор педагогических наук, академик АГН, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, ЧГПУ, профессор.

Рябина Кристина Евгеньевна - студент II-ого курса магистратуры факультета дошкольного образования, ЧГПУ; Южно-Уральский государственный университет, старший лаборант кафедры теории и методики физической культуры и спорта Института спорта, туризма и сервиса.

Селиверстова Ирина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, ЧГПУ, аведующий кафедрой управления дошкольным образованием факультета дошкольного образования.

Солнцева Елена Павловна - магистр педагогики, МАДОУ ДС № 23, г. Челябинск, заведующий.

molchanov_chel@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.