Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИО- НАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ'

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИО- НАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ФАСИЛИТАЦИЯ / ЗАВЕРШЕНИЕ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мулендейкина Татьяна Александровна

В статье актуализируется проблема социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов. Цель - представить один из способов решения проблемы, который состоит в реализации системы педагогического сопровождения посредством программы, включающей современные стратегии взаимодействия педагогов и студентов-спортсменов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мулендейкина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMME OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF SOCIAL-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS-SPORTSMEN

The author actuates the problem of social-professional self-determination of students-sportsmen. The aim is to demonstrate one of the ways of solving the problem, which consists of realization of pedagogical supports` system. This system includes the modern strategies of students` and teachers` interaction.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИО- НАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ»

капитала, образование в течение всей жизни; труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, развитие человеческого капитала; наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; здоровье - здоровый образ жизни, здоровье физическое, социально-психологическое и духовное, физическая культура и спорт.

Реализация стратегии воспитания базовых национальных ценностей российских обучающихся в процессе ориентации на успешное социальное и гражданское становление предполагает качественные изменения в системе воспитания обучающихся, обеспечение социального и гражданского позиционирования молодых людей; духовно-нравственную и ценностно-смысловую ориентацию; мотивацию к самоопределению и непрерывному личностному росту; самореализацию в жизни, обществе и профессии.

Литература

1. Бускина Е.В., Долинцева Н.В. Модель процесса формирования ценностных ориентаций у подростков. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. - 88 с.

2. Кирьякова А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования // Оренбург:

Вестник ОГУ. - 1999. - № 1. - С. 13-19.

3. Кордуэлл М. Психология. Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С.Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. -448 с.

4. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. ИВ.Блауберга, И.К.Паншина. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - 431 с.

5. Михальцова Л.Ф. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования: монография. - Казань: Центр инновационных технологий, 2011.- 360 с.

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М., 2001. -873 с.

7. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В.В.Давыдов: В 2-х т. - Т. 1. - М: Большая российская энциклопедия, 1993. - 608 с.

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Минобрнауки РФ: Отчет о деятельности за 2014 год и задачи на 2015 год bda-expert.com >2015/01...razvitiya-vospita-niya...2025...

9. Davydova I.V., N.A.Danichkina, L.F. Mikhaltsova Multicultural education in the modern world: theory and practice. - Italian Science Review. 2015. № 1 (1). р. 31-35.

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

Мулендейкина Татьяна Александровна

Преподаватель, Омское государственное училище олимпийского резерва, г. Омск

PROGRAMME OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF SOCIAL-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS-SPORTSMEN Mulendeykina Tatyana, Teacher of Omsk state college of Olympic reserve, Omsk

АННОТАЦИЯ

В статье актуализируется проблема социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов. Цель - представить один из способов решения проблемы, который состоит в реализации системы педагогического сопровождения посредством программы, включающей современные стратегии взаимодействия педагогов и студентов-спортсменов.

ABSTRACT

The author actuates the problem of social-professional self-determination of students-sportsmen. The aim is to demonstrate one of the ways of solving the problem, which consists of realization of pedagogical supports' system. This system includes the modern strategies of students' and teachers' interaction.

Ключевые слова социально-профессиональное самоопределение, студенты-спортсмены, педагогическое сопровождение, фасилитация, завершение спортивной карьеры.

Key words social-professional self-determination, students-sportsmen, pedagogical support, facilitation, ending of sports career.

Ежегодно российские учебные заведения выпускают десятки тысяч молодых специалистов, однако вакансии, соответствующие специальностям молодежи так и остаются незакрытыми. По данным Росстата, в России больше половины выпускников работают не по специальности. По оценкам рекрутинговой компании, около трети выпускников в России имеют работу уже к окончанию вуза, 34% опрошенных выпускников не работают по специальности, каждый пятый спустя год после получения

диплома не получил опыта работы вообще. Одной из причин, мы полагаем, является несформированное к концу профессионального обучения социально-профессиональное самоопределение молодого специалиста.

Анализ научных исследований показал наличие в педагогической науке достаточного количества работ, посвященных изучению социально-профессиональному самоопределению школьников. Однако, как показывают приведенные нами данные, проблема социально-

профессионального самоопределения студентов является актуальной, но до настоящего времени пока еще не стала предметом широкого изучения и рассматривалась только в исследованиях Н.В. Кузнецовой и Г.В. Угляницы. К тому же при рассмотрении вопроса формирования социально-профессионального самоопределения в доступных для нас исследовательских работах авторами не учитывалась специфика приобретаемой студентами профессии. По нашему мнению, это необходимо принимать во внимание, так как есть специальности, карьера в которых может завершиться еще в период получения образования -цирковое искусство, искусство балета, искусство танца, физическая культура - по причине того, что карьера имеет такие особенности как скоротечность протекания, наличие большого числа рисков, повышенная травматич-ность. К тому же получая такую квалификацию как «артист балета, преподаватель» или «артист цирка, преподаватель» студенты, конечно же, хотят состояться как артисты, мечтают о выступлениях, а не о преподавательской деятельности. Так и студенты-спортсмены училища олимпийского резерва (далее УОР), являющиеся спортсменами этапа совершенствования спортивного мастерства, а также этапа высшего спортивного мастерства, т.е. вошедшие в основной или резервный состав сборной команды субъекта Российской Федерации и показывающие стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России), мечтают о выступлениях на соревнованиях и олимпийских медалях. В качестве социальной защиты студенты-спортсмены УОР получают квалификацию «Педагог по физической культуре и спорту», но большинство из них не планирует работать по получаемой специальности и не задумывается о том, чем они будут заниматься по окончании спортивной карьеры.

Вопрос о проблемах спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры достаточно часто обсуждается в рамках форумов, круглых столов, в научных исследованиях Д.К. Давлеткалиева, И.Б. Иванова, С.Н. Шихвердиева. По мнению психолога Р.М. Загайнова в основе переживаний спортсмена на этапе перед завершением спортивной карьеры лежит ощущение ненужности спорту и часто - команде, тренеру, страх ухода в иную (новую) сферу деятельности и изменения привычного образа жизни [2, с.85]. По утверждению Л.И. Лубышевой, кризис завершения спортивной карьеры связан с коренным изменением места спорта в жизни человека и осознанием себя вне спортивной деятельности. На данном этапе спортсмену приходится решать проблемы связанные с изменением специфики профессиональной подготовки и началом новой профессиональной карьеры, формированием нового образа жизни, включая приобретение не только новой профессии, но и увлечений, интересов, круга общения [6, с.136]. Самой трудной проблемой является проблема профессионального самоопределения, которую Н.Б. Стамбу-лова объясняет узкой спортивной направленностью, сформировавшейся за долгие годы, которая инертна и «тормозит» процесс выбора новой сферы деятельности [7, с.40].

Предвосхищая возможные трудности, которые могут возникнуть у спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры, преподаватели Омского ГУОР ищут педагогические средства оказания помощи студентам-спортсменам в социально-профессиональном самоопре-

делении. Решение проблемы осуществляется посредством создания системы педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения студента-спортсмена, которая реализуется через программу педагогического сопровождения.

Уточним, что в нашем исследовании социально-профессиональное самоопределение - это открытый, динамичный процесс, в ходе которого соотносятся цели студента-спортсмена в области спортивного совершенствования с предпочтениями в профессиональной карьере, а также формируется готовность к профессиональной самоидентификации и к проектированию профессиональной карьеры.

Сопровождение трактуется Казаковой Е.И., Тряпи-цыной А.П. как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [4,с.123]. Бережнова Л.Н. и Богословский В.И. понимают сопровождение в образовании как многоаспектное, полиморфное взаимодействие, направленное на преобразование неблагоприятных условий развития [1].

Под педагогическим сопровождением социально-профессионального самоопределения студента-спортсмена в рамках нашей работы будем понимать специально организованное взаимодействие субъектов образовательного процесса, представленное комплексом педагогических мероприятий, направленных на содействие социально-профессиональному самоопределению студентов-спортсменов, созданию альтернативных сценариев профессиональной карьеры посредством формирования их ориентационного поля.

Исходным теоретическим положением для формирования теории и методики педагогического сопровождения считается системно - ориентационный подход. В логике данного подхода педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения рассматривается как подсистема более широкой системы образовательного процесса в Омском ГУОР. Что касается ориентационного направления данного подхода, то мы придерживаемся размышлений Е.И. Казаковой, предлагающей рассмотрение ориентации в схеме «осознаю - хочу - действую» [3, с.19]. Ориентация - субъективно-переживаемое отношение к процессу перехода, желаемого в достигнутое, проявляющееся себя в выборе направленности и степени активности дальнейшей деятельности и формируемая на основе личностной системы ориентиров. При этом систему ориентиров личности, на которые она опирается при формировании отношения и свершении выбора Е.И. Казакова называет ориентационным полем, гармоничное формирование которого гарантирует развитие личности [там же, с.27].

Таким образом, при реализации системы педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения педагогами Омского ГУОР выявляется ориентационное поле студентов-спортсменов, создаются условия для совершения ими выбора своего дальнейшего профессионального пути, обсуждаются последующие действия студента-спортсмена в соответствии с совершенным им выбором.

При проектировании программы педагогического сопровождения, реализуемой в Омском ГУОР, мы опирались на рекомендации И.А. Колесниковой и М.П. Горчако-вой-Сибирской, которые рекомендуют при проектировании программы упомянуть всех участников, на которых рассчитана программа, выявить смыслы программы для

каждого из участников и согласовать их, указать логику реализации, а также спроектировать конечные цели, которые должны быть достигнуты в результате реализации программы. [5, с.150].

Представим кратко структуру программы педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов в таблице 1.

_Таблица 1

Субъекты

Программы

сопровождения

Инициативная группа преподавателей и студенты Омского ГУОР

Цель участия в программе сопровождения для студента

Осуществление выбора в рамках своей будущей профессиональной карьеры, создание альтернативного сценария своей профессиональной карьеры

Цель участия в программе сопровождения для преподавателей

Содействие социально-профессиональному самоопределению, содействие созданию альтернативных сценариев профессиональной карьеры студентов-спортсменов

Функции

1.Диагностика существа возникшей проблемы;

2. Информирование о существе проблемы и путях ее решения;

3. Консультирование на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы; 4.Оказание первичной помощи на этапе реализации плана решения._

Принципы

1. Ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий обладает только совещательными правами;

2. Приоритет интересов сопровождаемого;

3. Непрерывность сопровождения;

4. Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения._

Область реализации программы

Образовательный процесс в Омском ГУОР

Стратегии сопровождения

В учебном процессе

Во внеучебной деятельности

Фасилитация Модерация Консультирование Тьюторство_

Коучинг Тьюторство

Веб-квест Анализ ситуаций Метод проектов Веб-портфолио и др.

Пирамида логических уровней (пирамида Дилтса); Колесо жизненного баланса; Квадрат Декарта; Целеполагание по SMART; Виртуальное сетевое сообщество

Виды

сопровождения

По степени участия педагога (в зависимости от уровня самостоятельности студента-спортсмена)

Непосредственное, опосредованное

По времени (в зависимости от этапа спортивной карьеры)

Для студентов-спортсменов занимающихся спортом высших достижений - опережающее. Для студентов-спортсменов на этапе завершения спортивной карьеры или уже завершивших - своевременное (оперативное).

По длительности

Пролонгированное, дискретное

Этапы

1. Диагностический: диагностика проблем (социально-профессионального самоопределения);

2. Проблематизационный: обобщение информации о существе проблемы;

3. Поисково-вариативный\проектировочный: проектировка путей решения проблемы;

4. Деятельностный: первичная помощь на этапе реализации плана решения.

5. Аналитический.

Условия

Социально-образовательная среда Омского ГУОР, включающая в себя три компонента:

- информационный, представленный образовательными ресурсами, которыми располагают преподаватели, кураторы, а также информация, размещенная в сетевом сообществе «Патриоты Омского ГУОР» в виде гиперссылок о спортивных вузах, видеосюжеты со спортсменами, рассказывающими о жизни после спорта (И. Чащина, А. Немов, М. Бутырская), службе занятости населения Омской области.

- социальный, в состав которого входят субъекты образовательного процесса.

- технологический, включающий в себя деятельность студентов и преподавателей (цели, содержание, формы организации, стиль преподавания и характер контроля, методы, технологии и

др.)._

Ресурсы - знания педагогов о особенностях студента-спортсмена и его личностно-значимых проблемах социально-профессионального самоопределения; - владение современными стратегиями взаимодействия; - информационно-коммуникационная компетентность; - компетентность в проектировании индивидуального образовательного маршрута

Результатдля преподавателя Создание социально-образовательной среды, обладающей условиями для совершения студентом-спортсменом выбора в социально-профессиональном самоопределении и дальнейшей активности в соответствии с выбором.

Результат для студента Уточнение социально-профессионального самоопределения, создание альтернативного сценария профессиональной карьеры

Следует отметить, что программа педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения предполагает индивидуализацию и полную осведомленность педагога о студенте-спортсмене, т.е. знание о его личностно-значимых проблемах социально-профессионального самоопределения, ценностных ори-ентациях в карьере, статусе профессиональной идентичности, этапе спортивной подготовки, графике учебно-тренировочных сборов и соревнований и т.д., чтобы суметь обеспечить адресное педагогическое сопровождение.

Список литературы

1. Бережнова Л.Н., Богословский В.И. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития. [Эл. ресурс]. - URL: cyberlenin-ka.ru/artide/n/sopravozhdeme-v-obrazovanii-kak-tehnologiya-razresheniya-problem-razvitiya (дата обращения 01.07.2015)

2. Загайнов Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления [Текст]: монография/

Р.М. Загайнов. - М.: Советский спорт, 2010. - 232с.: ил.

3. Казакова Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентаци-онныи подход) дис. ... д-ра. пед наук. - СПб, 1995.

4. Казакова Е. И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века).— СПб.: «Петербург — XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997.— 160 с.

5. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб.пособие для высш. учеб.заведений/ И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007 -288 с.

6. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб.пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 240с.

7. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: дис... д-ра псих. наук. - СПб. - 1999. - 417 с.

_СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ ТЕННИСИСТОВ 10-12 ЛЕТ

Нургалеев Дамир Ринатович

ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», Институт физической культуры «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

культура)»

Актуальность исследования. Профессиональный теннис в наши дни значительно помолодел. Появление в мировом рейтинге теннисистов, возраст которых едва превышает 15-16 лет, уже не редкость. Контроль соревновательной деятельности выполняет важную функцию. Результаты, показанные спортсменами на основных соревнованиях подводят итог одного подготовительного цикла и в то же время анализ результатов становится важнейшим фактором влияющем на подготовку в следующих циклах. В понятие оперативный контроль соревновательной деятельности включает измерение и анализ наиболее важных показателей соревновательного упражнения. Их должны проводить на каждых соревнованиях. Представляется, что это вид комплексного контроля наиболее важен. В итоге специалисты получают информацию о структуре соревновательной деятельности, о факторах, которые влияют на результат, и специфических индивидуальных особенностях соревновательной деятельности.

Повышение эффективности подготовки спортсменов в игровых видах спорта во многом зависит от научной

обоснованности системы планирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок. Эти разделы работы в деятельности тренеров, особенно тех, кто работает с юными спортсменами, занимают ведущее место. От того, насколько обоснованны применяемые нагрузки, зависят, в конечном счете соревновательные результаты спортсменов.

При подготовке молодых спортсменов, делающих свои первые шаги в профессиональном теннисе, добиться высоких результатов, не имея четких представлений о соревновательной деятельности невозможно. Все это заставляет искать наиболее эффективные пути становления мастерства юных теннисистов.

В настоящее время спортивные достижения и результаты неуклонно растут, тренеры постоянно ищут новые пути, связанные с подготовкой юных спортсменов, но, как правило, величина нагрузок определяется лишь по субъективному ощущению спортсменов и их тренеров. Огромные физические и психические нагрузки, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.