Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ НА ИХ СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ'

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ НА ИХ СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
253
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SOCIALIZATION / SOCIAL ADAPTATION / COMMUNICATION WITH PEERS / SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Серебрякова Татьяна Александровна, Романова Юлия Юрьевна

В статье находят отражение результаты эмпирического осмысления проблемы оптимизации процесса социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в процессе их общения со сверстниками. Опираясь на метод теоретического анализа, авторы публикации раскрывают позиции представителей зарубежной и отечественной психологии относительно определения терминов «социальная адаптация» и «общение», рассматривают специфику общения детей старшего дошколного возраста со сверстниками и механизмы его влияния на эффективную адаптацию детей, а также определяют теоретико-методологические основания для разработки и организации исследования, направленного на изучение влияния общения со сверстниками на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Серебрякова Татьяна Александровна, Романова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM FOR STUDYING THE INFLUENCE OF SENIOR PRESCHOOLERS 'COMMUNICATION WITH PERSONS ON THEIR SOCIAL ADAPTATION

The article reflects the results of empirical understanding of the problem of optimization of the process of social adaptation of older preschool children in the process of their communication with peers. Based on the method of theoretical analysis, the authors of the publication reveal the positions of representatives of foreign and domestic psychology regarding the definition of the terms "social adaptation" and "communication", consider the specifics of communication between older preschool children and their peers and the mechanisms of its influence on the effective adaptation of children, and also determine the theoretical methodological grounds for the development and organization of research aimed at studying the influence of communication with peers on the social adaptation of older preschool children.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ НА ИХ СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ»

жизни, как и что они могут изменить в ней. Следует отметить, что определения данной категории в настоящее не включают позитивные характеристики, следовательно, психологу нужно корректировать представления о настоящем у данной категории лиц.

Следующим рассмотри ассоциативный ряд у осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы связанный с ключевой категорией «Мое будущее», так ими было выделено только одно слово «бизнес».

Исходя из посттестовой беседы с осужденными нами выявлено, то что многие из них после освобождения не хотят устраиваться на работу куда - либо, а желают заниматься тем, что им действительно будет нравится и приносить доход, постараются организовать собственный бизнес. В то же время часть из них не могут или не хотят сказать, что они подразумевали под словом бизнес.

Теперь сравним наиболее значимые хронологические показатели у осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4

Сравнительная таблица по наиболее значимым хронологическим показателям

Хронологические понятия Процентное распределение выборов МЦМ

Прошлое Мое увлечение (40%) Интересное занятие (36,7%) Свобода (36,7%)

Настоящее Конфликты (46,7%) Неприятности (43,3%) Тюрьма (40%)

Будущее Бизнес (46,7%)

Как видно из данной таблицы 4, у осужденных нигде нет ассоциаций, связанных с семьей или родственниками. Возможно значимые близкие люди и межличностные отношения с ними вытесняются из временного диапазона жизни. Также видно, что осужденные отбывающие наказание в виде лишения свободы, ничего не ассоциируют со своим будущим, кроме бизнеса. Исходя из анализа временного аспекта видно, что с прошлым ассоциируются перспективные компоненты деятельности, с настоящим только связь с местами лишения свободы, а целепологание на будущее включает только финансовые перспективы.

Выводы. У осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, думают о том, что жизнь человека полностью зависит от него самого, и что судьбу выбирает себе сам человек, говорят, большинство осужденных, при этом считая смыслом жизни уже само проживание жизни, хотят брать от нее по максимуму.

Осужденные в своих ответах, отмечают значимых жизненных ситуаций, но больше внимания уделяют прошлому, о чем свидетельствует полученные результаты о восприятии своего прошлого, настоящего и будущего. Настоящее связано только с жизнью в условиях изоляции, которая окрашена негативными эмоциями. На будущее у них только одна единственная цель, это развитие собственного бизнеса, который будет приносить стабильный доход.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современною человекознания - 2-е изд. / Б.Г. Ананьев - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 230 с. - ISBN 5-02-00289-Х Текст: непосредственный.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. / С.Л. Рубинштейн - Москва: Педагогика, 2011. - 595 с. - ISBN б/н Текст: непосредственный.

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук, доцент Серебрякова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Романова Юлия Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ НА ИХ СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ

Аннотация. В статье находят отражение результаты эмпирического осмысления проблемы оптимизации процесса социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в процессе их общения со сверстниками. Опираясь на метод теоретического анализа, авторы публикации раскрывают позиции представителей зарубежной и отечественной психологии относительно определения терминов «социальная адаптация» и «общение», рассматривают специфику общения детей старшего дошколного возраста со сверстниками и механизмы его влияния на эффективную адаптацию детей, а также определяют теоретико-методологические основания для разработки и организации исследования, направленного на изучение влияния общения со сверстниками на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: социализация, социальная адаптация, общение со сверстниками, старший дошкольный возраст.

Annоtation. The article reflects the results of empirical understanding of the problem of optimization of the process of social adaptation of older preschool children in the process of their communication with peers. Based on the method of theoretical analysis, the authors of the publication reveal the positions of representatives of foreign and domestic psychology regarding the definition of the terms "social adaptation" and "communication", consider the

specifics of communication between older preschool children and their peers and the mechanisms of its influence on the effective adaptation of children, and also determine the theoretical methodological grounds for the development and organization of research aimed at studying the influence of communication with peers on the social adaptation of older preschool children.

Keywords: socialization, social adaptation, communication with peers, senior preschool age.

Введение. Неустойчивость, а зачастую - и непредсказуемость социальных процессов, типичных для современного общества, предъявляет повышенные требования к личности, которой необходимо, с одной стороны, соответствовать социальным требованиям, а с другой, - сохранять внутреннюю стабильность и равновесие. Не случайно к проблеме адаптации личности обращаются представители самых разных наук о человеке (труды К.А. Абульхановой-Славской, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Н.Е. Введенского, И.В. Давыдовского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и т.д.).

Учитывая тот факт, что основы личности закладываются в детстве, особый интерес у ученых вызывают вопросы, связанные с оптимизацией процесса становления адаптивных возможностей человека на базовых уровнях его развития (исследования Ж. Пиаже, А. Фрейд, Э. Эриксона; А.К. Акименко, О.Ф. Гефеле, А.А. Налчаджяна, А.А. Реана, В.А. Петровского, О.В. Поздняковой, Ю.В. Шильцовой и т.д.).

На необходимость изменений в дошкольном образовании, которые обеспечат каждому ребёнку позитивную социализацию и успешную адаптацию к социуму, обращается внимание и в таком нормативном документе, как Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» [12].

В данной публикации мы также обращаемся к вопросам оптимизации процесса социальной адаптации детей дошкольного возраста. При этом целью своего исследования мы определяем разработку диагностической программы, ориентированной на изучение влияния общения со сверстниками на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Наше обращение к проблеме адаптивных возможностей детей дошкольного возраста мы начали с анализа исследований ученых, определив в качестве I этапа нашего исследования - теоретико-методологическое осмысление проблемы. Исходя из тематики нашего исследования, свое внимание мы сконцентрировали на изучении психологического наследия в области влияния общения со сверстниками на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста.

Осуществленный нами анализ работ ученых, позволяет говорить о том, что термин адаптация заключает в себе две стороны: как процесс, направленный на активное приспособление индивида к условиям социальной среды, и - как результат этого процесса, что предполагает достижение субъектом того или иного уровня социальной адаптированности.

Мы, изучая влияние общения со сверстниками на социальную адаптацию старших дошкольников, будем рассматривать адаптацию именно как результат.

Обратившись к анализу исследований ученых, а первую очередь мы предприняли попытку ответить на вопрос - что же такое «социальная адаптация»?

Первым, кто расширил биологическое понимание адаптации, применив его по отношению к социуму и рассмотрев социальную адаптацию как два противоположных процесса, направленных на достижение гомеостаза между человеком и обществом: ассимиляцию (осмысление нового опыта с помощью имеющихся представлений) и аккомодацию (преобразование себя в связи с новым опытом), был швейцарский ученый Ж. Пиаже [10].

Как постепенный процесс социализации, то есть продвижения ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности, связанный с развитием механизмов контроля «Я» и «сверх Я» и выработкой психологических защит определяет социальную адаптацию такой яркий представитель психоанализа, как А. Фрейд [19].

Представители зарубежной гуманистической психологии [14] в рамках изучения проблемы адаптации, говорят об оптимальном динамическом взаимодействии личности и среды, в котором конфликт между средой и личностью рассматривается как движущая сила развития личности.

Следует отметить, что идея о влиянии социальной адаптации на развитие субъекта подчеркивается и многими отечественными учеными. При этом исследователи делают акцент на активной роли личности в процессе социальной адаптации. Так, А.А. Налчаджян [8] под социальной адаптацией предлагает понимать такое состояние отношений между личностью и социальной средой, при котором личность, без длительных конфликтов, может продуктивно осуществлять ведущую деятельность, удовлетворять основные социогенные потребности, чувствовать себя свободно и раскрывать свои творческие способности.

Как приспособление человека к условиям социальной среды, в результате которой формируется адекватная система отношений с социальными объектами, ролевая пластичность поведения и, как результат, - происходит интеграция личности в социальные группы, социальную адаптацию определяет А.К. Акименко [2]

Наиболее же полное, с нашей точки зрения, определение понятия «социальная адаптация», отчасти раскрывающее признаки социально адаптированной личности, дает Большой психологически словарь [5], предлагаю под социальной адаптацией понимать интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять биосоциальные функции, а именно - адекватно ситуации воспринимать себя и окружающую действительность, общаться, выстраивать систему отношений в социуме, быть способным к труду, обучению, организации отдыха, само - и взаимообслуживанию как в семье, так и в коллективе, адаптировать свое поведения в зависимости от ролевых ожиданий окружающих.

Интересный, с нашей точки зрения, подход к выделению признаков социально адаптированной личности представлен и в векторной модели социальной адаптации А.А. Реана [13], включающей внешние (вертикальная ось) и внутренние (горизонтальная ось) критерии. При этом, к внутренним признакам социальной адаптации ученый предлагает относить психоэмоциональную стабильность, ощущение внутреннего комфорта, удовлетворенность, отсутствие ощущения угрозы и тревожности. Внешние же критерии, как полагает автор, отражают соответствие поведения личности нормам и правилам общества, а также отсутствие агрессивности. С точки зрения исследователя, реальная адаптация, интегрирующая в себе оба критерия, соответствует появлению такого новообразования, как способность личности к самореализации

в гармонии с обществом. Социальную же адаптацию личности, соответствующую только одному критерию, исследователь предлагает называть мнимой, ненастоящей.

Обращаются ученых к изучению социальной адаптации детей дошкольного возраста. Так, в работе О.В. Поздняковой [11] выделяются следующие признаки социальной адаптации детей дошкольного возраста: статусное место ребенка в группе; его переживания, связанные с отношением к нормам и ценностям группы, его эмоциональное состояние и самооценка, уровень общения и взаимодействия.

Такие же исследователи, как Г.И. Семёнова [16] и А.Э. Симановский [16] результат социальной адаптации дошкольника видят в успешности развития познавательной, интеллектуальной, эмоционально-потребностной, мотивационной и коммуникативной сфер ребенка.

Проанализировав работы ученых в области социальной адаптации, мы считаем возможным сделать следующие выводы:

- проблемы социальной адаптации не утратили своей актуальности,

- социальная адаптация - сложное интегративное образование, проявляющееся на самых разных уровнях жизнедеятельности личности,

- на личностном уровне показателями социальной адаптации будут: высокая активность, эмоциональная стабильность, удовлетворенность жизнью, а также положительная оценка будущего, удовлетворенность развитых потребностей в уважении и самоуважении. На групповом же уровне социальная адаптация проявляется в следовании принятым нормативам и правилам социальной жизнедеятельности,

- как свидетельствуют результаты исследований современных ученых (работы М.С. Мантровой, Г.Р. Хузеевой, И.В. Чиковой и др.) детей старшего дошкольного возраста нередко имеют остаточное количество проблем в области социальной адаптации. Например, исследование М.С. Мантровой [23] и И.В. Чиковой [23] показало, что среди детей 5-6-лет только 20% имеют высокий социальный статус и 38% -низкий и очень низкий.

Также мы делаем вывод о том, что практически все исследователи в качестве важнейшего показателя социальной адаптации выделяют общение и способность выстраивать систему эффективных контактов окружающими. Применительно же к детям дошкольного возраста, именно эффективные контакты с окружающими ученые рассматривают как один из важнейших механизмов их социальной адаптации. Не случайно, осуществляя теоретический обзор исследований, мы обратились к работам, ориентированным на изучение общения детей дошкольного возраста (труды Д. Боулби, Ж. Пиаже, Д. Фолкнера; Л.Н. Галигузовой, Е.П. Ильина, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева Т.А. Репиной, А.Г. Самохваловой, Е.О. Смирновой, Г.Р. Хузеевой и др.).

Обобщая идеи ученых, мы считаем возможным под общением понимать многоаспектный и многоплановый процесс взаимодействия между двумя и более реальными людьми, живущими в одно и тоже время, сопровождающийся обменом информацией, мнениями, эмоциями, взаимовлиянием и взаимопереживаниями.

Обращаясь к изучению феномена «общение», ученые не только выделяют его структурные компоненты (предмет, цель (мотив) и средства общения предлагает выделять М.И. Лисина [7]; перцептивный, информационный (когнитивная и коммуникативная стороны общения), деятельностный и эмоциональный компоненты общения выделяют Г.М. Андреева [1] и Е.П. Ильин [6] и т.д.), но и достаточно подробно изучают генезис общения. При этом ученые говорят о значимости для оптимального развития ребенка не только его общения со взрослыми, но и со сверстниками (исследования Л.Н. Галигузовой, О.О. Кузнецовой, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Самохваловой, Е.О. Смирновой, Г.Р. Хузеевой и т.д.).

Прослеживая историографию вопроса, следует отметить, что одним из первых к проблеме общения ребенка со своими сверстниками обращается Ж. Пиаже [10], доказавший своими исследованиями, что именно общаясь с «себе равными» ребенок преодолевает свой эгоцентризм.

Многие же отечественные исследователи обращают внимание на тот факт, что общение детей со сверстниками характеризуется большей свободой, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, разнообразием средств общения, - особенно невербальных (исследованиями Е.О. Смирновой [17] доказано, что старшие дошкольники используют мимику в общении друг с другом примерно в 9 раз чаще, чем со взрослым), а также нестандартностью высказываний и словотворчеством.

Говоря о логике развития общения со сверстниками, ученые выделяют такие 4 его формы, как эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая [6] и внеситуативно-личностная [22, 23] отличающиеся по целям и средствам общения, а также отношению к партнеру по общению. Из них в старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться 3 формы общения, а именно: ситуативно-деловая форма общения со сверстником (типична для детей от 4 до 6 лет); внеситуативно-деловая форма общения со сверстником (возраст детей - 6-7 лет) и внеситуативно-личностная форма общения со сверстником, которая также формируется к концу дошкольного возраста.

Вместе с тем, современные исследователи, обращают внимание на то, что многие дети, в связи с компьютеризацией современного общества и появлением возможности осуществлять большинство социальных функций, не вступая в реальный контакт, характеризуются отставанием и неравномерностью развития общения со своими сверстниками (результаты исследований А.Д. Андреевой, Ю.В. Батеновой, Л.Ф. Обуховой, А.Г. Самохваловой, Г.Р. Хузеевой и некоторых других ученых). В качестве таких деформаций общения со сверстниками исследователи выделяют ориентацию детей на себя и свои потребности, а также рост уровня прагматизма и социальной обусловленности совершаемых действий (результаты исследования Ю.В. Батеновой [4]); тенденция к неконструктивному разрешению возникающих со сверстниками конфликтов и проблемных ситуаций на фоне возрастания интереса к сверстнику, появления просоциальных действий и положительного эмоционального отношения к ним (работы Ю.В. Батеновой, И.А. Корепановой, Л.Ф. Обуховой, Г.Р. Хузеевой). Например, по данным Л.Ф. Обуховой [9] и И.А. Корепановой [9] 25% старших дошкольников не умеют самостоятельно решать конфликты со сверстниками, а из предлагаемых детьми решений - 30% носят выраженно-агрессивный характер. Агрессивность, мстительность, обидчивость и демонстративность поведения как трудности современных дошкольников в общении со сверстниками отмечает И.В. Хохлачева [20]. По результатам же исследования Г.Р. Хузеевой [22] с возрастом снижается количество игровых мотивов обращения к сверстнику, что приводит к тому, что игровое общение, в котором ребенок осваивает паттерны ролевого поведения и учится адекватным способам разрешения конфликтов, не развивается. Весьма интересным, с нашей точки зрения,

является и исследование А.Г. Самохваловой [15], позволяющее проследить динамику трудностей общения детей в возрасте 5-7 лет.

Обобщая выше сказанное, мы считаем, что у современных детей старшего дошкольного возраста наблюдается определенное противоречие между наличием потребности в общении со сверстниками, высоким уровнем инициативности, просоциальным поведением и несформированностью умения общаться со сверстниками и низким уровнем социальной адаптации.

Исходя из того, что как общение, так и социальная адаптация - феномены, которые совершенствуются и развиваются на протяжении всей жизни человека, мы считаем, что повысить уровень социальной адаптивности детей, возможно с помощью специально разработанной развивающей программы, направленной на оптимизацию общения детей, в частности и в рамках нашего исследования - с их сверстниками. Однако, прежде чем разрабатывать содержательную составляющую такой развивающей программы, мы обратились к проектированию программы мониторинга, которая бы позволила подробно изучить особенности как общения детей старшего дошкольного возраста с их сверстниками, так и их социальной адаптации (2 этап нашего исследования).

В качестве базового метода экспериментального исследования нами был определен метод научного наблюдения, который, как мы считаем, позволит нам достаточно подробно и детализировано изучить уровень развития потребности и навыков общения старших дошкольников. В качестве основы для разработки наблюдения мы выбрали стандартизированную методику наблюдения Г.Р. Хузеевой [21], расширив как линейку регистрируемых параметров, так и способы их проявлений. В качестве параметров, которые нами включены в схему научного наблюдения, мы выделяем следующие (добавленные или модифицированные нами параметры отмечены*): наличие интереса к сверстнику; инициативность в общении (оценивается как количество обращений ребенка к сверстникам, так и ко взрослым); цель обращения ребенка к сверстникам и сверстников к ребенку; эмоциональное отношение к сверстнику и сверстников к ребенку*; преобладающий тип общения; средства общения (невербальные* и вербальные*); характер высказываний*; продуктивность общения; способность к просоциальному поведению (эгоизм и альтруизм).

Для дополнения и конкретизации эмпирических данных, в систему диагностики нами были также включены следующие методики:

V Для определения Методика «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова [17], В.М. Холмогорова [17]), ориентированная на изучение уровня сформированности когнитивной составляющей общения.

V Методика «Рукавички» (авторы Г.А. Урунтаева [18] и Ю.А. Афонькина [18]), направленная на изучение уровня сформированности деятельностной и эмоциональной составляющих общения со сверстниками.

V Методика «Рассказ о друге» Е.О. Смирновой [16], направленная на изучение перцептивной составляющей общения, характера (делового или личностного) восприятия партнера, умение детей сопереживать партнеру, видеть в нем личность.

V Пиктографический тест для экспресс-диагностики А.И. Баркан [3], ориентированный на определение уровня социальной адаптации детей.

V С целью изучения взаимосвязи между уровнем адаптации детей и их умением общаться со своими сверстниками, нами использовался непараметрический критерий Спирмена.

Выводы. Осуществленные нами этапы исследования позволяют говорить о том, что как проблема социальной адаптации, так и проблема общения детей дошкольного возраста остается актуальной, несмотря на устойчивый интерес к ней и достаточно большое количество уже проведенных исследований, что объективно связано с тем, что многие современные дети испытывают трудности не только непосредственно в общении, но и, как объективное следствие, - в социальной адаптации в коллективе сверстников.

Разработанная нами диагностическая программа, ориентированная на изучение особенности как общения детей старшего дошкольного возраста с их сверстниками, так и их социальной адаптации, позволит в дальнейшем спроектировать систему работы с детьми, направленную на оптимизацию как процесса их общения, так и социальной адаптации.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - 5-е изд., исправл. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 363 с.

2. Акименко А.К. Понятие об адаптации, ее критериях и механизмах адаптационного процесса // Адаптация личности в современном мире. Вып. 3. Саратов: Наука, 2011. - С. 5-18.

3. Баркан А. О чем говорят рисунки детей. - М.: Этерна, 2014. - 208 с.

4. Батенова Ю.В. Особенности развития коммуникативной сферы дошкольника в современной социокультурной ситуации // АНИ: педагогика и психология. - 2017. - №3 (20). - С. 288-292.

5. Большой психологический словарь. Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 4-е изд. М.: АСТ, 2009. - 672 с.

6. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2е изд., 2015. - 572 с.

7. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб: Питер, 2009 - 320 с.

8. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Эксмо, 2010. - 368 с.

9. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Современный ребенок: шаги к пониманию // Психологическая наука и образование. - 2010. - Т. 15. - № 2. - С. 5-19.

10. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. - М.: Академический проект, 2019. - 480 с.

11. Позднякова О.В. Социальная адаптация как стадия социализации личности // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №5-6. - С. 362-366.

12. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/70643472/#ixzz4VXe41dAz. (дата обращения: 01.05.2020).

13. Реан А.А. Психология адаптации личности. - СПб: Питер, 2016. - 288 с.

14. Роджерс К.Р. Становление личности. М.:ИОИ, 2016. - 258 с.

15. Самохвалова А.Г. Структурно-динамическая концепция затрудненного общения в онтогенезе ребенка: дис....докт...психол....наук: 19.00.13. - Кострома, 2015. - 52 с.

16. Семёнова Г.И., Симановский А.Э. Социальная адаптация детей с задержкой психического развития в дошкольном образовательном учреждении // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - №2. - С. 32-34.

17. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. - М.: «Владос», 2015. - 115 с.

18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. // М.: АСАДЕМА, 2014. - 304 с.

19. Фрейд А. Норма и патология в детстве. Оценка детского развития. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. - 203 с.

20. Хохлачева И.В. Особенности родительского отношения к дошкольникам с трудностями в общении со сверстниками. автореф. дис...канд...психол...наук: 19.00.13. - Москва. 2010. - 27 с.

21. Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 78 с.

22. Хузеева Г.Р. Противоречия коммуникативного развития современных дошкольников // Х Левитовские чтения. Проблема личности в контексте современной социальной ситуации развития детей, подростков и молодежи. Сб. М.: МГОУ. - 2016. - С. 47-50.

23. Чикова И.В., Мантрова М.С. Специфика общения дошкольников со сверстниками: опыт исследования // АНИ: педагогика и психология. - 2018. - №2 (23). - С. 426-429.

Психология

УДК 159.923.2

доктор психологических наук, профессор Суворова Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); аспирант Гельжинис Наталья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации Нижегородский институт управления (г. Нижний Новгород);

аспирант Савлова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации Нижегородский институт управления (г. Нижний Новгород)

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДИКТОР ОТНОШЕНИЯ К

ДРУГОМУ

Аннотация. Статья посвящена представлению результатов изучения социально-нравственных ценностей школьников как предиктора отношения к другому человеку. Авторы представляют результаты эмпирического исследования различий в отношении к значимому другому у школьников с преобладанием разной ценностной направленности: социально-нравственной и прагматической. Использовались следующие методики: морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности (Бубнова С.С.); методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбиан, модификация Н. Эпштейна); опросник «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко). В исследовании принимали участие обучающиеся старших классов, 56 человек, из них 29 юношей и 27 девушек. Возрастной диапазон респондентов: 16-18 лет. В результате констатирующего эксперимента выявлены существенные различия в реальных ценностях, уровнях эмпатии и типах коммуникативной направленности в процессе общения старшеклассников с социально-нравственной и прагматической направленностью.

Ключевые слова: аксиосфера, нравственные ценнсти, прагматические ценности, отношение к значимому другому, старшеклассники.

Annotation. The article is devoted to the presentation of the results of studying the social and moral values of schoolchildren as a predictor of attitude to another person. The authors present the results of an empirical study of differences in attitude to the significant other among schoolchildren with a predominance of different value orientations: socio-moral and pragmatic. The following methods were used: morphological test of life values (V.F. Sopov, L.V. KARPUSHINA); test of research of the real structure of value orientations of the person (S.S. Bubnova); method "Scale of emotional response" (A. Megrabian, modification of N. Epstein); questionnaire "Orientation of the person in communication" (S.L. Bratchenko). The study involved high school students, 56 people, including 29 boys and 27 girls. Age range of respondents: 16-18 years. As a result of the ascertaining experiment, significant differences in real values, levels of empathy and types of communicative orientation were revealed in the process of communication between high school students with a socio-moral and pragmatic orientation.

Keywords: axiosphere, moral values, pragmatic values, attitude to the significant other, high school students.

Введение. Проблема социально-нравственного становления личности школьников в настоящее время остается актуальной как в научном, так и в практическом плане. Запрос на наукоемкие психологические рекомендации по воспитанию школьников в настоящий момент чрезвычайно возрос, поскольку российское общество и образование осознают важность принятия молодым поколением традиционных ценностей, сохранения социального консенсуса, стабильности и процветания России в условиях транзитивности [9], [12], [13].

В Государственной Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г. ясно поставлена цель и обоснована необходимость развития «высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности», такие как уважение к труду, чувство сопричастности к культурно-исторической общности своего народа и России [10].

Система духовно-нравственных ценностей, явившихся культурной основой развития Российского народа строится на базовых нравственных категориях: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга [10]. В тоже время,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.