Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА 2022 ГОД: ЛОГИКА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ БОРЬБЫ С КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ'

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА 2022 ГОД: ЛОГИКА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ БОРЬБЫ С КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / НОРМАТИВЫ ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ / ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / СПОСОБЫ ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Обухова О.В., Кадыров Ф.Н., Ендовицкая Ю.В., Базарова И.Н., Сычев Ю.П.

Изменения в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов по сравнению с предыдущими годами тесно связаны с современным этапом борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Вместе с тем, учитывая, что логика вносимых изменений не всегда очевидна, необходимо отталкиваться как от сегодняшнего состояния здравоохранения, так от анализа того, как новации скажутся на развитии отрасли в предстоящем периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Обухова О.В., Кадыров Ф.Н., Ендовицкая Ю.В., Базарова И.Н., Сычев Ю.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF STATE GUARANTEES OF FREE MEDICAL CARE TO CITIZENS FOR 2022: LOGIC AND BASIC PROVISIONS IN THE FIGHT AGAINST CORONAVIRUS INFECTION

Changes in the Program of state guarantees of free medical care to citizens for 2022 and for the planned period of 2023 and 2024 compared to previous years are closely related to the current stage of the fight against the spread of COVID-19 coronavirus infection. At the same time, given that the logic of the changes being made is not always obvious, it is necessary to start both from the current state of healthcare and from an analysis of how innovations will affect the development of the industry in the coming period.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА 2022 ГОД: ЛОГИКА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ БОРЬБЫ С КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ»

От редакции:

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи - традиционный, ежегодно принимаемый документ, утверждаемый постановлением Правительства РФ. Однако в этом году программа госгарантий претерпела существенные изменения, дополнена целым рядом приложений. Разобраться в имеющихся новациях помогут наши эксперты.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2022-3-77-86 УДК: 614.2

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА 2022 ГОД: ЛОГИКА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ БОРЬБЫ С КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ

О.В. Обухова0, Ф.Н. КадыровьЮ.В. Ендовицкаяс, И.Н. Базарова^ Ю.П. Сычеве

а, ь, с, е фгбу «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия.

а https://orcid.org/0000-0002-2745-8383; ь https://orcid.org/0000-0003-4327-4418; с https://orcid.org/0000-0001-6780-9355; d https://orcid.org/0000-0002-9063-1791; е https://orcid.org/0000-0002-2991-8427

И Автор для корреспонденции: Кадыров Ф.Н.

АННОТАЦИЯ

Изменения в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов по сравнению с предыдущими годами тесно связаны с современным этапом борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Вместе с тем, учитывая, что логика вносимых изменений не всегда очевидна, необходимо отталкиваться как от сегодняшнего состояния здравоохранения, так от анализа того, как новации скажутся на развитии отрасли в предстоящем периоде.

Ключевые слова: государственные гарантии в сфере здравоохранения, обязательное медицинское страхование, нормативы финансовых затрат, подушевое финансирование, способы оплаты медицинской помощи

Для цитирования: Обухова О.В., Кадыров Ф.Н, Ендовицкая Ю.В., Базарова И.Н., Сычев Ю.П. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год: логика и основные положения в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией // Менеджер здравоохранения. 2022; 3:77-86. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-3-77-86.

Введение

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее также - Программа госгарантий, ПГГ) - базовый нормативный правовой акт, определяющий виды, объемы и финансовое обеспечение оказания гражданам медицинской

помощи, а также целый ряд других связанных с этим вопросов1.

В связи с этим стоимость Программы госгарантий нередко используют в качестве показателя,

1 Статья 80 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

© Обухова О.В., Кадыров Ф.Н., Ендовицкая Ю.В, Базарова И.Н., Сычев Ю.П., 2022 г.

№3 Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

характеризующего объемы финансирования здравоохранения, фактически отождествляя их, что не совсем верно. Следует иметь в виду, что Программа госгарантий не в полной мере отражает объемы финансирования отрасли, поскольку не включает в себя нормированные затраты федерального бюджета на льготное лекарственное обеспечение, за исключением межбюджетного трансферта в Федеральный фонд ОМС, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации на расширение базовой программы ОМС, на капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования (за исключением приобретения за счет средств обязательного медицинского страхования стоимостью до 100 тыс. руб. и некоторых других случаев), научные исследования, содержание органов управления здравоохранением, учебных заведений и т.д.

Вместе с тем, Программа госгарантий более точно характеризует затраты, направленные именно на оказание медицинской помощи.

Эти различия необходимо учитывать при оценке финансового обеспечения здравоохранения в сложные экономические периоды (кризисы и т.д.), когда может происходить временное снижение финансирования отрасли из соответствующих бюджетов путем сокращения инвестиционных расходов, при том, что затраты на непосредственное оказание медицинской помощи увеличиваются (что мы нередко наблюдали в последние годы). На этом фоне крайне важным является оценка того, как изменяются расходы в рамках Программы госгарантий, более точно характеризующие возможности бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Это является дополнительным фактором, определяющим актуальность данного исследования.

Изменения в нормативах Программы госгарантий

Общий объем нормированной части Программы увеличен на 211 млрд. руб. и составляет на 2022 год 2,8 трлн. руб., из них 80% составляют средства базовой программы ОМС (далее - БПОМС) (рис. 1).

Анализ нормативных показателей бюджетной части и базовой программы ОМС, установленных Программой, показал наибольший прирост средств в отношении медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара (19,7%) и для ам-булатор ных условий 11,1%, по остальным видам и условиям предоставления медицинской помощи прирост по сравнению с 2021 годом составил 5-6% (таблица 1). Прирост финансирования первичной медицинской помощи в амбулаторных условиях произошел за счет увеличения финансирования деятельности с профилактическими и иными целями (на 16,4%).

Оценка сбалансированности ПГГ по видам, формам и условиям оказания медицинской помощи показала, что установленные Программой параметры обеспечивают положительные сдвиги в части переноса финансовой нагрузки со стационарного этапа на этап дневного стационара, однако снижение доли финансирования по скорой медицинской помощи сопровождается снижением доли ПМСП, оказываемой в неотложной форме (рис. 2).

Прирост среднего подушевого норматива за счет средств ОМС продолжает уверенную положительную динамику и на 2022 год составляет 9,4% относительно предыдущего года (рис. 3). Следует отметить существенную роль в такой динамике межбюджетного трансферта из федерального бюджета в размере 326 млрд. руб., прирост которого на

Рис. 1. Динамика изменения нормированной части Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за 2021-2022 годы2

2 Без учета средств федерального бюджета, за исключением межбюджетного трансферта в Федеральный фонд ОМС, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации на расширение базовой программы ОМС.

Таблица 1

Изменения финансирования видов/условий оказания медицинской помощи в рамках Программы на 2021-2022 годы

Виды/условия оказания медицинской помощи 2021, руб. на 1 жителя/ застрахованного 2022, руб. на 1 жителя/ застрахованного Темп прироста, %

Скорая медицинская помощь 786,9 836,6 6,3

Первичная медико-санитарная помощь, всего 5272,1 5856,0 11,1

в том числе

- в неотложной форме 362,6 385,4 6,3

- с профилактической и иными целями 2020,9 2351,8 16,4

- в связи с заболеваниями 2888,7 3065,9 6,1

В условиях дневных стационаров 1464,3 1753,0 19,7

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь в условиях круглосуточного стационара 7793,3 8227,2 5,6

Паллиативная медицинская помощь 253,9 266,3 4,9

12.00 10,00

8,00 6,00 4,00 2,00 0,00

2021

50,05 Г 10,35

9,40 48,57

31 £ 32.30

2-33 ^

1,63 J,— 4,57

2022

60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

■Скорая медицинская помощь

^ПМСП в неотложной форме

Специализированная

помощь в дневном

стационаре =Паллиативная медицинская

помощь

=ПМСП, за искл. в неотложной форме

Рис. 2. Динамика структурных изменений между видами и условиями предоставления медицинской помощи в рамках ПГГ на 2021-2022 годы, %

2022 год составил 11,2%. Изменения же подушевого норматива на 1 жителя за счет средств бюджетов остаются на прежнем уровне и составляют 4%.

При оценке темпов роста расходов необходимо учитывать инфляцию. В 2021 году она оказалась вдвое выше ожидаемого уровня и, по данным Рос-стата, составила 8,39%3.

Таким образом, уровень инфляции практически совпал с расчетным показателем прироста подушевого норматива, поэтому реального увеличения финансового обеспечения по этому показателю не произошло.

А вот в 2022 году, когда по прогнозу Центробанка России ожидается возвращение годовой инфляции в диапазон 4,0-4,5%4, прирост подушевого норма-

3 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1_12-01-2022.html

4 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов https://cbr.ru/ about_br/publ/ondkp/on_2022_2024/

тива на 9,4% означает увеличение финансирования по данному показателю не только в номинальном, но и в реальном выражении.

Анализ структуры подушевого норматива за счет средств ОМС демонстрирует рост доли амбулаторной и специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара (рис. 4.). Эта ситуация укладывается в требования Программы по сбалансированности по видам, формам и условиям оказания медицинской помощи структурных преобразований в сфере здравоохранения, указанных выше.

Наибольший прирост финансирования в амбулаторных условиях за счет средств ОМС отмечен по

профилактической деятельности в части проведения диспансеризации (58%).

В Программе на 2022 год появились новые нормативы объемов медицинской помощи: «обращение

1Средний подушевой норматив ОМС, руб. —Темп прироста, % Рис. 3. Динамика среднего подушевого норматива за счет средств ОМС

Рис. 4. Распределение подушевого норматива ОМС по видам/условиям оказания медицинской помощи

по заболеванию при оказании медицинской помощи по профилю «Медицинская реабилитация» и «Посещения для проведения углубленной диспансеризации», которые не имеют объемного норматива (установлены только средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи). Однако, включение углубленной диспансеризации в профилактическую часть первичной медико-санитарной помощи привело к одновременному росту норматива объемов медицинской помощи по диспансеризации в целом (с 0,19 в 2021 году до 0,263 в 2022 году).

Особенности программы госгарантий, связанные с распространением коронави-русной инфекции C□VI□-^9

Регламентации деятельности здравоохранения в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 во вновь утвержденной ПГГ отведено

особое место. В 2022 году Программа приросла рядом новых положений, определяющих порядок планирования объема и финансового обеспечения медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (СОУЮ-19). Данная деятельность осуществляется в рамках нормативов медицинской помощи, установленных территориальными программами госгарантий (ТПГГ), в соответствии с порядком оказания помощи по профилю «Инфекционные болезни». В расчетах нормативов учитываются региональные особенности, уровень и структура заболеваемости.

При этом объем и финансовое обеспечение медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не включают проведение гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о перенесенном заболевании новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), исследований на наличие антител к возбудителю новой коронавирусной

инфекции (COVID-19) (любым из методов) в целях подтверждения факта ранее перенесенного заболевания новой коронавирусной инфекцией (СОУЮ-19).

Диагностика СОУЮ-19 выведена из подушевого норматива финансирования помощи в амбулаторных условиях.

Программой регламентированы следующие случаи проведения исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) методом по-лимеразной цепной реакции:

1. Наличие у застрахованных граждан признаков острого простудного заболевания неясной этиологии при появлении симптомов, не исключающих наличие новой коронавирусной инфекции

(СОУЮ-19).

2. Наличие у застрахованных граждан новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19), в том числе для оценки результатов проводимого лечения.

3. Положительный результат исследования на выявление возбудителя новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19), полученный с использованием экспресс-теста (при условии передачи гражданином или уполномоченной на экспресс-тестирование организацией указанного теста медицинской организации).

При этом, в рамках ТПГГ субъекты вправе установить дополнительный перечень случаев, при которых проведение исследований на наличие новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) методом полимеразной цепной реакции осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, включая проведение указанных исследований в случае обследования в эпидемических очагах (бытовых и (или) семейных) застрахованных граждан, контактировавших с больным новой коронавирусной инфекцией (СОУЮ-19).

Средний норматив объема оказания медицинской помощи - тестирование на выявление новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) в 2022 году составляет 0,12838 (было 0,12441) исследований, средний финансовый норматив - 600,5 рублей (было 584 руб.), планировали 610,3.

Углубленная диспансеризация

В 2021 году Приказом Минздрава России от 01.07.2021 № 698н утвержден порядок направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке.

В указанный порядок были внесены изменения, коснувшиеся переболевших СОУЮ-19 и некоторых

граждан старше 65 лет. Так, в дополнение к профилактическим осмотрам и диспансеризации переболевшим коронавирусом проведут углубленную диспансеризацию. Ее смогут пройти и пациенты по своей инициативе, даже если у них в анамнезе нет перенесенного коронавируса (п. 7 нового порядка). Граждан старше 65 лет, которые проживают в населенном пункте, где нет возможности провести профилактический медосмотр или диспансеризацию, могут отвезти в медорганизацию в рамках региональных мер социальной поддержки (п. 10 нового порядка). Если медорганизация использует свою информационную систему или региональную, данные об обследованиях в рамках профилактических медосмотров и диспансеризации, включая сведения о документации в электронной форме, передают в ЕГИСЗ (п. 22 нового порядка). Углубленная диспансеризация включает два этапа. Перечень исследований определен в программе госгарантий бесплатной медпомощи на 2022 год.

В целях оплаты специализированной медицинской помощи пациентам с СОУЮ-19 рекомендуемая стоимость одного случая госпитализации на 2022 год составляет 116 200 рублей в среднем (без учета коэффициента дифференциации) и может быть скорректирована с учетом распределения пациентов по степени тяжести течения болезни.

Онкология

Во вновь утвержденной программе появились условия регистрации и учета впервые выявленных пациентов, а также изменившиеся условия продолжения лечения пациентов, достигших возраста 21 года в детских специализированных учреждениях. Так, в тексте ПГГ указано, что регистрация и учет впервые выявленных пациентов со злокачественными новообразованиями, в том числе диагноз которых установлен медицинскими организациями, не являющимися специализированными онкологическими организациями, включая положения о передаче сведений о таких больных в профильные медицинские организации, осуществляется в соответствии с порядком оказания медицинской помощи, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации. Данное условие подчеркивает важность учета пациентов со злокачественными новообразованиями для их дальнейшего наблюдения и лечения и снижает риски «потери» пациентов врачом-онкологом.

Пациентам в возрасте до 21 года при отдельных онкологических заболеваниях с целью продолжения

№3 Мападег

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

лечения, которое начато в возрасте до 18 лет, первичная специализированная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь может быть оказана в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям по профилю «Детская онкология», в случаях и при соблюдении условий, которые установлены порядком оказания медицинской помощи, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации. Теперь пациенты в возрасте 18-21 года могут продолжать получать специализированное лечение в медицинских организациях, оказывающих помощь детям. Однако остаются нерешенными следующие вопросы: в действующем порядке оказания медицинской помощи детям по профилю «Онкология», утвержденном приказом Минздрава России 31.10.2012 № 560н, описаны правила оказания специализированной помощи только детям, без указания особенностей ведения пациентов в возрасте до 21 года. Во вступающем в силу с 01.09.2022 новом Порядке, утвержденном приказом Минздрава России от 05.02.2021 № 55н, также пока отсутствуют пояснения относительно рассматриваемого положения ПГГ, более того профиль в нем прописан как «Детская онкология и гематология», которого нет в Приказе № 55н и ПГГ. Также остается открытым вопрос, о каких конкретно «отдельных» онкологических заболеваниях в ПГГ идет речь.

Изменились объемные и стоимостные показатели по перечню диагностических исследований для пациентов с подозрением на онкологические заболевания. Так, объемные показатели по КТ и МРТ увеличились на 63,5% и 114,8% соответственно. Это означает, что доступность для нуждающихся в данных исследованиях вырастет. Однако, стоимость одного исследования для КТ снижена на 32,5%, МРТ - на 16%, что становится менее выгодно для медицинских организаций.

Для эндоскопических, молекулярно-генетических и патологоанатомических исследований снизились как объемные показатели, так и стоимостные:

- эндоскопические (объем на 39,1%, стоимость на 1,5%);

- молекулярно-генетические (объем на 22,3%, стоимость на 17,3%).

На наш взгляд данная ситуация может быть объяснена снижением плановой специализированной медицинской помощи в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой. Однако, ввиду неуклонного роста количества выявляемых злокачественных ново-

образований и, соответственно, лиц с подозрением на онкологические заболевания, потребность в данных исследованиях будет только постоянно расти.

Способы оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС

С 2022 года при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях применяется единственный вариант подушевого финансирования - с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации (включая показатели объема медицинской помощи), в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях и оплачиваемую за единицу объема медицинской помощи. Ранее применялись две разновидности подушевого принципа оплаты, один из которых - подушевой в сочетании с оплатой за единицу объема - являлся способом оплаты по факту оказанных объемов медицинской медпомощи, ограниченный рассчитанным на основе подушевых нормативов и количества прикрепленного населения размером финансового обеспечения.

В ПГГ на 2022 год расширены условия, при которых применяется способ оплаты за единицу объема:

• при проведении тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

• при оказании медицинской помощи медицинской организацией (в том числе по направлениям, выданным иной медицинской организацией), источником финансового обеспечения которой являются средства подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц, получаемые иной медицинской организацией;

• при проведении углубленной диспансеризации.

Следует отметить, что оплата за единицу объема

считается эффективной при необходимости стимулировать оказание отдельных медицинских услуг или видов медицинской помощи.

Изменения в способах оплаты могут коснуться отдельных профилей заболеваний. Так, до 2022 года оплата амбулаторной стоматологической медицинской помощи осуществлялась преимущественно по посещениям и обращениям, при расчете которых использовались условные единицы трудоемкости (УЕТ) в целях планирования учета оказываемых услуг, отчетности деятельности специалистов, оплаты их труда. Начиная с 2022 года субъектам предложено осуществлять финансовое обеспечение первичной (первичной специализированной) медико-санитарной помощи по профилям «Стоматология», «Акушерство и гинекология» по отдельному подушевому нормативу

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №3

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022

в дополнение к применяемому способу оплаты амбулаторной помощи по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц. Предполагается, что использование данного способа оплаты позволяет минимизировать расходы и сократить рост необоснованных услуг. Необходимо отметить, что в рамках тарифных соглашений субъекты вправе устанавливать наиболее приемлемые варианты оплаты медицинской помощи, в том числе по указанным профилям.

При принятии решения об использовании подушевого норматива для оплаты помощи по профилю «Акушерство и гинекология» и (или) «Стоматология», оплата по иным профилям, входящим в подушевой норматив финансирования, осуществляется по подушевому нормативу на прикрепившихся лиц, рассчитанному с учетом выделения объемов финансового обеспечения оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях по профилю «Акушерство и гинекология» и (или) «Стоматология».

Для оплаты специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного и круглосуточного стационара установлено тождество термина законченного случая и случая госпитализации, уточнены причины отнесения случая лечения к прерванным ввиду изменения условий оказания медицинской помощи пациенту.

Стоит отметить, что с 2022 года уточняются условия, при которых оплата скорой медицинской помощи может осуществляться за единицу объема, а именно: при оказании скорой медицинской помощи застрахованным лицам за пределами субъекта РФ, на территории которого выдан полис ОМС, а также в отдельных медицинских организациях, не имеющих прикрепившихся лиц.

Медицинская реабилитация

Как уже отмечалось выше, впервые в Программе установлен новый нормативный показатель - Обращение по заболеванию при оказании медицинской помощи по профилю «Медицинская реабилитация». Причиной выделения в Программе отдельного норматива под данный вид медицинской помощи является включение в Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 № 2765-р, Федерального проекта «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация» с реализацией двух мероприятий: 1. Оснащение/дооснащение медицинских организаций в субъектах Российской Федерации,

в структуре которых имеются структурные под разделения, осуществляющие медицинскую реабилитацию.

2. Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации в амбулаторных и стационарных условиях. Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р инициатива «оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация» утверждена в перечне инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации в амбулаторных и стационарных условиях осуществляется в рамках средств ОМС, в том числе за счет межбюджетного трансферта бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по медицинской реабилитации, в размере 9,2 млрд. руб. и в ПГГ на 2022 год представлено двумя нормативами: комплексным посещением по заболеванию при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях по профилю «Медицинская реабилитация» со значением 0,00287 и нормативом финансовых затрат 18438,4 руб., и случаем госпитализации для медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях и реабилитационных отделениях медицинских организаций в условиях круглосуточного стационара в объеме 0,005593 на 1 застрахованного с нормативом финансовых затрат в размере 40843,2 руб.

Высокотехнологичная медицинская помощь

В раздел I перечня видов ВМП, включенных в базовую программу ОМС, было добавлено 2 вида ВМП по профилю «Сердечно-сосудистая хирургия»: «Коронарные ангиопластика или стентирование в сочетании с внутрисосудистой визуализацией (внутрисосудистый ультразвук или оптико-когерентная томография) и/или в сочетании с оценкой ге-модинамической значимости стеноза по данным физиологической оценки коронарного кровотока (фракционный резерв кровотока или моментальный резерв кровотока) при ишемической болезни сердца» и «Эндоваскулярная тромбэкстракция при остром ишемическом инсульте». Также метод лечения «интравитреальное введение ингибитора ангиогенеза и (или) имплантата с глюкокортикоидом» по профилю

С

•КС

№ 3 Мападег

2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

«Офтальмология» в виде ВМП «Транспупиллярная, микроинвазивная энергетическая оптико-реконструктивная, интравитреальная, эндовитреальная 23-27 гейджевая хирургия при витреоретинальной патологии различного генеза» перенесён из второго раздела перечня видов ВМП в первый.

В раздел II перечня видов ВМП, не включенных в базовую программу ОМС, добавлено 5 видов ВМП по 4 профилям: «Установка интенсивной помпы для постоянной инфузии геля после предварительной на-зоеюнальной титрации» по профилю «Неврология», «Протонная лучевая терапия, в том числе детям» по профилю «Нейрохирургия», «Лечение острого лейкоза с использованием биотехнологических методов у детей» и «Тотальное облучение тела, тотальное лимфоидное облучение тела, тотальное облучение костного мозга у детей» по профилю «Онкология», «Гибридные операции при многоуровневом поражении магистральных артерий и артерий нижних конечностей у больных сахарным диабетом» по профилю «Сердечно-сосудистая хирургия».

Кроме того, в ПГГ на 2022-2024 гг. включён перечень ВМП с использованием ряда уникальных методов лечения, применяемых при сердечно-сосудистой хирургии и трансплантации органов, состоящий из 8 видов ВМП: «Одномоментная замена всей аорты», «Открытое протезирование торакоабдоминальной аорты с реконструкцией всех висцеральных ветвей и восстановлением кровообращения спинного мозга», «Открытое протезирование дуги аорты с реконструкцией всех брахицефальных ветвей», «Малоинвазивная хирургия грудной аорты», «Эндоваскулярное протезирование аорты с сохранением кровотока по ветвям дуги аорты путем создания фенестрации», «Эндоваскулярное протезирование брюшной аорты с сохранением кровотока по висцеральным артериям с имплантацией фенестрированного стент-графта», «Трансплантация комплекса органов в различных сочетаниях» и «Трансплантация легких с использованием перфузионных технологии». Данные виды ВМП смогут применяться в федеральных медицинских организациях.

Тарифы на перечень ВМП с использованием ряда уникальных методов лечения, применяемых при сердечно-сосудистой хирургии и трансплантации органов, в ПГГ на 2022-2024 гг. не установлены. Проект порядка установления тарифов, а также нормативов финансовых затрат на единицу объема такой медицинской помощи и порядок распределения объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями должен быть внесён в Правительство Российской Федерации до 1 марта 2022 г.

Учет клинических рекомендаций при формировании программы госгарантий

С 01.01.2022 Федеральным законом от 25 декабря 2018 года № 489-ФЗ года часть 7 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ изложена в новой редакции (дополненной фразой «клинических рекомендаций): «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2021 года № 1968 «Об утверждении Правил поэтапного перехода медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утвержденных в соответствии с частями 3, 4, 6-9 и 11 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» учет клинических рекомендаций осуществляется следующим образом:

• клинические рекомендации, размещенные на официальном сайте до 1 июня 2022 г., учитываются при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов;

• клинические рекомендации, размещенные на официальном сайте до 1 июня 2023 г., учитываются при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов;

• клинические рекомендации, размещенные на официальном сайте после 1 июня 2023 г., учитываются при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, начиная с 1 января 2024 г.

При этом обращаем внимание на то, что в настоящее время отсутствует утвержденный порядок учета клинических рекомендаций при формировании Программы госгарантий.

Заключение

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на

Менеджер

здравоохранения /

Мападег № 3

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2022

2022 год демонстрирует дальнейшее повышение основных стоимостных нормативов с некоторой корректировкой ряда из них. Запланированные темпы их роста превышают ожидаемый прогноз инфляции на 2022 год. Все это можно оценивать с положительной стороны.

Изменения нормативов объемов медицинской помощи соответствуют политике государства на стационарозамещение.

Появление ряда новых нормативов демонстрирует очередной этап конкретизации Программы госгарантий.

К специфическим особенностям Программы госгарантий на 2022 год относятся положения, отражающие современный этап борьбы с распространением коронавирусной инфекции

COVID-19.

1. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 28.12.2021 № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

3. Письмо Минздрава России от 13.01.2022 № 11-7/И/2-275 «О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022-2024 годы».

4. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

5. Приказ Минздрава России от 01.07.2021 № 698н «Об утверждении Порядка направления граждан на прохождение углубленной диспансеризации, включая категории граждан, проходящих углубленную диспансеризацию в первоочередном порядке».

6. «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 № 2765-р).

ORIGINAL PAPER

THE PROGRAM OF STATE GUARANTEES OF FREE MEDICAL CARE TO CITIZENS FOR 2022: LOGIC AND BASIC PROVISIONS IN THE FIGHT AGAINST CORONAVIRUS INFECTION

0.V. Obukhovaa, F.N. Kadyrovb , Yu.V. Endovitskayac,

1.N. Bazarovad, Yu.P. Sychev

a b c d e Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.

a https://orcid.org/0000-0002-2745-8383; b https://orcid.org/0000-0003-4327-4418; c https://orcid.org/0000-0001-6780-9355; d https://orcid.org/0000-0002-9063-1791; e https://orcid.org/0000-0002-2991-8427

H Corresponding author: Kadyrov F.N.

ANNOTATION

Changes in the Program of state guarantees of free medical care to citizens for 2022 and for the planned period of 2023 and 2024 compared to previous years are closely related to the current stage of the fight against the spread of COVID-19 coronavirus infection. At the same time, given that the logic of the changes being made is not always obvious, it is necessary to start both from the current state of healthcare and from an analysis of how innovations will affect the development of the industry in the coming period.

Keywords: state guarantees in the field of healthcare, compulsory medical insurance, standards of financial costs, per capita financing, methods of payment for medical care.

For citation: Obukhova O.V., Kadyrov F.N., Endovitskaya Yu.V, Bazarova I.N., Sychev Yu.P. The program of state guarantees of free medical care to citizens for 2022: logic and basic provisions in the fight against coronavirus infection // Manager Zdravoohranenia. 2022; 3:77-86. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-3-77-86.

•КС

№ 3 Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

REFERENCES

1. Federal Law No. 326-FZ of 29.11.2010 "On Compulsory Medical Insurance in the Russian Federation".

2. Decree of the Government of the Russian Federation of 12/28/2021 No. 2505 "On the Program of state guarantees of free medical care to citizens for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024".

3. Letter of the Ministry of Health of the Russian Federation dated 13.01.2022 № 11-7/I/2-275 "On the formation and economic justification of territorial programs of state guarantees of free provision of medical care to citizens for 2022-2024".

4. Decree of the Government of the Russian Federation dated 26.12.2017 № 1640 "On approval of the state program of the Russian Federation "Development of healthcare".

5. The order of the Ministry of health of Russia from 01.07.2021 № 698n "On approval of the Procedure for the provision of citizens for the passage of in-depth medical examination, including categories of citizens, held an in-depth examination in a matter of priority".

6. "A unified plan for the achievement of national development objectives of the Russian Federation for the period up to 2024 and for the planning period up to 2030" (approved by order of the Government of the Russian Federation from 01.10.2021 2765 N-R).

m

JHO

зЯо f

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Обухова Ольга Валерьевна - заместитель директора по экономике здравоохранения ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России, г. Москва, Россия.

Olga V. Obukhova - Deputy to the Director of theFederal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: obuhova@mednet.ru

Кадыров Фарит Накипович - советник директора ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России, г. Москва, Россия.

Farit N. Kadyrov - Advisor to the Director of theFederal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of

Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: kadyrov@mednet.ru

Ендовицкая Юлия Владимировна - начальник отдела управления кадровым обеспечением здравоохранения ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России, г. Москва, Россия.

Yulia V. Endovitskaya - Head of the Department of Human Resources Management of Healthcare of the FRIHOI of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: yulia.v.ku@gmail.com, endo@mednet.ru

Базарова Ирина Николаевна - заведующая группой расчёта нормативов финансовых затрат ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России, г. Москва, Россия.

Irina N. Bazarova - Researcher of the Department of Economics, Resource Provision and Labor Remuneration in Health Care of the FRIHOI of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: bazarova@mednet.ru

Сычев Юрий Петрович - начальник отдела экономики и ресурсного обеспечения в здравоохранении ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России, г. Москва, Россия.

Yuri P. Sychev - Head of the Department of Economics, Resource Provision and Labor Remuneration in Health Care of the FRIHOI of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: sychevup@mednet.ru

—1 ВБ

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 3

ZdrevoochrBnenÍB 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.