От редакции:
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемая Правительством Российской Федерации, претерпевает постоянные изменения. И что особенно важно — она становится все более детализированной, все больше определяющей деятельность системы здравоохранения в части не только финансирования, но и способов оплаты медицинской помощи и т.д. Материал данного номера, подготовленный экспертами нашего журнала, посвящен Программе госгарантий на 2015 год.
Шеф-редактор Н.Г. Куракова
О.В. Обухова,
заведующая отделением экономики ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия A.C. Брутова,
экономист отделения ценообразования высокотехнологичной медицинской помощи ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия A.A. Совпель,
научный сотрудник отделения экономики ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия
ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ
УДК 614.2
Обухова О.В, Брутова A.C., Совпель A.A. Изменения в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, т. Москва, Россия)
Аннотация. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее — ПГГ 2015). В новой редакции появился раздел, посвященный базовой программе обязательного медицинского страхования, программа расширена приложением с перечнями видов высокотехнологичной медицинской помощи с указанием средних нормативов финансовых затрат. Изменения затронули и состав нормативных показателей. Проведен анализ изменений значений нормативных показателей по сравнению с Программой на 2014-2016 годы (далее — ПГГ 2014). Ключевые слова: Протрамма тосударственных тарантий бесплатното оказания тражданам медицинской помощи, базовая протрамма обязательното медицинското страхования, вы/сокотехнолотичная медицинская помощь, нормативы.
п
Iрограмма государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый I период 2016 и 2017 годов содержит ряд новых положений, отражающих необходимость выполнения Федеральных законов № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее —
О.В. Обухова, A.C. Брутова, A.A. Совпель, 2015 г.
ФЗ-323) и № 326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Ф3-326) в плане соблюдения единой концепции организации, оказания и финансирования медицинской помощи.
Основным структурным изменением документа является введение Приложения к Программе с двумя перечнями видов высокотехнологичной медицинской помощи (далее — ВМП):
1-й перечень — Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (так называемые «459 методов»). Дополнительно в Программе указано, что субъекты РФ вправе за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществлять финансовое обеспечение дополнительных объемов ВМП (по перечню видов ВМП, определенному в разделе I Приложения к ПГГ-2015), оказываемой медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти субъектов РФ.
2-й перечень — Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств, предоставляемых федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в виде иных межбюджетных трансфертов в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период (так называемые «1007 методов»).
Статьями 35 и 36 Ф3-326 регламентируется, что нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи устанавливаются также по пе-
речню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения. Поэтому в Программе впервые появился новый показатель — случай госпитализации на 1 жителя. Объем ВМП на 2015 год составляет 0,0041 случая госпитализации, на 2016 год — 0,0047 случая госпитализации, на 2017 год — 0,005 случая госпитализации.
В разделе III «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно» расширяется нормативно-правовая база, регламентирующая осуществление диспансеризации и профилактических медицинских осмотров (а именно, удалена часть текста, определяющая, что указанные мероприятия проводятся в соответствии с порядками, утверждаемыми Министерством здравоохранения РФ, но вводится необходимость соблюдения соответствия законодательству РФ).
Значимым дополнением раздела III является расширение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин, неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний и аудиологического скрининга для отдельных категорий граждан, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
В документе на 2015-2017 годы информация о базовой программе обязательного медицинского страхования выделена в отдельный раздел, в котором указаны основные виды помощи, оказываемые гражданам в рамках этой программы, порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации, и прочее (раздел IV программы).
В новый раздел перемещена информация по составу комиссии, разрабатывающей
тарифное соглашение на уровне субъекта Российской Федерации, также перенесены сведения по способам оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС в РФ (ранее — оказываемой при реализации территориальной программы ОМС). Сами способы при этом не изменились.
Раздел VI «Средние нормативы объема медицинской помощи», помимо нормативов по видам помощи, с 2015 года содержит также нормативы по условиям и формам ее оказания. По сравнению с предыдущей редакцией фактически произошло уточнение содержания раздела. Из формулировки норматива для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, удалено определение обращения (законченного случая лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью посещений по поводу одного заболевания не менее 2). Норматив для медицинской помощи в стационарных условиях, рассчитываемый в 2014 году, в 2015 году уточнен нормативом для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
При рассмотрении значений нормативов объемов медицинском помощи можно отметить, что ни один из них не был повышен в ПГГ-2015 по сравнению с ПГГ-2014. Остались без изменения нормативы на 2015-2016 годы по показателям для скорой медицинской помощи вне медицинской организации (включая медицинскую эвакуацию), для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями (в том числе в рамках базовой программы ОМС), а также для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (в том числе в рамках базовой программы ОМС, а также для реабилитации в специализированных больницах и центрах). Остальные показатели понизились.
Многие планируемые на 2016-2017 гг. показатели в ПГГ-2015 планируются неизменными или изменяются незначительно в боль-
шую сторону. Высокими темпами прироста характеризуются такие виды помощи, как медицинская помощь в амбулаторных условиях, оказываемая в неотложной форме (в рамках базовой программы ОМС), а также специализированная медицинская помощь в стационарных условиях для медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю «Медицинская реабилитация», и реабилитационных отделениях медицинских организаций (в рамках базовой программы ОМС).
Значения указанных в Программах нормативов отражены в таблице 1.
С 2015 года дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо устанавливаются субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов. Объемы медицинской помощи с использованием санитарной авиации, телемедицины и передвижных форм предоставления медицинских услуг в труднодоступных населенных пунктах могут устанавливаться в составе дифференцированных нормативов объема медицинской помощи.
Из перечня нормативов финансовых затрат в 2015 году исключен норматив на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), поскольку в новой ПГГ-2015 он включен в перечень видов ВМП. Значения нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ, представленных в Программах, отражены в таблице 2.
Менеджер
Таблица 1
Средние нормативы объема медицинской помощи по Программам
Показатель (средний норматив объе- Единицы Программа, в которой Значение показателя по годам
ма медицинской помощи) измерения утвержден показатель 2014 2015 2016 2017
для скорой медицинской помощи вызова на 1 2014-2016 0,318
вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию застрахованное лицо 2015-2017 0,318
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилак- 2014-2016 2,77 2,95 2,98
тическими и иными целями (включая посещения
посещения центров здоровья, посещения на 1 жителя
в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала) 2015-2017 2,90 2,95 2,98
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения на 1 застрахованное лицо 2014-2016 2,27 2,35 2,38
посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала) в рамках базовой программы ОМС 2015-2017 2,3 2,35 2,38
для медицинской помощи в амбулатор- обращения на 1 жителя 2014-2016 2,12 2,15 2,18
ных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями 2015-2017 2,15 2,18 2,18
для медицинской помощи в амбулатор- обращения ных условиях, оказываемой в связи на 1 застра-
2014-2016 1,92 1,95 1,98
с заболеваниями в рамках базовой программы ОМС хованное лицо 2015- -2017 1,95 1,98 1,98
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотлож- посещения на 1 застра- 2014- -2016 0,46 0,6 0,6
ной форме, в рамках базовой программы ОМС хованное лицо 2015- -2017 0,5 0,56 0,6
для медицинской помощи в условиях пациенто-дня 2014- -2016 0,665 0,710 0,735
дневных стационаров на 1 жителя 2015- -2017 0,675 0,675 0,675
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров в рамках базовой программы ОМС пациенто-дня на 1 застра- 2014- -2016 0,55 0,59 0,61
хованное лицо 2015- -2017 0,56 0,56 0,56
случая госпи- 2014- -2016 0,197 0,193 0,193
для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях тализации на 1 жителя 2015- -2017 0,193 0,193 0,193
для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях рамках базовой программы ОМС случая госпитализации на 2014- -2016 0,176 0,172 0,172
1 застрахованное лицо 2015- -2017 0,172 0,172 0,172
Таблица 1, окончание
Показатель (средний норматив объе- Единицы Программа, в которой Значение показателя по годам
ма медицинской помощи) измерения утвержден показатель 2014 2015 2016 2017
в том числе для медицинской реабили-
тации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю «Медицинская койко-дня на 1 застра- 2014-2016 0,030 0,033 0,039
реабилитация», и реабилитационных хованное
отделениях медицинских организаций в рамках базовой программы обяза- лицо 2015-2017 0,033 0,039 0,039
тельного медицинского страхования
для паллиативной медицинской помощи койко-дня 2014-2016 0,092 0,112 0,115
в стационарных условиях на 1 жителя 2015-2017 0,092 0,092 0,092
В целом средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ повышены в ПГГ-2015 по сравнению со значениями на 2014 год. При этом минимальным темпом прироста (3,3%) характеризуются стоимостные показатели за счет средств бюджетов. Норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи при использовании средств ОМС повысился в 2015 году на 5,4-15,9% в зависимости от вида медицинской помощи (табл. 3).
Большинство нормативов финансовых затрат на единицу медицинской помощи в ПГГ-2015 понизилось по сравнению с прогнозными значениями по ПГГ-2014. Планируемые значения на 2016 год полностью совпадают в обеих Программах по нормативам:
• на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) при финансировании из ОМС;
• на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях при финансировании из ОМС;
• на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров при финансировании из ОМС;
• на 1 койко-день по медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю «Медицинская реабилитация», и реабилитационных отделениях медицинских организаций при финансировании из ОМС.
Увеличение норматива коснулось 2 показателей: на 1 вызов скорой медицинской помощи (рост на 10,3%) и на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях при финансировании из ОМС (рост на 0,1%). Но небольшой рост последнего был скомпенсирован резким снижением этого же норматива при финансировании из бюджетных средств (на 20%, или 16,5 тыс. руб.). Снижение бюджетного финансирования наблюдается по всем видам медицинской помощи в пределах от 14,1 до 21,3%.
Помимо нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, Программой утвержден размер среднего подушевого норматива финансирования.
Уточнено, что районные коэффициенты рассчитываются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. №462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального
Таблица 2
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ
Показатель (средний норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи) Источник Значение показателя по годам, руб. Темп
финансирования 2014 2015 прироста, %
на 1 вызов скорой медицинской помощи ОМС 1507,4 1710,1 13,4
на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) соответствующие бюджеты ОМС 360,0 318,4 371,7 351,0 3,3 10,2
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбу- соответствующие бюджеты 1044,0 1078,0 3,3
латорных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) ОМС 932,8 983,4 5,4
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях ОМС 406,6 449,3 10,5
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров соответствующие бюджеты 559,4 577,6 3,3
ОМС 1227,9 1306,9 6,4
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) ОМС 113 109,0 - -
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделе- соответствующие бюджеты 61 732,8 63 743,8 3,3
ниях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях ОМС 19 186,2 22 233,1 15,9
на 1 койко-день по медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю «Медицинская реабилитация», и реабилитационных отделениях медицинских организаций ОМС 1293,8 1539,3 19,0
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода) соответствующие бюджеты 1654,3 1708,2 3,3
фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федера-
ции в сфере обязательного медицинского страхования».
Суммарный размер среднего подушевого норматива финансирования по Программе имеет положительную динамику как в ПГГ-2014, так и в ПГГ-2015. Размер финансиро-
Таблица 3
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программами
Показатель (средний норматив финансовых затрат Источник финан-сирова-ния Программа, в которой утвержден показатель Значение показателя по годам, руб. Изменение норматива в 2016 г.
на единицу объема медицинской помощи) 2015 2016 2017 Абс, руб. Относит., %
на 1 вызов скорой ОМС медицинской помощи 2014-2016 1582,8 1635,6 168,6 10,3
2015-2017 1804,2 1948,9
на 1 посещение с профи- соответ- 2014-2016 448,9 468,2 лактическими и иными целя- ствующие -79,8 -17,0 ми при оказании медицин- бюджеты 2015—2017 388,4 405,1 ской помощи в амбулаторных условиях > ~ > от а_от а о£г л л ^ медицинскими организация- 2°14 2°16 35^° 355,5 ми (их структурными подраз- ОМС 0,0 0,0 делениями) 2015-2017 355,5 386,7
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) соответствующие бюджеты 2014-2016 1256,9 1310,9 -184,4 -14,1
2015-2017 1126,5 1174,9
ОМС 2014-2016 1023,2 1066,5 -27,1 -2,5
2015-2017 1039,4 1160,3
на 1 посещение при оказа- 2014-2016 449,3 452,2 нии медицинской помощи в ОМС 0,0 0,0 неотложной форме ОМС 0,0 0,0 а 2015-2017 452 2 4919 в амбулаторных условиях ^^ ^^ 452,2 491;'
на 1 пациенто-день лечения в условиях соответствующие бюджеты 2014-2016 734,5 766,8 -163,2 -21,3
2015-2017 603,6 629,5
дневных стационаров ОМС 2014-2016 1309,1 1323,4 0,0 0,0
2015-2017 1323,4 1433,2
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстра- ОМС 2014-2016 119964,1125962,0 - -корпорального оплодотворения)
на 1 случай госпитализации соответствующие бюджеты 2014-2016 79 668,6 83 094,0 -16481,7 -19,8
в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стацио- 2015-2017 66 612,3 69 476,6
ОМС 2014-2016 22 452,3 23 544,2 15,1 0,1
нарных условиях 2015-2017 23 559,3 26 576,2
Таблица 3, окончание
Показатель (средний норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи)
на 1 койко-день по медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю «Медицинская реабилитация», и реабилитационных отделениях медицинских организаций
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода)
вания среднего подушевого норматива за счет средств ОМС на финансирование базовой программы ОМС за счет субвенций Федерального фонда ОМС понизился в 2015 году на 2,6%, а в 2016 году — на 1,5%. Гораздо большие изменения затронули финансирование за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов: в 2015 году произошло снижение в 4 раза (с 12 097 до 3338 руб.), а в 2016 году — в 3,6 раза (с 12 642 до 3489 руб.). Средние подушевые нормативы финансирования базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда ОМС сформированы без учета средств бюджета Федерального фонда ОМС, направляемых в виде иных межбюджетных трансфертов в федеральный бюджет на оказание ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, по перечню видов ВМП (раздел II Приложения к ПГГ-2015). Рисунок 1 иллюстрирует динамику структуры подушевого норматива.
С 2015 года расширены критерии, которые учитываются при дифференциации нор-
Источ- Програм- Значение показателя Изменение нор-
ник ма, в кото- по годам, руб. \ матива в 2016 г.
финан-сирова- рой утвержден 2015 2016 2017 Абс., Отно-руб. сит., %
ния показатель
2014-2016 1539,3 1623,4
ОМС 2015-2017 1623,4 1826,4 0,0 0,0
2014-2016 2137,0 2228,9
соответ-
ствующие бюджеты -443,8 -19,9
2015-2017 1785,1 1861,8
мативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо, по видам, формам, условиям и этапам оказания медицинской помощи:
• особенности половозрастного состава и плотности населения,
• транспортная доступность,
• уровень и структура заболеваемости населения,
• климатические и географические особенности регионов.
Раздел VIII «Требования к территориальной программе в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи» расширен рядом требований, которым должна соответствовать территориальная программа. Так, дано уточнение по срокам ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме: сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не превышают 30 дней со дня выдачи лечащим врачом направления
25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
-Iй
I Ш
II
т-1
2014 2015 2016 2017
I бюджетные ассигнования соответствующих бюджетов по ПГГ-2014
средства ОМС на финансирование базовой программы ОМС за счет субвенций Федерального фонда ОМС (в расчете на 1 застрахованное лицо) по ПГГ-2014
-бюджетные ассигнования соответствующих бюджетов по ПГГ-2015
-средства ОМС на финансирование базовой программы ОМС за счет субвенций Федерального фонда ОМС (в расчете на 1 застрахованное лицо) по ПГГ-2015
Рис. 1. Средний подушевой норматив финансирования, предусмотренный Программами (без учета расходов федерального бюджета) по источникам финансирования в Программах различных годов, тыс. руб.
на госпитализацию, сроки проведения консультаций врачей-специалистов — 10 рабочих дней со дня обращения.
С точки зрения необходимости выполнения перехода на страховые принципы, одним из которых, согласно ФЗ-326, является устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования, в Программе госгарантий на 2015-2017 годы появился пункт о необходимости учитывать сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, при формировании территориальной программы государственных гарантий.
Изменился состав критериев доступности и качества медицинской помощи. Дополнительно введены следующие показатели:
• доля умерших в трудоспособном возрасте на дому в общем количестве умерших в трудоспособном возрасте;
• доля умерших в возрасте до 1 года на дому в общем количестве умерших в возрасте до 1 года;
• доля умерших в возрасте 0-4 лет на дому в общем количестве умерших в возрасте 0-4 лет;
• доля умерших в возрасте 0-17 лет на дому в общем количестве умерших в возрасте 0-17 лет;
• доля впервые выявленных случаев туберкулеза в ранней стадии в общем количестве случаев выявленного туберкулеза в течение года.
Критерии — доля расходов на оказание паллиативной медицинской помощи в общих расходах на территориальную программу и удельный вес числа лиц в возрасте 18 лет и старше, прошедших диспансеризацию, в общем количестве лиц в возрасте 18 лет и старше, подлежащих диспансеризации, в том числе проживающих в городской и сельской местности, — из ПГГ-2015 исключены.
Некоторые критерии были переформулированы. Так, вместо пункта «удельный вес числа пациентов со злокачественными новообразованиями, выявленными на ранних стадиях, в общем числе пациентов с впервые выявленными злокачественными новообразованиями» появился пункт «доля впервые выявленных случаев онкологических заболеваний на ранних стадиях (I и II стадии) в общем количестве выявленных случаев онкологических заболеваний в течение года». Из показателя «количество проведенных выездной бригадой скорой медицинской помощи тромболизисов у пациентов с острым и повторным инфарктом миокарда и с острыми цереброваскулярными болезнями в расчете на 100 пациентов с острым и повторным инфарктом миокарда и с острыми церебро-васкулярными болезнями, которым оказана медицинская помощь выездными бригадами скорой медицинской помощи» удалены сведения по острым цереброваскулярным болезням.
Из критериев доступности медицинской помощи частичное изменение претерпел один пункт: доля объема специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказанной гражданам, проживающим за пределами субъекта Российской Федерации, в котором расположена медицинская организация, подведомственная федеральному органу исполнительной власти, в общем объеме медицинской помощи, оказанной этой медицинской организацией. Введено уточнение, что целевое значение этой доли — не менее 50%.
Указанные ранее 2 критерия доступности («удельный вес расходов на оказание медицинской помощи за счет средств ОМС в общем объеме расходов федеральной медицинской организации», «доля расходов, осуществляемых за счет предоставления платных услуг, в структуре всех расходов на медицинскую помощь, оказываемую в федеральных медицинских организациях») исключены из ПГГ-2015. Взамен введен кри-
терий — доля доходов за счет средств ОМС в общем объеме доходов медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти (целевое значение для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь при заболеваниях и состояниях, входящих в базовую программу ОМС, — не менее 20%).
По поводу возможности расширения объемов, финансовых условий и видов медицинской помощи Федеральным законом № 326 установлено, что норматив финансового обеспечения территориальной программы ОМС может превышать установленный базовой программой ОМС в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям в дополнение к установленным базовой программой ОМС. В указанных случаях финансовое обеспечение осуществляется за счет платежей субъектов Российской Федерации в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы ОМС и нормативом финансового обеспечения базовой программы ОМС.
В целях формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Фондом обязательного медицинского страхования 12 декабря 2014 года направило руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и директорам территориальных фондов обязательного медицинского страхования разъяснительное письмо №119/10/2-9388.
Таким образом, Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи приобретает все большее значение в регулировании деятельности системы здравоохранения.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 932 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
3. Разъяснительное письмо № 11-9/10/2-9388 от 12 декабря 2014 года «О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг.».
4. Обухова О.В, Кадыров Ф.Н. Эффективные способы оплаты медицинской помощи в свете Программы государственных гарантий//Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 11. - С. 6-13
5. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н, Обухова О.В. О некоторых вопросах, связанных с переходом на одноканальное финансирование//Менеджер здравоохранения. - 2012. - № 11. - С. 6-13.
UDC 614.2
Obuhova O.V., BrutovaA.S, Sovpel А.А. Changes in the Program of State guarantees for free medical aid provision to the population in 2015 and plans for 2016 and 2017 years (Federal Research Institute for Health Care Organization and Information of the Ministry of Health and Social Development of Russian Federation, Moscow, Russia)
Abstract. By issuing a resolution № 1273 dated on 28th of November 2014 the Government of Russian Federation approved a Program of State guarantees for free medical aid provision to the population in 2015. In the new revision there was a new section dedicated to program of mandatory medical insurance, the program is expanded by appendix with a list of types of high technological medical aid with the indication of average financial expenses normatives. The changes have also affected the set of normative indexes. There has been conducted an analysis of changing values of normative indexes in comparison with the program for 2014-2016 years (further-PGG 2014). Keywords: Program of state guarantees for provision of free medical aid to the population, standard program of mandatory medical insurance system, high-technological medical aid.
ВЕРОНИКА СКВОРЦОВА: НУЖНО ВОССОЗДАТЬ ВЕРТИКАЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
В настоящее время в стране нет единой программы оптимизации систем здравоохранения субъектов. Существуют только единые критерии качества и эффективности работы системы здравоохранения. Об этом заявила глава Минздрава России Вероника Скворцова, выступая с докладом на заседании Общероссийского народного фронта. По словам министра, к таким критериям, в частности, относятся время ожидания плановой медицинской помощи и время приема участковых специалистов.
Министр при этом подчеркнула, что во время совместной работы с регионами были четко определены требования к оптимизационным мероприятиям. Опровергая слухи о якобы проводимой Минздравом реформе здравоохранения, предусматривающей сокращение коек, Вероника Скворцова отметила, что ни в коем случае нельзя сокращать маломощные лечебно-профилактические учреждения: участковые и районные, в сельской местности или в удаленных районах страны. Также нельзя сокращать детские койки и койки скорой медицинской помощи, сказала министр.
Здравоохранение-SOI5
Источник: Medvestnik.ru