Научная статья на тему 'Программа "диалог с писателем" как средство формирования читательской компетентности младших школьников'

Программа "диалог с писателем" как средство формирования читательской компетентности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
читательская компетентность / младшие школьники / сборник литературных сочинений / литературное чтение / читательская деятельность / функциональная грамотность / чтение. / reading competence / younger schoolchildren / collection of literary works / literature / reading activity / functional literacy / reading.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брук Ж. Ю., Волковицкая Е. В.

Целью исследования стала апробация программы по формированию читательской компетентности младших школьников "Диалог с писателем" в одной из Тюменских школ. В исследовании приняли участие 29 учеников 4 класса. За основу читательской компетентности взята теоретическая модель Н.Е. Колгановой. Научная новизна заключается в том, что в программе используются элементы экспериментального курса "Литература как предмет эстетического цикла" Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской для создания сборника литературных сочинений. Программа построена в соответствии с учебной программой и с учетом результатов констатирующего исследования. Контрольный этап исследования показал положительную динамику по всем компонентам читательской компетентности, доказав эффективность программы. Финальным продуктом стало создание сборника литературных сочинений младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The program "dialogue with a writer" as a tool of reading competence` forming by younger schoolchildren

The purpose of the study is to reveal approbation of the program for reading competence of younger students "Dialogue with a Writer" in one of the Tyumen schools. The study involved 29 students in the 4th grade. The theoretical model is by N.E. Kolganova. The scientific novelty is that the program uses elements of the experimental course "Literature as a Subject of the Aesthetic Cycle" by G.N. Kudina, and Z.N. Novlyanskaya to create a collection of literary works. The program is built in accordance with the curriculum, taking into account the results of the ascertaining research. The control stage of the study showed positive dynamics in all components of reading competence, proving the effectiveness of the program. The final product was the creation of a collection of literary works by younger students.

Текст научной работы на тему «Программа "диалог с писателем" как средство формирования читательской компетентности младших школьников»

The program "dialogue with a writer" as a tool of reading competence` forming by younger schoolchildren

Bruk Zhanna Yuryevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Volkovitskaya Elena Vladimirovna, student

Tyumen State University, Tyumen

The purpose of the study is to reveal approbation of the program for reading competence of younger students "Dialogue with a Writer" in one of the Tyumen schools. The study involved 29 students in the 4th grade. The theoretical model is by N.E. Kolganova. The scientific novelty is that the program uses elements of the experimental course "Literature as a Subject of the Aesthetic Cycle" by G.N. Kudina, and Z.N. Novlyanskaya to create a collection of literary works. The program is built in accordance with the curriculum, taking into account the results of the ascertaining research. The control stage of the study showed positive dynamics in all components of reading competence, proving the effectiveness of the program. The final product was the creation of a collection of literary works by younger students.

Keywords: reading competence; younger schoolchildren; collection of literary works; literature; reading activity; functional literacy; reading.

Цитировать: Брук Ж.Ю., Волковицкая Е.В. Программа "диалог с писателем" как средство формирования читательской компетентности младших школьников // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 185-190. EDN: QISMPO. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.32

Брук Жанна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент

Волковицкая Елена Владимировна, студент

Тюменский государственный университет, Тюмень

Целью исследования стала апробация программы по формированию читательской компетентности младших школьников «Диалог с писателем» в одной из Тюменских школ. В исследовании приняли участие 29 учеников 4 класса. За основу читательской компетентности взята теоретическая модель Н.Е. Колгановой. Научная новизна заключается в том, что в программе используются элементы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской для создания сборника литературных сочинений. Программа построена в соответствии с учебной программой и с учетом результатов констатирующего исследования. Контрольный этап исследования показал положительную динамику по всем компонентам читательской компетентности, доказав эффективность программы. Финальным продуктом стало создание сборника литературных сочинений младших школьников.

Ключевые слова: читательская компетентность; младшие школьники; сборник литературных сочинений; литературное чтение; читательская деятельность; функциональная грамотность; чтение.

УДК 372.4

5.8.2

Брук Ж.Ю., Волковицкая Е.В.

Программа «диалог с писателем» как средство формирования читательской компетентности младших школьников

Введение

В современном быстроменяющемся мире важно уметь качественно анализировать и использовать получаемую информацию, поэтому необходимость формирования читательской компетентности остается актуальной и в наши дни. Однако используемые для этого формы и методы не всегда являются достаточно гибкими и удовлетворяющими запросы современного поколения, поколения «Альфа». Актуальность проблемы подтверждается международными мониторинговыми исследованиями PIRLS (учащиеся 4 класса) и PISA (учащиеся средней школы) [11]. В 2016 году российские четвероклассники заняли первое место по пониманию текста и качеству чтения, однако в 2018 году результаты учеников из России опустились на 31 строчку [13]. «Возможно, это происходит отчасти потому, что учитель ориентирован, прежде всего, на так называемый социальный заказ – требования ФГОС» [3]. Необходим поиск новых форм и методов повышения читательской компетентности, которые могли бы закрепить результат, и были бы не только полезными, но и интересными для детей.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

 Теоретический подход к читательской компетентности, как к пути приобретения новых знаний (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили) [2].

 Концепция М.М. Бахтина, принцип М.А. Рыбниковой «От маленького писателя к большому читателю».

 Общепсихологическая теория возрастного развития (Л.И. Божович, Л.С. Выготский).

Вопросами формирования читательской компетентности занимались отечественные исследователи Н.Е. Колганова, М.С. Васильева, Э.А. Орлова, Т.Г. Галактионова, Н.Н. Сметанникова, А.А. Шматова, Е.Л. Гончарова, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, Т.А. Суворова, Л.А. Ефросина.

Основная часть

Под читательской компетентностью, вслед за М.С. Васильевой, мы понимаем «сформированную у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги» [1]. Одна из задач учителя начальных классов - научить детей использовать определенные мнемонические приемы. «Деление текста на смысловые части, прослеживание основных смысловых линий, выделение смысловых опорных пунктов или слов, возвращение для уточнения содержания, воспроизведение вслух и про себя всего материала, а также рациональные приемы заучивания наизусть» [10]. Колганова выделяет возрастные новообразования, являющиеся существенными составляющими читательской компетентности младших школьников, основываясь на работах по педагогической психологии И.А. Зимней. Помимо Н.Е. Колгановой компонентами и структурой явления занимались Е.Л. Гончарова и Э.А. Орлова, однако в данной статье за основу выступит подход к явлению Н.Е. Колгановой, выделившей не только ключевые компетенции явления, но и присущие для них критерии и показатели, выстраивая взаимосвязанную совокупность всех факторов:

 «ценностное отношение к чтению и знанию (зачем читать? – личностно-ценностная компетентность);

 наличие читательского кругозора и литературоведческих представлений; (что читать? о чем читать? – учебно-познавательная компетентность);

 умение выполнять необходимые читательские действия в работе с книгой (как читать? – информативно-коммуникативная компетентность) [8]».

В 4 классе подходит к концу основной этап овладения читательской компетентностью, заключительный для начальной школы. Происходит формирование читательских предпочтений и интересов на базе полученных знаний о книгах и умений самостоятельных действий с ними. На основании возрастной нормы ученики 4 класса должны демонстрировать уровень понимания текста не ниже среднего (вопросы «почему?», «от чего?»), уровень, отвечающей за «понимание подтекста, мотивов поведения героев, настроения произведения. Дети начинают высказывать свое отношение к изучаемому предмету» [12].

Разработанная программа «Диалог с писателем» интегрируется в образовательную программу «Начальная школа XXI века», разработанную на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова под руководством Н.Ф. Виноградовой. Данная образовательная программа содержит большее количество заданий и вопросов не на фактический (репродуктивный) поиск ответов по прочитанному тексту, а на осмысление и рассуждение учащегося, выражение своего мнения и его аргументирование (задания проблемного характера). Программа составлена с учетом дифференциации обучения, что позволяет работать с детьми, которые, придя в школу, уже имеют минимальный уровень сформированности читательской компетентности, и с теми, кто только будет изучать буквы. Процесс обучения построен в форме учебного диалога, происходит диалогичность учебного процесса, учитель и ученик общаются между собой и аргументируют свои точки зрения. У учащихся есть право на ошибку, выбор задания из предложенного списка, а также партнера для выполнения групповой работы (работы в парах).

В феврале 2023 года на базе одной из школ г. Тюмени было проведено исследование с целью выявления уровня сформированности читательской компетентности у учащихся начальных классов. Диагностика проводилась в двух классах – 4«Ж», в количестве 29 человек и 4«Е», в количестве 30 человек. Оба класса обучаются по УМК «Начальная школа 21 века».

Исследование читательской компетентности младших школьников реализовано посредством 3-х методик: методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой проверяет личностно-ценностный (мотивационный) компонент [6]; методики PIRLS и «ГраЧ» (Грамотность Чтения) [7] для диагностики информационно-коммуникативного (деятельностного) и учебно-познавательного (когнитивного) компонентов (табл. 1).

Таблица 1 - Среднее значение результатов диагностики сформированности

читательской компетентности в двух классах

Диагностика 4 «Ж» 4 «Е» Общий Макс.

Уровень читательской компетентности

(Диагностическая методика PIRLS) 5,24 7,1 6,24 17

Уровень читательской компетентности

(Диагностическая методика О.А. Зиминой «ГраЧ») 4,19 5 4,6 9

Уровень мотивационного компонента

(Диагностическая методика Т.Д. Дубовицкой) 10,12 12,8 11,52 20

Исходя из полученных результатов, уровень сформированности читательской компетентности у учащихся 4 «Ж» класса намного ниже, чем у учеников 4 «Е» класса, поэтому дальнейшая работа и апробация программы «Диалог с читателем» будет осуществляться с учениками 4 «Ж» - экспериментального класса.

Программа «Диалог с писателем» рассчитана на 10 учебных недель и 14 учебных часов, в течение которых учащиеся не только изучают образовательную программу с добавлением элементов из курса З.Н. Новлянской, но и создают собственный одноименный сборник литературных сочинений. Сборник создается при помощи Интернет-проекта «Всероссийская школьная летопись». Программа успешно интегрируется в УМК «Начальная школа 21 века». Элементы из экспериментального курса отражают только его основные положения, полноценная реализация программы, рассчитанной на 4 учебных года за 10 учебных недель невозможна [4].

Используемыми в программе элементами курса являются:

 выделение авторской позиции, умение смотреть на текст «глазами автора»;

 реализация позиции «читатель-автор» посредством написания сочинений;

 сравнение произведений с одной тематикой, но различным жанром/позицией автора.

Формирование читательской компетентности неразрывно связано с развитием речи, поэтому большая часть интегрированных работ и заданий была связана с высказыванием точки зрения в устной форме. В качестве домашнего задания учащиеся писали сочинения, которые соответствуют теме, пройденной на уроке, выступая в роли «читатель-автор», и на следующий учебный день уже в роли «читатель-критик» зачитывали сочинения в классе, оценивая работы друг друга.

В течение реализации программы детям один раз в несколько уроков рекомендовалась литература, не входящая в перечень изучаемой в школе (среди них «Гарри Поттер», «Хроники Нарнии», «Властелин колец» и т.д.). Несколько учащихся заинтересовались и приступили к чтению. Как только детям было «разрешено» читать то, что не входит в перечень обязательной литературы, они стали больше и чаще говорить о своих любимых книгах друг с другом и даже приносить то, что читают в школу, чтобы заняться чтением на перемене. Больше всего учащиеся оказались заинтересованы в серии книг о Гарри Поттере. В классе было проведено два урока слушания текста, на котором учащиеся слушали чтение учителем книги «Гарри Поттер и Философский камень». Программа неоднократно корректировалась под уровень знаний и потребности учащихся.

В ходе реализации формирующего эксперимента была проведена работа над умением пользоваться справочной литературой. Главным помощником на уроке стал «Словарь литературоведческих терминов», благодаря которому дети могли:

 опровергнуть либо доказать свою точку зрения касательно характеристики обсуждаемого литературного жанра;

 найти определение к незнакомому им ранее термину;

 найти пример к средствам художественной выразительности либо литературному жанру в случае возникновения затруднений.

Особенностями программы формирующего эксперимента являются: использование литературы, выходящей за рамки школьной программы; использование элементов экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской [9]; работа по формированию читательской компетентности не только на уроках литературного чтения, но и на других предметах (русский язык, ИЗО) и во внеурочной деятельности; продуктом деятельности является сборник литературных сочинений учащихся, опубликованный на сайте интернет-проекта «Всероссийская школьная летопись».

К концу программы формирующего эксперимента, учащиеся научились: не боясь высказывать свою точку зрения, принимать отличающуюся от их собственной точку зрения, выражать свои мысли и суждения как письменно, так и устно. Другие учителя также отмечали успехи детей и улучшение устной речи.

Результатом формирующей работы стало создание Сборника литературных сочинений младших школьников «Диалог с писателем», который размещен на сайте Всероссийской Школьной летописи [5]. Всего были написаны и включены в сборник литературные сочинения по 9 темам:

1. Отзыв о стихотворении Николая Заболоцкого «Весна в лесу».

2. Приключения туристов.

3. Лесной житель.

4. «Стихотворения какого поэта тебе нравятся больше всего?...»

5. Любимая книга.

6. Письмо Сергею Михалкову.

7. Очерк о малой Родине.

8. «Если бы я был писателем…»

9. Немного о маленьких писателях.

Учащиеся представили сборник на XI Городской научно-практической конференции МАОУ СОШ «СТАРТ – 2023».

Результаты контрольной диагностики представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Уровень сформированности читательской компетентности

Экспериментальный класс 4 «Ж» (n=29) Контрольный класс 4 «Е» (n=30)

Контрольный этап Сдвиг в результатах Контрольный этап Сдвиг в результатах

Ср.знач СКО Ср.знач СКО Ср.знач СКО Ср.знач СКО

PIRLS 7 1,41 + 1,76 - 1,68 7,14 3,72 + 0,04 + 0,23

Грач 4,81 1,98 + 0,62 + 0,15 5,3 2,1 + 0,3 + 0,2

Т.Д. Дубо-вицкая 11,11 3,29 + 0,99 - 1,47 11,2 5,6 - 1,6 + 0,5

Анализ контрольной диагностики сформированности читательской компетентности в экспериментальном классе показал положительную динамику, более того, результат стал более стабильным, поскольку в 2 методиках среднеквадратичное отклонение снизилось. Результат контрольного класса не только не имеет значительных улучшений, но и стал несколько ниже.

По результатам проведения контрольной диагностики учащиеся экспериментального класса не просто достигли уровня возрастной нормы, но и показали «высокий» уровень всех компонентов читательской компетентности. У учащихся по-прежнему есть трудности с использованием информации, заданной в явном виде и с формулировкой выводов из прочитанного, однако сейчас с этим заданием справляется 10 учащихся (на констатирующем этапе – 5). Большая часть ошибок учащихся состоит в неумении определить чувства героя и в составлении плана рассказа. Ученики научились определять характеристики героя, теперь с данным заданием справляются 15 учащихся (на констатирующем этапе – 5).

Несмотря на все положительные моменты, учащиеся все еще испытывают затруднения в составлении плана текста и формулировании вывода, исходя из подтекстовой, не явной информации. Также не у всех учащихся сформирован достаточный уровень навыка чтения. Тем не менее, программа по формированию читательской компетентности «Диалог с писателем» доказала свою эффективность.

Заключение

Исходя из анализа результатов контрольного этапа исследования, можно констатировать, что реализация программы повышения уровня читательской компетентности школьников «Диалог с писателем» с использованием элементов экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской для создания сборника литературных сочинений действительно способствует повышению уровня читательской компетентности младших школьников. За 10 учебных недель удалось привести уровень сформированности явления у учащихся к более стабильным средним показателям. Следует отметить, формирование мотивации к читательской деятельности – длительный процесс, требующий постоянной системной и комплексной работы не только в школе, но и дома. При дальнейшей работе необходимо усилить программу в части ориентации на развитие личностно-ценностного компонента читательской компетентности.

Можно научить учащихся ориентироваться в тексте, проводить первичный анализ, находить авторскую позицию и высказывать собственное мнение о прочитанном, но внутренняя потребность в чтении и любовь к данному виду деятельности формируется на протяжении всей жизни. Она должна транслироваться не только на уровне школы, но и во всех сферах жизни человека.

Литература:

1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. - М.: Просвещение; Педагогика, 1977. – 215 с.

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя / предисл. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.

3. Брук Ж.Ю. Вызовы современной школе: хотят ли дети учиться? // Мир, открытый детству: материалы II Всероссийской науч.-практ. конф. (с международным участием), (17 июня 2021, г. Екатеринбург). / отв. ред. Е.В. Коротаева. – Екатеринбург, 2021. - С. 14-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46517080 (дата обращения: 10.06.2023).

4. Волковицкая Е.В. Рекомендации по развитию читательской компетентности и авторской позиции младших школьников / Е. В. Волковицкая // Молодые учёные России: сб. ст. XVI Всероссийской науч.-практ. конф., Пенза, 07 декабря 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение, 2022. – С. 192-196. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49875896 (дата обращения: 10.06.2023).

5. Диалог с писателем / 4 «Ж», МАОУ СОШ №68, г. Тюмень, Тюменская область. – М.: Школьная летопись, 2023. – 80 с.: ил. – (Книга класса). [Электронный ресурс] URL: https://school-letopis.ru/book/1484 (дата обращения: 18.05.2023).

6. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Психологическая наука и образование. - 2002. - №2 – С. 42-45. URL: https://psyjournals.ru/files/2259/psyedu_2002_n2_Dubovitskaja.pdf (дата обращения: 20.06.2023).

7. Зимина О.А. Диагностика читательской грамотности младших школьников // Педагогика, психология, общество: теория и практика: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф., Чебоксары, 03 декабря 2019 года. – Чебоксары: Среда, 2019. – С. 40-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41775535 (дата обращения: 23.06.2023).

8. Колганова Н.Е. Читательская компетентность младших школьников: сущность, структура, показатели / Гаудеамус. – 2017. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskaya-kompetentnost-mladshih-shkolnikov-suschnost-struktura-pokazateli (дата обращения: 20.06.2023).

9. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» // Психологическая наука и образование. - 1996. - Том 1. - № 4.

10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос.акад. образования. - 5-е изд. - М. : УРАО, 1999.

11. Основная информация об исследовании PIRLS / Институт стратегии развития образования Российской академии образования Центр оценки качества образования. [Электронный ресурс] URL: https://www.koiro.edu.ru/activities/monitoringovyeissledovaniya/mezhdunarodnye/INFO_PIRLS.pdf (дата обращения: 03.06.2023).

12. Пути формирования читательской компетентности младших школьников: учебно-методическое пособие для педагогов начальных классов / В.Ф. Одеговой. – Н. Новгород: Нижнегородский институт развития образования, 2018. – 267 с.

13. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Баранова В.Ю. Читательские умения российских четвероклассников: уроки PIRLS‐2016 // Вопросы образования. - 2018. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskie-umeniya-rossiyskih-chetveroklassnikov-uroki-pirls-2016 (дата обращения: 03.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.