Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
527
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
читательская грамотность / младшие школьники / педагогические условия / reading literacy / primary school students / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Н. П.

В работе рассмотрена проблема формирования читательской грамотности младших школьников. Представлены определения понятия «читательская грамотность». Описаны и обоснованы условия формирования читательской грамотности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF READING LITERACY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article considers the problem of the formation of reading literacy of younger schoolchildren. Definitions of the concept of "reader's literacy" are presented. The conditions for the formation of reading literacy of younger schoolchildren are described and justified.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37

Иванова Н.П.

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 27 (г. Иркутск, Россия)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в работе рассмотрена проблема формирования читательской грамотности младших школьников. Представлены определения понятия «читательская грамотность». Описаны и обоснованы условия формирования читательской грамотности младших школьников.

Ключевые слова: читательская грамотность, младшие школьники, педагогические

условия.

В современном обществе трудно представить человека, не умеющего читать, а, следовательно, не умеющего общаться, учиться и работать. Каждый человек понимает важность чтения художественных текстов, ведь благодаря им происходит формирование положительных моральных и волевых качеств. Это особенно важно для младших школьников, чтение способно сформировать их мировоззрение, дать знания об окружающем мире, о сверстниках, о жизни, истории Родины. Кроме того, чтение- это базовое умение, которое должны приобрести ученики, однако, не все учащиеся умеют работать с текстом, осознавать прочитанную информацию, а значит, у них не сформирована читательская грамотность. Однако младшим школьникам компетентность в данной области необходима, поскольку овладение технической и смысловой стороной чтения важно для изучения остальных школьных предметов, а также для формирования мышления в целом.

В исследованиях PIRLS читательская грамотность определяется как «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида. С опорой на разнообразные тексты читатели должны конструировать собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для собственного удовольствия» [4]. Н.Е. Колгановой были выделены критерии и показатели сформированности читательской грамотности обучающихся, которые мы отобразили на рисунке 1.

■ наличие личностного отношения к чтению;

■ умение уточнять позицию автора, ставить вопросы по тексту:

■ умение выделять проблематику читаемого произведения:

■ сформированностъ потребности в чтении:

■ читательская самостоятельность в работе с книгой

■ полноценное восприятие литературного текста:

■ умение формулировать главную мысль и идею произведения:

■ умение находить средства выразительности в

тексте:

■ наличие читательского кругозора

■ умение оперировать полученной информацией:

■ наличие навыка чтения (беглость, осознанность, правильность);

■ степень развития умений сотрудничества

Рис. 1. Критерии и показатели сформированности читательской компетентности обучающихся

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования читательской грамотности. Это обусловлено самой социальной ситуацией развития личности [5]. Ведущей в этом возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии детей на данном возрастном этапе. Этот возраст характеризуется интенсивным

развитием и качественным преобразованием познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. В учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе [3].

Необходимым для процесса формирования читательской грамотности младших школьников является способность учащихся воспринимать информацию, наличие произвольного внимания, позволяющего изучать материал вне зависимости от его содержания.

Анализ теоретических исследований и собственный опыт работы позволил определить этапы формирования читательской грамотности у младших школьников:

1. Этап подготовки к восприятию произведения. На этом этапе возможно использовать: метод «Ассоциативная цепочка», а также проводиться лексико-семантическая работа. Нужно познакомить детей с изобразительными средствами. Образно-выразительные средства языка (тропы) - это слова и словосочетания, употребляемые в переносном значении. Фигуральность -основная характеристика изобразительно-выразительных средств [1].

В перечень образно-выразительных средств русского языка входят эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, преуменьшение, парафраз, аллегория, ирония, аллюзия, реминисценция, словообразование.

Так, метод ассоциации позволяет систематизировать имеющиеся знания. Например, класс делится на пары. Задается главная тема урока. В связи с темой ученик называет 2 - 3 слова, которые ассоциируются у него с названием темы.

Лексико-семантическая работа позволяет уточнить значение слов, формирует умение употреблять слова в соответствии с их значением в конкретной ситуации.

2. Этапы чтения и анализа произведения. На этих этапах анализируют структуру текста, работают с вопросами для формирования умения извлекать из текста необходимую информацию, выполняют проблемные задания, анализируют структуру текста, делают стилистический анализ, анализ образов.

Важным этапом работы является тщательный анализ содержания произведения, который предполагает объяснение незнакомой лексики, усвоение последовательности событий, установление логических и причинно-следственных связей между эпизодами, поступками героев, выявление мотивов их поведения, характерных черт, эмоционального состояния, взаимоотношений друг с другом, определением главной мысли.

Для осмысления произведений необходимо изучение приемов, используемых в художественных произведениях: обыгрывание многозначных слов, гиперболизация, метафора, эпитеты. Так, например, приемом следует считать эффект недоразумения, когда употребление говорящим слова в одном значении и понимание его слушающим совсем в ином смысле становится причиной комической ситуации.

Например, в рассказе Н.Н. Носова «Телефон» веселость диалога создается за счет использования звукоподражаний, когда дети имитируют звуки животных (Ав! Ав! Жуу-у! Жжу-у!), смех вызывают и различные фокусы, которые придумывают ребята во время разговора по телефону (подносят к трубке патефон, собаку, муху).

На этапе работы с текстом также целесообразным является использование приемов «чтение с остановками», «верные и неверные утверждения». Данные приемы позволяют установить обратную связь с учащимися, узнать, что из прочитанного заинтересовало детей, произвело на них большее впечатление, оценить уровень понимания текста [6].

Чтение с пометками, озаглавливание текста формируют умение анализировать полученную информацию, осмысливать её по-новому, анализировать структуру текста, используемые средства выразительности.

Также важно анализировать структуру текста и средства выразительности, использующиеся в тексте. Например, после чтения стихотворения И.П. Токмаковой «В чудной стране» учащиеся должны высказать предположения, с какой целью автор повторяет строки «в чудной стране», а также с каким изученным произведением схоже стихотворение, что их объединяет.

На этапе анализа уместно будет использование метода «читательская конференция», чтение по ролям. Метод «читательская конференция» - это коллективное размышление над книгой, совместные поиски верных решений и ответов. В ней на равных правах участвуют все присутствующие. Каждый вопрос ведущего активизирует мыслительные процессы учащихся, рождает различные предположения, сталкивает мнения.

Использование вышеперечисленных приемов и методов позволяет формировать у младших школьников умение работать с текстом, умение работать во взаимодействии с другими учащимися.

3. На этапах обобщения и рефлексии использовать литературные игры (литературные головоломки, составление кроссвордов, литературные викторины), словесное и графическое иллюстрирование для привлечения интереса к чтению; метод «синквейн» для формирования умения обобщать информацию [2].

Приемы графического или словесного иллюстрирования способствуют формированию наглядных представлений и образов у учащихся, помогают развивать речь детей. Сущность словесных иллюстраций заключается в создании устных картин на основе прочитанного произведения. Графическими иллюстрациями учащиеся наглядно объясняют или подтверждают текст. С помощью вопросов к иллюстрациям работают над пониманием текста.

Таким образом, нами были определены методы и приемы работы по формированию читательской компетентности учащихся в соответствии с этапами анализа художественного произведения: «Ассоциативная цепочка»,

«чтение с пометками», выборочное чтение, «читательская конференция»; литературные игры, «синквейн» и другие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Авдеева А.В., Молькова М.В. Формирование читательской компетенции младших школьников // Молодой ученый. 2015. №22. С. 44-46.;

2. Колганова Е.Н. Читательская компетентность младших школьников: сущность, структура, показатели // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2017. №1. С. 27-37.;

3. Мацнева И.В. Формирование читательской грамотности младших школьников как требование ФГОС // Пути повышения результативности современных научных исследований. 2022. № 3. С. 106-109.;

4. Международные исследования качества образования // Московский Центр качества образования [Электронный ресурс]. URL: https://mcko.ru/pages/i_s_q_e_pisa (дата обращения: 13.09. 2023).;

5. Филиппова Е.В., Щукина В.И. Читательская грамотность младших школьников // Социальное развитие в мультикультурном мире. 2023. №2 1. С. 251255.;

6. Шабалина О.В., Скрипова Ю.Ю. Комплекс заданий как средство формирования читательской грамотности младших школьников // Функциональная грамотность: новые дидактические решения и методические императивы. 2023. С. 233-242.

Ivanova N.P.

Secondary school N 27 (Irkutsk, Russia)

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF READING LITERACY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Abstract: the article considers the problem of the formation of reading literacy of younger schoolchildren. Definitions of the concept of "reader's literacy" are presented. The conditions for the formation of reading literacy of younger schoolchildren are described andjustified.

Keywords: reading literacy, primary school students, pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.