Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МОТИВАЦИОННЫЙ / КОГНИТИВНЫЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КРИТЕРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одегова В. Ф.

В статье обозначены проблемы, связанные с качеством чтения выпускников начальной школы и вытекающие из этого цели и задачи ФГОС по литературному чтению. Читательская компетентность представлена как высшее звено в овладении чтением. Даны формулировки понятия «читательская компетентность», выделены ее процессуальные составляющие. Сформулированы педагогические условия успешной реализации приоритетной цели ФГОС НОО в курсе литературного чтения. Деятельность учителя в формировании читательской компетентности представлена как наиболее существенное педагогическое условие. Организация предметной диагностики возможна на основе содержательной характеристики уровней сформированности основ читательской компетентности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING THE READER’S COMPETENCE OF PRIMARY PUPILS

The article deals with the problem of quality of reading and following from this the purposes and problems of the federal standards of literary reading. The reader’s competence is presented as the top management in mastering reading. Formulations of the concept «reader’s competence» are given, its procedural components are allocated. Pedagogical conditions of successful realization of the priority purpose of the federal standards are formulated it is aware of literary reading. The teacher's activity in forming the reader’s competence is presented as the most essential pedagogical condition. The organization of subject diagnostics is possible on the basis of the substantial characteristic of levels of forming the bases of reader’s competence of young learners.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

3. Запорожец, А. В. Подготовка детей к школе /А. В. Запорожец // Основы дошкольной педагогики / под ред. А. В. Запорожца, Г. А. Марковой. — М., 1980. — С. 250—257.

4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2000. — 384 с.

5. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. — М. : Педагогика, 1991. — 152 с.

6. Макеева, С. Г. Обучение чтению первоклассников с учетом их готовности к школе / С. Г. Макеева, Л. А. Голицина. — Ярославский педагогический вестник — 2010. — № 4 — Т. II (Психолого-педагогические науки). — С. 102—106.

7. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева. — М. : ВЛАДОС, 2001. — 256 с.

8. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться / Г. А. Цукерман. — М. ; Рига, 2000.

9. Чеменева, А. А. Коммуникативная модель педагога / А. А. Чеменева // Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях : материалы III Международной на-учно-практич. конференции. — М. : ИРОТ, 2010. — С. 415—421.

10. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шад-риков. — М. : Наука, 1982. —183 с.

11. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Д. Б. Эльконин. — М., 1981.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В. Ф. ОДЕГОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования НИРО V. odegova@yandex.ru

В статье обозначены проблемы, связанные с качеством чтения выпускников начальной школы и вытекающие из этого цели и задачи ФГОС по литературному чтению. Читательская компетентность представлена как высшее звено в овладении чтением. Даны формулировки понятия «читательская компетентность», выделены ее процессуальные составляющие. Сформулированы педагогические условия успешной реализации приоритетной цели ФГОС НОО в курсе литературного чтения. Деятельность учителя в формировании читательской компетентности представлена как наиболее существенное педагогическое условие. Организация предметной диагностики возможна на основе содержательной характеристики уровней сформированности основ читательской компетентности младших школьников.

The article deals with the problem of quality of reading and following from this the purposes and problems of the federal standards of literary reading. The reader's competence is presented as the top management in mastering reading. Formulations of the concept «reader's competence» are given, its procedural components are allocated. Pedagogical conditions of successful realization of the priority purpose of the federal standards are formulated it is aware of literary reading. The teacher's activity in forming the reader's competence is presented as the most essential pedagogical condition. The organization of subject diagnostics is possible on the basis of the substantial characteristic of levels of forming the bases of reader's competence of young learners.

Ключевые слова: компетентность, читательская компетентность, читательская самостоятельность, читательская деятельность, читательские умения, процессуальные составляющие, уровни сформированности читательской компетентности, мотивационныш, когнитивныш и деятельностныш критерии

Key words: competence, reader's competence, reader's independence, reader's activity, reader's abilities, procedural components, levels of formation of the reader's competence, motivational, cognitive and ac

Проблема формирования читательской компетентности российских школьников в настоящее время чрезвычайно актуальна. Педагогическая практика показывает, что преобладающая часть учащихся в прошлом самой читающей страны в мире не приучена читать систематически, не имеет развитых качеств читателя, испытывает существенные затруднения при работе с текстовой информацией, не готова к требованиям мирового информационного пространства и воз-

можности самоопределиться в жизни. Недостаточный читательский уровень отмечается в «Национальной программе поддержки и развития чтения», реализация которой рассчитана до 2020 года [5]. Однако результаты международных исследований PISA (основное звено средней школы), PIRLS (4-й класс начальной школы), проводимых в последние годы, дают повод для оптимизма [6; 8]. Отмечается стабильная положительная динамика уровня сформированности читательской компетентности:

100 -| 80 -60 -40 -20 -0

Читательская компетентность PIRLS (4-й класс) PISA (основная школа)

%

54 52,8 50

67,7 68

50

2001

2006

77

69

50

2011

%

100 -| 80 -

40 20

Год 0

60 „49,8 48 52 45 51 57,5 53

60 46,4 48_ 45 436_

36,2

2000 2003 2006 2009 2012

Год

□ Нижегородская область

□ РФ

□ Средний международный показатель

□ Нижегородская область

□ РФ

Средние результаты учащихся основной школы заметно улучшились в 2012 году по сравнению с предыдущим исследованием 2009 года и достигли среднего международного показателя. Средние показатели читательской грамотности международных исследований 2006 и 2011 годов подтверждают устойчивое лидерство юных российских читателей — выпускников начальной школы. Показатели нижегородских младших школьников оказались выше средних российских и средних международных. В то же время мониторинговые исследования отношения учащихся и учителей начальных классов к литературному чтению, проводимые нами в рамках опытно-экспериментальной работы в 2013—2014 годах, позволяют предположить, что способы достижения обозначенных выше показателей далеко не всегда являются результатом обучения в рамках образовательного процесса. Всесторонний анализ полученных результатов международных исследований проблемы читательской компетентности явился одним из факторов реформирования системы российского образования — принятия ФГОС, изменения содержания, разработки новых учебников, а также пересмотра подходов к повышению квалификации учителей с учетом новой методологии образования.

Исследования Л. И. Божович, И. А. Зимней, Д. Б. Эльконина и др. доказывают, что младший школьный возраст, являющийся сензитивным для учебной деятельности, обеспечивает развитие мышления, осознание учеником себя как субъекта учебной деятельности, способного к развитию и саморазвитию. В этот период при определенных педагогических условиях перед ребенком открываются неограниченные возможности для формирования основ читательской компетентности, обес-

Формирование читательской компетентности, обеспечивающей достижение позитивных результатов, соответствующих мировым стандартам, — приоритетная цель преподавания курса литературного чтения, обозначенная во ФГОС НОО.

печивающей позитивное воздействие не только на становление системы читательских умений, но и на интеллектуальный и творческий потенциал личности.

Формирование читательской компетентности, обеспечивающей достижение позитивных результатов, соответствующих мировым стандартам, — приоритетная цель преподавания курса литературного чтения, обозначенная во ФГОС НОО.

Новое целеполагание определяет повышенные требования, предъявляемые к личностным характеристикам человека: высокий уровень его интеллектуальных способностей, самостоятельность и компетентность (Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. Д. Шадриков, Г. А. Цукерман).

Обратимся к понятию «читательская компетентность».

Е. Л. Гончарова считает, что читательская компетентность — сложнейшая функциональная система, «ядром» которой является способность читателя или слушателя превращать закодированные в тексте авторские смыслы в свой личный познавательный и творческий опыт [1].

По мнению Н. Е. Колгановой, читательская компетентность младших школьников — это интегративное качество личности, характеризующееся:

3 ценностным отношением к чтению и знанию, получаемому посредством чтения литературы, доступной по содержанию и форме (зачем читать?);

3 наличием читательского кругозора и литературоведческих представлений;

3 знанием круга чтения в его жанро-во-тематическом разнообразии (что читать? о чем читать?);

3 умением выполнять необходимые читательские действия при работе с книгой и произведением с целью формирования и развития потребности в чтении;

3 наличием продуктивных способов чтения, качественного навыка чтения (как читать?) [3].

С позиций ФГОС НОО читательская компетентность подразумевает владение:

3 техникой чтения;

3 приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

3 знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

3 сформированностью духовной потребности в книге как способу познания мира и самопознания;

3 осознанием себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

С точки зрения психолого-педагогических позиций, читательская компетентность младших школьников представляет логическую цепочку понятий: «читательская деятельность» — «читательская самостоятельность» — «читательская компетентность».

На начальной ступени обучения чтение имеет особое значение как психофизиологическое и социально-педагогическое явление, аккумулирующее сложные жизненные ценности, обеспечивающее развитие таких качеств личности, как мышление, чувства, воля, воображение, память и речь (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, Д. Б. Эльконин, и др.); оно рассматривается как вид человеческой деятельности, и читательские знания, умения и навыки формируются посредством развития читательской деятельности, научения и воспитания (Е. А. Адамович, Ш. А. Амонашвили, М. С. Васильева, Г. М. Первова, Н. Н. Свет-ловская, О. В. Сосновская и др.). Правильно организованная читательская деятельность младшего школьника включает такие элементы, как целевые установки чтения, источники чтения, алгоритмы читательских действий, их результаты.

Несмотря на внимание известных ученых к проблеме чтения, формирование основ читательской компетентности в целом мало разработано. Накопленный психолого-педагогический и методический опыт недостаточен для разрешения противоречия между необходимостью качественного изменения процесса и результа-

тов обучения младших школьников чтению в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и отсутствием научно обоснованных педагогических условий формирования основ читательской компетентности младших школьников, потенциал которых является педагогической базой успешного приобщения обучающихся к чтению.

По мнению исследователей рассматриваемой проблемы, структура читательской компетентности младших школьников представляет собой совокупность системы познавательных и других ценностей и соответствующих им функций. Наряду со структурой читательской компетентности выделены ее процессуальные составляющие: образовательная — читать, чтобы знать; коммуникативная — читать, чтобы уметь общаться; информационная — читать, чтобы владеть информацией; гедонистическая — читать, чтобы получать удовольствие, эстетическое наслаждение; социальная — читать, чтобы адаптироваться в обществе; развивающая — читать, чтобы понимать, ориентироваться в книжном окружении. Данные составляющие читательской компетентности позволяют учителю максимально конкретизировать содержание исследуемого понятия как речевую деятельность.

Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность мер или обстоятельств образовательного процесса, обеспечивающих читательскую компетентность младших школьников. Основная педагогическая задача учителя начальных классов на уроках литературного чтения в условиях введения ФГОС — создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Важнейшим педагогическим условием является знание нормативной докумен-

Основная педагогическая задача учителя начальных классов на уроках литературного чтения в условиях введения ФГОС — создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения.

тации, связанной с введением ФГОС НОО по литературному чтению.

Все разделы образовательной программы («Виды речевой и читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)») также направлены на реализацию формирования читательской компетентности.

Следует отметить необходимость соблюдения в качестве ряда педагогических условий готовность учителя реали-зовывать требования стандарта.

Под готовностью подразумевается понимание учителем сущности требований стандарта и умение реализовывать их на практике, владение предметной методикой, научными знаниями, современными технологиями, умение прогнозировать и анализировать результаты своего труда. В данной статье мы приведем несколько примеров, направленных на выявление уровня готовности учителя работать по новым стандартам.

Выявить уровень владения предметной методикой позволяет экспресс-диагностика с применением тестовых заданий:

1. Для чтения на начальном этапе ребенку важно:

3 знать название буквы;

3 правильно озвучивать букву;

3 знать название буквы и звука.

2. Укажите этапы формирования навыка чтения:

1 -й этап_

2-й этап_

3-й этап_

3. Поле зрения на аналитическом этапе составляет__букв.

Поле зрения на синтетическом этапе составляет__букв(ы).

Поле зрения на этапе автоматизации составляет___(слов).

4. Как вы используете полученную информацию о результатах техники чтения?

5. Укажите причины и пути преодоления ситуации, которую часто родители озвучивают так: «Ребенок знает буквы, умеет читать по слогам, а слова читать не может».

6. Назовите причины затруднений ученика при овладении способом чтения целым словом.

7. При чтении ученик допустил ошибку, прочитав поднялись в гору вместо поднимались в гору. Какова причина подобной ошибки? Как ее устранить? Ваши действия?

8. При чтении ученик допустил ошибку, прочитав кудрявые березонька вместо кудрявые березоньки. Какова причина подобной ошибки? Как ее устранить? Ваши действия?

9. Выберите правильный вариант чтения смыслового слова в углу:

[в углу] [вуглу]

10. Какие приемы направлены на овладение способом чтения целым словом и др.?

Становление навыка чтения —процесс непростой и длительный. Учителю необходимо уметь видеть конечную цель, этапы и способы ее достижения, а также иметь в виду ориентиры, которые помогут устанавливать степень обученности каждого ребенка.

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения. Учителю необходимо видеть перспективу в формировании этой составляющей читательской компетентности, организовывать образовательный процесс планомерно, поэтапно.

Главным условием успешного формирования читательской компетентности является смещение акцентов нового стандарта — от традиционного к развивающим, где особое значение придается способам действий и актуальности владения чтением. Разумеется, методическое мастерство учителя как педагогическое условие успешности обучения заключается в зна-

нии этих способов, создании алгоритмов и умении применять алгоритм в планировании процесса обучения.

В таблице представлен алгоритм фор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мирования одной из составляющих читательской компетентности — техники чтения, реализуемый в течение четырех лет обучения.

Алгоритм формирования навыка чтения

Этап

Содержание и модели

Способы и приемы

Чтение вслух (громкое чтение)

Развитие фонематического слуха

Речевой эксперимент: игровые упражнения в произношении и слушании отдельных звуков «Есть преграда?», «Гласный-согласный?», «Кто лучше слышит?», «Шептуны», «Назови пару», «Кто быстрей произнесет?», «Узнай звук» и т. д.

Развитие фонематического слуха

Речевой эксперимент: игровые упражнения «Сколько движений выполняют губы?», «Угадай, сколько звуков», «Кто лучше сольет звуки», «Споемте, друзья» и др.

Знакомство и запоминание новой буквы

Работа с калькой: «Обведи и озвучь новую букву», «Торопись, да не ошибись», «Найди и прочитай», «Обведи под счет...»

Чтение открытого двухбуквенного слога

Способы чтения:

3 позиционное чередование звуков; 3 по образцу «Делай, как я»

Чтение слога со стечением согласных

Прием наращивания двухбуквенного слога, деление и чтение складов с интонированием, хоровое и индивидуальное планирование действий

Деление слов на слоги на основе закона восходящей звучности, плавное чтение с интонированием

Работа с калькой: деление на слоги на основе закона восходящей звучности «Где гласная, там граница слога»

Планирование читательской деятельности на основе способа действия

Чтение целым словом с опорой на последнюю букву слова, на основе концентрации внимания на середине слова

Упражнения в безошибочном чтении. Чтение под счет

Упражнения на расширение поля чтения («Лесенка», «Ступеньки» «Зеленая точка» и др.)

Интонированное чтение сочетаний двух слов

Работа с калькой, с указкой

Упражнения на концентрацию внимания на середине читаемого отрезка

Интонирование: повышение голоса на первом слоге Расширение поля чтения

Окончание табл.

Этап Содержание и модели Способы и приемы

8 Синтагматическое чтение с интонированием Работа с калькой: деление предложения на синтагмы (1, 2, 3 смысловых слова) Постановка дыхания Интонирование: повышение голоса на первом слове

Чтение про себя (молчаливое чтение)

9 Осознание читаемого, контроль и самоконтроль за артикуляцией. Освоение и применение приемов молчаливого чтени я Упражнения на: 3 концентрацию внимания; 3 распределение внимания; 3 беглость взгляда; 3 подавление артикуляции; 3 расширение поля чтени я; 3 поиск ключевых слов и др.

Для педагогической диагностики учителю предлагается использовать в своей работе критерии и показатели сформированности основ читательской компетентности младших школьников.

Алгоритмизация планирования учебного материала позволяет учителю видеть в работе перспективу, внутреннюю интеграцию, держать цель каждого этапа и способ действия, рационально распределять время, учитывать особенности конкретного класса и индивидуальные особенности продвижения каждого ученика, осуществлять рефлексивную деятельность и контроль.

Эффективность формирования основ читательской компетентности младших школьников обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

3 формированием положительной мотивации младших школьников к читательской деятельности путем использования активных форм и методов обучения, стимулирующих их читательскую активность;

3 совершенствованием читательских действий младших школьников в работе с книгой и текстом в контексте развития компетенций читательской компетентности;

3 осуществлением интеграции компонентов классного и внеклассного чтения путем дополнения учебного материала различными типами детских книг, приме-

нения элементов внеклассного чтения в условиях чтения в классе, разработки новых типов урока чтения детской литературы и читательской самостоятельности;

3 оказанием помощи педагогом в целенаправленном управлении познавательной деятельностью младших школьников на каждом этапе формирования основ читательской компетентности средствами специальной технологии обучения.

Для педагогической диагностики учителю предлагается использовать в своей работе критерии и показатели сформированности основ читательской компетентности младших школьников:

3 мотивационный критерий — наличие личностного отношения к чтению, сфор-мированность потребности в чтении, читательская самостоятельность;

3 когнитивный критерий — полноценное восприятие литературного текста; наличие литературоведческих представлений о произведениях различных жанров; наличие читательского кругозора;

3 деятельностный критерий — умение оперировать полученной информацией; наличие качественного навыка чтения; степень развития умений учебного сотрудничества.

Мы разделяем мнение Н. Е. Колга-новой о том, что в соответствии с выде-

ленными критериями и показателями появляется возможность определения уровня сформированности основ читательской компетентности младших школьников на основе содержательных характеристик:

3 высокий уровень (наличие личностного отношения к чтению; владение читательской самостоятельностью в работе с книгой и текстом; умение выстраивать аналогию прочитанного произведения с жизненными явлениями и уточнять позицию автора; знание ведущих тем, жанров и авторов детской литературы; умение формулировать тему и идею прочитанного, составлять план текста, использовать его для пересказа; способность полноценно воспринимать и глубоко понимать прочитанное; умение анализировать произведения и оценивать свою читательскую деятельность, применять в самостоятельном чтении знания, умения и навыки, приобретенные на уроках чтения; потребность обращаться к знакомым и неизвестным авторам, жанрам, темам детского чтения и творчески осмысливать текст; умение поддерживать диалог и работать в группе);

3 средний уровень (наличие читательской самостоятельности; желание применять в читательской деятельности методы и приемы, освоенные на уроках; опыт чтения достаточный по объему, но с ошибками, чтение монотонное, не эмоциональное; полный пересказ текста только по наводящим вопросам; умение сформулировать тему произведения, но не идею; пользование библиотекой не чаще одного раза в месяц; составление аннотаций по памятке; знание нескольких произведений наизусть, а также нескольких авторов и тем произведений; способность анализировать произведение и оценивать свою читательскую деятельность по наводящим вопросам; проявление потребности в самовыражении через творчество, но не систематически; способность назвать два-три мотива чтения; трудно-

сти в поддерживании диалога; умение работать только в парах);

3 низкий уровень (слабо выраженная читательская самостоятельность; познавательная деятельность ограничивается выполнением действий по указке учителя или по образцу; с трудом или с посторонней помощью связывают прочитанное с жизненными явлениями; творческое воображение слабо развито; преобладает в основном эмоциональное восприятие события, связанное с осознанием; есть затруднения в делении текста на части, озаглавливании их словами из текста, в умении давать характеристику герою, в назывании компонентов произведения, в логической передаче событий; отмечается низкий читательский кругозор, затруднения при анализе произведения, определении позиции автора, дифференциации темы и идеи произведения, неумение самостоятельно составить аннотацию) [2].

Уровень сформированности читательской компетентности младших школьников, соответствующий требованиям ФГОС НОО, позволяет говорить о том, что компетентный ученик-читатель — это человек, обладающий интеллектуальной культурой, личность, сформировавшая в себе следующие качества:

3 стремление к преобразованию себя в интеллектуальной деятельности путем чтения художественных произведений;

3 владение продуктивными способами и качественным навыком чтения;

3 знание программных читательских умений при работе с текстом;

3 владение читательской самостоятельностью при работе с книгой;

3 полноценное восприятие художественных произведений и освоение научно-познавательных текстов;

3 наличие читательского кругозора, то

Уровень сформированности читательской компетентности младших школьников, соответствующий требованиям ФГОС НОО, позволяет говорить о том, что компетентный ученик-читатель — это человек, обладающий интеллектуальной культурой.

есть литературоведческих представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения.

Таким образом, ФГОС НОО по литературному чтению требует от учителя усиления внимания к решению новой зада-

чи — формированию читательской самостоятельности, читательской компетентности. Необходимо сформировать у младших школьников понимание особого значения книги в жизни людей как важного элемента культуры каждого человека.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Гончарова, Е. Л. Нарушения в формировании ядра читательской компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. Л. Гончарова // URL: http://институт-коррек-ционной-педагогики.рф/narushenija-v-formirovanii-jadra-chitatelskoj/.

2. Колганова, Н. Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Е. Колганова. —Тамбов, 2013.

3. Локалова, Н. П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению / Н. П. Локалова // Начальная школа. — 2007. — № 12. — С. 14—19.

4. Михалков, С. В. Учись читать / С. В. Михалков // Начальная школа. — 2003.— № 3. — С. 48—50.

5. Национальная программа поддержки и развития чтения // Библиотека и Закон. — 2008. — Вып. 25.

6. Общая информация о международных исследованиях качества общего образования. Основные результаты : аналитическая справка НЦМиЛ // URL: http://www.clmo.nnov.ru/.

7. Орлова, Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения / Э. А. Орлова. — М. : МЦБС, 2008.

8. Основные результаты международного исследования читательской грамотности PIRLS-2011 : аналитический отчет / Г. С. Ковалева и др. ; под науч. ред. Г. С. Ковалевой. — М. : МАКС Пресс, 2013.

9. Тивикова, С. К. Профессиональное саморазвитие педагога в системе постдипломного образования: коммуникативно-деятельностный подход : монография / С. К. Тивикова. — Н. Новгород : НИРО, 2013.

10. http://www.festival.1september.ru.

11. http://www.referats.net.

12. http://www.hr-portal.ru.

13. http://www.referats.com.

14. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1612176.html.

15. http://www.clmo.nnov.ru/data/111763.11.Metapredmetnie_rezul-tati_OKO_NS_2013.pdf.

Уважаемые читатели!

Редакция журнала «Практика школьного воспитания» приглашает к сотрудничеству руководителей образовательных организаций и методических служб, педагогов-практиков, классныгх руководителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, педагогов-организаторов и других специалистов по работе с детьми. Вам предоставляется возможность поделиться своим опытом и интересными педагогическими находками на страницах журнала.

Темы номеров на 2015 год: № 3 — «Воспитательный потенциал литературы и чтения (2015 год — Год литературы)»; № 4 — «Формирование правовой культуры школьников».

Подробную информацию смотрите на сайте Нижегородского института развития образования www.

> niro.nnov.ru.

ч_^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.