Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СЛОВАРНАЯ РАБОТА / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна

В системе образования важное место принадлежит начальному звену общеобразовательной школы. Отношение человека к книге формируется в первом десятке жизни. Именно в этот период решается, каким будет отношение читателя к книге - активным или умеренно пассивным. Поэтому особенно важным является создание благоприятных условий для формирования читательской компетентности. Не менее важным является организация читательского пространства, подбор материала для чтения, направленный на развитие читательской деятельности. Необходимо помочь детям познакомиться с миром литературы, ведь это прекрасный мир нравственности, гармонии и красоты. На уроках литературного чтения эта деятельность может сочетаться с проведением бесед, дискуссий, с помощью которых ребенок учится рассказывать о прочитанном, аргументировать свою точку зрения. Достичь положительных результатов работы можно, применяя личный пример учителя. Его владение словом, интонацией и эмоциями, могут так заинтересовать детей, что они будут стараться найти и прочитать произведение, которое им очень понравилось. Хорошей основой для успешного формирования читательской компетенции младших школьников может стать применение в работе приема устного словесного рисования. В ходе такой деятельности дети представляют и воображают прочитанное, называют тему любой ситуации, далее они представляют детали изображаемого, цвет, форму, звуки и др. Большое внимание на уроках уделяется словарной работе, в особенности при чтении объемных текстов. Здесь педагог может применять различные приёмы толкования значения новых слов: объяснить значение слов с помощью показа иллюстраций, проводить работу с синонимами и антонимами, пословицами, загадками. Таким образом, под читательской компетентностью учащихся начальной школы мы понимаем сформированную у детей способность к осознанному пониманию книг до чтения, в процессе чтения и после прочтения определенного произведения или книги. Поэтому работа по формированию читательской компетентности является актуальной и важной в работе учителя начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READING COMPETENCE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE LESSONS OF LITERARY READING

In the education system, an important place belongs to the primary level of the secondary school. A person's attitude to a book is formed in the first ten years of life. It is during this period that it is decided what the reader's attitude to the book will be - active or moderately passive. Therefore, it is especially important to create favorable conditions for the formation of reader competence. Equally important is the organization of the reading space, the selection of reading material aimed at the development of reading activity. It is necessary to help children get acquainted with the world of literature, because it is a wonderful world of morality, harmony and beauty. At the lessons of literary reading, this activity can be combined with conducting conversations, discussions, through which the child learns to talk about what he has read, to argue his point of view. You can achieve positive results by applying the personal example of a teacher. His command of words, intonation and emotions can interest children so much that they will try to find and read a work that they really liked. A good basis for the successful formation of the reading competence of younger schoolchildren can be the use of oral verbal drawing techniques in their work. In the course of such activities, children imagine and imagine what they have read, name the topic of any situation, then they represent the details of what is being depicted, color, shape, sounds, etc. Much attention is paid to vocabulary work in the lessons, especially when reading voluminous texts. Here the teacher can apply various techniques of interpreting the meaning of new words: explain the meaning of words by showing illustrations, work with synonyms and antonyms, proverbs, riddles. Thus, by the reading competence of elementary school students, we mean the ability formed in children to consciously understand books before reading, during reading and after reading a certain work or book. Therefore, the work on the formation of reading competence is relevant and important in the work of primary school teachers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

Также следует отметить, что использование данных подходов и технологий при подготовке специалистов положительно влияет на овладение необходимыми компетенциями, упрощает усвоение материала, уходя от передачи информации, позволяет проявить творческие способности в учебной деятельности, решаются возникающие проблемы, как перед отдельной личностью, так и перед обществом. И здесь мы можем сделать вывод, что использование данных подходов и технологий являются необходимыми и оправданными.

Практическая значимость исследования заключается в том, что применяя инновационные подходы и технологии при подготовке специалистов, на выходе получается не только специалист, востребованный на рынке труда, но и специалист, обладающий необходимыми компетенциями, которые он может применить в своей профессиональной деятельности. А также, владея данными инновациями и технологиями, он способен создать то образовательное пространство, которое будет более эффективным в современных условиях. Но при этом преподаватель должен всегда продолжать учиться, то есть овладевать вновь появляющимися технологиями, сервисами и т.д. Всё это нужно, чтобы сделать процесс обучения разнообразным, интересным и творческим. Благодаря постоянному самосовершенствованию преподавателя, умению преподнести материал в интересной для студента форме, на выходе получится специалист, который будет иметь высокий уровень знаний и умений, которые он сможет применить в своей будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Бальсевич, В.К. и др. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 6. - С.75.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве ВУЗа / М.Я. Виленский // Физ. Культ.: воспит., образов., тренир. - 1996. - № 1. - С. 96.

3. Лотоненко, А.В. и др. Инновационные направления педагогической системы формирования физической культуры студенческой молодежи / А.В. Лотоненко // Сборник трудов сотрудников и студентов. Воронежского государственного университета. - 1998. - С.121.

4. Лубышева, Л.И. Введение в социологию физической культуры и спорта: Курс лекций. - М. - 1998. - С. 8.

5. Магин, В.А. Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий: автореферат дис. ... д-ра. пед. наук 13.00.08 / Магин Владимир Алексеевич. -Москва, 2006. - С. 3. - URL: https://www.dissercat.com/content/modemizatsiya-sistemy-professionalnoi-podgotovki-spetsialistov-po-fizicheskoi-kulture-i-spo (дата обращения 03.04.2022)

6. Николаев, Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности / Ю.М. Николаев // Теор. и практ. Физ. Культ. - 1997. - №6. - С. 35.

7. Озолина Е.В. и др. Адаптивная физическая активность как новая дисциплина в семействе спортивных наук // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №5. - URL: http://sportfiction.ru/articles/quot-adaptivnaya-fizicheskaya-aktivnost-quot-kak-novaya-distsiplina-v-semeystve-sportivnykh-nauk/ (дата обращения 04.04.2022)

8. Ольхина, Е.А. Инновационная деятельность ДОУ по формированию зрительной культуры детей с нарушениями зрения / Е.А. Ольхина // «Вестник Мининского университета». - 2014. - № 3. - С. 4. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/512/488 (дата обращения 04.04.2022)

9. Сухогрузова, А.К. Инновационные технологии в области преподавания физической культуры: 44.03.01 / Сухогрузова Анна Константиновна. - Екатеринбург, 2018 - 14 с. -URL:https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/25773/1/RSVPU_2018_704.pdf (дата обращения 04.04.2022)

10. Чесноков, Н.Н. Подготовка специалистов как фактор и условие совершенствования физкультурно-спортивной деятельности в современном обществе / Н.Н. Чесноков // Теория и практика физической культуры. - 1998. -№ 11-12. - С. 38.

Педагогика

УДК 37.018

кандидат педагогических наук, доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация. В системе образования важное место принадлежит начальному звену общеобразовательной школы. Отношение человека к книге формируется в первом десятке жизни. Именно в этот период решается, каким будет отношение читателя к книге - активным или умеренно пассивным. Поэтому особенно важным является создание благоприятных условий для формирования читательской компетентности. Не менее важным является организация читательского пространства, подбор материала для чтения, направленный на развитие читательской деятельности. Необходимо помочь детям познакомиться с миром литературы, ведь это прекрасный мир нравственности, гармонии и красоты. На уроках литературного чтения эта деятельность может сочетаться с проведением бесед, дискуссий, с помощью которых ребенок учится рассказывать о прочитанном, аргументировать свою точку зрения. Достичь положительных результатов работы можно, применяя личный пример учителя. Его владение словом, интонацией и эмоциями, могут так заинтересовать детей, что они будут стараться найти и прочитать произведение, которое им очень понравилось. Хорошей основой для успешного формирования читательской компетенции младших школьников может стать применение в работе приема устного словесного рисования. В ходе такой деятельности дети представляют и воображают прочитанное, называют тему любой ситуации, далее они представляют детали изображаемого, цвет, форму, звуки и др. Большое внимание на уроках уделяется словарной работе, в особенности при чтении объемных текстов. Здесь педагог может применять различные приёмы толкования значения новых слов: объяснить значение слов с помощью показа иллюстраций, проводить работу с синонимами и антонимами, пословицами, загадками. Таким образом, под читательской компетентностью учащихся начальной школы мы понимаем сформированную у детей способность к осознанному пониманию книг до чтения, в процессе чтения и после прочтения определенного произведения или книги. Поэтому работа по формированию читательской компетентности является актуальной и важной в работе учителя начальных классов.

Ключевые слова: читательская компетентность, формирование, развитие, воспитание, младший школьный возраст, словарная работа, литературное чтение.

Annotation. In the education system, an important place belongs to the primary level of the secondary school. A person's attitude to a book is formed in the first ten years of life. It is during this period that it is decided what the reader's attitude to the book will be

- active or moderately passive. Therefore, it is especially important to create favorable conditions for the formation of reader competence. Equally important is the organization of the reading space, the selection of reading material aimed at the development of reading activity. It is necessary to help children get acquainted with the world of literature, because it is a wonderful world of morality, harmony and beauty. At the lessons of literary reading, this activity can be combined with conducting conversations, discussions, through which the child learns to talk about what he has read, to argue his point of view. You can achieve positive results by applying the personal example of a teacher. His command of words, intonation and emotions can interest children so much that they will try to find and read a work that they really liked. A good basis for the successful formation of the reading competence of younger schoolchildren can be the use of oral verbal drawing techniques in their work. In the course of such activities, children imagine and imagine what they have read, name the topic of any situation, then they represent the details of what is being depicted, color, shape, sounds, etc. Much attention is paid to vocabulary work in the lessons, especially when reading voluminous texts. Here the teacher can apply various techniques of interpreting the meaning of new words: explain the meaning of words by showing illustrations, work with synonyms and antonyms, proverbs, riddles. Thus, by the reading competence of elementary school students, we mean the ability formed in children to consciously understand books before reading, during reading and after reading a certain work or book. Therefore, the work on the formation of reading competence is relevant and important in the work of primary school teachers.

Key words: reader's competence, formation, development, upbringing, primary school age, vocabulary work, literary reading.

Введение. Возникновение в педагогике компетентностного подхода обусловлено необходимостью преодоления существующего разрыва между знаниями и умением их применять. А.А. Вербицкий и О.Г. Ларионова утверждают, что сущность компетентностного подхода состоит в том, что в процессе обучения человек должен приобрести определенные знания и развить конкретные социально и профессионально важные качества, которые необходимы для достижения успеха в жизни. Психолого-педагогическая теория должна ориентироваться не только на получение знаний, умений, навыков, но и на гуманистические принципы личностно-ориентированного обучения. Чтение и письмо также осуществляют свою основную задачу: помогают вступать в смысловую коммуникацию на расстоянии, передают новому поколению личный опыт, знания, приобретенные человечеством, развивают связную речь, воображение, мышление, память и иные качества человека [4].

Основными понятиями при рассмотрении основ формирования читательской компетентности являются «чтение» и «читательская компетентность».

Изложение основного материала статьи. Наиболее точное определение читательской компетентности можно встретить у Н.Н Сметанниковой. Соглано ее определению, «читательская компетентность - это навык сохранения прочитанного текста, осуществляемое на основе интеллекта человека, направленный на решение разнообразных учебных, социальных и общественных задач, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии» [3, C. 55].

Некоторые педагоги рассматривают читательскую компетентность как психологическую систему. Они полагают, что все компоненты этой системы взаимосвязаны. По определению Т.А. Чабановой, читательская компетентность включает в себя такие личностные качества, которые образуются в процессе чтения детьми литературных произведений.

Читательская компетентность учащихся начального звена школы - это формирующаяся у младших школьников способность к работе над осознанным пониманием содержания произведения до чтения, в процессе чтения и после прочтения книги.

Читательская компетентность - это конечно же творческое чтение, освоение произведения на уровне личности, конкретного индивида; умение работать в паре «автор - читатель», сочувствовать переживаниям героев; понимать особенности языка художественного произведения.

По мнениюН.Е. Колгановой, читательская компетентность является некоторой формой образования, которая предполагает овладение ребенком компетенциями в процессе занятий по обучению литературному чтению, которая направлена на его социализацию в обществе [1].

Читательская компетентность включает в себя: стремление к творческому чтению, овладению литературного произведения на личностном уровне; придерживаться диалога «автор-читатель», умение проникнуться чувствами героев; понимание литературы как важной составляющей культуры, понимание причастности литературы к сфере художественного искусства, осмысление ее специфики как искусства слова; знакомство с содержанием отечественных и зарубежных художественных произведений, рекомендованных к прочтению; знания об основных этапах развития литературного процесса, о важнейших фактах жизни и творчества великих писателей; изучение норм литературного языка, освоение художественной речи.

Педагогу, работающему с начальными классами при формировании читательской компетентности учащихся следует учитывать некоторые моменты:

1) формирование и развитие мотивов и цели чтения;

2) формирование развивающей образовательной среды, содержание которой составляют литературные книжные и электронные ресурсы;

3) развитие навыка читательских умений, развивающихся при ежедневном и регулярном чтении.

В основе читательской компетентности лежит читательская деятельность. Согласно Стандарту, становление читателя включает в себя формирование такой учебной деятельности, при которой он умеет читать и понимать текст произведения, воспринимать читаемый текст не только на поверхностном уровне, но и более глубоко - выражать свою точку зрения, запоминать ход событий, некоторые образы героев, а также уметь пересказать прочитанное произведение.

Важным признаком формирования читательской дееспособности являются анализ и обсуждение учащимися прочитанного или прослушанного произведения, во время которых школьники могут делиться своим мнением, защищать свою точку зрения, обсуждать без стеснения, а также слушать других выступающих.

Исследованная структура формирования читательской компетентности младших школьников (Н.Н. Светловская, Г.М. Первова) основывается на следующих положениях:

- с первых дней обучения чтению ученик знакомится с системой методологических компонентов, направленных на формирование правильной читательской деятельности на основе восприятия литературных произведений из доступного круга чтения;

- учитель самостоятельно выбирает методы и формы осуществления уроков литературного чтения, обращённых на формирование читательской компетентности младших школьников;

- поэтапное развитие читательской компетентности и читательской самостоятельности младших школьников осуществляется по двум основным направлениям (работа с книгой, с текстом) в три этапа: до чтения, в процессе чтения и после прочтения.

Таким образом, в процессе анализа различных источников были выявлены разные подходы к определению феномена «чтение»: как процесса и как деятельности. Нам ближе трактовка Н.Н. Светловской, так как чтение понимается как деятельность и акцентируется творческий аспект этой деятельности.

Так же нами было проведено сопоставление круга чтения младших школьников по литературным жанрам, рассмотрена конструкция читательской компетентности по Г.М. Первовой, и задачи, которые необходимо решать учителю при формировании читателя:

- формировать мотивы и цели чтения;

- создавать развивающую образовательную среду;

- вырабатывать способность полноценно воспринимать любые тексты и расшифровывать закодированный в них смысл.

Посредством совершенствования и реконструкции общего образования главной целью актуальной концепции становится всестороннее развитие личности, готовой к культурному взаимодействию с окружающим миром, к осознанному самообразованию и самосовершенствованию. Полагаясь на эти первостепенные задачи начального образования формирование учебной деятельности означает формирование мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в средней, а также, в будущем, старшей школе, которая предполагает собой учебную самостоятельность и ответственность.

Необходимо обращать внимание родителей и педагогов на то, чтобы дети читали разнообразные произведения: сказки, рассказы, стихи, басни, загадки, пословицы, приключения и др. Следует приобщать детей к самостоятельному поиску и выбору литературы, тем самым прививая им навык культуры умственного труда [3, С. 36].

В ФГОС ведущим является элемент перехода от информационного к деятельностному этапу образования. Данный переход осуществляется с помощью системно-деятельностного подхода, при котором устанавливаются системные связи между всеми элементами образовательного процесса, а результатом образования будет не определённый комплекс знаний, а процесс овладения результатом деятельности человека, стремящегося к обучению протяжении всей жизни [2].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляет достаточно высокие требования к качеству образования, предписывает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения учащихся, обучающихся по основной образовательной программе начального общего образования.

Следовательно, можно утверждать, что стандарт содержит наиболее важные образовательные результаты для каждой ступени обучения. Так, к первостепенным результатам начального общего образования стандарт относит:

- сформировать универсальные и предметные способы действий, а также основную систему знаний, которая поможет ребенку продолжать обучпение в старшей школе, обеспечивающей возможность продолжать образование в основной школе;

- воспитание умения учиться - такой уровень ответственности и способности к самоорганизации, которого будет достаточно для постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- индивидуальный прогресс в опорных сферах развития индивида - мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Главной отличительной особенностью стандарта нового поколения является его деятельностный характер, ставящий основной целью развитие учащегося как личности. Система образования отрицает необходимость традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Положения стандарта обращают внимание на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к окончанию начального образования.

Выводы. Эффективным средством формирования читательской компетентности учащихся начальных классов является работа с текстом произведения, которая подразумевает не только чтение, но также:

- умение их анализировать учащимися;

- осваивать и замечать в художественных произведениях и научно-популярных текстах изобразительно-выразительные средства языка (без использования терминологии);

- определять жанр произведения;

- способность устанавливать и объяснять причинно-следственные связи;

- умение вычленить позицию автора (его замысел, отношение, оценку) во всех частях произведения;

- умение осознавать идею произведения.

Уровень развития вышеперечисленных умений в совокупности показывает уровень сформированности читательской компетентности младших школьников.

Литература:

1. Николаева, И.И. Развитие интереса к чтению младших школьников / И.И. Николаева, Н.С. Кучерова // Наука и современность. - 2012. - № 16. - С. 159-163.

2. Первова, Г.М. Формирование и развитие мотивации чтения / Г.М. Первова // Начальная школа. - 2009. - № 9. -С. 37-42.

3. Самыкина, С.В. Формирование читательской компетентности: проектные задачи по литературному чтению / С.В. Самыкина // Начальная школа. - 2012. - № 7. - С. 67-70.

4. Сильченкова, Л.С. Формирование метапредметной и предметной читательских компетенций младших школьников / Л.С. Сильченкова, Т.Н. Кочеткова // Начальная школа. - 2014. - №12. - С. 29-33.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Яндиева Амина Исраиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет», (г. Магас); кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Сельмурзаева Хеди Рамзановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет А.А. Кадырова», (г. Грозный); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Кучмезов Расул Абдулмуталифович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Автором раскрыт вопрос о профессионально-педагогической идентичности студентов вуза. Проведен обзор публикаций последних пяти лет, который демонстрирует рост заинтересованности научного сообщества в исследованиях, посвященных формированию и развитию личностной идентичности. Автором рассмотрен процесс становления профессионально-педагогической идентичности студентов вузов через призму более широких понятий: «идентичность» и «профессиональная идентичность». Проведя анализ дефиниции «профессиональная идентичность», автором представлено определение «профессионально-педагогическая идентичность». Автор пришел к выводу, что профессионально-педагогическая идентичность представляет собой динамический образ и результат идентификации индивида с педагогической профессиональной группой и педагогической деятельностью, обусловленный спецификой педагогической профессии.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая идентичность, студенты, вуз, педагог, профессиональная идентичность.

Annotation. The author discloses the issue of the professional and pedagogical identity of university students. A review of publications of the last five years was carried out, which demonstrates the growing interest of the scientific community in research on the formation and development of personal identity. The author considers the process of formation of the professional and pedagogical identity of university students through the prism of broader concepts: "identity" and "professional identity". After analyzing the definition of "professional identity", the author presents the definition of "professional and pedagogical identity". The author came to the conclusion that professional and pedagogical identity is a dynamic image and the result of the identification of an individual with a pedagogical professional group and pedagogical activity, due to the specifics of the pedagogical profession.

Key words: professional and pedagogical identity, students, university, teacher, professional identity.

Введение. Обзор публикаций последних пяти лет демонстрирует рост заинтересованности научного сообщества в исследованиях, посвященных формированию и развитию личностной идентичности. Эта заинтересованность отражает объективные общественные потребности; не случайно текущий исторический этап зачастую определяется как «эпоха без ценностей». В условиях постмодернистского релятивизма размываются социальные ориентиры, происходит девальвация традиционных ценностей, стирается грань между конструктивной дискуссией и игрой, между реальностью и симуляцией. При отсутствии собственных твердых знаний и убеждений общество охотно воспринимает навязанные ценности -конъюнктурные, способствующие не столько развитию личности, сколько обслуживанию экономических интересов отдельных корпораций. Возрастает манипулятивность окружающей информации, ее агрессивность и утонченность приемов воздействия на зрителя. Эти и другие факторы, очевидно, оказывают негативное влияние на общественные настроения, мировоззрение и психологические особенности отдельных людей [7, С. 70].

В Российской Федерации общемировые тенденции накладываются на специфику национальной модернизации, предполагающую коренное общественное переустройство. Особенно негативно эти изменения сказываются на молодом поколении; в частности, исследователи неоднократно указывают на растерянность студенческой молодежи в условиях социально-экономической трансформации страны, на размывание ценностных и смысловых ориентиров. Вместе с тем, подписанный Президентом РФ «Указ о национальных целях развития России до 2030 года» среди целевых показателей развития в соответствующем направлении называет «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [8]. Очевидно, что такая личность должна обладать определенным уровнем социально-культурной и личностной идентичности, а ключевым фактором формирования последней является идентичность профессиональная. Только состоявшийся профессионал, тот, кто непосредственно ощущает свою принадлежность к определенной профессиональной группе, разделяет ее ценности и осознает свою социальную роль, назначение, призвание -является в наибольшей мере близким идеалу гражданского общества и противовесом современным тенденциям маргинализации. Среди государственных институтов ведущая роль в формировании такого гражданина, очевидно, принадлежит образовательной системе, в контексте чего повышаются требования к личности учителя.

Изложение основного материала статьи. В научной литературе понятие «профессионально-педагогическая идентичность» как правило, не имеет четкого определения. А проблематика становления профессионально-педагогической идентичности студентов вузов часто рассматривается через призму более широких понятий: «идентичность» и «профессиональная идентичность». По этой причине, мы также считаем целесообразным начать анализ феномена профессионально-педагогической идентичности с рассмотрения указанных понятий.

В основе термина «идентичность» лежит латинский корень idem, в переводе означающий «то же самое». Аналогом этому слову в русском языке являются термины «тождество», «тождественность», «самотождественность», «самость». Понятие «идентичность» имеет широкое распространение в современных научных трудах; наряду с этим наблюдается его прогрессирующая дифференциация. Но, несмотря на указанную распространенность и развитие, термин «идентичность» всегда нечетко определен, а разные подходы и конкретные исследователи вкладывают него различный смысл. Не стремясь представить все это многообразие в рамках данной работы, мы остановимся лишь на наиболее распространенных подходах и начнем с происхождения понятия «идентичность», что позволит нам лучше понять его сущность.

Введение термина «идентичность» в рамки собственно психологической науки произошло лишь в XX веке. Исследователи обычно связывают это с именем Зигмунда Фрейда, основателя психоанализа; также считается, что в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.