Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ТИПИЧНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ / СИНТАГМАТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одегова В. Ф.

В статье раскрываются особенности формирования читательской компетентности в начальной школе. Для успешной реализации этой приоритетной цели ФГОС НОО автором рекомендуется использование потенциала УМК регионального интегрированного курса по литературному краеведению «Нижегородская сторона».The article reveals the peculiarities of readers’ competence in elementary school. For successful implementation of this priority GEF IEO authors recommend the use of the potential of CMD regional integrated course on the literary study of local lore «Nizhny Novgorod side».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

В. Ф. ОДЕГОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования НИРО у. odegova@yandex.ru

В статье раскрываются особенности формирования читательской компетентности в начальной школе. Для успешной реализации этой приоритетной цели ФГОС НОО автором рекомендуется использование потенциала УМК регионального интегрированного курса по литературному краеведению «Нижегородская сторона».

The article reveals the peculiarities of readers' competence in elementary school. For successful implementation of this priority GEF IEO authors recommend the use of the potential of CMD regional integrated course on the literary study of local lore «Nizhny Novgorod side».

Ключевые слова: читательская компетентность, приоритетная цель, способы действия, литературное краеведение, интериоризация, типичные затруднения, синтагматическое чтение

Key words: reader's competence, the priority goal, ways of acting, literary regional studies, internalization, the typical difficulties syntagmatic reading

Задача учителя не столько научить ребенка читать, сколько помочь ему научиться читать.

Франк Смит

Литературное чтение — один из ведущих предметов в системе подготовки младшего школьника, формирующий функциональную грамотность, способствующий общему развитию и воспитанию ребенка. В требованиях ФГОС НОО определены цели и задачи курса литературного чтения, приоритетной целью обучения которого «является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [8].

К поиску решения проблемы читательской компетентности обучающихся, обеспечивающей осмысление текстов, их практическое применение, обращаются ученые — методисты, психологи и учителя-практики (Е. Л. Гончарова, Н. Н. Светлов-ская, Н. Н. Сметанникова и др.) [1; 6; 7].

Из многочисленных определений, сформулированных исследователями рассматриваемой проблемы, наиболее точным нам кажется определение Н. Н. Светловской, которая понимает читательскую компетентность как «личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и "присваивать" на максимально доступном ему уровне нуж-

ный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт пока в книгах не описан» [6].

ФГОС НОО представляет читательскую компетентность как результат структурного процесса, составляющими которого являются:

3 совершенствование обучающимися техники чтения;

3 знание приемов понимания прочитанного и прослушанного произведения,

3 ориентирование в круге чтения;

3 сформированность духовной потребности в книге как способ познания мира и самопознания [8].

Формирование читательской компетентности — процесс сложный, систематический, длительный. В начальной школе юному читателю необходимы ежедневные упражнения в чтении под непосредственным или опосредованным компетентным руководством педагога. Количество недельных часов, выделенных на освоение программы по литературному чтению, является недостаточным для формирования интереса к чтению и как к процессу, и как к источнику знаний. Проблема достижения приоритетной цели литературного чтения сформулирована и реализуется исключительно на начальной ступени обучения. Поэтому возникает настоятельная необходимость в поиске дополнительных возможностей для увеличения учебного времени для решения задач читательской компетентности.

Один из вариантов искомой возможности — широкое внедрение в начальной школе нашего региона интегрированного курса по литературному краеведению «Нижегородская сторона» (2—4-й классы), обеспечивающего создание более благоприятных условий для комплексного решения задач совершенствования читательской деятельности и формирования духовно-нравственной личности младшего школьника на основе интериоризации этических норм в процессе и на основе восприятия литературных текстов о природе, традициях, достижениях, истории и

культуре малой родины. Совершенно очевидно, что задачи данного курса полностью совпадают с задачами и планируемыми результатами ФГОС НОО по литературному чтению [2; 8]. Для решения этих задач создан УМК, включающий программу, учебные пособия для учащихся, методические рекомендации для учителя и мультимедийный демонстрационный материал. Использование материалов УМК возможно в интеграции с любым рекомендованным Министерством образования и науки РФ УМК по литературному чтению или в качестве самостоятельного учебного предмета, в соответствии с режимом образовательной организации, как в рамках учебного плана, так и во внеурочной деятельности.

Важной особенностью успешного формирования читательской компетентности младших школьников на содержании курса литературного краеведения «Нижегородская сторона» является организация целенаправленного педагогического воздействия с учетом результатов поэтапного проведения текущей диагностики в рамках всех ее структурных составляющих, рекомендуемых ФГОС НОО и перечисленных выше. Цель первого, информативного, этапа — знакомство со способами действий (учитель, коллективное открытие, самостоятельное формулирование способа, алгоритма действия из учебного текста). На втором этапе отрабатывается способ действия в коллективной, групповой или парной формах организации читательской деятельности под контролем педагога. Третий этап — этап самостоятельной творческой деятельности с текстовой информацией.

Кратко остановимся на особенностях организации работы по направлениям структуры читательской компетентности для успешного достижения планируемых результатов по УМК «Нижегородская сторона».

Количество недельных часов, выделенных на освоение программы по литературному чтению, является недостаточным для формирования интереса к чтению и как к процессу, и как к источнику знаний.

Совершенствование техники чтения организуется на основе выявленных учителем трудностей обучающихся и способах их преодоления.

В 1—2-х классах при решении этой проблемы предусматривается овладение детьми чтением вслух целыми словами и сочетаниями слов. На этапе читательской самостоятельности (2—3-й классы) дети адекватно воспринимают содержание произведений в ходе слушания и чтения вслух текстов краеведческого характера; применяют полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: выразительно читают смысловыми словами и смысловыми отрезками предложения — синтагмами в достаточно беглом темпе, умеют выделять доминанту, воспроизводить содержание в пересказах, давать оценку поступков персонажей и описываемых явлений в процессе самостоятельной работы в индивидуальной и групповой формах, работать с моделями и планом. На этом этапе осуществляется знакомство с приемами молчаливого чтения и выполняются упражнения в их практическом применении. Уче-

ники знакомятся с критериями оценки выполнения заданий, связанных с изучением литературных произведений, могут давать оценку качеству работы товарищей и собственной деятельности. Главная задача 4-го класса — самостоятельное применение учащимися приемов молчаливого чтения. В рамках УМК «Нижегородская сторона» (в дополнение к федеральным УМК) школьники овладевают способами сжатия текста за счет замены прямой речи косвенной и др. [3]. Успешность решения методических задач зависит от умения педагога выявлять типичные затруднения обучающихся и определять способы их преодоления, создавать проблемные ситуации, вынуждающие детей участвовать в поиске выхода из затруднения и в специально созданных условиях «договариваться» о способе действия.

Диагностика некоторых наиболее типичных затруднений школьников по совершенствованию навыка чтения вслух и система работы по их преодолению, как в федеральном, так и в нашем УМК, предлагается в таблице 1.

Таблица 1

Диагностика некоторых наиболее типичных затруднений школьников по совершенствованию навыка чтения вслух и система работы по их преодолению

№ п/п Проблема Способ действия Приемы, упражнения коррекционного характера

1 Выделение отдельных звуков из слога, слова Определение количества звуков на основе установления соответствия между количеством артикуляционных движений губ и количеством звуков в ходе медленного проговаривания: сначала наблюдения за артикуляцией учителя, чуть позднее — с помощью зеркала за своим речевым аппаратом Речевой эксперимент: игровые упражнения в произношении и слушании отдельных звуков: «Есть преграда?», «Гласный — согласный?», «Кто лучше слышит?», «Шептуны», «Назови пару», «Кто быстрей произнесет?», «Узнай звук» и т. д.

2 Слитное произношение на одном толчке воздуха согласного и гласного звуков 3 Позиционное чередование (Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова, М. С. Соловейчик); 3 репродуктивный тренинг типа «делай, как я» (Л. Н. Толстой); 3 «Голос» (Н. М. Бетенькова) Речевой эксперимент: игровые упражнения «Сколько движений выполняют губы?», «Угадай, сколько звуков», «Кто лучше сольет звуки?», «Споемте, друзья» и др.

Окончание табл. 1

№ п/п Проблема Способ действия Приемы, упражнения коррекционного характера

3 Чтение слогов со стечением согласных Чтение с опорой на гласные Прием наращивания двухбуквенного слога, деление и чтение складов с интонированием, коллективное и индивидуальное планирование действий

4 Неумение декодировать слова 3 Чтение слов после предварительной маркировки на кальке. 3 Планирование читательской деятельности на основе закона восходящей звучности: «Где буква гласного, там граница слога» 3 Упражнения в чтении целым словом: — с опорой на последнюю букву слова; — на основе концентрации внимания на середине слова 3 Упражнения в безошибочном чтении 3 Чтение под счет 3 Упражнения на расширение поля чтения: «Лесенка», «Ступеньки», «Зеленая точка» и др.

5 Паузы во время чтения предложения 3 Слитное озвучивание частиц -таки, -ка, бы с впереди стоящими самостоятельными частями речи 3 Чтение смысловых слов («предлог + сущ.» и т. п.) на одном дыхании Упражнения «Прочитай на одном дыхании», «Кто пробежит без остановки»: все-таки, скажи-ка, дай-ка, читал бы Отработка правила «1—2-буквенные слова читаются вместе со следующим словом»: в поле, на дороге, из груди

6 Чтение слов с переносом Не озвучивать слово, пока взгляд не дошел до последней буквы слова На первых порах — под счет: 3 дыхание; 3 озвучивание слова после подсчета: — количества букв в слове, — количества гласных, 3 озвучивание после называния учителем или обведения детьми карандашом последней буквы слова: доро- занима-га лись

7 Чтение слова с разрывом из-за неуместных пауз Соблюдение пауз на пробелах между словами Чтение под счет. Опора на последнюю букву слова (письменно / устно). Концентрация внимания на середине слова. Постановка ударения

8 Потеря читаемой строки (низкий уровень внимания, слабые навыки работы с книгой) Способ ориентирования в тексте, на странице с помощью указательных пальцев обеих рук Игровой прием «Дружные помощники»: левая рука показывает начало строки, правая двигается по строке. По окончании строки палец левой руки спускается на начало следующей строки, правая рука «прыгает» к левой и продолжает путь по новой строке. И так до конца текста

9 Отсутствие интонирования, монотонность Распевание гласных Прием «Распевание первого слога» Вариант 1. Первый слог ударный: [руук и, паарта, р'еэк и, маак и, во°лк и]. Произносится первый слог, после чего гласный звук этого слова еще раз произносится с повышением голоса. За счет такого распевания гласного звука достигаются мелодичность и целостное воспроизведение слов. Вариант 2. Первый слог безударный: [з'и-иима, лу-уучХ га-аара, п'и-иэнал] Произносится первый слог, после чего гласный звук этого слова еще раз произносится на такой же высоте, в третий раз гласный произносится с повышением голоса. Такое модулирование или распевание гласного звука позволяет достичь мелодичности речи, чтения

Знание приемов понимания прочитанного и прослушанного произведения способствует формированию важнейшего познавательного УУД — смыслового чтения. УМК «Нижегородская сторона» предлагает педагогу организовать ознакомление с приемами понимания различными способами.

1. Использовать приемы, помещенные после каждого текста в пособиях «Нижегородская сторона» для учащихся. Особый интерес представляют для детей приемы, активизирующие мыслительную активность — пометы, маркировка, модели, дописывания и т. д. Их можно объединить в несколько групп.

Первая группа. Вопросы разного уровня сложности, например:

— Сколько картин нарисовал автор в стихотворении? Впиши соответствующее число в окошечко □

— Какие жуткие картины войны нарисованы в произведении? Отметь на кальке.

— Почему нижегородцы поддержали воззвание Минина ? Напиши._.

— Как опыт летчика-испытателя Чкалова помог подготовить других летчиков к успешному ведению боя в годы войны? _.

— Сколько лет просуществовало Горь-ковское суворовское училище? Поищи

ответ на этот вопрос у взрослых, в интернете или в библиотеке.

— Для чего батюшка Серафим Саровский совершал духовные подвиги?

Вторая группа. Перевод текстовой информации в таблицу, например:

— Заполни таблицу после прочтения текста сказки:

В чем Семену не везло? В чем Семену повезло?

Третья группа. Задания творческого характера:

— Подготовь презентацию о красоте природы Нижегородского края.

— Создай иллюстрацию-коллаж к тексту.

— Сочини концовку стихотворения Ю. Копытова, выдержав тему, размер, рифму.

— Озаглавь рассказ, запиши на свободной строке перед текстом и т. д.

2. Активно применять приемы, предложенные нами в методических пособиях [3; 4]. Они могут быть вынесены в таблицу и использоваться педагогом в качестве дидактического материала, обеспечивающего систему работы по овладению способами действий по осознанию и извлечению информации (см. таблицу 2).

Таблица 2

Способы действий по осознанию и извлечению информации

№ п/п Проблема Способ действия Приемы, упражнения

1 Неуверенная ориентация на странице, в тексте Способ быстрого ориентирования на странице, в тексте (выборочное, просмотровое чтение — опора на первую букву, на последнюю букву, на первую и последнюю; на первую, последнюю и вторую; на количество букв) Выборочное чтение по заданию Дети осваивают способ быстрого поиска, ориентируясь на: 3 начальную букву слова; 3 начальную букву и длину слова; 3 часть речи; 3 доминанту в смысловой нагрузке слов в предложении; 3 доминанту в смысловой нагрузке слов в абзаце

2 Поиск прямой речи в тексте и выделение в прямой речи слов автора и слов героя Прямая речь в тексте и дифференциация слов героя и слов автора с помощью тире в начале строки и внутри Подчеркнуть на кальке в прямой речи слова автора прямой чертой, слова героя — волнистой линией

Продолжение табл. 2

№ п/п Проблема Способ действия Приемы, упражнения

прямой речи (слова автора после слов героя)

3 Выделение в прямой речи с разрывом слов автора и слов героя Способ выделения,в первую очередь, слов автора — с помощью глаголов, обозначающих речевые действия Подчеркнуть на кальке в прямой речи с разрывом слова автора прямой чертой, слова героя — волнистой линией

4 Чтение по ролям: передача характера героя и отношения к нему с помощью средств художественной выразительности, вовремя начинать озвучивать свою роль и вовремя останавливаться, давая возможность вступить другому исполнителю Дифференциация слов автора и слов героев с помощью упомянутых выше способов 3 Ролевое чтение — итог работы на уроке на основе анализа произведения, работы над прямой речью, цветовые пометы для обозначения слов героев произведения 3 Конкурсное чтение слов персонажей, распределение ролей на этой основе

5 Составление плана, краткого пересказа Вычеркивание на кальке фоновых предложений, нахождение ключевых предложений в каждом абзаце: Без этого предложения понятно, о чем говорится? Каждый абзац текста перечитывается без первого предложения (далее — без второго, третьего и т. д.), обдумывание, понятен смысл без этого предложения или нет. Без каждого фонового предложения смысл понятен. Без ключевого предложения, разумеется, — нет. Аналогичный способ применяется и в обучении краткому пересказу

6 Синтагматическое чтение Деление предложения на логические части — «домики» — синтагмы (смысловые части из 1—2—3 слов), перед каждой синтагмой берется дыхание 3 Наложить кальку на текст. — Границы смысловых частей предложения шариковой ручкой на кальке обозначить палочками, сверху обозначить рисунок интонации. 3 Прочитать выразительно каждую синтагму: Я люблю / такую метель /—не дикую и страшную, /не степной буран, /но такую вот /русскую, /что любит, однако, /лихо /пройтись по полю, /повеселиться, /поозоровать. /На то она /и зима. / (И. Трубин)

7 Сжатый пересказ Сжатие текста за счет преобразования прямой речи в косвенную 3 Замена прямой речи косвенной с помощью союза что и изменения лица говорящего: — Ах, какой ты странный, — удивлялась Индюшка. (Вариант выполнения задания: Индюшка удивилась, что он странный.) 3 Замена прямой речи косвенной с помощью глаголов или существительных, обозначающих действие или состояние персонажа: — Будто ? — спросила Варюша. (Вариант выполнения задания: Варюша не поверила.) 3 Замена прямой речи косвенной с помощью постановки данных в тексте личных глаголов на глаголы неопределенной формы: Варюша посадила на ветку Сидора и попросила:

Окончание табл. 2

№ п/п Проблема Способ действия Приемы, упражнения

— Ты поищи, поройся!Может, найдешь! (Вариант выполнения задания: Варюша попросила Сидора поискать.) 3 Замена объемной прямой речи косвенной с помощью предельного сжатия до размеров одного предложения, выражающего главную мысль. Индюк наклонился к самому уху Ежа и шепнул ему по секрету: — Так и быть, я вам сообщу ужасную тайну... да... Только условие: никому не рассказывать. Правда, мне немного совестно говорить о самом себе, но что поделаете, если я — самая умная птица!Меня это иногда даже немного стесняет, но шила в мешке не утаишь. Пожалуйста, только никому об этом ни слова!.. (Вариант выполнения задания: Индюк под страшным секретом похвалился Ежу, что он — самая умная птица.)

Ориентирование в круге чтения в УМК «Нижегородская сторона» позволяет восполнить имеющийся недостаток многих УМК по литературному чтению, включенных в федеральный перечень: расширить его содержание за счет включения новых жанров, стилей, тематики. В соответствии с требованиями ФГОС НОО произведения научно-познавательного характера обеспечивают формирование у младших школьников более четких представлений о разнообразии стилевых и видо-жанро-вых особенностей текстов по чтению.

Благодаря такому подходу к отбору содержания создаются более благоприятные условия для формирования у младших школьников целостного представления о литературе и языке, что способ-

ствует развитию языковой личности. Введение цикла произведений о родной природе, достопримечательностях, людях и их традициях, героизме нижегородцев в годы Великой Отечественной войны 1941— 1945 годов направлено на формирование нравственно-патриотической личности [3]. Содержание текстов о родном крае и разнообразные виды деятельности и формы работы с ними вызывают стойкий познавательный интерес к своей малой родине.

Применение педагогом рекомендуемых методическим пособием памяток в качестве опор, способствующих усвоению литературоведческого материала, обеспечивает особую глубину восприятия текстов в ходе анализа произведения. Приведем примеры памяток:

Предание Жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических деятелях, местностях, событиях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче часто подвергается вольной поэтической интерпретации

Легенда В фольклоре — вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный. В новейшей литературе — всякое произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на историческую достоверность

Духовная потребность в книге как способ познания мира и самопознания — четвертая компонента читательской компетентности, уровень сформированности

которой является показателем наличия или отсутствия, прежде всего, личностных новообразований у ребенка.

Условия, способствующие решению

этой проблемы в УМК по литературному краеведению «Нижегородская сторона»:

3 система заданий учебного пособия, направленных на оценку действий персонажей произведения, например:

— Укажи причины всех бед волка в нижегородской народной сказке «Волк-раскачня»: жадность, глупость, лень, старость, доверчивость, голод, болезнь.

— Как наказана старуха за свою жадность в сказке А. С. Пушкина?

— Какие качества Ильи Муромца вызывают уважение?

— Заполни таблицу:

Кто из персонажей тебе понравился и почему? Кто не понравился? Поч ему?

3 система заданий учебного пособия, направленных на нравственную проекцию или оценку собственных поступков под воздействием произведения, например:

— Сочини рассказ на тему «Долг платежом красен». Докажи в нем, что искренняя любовь, забота и дружба могут быть только взаимными.

— Что значит «любить до самозабвения»?

— Если ты хочешь, чтобы тебя уважали и почитали, проанализируй свои поступки и составь программу самовоспитания:

Мне нравится в себе Мне не нравится в себе Ч то надо сделать, чтобы исправиться Результат

3 формы организации работы над произведениями краеведческого характера, основанные на взаимоуважении участников образовательных отношений;

3 успешная интериоризация учащимися всех предыдущих компонентов, обеспечивающая внутренний комфорт от осознания уверенности в своих силах, познавательный интерес, эмоциональную устойчивость.

Система работы по формированию читательской компетентности на основе изучения текстов краеведческого характера в УМК «Нижегородская сторона» постепенно подводит младших школьников к осознанию важности значения книги в жизни людей, интереса к чтению и умения понимать читаемое, сформированно-сти читательского вкуса как необходимых элементов культуры современной личности и общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА _

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса / Е. Л. Гончарова. — М. : Школа-Пресс, 2007.

2. Одегова, В. Ф. Нижегородская сторона : программа интегрированного курса литературного краеведения для начальной школы / В. Ф. Одегова. — Н. Новгород, 2013.

3. Одегова, В. Ф. Нижегородская сторона. 4 класс, первое полугодие : методическое пособие для учителя / В. Ф. Одегова. — Н. Новгород, 2009.

4. Одегова, В. Ф. Эффективные приемы формирования читательской компетентности младших школьников /В. Ф. Одегова. — Н. Новгород, 2015.

5. Орлова, Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения : пособие для работников образовательных учреждений / Э. А. Орлова. — М., 2008.

6. Светловская, Н. Н. Введение в науку о читателе / Н. Н. Светловская. — М. : МГПУ, 2003.

7. Сметанникова, Н. Н. Как разорвать замкнутый круг / Н. Н. Сметанннкова//Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. : Е. И. Кузьмин, О. К. Громова. — М., 2007. — С. 53—61.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / утв. Приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.

В 2016 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет издания:

Тивикова С. К. УТРО. Развитие речевого поведения младших школьников: Методическое пособие к программе внеурочной деятельности. 1 класс. 135 с.

Методическое пособие предназначено для реализации интегрированной программы «УТРО» и проведения занятий по духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному, социальному развитию учащихся 1-го класса в рамках внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Методическое пособие предполагает связь внеурочных занятий с различными учебными дисциплинами, партнерство школы и семьи в проведении творческой, исследовательской и проектировочной деятельности.

Издание адресовано педагогам начального общего и дополнительного образования.

Вербовская Е. В. Технология двигательно-экспрессивного развития ребенка старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. 274 с.

В издании представлено подробное методическое руководство по реализации технологии двигательно-экспрессивного развития детей в ДОО, организациях дополнительного образования и центрах поддержки развития ребенка.

Пособие адресовано старшим воспитателям, воспитателям и психологам ДОО, а также может быть полезно родителям, педагогам дополнительного образования, организаторам кружковой работы.

Психолого-педагогическая диагностика универсальных учебных действий обучающихся 5—6-х классов: Методические рекомендации для педагогов-психологов, классных руководителей, учителей-предметников, заместителей директоров образовательных организаций / Авт.-сост.: Е. Г. Еделева, Н. А. Еременко. 124 с.

Методические рекомендации содержат справочные материалы и практические советы по организации и проведению мониторинга результатов образовательной деятельности школьников 5—6-х классов. В книге представлены требования к личностным и метапредметным результатам образовательной деятельности учащихся, показатели их развития, предложены разнообразные тесты и методики по изучению личностного, познавательного и социального развития детей с учетом особенностей формирования личности в младшем подростковом возрасте.

Издание адресовано педагогам-психологам, классным руководителям, учителям-предметникам и заместителям директора образовательных организаций.

Федотова М. В. Нормативное финансовое обеспечение образовательных организаций: подходы и проблемы: Монография. 102 с.

Монография обобщает исследования лаборатории социально-экономических исследований в образовании ГБОУ ДПО НИРО по актуальному для современной системы образования вопросу — финансовому обеспечению на разных уровнях образовательной системы.

Издание адресовано руководителям образовательных организаций, специалистам в области экономики образования, аспирантам и соискателям.

V_х

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.