Научная статья на тему 'ПРОГРАММА "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ'

ПРОГРАММА "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
267
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРОГРАММА "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" / ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Таланов Сергей Львович

В статье анализируется уровень преступности в РФ, в том числе и Ярославской области. Автором проведено социологическое исследование, в рамках которого сделан выборочный анализ реализации программы «Безопасный город» в городах в РФ. Кроме того, осуществлен опрос студентов в 2018-2019 гг. и проведена серия глубинных интервью с позиционными экспертами. Подготовлена серия глубинных интервью со студентами: юридического факультета ЯрГУ, факультета социально-политических наук из ЯрГУ, педагогических специальностей из ЯГПУ. В статье делается вывод, что противостояние преступности будет более эффективным в сравнении с имеющейся практикой при соблюдении следующих условий: целенаправленное повышение степени защищенности граждан и инфраструктуры городов и сельских территорий; полномасштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий с целью контроля закрытых (рынки, музеи и т. п.) и открытых (скверы, парки и т. п.) территорий; разработка базовых информационных систем и ресурсов, сформированность технических и организационных основ для дальнейшей цифровой трансформации городов и сельских территорий; активное участие граждан в жизни общества и в принятии решений по цифровизации городского пространства. Проведенный автором выборочный анализ реализации программы «Безопасный город» в городах в РФ показал, что программа призвана сократить число совершаемых правонарушений и особо опасных преступлений. Кроме того, эта программа предусматривают решение вопросов, связанных с миграционным аспектом, с необходимостью снижения рисков, вызванных техногенными и природными катастрофами и направлена на выявление потенциальной опасности оставленных в общественных местах предметов. В рамках исследования проведен также контент-анализ блогосферы, осуществлен вторичный анализ публикаций результатов исследований, осуществленных учеными ФНИСЦ РАН (г. Москва), ВЦИОМ. По результатам проведенного исследования предлагаются мероприятия по снижению преступности в городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFE CITY PROGRAM AS AN IMPORTANT AREA OF STATE POLICY IN THE FIGHT AGAINST CRIME

The article analyzes the crime rate in the Russian Federation, including the Yaroslavl region. The author carried out a sociological study, within the framework of which a selective analysis of the implementation of the Safe city program in cities in the Russian Federation was carried out. In addition, a survey of students was carried out in 2018-2019 and a series of in-depth interviews with positional experts were conducted. A series of in-depth interviews with students were carried out: the faculty of law of Yaroslavl state university, the faculty of social and political sciences from Yaroslavl state university, pedagogical specialties from Yaroslavl state pedagogical university. It is concluded that the fight against crime will be more effective in comparison with the existing practice if the following conditions are met: purposeful increase in the degree of protection of citizens and infrastructure of cities and rural areas; full-scale implementation of information and communication technologies to control closed (markets, museums, etc.) and open (squares, parks, etc.) territories; development of basic information systems and resources, formation of technical and organizational foundations for further digital transformation of cities and rural areas; active participation of citizens in the life of society and in decision-making on the digitalization of urban space. The author's selective analysis of the implementation of the Safe city program in cities in the Russian Federation showed that the program is designed to reduce the number of offenses and especially dangerous crimes. In addition, this program provides for the solution of issues related to the migration aspect, with the need to reduce the risks caused by man-made and natural disasters and is aimed at identifying the potential danger of objects left in public places. As part of the study, a content analysis of the blogosphere was also carried out, a secondary analysis of publications of research results carried out by scientists from the Federal research center of the Russian academy of sciences (Moscow), was carried out. Based on the results of the study, measures are proposed to reduce crime in cities.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ»

УДК 321

С. Л. Таланов https://orcid.org/0000-0001-9382-8285

Программа «Безопасный город» как важное направление государственной политики в сфере борьбы с преступностью

Для цитирования: Таланов С. Л. Программа «Безопасный город» как важное направление государственной политики в сфере борьбы с преступностью // Социально-политические исследования. 2020. № 4 (9). С. 52-77. Б01 10.20323/2658-428Х-2020-4-9-52-77

В статье анализируется уровень преступности в РФ, в том числе и Ярославской области. Автором проведено социологическое исследование, в рамках которого сделан выборочный анализ реализации программы «Безопасный город» в городах в РФ. Кроме того, осуществлен опрос студентов в 2018-2019 гг. и проведена серия глубинных интервью с позиционными экспертами. Подготовлена серия глубинных интервью со студентами: юридического факультета ЯрГУ факультета социально-политических наук из ЯрГУ, педагогических специальностей из ЯГПУ В статье делается вывод, что противостояние преступности будет более эффективным в сравнении с имеющейся практикой при соблюдении следующих условий: целенаправленное повышение степени защищенности граждан и инфраструктуры городов и сельских территорий; полномасштабное внедрение информационно -коммуникационных технологий с целью контроля закрытых (рынки, музеи и т. п.) и открытых (скверы, парки и т. п.) территорий; разработка базовых информационных систем и ресурсов, сформированность технических и организационных основ для дальнейшей цифровой трансформации городов и сельских территорий; активное участие граждан в жизни общества и в принятии решений по цифровизации городского пространства. Проведенный автором выборочный анализ реализации программы «Безопасный город» в городах в РФ показал, что программа призвана сократить число совершаемых правонарушений и особо опасных преступлений. Кроме того, эта программа предусматривают решение вопросов, связанных с миграционным аспектом, с необходимостью снижения рисков, вызванных техногенными и природными катастрофами и направлена на выявление потенциальной опасности оставленных в общественных местах предметов. В рамках исследования проведен также контент-анализ блогосферы, осуществлен вторичный анализ публикаций результатов исследований, осуществленных учеными ФНИСЦ РАН (г. Москва), ВЦИОМ. По результатам проведенного исследования предлагаются мероприятия по снижению преступности в городах.

Ключевые слова: профилактика преступлений, программа «Безопасный город», пресечение преступлений, видеонаблюдение.

52

© Таланов С. Л., 2020

С. Л.Таланов

S. L. Talanov

Safe city program as an important area of state policy in the fight against crime

The article analyzes the crime rate in the Russian Federation, including the Yaroslavl region. The author carried out a sociological study, within the framework of which a selective analysis of the implementation of the Safe city program in cities in the Russian Federation was carried out. In addition, a survey of students was carried out in 2018-2019 and a series of in-depth interviews with positional experts were conducted. A series of in-depth interviews with students were carried out: the faculty of law of Yaroslavl state university, the faculty of social and political sciences from Yaroslavl state university, pedagogical specialties from Yaroslavl state pedagogical university. It is concluded that the fight against crime will be more effective in comparison with the existing practice if the following conditions are met: purposeful increase in the degree of protection of citizens and infrastructure of cities and rural areas; full-scale implementation of information and communication technologies to control closed (markets, museums, etc.) and open (squares, parks, etc.) territories; development of basic information systems and resources, formation of technical and organizational foundations for further digital transformation of cities and rural areas; active participation of citizens in the life of society and in decision-making on the digitalization of urban space. The author's selective analysis of the implementation of the Safe city program in cities in the Russian Federation showed that the program is designed to reduce the number of offenses and especially dangerous crimes. In addition, this program provides for the solution of issues related to the migration aspect, with the need to reduce the risks caused by man-made and natural disasters and is aimed at identifying the potential danger of objects left in public places. As part of the study, a content analysis of the blogosphere was also carried out, a secondary analysis of publications of research results carried out by scientists from the Federal research center of the Russian academy of sciences (Moscow), was carried out. Based on the results of the study, measures are proposed to reduce crime in cities.

Key words: crime prevention, Safe surveillance.

Актуальность исследования

По данным Генеральной прокуратуры в России уровень преступности в стране в целом и в субъектах Федерации, в частности, периодически волнообразно изменяется, то растет, то незначительно снижается (см. табл. 1-4). Такая же ситуация по видам преступности. Мы можем видеть на протяжении нескольких лет снижение количества

city program, crime prevention, video

зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними, женщинами, мужчинами, затем рост этих и других видов преступности. Это связано с тем, что на рост преступности оказывают влияние социально-экономические, культурно-исторические, демографические и иные факторы [Таланов, 2008].

Программа «Безопасный город» как важное направление государственной политики в сфере борьбы с преступностью

53

Таблица 1.

Выявлено лиц, совершивших преступления на территории ЦФО [Данные Генеральной ... ]

№ п/п Субъект Федерации 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

1 Белгородская область 7 485 6 686 6 198 6 438 6 456

2 Брянская область 9 534 8 284 7 600 7 266 7 048

3 Владимирская область 10 361 9 523 9 050 8 338 7 120

4 Воронежская область 12 701 12 564 13 049 12 491 11 427

5 Ивановская область 6 998 5 984 5 675 5 617 5 292

6 Калужская область 7 400 6 363 6 436 6 172 5 577

7 Костромская область 4 954 4 817 4 612 4 454 4 097

8 Курская область 8 093 7 254 6 900 6 618 6 303

9 Липецкая область 7 691 7 068 7 316 6 560 6 225

10 Город Москва 40 219 36 767 33 333 32 098 29 309

11 Московская область 41 981 40 044 39 426 3 9595 38 527

12 Орловская область 5 198 4 250 4 107 3 775 3 622

13 Рязанская область 5 930 5 674 5 434 5 121 5 322

14 Смоленская область 7 685 6 791 6 646 6 423 6 499

15 Тамбовская область 7 447 7 085 6 494 6 641 6 672

16 Тверская область 9 934 8 913 8 143 8 034 7 721

17 Тульская область 6 906 6 182 6 495 6 601 6 283

18 Ярославская область 8 217 7 539 7 357 6 377 6 179

Таблица 2.

Всего нераскрытых преступлений на территории ЦФО [Данные Генеральной ... ]

№ п/п Субъект Федерации 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

1 Белгородская область 6 388 5 674 5 360 5 360 5 842

2 Брянская область 6 268 6 609 6 019 5 805 5 453

3 Владимирская область 7 499 7 546 7 198 6 872 7 246

4 Воронежская область 23 141 21 075 18 483 15 739 17 410

5 Ивановская область 6 044 6 783 6 965 5 830 9 341

6 Калужская область 8 369 8 042 6 859 6 738 6 610

7 Костромская область 2 973 3 134 3 117 2 895 3 180

8 Курская область 3 720 3 585 3 446 3 661 5 016

9 Липецкая область 4 771 4 231 4 086 4 674 4 657

10 Город Москва 137 430 129 086 95 113 92 620 95 750

11 Московская область 36 285 38 741 36 163 33 309 29 819

12 Орловская область 5 625 5 037 4 016 4 641 4 478

13 Рязанская область 2 981 2 795 3 379 3 418 3 686

14 Смоленская область 4 247 5 623 5 395 4 847 6 116

54

С. Л. Таланов

№ п/п Субъект Федерации 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

15 Тамбовская область 4 161 4 150 4 110 3 909 3 878

16 Тверская область 10 860 11 875 10 178 10 639 11 679

17 Тульская область 4 426 4 513 4 922 5 200 5 207

18 Ярославская область 10 058 9 694 8 684 8 882 9 351

Таблица 3.

Выявлено лиц, совершивших преступления в Ярославской области [Данные Генеральной ... ]

Года

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Выявлено лиц 6 604 7 225 8 217 7 539 7 357 6 377 6 179

Таблица 4. Выявлено лиц, ранее совершавших преступления в Ярославской области [Данные Генеральной ... ]

Года

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Выявлено лиц 3 435 4 100 4 771 4 486 4 491 3 842 3 820

Правительство РФ целенаправленно и систематически разрабатывает федеральные программы, направленные на обеспечение общественного порядка и противодействие преступности. Наиболее эффективным инструментом по пресечению, предупреждению и раскрытию преступлений является внедрение видеонаблюдения.

Например, в Москве с помощью систем видеонаблюдения в 2019 г. было раскрыто 4 240 преступлений (в 2018 году - 3 384). На данный момент в мегаполисе функционирует более 175 000 видеокамер.

Задачей государства является повышение качества и уровня жизни, а это, в свою очередь, невозможно без создания комфортной и безопасной

среды существования. В условиях интенсивного развития технологий цифровизация является ключевым фактором, способным обеспечить личную безопасность, безопасность объектов, мероприятий и т. п. Видеонаблюдение позволяет оперативно реагировать на происшествия и правонарушения, снижает преступность, повышает раскрываемость, снижает расходы на содержание охраны, помогает предотвращать возможные теракты и акты насилия.

Учитывая вышеизложенное, нами было проведено исследование, направленное на изучение программы «Безопасный город», а также насколько студенты (будущие юристы, политологи, педагоги) чувству-

Программа «Безопасный город» как важное направление государственной политики в сфере борьбы с преступностью

55

ют себя комфортно и безопасно в городской среде.

Постановка проблемы

Рост преступности стал наблюдаться после распада СССР. Проблемы, с которыми сталкиваются правоохранительные органы при противостоянии преступности систематически освещаются в научной периодике [Ростокинский, 2014; Ги-линский, 2019].

В условиях ярко выраженной аномии в обществе наблюдается рост агрессии, изнасилований, вандализма, особенно со стороны несовершеннолетних. Российские ученые из института социологии РАН целенаправленно анализируют девиантное поведение среди подрастающего поколения и пытаются выработать мероприятия, направленные на снижение уровня преступности среди несовершеннолетних [Позднякова, 2018, Брюно, 2019].

Актуальные проблемы борьбы с преступностью активно обсуждаются в интернет-сообществах, социальных сетях заинтересованными участниками, что подтверждает ее актуальность. Многие блогеры отмечают, что большинство городов РФ не адаптированы для комфортной жизни людей, а также не обеспечивают в полном объеме личную безопасность населения. В частности, блогеры и участники сетевых дискуссий отмечают, что под видеонаблюдением, как правило, находятся парковки и площади, скверы и парки, городские рынки, строительные площадки, места проведения

концертно-праздничных мероприятий, дворы школ и детских садов, музеи и историко-архитектурные ансамбли, городские рынки, строительные площадки, где и так подразумевается специальное охранение. Те пространства, которые требуют пристального внимания со стороны правоохранительных органов (безлюдные места, дворы на окраинах, заброшенные стройки и т. п.), как правило, не оборудованы видеонаблюдением.

Социологические опросы демонстрируют, что граждане боятся стать жертвами грабежей, разбоев и хулиганских действий. Девушки в большей степени, чем юноши боятся стать жертвой сексуального насилия.

Многочисленные исследования, проводимые мировым научным сообществом, демонстрируют, что сексуальному насилию девушки подвергаются гораздо чаще, чем юноши и после насилия чаще испытывают стресс, депрессию и суицидальные наклонности [Bongardt D., Dekovic R., Yu M., Meeus W.H. 2015: 497; Siverman J.G., Raj A., Mucci L.A. 2001: 572].

Ученые отмечают, что девушки к обеспечению своей безопасности подходят более основательно, чем юноши. При выборе маршрута перемещения по городу, области, или по стране придают особое значение таким факторам как наличие видеонаблюдения на остановках, вокзалах, поезде, автобусе и т. п.

Социологи, философы, криминологи целенаправленно анализи-

56

С. Л. Таланов

руют эффективность цифровых технологий в сфере предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и правонарушений [Журавлева, 2018; Антошин, Третьякова, 2018; Степущенко, Муравьева, Халикова, Сибгатулина, 2017].

Последние годы большое внимание уделяется функционированию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» [Деся-това, 2018; Качанов, 2019; Савчук, 2018; Еремина, 2016; Гречаный, 2016].

Проведенный нами анализ программ «Безопасный город» показал, что программа призвана сократить число совершаемых правонарушений и особо опасных преступлений. Кроме того, эта программа предусматривают решение вопросов, связанных с миграционным аспектом, с необходимостью снижения рисков, вызванных техногенными и природными катастрофами и направлена на выявление потенциальной опасности оставленных в общественных местах предметов.

Цель статьи - проанализировать как программа «Безопасный город» помогает повышать эффективность государственной политики в сфере борьбы с преступностью. При решении указанной задачи мы опирались на научные труды Д. Т. Березина, Т. Г. Доссэ, О. А. Коряковцевой [Березин, 2019; Доссэ, 2015; Коряковцева, 2009].

Эмпирическая база исследования

Осуществлен опрос в 2018-2019 гг.:

- студентов юридического факультета Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова (ЯрГУ), п=400. Студенты данного факультета были выбраны для участия в опросе, так как значительная часть из них после окончания вуза будет работать в полиции, следственном комитете, судах, прокуратуре, адвокатуре и т. п.;

- студентов факультета социально-политических наук Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова (ЯрГУ), п=400. Студенты данного факультета в большей своей массе имеют представление о процедуре принятия и реализации политических решений, а также имеют представление о механизмах становления гражданского общества в России;

- студентов Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ), п=400. Значительная часть выпускников планирует работать учителями, то есть они будут не только формировать определенные знания, умения и навыки обучающихся, но и мировоззрение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выборка квотная, выборочная совокупность п=1 200, переменные квотирования: пол, возраст, вуз, направления обучения.

Осуществлена серия глубинных интервью позиционных экспертов, п=10.

Программа «Безопасный город» как важное направление государственной политики в сфере борьбы с преступностью

57

Осуществлена серия глубинных интервью со студентами: юридического факультета ЯрГУ, п=10; факультета социально-политических наук из ЯрГУ, п=10; педагогических специальностей из ЯГПУ, п=10.

Проведен выборочный анализ реализации программы «Безопасный город» в городах в РФ, проведен контент-анализ блогосферы, осуществлен вторичный анализ публикаций результатов исследований, осуществленных учеными ФНИСЦ РАН (г. Москва), ВЦИОМ.

Авторские гипотезы

Противостояние преступности будет более эффективным в сравнении с имеющейся практикой при соблюдении следующих условий:

1. целенаправленное повышение степени защищенности граждан и инфраструктуры городов и сельских территорий;

2. полномасштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий с целью контроля закрытых (рынки, музей и т. п.) и открытых (скверы, парки и т. п.) территорий;

3. разработка базовых информационных систем и ресурсов, сфор-мированность технических и организационных основ для дальнейшей цифровой трансформации городов и сельских территории;

4. активное участие граждан в жизни общества и в принятии решений по цифровизации городского пространства.

Результаты исследования

Сначала мы изучали, какие социальные проблемы, по мнению наших респондентов, являются наиболее актуальными? (см. табл. 5)

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232 Юноши п=168 Девушки п=232

Здравоохранение 87 90 84 91 86 89

Обеспечение безопасности граждан 64 63 41 63 43 61

Состояние дорог 62 50 57 52 59 49

Совершенствовать городскую систему видеонаблюдения 61 80 74 77 63 79

Транспортное обслуживание 49 46 51 44 53 48

Благоустройство города 45 41 46 44 48 46

Таблица 5.

Распределение ответов на вопрос: «Назовите три основные проблемы, решением которых городская власть должна заняться в первую очередь?»*

(в %, от числа ответивших)

58

С. Л. Таланов

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232 Юноши п=168 Девушки п=232

Переселение из ветхого и аварийного жилья 39 50 38 51 37 52

Сфера физической культуры и спорта 38 42 36 41 39 40

Жилищно-коммунальное хозяйство 34 41 30 34 31 35

Сфера культуры 29 35 27 39 25 37

Другое 5 6 5 5 5 6

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов

Как видно из ответов опрошенных, наибольшую озабоченность респондентов вызывают проблемы, связанные с системой здравоохранения, обеспечения безопасности граждан и качеством дорожного полотна. Опрошенные имели возможность пояснить свои ответы, для этого в анкете были предусмотрены открытые вопросы. Так, значительная часть опрошенных, независимо от гендерных особенностей и направле-

Распределение ответов на вопрос: «Безопасный город»? (в %, от

ния обучения, указали, что система здравоохранения вызывает множество нареканий. Кроме того, больше половины опрошенных девушек отметили, что вечером страшно ходить по улицам, нет должного освещения и очень мало в городе патрульных машин полиции и росгвардии.

Далее мы изучали, знают ли респонденты о реализации в их городе программы «Безопасный город»? (см. табл. 6)

Таблица 6. «Слышали ли Вы о программе числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232 Юноши п=168 Девушки п=232

Да 80 72 80 74 79 70

Нет 15 23 14 21 16 24

Затрудняюсь 5 5 6 5 5 6

Как видно из ответов, значительная часть студентов знают о программе «Безопасный город».

Далее мы анализировали, знают ли респонденты основные положения программы «Безопасный город»? (см. табл. 7)

Программа «Безопасный город» как важное направление 59

государственной политики в сфере борьбы с преступностью

Таблица 7.

Распределение ответов на вопрос: «Что включает в себя программа «Безопасный город»?* (в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232 Юноши п=168 Девушки п=232

Оперативный круглосуточный контроль ситуации на улицах и объектах города в режиме реального времени 100 89 100 90 100 92

Ведение видео- и аудиоархива 42 31 44 30 41 28

Автоматическое оповещение о возникновении чрезвычайных ситуаций соответствующих служб и организаций 45 27 47 26 48 25

Восстановление хода событий на основе записанных видеоматериалов 76 45 77 46 73 42

Интеграция видеоинформации с информацией других автоматизированных систем городской инфраструктуры 12 8 13 9 11 10

Интеллектуальная транспортная система, контроль работы светофоров и оптимизация маршрутов 9 12 8 14 10 12

Единая информационная система в здравоохранении 8 5 7 6 5 6

Датчики шума и загрязнения воздуха, своевременное реагирование на экологические проблемы 6 7 6 8 5 7

Другое 5 5 5 5 6 5

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов

60

С. Л. Таланов

Как видно из ответов, значительная часть студентов независимо от тендерных особенностей, возраста и направления обучения, смогли правильно описать основные положения программы «Безопасный город». Незначительная

Распределение ответов на вопрос: в безопасности?»* (в %,

часть респондентов путает положения программы «Безопасный город» с содержанием программы «Умный город».

Далее мы изучали, чувствуют ли студенты себя в безопасности (см. табл. 8).

Таблица 8.

«Чувствуете ли Вы себя

от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232 Юноши п=168 Девушки п=232

В своей квартире 100 100 89 95 90 93

В подъезде своего дома 84 81 82 79 83 78

Чувствую себя в безопасности благодаря городской системе видеонаблюдения 55 36 59 37 57 39

В районе проживания 54 37 58 39 55 47

В общественном транспорте 47 66 47 65 48 64

В других районах 39 36 36 37 38 35

Затрудняюсь ответить 5 6 5 5 6 5

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов

Как видно из ответов, значительная часть опрошенных безопасно себя чувствует в основном своей квартире (доме). Чуть более половины юношей и чуть более одной трети девушек пояснили, что чувствуют себя в безопасности благодаря городской системе видеонаблюдения. Респонденты могли по-

яснить свои ответы. Так, около одной трети юношей и около половины опрошенных девушек указали, что количество видеокамер в городе недостаточно для обеспечения безопасности.

Далее мы изучали, как за последний год изменился уровень преступности в городе (см. табл. 9).

Программа «Безопасный город» как важное направление государственной политики в сфере борьбы с преступностью

61

Таблица 9.

Распределение ответов на вопрос: «За последний год изменился уровень преступности в городе?» (в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши n=140 Девушки n=260 Юноши n=168 Девушки n=232 Юноши n=168 Девушки n=232

Снизился 24 14 21 18 23 22

Увеличился 45 64 41 63 43 61

Не изменился 26 16 33 14 28 12

Затрудняюсь ответить 5 6 5 5 6 5

По ощущениям большей части студентов за последний год уровень преступности в городе увеличился.

Далее мы изучали, жертвой, каких преступлений (правонарушений) они опасаются стать (см. табл. 10).

Таблица 10

Распределение ответов на вопрос: «Жертвой, каких преступлений (правонарушений) Вы опасаетесь стать?»

(в %, от числа ответивших)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши n=140 Девушки n=260 Юноши n=168 Девушки n=232 Юноши n=168 Девушки n=232

Ограбление и разбой 46 63 42 61 45 53

Какое-либо преступление вообще 44 52 43 51 41 53

Физическое насилие 41 55 40 54 43 59

Оскорбление на улице 37 68 38 70 36 71

Мошенничество 24 39 26 42 28 44

Кража из дома, квартиры 8 11 9 13 11 14

Изнасилование - 58 - 56 - 60

Затрудняюсь ответить 5 5 6 5 5 5

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов

Как видно из ответов опрошенных, девушки в большей степени, чем юноши опасаются стать жертвой оскорбления на улице, а также боятся грабежей и разбоев. Настораживает

62

тот факт, что больше половины опрошенных девушек боятся стать жертвами сексуального насилия.

В рамках исследования мы предприняли попытку выяснить,

С. Л. Таланов

как обеспечивают свою безопас- ежедневно, чтобы избежать физи-ность юноши и девушки? Какие ческого, психологического и сексу-меры принимают респонденты ального насилия (см. табл. 11)?

Таблица 11.

Ответы респондентов на вопрос: «Какие меры вы принимаете ежедневно, чтобы избежать физического, психологического и сексуального насилия?»*

(в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов Студенты, п=1200

ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

юноши дев. юноши дев. юноши дев.

Я хожу там, где есть видеонаблюдение 21 92 23 86 25 89

Я не хожу одна (один) в гости к мужчинам - 90 - 61 - 63

Я не захожу в лифт с мужчиной или группой мужчин. - 87 - 82 - 81

Не прохожу рядом с пьяными мужчинами - 83 - 79 - 82

Езжу на такси, а не в общественном транспорте в темное время суток - 81 - 80 - 78

Я всем незнакомым мужчинам рассказываю, что у меня есть брат боксер или отец в правоохранительных органах - 80 - 77 - 82

Я не оставляю свой напиток без присмотра и слежу за тем, как его наливают - 73 - 72 - 81

Я стараюсь не напиваться - 71 - 69 - 84

Всегда стараюсь быть на связи с родителями или подругами - 70 - 47 - 48

Я агрессивно смотрю в глаза мужчинам на улице - 61 - 61 - 34

Я слежу за тем, как я одета - 60 - 56 - 60

Слежу за тем, чтобы не разрядился мобильный телефон - 59 - 15 - 19

Не меняю свой маршрут от дома до места учебы - 58 - 50 - 54

Стараюсь одна (один) поздно ночью не гулять - 54 - 61 - 67

Прошу, чтобы меня кто-нибудь проводил - 51 - 60 - 71

Ношу с собой газовый баллончик - 35 - 45 - 38

Программа «Безопасный город» как важное направление 63

государственной политики в сфере борьбы с преступностью

Ответы респондентов Студенты, п=1200

ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

юноши дев. юноши дев. юноши дев.

Я не смотрю в глаза мужчинам на улице - 22 - 13 - 39

Я гуляю только с друзьями - 16 - 16 - 20

Когда я иду на пробежку, я не слушаю музыку - 15 - - - 14

Я не гуляю в парках даже днем - 12 - 15 - 17

Ношу с собой нож - 11 - 52 - 44

Другое 5 5 5 5 5 6

*Примечание. Вопрос множественный

Ответы убеждают, что фактически для 100 % юношей такой проблемы не существует, но почти всем девушкам приходится прикладывать много усилий для обеспечения своей безопасности.

Далее мы изучали, считают ли студенты видеонаблюдение эффективным способом пресечения (профилактики и раскрытия) преступлений (см. табл. 12).

Таблица 12.

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, видеонаблюдение способно обеспечить вашу личную безопасность?»

(в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232 Юноши п=168 Девушки п=232

Да 55 36 59 37 57 49

Нет 40 58 36 57 38 46

Затрудняюсь 5 6 5 6 5 5

Как видно из ответов респондентов, независимо от их возраста, пола, направления обучения, значительная часть уверена, что видеонаблюдение позволяет осуществлять автоматическую регистрацию событий на охраняемых участках, а в малолюдных местах помогает предотвращать возможные теракты

и акты насилия. Опрошенные имели возможность пояснить свои ответы, для этого в анкете были предусмотрены открытые вопросы. Так, значительная часть девушек отметила, что они чувствуют себя уверенно, когда знают, что на территории, на которой они находятся, ведется видеонаблюдение.

64

С. Л. Таланов

Далее мы изучали, где и когда видеонаблюдение (см. табл. 13).

в первую очередь должно вестись

Таблица 13.

Распределение ответов на вопрос: «Где и когда в первую очередь должно вестись видеонаблюдение?»*

(в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши n=140 Девушки n=260 Юноши n=168 Девушки n=232 Юноши n=168 Девушки n=232

Во время праздников и массовых гуляний 100 100 100 100 100 100

У банкоматов, АЗС, терминалов 100 100 100 100 100 100

На основных перекрестках и автострадах 84 80 86 79 82 81

В детских садах, школах 51 90 52 91 54 88

В общественных местах 46 63 42 61 45 53

На парковках и площадях 44 62 47 65 45 63

В транспорте 39 44 37 48 35 47

Во дворах и подъездах 31 71 33 74 34 72

Другое 5 6 5 5 5 5

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов

Абсолютно все опрошенные согласны, что видеонаблюдение должно вестись во время массовых мероприятий, у банкоматов, на АЗС, на оживленных перекрестках и автострадах. Девушки в большей степени, чем юноши уверены, что видеонаблюдение должно быть в обязательном порядке в детских садах, школах на парковках и площадях. Студенты имели возможность пояснить свои ответы. Так, значительная часть респондентов

указала, что правоохранительным органам необходимо уделять особое внимание дворам, заброшенным стройкам, где могут случайно оказаться несовершеннолетние и стать жертвами каких-либо преступлений, а не территориям музеев и городских рынков, где и так есть серьезная охрана.

Далее мы изучали, какие ситуации вызывают у студентов опасения (см. табл. 14).

Программа «Безопасный город» как важное направление государственной политики в сфере борьбы с преступностью

65

Таблица 14.

Распределение ответов на вопрос: «Что вызывает у Вас опасение?»

(в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232 Юноши п=168 Девушки п=232

Заброшенные здания пустыри, любые малолюдные не освещенные места 57 60 55 62 58 63

Отсутствие развитой системы видеонаблюдения 55 36 59 37 57 49

Неосвещенные участки улицы, двора 50 39 49 43 52 42

Встреча с агрессивными молодежными компаниями 46 63 42 61 45 53

Случайная встреча с наркоманом 44 52 43 51 41 53

Шумные соседи или компании под окнами 43 61 40 60 44 51

Встреча с пьяным или с группой людей распивающими спиртные напитки 42 56 41 55 44 60

Шум из кафе, ресторана, клуба рядом с домом 42 60 39 59 43 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когда рядом оказался бомж или попрошайка 32 44 30 45 29 44

Когда рядом бродячие собаки 19 24 18 25 17 26

Другое 5 6 5 5 6 5

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов

Наибольшее опасение у респондентов независимо от гендерных особенностей и направления обучения вызывают заброшенные здания пустыри, любые малолюдные не освещенные места. Кроме того, как видно из ответов опрошенных,

девушки в большей степени, чем юноши боятся встречи с агрессивными молодежными компаниями.

Далее мы изучали, как студенты оценивают усилия властей по обеспечению безопасности граждан в городе (см. табл. 15).

66

С. Л. Таланов

Таблица 15.

Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что Власти вашего города прикладывают все необходимые усилия для обеспечения безопасности граждан?»

(в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232 Юноши п=168 Девушки п=232

Да 54 37 58 39 55 47

Нет 41 57 37 55 39 48

Затрудняюсь 5 6 5 6 6 5

Как видно из ответов опрошенных, больше половины опрошенных юношей считают, что власти города прикладывают все необходимые усилия для обеспечения безопасности граждан. Около половины девушек полагают, что власти не прикладывают необходимых уси-

Таблица 16.

Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворены ли Вы в целом работой правоохранительных органов города Ярославля?»

(в %, от числа ответивших)

лий для создания комфортных и безопасных условий жизнедеятельности.

Далее мы изучали, удовлетворены ли респонденты в целом работой правоохранительных органов города Ярославля (см. табл. 16).

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232 Юноши п=168 Девушки п=232

Полностью удовлетворен 29 19 32 23 31 24

Скорее удовлетворен 25 18 26 16 24 23

Скорее не удовлетворен 21 31 20 28 21 27

Полностью не удовлетворен 20 26 17 27 18 21

Затрудняюсь ответить 5 6 5 6 6 5

Как видно из ответов опрошенных, больше половины юношей и больше одной трети девушек удовлетворены в целом работой право-

охранительных органов города Ярославля.

Далее мы изучали, если ли среди близких родственников студентов

67

Программа «Безопасный город» как важное направление государственной политики в сфере борьбы с преступностью

или среди их друзей работники правоохранительных органов и как

они к этому (см. табл. 17).

относятся

Таблица 17.

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к сотрудникам правоохранительных органов?»

(в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232 Юноши п=168 Девушки п=232

Хорошо 89 95 89 88 93 94

Отношусь отрицательно 5 - 6 7 - -

Нейтрально 6 5 5 5 7 6

Как видно из ответов, значи- хорошо относятся к сотрудникам тельная часть респондентов незави- правоохранительных органов. симо от гендерных особенностей, Далее мы изучали, знают ли сту-возраста и направления обучения денты своего участкового уполномоченного полиции? (см. табл. 18)

Таблица 18.

Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли вы Вашего участкового уполномоченного полиции?»

(в %, от числа ответивших)

Ответы респонден- ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

тов Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

п=140 п=260 п=168 п=232 п=168 п=232

Да 12 5 6 6 5 6

Нет 83 90 88 89 90 88

Затрудняюсь 5 5 6 5 5 6

Как видно из ответов, значи- Далее мы изучали, знают ли сту-тельная часть опрошенных не зна- денты адрес участкового пункта ют своего участкового уполномо- полиции в микрорайоне своего ченного полиции. проживания (см. табл. 19).

Таблица 19.

Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли вы

адрес участкового пункта полиции в вашем микрорайоне?»

(в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232 Юноши п=168 Девушки п=232

Да 80 83 90 90 86 84

68 С. Л. Таланов

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232 Юноши п=168 Девушки п=232

Нет 20 12 10 5 14 11

Затрудняюсь - 5 - 5 - 5

Как видно из ответов, несмотря на то, что значительная часть студентов не знает своего участкового уполномоченного полиции, практически все принявшие в опросе зна-

ют адрес участкового пункта полиции в своем микрорайоне.

Далее мы изучали, знают ли студенты месторасположение районного отдела полиции в микрорайоне своего проживания (см. табл. 20).

Таблица 20.

Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли вы месторасположение районного отдела полиции в вашем районе?»

(в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232 Юноши п=168 Девушки п=232

Да 100 100 100 100 100 100

Нет - - - - - -

Затрудняюсь - - - - - -

Как видно из ответов, абсолютно все респонденты знают месторасположение районного отдела полиции в своем районе. Опрошенные имели возможность пояснить свои ответы. Так, значительная часть студентов указала, что в микрорайоне, где рас-

положено УМВД или опорный пункт полиции, всегда чувствуют себя в полной безопасности.

Далее мы изучали, контактировали ли студенты с полицией (по различным причинам) в течение последних 12 месяцев (см. табл. 21).

Таблица 21.

Распределение ответов на вопрос: «Контактировали ли вы с полицией по различным причинам в течение последних 12 месяцев?»

(в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232 Юноши п=168 Девушки п=232

Вы и Ваши родственники стали жертвой преступления или правонарушения 46 63 42 61 45 53

Программа «Безопасный город» как важное направление 69

государственной политики в сфере борьбы с преступностью

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши n=140 Девушки n=260 Юноши n=168 Девушки n=232 Юноши n=168 Девушки n=232

Необходимость

оформить различ- 31 29 34 27 33 29

ные документы

Вы стали свидете-

лем какого-либо 27 41 28 45 29 42

происшествия

Полиция остановила

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вас на улице с лю- 17 12 9 12 17 21

бой целью

Сообщение о ДТП 13 8 26 28 16 21

Вы хотели оказать

помощь или дать 6 13 19 25 13 17

информацию

Вас остановили 5 5 6 6

работники ГИБДД

Сообщение о необ-

ходимости оказания - 12 8 16 - 7

медпомощи

Вы хотели пожало-

ваться на шум или - 7 16 31 21 26

громкую музыку

Другое 5 5 6 5 5 5

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов

Как видно из ответов опрошенных, большая часть опрошенных указали, что они лично или их родственники были жертвой какого-либо преступления или правонарушения.

Далее мы изучали, возникала ли в течение последнего года ситуация, в которой работники полиции нарушали права студентов, либо права их близких (см. табл. 22).

Таблица 22.

Распределение ответов на вопрос: «Возникала ли в течение последнего года ситуация, в которой работники полиции нарушали ваши права, права Ваших близких?»

(в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши n=140 Девушки n=260 Юноши n=168 Девушки n=232 Юноши n=168 Девушки n=232

Да 5 - 8 16 6 -

Нет 90 93 86 78 87 95

Затрудняюсь 5 7 6 6 7 5

70 С. Л. Таланов

Как видно из ответов, у определенной части респондентов работники полиции нарушали их права, или права их близких. Это обстоятельство не может не вызывать озабоченность. Опрошенные могли пояснить свои ответы. Так, абсолютно все респонденты, которые указали, что были нарушены их права, отметили, что если бы была

видеофиксация ситуации в которой они оказались, то либо их права бы не нарушились, либо можно было бы легко доказать их невиновность.

В рамках исследования мы предложили респондентам перечислить мероприятия, необходимые для снижения уровня преступности в г. Ярославле и в стране в целом (см. табл. 23).

Таблица 23.

Мнение респондентов о путях снижения уровня преступности в Ярославской области* (в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ, педагоги ЯрГУ, юристы ЯрГУ, политологи

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232 Юноши п=168 Девушки п=232

Улучшение воспитания молодежи 93 89 68 72 64 70

Повышение уровня и качества жизни населения 91 89 76 78 80 75

Организация полноценного досуга молодежи 87 82 47 45 48 49

Повышение уровня образованности населения 86 82 67 63 72 71

Пропаганда здорового образа жизни 73 70 75 77 72 72

Осуществление мониторинга во дворах многоквартирных домов, в подъездах, лифтах и на чердаках. 72 70 94 90 91 90

Снижение уровня безработицы 71 51 46 53 44 52

Ужесточение уголовной ответственности за преступления 64 47 89 69 90 65

Улучшение работы правоохранительных органов 62 53 100 73 89 71

Другое 5 5 6 5 5 6

* Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов

Программа «Безопасный город» как важное направление государственной политики в сфере борьбы с преступностью

71

Как видно из ответов, студенты -будущие педагоги, считают, что существенно снизить уровень преступности позволит совершенствование методов и форм воспитания. Студенты - юристы и студенты - политологи полагают, что сократить уровень преступности позволит совершенствование деятельности правоохранительных органов и осуществление мониторинга во дворах многоквартирных домов, в подъездах, лифтах и на чердаках, а также ужесточение уголовной ответственности за совершенное преступление.

В рамках исследования нами проведена серия глубинных интервью студентов (юристов, политологов, педагогов) п=30.

Далее мы приводим наиболее типичные высказывания из интервью.

Анна, 22 года.

«Для повышения безопасности жителей города в общественных местах, в транспорте, дворах и подъездах необходимо вести постоянное видеонаблюдение. Я обратила внимание, что когда у нас у каждого подъезда закрепили видеокамеры, то на лавочках у подъезда перестали собираться шумные компании. Стало безопасно перемещаться по двору в вечернее время. В подъездах также стало безопасно и чисто».

Артем, 22 года.

«Когда я бываю в Москве, то, несмотря на то, что там очень много мигрантов я чувствую себя в безопасности. Я знаю, что в столице огромное количество видеока-

мер, все мало-мальски значимые объекты охраняются сотрудниками полиции или охранниками из частных охранных агентств. По статистике около одной трети преступлений совершается мигрантами, которые не могут себя реализовать в России. В Ярославской области около 96 % проживающих - это граждане РФ, то есть мигрантов очень мало. Уровень жизни в регионе достаточно высок и по идее уровень преступности должен быть незначительным. Но я лично себя в городе не всегда чувствую в безопасности, особенно в вечернее и ночное время. Есть микрорайоны в которые поздно вечером лучше не заходить. Если бы видеонаблюдение велось повсеместно и целенаправленно осуществлялось патрулирование сотрудниками российской гвардии или полиции, многие преступления никогда бы не совершились».

Елизавета, 21 год.

«Я люблю посещать большие торговые центры и ночные клубы. Стараюсь перемещаться по городу в такси и в сопровождении друзей или подруг. Когда еду на своей автомашине, то всегда стараюсь парковаться на освещенных участках или парковках при торговых центрах. Я знаю, что там есть видеонаблюдение, которое ведется не для галочки. Мало того, что ведется видеофиксация, но и создается видеоархив, то есть всегда можно обратиться к охраннику и узнать не находили ли вещь, которую,

72

С. Л. Таланов

например, я потеряла. Если я вижу, что есть видеонаблюдение, я уверена, что здесь безопасно и если даже и может что-то вдруг произойти (пьяный, например, пристает), то всегда придут на помощь».

Здесь мы видим, что студенты уверены, что видеонаблюдение способно существенно снизить уровень преступности и обеспечить личную безопасность гражданам и приезжим.

В рамках исследования мы провели серию глубинных интервью с позиционными экспертами (сотрудники ФСБ, полиции и т. п.), п=10.

Далее мы приводим наиболее типичные высказывания экспертов.

Эксперт 1

«Для обеспечения безопасности граждан необходимо, в первую очередь, совершенствовать систему видеонаблюдения (безопасный город). Кроме того, у людей должна быть активная гражданская позиция и обостренное чувство социальной справедливости. К сожалению, часто телефоны доверия молчат, граждане если даже стали случайными свидетелями правонарушения или преступления, то не спешат информировать правоохранительные органы. И здесь как раз, система видеонаблюдения способна прийти на помощь. Ежегодно множество преступлений в Ярославле удается раскрыть благодаря системе видеонаблюдения. Самое главное, не только раскрыть, но и пресечь преступления и правонарушения».

Эксперт 2

«Программа «Безопасный город» способствует профилактике, пресечению, раскрытию преступлений. Я лично анализировал опыт реализации аналогичной программы в Москве. И могу сказать с полной уверенностью, что после ее внедрения в столице существенно стало безопаснее, повысилась раскрываемость преступлений. К сожалению, в области не такие сильные финансовые ресурсы как в Москве, но я уверен, что, если целенаправленно финансировать программу «Безопасный город», в нашем регионе уменьшиться уровень преступности».

Здесь мы видим, что позиционные эксперты едины во мнении, что программа «Безопасный город» является эффективным механизмом в противостоянии преступности и правонарушениям.

Заключение

В рамках исследования нашла подтверждение основная гипотеза.

Для снижения уровня преступности в городе необходимо:

— систематически проводить рейды по профилактике и предупреждению правонарушений в жилом секторе;

— выделять финансы на закупку видеостен и центров мониторинга на тысячи видеоканалов, так как видеонаблюдение снижает преступность, повышает раскрываемость, снижает расходы на содержание охраны;

— увеличить долю территорий в городе, на которых обеспечено

73"

Программа «Безопасный город» как важное направление государственной политики в сфере борьбы с преступностью

функционирование городской системы видеонаблюдения;

- размещать камеры видеонаблюдения не только на самых оживленных перекрестках и пло-

щадях города, но и в безлюдных местах;

- стимулировать привлечение внебюджетных источников финансирования для развития цифровой среды города.

Библиографический список

1. Антошин В. А. Практическая реализация государственной политики в сфере обеспечения безопасности в рамках построения и развития систем аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Свердловской области / В. А. Антошин, Е. С. Третьякова // Вопросы управления. 2018. № 6. С. 27-38.

2. Березин Д. Т. Анализ влияния социальных факторов на экономическую безопасность региона (на примере Ярославской области) // Институциональные основы экономики опережающего развития: материалы международной научно-практической конференции / под науч. ред. Л. Г. Батраковой. Ярославль : РИО ЯГПУ 2019. С. 131-135.

3. Брюно В. В. Рискованное сексуальное поведение современных подростков в России. Часть 2. // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Т. 7. № 1 (25). С. 113-126.

4. Гилинский Я. И. Современный терроризм: кто «виноват» и что делать? // Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора. Монография. Серия: «Актуальные монографии». Москва : Юрайт, 2019. С. 9-14.

5. Гречаный С. А. Особенности построения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» // Охрана, безопасность, связь. 2016 № 1. С. 59-61.

6. Данные Генеральной Прокуратуры РФ. Режим доступа: Шр://спте51а1.ги/ойеше5_1аЫе. (Дата обращения: 01.09.20).

7. Данные Генеральной прокуратуры РФ. Режим доступа: http://crimestat.ru/regions_chart_total. (Дата обращения: 01.09.20).

8. Данные Генеральной прокуратуры РФ. Режим доступа: http://crimestat.ru/regions_chart_total. (Дата обращения: 20.10.2020).

9. Десятова О. В. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» на страже правопорядка (На примере Тюменской области) // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2018. № 3 (13). С. 13-16.

10. Доссэ Т. Г. Тьюторское сопровождение взрослых обучающихся: возможности и перспективы / Т. Г. Доссэ, О. А. Коряковцева, И. Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5. С. 100-103.

11. Еремина Т. Ю. Некоторые аспекты создания аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» и «Безопасный субъект РФ» / Т. Ю. Еремина, А. А. Назаров // Пожарная безопасность. 2016. № 1. С. 138-144.

12. Журавлева И. А. Программа «Безопасный город» в современном муниципальном управлении // Урбанистика. 2018. № 4. С. 55-62.

74

С. Л. Таланов

13. Качанов С. А. О месте аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в концепции «Умный город» / С. А. Качанов, А. П. Попов // Технологии гражданской безопасности. 2019. Т. 16. № 3 (61). С. 4-9.

14. Коряковцева О. А. Развитие общественно-политической активности молодежи в условиях модернизации общества // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 2 (11). С. 117-122.

15. Позднякова М. Е. К проблеме формирования делинквентного поведения подростков // Феноменология и профилактика девиантного поведения. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Краснодар : Изд-во ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2018. С. 207-212.

16. Ростокинский А. В. Стратегия борьбы с преступностью в Российской Федерации // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 2. С. 5-9.

17. Савчук А. А. Построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Московской области / А. А. Савчук, О. В. Наместникова, Н. Г. Топольский, В. В. Симаков // Технологии техносферной безопасности. 2018. № 5 (81). С. 28-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Степущенко О. А. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» как фактор снижения риска возникновения ЧС / О. А. Степущенко, Е. В. Муравьева, Е. И. Халикова, Д. Ш. Сибгатуллина // Безопасность жизнедеятельности. 2017. № 5 (197). С. 47-52.

19. Таланов С. Л. Проблемы высшего образования и преступность в центральном федеральном округе // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2015. № 1. С. 40-44.

20. Bongardt D., Dekovic R., Yu M., Meeus W.H. Romantic relationships and sexuality in adolescence and young adulthood: The role of parents, peers, and partners // European journal of developmental psychology. 2015. Vol. 12. P. 497-515.

21. Siverman J.G., Raj A., Mucci L.A. Dating violence against adolescent girls and associated substance use, unhealthy weight control, sexual risk behavior, pregnancy, and suicidality // JAMA. 2001. Vol. 286. P. 572-579.

Bibliograficheskij spisok

1. Antoshin V A. Prakticheskaja realizacija gosudarstvennoj politiki v sfere obespechenija bezopasnosti v ramkah postroenija i razvitija sistem apparatno-programmnogo kompleksa «Bezopasnyj gorod» na territorii Sverdlovskoj oblasti / V. A. Antoshin, E. S. Tretjakova // Voprosy upravlenija. 2018. № 6. S. 27-38.

2. Berezin D. T. Analiz vlijanija social'nyh faktorov na jekonomicheskuju bez-opasnost' regiona (na primere Jaroslavskoj oblasti) // Institucional'nye osnovy jekonomiki operezhajushhego razvitija: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod nauch. red. L. G. Batrakovoj. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2019. S. 131-135.

Программа «Безопасный город» как важное направление государственной политики в сфере борьбы с преступностью

75

3. Brjuno V. V. Riskovannoe seksual'noe povedenie sovremennyh podrostkov v Rossii. Chast' 2. // Sociologicheskaja nauka i social'naja praktika. 2019. T. 7. № 1 (25). S. 113-126.

4. Gilinskij Ja. I. Sovremennyj terrorizm: kto «vinovat» i chto delat'? // Psihologija i psihopatologija terrorizma. Gumanitarnye strategii antiterrora. Monografija. Serija: «Aktual'nye monografii». Moskva : Jurajt, 2019. S. 9-14.

5. Grechanyj S. A. Osobennosti postroenija apparatno-programmnogo kompleksa «Bezopasnyj gorod» // Ohrana, bezopasnost', svjaz'. 2016 № 1. S. 59-61.

6. Dannye General'noj Prokuratury RF. Rezhim http://crimestat.ru/oifenses_table. (Data obrashhenija: 01.09.20).

7. Dannye General'noj prokuratury RF. Rezhim http://crimestat.ru/regions_chart_total. (Data obrashhenija: 01.09.20).

8. Dannye General'noj prokuratury RF. Rezhim http://crimestat.ru/regions_chart_total. (Data obrashhenija: 20.10.2020).

9. Desjatova O. V Apparatno-programmnyj kompleks «Bezopasnyj gorod» na stra-zhe pravoporjadka (Na primere Tjumenskoj oblasti) // Vestnik Ural'skogo finansovo-juridicheskogo instituta. 2018. № 3 (13). S. 13-16.

10. Dossje T. G. T'jutorskoe soprovozhdenie vzroslyh obuchajushhihsja: vozmozh-nosti i perspektivy / T. G. Dossje, O. A. Korjakovceva, I. Ju. Tarhanova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2015. № 5. S. 100-103.

11. Eremina T. Ju. Nekotorye aspekty sozdanija apparatno-programmnyh kom-pleksov «Bezopasnyj gorod» i «Bezopasnyj sub#ekt RF» / T. Ju. Eremina, A. A. Nazarov // Pozharnaja bezopasnost'. 2016. № 1. S. 138-144.

12. Zhuravleva I. A. Programma «Bezopasnyj gorod» v sovremennom munici-pal'nom upravlenii // Urbanistika. 2018. № 4. S. 55-62.

13. Kachanov S. A. O meste apparatno-programmnogo kompleksa «Bezopasnyj gorod» v koncepcii «Umnyj gorod» / S. A. Kachanov, A. P. Popov // Tehnologii gra-zhdanskoj bezopasnosti. 2019. T. 16. № 3 (61). S. 4-9.

14. Korjakovceva O. A. Razvitie obshhestvenno-politicheskoj aktivnosti molo-dezhi v uslovijah modernizacii obshhestva // Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. 2009. № 2 (11). S. 117-122.

15. Pozdnjakova M. E. K probleme formirovanija delinkventnogo povedenija po-drostkov // Fenomenologija i profilaktika deviantnogo povedenija. Materialy XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar : Izd-vo FGKOU VPO «Krasnodarskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii», 2018. S. 207-212.

16. Rostokinskij A. V. Strategija bor'by s prestupnost'ju v Rossijskoj Fe-deracii // Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo gosudarstvennogo univer-siteta jekonomiki i prava. 2014. № 2. S. 5-9.

17. Savchuk A. A. Postroenie i razvitie apparatno-programmnogo kompleksa «Bezopasnyj gorod» na territorii Moskovskoj oblasti / A. A. Savchuk, O. V. Namestnikova, N. G. Topol'skij, V. V. Simakov // Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti. 2018. № 5 (81). S. 28-37.

dostupa: dostupa: dostupa:

76

С. fi. Tananoe

18. Stepushhenko O. A. Apparatno-programmnyj kompleks «Bezopasnyj gorod» kak faktor snizhenija riska vozniknovenija ChS / O. A. Stepushhenko, E. V. Murav'eva, E. I. Halikova, D. Sh. Sibgatullina // Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti. 2017. № 5 (197). S. 47-52.

19. Talanov S. L. Problemy vysshego obrazovanija i prestupnost' v central'nom federal'nom okruge // Alma Mater (Vestnik vysshej shkoly). 2015. № 1. S. 40-44.

20. Bongardt D., Dekovic R., Yu M., Meeus W.H. Romantic relationships and sexuality in adolescence and young adulthood: The role of parents, peers, and partners // European journal of developmental psychology. 2015. Vol. 12. P. 497-515.

21. Siverman J.G., Raj A., Mucci L.A. Dating violence against adolescent girls and associated substance use, unhealthy weight control, sexual risk behavior, pregnancy, and suicidality // JAMA. 2001. Vol. 286. P. 572-579.

Программа «Безопасный город» как важное направление государственной политики в сфере борьбы с преступностью

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.