Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕФЕРЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ (ГРУППЫ) НА ПРОТЕСТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ВЛИЯНИЕ РЕФЕРЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ (ГРУППЫ) НА ПРОТЕСТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
167
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЕРЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ / ПРОТЕСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / REFERENCE PERSON / SOCIAL PROTEST / PROTEST POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Таланов Сергей Львович

Анализируется влияние референтной личности (референтной группы), на политическую социализацию молодежи. На политические практики молодежи существенное влияние оказывают ценности референтной личности (группы). Автором проведено социологическое исследование среди студентов ведущих вузов города Ярославля. В рамках исследования установлено, что выбор «своей» социальной группы и политической позиции у индивида связан не столько с позицией родителей и остального окружения, сколько с оценкой социально-политической позиции референтной личности. У каждого индивида есть референтная личность или референтная группа, непосредственно влияющая на процесс политической социализации. Другие каналы социализации (СМИ, система образования и т. п.) воздействуют опосредованно на усвоение социально-политических норм. Кроме того, выявлено, что вовлеченность индивидов в публичные практики зависит от ориентации и установок их родителей по отношению к политическому полю, но только в том случае, если один или оба родителя являются референтной личностью. Так, если один из родителей (является референтной личностью), или оба родителя (являются референтной группой) индифферентно относятся к общественно-политическим процессам в стране, то такую же позицию занимают их дети. Если родителям присуще высокоактивное политическое поведение, то и их детям свойственна такая же форма политического поведения. По результатам проведенного исследования предлагаются мероприятия по снижению протестного поведения среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE REFERENCE PERSON (GROUP) ON THE PROTEST MOOD OF STUDENTS

The influence of the reference person (reference group) on the political socialization of youth is analyzed. The author conducted a sociological study among students of leading universities in the city of Yaroslavl. The political practices of youth are significantly influenced by the values of the reference person (group). As part of the study, it was found that the choice of “one's own” social group and political position of the individual is not connected with the position of parents and the rest of the environment, but with the assessment of the socio-political position of the reference person. Each individual has a reference person or a reference group that directly affects the process of political socialization. Other channels of socialization (media, education, etc.) act indirectly on the assimilation of socio-political norms. In addition, it was revealed that the involvement of individuals in public practices depends on the orientation and attitudes of their parents towards the political field, but only if one or both parents are a reference person. So, if one of the parents (being a reference person) or both parents (as a reference group) are indifferent to the socio-political processes in the country, then their children take the same position. If parents are characterized by highly active political behavior, then their children are characterized by the same form of political behavior. Based on the results of the study, measures are proposed to reduce protest behavior among young people.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕФЕРЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ (ГРУППЫ) НА ПРОТЕСТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316.4

С. Л. Таланов https://orcid.org/0000-0001-9382-8285

Влияние референтной личности (группы) на протестные настроения студенческой молодежи

Для цитирования: Таланов С. Л. Влияние референтной личности (группы) на протестные настроения студенческой молодежи // Социально-политические исследования. 2020. № 2 (7). С. 32-47. DOI 10.20323/2658-428X-2020-2-7-32-47

Анализируется влияние референтной личности (референтной группы), на политическую социализацию молодежи. На политические практики молодежи существенное влияние оказывают ценности референтной личности (группы). Автором проведено социологическое исследование среди студентов ведущих вузов города Ярославля. В рамках исследования установлено, что выбор «своей» социальной группы и политической позиции у индивида связан не столько с позицией родителей и остального окружения, сколько с оценкой социально-политической позиции референтной личности. У каждого индивида есть референтная личность или референтная группа, непосредственно влияющая на процесс политической социализации. Другие каналы социализации (СМИ, система образования и т. п.) воздействуют опосредованно на усвоение социально-политических норм. Кроме того, выявлено, что вовлеченность индивидов в публичные практики зависит от ориентации и установок их родителей по отношению к политическому полю, но только в том случае, если один или оба родителя являются референтной личностью. Так, если один из родителей (является референтной личностью), или оба родителя (являются референтной группой) индифферентно относятся к общественно-политическим процессам в стране, то такую же позицию занимают их дети. Если родителям присуще высокоактивное политическое поведение, то и их детям свойственна такая же форма политического поведения. По результатам проведенного исследования предлагаются мероприятия по снижению протестного поведения среди молодежи.

Ключевые слова: референтная личность, социальный протест, протестный потенциал.

S. L. Talanov

The influence of the reference person (group) on the protest mood of students

The influence of the reference person (reference group) on the political socialization of youth is analyzed. The author conducted a sociological study among students of leading universities in the city of Yaroslavl. The political practices of youth are significantly influenced by the values of the reference person (group). As part of the study, it was found that the choice of "one's own" social group and political position of

© Таланов С. Л., 2020

32

С. Л. Таланов

the individual is not connected with the position of parents and the rest of the environment, but with the assessment of the socio-political position of the reference person. Each individual has a reference person or a reference group that directly affects the process of political socialization. Other channels of socialization (media, education, etc.) act indirectly on the assimilation of socio-political norms. In addition, it was revealed that the involvement of individuals in public practices depends on the orientation and attitudes of their parents towards the political field, but only if one or both parents are a reference person. So, if one of the parents (being a reference person) or both parents (as a reference group) are indifferent to the socio-political processes in the country, then their children take the same position. If parents are characterized by highly active political behavior, then their children are characterized by the same form of political behavior. Based on the results of the study, measures are proposed to reduce protest behavior among young people.

Key words: reference person, social protest, protest potential.

Актуальность исследования

Правящей элите для обеспечения стабильности политической структуры России необходима консолидация общества, которая в свою очередь невозможна без активной социально-политической коммуникации между властью и обществом. Целенаправленная непрекращающаяся информационная война против России на фоне падения в течение последних шести лет реальных доходов большей части населения ведет к социальному напряжению в обществе, особенно к массовым протестам среди молодежи, которые не сталкивались с экономическими кризисами 90-х годов ХХ века. Слабая информированность о причинах падения качества и уровня жизни населения, а также о планируемых мероприятиях по выходу из сложившейся ситуации ведет к возникновению пока еще временных протестных групп. Чтобы временные протесты не ста-

ли целенаправленными и систематическими и не вышли из цифровой сети на улицы, необходимо создать такие условия для подрастающего поколения, чтобы они могли оказывать реальное влияние на принятие политических решений, а также имели возможность участвовать в разрешении общественных проблем. Это создаст предпосылки для деэскалации конфликтов в обществе и позволит концентрировать и мобилизовать человеческие ресурсы для решения злободневных экономических задач. Позиционные эксперты отмечают, что, к сожалению, одной третьи современной молодежи свойственно пассивное политическое поведение, а другой третьи молодежи характерно про-тестное настроение и прежде всего в цифровой сети. Только 33 % молодежи реализует средней активности и высокой активности политическое поведение, что явно недостаточно для консолидации общества и адекватного реагирования на

Влияние референтной личности (группы) на протестные настроения студенческой молодежи

33

стоящие перед государством и обществом вызовы.

Учитывая вышеизложенное нами, было проведено исследование, направленное на изучение роли референтной личности (группы) в процессе политической социализации, в частности роли референтных групп и личностей в про-тестных ориентациях подрастающего поколения.

Теоретико-методологическая база исследования

При решении указанной задачи мы опирались на принципы структуралистского конструктивизма, разработанные П. Бурдьё, а также научные труды Березина Д. Т., Ко-ряковцевой О. А. [Березин, 2019; Коряковцева, 2009], на исследования зарубежных исследователей М. Рокича, Ш. Шварца, Р. Инглхарта, Г. Триандиса, Г. Хофстеда. [Ingle-hart, 1990; The school environment, 2013; Different institutions, 2018].

Эмпирическая база исследования

Осуществлен опрос студентов и магистрантов:

- Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ), n=400;

- Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова (ЯрГУ), n=400;

Выборка квотная. Выборочная совокупность n=800. Переменные квотирования: пол, возраст, вуз.

Осуществлена серия глубинных интервью студентов, у которых один из членов семьи является для них референтной личностью (или несколько членов семьи), п=10; со студентами, у которых ни один из членов семьи или семейной группы не является для них референтной личностью, п=10; с родителями студентов-участников протесных политических акций, п=10.

Осуществлен вторичный анализ на основе данных и публикаций результатов исследований, осуществленных Институтом социологии ФНИСЦ РАН (г. Москва), ВЦИОМ.

Авторские гипотезы

1. На политические практики молодежи существенное влияние оказывают ценности референтной личности (группы).

2. Выбор «своей» социальной группы и политической позиции у индивида связан не столько с позицией родителей и остального окружения, сколько с оценкой социально-политической позиции референтной личности. У каждого индивида есть референтная личность или референтная группа, непосредственно влияющая на процесс политической социализации. Другие каналы социализации (СМИ, система образования и т. п.) воздействуют опосредованно на усвоение социально-политических норм.

3. Вовлеченность индивидов в публичные практики зависит от ориентации и установок их родителей по отношению к политическо-

34

С. Л. Таланов

му полю, но только в том случае если один или оба родителя являются референтной личностью. Так, если один из родителей (является референтной личностью), или оба родителя (являются референтной группой) индифферентно относятся к общественно-политическим процессам в стране, то такую же позицию занимают их дети. Если родителям присуще высокоактивное

Таблица 1.

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к мирным протестам против тех или иных решений действующей власти?»

(в %, от числа ответивших)

политическое поведение, то и их детям свойственна такая же форма политического поведения.

Результаты исследования

Сначала мы изучали, как наши респонденты относится к мирным протестам против тех или иных решений действующей власти (см. табл. 1).

ЯГПУ ЯрГУ

Ответы респондентов Юноши Девушки Юноши Девушки

п=140 п=260 п=168 п=232

Поддерживаю полностью 50 34 46 31

Я к ним равнодушен 33 58 32 59

Не поддерживаю совсем 17 8 22 10

В результате опроса выявлен гендерный дисбаланс. Так, около одной трети студентов-юношей равнодушно относятся к мирным протестам против тех или иных решений действующей власти.

У девушек мы наблюдаем иную ситуацию, более половины девушек относятся равнодушно к мирным акциям протеста.

Далее мы изучали, чем для студентов является митинг (см. табл. 2).

Ответы респондентов ЯГПУ ЯрГУ

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232

Способ защиты интересов 50 34 49 31

Затрудняющий фактор в решений проблем 21 19 20 16

Вспомогательный фактор в решении проблем 12 39 9 43

Фактор, увеличивающий напряженность в регионе 17 8 22 10

Таблица 2.

Распределение ответов на вопрос: «Чем для Вас является митинг?»

(в %, от числа ответивших)

Влияние референтной личности (группы) на протестные настроения студенческой молодежи

35

Здесь мы снова видим разницу в восприятии у юношей и девушек тех или иных явлений и процессов. Так, около 50 % юношей и около одной трети девушек в каждом вузе считают, что митинг это один из цивилизованных инструментов защиты интересов граждан. Разошлись также во мнениях юноши и девушки относительно деструктивной роли митинга. Юноши в большей степени, чем

девушки считают, что митинг это фактор, увеличивающий напряженность в регионе.

Далее мы изучали, поддерживают ли студенты действующую власть, какому уровню власти они в большей степени доверяют и чем это обусловлено.

Сначала мы выясняли их отношение к президенту Путину и его политическому курсу (см. табл. 3).

Таблица 3.

Распределение ответов на вопрос: «Каково Ваше отношение к президенту В. В. Путину и его политическому курсу?»

(в %, от числа ответивших)

ЯГПУ ЯрГУ

Ответы респондентов Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232

Поддерживаю полностью 52 62 54 63

Мне безразлично 33 27 30 31

Кое-что считаю правильным 10 11 9 6

Не поддерживаю совсем 5 — 7 —

Как видно из ответов опрошенных, более половины юношей и девушек из каждого вуза поддерживают политический курс президента В. В. Путина студенты имели возможность пояснить свои ответы. Для этого в анкете были предусмотрены открытые вопросы. Так, более половины юношей и четверть девушек указали, что поддерживают внешнюю политику России, которую они связывают, прежде всего, с

активной позицией Президента РФ. Менее одной трети студентов юношей и девушек одобряют внутреннею политику Президента РФ.

В рамках своего исследования мы не имели возможности опросить родителей респондентов, но мы имели возможность в рамках анкетирования выяснить мнение родителей респондентов со слов самих респондентов (см. табл. 4).

36

С. Л. Таланов

Таблица 4.

Распределение ответов на вопрос: «Каково отношение Ваших родителей к президенту В. В. Путину и его политическому курсу?»

(в %, от числа ответивших)

ЯГПУ ЯрГУ

Ответы респондентов Юноши Девушки Юноши Девушки

п=140 п=260 п=168 п=232

Поддерживают полностью 51 61 53 62

Им безразлично 33 22 30 25

Кое-что считают правильным 11 12 10 8

Не поддерживают совсем 5 5 7 5

Если сравнить данные между собой, представленные в таблицах 3 и 4, то мы увидим, что они примерно одинаковые. Это говорит о том, что в рамках первичной социализации детей усваивают нормы,

интересы, взгляды и модели поведения своих родителей.

Далее мы анализировали отношение студентов к Правительству РФ и его политическому курсу (см. табл. 5).

Таблица 5.

Распределение ответов на вопрос: «Каково Ваше отношение к Правительству РФ и его политическому курсу?»

(в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ ЯрГУ

Юноши Девушки Юноши Девушки

п=140 п=260 п=168 п=232

Поддерживаю полностью 32 42 24 43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мне безразлично 33 27 30 30

Кое-что считаю правильным 20 31 29 27

Не поддерживаю совсем 15 — 17 —

Как видно, к Правительству РФ отношение среди студентов иное, чем к президенту РФ. Студенты имели возможность пояснять свои ответы. Так, значительная часть юношей и более половины девушек связывают все негативные тенденции в эко-

номике и в социальной сфере с действиями правительства РФ.

Далее мы анализировали, как относятся родители студентов к Правительству РФ и его политическому курсу (со слов самих студентов) (см. табл. 6).

Влияние референтной личности (группы) на протестные настроения студенческой молодежи

37

Таблица 6.

Распределение ответов на вопрос: «Каково отношение Ваших родителей к Правительству РФ и его политическому курсу?»

(в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ ЯрГУ

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232

Поддерживаю полностью 30 41 25 42

Мне безразлично 33 28 29 32

Кое-что считаю правильным 22 31 28 26

Не поддерживаю совсем 15 — 18 -

Сравнивая данные, представ- социализацию является очень суленные в таблицах 5 и 6 мы видим, щественным.

что они принципиально не отлича- Далее мы изучали отношение ются. Это говорит о том, что влия- студентов к губернатору Ярослав-ние родителей на политическую ской области и его инициативам

(см. табл. 7).

Таблица 7.

Распределение ответов на вопрос: «Каково Ваше отношение к губернатору Ярославской области и его инициативам?»

(в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ ЯрГУ

Юноши Девушки Юноши Девушки

п=140 п=260 п=168 п=232

Поддерживаю полностью 32 40 24 41

Мне безразлично 30 25 28 26

Кое-что считаю правильным 23 35 31 33

Не поддерживаю совсем 15 — 17 —

Как видно из ответов респондентов к губернатору отношение примерно такое же, как и к Правительству РФ. Студенты указали, что губернатор Дмитрий Миронов в их понимании не является публичным политиком, а должность

губернатора, прежде всего политическая, и необходимо правильно презентовать себя.

Далее мы изучали, как родители студентов относятся к губернатору Ярославской области (со слов студентов) (см. табл. 8).

38

С. Л. Таланов

Таблица 8.

Распределение ответов на вопрос: «Каково отношение Ваших родителей к губернатору Ярославской области и его инициативам?»

(в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ ЯрГУ

Юноши Девушки Юноши Девушки

п=140 п=260 п=168 п=232

Поддерживаю полностью 33 41 25 41

Мне безразлично 31 25 27 27

Кое-что считаю правильным 22 34 32 32

Не поддерживаю совсем 14 — 16 —

Сравнение данных представлен- Далее мы изучали, как студенты ных в таблицах 7 и 8 позволяет относятся к депутатам Ярославской сделать вывод, что отношение к областной думы (см. табл. 9). губернатору у студентов такое же, как и у их родителей.

Таблица 9.

Распределение ответов на вопрос: «Каково Ваше отношение к депутатам Ярославской областной думы и их инициативам?»

(в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ ЯрГУ

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232

Поддерживаю полностью 20 20 14 21

Мне безразлично 42 45 38 46

Кое-что считаю правильным 21 28 25 25

Не поддерживаю совсем 17 7 23 8

Как видно из ответов опрошенных, студенты более равнодушны к депутатам Ярославской областной думы и к их инициативам, чем к деятельности губернатора области.

Далее мы изучали, как относятся родители студентов к депутатам Ярославской областной думы и их инициативам (со слов самих студентов) (см. табл. 10).

Влияние референтной личности (группы) на протестные настроения студенческой молодежи

39

Таблица 10.

Распределение ответов на вопрос: «Каково Ваше отношение к депутатам Ярославской областной думы и их инициативам?»

(в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ ЯрГУ

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232

Поддерживаю полностью 19 20 16 23

Мне безразлично 43 46 38 43

Кое-что считаю правильным 22 28 25 24

Не поддерживаю совсем 16 6 21 10

При сравнении данных, представленных в таблицах 9 и 10, мы обнаруживаем, что они принципиально не отличаются.

Распределение ответов на вопрос: «К Ярославля и его инициативам?»

_(в %, от числа

Далее мы изучали отношение респондентов к мэру Ярославля и его инициативам (табл. 11).

Таблица 11. ЕСаково Ваше отношение к мэру

ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ ЯрГУ

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232

Поддерживаю полностью 18 20 14 21

Мне безразлично 21 18 35 30

Кое-что считаю правильным 35 38 23 20

Не поддерживаю совсем 26 24 28 29

Как видно из ответов студентов, около четверти студентов из каждого вуза, причем как девушки, так и юноши не поддерживают инициативы мэра Ярославля.

Таблица 12.

Распределение ответов на вопрос: «Как относятся Ваши родители к мэру Ярославля и его инициативам?»

(в %, от числа ответивших)

Ответы респондентов ЯГПУ ЯрГУ

Юноши п=140 Девушки п=260 Юноши п=168 Девушки п=232

Поддерживаю полностью 17 21 16 22

Далее мы изучали, как родители студентов относятся к мэру г. Ярославля (см. табл. 12).

40

С. Л. Таланов

Ответы респондентов ЯГПУ ЯрГУ

Юноши Девушки Юноши Девушки

п=140 п=260 п=168 п=232

Мне безразлично 22 19 33 29

Кое-что считаю правильным 36 37 24 22

Не поддерживаю совсем 25 23 27 27

И снова, как и при сравнении предыдущих таблиц между собой мы видим, что данные представленные по результатам опроса в таблице 11 и 12 принципиально не отличаются.

Таблица 13.

Распределение ответов на вопрос: «Каким образом Вы выражаете свое несогласие с проводимыми в РФ политическими процессами?»*

(в %, от числа опрошенных)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее нас, как исследователей, интересовало, каким образом студенты выражают свое несогласие с проводимыми в РФ политическими процессами (см. табл. 13).

ЯГПУ ЯрГУ

Ответы респондентов Юноши Девушки Юноши Девушки

п=140 п=260 п=168 п=232

Чтение оппозиционных СМИ 42 21 47 23

Протестный абсентеизм 33 62 34 60

Участие в виртуальных «соци-

альных сетях» протестной 30 17 32 15

направленности

Обращение во властные струк- 21 27 25 29

туры или к их представителям

Участие в неразрешенных де- 18 17 22 15

монстрациях и митингах

Электоральный протест 12 10 14 12

Участие в работе оппозицион-

ных партий и в избирательных 12 5 15 8

кампаниях

Подписание оппозиционных

воззваний, петиций, обращений 9 21 10 24

к властям.

Участие в оппозиционных ми- 8 5 29 6

тингах и собраниях;

Создание оппозиционного контента в «социальных сетях» 5 — 6 5

Создание экстремистского кон-

тента в «социальных сетях»

Бойкот 5 5 5 6

Влияние референтной личности (группы) на протестные настроения 41

студенческой молодежи

ЯГПУ ЯрГУ

Ответы респондентов Юноши Девушки Юноши Девушки

п=140 п=260 п=168 п=232

Голодовка — — — —

Участие в акциях гражданского 5

неповиновения

Неуплата налогов — — — —

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов

Как видно из ответов респондентов, основной массе студентов свойствен низкий уровень активности политического протеста, который проявляется в основном виде чтения оппозиционных СМИ и не в протестном абсентеизме.

Средний уровень активности политического протеста, проявляется в основном в участии в неразрешенных демонстрациях и митингах.

Таблица 14.

Распределение ответов на вопрос: «Кто для Вас является образцом для подражания (идеалом)?»*

(в %, от числа ответивших)

Высокий уровень активности политического протеста проявляется в виде обращений во властные структуры или к их представителям, причем одинаковую активность проявляют как девушки, так и юноши.

Далее мы изучали, кто для студентов является образцом для подражания (идеалом)? (см. табл. 14).

ЯГПУ ЯрГУ

Ответы респондентов Юноши Девушки Юноши Девушки

п=140 п=260 п=168 п=232

Мать 74 81 73 80

Отец 66 65 63 64

Учитель в школе 16 18 12 14

Врач 13 15 18 19

Дедушка 12 7 — 7

Политический деятель 10 — 8 6

Известный артист 9 12 7 15

Известный телеведущий 8 13 9 11

Бабушка 7 7 5 —

Другой родственник 6 9 7 7

Брат 5 — 7 —

Сестра — 6 — 6

другой человек 5 5 6 5

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов

42 С. Л. Таланов

Наше исследование показало, что у всех опрошенных респондентов есть референтная личность или референтная группа. При этом для большинства студентов рефератными личностями являются родители. Респонденты имели возможность пояснить свои ответы. Это

согласуется с ранее проведенными социологическими исследованиями [Боиг&еи, 1984].

Далее мы изучали, мнение каких людей обычно учитывают наши респонденты при принятии решения об участие в тех или иных акциях (см. табл. 15).

Таблица 15

Распределение ответов на вопрос: «Мнение каких людей Вы обычно учитываете, принимая решение об участии в тех или иных политических акциях или процессах?»*

(в %, от числа ответивших)

ЯГПУ ЯрГУ

Ответы респондентов Юноши Девушки Юноши Девушки

п=140 п=260 п=168 п=232

Референтной личности 86 72 87 75

Отца 74 81 73 80

Матери 66 65 63 64

Брата 32 23 35 26

Сестры 14 33 11 37

Друзей 12 17 15 19

Ориентируюсь на информа-

цию, представленную в авторитетных СМИ 13 25 15 28

Известных политических деятелей 30 17 28 16

Мнение преподавателей 16 18 12 14

Не учитываю мнение других 13 5 11 6

Других людей 5 6 5 6

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов

Как видно из ответов, значительная часть респондентов независимо от гендерных особенностей ориентируется на мнение своей референтной личности или референтной группы.

В рамках исследования нами проведена серия глубинных интер-

вью студентами, у которых один из членов семьи является для них референтной личностью (или несколько членов семьи), п=10.

Далее мы приводим наиболее типичные высказывания из интервью.

Влияние референтной личности (группы) на протестные настроения студенческой молодежи

43

Ульяна, 22 года.

«Меня политика не интересует. Мой папа говорит, что за нас все давно решили, и соответственно бесполезно ходить на выборы. Родители рассказывали, что когда я была маленькой, меня брали с собой на первомайские демонстрации. Когда мне предлагают принять участие в каком-либо митинге, пикете, шествии, я отказываюсь. И принципиально не хожу на выборы».

Егор, 23 года.

«Мои родителя для меня образец для подражания. Мои отец постоянно смотрит все новостные каналы, причем может это делать бесконечно долго. Вроде только что смотрел данную новость и вновь пересматривает эту новость, но уже на другом канале. При этом слушает разные точки зрения. Когда мы едем в машине, то он всегда слушает «Эхо Москвы». Отец считает, что надо всегда слушать альтернативные точки зрения. Это он меня приучил смотреть передачи с Навальным и Соболь. Отец и мать у меня всегда ходят на выборы. Я решил для себя, что однажды стану депутатом муниципалитета».

Здесь мы видим, что политическое поведение детей совпадает с политическим поведением их родителей.

Проведена серия глубинных интервью со студентами, у которых ни один из членов семьи или семейной группы не является для них референтной личностью, п=10.

Далее мы приводим наиболее типичные высказывания из интервью.

Анна, 20 лет.

<•(Мой отец ушел из семьи, когда я еще не родилась. Потом вернулся в семью. Сейчас я знаю, что у меня есть сводная сестра. Несмотря на то, что мама давно простила папу, он не имеет постоянного заработка и периодически злоупотребляет спиртными напитками. Мама у меня работает уборщицей в детском саду. Я ее очень люблю. У меня есть идеал, это Брэдли Купер. Я хочу, чтобы мой будущий муж был на него похож и характером и манерой поведения. Политикой я не интересуюсь, я вообще не помню, чтобы кто-нибудь из моих родственников ей интересовался. Ни дедушка, ни бабушка, ни отец и тем более мама никогда не смотрели политические новости. Чаще всего смотрят передачи про погоду и местные новости. На выборы я не хожу, я считаю, что от меня ничего не зависит. Отец мою точку зрения полностью разделяет».

Сергей, 21 год.

«Моя мама работает электромонтером, а отец работает электриком. Дома мы смотрим в основном хоккей и футбол. Когда-то отец активно занимался боксом. Потом начал пить. В настоящее время в семье периодически наблюдаются ссоры. Я давно бы съехал от родителей, но мне жалко маму, да и денег нет. Моим идеалам является Михаэль Шумахер. Однажды я накоплю денег и куплю машину.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44

С. Л. Таланов

Насколько я помню в нашей семье политическим новостями никогда не интересовались. На выборы ходим время от времени, если нам за это обещают какие-либо бонусы».

Здесь мы видим, что у студентов пассивное политическое поведение, что полностью соответствует политическому поведению их родителей.

В рамках исследования мы провели также серию глубинных интервью с родителями студентов-участников протестных политических акций, п=10.

Далее мы приводим наиболее типичные высказывания.

Владимир Альбертович, 45 лет.

«Мне не нравится, что нарушаются принципы демократии. Я считаю, что должна быть периодическая переизбранность всех органов власти. А на местах мы зачастую видим совершенно иное. Я и мой сын периодически посещаем несанкционированные акции (митинги, пикеты, шествия). Раньше, когда был жив Немцов, мы с сыном систематически ездили в Москву для участия в митингах. Реальная политика делается в столице. Я постоянно слушаю «Эхо Москвы» и читаю новости на канале «Дождь». Мой идеал - это мой отец, он никогда не состоял в коммунистической партии, а моего деда раскулачили большевики в свое время».

Здесь мы видим, что отец одного из студентов оппозиционно настроен к действующей власти и на это у

него есть причины. Очевидно, он не может простить не справедливое по отношению к его семейной группе со стороны государственной власти. При этом для него эпоха не имеет значения. В его понимании власть, что во времена СССР, что сейчас не соответствует его ожиданиям.

Владимир Анатольевич, 50 лет.

«Я активно занимался спортом (боксом). Мой сын профессионально занимается боксом. Я его всегда учил и учу, что важно уметь отстаивать свое мнение. В свое время я был осужден за кражу и отбывал наказание в МЛС. Но несмотря на это, я стремлюсь активно участвовать в политических процессах. Прежде всего, в оппозиционных митингах, шествиях и демонстрациях. Мне пока не удалось избраться в депутаты, но я уверен, что однажды у меня получится. Мой сын также активно поддерживает Навального и Соболь, но чаще в Интернете, а не на уличных мероприятиях. Сын верит в эффективность интернет-коммуникации».

Здесь мы видим, что у отца и сына одинаковые политические взгляды, но немного разные инструменты воздействия на политическую власть.

Заключение

В рамках исследования было выявлено влияние родителей, референтных личностей (групп) на

Влияние референтной личности (группы) на протестные настроения студенческой молодежи

45

претесное настроение студенческой молодежи.

Нашли подтверждения все гипотезы.

Проведенное исследование позволяет, в частности, дать некоторые рекомендации по совершенствованию процесса политической социализации студенческой молодежи.

В частности, мы предлагаем:

- целенаправленно повышать квалификацию у профессорско-преподавательского состава в сфере политического анализа публичной политики;

- целенаправленно повышать политическую грамотность студентов. Учитывая, что во многих технических, медицинских и других вузах страны сократили часы на преподавание политических дисциплин, а в некоторых вообще убрали из учебных планов политологию, важно разработать специальный курс, в рамках которого формиро-

вать знания, умения, навыки политических действий;

- приглашать для проведения открытых лекций представителей государственных и муниципальных органов;

- общероссийской общественно-государственной просветительской организации - российскому обществу «Знание» совершенствовать формы и методы работы в области публичной политики. Преподавателям общества «Знания» систематически читать лекции в области политического анализа публичной политики на предприятиях и организациях;

- СМИ активнее и более целенаправленно и систематически освещать события в области политического анализа публичной политики как на федеральном, так и на региональном, и муниципальных уровнях.

Библиографический список

1. Березин Д. Т. Анализ влияния социальных факторов на экономическую безопасность региона (на примере Ярославской области) // Институциональные основы экономики опережающего развития: материалы международной научно-практической конференции. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 131-135.

2. Коряковцева О. А. Развитие общественно-политической активности молодежи в условиях модернизации общества // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 2 (11). С. 117-122.

3. Таланов С. Л. Влияние референтной личности, социального капитала семейной группы на формирование образовательной и профессиональной стратегии детей // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 4. С. 28-37.

4. Bourdieu P. Espace social et genèse des «classes» // Actes de la recherche en sciences sociales. 1984. № 52-53. P. 3-14.

5. Inglehart R. Culture shift in advanced industrial society. Princeton, 1990.

6. Jamal F., Fletcher A., Harden A., Wells H., Thomas J., Bonell C. The school environment and student health: a systematic review and meta-ethnography of qualitative research // BMC public health. 2013. Vol. 13. P. 798.

46

С. Л. Таланов

7. Tibbetts Y., Priniski S. J., Hecht C. A., Borman G. D., Harackiewicz J. M. Different institutions and different values: Exploring first-generation student fit at 2-year colleges // Frontiers in psychology. 2018. Vol. 9. P. 502.

Bibliograficheskij spisok

1. Berezin D. T. Analiz vlijanija social'nyh faktorov na jekonomicheskuju bezopasnost' regiona (na primere Jaroslavskoj oblasti) // Institucional'nye osnovy jekonomiki operezhajushhego razvitija: ma-terialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2019. S. 131-135.

2. Korjakovceva O. A. Razvitie obshhestvenno-politicheskoj aktivnosti molodezhi v uslovijah modernizacii obshhestva // Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. 2009. № 2 (11). S. 117-122.

3. Talanov S. L. Vlijanie referentnoj lichnosti, social'nogo kapitala semejnoj gruppy na formirovanie obrazovatel'noj i professional'noj strategii detej // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2020. № 4. S. 28-37.

4. Bourdieu P. Espace social et genèse des «classes» // Actes de la recherche en sciences sociales. 1984. № 52-53. P. 3-14.

5. Inglehart R. Culture shift in advanced industrial society. Princeton, 1990.

6. Jamal F., Fletcher A., Harden A., Wells H., Thomas J., Bonell C. The school environment and student health: a systematic review and meta-ethnography of qualitative research // BMC public health. 2013. Vol. 13. P. 798.

7. Tibbetts Y., Priniski S.J., Hecht C. A., Borman G. D., Harackiewicz J. M. Different institutions and different values: Exploring first-generation student fit at 2-year colleges // Frontiers in psychology. 2018. Vol. 9. P. 502.

Влияние референтной личности (группы) на протестные настроения студенческой молодежи

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.