Научная статья на тему 'Отношение студентов к проектной деятельности'

Отношение студентов к проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1608
514
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТИПЫ ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / PROJECT WORK / PROJECT TECHNOLOGY / TYPES OF PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таланов Сергей Львович, Березин Дмитрий Тимофеевич

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в двух ярославских университетах. Изучено отношение студентов к проектной деятельности и проанализированы трудности, с которыми сталкиваются студенты в рамках работы над проектами. Установлено, что студенты в рамках обучения в университете целенаправленно и систематически разрабатывают как краткосрочные, так и долгосрочные социальные проекты, причем как индивидуальные, так и групповые. Авторы рассматривают методы обучения студентов Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского и Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова проектированию, выявляют трудности, возникающие у обучающихся в процессе разработки, реализации и презентации проекта. По результатам исследования даются рекомендации по повышению эффективности проектной деятельности студентов университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The student’s involvement in social-project work

The article presents the results of sociological research conducted in two Yaroslavl universities. The attitude of students to project activities is studied and the difficulties faced by students in the framework of work on projects are analyzed. It is established that students in the framework of training at the University purposefully and systematically develop both short-term and long-term social projects, both individual and group. The authors consider the methods of teaching students of Yaroslavl state pedagogical university named after K.D. Ushinsky and Yaroslavl state university named after P. G. Demidov design, identify the difficulties encountered by students in the process of development, implementation and presentation of the project. According to the results of the study, recommendations are given to improve the efficiency of project activities of university students.

Текст научной работы на тему «Отношение студентов к проектной деятельности»

DOI 10.24411/2658-428Х-2019-10443

УДК 378

С.Л. Таланов https://orcid.org/0000-0001-9382-8285 Д. Т. Березин https://orcid.org/0000-0003-0193-2398

Отношение студентов к проектной деятельности

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в двух ярославских университетах. Изучено отношение студентов к проектной деятельности и проанализированы трудности, с которыми сталкиваются студенты в рамках работы над проектами. Установлено, что студенты в рамках обучения в университете целенаправленно и систематически разрабатывают как краткосрочные, так и долгосрочные социальные проекты, причем как индивидуальные, так и групповые. Авторы рассматривают методы обучения студентов Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского и Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова проектированию, выявляют трудности, возникающие у обучающихся в процессе разработки, реализации и презентации проекта. По результатам исследования даются рекомендации по повышению эффективности проектной деятельности студентов университетов.

Ключевые слова: метод проектов, проектирование, проектная технология, типы проектов.

S. L. Talanov, D. T. Berezin

The student's involvement in social-project work

The article presents the results of sociological research conducted in two Yaroslavl universities. The attitude of students to project activities is studied and the difficulties faced by students in the framework of work on projects are analyzed. It is established that students in the framework of training at the University purposefully and systematically develop both short-term and long-term social projects, both individual and group. The authors consider the methods of teaching students of Yaroslavl state pedagogical university named after K.D. Ushinsky and Yaroslavl state university named after P. G. Demidov design, identify the difficulties encountered by students in the process of development, implementation and presentation of the project. According to the results of the study, recommendations are given to improve the efficiency of project activities of university students.

Keywords: Project method, project work, project technology, types of projects.

© Таланов С. Л., Березин Д. Т., 2019

Отношение студентов к проектной деятельности

81

Актуальность исследования.

В условиях динамичных изменений все большее число работодателей ужесточает требования к работнику [1]. В ответ на запрос система образования осуществляет поиск эффективных форм и методов подготовки специалистов современного профессионального уровня. В ряде случаев опыт предыдущих поколений педагогов востребован в современной образовательной практике. Как известно, метод проектов как метод обучения возник еще во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США. В России он с успехом реализовывался в педагогической практике А. С. Макаренко. Опыт последних лет показал, что проектная деятельность способна в полной мере подготовить ответственного, целеустремленного, креативного человека, умеющего полученные знания, навыки и умения воплощать на практике. Не случайно во многих ведущих вузах России, в частности в НИУ ВШЭ, начиная с 2014 года проектная деятельность предусмотрена как обязательный элемент подготовки бакалавров и магистров.

Соглашаясь со значимостью метода проектов в процессе вузовского образования мы все же предприняли попытку изучить отношение современных студентов к проектной деятельности и проанализировать трудности, с которыми сталкиваются студенты в рамках работы над проектами.

Эмпирическая база исследования

В 2019 году осуществлен опрос студентов:

— Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского (ЯГПУ);

— Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова (ЯрГУ).

Выборка квотная. Выборочная совокупность п=500. Переменные квотирования: пол, возраст, вуз.

Проведены интервью студентов (п=20).

Осуществлен опрос преподавателей (п=10).

Осуществлен повторный анализ данных результатов социологических исследований, проведенных ВЦИОМ, сотрудниками ФНИСЦ РАН (г. Москва).

Теоретической основой исследования выступили научные труды Т. Г. Доссэ, О. В. Епархиной, О. А. Ко-ряковцевой, Д. Т. Березина и др. [2, 3, 4].

Авторские гипотезы

1. Студенты в рамках обучения в вузе целенаправленно и систематически разрабатывают как краткосрочные, так и долгосрочные проекты, как индивидуальные, так и групповые, но только в основном проекты с открытой, явной координацией.

2. В ЯГПУ и ЯрГУ обучают студентов проектированию с помощью методов, дающих новые парадоксальные решения поставленной проблемы (инверсии, мозговой атаки и осады и т. п.), методов проектирования, связанных с пересмотром постановки задач (свободное выражение функции и т. п.), творческих методов проектирования (неоло-гии, аналогии, ассоциации и т. п.).

82

С. Л. Таланов, Д. Т. Березин

стандартных форм презентации проекта при защите.

5. Юноши и девушки по-разному оценивают возможности, которые им предоставляет проектная деятельность.

6. Проектную деятельность положительно оценивают те студенты, которые чаще успешно реализовывали проекты в прошлом.

Результаты исследования Сначала мы изучали, что понимают под проектной деятельностью наши респонденты (табл. 1).

Таблица 1.

Распределение ответов на вопрос: «Что вы понимаете под проектной деятельностью?» (в %, от числа опрошенных)

Ответы Студенты, п=500

ЯГПУ ЯрГУ

юноши дев. юноши дев.

Это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов 67 71 64 70

Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению 54 44 50 41

Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных шагов по ее реализации 53 36 51 32

Это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов 48 27 46 25

Конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера 40 38 42 35

Дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств 34 37 36 38

Форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени 32 35 33 31

Все выше перечисленное 54 50 53 52

3. Несмотря на знакомство студентов еще в школе с проектной деятельностью у большинства из них на разных этапах «жизненного цикла» проекта возникали трудности. При этом трудности у юношей и у девушек возникают не на одних и тех же этапах.

4. Независимо от гендерных различий и курса обучения у большей части студентов знания о формах презентации проекта фрагментарные и как следствие применение достаточно

Отношение студентов к проектной деятельности

83

Как видно из ответов опрошенных, более половины опрошенных имеют достаточно полное представление о проектной деятельности.

Далее мы изучали, приходилось ли нашим респондентам участвовать в проектной деятельности (табл. 2).

Таблица 2.

Распределение ответов на вопрос: «Приходилось ли вам участвовать в проектной деятельности?»* (в %, от числа опрошенных)

Ответы Студенты, п=500

ЯГПУ ЯрГУ

Да, на 1-м курсе в вузе 12 15

Да, на 2-ом курсе в вузе 34 29

Да, на 3-ем курсе в вузе 62 54

Да, на 4-ом курсе в вузе 100 100

Да, еще в рамках обучения в школе 100 100

Нет - -

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов.

Ответы подтверждают, что абсолютно все респонденты участвовали в проектной деятельности в рамках обучения в средней общеобразовательной школе. С каждым последующим курсом обучения количество студентов,

вовлеченных в проектную деятельность, увеличивается.

Далее мы изучали, в проектах какого характера участвовали респонденты в рамках обучения в вузе (табл. 3).

Таблица 3.

Типология проектов* (в %, от числа опрошенных)

Ответы Студенты, п=500

ЯГПУ ЯрГУ

Творческие 73 69

Исследовательские 67 66

Игровые 36 37

Практико-ориентированные 31 32

Информационные 26 28

Телекоммуникационный образовательный проект 12 10

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов.

Установили, что студенты, прежде всего, принимают участие в творческих

и исследовательских проектах. У студентов ЯГПУ эти проекты носят в ос-

84 С. Л. Таланов, Д. Т. Березин

новном социальную направленность. К сожалению, в настоящее время незначительное число опрошенных разрабатывают телекоммуникационные образовательные проекты.

Далее мы изучали, какие возможность дает проектная деятельность с точки зрения студентов (табл. 4).

Таблица 4.

Распределение ответов на вопрос: «Какие возможности дает вам проектная деятельность?»* (в %, от числа опрошенных)

Ответы Студенты, п=500

ЯГПУ ЯрГУ

юноши дев. юноши дев.

Решить интересную проблему, сформулированную самостоятельно в виде цели и задач 73 36 69 34

Максимально использовать свои возможности 56 27 52 29

Проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания 42 25 45 23

Практическое применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях и др. 34 28 36 27

Публично показать достигнутый результат 21 42 19 40

Делать самостоятельно что-то интересное в группе или одному 19 37 17 35

Принести пользу 15 16 14 17

Другое 5 6 5 5

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов.

Очевидно, что наблюдается гендер-ный дисбаланс. Юноши и девушки по-разному оценивают возможности, которые им предоставляет проектная деятельность. Для юношей проектная деятельность - это возможность решить интересную проблему, сформулированную самостоятельно в виде цели и задач. Для девушек проектная деятельность - это прежде всего возможность публично показать достигнутый результат и самоутвердиться. Но вместе с тем, им нравится проявлять самостоятельность и взаимодействовать в группе.

Респонденты имели возможность пояснить свои ответы. Так было установлено, что проектную деятельность положительно оценивают те студенты, которые чаще успешно реализовывали проекты в прошлом. Та часть студентов, которые периодически имели сложности в проектной деятельности, менее оптимистично оценивают ее и как следствие меньше в ней видят пользы.

В ходе исследования было выявлено, на каких этапах «жизненного цикла» проекта у наших респондентов возникали трудности (табл. 5).

Отношение студентов к проектной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

85

Таблица 5.

Распределение ответов на вопрос: «На каких этапах «жизненного цикла» проекта у вас возникали трудности?» (в %, от числа ответивших)

Ответы Студенты, п=500

ЯГПУ ЯрГУ

юноши дев. юноши дев.

Разработка концепции проекта 44 45 47 46

Оценка жизнеспособности проекта 21 41 24 44

Планирование проекта 42 34 40 36

Составление бюджета 53 31 51 29

Защита проекта 23 12 24 14

Предварительный контроль 25 27 26 25

Этапы реализации проекта 52 34 54 37

Коррекция по итогам мониторинга 32 37 30 40

Завершение и ликвидация проекта 18 11 19 10

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов.

На основе ответов можно сделать вывод, что почти половина юношей и девушек затруднились в разработке концепции проекта. От 41 % до 44 % девушек сомневались в оценке пользы (жизнеспособности) проекта, а от 52% до 54 % юношей испытывали сложности в

Таблица 6.

Распределение ответов на вопрос: «По каким критериям оценивали ваши проекты?» (в %, от числа опрошенных)

составлении бюджета. И здесь проявляются гендерные особенности социализации: девушки думают о результатах проекта, а юноши о самом процессе.

По каким же критериям оценивали проекты их руководители (табл. 6)?

Ответы Студенты, п=500

ЯГПУ ЯрГУ

юноши дев. юноши дев.

Наличие значимой исследовательской или творческой проблемы 100 100 100 100

Практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов 100 100 100 100

Структурирование содержательной части проекта 100 100 100 100

Оригинальность решения проблемы 83 82 80 79

Полнота раскрытия темы 80 81 82 80

Использование средств наглядности, технических средств 76 80 70 73

Ответы на вопросы 73 75 70 72

86 С. Л. Таланов, Д. Т. Березин

Ответы Студенты, п=500

ЯГПУ ЯрГУ

юноши дев. юноши дев.

Использование исследовательских методов 70 68 71 69

Ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную деятельность учащихся 56 60 57 58

Как раскрыто содержание проекта в презентации 46 50 49 51

Артистизм и выразительность выступления 12 13 11 12

За все выше перечисленное 24 22 21 19

Абсолютно все студенты отметили, что в проекте все без исключения руководители (преподаватели) оценивают, прежде всего, наличие значимой исследовательской или творческой проблемы, структурирование содержательной части проекта и его практическую, и теоретическую значимость. Причем оценивают значимость проектов не только для вуза, а для развития города, области и России в целом.

В рамках ответов респонденты имели возможность более детально пояснить свои ответы. Так 34 % юношей и

Таблица 7.

Распределение ответов на вопрос: «Укажите, с какими трудностями вы сталкивались в организации проектной деятельности?»*

(в %, от числа опрошенных)

21 % девушек считают, что преподаватели объективны при оценке проектов. 12 % юношей и 13 % девушек из ЯГПУ и 11 % юношей и 12 % девушек из ЯрГУ указали, что преподаватели оценивали качество не столько проекта в целом, сколько презентации, а также артистизм и выразительность выступления. По их мнению, такой подход к оценке работы недопустим.

Далее мы выявляли затруднения наших респондентов в организации проектной деятельности (табл. 7).

Ответы Студенты, п=500

ЯГПУ ЯрГУ

юноши дев. юноши дев.

С недостатком времени, которое необходимо затратить на тот или иной проект 78 89 74 90

С жестким учебно-тематическим планированием 74 80 71 89

С применением исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов 73 64 80 62

С недостаточной подготовкой 64 60 59 61

С интеграцией знаний и умений из различных образовательных областей 56 60 55 59

Другое

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов.

Правонарушения и преступления несовершеннолетних: 87

политика государства и восприятие явления подростками

Выяснилось, что большинство юношей и девушек при организации проектной деятельности сталкиваются с недостатком времени, которое необходимо затратить на выполнение того или иного проекта, тем более, что оно, как отмечают студенты, ограничено

Как мы видим, и в ЯГПУ и в ЯрГУ обучают проектированию с помощью рассмотренных методов: дающих новые парадоксальные решения (инверсии, мозговой атаки и осады и т. п.), методов проектирования, связанных с пересмотром постановки задач (свободное выражение функции и т. п.), творческих методов проектирования

жестким учебно-методическим планированием. До 80 % юношей считают сложностью использование поисково-творческих методов исследования.

Далее мы изучали, с помощью каких методов обучают наших респондентов проектированию (табл. 8).

(неологии, аналогии, ассоциации и т. п.). Но меньше всего преподаватели используют для обучения методы инверсии, карикатуры и антропотехники. Выбор метода проектирования часто зависит от длительности проекта.

Например, в ЯГПУ на кафедре политологии и социологии в рамках дисциплины «социологический практи-

Таблица 8.

Распределение ответов на вопрос: «С помощью, каких методов вас обучают проектированию?»* (в %, от числа ответивших)

Ответы Студенты, п=500

ЯГПУ ЯрГУ

юноши | дев. юноши | дев.

Методы, дающие новые парадоксальные решения

Инверсия 34 35 33 36

Мозговая атака 100 100 100 100

Мозговая осада 80 81 79 82

Карикатура 34 30 29 31

Методы проектирования, связанные с пересмот] зом постановки задач

Наводящая задача-аналог 67 68 70 66

Изменение формулировки задач 60 61 59 62

Перечень недостатков 45 50 51 49

Свободное выражение функции 64 67 66 64

Творческие методы проектирования

Аналогии 100 100 100 100

Ассоциации 87 83 81 82

Неологии 80 82 83 84

Эвристическое комбинирование 45 44 52 48

Антропотехника 34 33 36 34

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов.

88

С. Л. Таланов, Д. Т. Березин

кум» студенты активно разрабатывают преимущественно долгосрочные социальные проекты (реализуемые в течение нескольких месяцев), причем как индивидуальные, так и групповые. Как

По результатам опроса напрашивается вывод: не зависимо от гендерных различий и курса обучения у большей части студентов знания о формах презентации проекта фрагментарные и как следствие применение ими стандартных форм презентации при защите. Также очевидна определенная специфика по вузам, так например, в ЯГПУ, где есть факультет физического воспи-

показывает практика, подобные проекты наиболее эффективны.

Анализ формы представления продукта проектной деятельности наших респондентов представлен в таблице 9.

тания, студенты более активно, чем студенты ЯрГУ в качестве презентации проекта используют спортивную игру.

К сожалению, пока недостаточна совместная работа студентов и преподавателей по представлению продукта проектной деятельности в виде статьи в журнале, рекомендованном ВАК РФ, или в виде методического пособия, справочника.

Таблица 9.

Формы презентации проекта* (в %, от числа опрошенных)

Ответы Студенты, п=500

ЯГПУ ЯрГУ

юноши дев. юноши дев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Защита перед группой студентов 100 100 100 100

Научный доклад 100 100 100 100

Спортивная игра 80 78 20 23

Ролевая игра 45 44 40 42

Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций 37 36 41 40

Реклама 34 33 32 35

Экскурсия 34 36 30 29

Пресс-конференция 28 26 25 27

Демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе информационных технологий 26 21 20 19

Инсценировка реального или вымышленного исторического события 17 16 17 18

Диалог исторических или литературных персонажей 29 28 26 25

Игра с залом 26 30 25 27

Создание бизнес-плана или бизнес-кейса 14 16 13 14

Статья в сборнике конференции 12 15 12 14

Деловая игра 11 18 15 25

Другое 5 6 6 6

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов.

Отношение студентов к проектной деятельности

89

Респонденты имели возможность пояснить свои ответы, связанные с представлением проекта, только 32 % юношей и 33 % девушек сообщили, что от них на защите проекта требовали проектную папку (портфолио проекта), следовательно, проследить преподавателям сам процесс реализации проекта очень сложно.

Свое мнение о проектной деятельности студенты выразили в кратких итоговых высказываниях.

Мы приводим некоторые типичные высказывания студентов.

Егор, 21 год.

«Проектная деятельность помогла мне в профессиональном самоопределении. Именно при выполнении творческого проекта я задумывался над вопросами: на что я способен, где применить свои знания? Сейчас я точно знаю, чего я хочу и где буду реализо-вывать полученные в вузе знания, умения и навыки. Уже сейчас я активно применяю полученные умения в своей общественной работе. Я являюсь помощником депутата Областной Думы Ярославской области».

Ульяна, 20 лет.

«Считаю, что обучение проектным методам развивает социальный аспект личности студента. Благодаря такому обучению, я получила не только знания, но и жизненно необходимые навыки и умения, в частности в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи, а также повысила свою финансовую грамотность, научилась быстро находить и обрабатывать полученную информацию».

Как видно, студенты нашли массу плюсов в проектной деятельности.

В рамках исследования мы изучали также отношение преподавателей к проектной деятельности, предлагали указать трудности, с которыми сталкиваются студенты в работе над проектами, и возможные способы их преодоления.

Абсолютно все преподаватели пояснили, что в рамках учебной деятельности используют метод проектов. Мы приводим некоторые их высказывания.

Профессор, 65 лет.

«Основная проблема - это отсутствие необходимых навыков, знаний и умений у преподавателей, которые руководят проектной деятельностью. Важно периодически совершенствовать познания преподавателей в данном виде деятельности. Часто студенты жалуются на необъективность оценки при защите проектов. Не всегда критерии, по которым оценивают проекты, известны всем проектантам задолго до защиты».

Доцент, 45 лет.

«Ведение занятий в вузе методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности студентов, научить решать новые, нестандартные задачи. Как известно, основой проектной деятельности является внеаудиторная деятельность. Соответственно необходимо создавать условия для работы студентов, а главное - повысить их мотивацию. Не секрет, что часто студенты в день самоподготовки просто отдыхают, а не совершенствуют свои знания, навыки и умения».

Доцент, 44 года.

«Трудностей у студентов в ходе работы над проектами возникает большое множество. Например, сложной

90

С. Л. Таланов, Д. Т. Березин

для них является организация этапа целеполагания. Чаще всего цели бывают сформулированы некорректно. Проблемы возникают при выдвижении гипотез, некоторые студенты не понимают, чем основная гипотеза отличается от рабочих гипотез. У части студентов отсутствуют или недостаточно развиты информационные умения. Они не умеют находить нужную информацию и правильно ее анализировать. И еще одной распространенной проблемой является создание презентации. Многие студенты не умеют выбирать самое главное, коротко и ясно демонстрировать основные выводы».

Выводы и рекомендации

Результаты социологического исследования подтверждают все авторские гипотезы, но социально-проектная деятельность не должна быть только обучающей. Ее результаты должны быть полезны социуму.

Считаем, что для повышения эффективности социально-проектной деятельности в вузах, необходимо:

— развивать взаимодействие студентов и преподавателей вузов с местными органами власти и общественностью для реализации своих проектов;

— проводить научно-методические семинары по проектной деятельности для преподавателей, аспирантов, маги-

целенаправленно разрабатывать методические рекомендации по планированию и осуществлению проектной деятельности;

— перенять опыт ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, а именно по аналогии сформировать проблемную группу «Использование проектной деятельности в образовательном процессе» в своем вузе;

— систематически и целенаправленно проводить вебинары по проектной деятельности студентов;

— разработать программу учебной дисциплины: «Социальное проектирование», 3 курс, направление 39.03.01 -«Социология»;

— разработать программу учебного курса: «Социальное проектирование» для Института развития кадрового потенциала (ИРКП) ЯГПУ им. К. Д. Ушинского ЯГПУ;

— проводить открытые занятия (семинары, лекции) по использованию проектного метода в образовательном процессе со студентами;

— систематически проводить социологические исследования в вузах по теме: «Вовлеченность студентов в социально-проектную деятельность»;

— преподавателям периодически проходить повышение квалификации по курсу «Социальное проектирование» в ИРКП ЯГПУ (72 часа).

странтов, студентов;

Библиографический список

1. Таланов, С. Л. Трудоустройство выпускников вузов как критерий оценки эффективности их деятельности [Текст] // Alma mater (Вестник высшей школы). -2014. - № 3. - С. 35-39.

2. Коряковцева, О. А. Развитие общественно-политической активности молодежи в условиях модернизации общества [Текст] // Среднерусский вестник общественных наук. - 2009. - № 2 (11). - С. 117-122.

Отношение студентов к проектной деятельности

91

3. Епархина, О. В. Социальная напряженность в городской среде: методы и практика исследований [Текст] // Педагогическое наследие К. Д. Ушинского: материалы научно-практической конференции ; отв. ред. Е. О. Иванова. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2014. - С. 287-291.

4. Berezin, D. T., Talanov, S. L. Economy Education courses role in promotion of students ABC of finance (Rybinsk branch of RANEPA) // European Journal of Natural History. - 2019. - № 1. - p. 17-21.

Bibliograficheskij spisok

1. Talanov, S. L. Trudoustrojstvo vypusknikov vuzov kak kriterij ocen-ki jeffektivnosti ih dejatel'nosti [Tekst] // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). - 2014. -№ 3. - S. 35-39.

2. Korjakovceva, O. A. Razvitie ob-shhestvenno-politicheskoj aktivnosti molodezhi v uslovijah modernizacii obshhestva [Tekst] // Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk. - 2009. - № 2 (11). - S. 117-122.

3. Eparhina, O. V. Social'naja naprjazhennost' v gorodskoj srede: me-tody i praktika issledovanij [Tekst] // Pedagogicheskoe nasledie K. D. Ushinskogo: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii ; о^. red. E. O. Ivanova. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2014. -S. 287-291.

4. Berezin, D. T., Talanov, S. L. Econo-my Education courses role in promotion of students ABC of finance (Rybinsk branch of RANEPA) // European Journal of Natural History. - 2019. - № 1. - p. 17-21.

92

С. Л. Таланов, Д. Т. Березин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.