Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов в вузе'

Организация самостоятельной работы студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1640
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / студенты / вузы / формы контроля / учебный процесс. / individual work / students / University / forms of control / study process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березин Дмитрий Тимофеевич

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного автором в 2019 году в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского. В рамках исследования предпринята попытка определить фактически затраченное студентами время на самостоятельную работу и их отношение к организации самостоятельной работы в вузе. Кроме того, проанализировано, как организовано преподавателями планирование и оценка требуемой трудоемкости самостоятельной работы студентов. Установлено, что студенты, которые осознанно выбрали вуз и направление обучения, в большей степени мотивированы на самостоятельную работу, чем студенты, которые поступили в вуз по принципу «все равно, какой вуз и направление обучения». Выявлено, что чем выше временные затраты студентов на самостоятельную работу, тем выше успеваемость по дисциплинам у данной группы студентов. Количество уделяемого студентами времени на самоподготовку не связано с гендерными различиями, то есть и девушки, и юноши тратят одинаковое количество времени на самостоятельную подготовку. Чем выше курс обучение, тем студенты более мотивированы к самостоятельной работе. Кроме того, автором выявлено, что учебно-познавательные мотивы более развиты у той части студентов, которая имеет четкое представление о целях самостоятельной работы. По итогам исследования предлагаются мероприятия, направленные на повышение эффективности самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of independent work of students at the university

The article presents the results of a sociological study conducted by the author in 2019 at the Yaroslavl state pedagogical University named after K. D. Ushinsky. The study attempts to determine the actual time spent by students on independent work and their attitude to the organization of independent work at the University. In addition, it is analyzed how the teachers organized the planning and evaluation of the required complexity of independent work of students. It is established that students who consciously chose the University and the direction of study, are more motivated to work independently than students who entered the University on the principle of «it does not matter what University and direction of study». It is revealed that the higher the time spent by students on independent work, the higher the academic performance in the disciplines of this group of students. The amount of time students spend on self-study is not related to gender differences, i.e. both girls and boys spend the same amount of time on self-study. The higher the course of study, the students are more motivated to work independently. In addition, the author revealed that educational and cognitive motives are more developed in the part of students who have a clear idea of the goals of independent work. According to the results of the study, the activities aimed at improving the efficiency of independent work of students are proposed.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов в вузе»

DOI 10.24411/2658-428Х-2019-10513 УДК 378

Д. Т. Березин https://orcid.org/0000-0003-0193-2398

Организация самостоятельной работы студентов в вузе

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного автором в 2019 году в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского. В рамках исследования предпринята попытка определить фактически затраченное студентами время на самостоятельную работу и их отношение к организации самостоятельной работы в вузе. Кроме того, проанализировано, как организовано преподавателями планирование и оценка требуемой трудоемкости самостоятельной работы студентов. Установлено, что студенты, которые осознанно выбрали вуз и направление обучения, в большей степени мотивированы на самостоятельную работу, чем студенты, которые поступили в вуз по принципу «все равно, какой вуз и направление обучения». Выявлено, что чем выше временные затраты студентов на самостоятельную работу, тем выше успеваемость по дисциплинам у данной группы студентов. Количество уделяемого студентами времени на самоподготовку не связано с гендерными различиями, то есть и девушки, и юноши тратят одинаковое количество времени на самостоятельную подготовку. Чем выше курс обучение, тем студенты более мотивированы к самостоятельной работе. Кроме того, автором выявлено, что учебно-познавательные мотивы более развиты у той части студентов, которая имеет четкое представление о целях самостоятельной работы. По итогам исследования предлагаются мероприятия, направленные на повышение эффективности самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, студенты, вузы, формы контроля, учебный процесс.

D. T. Berezin

Organization of independent work of students at the university

The article presents the results of a sociological study conducted by the author in 2019 at the Yaroslavl state pedagogical University named after K. D. Ushinsky. The study attempts to determine the actual time spent by students on independent work and their attitude to the organization of independent work at the University. In addition, it is analyzed how the teachers organized the planning and evaluation of the required complexity of independent work of students. It is established that students who consciously chose the University and the direction of study, are more motivated to work independently than students who entered the University on the principle of «it does not matter what University and direction of study». It is revealed that the higher the time

© Березин Д. Т., 2019

Организация самостоятельной работы студентов в вузе

73

spent by students on independent work, the higher the academic performance in the disciplines of this group of students. The amount of time students spend on self-study is not related to gender differences, i.e. both girls and boys spend the same amount of time on self-study. The higher the course of study, the students are more motivated to work independently. In addition, the author revealed that educational and cognitive motives are more developed in the part of students who have a clear idea of the goals of independent work. According to the results of the study, the activities aimed at improving the efficiency of independent work of students are proposed.

Key words: individual work, students, University, forms of control, study process.

Актуальность исследования

Для современной экономики необходимы специалисты с универсальными и гибкими («мягкими») навыками, поскольку только такие работники способны быстро адаптироваться к динамичным изменениям в обществе и к постоянно совершенствующимся технологиям на производстве и в сельском хозяйстве. Не случайно Министерство науки и высшего образования РФ уделяет серьезное внимание подготовке бакалавров и магистров. Но подготовка высококлассных специалистов невозможна без правильно организованной внеаудиторной работы студентов. Именно по этой причине в образовательных стандартах предусмотрено время на самостоятельную работу студента. Учитывая вышеизложенное, мы провели исследование, направленное на определение фактически затраченного студентами времени на самостоятельную работу и их отношение к организации самостоятельной работы в вузе.

Постановка проблемы

Данную проблему на протяжении последних десятилетий систе-

матически изучают педагоги, социологи, психологи и т. п. Наибольший вклад в изучение форм внеаудиторной самостоятельной работы, анализ технологического обеспечения самостоятельной работы вносят ученые из США.

Ученые из США целенаправленно изучают, как качество организации самостоятельной работы студентов вузов влияет на их успеваемость [1].

За последнее десятилетие большинство научных исследований в США, посвященных изучению самостоятельной работы, направлено на изучение организации самостоятельной работы не в вузах, а в школах [8, 9, 10].

Ученые из России, прежде всего педагоги, также активно изучают, как различные виды самостоятельной работы влияют на успеваемость студентов [2].

Эмпирическая база исследования

В 2019 году осуществлен опрос студентов Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ).

74

Д. Т. Березин

Выборка квотная. Выборочная совокупность п = 600. Переменные квотирования: пол, возраст, факультет.

Проведена серия глубинных интервью со студентами (п = 20).

Интервью преподавателей

(П = 10).

Теоретической основой социологического исследования выступили научные труды М. В. Груздева, М. В. Новикова, О. А. Коряковцевой и др. [1, 3, 4, 5, 6, 7].

Авторские гипотезы

1. Студенты, которые осознанно выбрали вуз и направление обучения, в большей степени мотивированы на самостоятельную работу, чем студенты, которые поступили в вуз по принципу «все равно, какой вуз и направление обучения».

2. Чем выше временные затраты студентов на самостоятельную работу, тем выше успеваемость по дисциплинам у данной группы студентов.

3. Количество времени, уделяемого студентами на самоподготовку не связано с гендерными разли-

чиями, то есть и девушки, и юноши тратят одинаковое количество времени на самостоятельную подготовку.

4. Чем выше курс обучения, тем более студенты мотивированы на самостоятельную работу.

5. Учебно-познавательные мотивы более развиты у той части студентов, которая имеет четкое представление о целях самостоятельной работы.

6. Основные трудности при организации самостоятельной работы у студентов связаны с отсутствием навыков поиска и анализа необходимой информации.

7. Большая часть студентов не желает в рамках самостоятельной работы читать (книги, журналы) соответствующую научную и учебную литературу, предпочитая находить необходимую информацию в Интернете.

Результаты исследования

Сначала мы изучали, по каким мотивам наши респонденты выбирали вуз и направление обучения (табл. 1).

Таблица 1.

Ответы респондентов ЯГПУ, п = 600

юноши девушки

Получить качественное образование 85 87

Это престижное учебное заведение 64 63

В это учебное заведение поступали/поступают друзья 38 35

Этого хотели родители 18 19

Все равно, какой вуз, главное отсрочка от 16 -

Ответы респондентов на вопрос: «Мотивы выбора учебного заведения?»* (в %, от числа ответивших)

Организация самостоятельной работы студентов в вузе

75

Ответы респондентов ЯГПУ, п = 600

юноши девушки

службы в армии

Легко поступить 12 12

Это единственное заведение, в которое могу поступить 11 10

Удобное расположение учебного заведения 11 14

Есть нужные связи для поступления 9 8

Доступная для семьи стоимость обучения 8 9

Все равно какой вуз, главное найти партнера, супруга(у) - 14

Другое 5 6

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов

Как видно из ответов наших респондентов, основными мотивами выбора ЯГПУ, независимо от тендерных особенностей, направления обучения, курса, являются «возможность получить качественное образование» и «учится в престижном учебном заведении».

Мы согласны с мнением ведущих ученых, что для повышения эффективности образовательного процесса необходима правильная мотивация обучающегося [7]. При правильной мотивации студенты эффективно распределяют свое

свободное время и добиваются больших успехов в самостоятельной работе.

В рамках своего исследования мы предприняли попытку сначала проанализировать временные затраты студентов на самостоятельную работу и их отношение к организации самостоятельной работы в вузе.

По этой причине мы изучали, знают ли студенты о количестве часов, запланированных для их самостоятельной работы по дисциплинам? (табл. 2)

Таблица 2.

Распределение ответов на вопрос: «Осведомлены ли Вы о количестве часов, запланированных для самостоятельной работы по изучаемым дисциплинам?» (в %, от числа опрошенных)

Ответы ЯГПУ, студенты, п = 600

юноши девушки

Да 54 56

Нет 46 44

Как видно из ответов, чуть больше половины юношей и девушек знают, сколько часов выделено на самостоятельную работу. Сту-

денты в рамках опроса имели возможность пояснить свои ответы. Так, больше половины опрошенных указали, что знают о количестве

76

Д. Т. Березин

часов, выделенных на самостоятельную работу из рабочего учебного плана (копия), который имеется у старосты группы. Не может не вызывать беспокойство то обстоятельство, что 46 % юношей и 44 % девушек не знают, сколько запланировано часов на самостоятельную работу. Абсолютно все студенты пояснили, что у них есть один день в неделю на самостоятельную подготовку (обычно суббота). К сожалению, больше половины респондентов, принявших участие в опросе, пояснили, что день самоподготовки тратят на решение личных проблем (подрабатывают, занимаются спортом, ездят в родной город к родителям и т. п.). То есть боль-

шинство студентов воспринимает день для самоподготовки как еще один выходной день. В этой связи очень отрадно, что магистры в большей своей массе иначе воспринимают день для самоподготовки, несмотря на то, что почти все подрабатывают, так как стипендии недостаточно для полноценной жизнедеятельности. Значительная часть магистрантов пояснила, что в день, выделенный для самоподготовки, активно работает над магистерской диссертацией.

Далее мы изучали, обсуждали ли преподаватели с нашими респондентами трудозатраты на самостоятельную работу при освоении дисциплины на этапе ее планирования?

Таблица 3.

Распределение ответов на вопрос: «Обсуждались ли с Вами трудозатраты на освоение дисциплины на этапе ее планирования?» (в %, от числа опрошенных)

Ответы ЯГПУ, студенты, п = 600

юноши девушки

Да 53 55

Нет 47 45

Чуть более половины опрошенных юношей и девушек пояснили, что заместители декана по очной форме обучения на собрании знакомили их с рабочим учебным планом. Нам как исследователям было важно получить репрезентативную информацию, поэтому в анкете были предусмотрены открытые вопросы, чтобы студенты имели возможность пояснить свои ответы. Так, при ответе на данный вопрос 47 % юношей и 45 % девушек пояснили, что в рабочем плане их ин-

тересует только форма контроля (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) по дисциплинам в конкретном семестре. По этой причине даже когда их информируют о количестве часов аудиторной и внеаудиторной нагрузки, они не придают этой информации принципиального значения. Абсолютно все респонденты, принявшие участие в опросе, указали, что их интересует, кто будет читать лекции по конкретной дисциплине. Студенты из общежития пояснили, что собирают

Организация самостоятельной работы студентов в вузе

77

информацию о преподавателях от старшекурсников, проживающих в общежитии. В основном их интересует информация о методике преподавания, форме контроля и санкциях, которые применяет конкрет-

ный преподаватель за прогулы и невыполненные задания.

Далее мы изучали, понимают ли студенты цели выполнения самостоятельной работы? (табл. 4).

Таблица 4.

Распределение ответов на вопрос: «Понимаете ли Вы цели выполнения самостоятельной работы?» (в %, от числа опрошенных)

Ответы ЯГПУ, студенты, n = 600

юноши девушки

Да 50 52

Нет 50 48

Как видно из ответов, половина опрошенных понимает цели выполнения самостоятельной работы. Но понимание целей еще не ведет к правильному распределению времени на самостоятельную работу. Для продуктивной самостоятельной работы необходимы специально

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оборудованные места, выход в Интернет, свободный доступ в ведущие библиотеки и т. п.

По этой причине далее мы изучали, с помощью каких ресурсов студенты готовятся к семинарским и практическим занятиям? (табл. 5)

Таблица 5.

Распределение ответов на вопрос: «С помощью, каких ресурсов Вы готовитесь к семинарским и практическим занятиям?» (в %, от числа опрошенных)

Ответы ЯГПУ, студенты, n = 600

юноши девушки

Электронная образовательная среда обучения (ЭИОС) ЯГПУ 100 100

Научная электронная библиотека eLIBRARY. RU 65 51

Видеозаписи лекций и онлайн-лекции преподавателей факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ 72 49

Видеоархив МГУ 80 92

Видеоархив МГИМО 75 82

«Универсариум» - открытая система электронного образования 56 61

UNIWEB - платформа онлайн-обучения 36 42

Eduson - платформа онлайн-обучения 41 39

Codecademy - интерактивная среда для обучения Web-программированию 87 45

EdX - каталог курсов от MIT, Harvard и 53 44

78 Д. Т. Березин

Ответы ЯГПУ, студенты, n = 600

юноши девушки

других университетов

Видеокурсы от Иельского Университета -http://oyc.yale.edu/ и http://www.youtube.com/ yalecourses 47 88

Видеокурсы от Гарвардского Университета -http://www.extension.harvard.edu/courses 38 89

Видеокурсы от Открытого Университета Великобритании - http://www. open. ac .uk/openlearn/ 42 92

Другие ресурсы 5 6

Как видно из ответов, абсолютно все студенты ЯГПУ в рамках самостоятельной работы обращаются к электронной образовательной среде обучения (ЭИОС) ЯГПУ. Эти данные согласуются с ответами, полученными в ходе интервью от преподавателей. Не может не радовать, что больше половины студентов, независимо от гендерных особенностей, знакомы с научной электронной библиотекой eLIBRARY. RU.

Студенты, обучающиеся по направлению история и социология, указали, что целенаправленно при подготовке к семинарским занятиям изучают видеозаписи лекций и он-лайн-лекции преподавателей факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

Далее мы изучали, сколько времени студенты затрачивают на подготовку к семинарским и практическим занятиям в день? (табл. 6).

Таблица 6.

Распределение ответов на вопрос: «Сколько времени Вы затрачиваете на подготовку к семинарским и практическим занятиям в день?» (в %, от числа опрошенных)

Ответы ЯГПУ, студенты, n = 600

юноши девушки

Пол часа в день 12 8

1-2 часа 23 24

3-5 часов 17 19

6 часов и больше 8 9

Час в неделю 7 8

Два часа в неделю 10 13

Три часа в неделю 17 14

Другое 6 5

Как видно из ответов, юноши и девушки в среднем тратят одинаковое количество времени на самостоятельную работу. С другой сто-

роны, количество времени, потраченное на подготовку, не обязательно говорит о качестве этой подготовки. Возможно, есть студенты,

Организация самостоятельной работы студентов в вузе

79

которые, независимо от прилагаемых усилий, не достигают поставленных целей.

Далее мы изучали, сколько всего часов, по мнению наших респон-

дентов, необходимо тратить на самостоятельную подготовку, чтобы успешно освоить изучаемую дисциплину (табл. 7).

Таблица 7.

Распределение ответов на вопрос: «Сколько всего часов необходимо тратить на самостоятельную подготовку Вам для успешного освоения указанной дисциплины?» (в %, от числа ответивших)

Ответы ЯГПУ, студенты, п = 600

юноши девушки

Пол часа в день 8 7

1-2 часа 25 15

3-5 часов 62 73

6 часов и больше 5 5

Как видно из ответов, большей части опрошенных для качественной подготовки к занятиям необходимо 3-5 часов в день на самоподготовку. Студенты имели возможность пояснить свои ответы. Так, около 25 % юношей и 33 % девушек пояснили, что им не хватает времени на качественную подготовку к семинарским занятиям, так как в свободное от учебы время ра-

ботают, поскольку стипендии и помощи от родителей недостаточно для нормальной жизнедеятельности. Больше всего не хватает времени на самостоятельную подготовку иногородним студентам.

Далее мы изучали, каким образом преподаватели осуществляют контроль самостоятельной работы студентов в вузе (табл. 8).

Таблица 8.

Распределение ответов на вопрос: «Каким образом ваши преподаватели осуществляют контроль самостоятельной работы студентов?»* (в %, от числа опрошенных)

Ответы ЯГПУ, студенты, п = 600

юноши девушки

Технические средства контроля в сочетании с устной беседой с обучающимся 62 64

Письменные работы (тесты, эссе, рефераты и т. п.) 52 53

Контроль с помощью технических средств и информационных систем 49 48

Устный опрос 37 36

Другое 5 6

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли дать несколько вариантов ответов

80

Д. Т. Березин

Из ответов респондентов видно, что в ЯГПУ самостоятельную работу оценивают с помощью технических средств контроля в сочетании с устной беседой с обучающимся, что, безусловно, способствует рационализации учебного процесса. Преподавателям и студентам не надо много времени тратить на проверку знаний, так как техниче-

ские средства контроля обеспечивают эффективный контроль знаний. В то же время позитивно, что преподаватели при оценке знаний используют устные опросы.

Далее мы изучали, каких навыков, умений и знаний студентам не хватает для продуктивной самостоятельной работы? (табл. 9).

Таблица 9.

Ответы ЯГПУ, студенты, п = 600

юноши девушки

Способность и готовность к использованию основных прикладных программных средств 54 63

Владение современными средствами телекоммуникации 53 48

Умение самостоятельно осмыслять проблему на основе существующих методик 41 43

Умение собирать и систематизировать практический материал 38 42

Способность создать содержательную презентацию выполненной работы 34 27

Умение логично и грамотно излагать собственные умозаключения и выводы 32 38

Умение соблюдать форму научного исследования 31 28

Умение обосновывать и строить априорную модель изучаемого объекта или процесса 22 29

Умение работать с объектами изучения, критическими источниками, справочной и энциклопедической литературой 20 47

Умение пользоваться глобальными информационными ресурсами 18 25

Другое 5 6

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов

Распределение ответов на вопрос: «Каких навыков, умений и знаний Вам не хватает для продуктивной самостоятельной работы?»* (в %, от числа опрошенных)

Организация самостоятельной работы студентов в вузе

81

Можно констатировать, что современным студентам необходимо в рамках учебного процесса в вузе, либо в рамках повышения квалификации (дополнительного образования) давать навыки, умения и знания по многим аспектам, связанным с самостоятельной работой. Кроме того, из ответов видно, что юношам в большей степени, чем

девушкам, не хватает умений работать с объектами изучения, критическими источниками, справочной и энциклопедической литературой.

Далее мы изучали, удовлетворяет ли студентов уровень организации самостоятельной работы со стороны преподавателя по каждому предмету? (табл. 9).

Таблица 9.

Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворяет ли Вас уровень организации самостоятельной работы со стороны преподавателя по каждому предмету?» (в %, от числа опрошенных)

Ответы ЯГПУ, студенты, п = 600

юноши девушки

Да 56 54

Нет 44 46

Больше половины опрошенных указали, что их вполне удовлетворяет уровень организации самостоятельной работы со стороны преподавателя по каждому предмету.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее мы изучали, что следует изменить, по мнению наших респондентов, в рамках учебного процесса для повышения уровня организации самостоятельной работы? (табл. 10).

Таблица 10.

Распределение ответов на вопрос: «Что следует изменить в рамках учебного процесса для повышения уровня организации самостоятельной работы?»* (в %, от числа опрошенных)

Ответы ЯГПУ, студенты, п = 600

юноши девушки

Консультации 55 63

Методические рекомендации 48 49

Программное обеспечение 28 31

Рекомендуемые источники 27 48

Исходные материалы 23 19

Равномерность и последовательность заданий 15 17

Лабораторное оборудование 12 15

Другое 5 6

*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты

82

Д. Т. Березин

могли указать несколько вариантов ответов.

Опрошенные могли пояснить свои ответы. Большинство студентов, независимо от гендерных особенностей, указало, что часть преподавателей часто формально относится к проведению консультаций. Назначают время для консультации на обед в тот день, когда у них на

факультете, где располагается их кафедра, есть пары. Времени для консультации выделяют очень мало.

Далее мы изучали, удовлетворяет ли студентов степень контроля самостоятельной работы (сроки контроля, формы контроля)? (табл. 11).

Таблица 11.

Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворяет ли Вас степень контроля самостоятельной работы (сроки контроля, формы контроля)?» (в %, от числа ответивших)

Ответы ЯГПУ, студенты, п = 600

юноши девушки

Да 62 60

Нет 38 40

Как видно из ответов, больше Далее мы изучали, знают ли сту-половины студентов удовлетворены денты заранее требования, по кото-сроками и формой контроля само- рым оценивается их самостоятель-стоятельной работы. ная работа? (табл. 12).

Таблица 12.

Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли Вы заранее требования, по которым оценивается Ваша самостоятельная работа?» (в %, от числа опрошенных)

Ответы ЯГПУ, студенты, п = 600

юноши девушки

Да 54 56

Нет 46 44

Больше половины студентов указали, что заранее знают требования, по которым оценивается по каждому предмету самостоятельная работа студента.

В рамках исследования мы провели серию глубинных интервью, чтобы определить фактически затраченное студентами время на самостоятельную работу и их отно-

шение к организации самостоятельной работы в вузе.

Свое мнение о самостоятельной работе студентов выразили в кратких итоговых высказываниях.

Мы приводим некоторые типичные высказывания студентов.

Егор, 21 год.

«Несмотря на то, что на нашем факультете днем для самостоя-

Организация самостоятельной работы студентов в вузе

83

тельной работы выбрана суббота, я всегда с удовольствием посещаю библиотеку, при необходимости, если нужно, ищу возможности для получения консультации от преподавателя, заранее с ним договариваясь о встрече. Необходимо отметить, что все преподаватели, которые у меня на разных курсах были научными руководителями по курсовым работам, никогда не срывали проведение консультации».

Ульяна, 20 лет.

«Мои родители оба работают учителями в школе, и они меня приучили к систематической работе, поэтому независимо от того, когда на факультете предусмотрен день для самоподготовки, независимо от того, работает ли в конкретный день ресурсный центр на факультете, работает ли библиотека в нашем корпусе, я всегда нахожу время для выполнения домашнего задания».

Как видно, студенты приучены к систематической работе, мотивированы на получение дополнительных знаний, что, безусловно, ведет к успешному освоению знаний.

В рамках нашего исследования мы изучали, как организовано преподавателями планирование и оценка требуемой трудоемкости самостоятельной работы студентами?

Далее мы приводим основные высказывания преподавателей.

Доцент, 42 года.

«К сожалению, определенная часть студентов воспринимает

время, выделенное на самоподготовку, как возможность отдохнуть, либо решить свои проблемы, а не как возможность подготовиться к семинарским занятиям. Многие, несмотря на то, что ежедневно выделяют время на подготовку к занятиям после окончания пар в вузе, не имеют навыков, которые позволили бы эффективно организовать свою самостоятельную работу. Соответственно, необходимо учить студентов, как организовывать свою самостоятельную работу, например, в рамках дисциплины «Академическое письмо».

Доцент, 45 лет.

«Необходимо целенаправленно повышать мотивацию студентов на учебу, тогда и более эффективно будут использовать студенты свое свободное время. Для этого важно мотивировать на результат, а не на оценку. Кроме того, использовать активно наказания за не подготовку к занятиям и поощрять за своевременное выполнение домашних заданий».

Выводы и рекомендации

Результаты социологического исследования подтверждают все авторские гипотезы.

Считаем, что для повышения эффективности самостоятельной деятельности студентов в вузах необходимо:

— для правильной организации самостоятельной работы студента систематически проводить монито-

84

Д. Т. Березин

ринг ее трудоемкости по всем дисциплинам;

- целенаправленно издавать методические пособия, подробно регламентирующие проведение самостоятельной работы студентов по всем курсам;

- в рамках освоения дисциплин уделить время, чтобы научить сту-

дентов учету личного времени с целью оптимизации его использования;

- преподавателям периодически повышать квалификацию по организации самостоятельной работы студентов.

Библиографический список

1. Березин, Д. Т. Проведение семинарских занятий по технологии коллективного взаимообучения и взаимоконтроля с элементами балльно-рейтинговой системы [Текст] / под. ред. Н. В. Нижегородцевой //Актуальные проблемы психологии образования. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. - С. 10-15.

2. Валеева, Д. Р., Докука, С. В., Юдкевич, М. М. Разрыв дружеских связей при академическом неуспехе: социальные сети и пересдачи у студентов [Текст] / Д. Р. Валеева, С. В. Докука, М. М. Юдкевич // Вопросы образования. - 2017. -№ 1. - С. 8-24.

3. Груздев, М. В., Тарханова, И. Ю. Становление «Новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации [Текст] / М. В. Груздев, И. Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 3. - С. 47-53.

4. Емельянов, А. С. Вузовское образование Ярославской области в контексте социально-экономического и политического развития внешней среды [Текст] / А. С. Емельянов // Социально-политические исследования. - 2019. - № 2. -С. 93-101.

5. Коряковцева, О. А. Развитие общественно-политической активности молодежи в условиях модернизации общества [Текст] / О. А. Коряковцева // Среднерусский вестник общественных наук. - 2009. - № 2 (11). - С. 117-122.

6. Новиков, М. В., Перфилова, Т. Б. Мотивы получения образования в России в VIII - первой половине XIX в. [Текст] / М. В. Новиков, Т. Б. Перфилова // Вопросы теории и методики профессионального образования. Материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. - С. 116-127.

7. Таланов, С. Л., Кудашов, В. Н. Особенности экономической социализации студентов вузов [Текст] / С. Л. Таланов, В. Н. Кудашов // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2016. - № 6. - С. 34-39.

8. Jan N. Hughes, Qian Cao, Oi-man Kwok. Indirect effects of extracurricular participation on academic adjustment via perceived friends' prosocial norms // Journal of Youth and Adolescence. - 2016. - № 45(11): - P. 2260-2277.

9. Lynch AD, Lerner RM, Leventhal T. Adolescent academic achievement and school engagement: An examination of the role of school-wide peer culture // Journal of Youth and Adolescence. - 2013. - № 42. - P. 6-19.

Организация самостоятельной работы студентов в вузе

85

10. Wang MT, Holcombe R. Adolescents' perceptions of classroom environment, school engagement, and academic achievement. // American Educational Research Journal. - 2010. - № 47. - P. 633-662.

Bibliograficheskij spisok

1. Berezin, D. T. Provedenie seminarskih zanjatij po tehnologii kollektiv-nogo vzaimoobuchenija i vzaimokontrolja s jelementami ball'no-rejtingovoj si-stemy [Tekst] / pod. red. N. V. Nizhegorodcevoj //Aktual'nye problemy psihologii obrazovanija. - Jaro-slavl' : RIO JaGPU, 2017. - S. 10-15.

2. Valeeva, D. R., Dokuka, S. V, Judkevich, M. M. Razryv druzheskih svjazej pri akad-emicheskom neuspehe: social'nye seti i peresdachi u studentov [Tekst] / D. R. Valeeva, S. V Dokuka, M. M. Judkevich // Voprosy obrazovanija. - 2017. - № 1. - S. 8-24.

3. Gruzdev, M. V, Tarhanova, I. Ju. Stanovlenie «Novoj didaktiki» pedago-gicheskogo obrazovanija v uslovijah global'nogo tehnologicheskogo obnovlenija i cifrovizacii [Tekst] / M. V. Gruzdev, I. Ju. Tarhanova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2019. - № 3. - S. 47-53.

4. Emel'janov, A. S. Vuzovskoe obrazovanie Jaroslavskoj oblasti v kontekste so-cial'no-jekonomicheskogo i politicheskogo razvitija vneshnej sredy [Tekst] / A. S. Emel'janov // Social'nopoliticheskie issledovanija. - 2019. - № 2. - S. 93-101.

5. Korjakovceva, O. A. Razvitie obshhestvenno-politicheskoj aktivnosti molo-dezhi v uslovijah modernizacii obshhestva [Tekst] / O. A. Korjakovceva // Sredne-russkij vestnik obshhestvennyh nauk. - 2009. - № 2 (11). - S. 117-122.

6. Novikov, M. V, Perfilova, T. B. Motivy poluchenija obrazovanija v Rossii v VIII -pervoj polovine HIH v. [Tekst] / M. V. Novikov, T. B. Perfilova // Voprosy teorii i metodiki professional'nogo obrazovanija. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii «Chtenija Ushinskogo». - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. - S. 116-127.

7. Talanov, S. L., Kudashov, V. N. Osobennosti jekonomicheskoj socializacii studen-tov vuzov [Tekst] / S. L. Talanov, V N. Kudashov // Alma mater (Vestnik vysshej shko-ly). - 2016. - № 6. - S. 34-39.

8. Jan N. Hughes, Qian Cao, Oi-man Kwok. Indirect effects of extracurricular participation on academic adjustment via perceived friends' prosocial norms // Journal of Youth and Adolescence. - 2016. - № 45(11): - P. 2260-2277.

9. Lynch AD, Lerner RM, Leventhal T. Adolescent academic achievement and school engagement: An examination of the role of school-wide peer culture // Journal of Youth and Adolescence. - 2013. - № 42. - P. 6-19.

10. Wang MT, Holcombe R. Adolescents' perceptions of classroom environment, school engagement, and academic achievement. // American Educational Research Journal. - 2010. - № 47. - P. 633-662.

86

ff. T. Eepe3UH

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.