Научная статья на тему 'Формирование проектных компетенций у студентов в процессе освоения учебной дисциплины "Основы проектной деятельности"'

Формирование проектных компетенций у студентов в процессе освоения учебной дисциплины "Основы проектной деятельности" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА / ПОДГОТОВКА К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В УНИВЕРСИТЕТЕ / PROJECT ACTIVITIES / FORMATION OF STUDENT PROJECT COMPETENCES / PREPARATION FOR PROJECT ACTIVITIES AT UNIVERSITY / METHODS OF TEACHING ACADEMIC SUBJECTS AT UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронцова Анна Валерьевна

Статья посвящена описанию педагогических потенциалов дисциплины «Основы проектной деятельности» как унифицированного компонента образовательных программ уровня бакалавриата, обеспечивающего формирование проектных компетенций обучающихся. Дисциплина может выступать первым компонентом общей системы подготовки студентов университета к проектной деятельности. Она выполняет задачи информирования о теоретических основаниях проектирования и создания условий для приобретения первых навыков проектной деятельности в учебных условиях. В статье характеризуются структура и содержание дисциплины, технологии и методики ее реализации. Автором представлены результаты внедрения дисциплины и опроса обучающихся по итогам ее освоения. Студенты оценивают содержательность, технологии, преподавательское мастерство лектора и преподавателей, ведущих практические занятия. Автором представлено видение путей совершенствования методического обеспечения дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of design competences in students in the course of development of a subject matter of "Basics of project activities" The article is devoted to the description of the pedagogic potentials of the discipline Basics of project activities

The discipline is the first component of the general system of preparing university students for project activities. The discipline allows informing students about the theoretical basis of design and creates the conditions for the acquisition of the first skills of the project activity. The article describes the structure and content of the discipline, technology and methods of its implementation. The author presents the results of a survey of students on the basis of the development of the discipline. The students appreciate the content, technology, teaching skills of the lecturer and pedagogues, leading practical classes. The author presents a vision of the development of discipline teaching methods.

Текст научной работы на тему «Формирование проектных компетенций у студентов в процессе освоения учебной дисциплины "Основы проектной деятельности"»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-108-113 УДК 378.22

Воронцова Анна Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет annavorontsova@ksu.edu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Статья посвящена описанию педагогических потенциалов дисциплины «Основы проектной деятельности» как унифицированного компонента образовательных программ уровня бакалавриата, обеспечивающего формирование проектных компетенций обучающихся. Дисциплина может выступать первым компонентом общей системы подготовки студентов университета к проектной деятельности. Она выполняет задачи информирования о теоретических основаниях проектирования и создания условий для приобретения первых навыков проектной деятельности в учебных условиях. В статье характеризуются структура и содержание дисциплины, технологии и методики ее реализации. Автором представлены результаты внедрения дисциплины и опроса обучающихся по итогам ее освоения. Студенты оценивают содержательность, технологии, преподавательское мастерство лектора и преподавателей, ведущих практические занятия. Автором представлено видение путей совершенствования методического обеспечения дисциплины.

Ключевые слова: проектная деятельность, формирование проектных компетенций студента, подготовка к проектной деятельности в университете, методика преподавания учебных дисциплин в университете.

Формирование компетенций студентов в области проектной деятельности -одна из актуальных задач современного высшего образования. На необходимость формирования у студентов готовности к проектированию в профессиональной, социальной и личностной сферах указывают нормативные акты, регулирующие содержание и технологии образования (например, ФГОС 3+ и ФГОС 3++), исследования качества высшего образования с использованием проектного метода (например, А.А. Шкунова, К.А. Плешанов [3], О.С. Кудинова, Л.Г. Скуль-мовская [4], С.В. Павловская, Н.Г. Сироткина [5] и другие), требования к высокому уровню адаптации и мобильности выпускников вузов.

В Костромском государственном университете была разработана и активно реализуется модель формирования проектных компетенций обучающихся в структуре образовательных программ разного уровня и внеаудиторной деятельности профессионально-ориентированного содержания. Логика реализации модели в рамках программ бакалавриата заключается в следующем:

- дисциплина «Основы проектной деятельности» (в объеме 2 зачетные единицы, сочетает лекционные и практические занятия в соотношении 50/50%) обеспечивает формирование представлений о проектировании, создает условия для отработки базовых алгоритмов проектирования с помощью анализа готовых проектов и разработки учебного процесса;

- дисциплина по выбору «Создание и реализация социального проекта» / «Социальное проектирование» / иная дисциплина схожего содержания (в объёме 2 зачетные единицы, включает только

практические занятия) позволяет обучающимся получить опыт разработки и реализации социально-ориентированного проекта в малых группах в рамках одного направления подготовки;

- производственная практика обеспечивает условия для разработки и реализации профессионального проекта индивидуально или в группе;

- внеаудиторная деятельность позволяет создать и реализовать междисциплинарный проект в смешанных командах обучающихся разных уровней, направлений, курсов обучения.

Нами были разработаны программа, содержание, организационное и методическое обеспечение дисциплины «Основы проектной деятельности». В 2018-2019 году проведено ее опытное внедрение, которое сопровождалось организацией обратной связи от обучающихся, осваивавших дисциплину.

Цель дисциплины «Основы проектной деятельности» - формирование готовности к участию и организации проектной деятельности.

Задачами дисциплины являются:

- формирование представлений обучающихся о теоретических основах проектирования;

- формирование представлений о структуре и этапах проектной деятельности;

- развитие практических умений и навыков по организации проектной деятельности;

- формирование профессиональной готовности к созданию проектов;

- формирование профессиональной готовности к овладению проектной деятельностью как универсальной, инновационной технологией;

- ознакомление обучающихся с современными методами коллективной работы над проектом.

108

Вестник КГУ 2019

© Воронцова А.В., 2019

Содержание дисциплины заключается в изучения нескольких тем.

Тема 1. Сущность и структура проектной деятельности.

Проект: понятие и содержание. Основные признаки проекта. Классификация проектов. Цели и задачи проекта. Структура проекта.

Тема 2. Внутренняя структура и жизненный цикл проекта.

Типы структурных моделей проекта (дерево целей, матрица распределения ответственности, сетевая модель проекта, дерево стоимости, дерево ресурсов, дерево рисков). Основные фазы жизненного цикла проектов.

Тема 3. Окружение и участники проекта.

Виды и характеристика окружения проекта. Дальнее окружение проекта. Ближнее окружение проекта. Состав участников проекта. Команда проекта. Управляющий проектом.

Тема 4. Цель и эскизное описание проекта.

SMART-тест для формулировки цели проекта. Энергия проекта. Предварительный план проекта. Определение объема проекта. Составление устава проекта. Паспорт проектной идеи.

Тема 5. Стекхолдеры проекта.

Понятие «стекхолдер». Алгоритм работы со стейкхолдерами. Виды стейкхолдеров. Методы идентификации стейкхолдеров. Уровни стейкхолдеров. Планетарная модель стейкхолдеров. Стратегия работы со стейкхолдерами. Приемы работы со стейкхолдерами.

Тема 6. Управление командой проекта.

Этапы формирования команды. Типы управления в проектных группах. Стили лидерства в проектной команде.

Тема 7. Презентация проекта.

Правила публичного выступления. Основные ошибки оратора. Storytelling как способ презентации проекта. Логика выступления. Каких вопросов ожидать? Правила работы с презентацией.

Существенной особенностью реализации этой дисциплины было то, что лекции проводились в потоковом режиме, одним преподавателем. Лекции не могли учитывать специфику различных направлений подготовки, представляли собой общие характеристики проектирования и единые, сущностные алгоритмы проектной деятельности. Иллюстрирование материала осуществлялось на собственном опыте лектора и на обращении к опыту обучающихся. Поэтому примеры наполнялись разнообразным содержанием.

Идея связи между лекционными и практическими занятиями была следующей: схематический материал лекции, типовые алгоритмы деятельности на первых трех занятиях прорабатываются на материале проектов, предоставляемых обучающимся преподавателем. Знание алгоритмов проектирования закрепляется в ходе аналитической деятель-

ности. На последующих занятиях студенты разрабатывают в малых группах собственный учебный проект, в том числе строят дерево целей, проводят фрагментирование и структурирование задач, создают событийную модель проекта, оценивают ресурсы и риски, проектируют затраты, разрабатывают календарный график и расписание проекта, строят планетарную модель стекхолдеров, описывают команду проекта (роли, функции, содержание деятельности, требования к членам команды) и др.

Преподаватели, ведущие практические занятия, это преподаватели, как правило, выпускающей кафедры. Они глубоко погружены в содержание будущей профессиональной деятельности и предлагают студентам для анализа соответствующие проекты, а также контролируют, чтобы собственные проекты обучающихся лежали в профессиональной сфере, сообразной направлению подготовки.

Промежуточная аттестация по дисциплине осуществляется в форме зачета. Целью зачета является установление сформированности компетенций у обучающихся, достижения поставленных перед дисциплиной целей. На наш взгляд целесообразно проводить зачет, используя накопительную (балль-но-рейтинговую) систему оценивания.

Примерный перечень учебных действий и достижений с оценкой в баллах приводится в таблице 1. Баллы могут быть положительными и отрицательными (штрафы). По предложенному примеру расчета для получения зачета обучающийся должен набрать не менее 40 баллов. Это значение предполагает выполнение всех заданий на пороговом уровне без штрафных баллов. При наличии штрафных баллов для получения зачета необходимо повышать уровень выполнения заданий, например, заявляться в качестве спикера при презентации и защите результатов выполнения заданий или проекта в целом.

По результатам проведения дисциплины «Основы проектной деятельности» с целью получения обратной связи было проведено исследование. Исследование проводилось с использованием формализованных опросных методов - анкетирования. Анкета содержала 12 вопросов закрытого и открытого типов.

В опросе приняли участие 150 студентов трех институтов - Института педагогики и психологии (ИПП), Института гуманитарных наук и социальных технологий (ИГНИСТ), Института физико-математических и естественных наук (ИФМЕН). Доля респондентов по институтам распределилась следующим образом: 48% респондентов - студенты ИПП, 32% - студенты ИФМЕН, 20% - студенты ИГНИСТ.

Первый содержательный вопрос предполагал оценку обучающимися актуальности изучения курса «Основы проектной деятельности». Респонденты могли дать оценку курсу по 10-балльной

Таблица 1

Примерная «цена» выполнения отдельных задании

в структуре дисциплины «Основы проектной деятельности» в баллах

Действие Балл

Выполненный анализ проекта, предложенного преподавателем, по заданным критериям

Представление результатов в письменной форме 3

Презентация результатов в форме устного выступления 5

Разработка элементов внутренней структуры проекта:

Дерева целей

Представление результатов в письменной форме 3

Презентация результатов в форме устного выступления 5

Матрицы распределения ответственности

Представление результатов в письменной форме 3

Презентация результатов в форме устного выступления 5

Сетевой модели проекта

Представление результатов в письменной форме 3

Презентация результатов в форме устного выступления 5

Дерево стоимости

Представление результатов в письменной форме 3

Презентация результатов в форме устного выступления 5

Дерево ресурсов

Представление результатов в письменной форме 3

Презентация результатов в форме устного выступления 5

Дерева рисков

Представление результатов в письменной форме 3

Презентация результатов в форме устного выступления 5

Разработка предварительного описания проекта по схеме устава проекта

Руководство работой малой группы 20

Участие в работе малой группы 10

Характеристика окружения проекта

Руководство работой малой группы 5

Участие в работе малой группы 3

Презентация задания 5

Характеристика команды проекта

Руководство работой малой группы 5

Участие в работе малой группы 3

Презентация и защита проекта 5

Разработка планетарной модели стекхолдеров проекта

Руководство работой малой группы 5

Участие в работе малой группы 3

Презентация задания 5

Защита учебного проекта 20

Пропуск лекционного занятия без уважительной причины -5

Пропуск практического занятия без уважительной причины -8

шкале от 1 (совершенно не актуально) до 10 (очень актуально). Результаты представлены на рисунке 1.

Большая часть респондентов (28%) оценивают актуальность дисциплины максимальным количеством баллов. Если объединить оценки верхней трети шкалы (10, 9, 8 баллов), то совокупность студентов, высоко оценивших актуальность дисциплины составила 48%. Совокупность студен-

тов, оценивших актуальность дисциплины от 1 до 3 баллов (нижняя треть шкалы) составляет 9,4% от общего количества участников опроса. Полученные данные приводят к выводу о высокой оценке значимости и актуальности обучающимися дисциплины «Основы проектной деятельности».

При оценке содержательности лекционных и практических занятий респондентам также пред-

110

Вестник КГУ 2019

10 баллов 9 баллов 8 баллов 7 баллов б баллов 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9,3

28

10,7

20

10,7

0 5 10 15 20 25

Рис. 1. Оценка актуальности дисциплины обучающимися по 10-балльной шкале (%)

30

10 баллов 9 баллов 8 баллов 7 баллов б баллов 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл

12

13,3

16 16

17,3

0

м 1,3

10,7

Рис. 2. Оценка студентами собственной готовности к проектной деятельности (%)

лагалось воспользоваться 10-балльной шкалой. При этом оценка в 1 балл предполагала, что лекции или практические занятия были бессодержательными, а оценка в 10 баллов - напротив, максимально содержательными, информационно насыщенными.

Полученные данные демонстрируют высокую оценку обучающимися содержательности и лекционных и практических занятий. Совокупные оценки верхней трети шкалы в отношении лекционных занятий составили 64% респондентов, в отношении практических занятий - 62,6%. Доля студентов, выбравших наиболее низкие оценки, составила 9,3% в отношении лекционных занятий, 12,1% в отношении практических занятий.

Практические занятия обеспечивались преподавателями выпускающих кафедр различных институтов, поэтому, на наш взгляд, важно было сравнить оценки содержательности практических занятий обучающимися разных подразделений. Сравнение полученных баллов показывает, что наиболее критично к содержанию практических заданий относятся студенты ИГНИСТ, наиболее высокие оценки получены от студентов ИПП. Это может быть связано как с разным уровнем ожиданий студентов, так и с разным содержанием практических занятий, которое более или менее удовлетворяет обучающихся.

Следующие вопросы анкеты преследовали цель получить оценку студентами педагогического мастерства лектора. Использовалась 10-балльная шкала, в которой 1 балл означал низкий, а 10 баллов - очень высокий уровень педагогического мастерства.

Доминирующее большинство оценок респондентов находятся в верхней трети шкалы (84,4%). Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности обучающихся педагогическим мастерством лектора.

Гораздо менее очевидными является оценка значимости дисциплины для решения профессиональных задач, самооценка готовности к проектной деятельности (рис. 2) и мотивации к включению в проектную деятельности (рис. 4).

Большинство студентов высоко оценили востребованность полученных в ходе изучения дисциплины знаний, умений, компетенций для решения социальных, профессиональных, личных задач (62,6%). Оценки нижней трети шкалы даны 10,7% респондентов. Эти результаты согласуются с высокой оценкой студентами актуальности дисциплины.

Из числа опрошенных студентов только 33,3% высоко оценивают собственную готовность к проектной деятельности. Невелика также доля ответов, содержащих оценки из нижней трети шкалы (6,6%). Средний уровень готовности по самооценке наблюдается у 60% студентов. Это вполне соответствует заявленной логике формирования проектных компетенций, согласно которой дисциплина «Основы проектной деятельности» только открывает цикл компонентов образовательных программ, ориентированных на эту цель.

Следующий вопрос уточнял: насколько повлияла дисциплина «Основы проектной деятельности» на готовность к проектированию? Этот вопрос был порожден гипотезой, что высокая ступень готов-

10 баллов 9 баллов 8 баллов 7 баллов 6 баллов 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл

20

18,7

14,7

10,7

12

0 5 10 15 20 25

Рис. 3. Оценка студентами влияния дисциплины на готовность к проектной деятельности (%)

10 баллов 9 баллов 8 баллов 7 баллов б баллов 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл

20

10,7 10,7 10,7

10,7

Рис. 4. Выраженность мотивации к участию в проектной деятельности в университете (%)

ности к проектированию может быть обусловлена личным, часто еще школьным, опытом участия в разработке и реализации проектов. Эта гипотеза в некоторой степени подтвердилась (рис. 3). 12% респондентов отвечают, что дисциплина вообще не повлияла на их готовность к проектированию. Однако надо отметить, что среди них только 1 респондент высоко оценил собственную готовность к проектированию. Средняя оценка готовности остальных респондентов 4,1 балла по 10-балльной шкале. У этих же респондентов выявлена крайне низкая мотивация к проектной деятельности: в целом по группе 1,7 балла по 10-балльной шкале.

Среди респондентов, которые очень высоко оценили влияние дисциплины на готовность к проектированию 73,3% респондентов также высоко оценивают и собственную готовность к проектной деятельности. В этой группе наблюдается высокая мотивация к проектной деятельности. В среднем по группе значение составляет 9,3 балла.

Опрос демонстрирует, что выраженный моти-вационный потенциал в проектной сфере присутствует у 36% респондентов, выраженное неприятия проектной деятельности наблюдается у 24% опрошенных студентов. Средний мотивационный потенциал демонстрируют 40,1% респондентов. Эта группа обучающихся может быть привлечена к проектированию путем внешней мотивации, участвовать в работе групп как исполнители. Ру-

ководителей и инициаторов проектов можно найти среди 20% студентов, оценивших собственную мотивированность 10 баллами. Среди этих студентов в целом очень велика лояльность в отношении содержания, качества, востребованности дисциплины (рис. 4).

Студентам предлагалось ответить на три открытых вопроса об основных недостатках, достоинствах дисциплины и об изменениях, которые необходимо внести в технологии преподавания и содержание дисциплины.

Контент анализ выявил следующие наиболее распространённые варианты ответов.

Основными недостатками дисциплины были названы:

- недостаточный объем дисциплины (10,6%);

- недостаточная проработка практических умений (13,3%);

- непонятно, сложно, ненужно (12%);

- нет недостатков (30,7%).

Основные достоинства дисциплины по мнению опрошенных:

- интересно, актуально (33,3%);

- хорошие преподаватели, качество преподавания (22,6%);

- практическая ориентированность дисциплины (14,7%).

Прозвучали следующие предложения по внесению изменений в дисциплину:

Вестник КГУ Л 2019

- больше практических занятий (16%);

- согласовать лекции и практические (8%);

- сделать факультативной (9,3%);

- убрать, исключить, заменить на профильную (5,3%);

- ничего (24%).

В результате опытного внедрения дисциплины «Основы проектной деятельности» и проведенного исследования мы пришли к ряду выводов.

Дисциплина состоялась в указанном содержании. В связи с этим ее можно рекомендовать как стартовый компонент модели формирования проектных компетенций обучающихся. Указанное содержание дисциплины разработано для студентов гуманитарных и социальных направлений подготовки и должно быть адаптировано для обучающихся естественно-научных и технических направлений подготовки.

Достаточно эффективным стал механизм распределения содержания дисциплины за преподавателем-лектором, который обеспечивает общую навигацию в содержании без учета предметности направления, и преподавателем - предметником, конкретизирующим это содержание в предметной области.

Объем практических занятий должен быть преобладающим в дисциплине. Практические занятия должны реализоваться на основе проработки обучающимися конкретных действий проектирования на основе избранной темы учебного проекта. Репродуктивные практические занятия недопустимы.

В методике преподавания дисциплины необходимо ориентироваться не только на овладение студентами ее предметным содержанием, но и ре-ализовывать специальные методы работы, ориентированные на формирование универсальных компетенций выпускника (коммуникации, групповой работы, рефлексии, презентации и др.).

Дисциплина должна преподаваться с постоянной опорой на события современности и жизненный опыт обучающихся.

Библиографический список

1. Денисов А.Р. От «кузницы кадров» к предпринимательскому университету: Опыт трансформации бизнес-процессов и организационной структуры / А.Р. Денисов, В.Н. Ершов, А.Р. Наумов, А.В. Воронцова, Г.Г. Сокова // Управленческое управление: практика и анализ. - 2017. - № 4. -С. 84-98.

2. Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование: Направление движения и первые практические шаги [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. -С. 207-225. - Режим доступа: Шр://рБу|оигпак. ги/р8уе^2014/п3/71634.8Ыш1 (дата обращения: 25.04.2019).

3. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 4 (21). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-studentov-v-vuze-rezultaty-nauchnogo-issledovaniya-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 26.04.2019).

4. Кудинова О.С., Скульмовская Л.Г. Проектная деятельность в вузе как основа инноваций [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4. - Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=27928 (дата обращения: 26.04.2019).

5. Павловская С.В., Сироткина Н.Г. Анализ опыта проектной деятельности при преподавании управленческих дисциплин в вузах [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - Режим доступа: https://www. science-education. ru/ru/article/view?id= 13864 (дата обращения: 26.04.2019).

References

1. Denisov A.R. Ot «kuznicy kadrov» k predprinimatel'skomu universitetu: Opyt transformacii biznes-processov i organizacionnoj struktuiy / A.R. Denisov, VN. A.R. Naumov, A.V. Voroncova, G.G. Sokova // Upravlencheskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2017. - № 4. - C. 84-98.

2. Bulin-Sokolova Е.1., Obuhov A.S., Semenov A.L. Budushchee pedagogicheskoe obrazovanie: Napravlenie dvizheniya i pervye prakticheskie shagi [Elektronnyj resurs] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2014. - T. 19. - № 3. - S. 207-225. -Rezhim dostupa: http://psyjournals.ru/psyedu/2014/ n3/71634.shtml (data obrashcheniya: 25.04.2019).

3. SHkunova A.A., Pleshanov K.A. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti studentov v vuze: rezul'taty nauchnogo issledovaniya i perspektivy razvitiya. [Elektronnyj resurs] // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2017. - № 4 (21). - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-studentov-v-vuze-rezultaty-nauchnogo-issledovaniya-i-perspektivy-razvitiya (data obrashcheniya: 26.04.2019).

4. Kudinova O.S., Skul'movskaya L.G. Proektnaya deyatel'nost' v vuze kak osnova innovacij [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2018. - № 4. - Rezhim dostupa: https:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=27928 (data obrashcheniya: 26.04.2019).

5. Pavlovskaya S.V, Sirotkina N.G. Analiz opyta proektnoj deyatel'nosti pri prepodavanii upravlencheskih disciplin v vuzah [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2014. - № 4. - Rezhim dostupa: https:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=13864 (data obrashcheniya: 26.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.