УДК 338.27
ПРОГНОЗЫ И РЕАЛИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ
Пяткова Наталья Петровна
Доктор экономических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела,
ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный университет имени Владимира Даля»
Степанюга Лариса Александровна
Старший преподаватель кафедры туризма и гостиничного дела,
ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный университет имени Владимира Даля»
В статье представлены современные аспекты развития экономики Российской Федерации в условиях санкционного давления, проанализированы возможные сценарии развития с привязкой к геополитическим условиям и действиям Правительства Российской Федерации по минимизации негативных последствий. Западные санкции дали обратный эффект, вызвав инфляцию и перебои с поставщиками в странах Евросоюза, тем самым запустили процесс разрушения экономики Европы. Евросоюз достиг предела в санкциях и в дальнейшем возможна лишь детализация ограничений.
Ключевые слова: санкции, меры поддержки, геополитические условия, адаптация, кризис, сценарий развития, технологические цепочки.
Экономические санкции были и остаются, к сожалению, важным инструментом мировой дипломатии. Санкции несут угрозы не только экономике страны, в отношении которой они вводятся, но и стороне оппонентов. Уточним, что сторона, вводящая санкции, не всегда до конца понимает и оценивает степень угроз и для своей экономики [1]. Санкции длительное время оказывают влияние на экономику, т. к. эффект пролонгирован во времени.
К началу марта 2022 года Россия стала «лидером» по количеству наложенных санкций. До этого момента «лидерство» принадлежало Ирану. Санкции включили масштабные ограничения финансовой системы (Центробанк и ведущие банки Российской Федерации), деятельности отдельных отраслей экономики и деятельности целого ряда компаний. Были закрыты морские порты, воздушное пространство, санкции коснулись и физических лиц, в т. ч. представителей крупного бизнеса.
Евросоюз ввел санкции, затрагивающие финансовый, энергетический, транспортный, технологический секторы экономики, а также визовую политику. Руководство США объявило о запрете поставок нефти, газа, угля из России, запретило своим гражданам осуществлять новые инвестиции в энергетический сектор и финансировать иностранные компании, осуществляющие подобного рода инвестиции. Недружественные страны стали одна за одной заявлять о планах полностью отказаться от российской нефти, нефтепродуктов, газа, угля. Это Великобритания, Германия, Польша, Канада, Австралия, Латвия, Литва, Эстония, Япония, Босния и др. Эти же страны прекратили образовательные связи, приостановили контакты с исследовательскими центрами России.
Беспрецедентный шквал санкций был обрушен на Россию. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен с завидной регулярностью объявляла о новом пакете санкций в отношении России. Министр финансов Франции Брюно Ле Мэр объявил «тотальную экономическую и финансовую войну против России». Были заморожены резервы Центрального Банка Российской Федерации, находящиеся в банках стран G7, отключена часть российских банков от системы SWIFT, принят целый ряд ограничительных мер в финансовом секторе, касающиеся ценных бумаг, кредитов
и депозитов. Был запрещен импорт российской сталелитейной продукции, угля, нашу страну лишили ключевых преимуществ членства ВТО. В рамках шестого пакета санкций в октябре 2022 года Евросоюз согласился установить потолок цен на российскую нефть. Изменения вступили в силу вместе с пересмотром потолка цен с 05.02.2023. В декабрьском девятом пакете был задекларирован запрет на любое взаимодействие с Вооруженными силами Российской Федерации, полный запрет на операции со Всероссийским банком развития регионов и заморозка активов других банков. Вводя санкции, западные чиновники рассчитывали на быстрый коллапс российской экономики. В октябре 2022 года МВФ прогнозировал сокращение российской экономики на 3,4%, что намного меньше, чем 6%, которые прогнозировались в июле и 8,5%, которые озвучивались в апреле 2022 года.
Несомненно, уже в начале 2022 года правительство Российской Федерации понимало всю масштабность санкционного давления на экономику России и просчитывало варианты развития событий, с целью недопущения худших сценариев, на которые так рассчитывал Запад. Так, Центробанк предоставил три сценария развития экономики России в условиях санкционного давления. Это было отражено в системном документе «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023-2025 гг.». Варианты ближайшей перспективы -«базовый», «ускоренная адаптация», «глобальный кризис». При этом отмечалось, что наиболее вероятным является «базовый» сценарий развития Российской Федерации на ближайшую перспективу. Основной вариант исключает существенные изменения геополитических условий до конца прогнозного периода. При ограничениях на импорт, экспорт Центробанк прогнозировал сохранение инвестиционного и технологического сотрудничества, в основном. Выверенная денежно-кредитная политика, несмотря на повышение ставок крупнейшими центральными банками, должна позволить избежать масштабной рецессии. Основной импульс в сценарии «ускоренная адаптация» экономика России должна получить, и как показал уже 2022 год, получила за счет восстановления внутреннего спроса. Новые партнеры и новые экономические связи привели к активному восстановительному процессу.
Значительное ухудшение состояния мировой экономики, ухудшение ситуации в геополитике соответственно, усложнит структурную перестройку и адаптированность российской экономики. Это является «краеугольным камнем» третьего сценария - «глобальный кризис». По этому сценарию незначительный рост ВВП возможен только к 2025 году.
Большинство ученых предполагали, и результат 2022 года подтвердил наибольшую вероятность «базового» сценария. Российская экономика не просто выдержала глобальные вызовы, а и продемонстрировала высокую адаптивность, встроилась в новые технологические цепочки с экономиками дружественных стран. Таким образом, системного непрогнозируемого сбоя, как ожидали оппоненты, не случилось. Наглядным примером пластичности и адаптивности экономики РФ может служить рост поставок коксующегося угля из России за январь - ноябрь 2022 года на 47% к прошлому году. В пятый пакет санкций ЕС включил эмбарго на импорт российского угля с 10.08.2022. Было остановлено действие долгосрочных контрактов, российские компании перенаправили сырье в Азию. Индия и Китай увеличили закупки коксующегося угля из России. Китай снизил объем закупок угля из Австралии, возместив их поставками из Российской Федерации. Залогом позитивного прогноза по росту экспорта коксующегося угля в 2023 году является реализация масштабных проектов по разработке месторождений сырья на Таймыре и расширение Эльгинского месторождения в Якутии.
Санкционное давление не возымело, как показали итоги 2022 года, ожидаемого Евросоюзом эффекта. Да, Россия столкнулась с целым рядом вызовов, но она много лет готовилась к подобной ситуации, старалась сократить импорт западных товаров и зависимость от иностранного долга [2]. Конечно, трудно, но удается заменять ушедшие
международные компании. Сокращение импорта привело к росту трудностей на фронтах внутреннего потребления и производства. Российский бизнес предпринял все возможные попытки найти альтернативную продукцию и переориентировать цепочки поставок на отечественные заменители. Россия успешно находит новые источники импорта. Во многих отраслях удается реализовать программу импортозамещения. Это все стало возможным благодаря оперативной разработке и реализации правительством Российской Федерации плана первоочередных действий в условиях санкций. Было определено пять приоритетов, которые должны были не допустить стагнации экономики. Среди них - обеспечение бесперебойной работы предприятий, расширение свободы бизнеса, поддержка уязвимых слоев населения, насыщение рынка товарами и секторальные меры поддержки. В целях системного решения задач разработаны меры по стабилизации ситуации на финансовом и товарных рынках, налоговому стимулированию и снижению регуляторных ограничений, поддержке импорта, упрощению и ускорению бюджетных процедур в части гибкости перераспределения средств федерального бюджета, региональных бюджетов, поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан. Были сняты барьеры административного характера, продлены разрешения и лицензии, уменьшено число проверок, снижены ставки по налогам на прибыль и НДС до «0», введены налоговые каникулы, обнулены ввозные таможенные пошлины, упрощены процедуры, связанные с таможенным оформлением, запуском параллельного импорта и др. Федеральные меры поддержки синхронизировались с региональными. Например, в Москве действуют более 230 федеральных и более 50 столичных мер. Это и налоговые льготы, и отсрочка по аренде, гранты, субсидии, возмещение затрат по лизингу и др. Все, без исключения регионы РФ включились в работу по поиску источников новых возможностей для мобилизации внутренних ресурсов. В субъектах Федерации эффективно формируются устойчивые к внешним факторам региональные инновационные системы, способные демонстрировать позитивную динамику.
Западные санкции дали обратный эффект, вызвав инфляцию и перебои с поставщиками в странах Евросоюза. Санкции наносят ущерб и разрушают экономику Европы. Становится все сложнее вводить новые санкции против России, большинство инструментов уже использовано, пространства для ограничений уже не так много. Евросоюз достиг предела в санкциях и в дальнейшем возможна лишь детализация ограничений.
Экономика Российской Федерации выстояла и находится в состоянии равновесия и это, во многом, результат эффективных действий правительства. Следуя вектору рыночной модели экономики, применив средства денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, используя механизмы государственно-частного партнерства, не допустило краха экономики России, на который очень рассчитывал коллективный Запад. Правительство Российской Федерации оказывало поддержку и продолжает содействовать обеспечению устойчивой работы компаний, попавших в санкционные списки, сохранению рабочих мест и заработной платы. Государственные меры поддержки позволили выстоять российской экономике, трансформироваться с учетом реалий. Даже оппоненты, в лице МВФ, прогнозируют рост российской экономики в 2023 году.
ЕС 24.02.2023 введен в действие десятый пакет антироссийских санкций, который, со слов Урсулы фон дер Ляйен, в первую очередь направлен на то, чтобы закрыть пути обхода всех предыдущих и нанести ущерб экономике России в сумме 10 млрд евро. Санкционный пакет, прежде всего, коснется значимых банков и страховых, перестраховочных организаций, которые задействованы в схемах по финансированию, страхованию, перевозке нефти российских нефтетрейдеров по цене, выше предельно установленной. Евросоюз всеми силами пытается убедить своих избирателей, что придуманная им предельная цена на нефть действует, тем самым демонстрирует
намерения Европы продолжить санкционную войну против Российской Федерации. Следует понимать, что у продолжения санкционной войны есть не только субстанциальный, но и сакральный смысл. Регулярные санкционные пакеты - это своего рода отчетность перед избирателями, европейские политики показывают, что они работают в заданном векторе. Поэтому пока конфликт между Россией и коллективным западом будет продолжаться, до тех пор санкционная машина будет работать. Вопреки этому, экономические санкции в отношении Российской Федерации стали, в большей мере, не дестабилизирующим фактором, а источником новых возможностей развития экономики.
Список использованных источников
1. Н. И. Климова Экономика санкций как область научных исследований: теоретические основы и положения // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 5-2. - С. 357-361; — Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/ article/view?id =40304 (дата обращения: 22.02.2023).
2. К. М. Багдасарян, А. А. Пахомов Итоги развития мировой торговли товарами и услугами в 2017 г. // Экономическое развитие России, p. 24 - 302.
FORECASTS AND REALITIES OF THE RUSSIAN ECONOMY UNDER SANCTIONS
Pyatkova N.P., Stepanyuga L.A.
The article presents modern aspects of the development of the economy of the Russian Federation under sanctions pressure, analyzes possible development scenarios with reference to geopolitical conditions and actions of the Government of the Russian Federation to minimize negative consequences. Western sanctions backfired, causing inflation and supply disruptions in the European Union, thus starting the process of destruction of the European economy. The European Union has reached the limit in sanctions, and in the future only detailing of restrictions is possible.
Keywords: sanctions, support measures, geopolitical conditions, adaptation, crisis, development scenario, technological chains.