Научная статья на тему 'О влиянии западных санкций на экономику России в условиях специальной военной операции'

О влиянии западных санкций на экономику России в условиях специальной военной операции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1915
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Свободная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Новая экономическая реальность / валютный кризис / дефолт / санкции / падение цен на нефть / New economic reality / currency crisis / default / sanctions / falling oil prices

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чирков Максим Андреевич, Шаповалова Алина Владимировна, Чистяков Максим Сергеевич

Выработан прогноз экономического развития России на 2022—2024 гг., проведено сравнение нового кризиса с предыдущими масштабными кризисами: дефолтом 1998 г., финансово-экономическим 2008—2010 гг., валютным 2014—2015 гг., а также с кризисом, вызванным санкциями за разморозку ядерной программы Ирана. Сделан вывод, что антироссийские экономические санкции сильнее, чем по России, ударят по странам, которые их ввели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the impact of Western sanctions on the economy of Russia under the conditions of a special military operation

The purpose of the article is to give a forecast of Russia’s economic development for 2022—2024, to compare the new crisis with the previous large-scale crises of modern Russia: the default of 1998, the financial and economic crisis of 2008—2010, the currency crisis of 2014—2015, as well as the crisis of Iran caused by sanctions for defrosting the nuclear program. As a result of the article, the authors concluded that anti-Russian economic sanctions will deal the strongest blow to the economies of those countries that have imposed them.

Текст научной работы на тему «О влиянии западных санкций на экономику России в условиях специальной военной операции»

Terra incognita

О влиянии западных санкций на экономику России

в условиях специальной военной операции

© Чирков М. А., Шаповалова А. В., Чистяков М. С.

© Chirkov M., Shapovalova A., Chistyakov M.

О влиянии западных санкций на экономику России в условиях специальной военной операции

On the impact of Western sanctions on the economy of Russia under the conditions of a special military operation

Аннотация. Выработан прогноз экономического развития России на 2022—2024 гг., проведено сравнение нового кризиса с предыдущими масштабными кризисами: дефолтом 1998 г., финансово-экономическим 2008—2010 гг., валютным 2014—2015 гг., а также с кризисом, вызванным санкциями за разморозку ядерной программы Ирана. Сделан вывод, что антироссийские экономические санкции сильнее, чем по России, ударят по странам, которые их ввели.

Annotation. The purpose of the article is to give a forecast of Russia's economic development for 2022—2024, to compare the new crisis with the previous large-scale crises of modern Russia: the default of 1998, the financial and economic crisis of 2008—2010, the currency crisis of 2014—2015, as well as the crisis of Iran caused by sanctions for defrosting the nuclear program. As a result of the article, the authors concluded that anti-Russian economic sanctions will deal the strongest blow to the economies of those countries that have imposed them.

Ключевые слова. Новая экономическая реальность, валютный кризис, дефолт, санкции, падение цен на нефть. Key words. New economic reality, currency crisis, default, sanctions, falling oil prices.

Экономический кризис — это период, когда экономика сталкивается с трудностями в течение длительного времени, приводящими к результатам, которые могут повлиять на государства на макроуровне. Результат экономического кризиса — резкое падение экономических показателей страны, что проявляется в падении производства и спроса, нарушении сложившихся производственных отношений, падении уровня жизни населения и уменьшении ВВП, росте банкротств, безработицы

ЧИРКОВ Максим Андреевич — доцент кафедры политической экономии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (г. Москва), кандидат экономических наук.

ШАПОВАЛОВА Алина Владимировна — студент бакалавриата 4 курса факультета экономики и управления автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации» — СИБУПК (г. Новосибирск).

ЧИСТЯКОВ Максим Сергеевич — научный сотрудник автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», Владимирский филиал (г. Владимир).

и бедности. Экономические кризисы являются общим следствием макроэкономической нестабильности [23. P. 25].

Дефолт — нарушение условий кредитного договора, т. е. отказ от выплаты основного долга и процентов по долговым обязательствам в положенный срок или согласие на выдачу вексельного кредита [18. С. 14].

Рассмотрим фазы экономического цикла: основные — дно, рост и рецессия. А также другие: стагнация; стабильное развитие; спад производства и ухудшение показателей экономики; депрессия; оживление; быстрый подъем [15. С. 103]. Масштаб кризиса определяется его глубиной, распространением и продолжительностью.

Сравнительный анализ масштабных кризисов современной России 1998—2015 годов

Экономический кризис 2022 г., вызванный санкциями Запада, может сравниться с дефолтом 1998-го или даже быть значительно хуже его. Россия еще не сталкивалась с такой ситуацией. Партнеров у РФ в принципе может больше не быть, а если и будут, то их можно пересчитать на пальцах одной руки.

Причины кризиса 1998 г.: мало средств для погашения долгов, высокая доходность ГКО — ОФЗ, макроэкономическая политика «валютного коридора», а также падение цен на топливо и кризис в Юго-Восточной Азии в 1997 г. [5. С. 3].

Изменение уровня доходности ГКО сыграло главную роль в развитии финансового кризиса в России. Так, на начало июля 1998 г. средневзвешенная прибыль по ГКО достигла 126% годовых. В свою очередь, Минфин России отменил аукционы по размещению ГКО и ОФЗ [19. С. 427].

То же произошло во время кризиса 2014 г., вызванного западными санкциями, что негативно сказалось на задолженностях компаний и привело к оттоку капитала. После воссоединения с Крымом последовали ужесточенные санкции, цены на нефть упали (со 110—115 до 60,29 доллара за баррель). Ситуацию усугубляли несовершенная система управления экономическими процессами, в том числе в области денежно-кредитной политики, и политический фактор [13. С. 295].

Особенностью дефолта 1998 г. стала приостановка выплат по внутреннему долгу, причем (в исключительном случае) номинированному в национальной валюте.

Президент РФ Б. Н. Ельцин 14 августа 1998 г. заявил: «Девальвации не будет. Это я заявляю твердо и четко». Но три дня спустя правительство и Центробанк России объявили технический дефолт по основным видам гособлигаций и переход к плавающему курсу рубля в условиях расширенного валютного коридора. Центробанк отказался поддерживать курс рубля, что в конечном итоге привело к его падению, и 1 октября курс рубля к доллару составил 15,9 (+6,57 рубля за месяц) [19. С. 425].

Бывший руководитель администрации президента РФ А. Б. Чубайс и бывший и. о. председателя правительства Е. Т. Гайдар отмечали, что механизмы рыночной экономики настолько созрели, что адекватно отреагировали на кризис. Неэффективные и убыточные производства стали банкротами, росли и развивались предприятия, способные к росту и расширению. Экономический рост в России возобновился с начала 1999 г. и оставался стабильным в течение почти десяти лет [4. С. 155].

Однако потери ВВП составили 96 млрд долларов, а внешний долг России увеличился до 220 млрд долларов, что превышало тогдашние годовые доходы казны в пять раз и составляло 147% ВВП (по данным Московского банковского союза в 1998 г.) [13. С. 293].

Кризис 2008—2009 гг. не был похож на кризис 1998-го и оказался гораздо слабее его. Ситуация стабилизировалась менее чем за год. В 2008 г. незначительно замедлилось производство, а в 2009-м спад ВВП составил около 8% [13. С. 294].

Таблица 1

Экономические кризисы России 1998—2022 гг.

Кризис Продолжительность кризиса Падение ВВП, % Падение ВВП на душу населения в ценах 2015 г. (в долларах) Инфляция, % Причина

Экономический кризис 2022 г. 1—2 года (прогноз) -8 (прогноз) -810 (прогноз) 20 (прогноз) Санкции, отказ западных компаний от сотрудничества, торговые барьеры.

Распространение СОУГО-19 1 год -3 -275,6 3,4 Распространение корона-вируса привело к перебоям поставок, сворачиванию деятельности предприятий и приостановке инвестиций.

Нефтяной кризис 2014—2015 гг. 1 год -2 -208 15,5 Падение цен на нефть и вызванный этим валютный кризис, санкции Запада.

Кризис 2008—2009 гг. 1 год -7,8 -711,8 11,6 Последствия глобального финансового кризиса.

Дефолт 1998 г. 1 год -5,3 -245 27,7 Высокий уровень госдолга,

падение цены на нефть, последствия финансового кризиса в Юго-Восточной Азии в 1997—1999 гг.

Прогноз экономического развития России на 2022—2024 гг.

Проанализируем новые экономические последствия для России после начала специальной военной операции против нацистского режима на Украине (24 февраля 2022 г.) и введенных по этой причине санкций.

В данном случае санкции — ограничительные политические и экономические меры, введенные странами и иностранными организациями против РФ, граждан и предприятий, причастных к независимости ДНР и ЛНР, а также к введению российских войск на Украину в 2022 г. в рамках

специальной военной операции. Они включают ограничения финансовой системы России, деятельности многих компаний и некоторых отраслей экономики, закрытие воздушного пространства и морских портов, санкции против руководства России и крупнейших предпринимателей.

По утверждению Bloomberg, военные действия и санкции только в первые две недели привели к спаду производства на 2%. По прогнозам JP Morgan Chase (опровергнутым жизнью), экономика России должна была сократиться на 35% во втором квартале и на 7% в 2022 г. В то же время другими аналитиками ожидалось снижение производства на уровне, сравнимом с кризисом 1998 г., а агентство S&P прогнозировало сокращение экономики России по итогам 2022 г. на 22%.

К 7 марта 2022 г. Россия стала мировым лидером по количеству введенных санкций, обогнав Иран. На 22 марта 7116 российских физических и юридических лиц находились под санкциями. Россия приняла ограниченные ответные санкции.

С 2014 г. Россия столкнулась с санкциями за присоединение Крыма, что нанесло ущерб ее экономическому росту [20. P. 70]. В 2020—2021 г. рецессия из-за COVID-19 также повлияла на российскую экономику. А новые санкции были введены в преддверии специальной военной операции России на территории Украины.

Благодаря первому пакету экономических санкций фондовый рынок (по индексу РТС) снизился на 39% в первый день специальной военной операции, после чего фондовые биржи в Москве и Санкт-Петербурге приостановили работу. Вероятно, здесь следует вспомнить, что Банк России объявил о рыночных интервенциях после воссоединения с Крымом в 2014 г. для стабилизации рынка.

Совет директоров Банка России 25 февраля принял решение о превентивной фиксации кредитных рейтингов, присвоенных международными рейтинговыми агентствами, с учетом их нормативных требований, чтобы исключить влияние рыночной волатильности и санкций на оценки международных рейтинговых агентств, используемых в российской финансовой системе. К 8 марта Fitch, Moody's и S&P снизили кредитный рейтинг России до преддефолтного состояния.

Согласно третьему пакету санкций с 26 по 28 февраля от SWIFT были отключены ВТБ, банк «Открытие», Новикомбанк, Совкомбанк, Промсвязьбанк, а также заморожено около половины золотовалютных резервов ЦБ (около 300 млрд долларов) в странах G7; рубль упал на 30% — до 119 рублей за доллар. В ответ Банк России поднял процентные ставки до 20%, временно закрыл Московскую биржу, ввел продажу 80% экспортной выручки и запретил иностранцам выводить активы из России.

У многих банкоматов образовались очереди, кое-где на короткое время заканчивались наличные. Mastercard также заблокировала несколько финансовых учреждений России. VISA 1 марта объявила о прекращении обслуживания лиц, попавших под санкции.

Котировки российских ценных бумаг на Лондонской фондовой бирже 2 марта резко упали. «Яндекс» и Ozon 4 марта сообщили о возможности дефолта по облигациям.

Банк России 9 марта установил новый порядок операций с наличной валютой до 9 сентября: клиенты банков получали возможность снять со своих валютных счетов до 10 тыс. долларов наличными, а остальное — только в рублях по рыночному курсу на день выдачи. В этот период граждане смогут обналичивать новые валютные счета по рыночному курсу на день выдачи средств. Банки не будут продавать наличные деньги гражданам. Однако с 18 апреля был вновь разрешен обмен валюты, поступившей в банки с 9 апреля.

Президент В. В. Путин 9 марта подписал закон об отмене 20% НДС на покупку физическими лицами драгметаллов в слитках. По мнению министра финансов А. Г. Силуанова, в условиях «нестабильной геополитической ситуации» приобретение золота было призвано заменить покупку долларов.

По мнению Wall Street Journal, последовавшее за этим укрепление рубля перестало быть свидетельством восстановления экономики, т. к. было организовано Банком России, а реальный курс должен быть намного ниже. По оценке The Washington Post, на восстановление рубля повлияло значительное снижение спроса на валюту в России из-за ограничения ее покупки на внутреннем рынке. Ниже рассмотрены десять рекордных максимумов курса доллара (см. рис. 1).

Рисунок 1. Десять рекордных максимумов курса доллара за 2014-2022 гг.

Президент В. В. Путин 31 марта подписал указ об изменении порядка оплаты поставок газа для недружественных стран, согласно которому покупатели должны открыть валютный и рублевый счета в Газпромбанке, а оплата валютой будет конвертироваться в рубли на Московской бирже.

Цена нефти марки Brent ненадолго поднялась выше 100 долларов за баррель впервые с 2014 г., после чего несколько снизилась. В целом цены West Texas Intermediate и Brent выросли примерно на 5 долларов за баррель с 22 февраля, когда были введены первые санкции против ЦБ РФ.

Цены пшеницы достигли самого высокого уровня с 2008 г. Восстановление производственных мощностей Украины может занять годы после окончания боевых действий.

Председатель Правительства Российской Федерации М. В. Мишустин распорядился о запрете экспорта ржи, пшеницы, ячменя и кукурузы до 30 июня, сахара — до 31 августа 2022 г.

Президент В. В. Путин подписал закон о мерах экономической и социальной поддержки, включающий дополнительную индексацию пенсий и новый порядок установления МРОТ; он предложил расширить меры поддержки безработных. Центр стратегических разработок прогнозировал потерю 2 млн рабочих мест в экономике к концу 2022 г.

Цены в первую неделю специальной военной операции стали значительно расти, по этой причине ввели «ценовые коридоры». Косметика подорожала на 30—50%, детские товары — от 30 до 300, техника — на 25—30, иностранные автомобили — на 20, а российские — на 5—8%.

Недельная инфляция в РФ 9 марта выросла до 2,22%, такой существенный еженедельный рост цен стал самым высоким с 1998 г.

Аналитики Банка России сочли, что ВВП в 2022 г. понизится на 8%.

The Guardian сообщала, что Китай будет оказывать экономическую и финансовую поддержку России.

Fitch Ratings прогнозировал, что в конце 2022 г. потребительская инфляция в РФ будет 18%, а ВВП упадет на 8%.

После начала специальной военной операции на Украине и последовавших санкций мировые компании начали покидать рынок России. Из России ушел ряд брендов, включая IKEA, ZARA, McDonald's, Hyundai, Ford, Mango, Adidas, Nokia, Panasonic.

В результате введения санкций больше всего страдают высокотехнологические отрасли [1] из-за запрета трансфера в Россию высокотехнологичного оборудования и комплектующих. Здесь потребуется дальнейшее импортозамещение. Можно привлечь разработчиков из-за границы для работы в России, — но для этого им нужно предоставить условия значительно лучшие, чем на родине. Также необходимо повышать качество продукции РФ. Россия имеет все условия для продвижения робототехники и информационных технологий.

В России ввели санкции на продажу лицензий и заблокировали доступ к облачным сервисам. Самая большая проблема для предприятий — блокировка Microsoft [2. С. 5].

Но в стране есть аналоги, которыми можно заменить заблокированный контент. В ответ на блокировку социальных сетей российские пользователи переходят на использование социальной сети «ВКонтакте», а также мессенджера Telegram. Из-за удаления Google Pay и Apple Pay из приложений российских банков был разработан новый магазин приложений — RuMarket. Вместо заблокированного экстремистского Instagram создан российский «Россграм».

Образовательные иностранные онлайн-платформы могут быть заменены российскими Skillbox, GeekBrains, Stepik.

Платежные системы Visa и Mastercard, а также сервисы Apple Pay и Google Pay легко заменяются российской платежной системой «Мир» и системой мобильных платежей Sber Pay.

Запрет регистрации новых пользователей на облачных платформах Amazon Web Services и Google Cloud может стимулировать развитие российских аналогов: «Яндекс.Облако», CloudMTS, Mail.ru Cloud Solutions, Selectel Cloud Platform. Эти сервисы позволяют хранить данные и проводить вычисления на серверах оператора. Критичность ограничений умеренная и может быть компенсирована по мере развития российских аналогов [2. С. 5].

Согласно макроэкономическому прогнозу Банка России, в 2022 г. спад ВВП составит 8% — это больше, чем спад из-за COVID-19 в 2020 г. и примерно столько же, сколько Россия потеряла из-за глобального кризиса 2008— 2009 гг. (7,8%). Но в то же время допускалось, что новый кризис достигнет масштаба 1991 г., когда ВВП потерял 14,5%.

Что касается продолжительности, то в среднесрочном прогнозе Банка России говорится, что ВВП России вернется к росту в 1% уже в 2023 г. Однако Moody's считает, что падение ВВП России в 2023 г. продолжится, хотя его темпы снизятся до 3%. Ряд участников опроса Банка России допускают падение ВВП России и в 2023 г.

Падение ВВП будет связано со снижением внутреннего спроса, прогнозируется небольшой рост доходов от экспорта в РФ на фоне роста цен на углеводороды, но потери из-за ухода западных компаний и торговых ограничений будут значительными.

В макроэкономическом прогнозе Банка России минимальная оценка прогноза падения ВВП в 2022 г. составила 3,5%, максимальная — 23%.

Американский банк Goldman Sachs ожидает, что ВВП России снизится на 7% в 2022 г. Аналитический центр Oxford Economics спрогнозировал оптимистичный сценарий: ВВП упадет на 3,1% в 2022 г. и вырастет на 1,4% в 2023-м.

Главный экономист консалтинговой компании PF Capital Е. Надоршин считает, что совокупные потери ВВП в 2022—2023 гг. могут составить 12% при умеренно пессимистичном сценарии. А при благоприятном сценарии

потери в течение 2022—2023 гг. будут меньше, чем потери ВВП в 2008— 2009 гг. из-за мирового кризиса, но более значительными, чем экономический спад в 2014—2015 гг. Новый кризис будет самым болезненным для российской экономики с 2008 г. и, видимо, за последние 20 лет.

Профессор экономики Нью-Йоркского университета Б. Миланович считает, что шок 1990-х был гораздо большим, чем сегодняшний кризис из-за санкций. Ожидаемый спад 2022—2023 гг. будет высоким или низким двухзначным показателем, который не будет таким, как в 1992 г. или в 1998 г.

Идекс деловой активности в обрабатывающей промышленности в марте продолжил снижаться: падали как объемы производства, так и количество складских запасов. В сфере услуг произошло самое большое снижение деловой активности с мая 2020 г. Помимо массового обвала новых заказов, усилилось инфляционное давление и сократилась занятость (см. рис. 2).

Рисунок 2. Динамика деловой активности за 2019—2022 гг., в %

Годовая инфляция на 1 апреля — 16,8% по сравнению с 15,8% неделей ранее и 9,2% в феврале 2022 г. Рост цен за две недели перед этим резко замедлился, упав менее чем до 1% в течение недели. Замедление роста цен коснулось широкого спектра товаров. Исключение составляет ускоренный рост цен на молоко, молочные продукты и свеклу. Почти все непродовольственные товары показали замедление роста цен. На некоторые виды бытовой техники, автомобили и топливо цены даже стали снижаться. Услуги проживания в отелях и санаториях становились все дороже. На другие товары цены стабильны. Из еженедельного наблюдения была убрана поездка в Турцию, был добавлен рейс эконом-класса (см. рис. 3; табл. 2).

^ 5Г ^ V ° ^ «Г V 4Г

Рисунок 3. Динамика инфляции за 2019—2022 гг., в %

Динамика индекса потребительских цен за 2021—2022 гг., %

Таблица 2

Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель

2021 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. 2022 г. 2022 г.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) 8,4 8,4 8,7 9,2 15,8 16,8

Продовольственные товары

10,8 10,6 11,1 11,5

Непродовольственные товары 8,3 8,6 8,7 9,0 - -

Услуги 5,2 5,0 5,4 6,1 - -

Среднесуточный ИПЦ 0,0319 0,026 0,032 0,042 0,256 0,140

Источник: Институт международных финансов (IIF), прогноз на 2022—2023 гг.

Санкционный шок глубоко трансформирует российскую экономику [3. С. 4].

Ожидается, что введенные санкции повлияют на внешнюю торговлю как со странами-инициаторами (практически странами ОЭСР), так и, в разной степени, на торговлю с другими странами. Эти страны станут опасаться «вторичных санкций» со стороны США и других стран ОЭСР, может сработать эффект cancel culture по отношению к бизнесу с Россией.

Кроме того, будут сказываться вторичные эффекты, связанные с проблемами с оплатой поставок и с дефицитом отдельных импортных критически значимых компонентов продукции.

■ ВВП России, %

10

-20

1998 '00 '02 '04 '06 '08 '10 '12 '14 '16 '18 '20 2022

Рисунок 4. Динамика ВВП 1998-2022 гг., в %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самые большие потери понесет экспорт машин и оборудования: сокращение на 50—80% на рынки стран, которые ввели санкции, на 15—20% — на рынки прочих стран (вне ЕАЭС), на 10% — на рынки стран ЕАЭС.

На топливных рынках потери будут намного меньше. В случае угля — 30—40% на рынках стран, которые ввели санкции, 10—15% на прочих рынках (вне ЕАЭС); по нефти и нефтепродуктам — 20% на рынках стран-инициаторов, 5—10% на рынках прочих стран (вне ЕАЭС); по газу потери составят 5—10% на рынках стран, которые ввели санкции.

Такие же эффекты ожидаются на рынках черных и цветных металлов, а также удобрений, в гораздо меньшей степени — на рынках редких металлов и зерна.

Прогнозируется схлопывание экспорта услуг (сокращение на 60—70% на рынки стран, которые ввели санкции, на 15% на рынках других стран вне ЕАЭС) [3. С. 5].

Что касается импорта, то здесь больше всего сократится ввоз инвестиционных товаров — на 70—80%, что повлечет за собой сокращение ввоза сырья, материалов и комплектующих на 50%. На рынках потребительских товаров произойдет импортозамещение товарами других стран (+10% в 2023—2024 гг.). Импорт услуг «обваливается» (на 70—80% от тренда из стран-инициаторов санкций, на 25% из других стран вне ЕАЭС) [3. С. 5].

Можно ожидать резкого повышения дисконта по российскому экспорту. По нефти среднегодовой дисконт сорта Urals по отношению к Brent в 2022 г. может составить 20 долларов за баррель; в 2023—2024 гг., по мере изменения структуры вывоза, — 10—12 долларов за баррель [3. С. 5].

По газу (с учетом зависимости экономик даже стран-инициаторов, дол-госрочности контрактов и частичного изменения структуры отгрузок с европейского на южное и восточное направления) дисконт к цене на российский экспорт может оказаться умеренным: порядка 10% в 2022—2023 гг. и 5% в 2024-м.

По черным и цветным металлам, а также химической продукции, где конкуренция на рынках достаточно высока, масштабы дисконта по ценам

российского экспорта могут оказаться значительно выше (к 2024 г. спад на 10%).

Все это означает, что возможности использовать ценовую ренту, связанную с кризисным перегревом мировых рынков, в перспективе будут ограничены.

К важнейшим ограничениям трансграничных потоков капитала, вызванным санкциями и ответными действиями России, относятся:

— решение о выплате обязательств перед зарубежными кредиторами на счета типа «С» в российских банках [12], что уменьшит чистый отток валютных средств по каналам обслуживания внешнего долга;

— массовый переход зарубежных поставщиков продукции на предоплату и затруднения с внешним кредитованием российского экспорта, что увеличит отток за рубеж средств, связанных с кредитованием и авансированием внешнеторговых сделок;

— ограничительный порядок обращения наличной валюты внутри страны, что снизит отток капитала по этому каналу по сравнению с потенциально возможным;

— запрет на предоставление резидентами иностранных займов в валюте, зачисление валюты на счета за пределами России и перевод денег без открытия счета — ограничивающие возможности вывода капитала резидентами в безналичной форме.

В таких условиях в наихудшем из возможных вариантов чистый отток капитала за рубеж в 2022 г. составит около 200 млрд долларов. Даже такой масштабный отток будет заметно ниже прогнозируемых поступлений средств по текущим операциям.

Согласно прогнозам Всемирного банка, в России импорт товаров и услуг снизится на 35,2%, а экспорт — на 30,9%, ВВП упадет на 11,2%, инфляция будет 22% (в 2021 г. была 9%). Потребление домохозяйств снизится на 8,5%, инвестиции — на 16,9%, а расходы правительства вырастут на 3,6%. Доля бедных граждан вырастет до 12,8% (в 2021 г. — 11 %).

С тех пор, как разразился конфликт на Украине, экспорт Китая в Россию сократился. В марте 2022 г. предприятия Китая продали в Россию товаров на 3,8 млрд долларов (на 7,7% меньше 2021 г.), что является самым низким показателем с мая 2020 г., когда мировая торговля заметно пострадала от пандемии СОУГО-19. Импорт Китая из России поднялся на 26,4%. Динамика внешней торговли за 2017—2022 гг. представлена на рисунке 5.

Товарооборот между Россией и Китаем за январь—февраль 2022 г. увеличился на 38,5% (26,431 млрд долларов). Экспорт Китая в Россию за тот же период тоже поднялся на 41,5% (12,617 млрд долларов), а поставки из России в Китай возросли на 35,8% (13,813 млрд долларов).

В долгосрочной перспективе сложно понять, как Россия может реализовать одну из важнейших стратегических экономических задач властей — импортозамещение и развитие отечественного производства [6]. Даже в период индустриализации и создания технологической базы в СССР Москва зависела от западного импорта.

2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рисунок 5. Динамика внешней торговли Китая и РФ в 2017—2022 гг.

Таблица 3

Прогноз экономического развития России на 2022—2024 гг., темпы прироста (в %)

2020 г. факт

2021 г. факт

2022 г. прогноз

2023 г. прогноз

2024 г. прогноз

ИПЦ

4,9

8,4

20-23

7,7-8

5,5-5,7

ВВП

-2,7

4,7

-6,3 - -6,6 -2 - -2,3 -0,3 - -0,5

Инвестиции в основной капитал

-0,5

7,7

-24,5 - -28,5 2-2,5

2,4-2,8

Оборот розничной торговли

-3,2

7,3

-7,2 - -7,5 -3,5 - -3,7 -0,3 - 0

Платные услуги населению

-14,8

14,1

-8,5 - -8,7 -3,5 - -3,7 0,4-0,8

Реальная заработная плата

3,8

2,9

-4 - -4,2

-1 - -1,2

1-1,3

Реальные располагаемые доходы населения

-0

3,1

-7 - -7,2 -1,3 - -1,6 1,3-1,5

Уровень безработицы, % к рабочей силе 5,8

4,8

7-7,3

7,8-8,2

7,7-8

Источник: [3. С. 8].

Другая неопределенность связана с тем, сможет ли Россия переориентировать экономику на связи с Азией, в частности с Китаем. Для этого нужно создать новые рабочие места и развить Сибирь и Дальний Восток. СССР пытался сделать это, открывая множество северных аванпостов, платя рабочим высокую заработную плату за переезд. Но это имело лишь ограниченный успех.

Запрет на импорт вынудил Россию взять курс на импортозамещение. Можно найти поставщиков из дружественных стран, но это приведет к удорожанию логистики и потере качества. Другой вариант - производить отечественную продукцию, т. е. заместить импортные товары. Однако ни одна страна отказаться полностью от импорта и производить свою продукцию всех отраслей сразу не способна [8. С. 78].

Политика импортозамещения ориентирована на создание благоприятных условий, чтобы стимулировать рост национальной промышленности, исходя из потребностей страны и ее населения, путем воздействия на важнейшие направления социально-экономического развития [7. С. 147; 16. С. 537], а также для повышения конкурентоспособности и привлекательности продукции на рынках. Успешная реализация таких мероприятий укре-

пит экономику, снизит зависимость от импорта и повысит финансовую устойчивость хозяйствующих субъектов [11. С. 128].

Доступные инструменты развития: таможенные пошлины, квоты, лицензирование и введение протекционистских мер вплоть до предоставления субсидий и налоговых льгот российским производителям или конечным потребителям продукции [14. С. 119].

В условиях антироссийских санкций главное значение имеет повышение потенциала экспорта товаров РФ. Политика импортозамещения заставляет преодолевать критическую зависимость от иностранных товаров и технологий и искать инновации для развития различных отраслей, которые могут стать существенной защитой национальной экономики [10. С. 13]. Однако дальнейшее развитие сдерживается многими проблемами, без которых нельзя уверенно говорить об успешной реализации политики импортозамещения, — так, это невозможно без структурной реформы, создания благоприятных условий для ведения бизнеса, упрощения законодательства, а также поддержки частных компаний [9. С. 296].

Сравнительный анализ экономической ситуации в России 2022 года и экономического давления на Иран, вызванного санкциями за разморозку ядерной программы

Экономическую ситуацию России в 2022 г. можно сравнить с кризисом Ирана после введенных против него санкций, которые были связаны с разработкой ракетной и ядерной программ. Однако против Ирана санкции вводились постепенно, в отношении же России были введены одновременно.

В Иране также возникли свои социальные сети и клоны различных западных приложений: вместо YouTube — Aparat, вместо Facebook — Cloob.

Санкции нанесли большой ущерб экономике Ирана и Венесуэлы. Рассчитать рост ВВП Венесуэлы проблематично, поскольку правительство не публикует достоверных статистических данных. В 2014 г. ВВП Венесуэлы составлял почти 500 млрд долларов, но с тех пор он мог значительно снизиться. По оценкам Oxford Economics, в 2015—2020 гг. ВВП упал на 76% в сравнении со сценарием без санкций. Bloomberg сослался на данные Центробанка Венесуэлы о том, что уровень ВВП упал почти кратно в первом квартале 2019 г., а по итогам года упал почти на 24%. По итогам 2021 г. ВВП вырос на 4%.

Россия после начала специальной военной операции стала самой санк-ционной страной в мире — свыше 7 тыс. санкций, что больше количества ограничительных мер в отношении Ирана (более 3,6 тыс.) и Венесуэлы (651).

Западные страны заблокировали доступ Банка России к международным резервам на сумму не менее 300 млрд долларов, отключили ряд крупных банков от SWIFT и заморозили средства российских бизнесменов на сумму не менее нескольких сотен миллионов. Замораживание резервов ограничило возможности Банка России проводить валютные интервенции, т. е. покупать рубли в обмен на иностранную валюту, чтобы поддерживать их обменный курс. Также более 400 иностранных организаций завершили или приостановили работу в РФ, что привело к перебоям в поставках продукции и комплектующих для производства готовой продукции.

Следующим шагом может стать отказ ЕС покупать российские энергоресурсы. Во-первых, ЕС рассматривает возможность введения эмбарго на закупку российской нефти, т. к. ее проще заменить за счет других производителей. В частности, за такой подход уже высказались экономисты ЕС. Они предложили отложить эмбарго российского газа и ввести налог на его импорт, который будет направлен на помощь Украине. Такой налог должен стимулировать импортеров газа к поиску других поставщиков. Для России потеря рынка ЕС приведет к непродолжительному снижению экспортной выручки в валюте, что может усугубить снижение рубля и инфляцию.

Будущее экономики Ирана под вопросом. В 2017 г. США сообщили о выходе из ядерной сделки, и в течение следующих двух лет ВВП Ирана снова упал - на 6% в 2018 г. и на 6,8% в 2019-м. В 2020-2021 гг. Иран продемонстрировал скромный рост, и положительный импульс, вероятно, сохранится, особенно если США вернутся к договору.

У России имеется крупный внутренний рынок, меньшая зависимость от сырья и больше возможностей для ответных санкций по Западу, нежели в Иране и Венесуэле. В то же время, хотя российская экономика вряд ли упадет до такого же уровня ВВП на душу населения, как Иран или Венесуэла, нельзя исключать, что она сократится в сопоставимых масштабах. Если потери ВВП России в 2022-2023 гг. составят 12%, это будет немного меньше потерь Ирана, которые были в первое время после введенных санкций в 2012 г., и меньше потерь Венесуэлы.

В США предсказывают дефолт России. Но вероятно, его не будет, поскольку, во-первых, РФ по-прежнему имеет доступ к части своих валютных резервов, во-вторых, страна получает деньги от экспорта нефти и газа.

Таким образом, антироссийские экономические санкции нанесут наиболее сильный удар по экономике тех стран, которые их ввели. Вполне вероятно, что Россия окажется в ситуации затяжного противодействия санкционному давлению, - как и Исламская Республика Иран. Учитывая размеры Российской Федерации, последствия для мировой экономики будут гораздо более серьезными. Эта ситуация усугубляется ненавистью

англосаксонского лагеря ко всему русскому.

* * *

В результате специальной военной операции на Россию были наложены многочисленные международные санкции. Они имели побочные эффекты для мировой экономики, главным образом из-за нарушения глобальных цепочек поставок [21. Р. 2].

Снизился экспорт России и Украины, соответственно выросла инфляция по всему миру, возросла угроза продовольственного кризиса. Снизилось и производство во всех странах, из которых экспортировали свою продукцию в Российскую Федерацию и на Украину. Из-за угрозы высокой инфляции может остановиться восстановление экономики, и это будет мешать будущему постковидному восстановлению мировой экономики. Существуют прогнозы мировой рецессии.

Прямое влияние экономических санкций и сокращения торговли с Россией будет не таким сильным, как косвенное - удар по бизнесу и доверию

потребителей. Эти эффекты могут варьироваться от относительно легких до чрезвычайно тяжелых.

Экономические последствия специальной военной операции России на Украине будут больше всего прослеживаться в России и на Украине, а также в ЕС, меньше в США.

Европейский Союз зависит от поставок российского газа, и если российские газопроводы не будут работать, то замену в обозримой перспективе не найдут. К зиме проблема газа будет еще актуальнее. Цены на газ активно растут, что также разгоняет инфляцию во всем мире.

Экономика США будет испытывать замедление и тенденцию к рецессии. Ужесточение условий финансирования и влияние на доверие бизнеса усугубят неблагоприятное глобальное макроэкономическое воздействие.

Экономический рост замедлится во многих странах. Будет оказываться давление на компании, на их цепочки поставок, где важную роль играет РФ. Россия поставляет около 40% мирового палладия — ключевого компонента каталитических нейтрализаторов бензиновых автомобилей, а также электронных устройств.

Известный американский экономист Дж. Сакс считает, что Россия справится с последствиями санкций, а вот для других стран они будут иметь значительный эффект.

Последствия санкций нанесут сокрушительный удар по мировой экономике, но не по России.

Еще один американский экономист, Н. Рубини отмечал соблазнительность мысли о том, будто война на Украине возымеет лишь несущественные экономическое влияние на мир, учитывая, что на долю России приходится только около 3% мировой экономики [22. Р. 2]. Основной риск — возможность глобальной стагфляции. Шок замедлит рост и еще больше увеличит инфляцию [20. Р. 3].

Весь мир будет бороться со стагфляцией повышением ставок национальных банков, тем самым повышая цену денег. Но это ослабит экономику.

К основным долгосрочным рискам относятся потеря макроэкономической и социальной стабильности, технологическое отставание и нарастание демографических проблем. Выделим также ряд возможностей, связанных с санкционным кризисом: переориентация на другие источники импорта и направления экспорта, а также импортозамещение, особенно более простых технологически товаров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоит отметить, что каждый экономический кризис нельзя предупредить, но есть способы уменьшить его влияние на экономику страны. Экономические кризисы помогают экономике перестраиваться и ликвидировать дисбаланс.

Если специальная военная операция продлится долго, то возникнет опасность гуманитарной катастрофы и появления значительного количества беженцев, как в России, так и в Европе. Примечательно, что ускорение инфляции и спад экономики являлись основными проблемами мировой экономики до начала специальной военной операции на Донбассе [17]. Антироссийские экономические санкции нанесут наиболее сильный удар по экономике тех стран, которые их ввели. Поэтому только их отмена изменит ситуацию.

Литература

1. Абдрашитова А. И., Лачинина Т. А., Чистяков М. С. Вариации и проблемные аспекты инновационного высокотехнологичного развития России // Форсайт Россия: новое индустриальное общество. Будущее : доклады Санкт-Петербургского международного экономического конгресса (СПЭК-2018). СПб. : Институт нового индустриального развития, 2019.

2. Артеменко В. Мониторинг и анализ технологических санкций и их последствий для России // Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. 2022. № 1.

3. Белоусов Д. Р., Солнцев О. Г., Михайленко К. В. О некоторых параметрах среднесрочного прогноза: адаптация к условиям санкций : «Пейзаж перед битвой»: какой российская экономика подошла к санкци-онному шоку // Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. 2022.

4. Гайдар Е. Т., Чубайс А. Б. Развилки новейшей истории России. М. : ОГИ, 2011.

5. Глухова О. С., Щесняк К. Е. Влияние кризиса 1998 года на деятельность российских коммерческих банков в условиях трансформации рыночной модели экономики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1.

6. Дмитриев Ю. А., Карцев Б. В., Чистяков М. С. Технологическая реиндустриализация как основополагающая необходимость обеспечения национальной безопасности и фактор экономического развития и роста // Комплексное развитие территориальных систем и повышение эффективности регионального управления в условиях цифровизации экономики : материалы Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции. Орел : Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, 2018.

7. Егоров П. В., Мосийчук Т. А. Влияние импортозамещения на экономическую безопасность государства // Финансы, учет, аудит. 2022. № 1(25).

8. Ершов П. А. Импортозамещение и политика импортозамещения: теоретический подход к определению понятий // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2017. № 2.

9. Кудряшов В. С. Роль импортозамещения в экономике России // Российские регионы: взгляд в будущее. 2018. Т. 5. № 3.

10. Кудусов Л. Инновации как фактор развития импортозамещения // Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика. 2021. Грозный : Чеченский госпедуниверситет, 2021.

11. Лядова Ю. О. Импортозамещение как фактор, влияющий на финансовую устойчивость предприятия в условиях нестабильной экономической обстановки // Ученые записки Международного банковского института. 2022. № 1(39).

12. О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами : Указ Президента РФ № 95 от 05.03.2022 (ред. от 27.05.2022). - http://kremlin.ru/acts/news/68352 (дата обращения: 07.06.2022).

13. Осипов А. Р., Орлов И. Ю. Отличие коронакризиса от кризисов 1998, 2008—2009, 2014—2016 гг. в России // Скиф. 2021. № 5.

14. Парцвания В. Р. «Ловушка импортозамещения» в реалиях автомобилестроения // Проблемы прогнозирования. 2022. № 33.

15. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М. : ИНФРА-М, 2017.

16. Скворцова Т. А., Скворцов А. И. Политика импортозамещения в России: причины, цели, этапы, уровни реализации // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. Т. 218. № 4.

17. Соловьева О. Санкционная война с Россией подрывает глобальную экономику // Новая газета. 2022. 27.03. — https://www.ng.ru/economics/2022-02-27/4_8380_stagflation.html (дата обращения: 17.04.2022).

18. Топильская А. А. Первый финансовый кризис современной России: причины и последствия // Научные записки молодых исследователей. 2020. № 8(4).

19. Хасанова А. Р. Кризисы 1998, 2008 и 2016 годов // Исторические параллели. 2016. № 6.

20. Chohan U. W. The return of Keynesianism? Exploring path dependency and ideational change in post-covid fiscal policy // Policy and Society. 2022. Vol. 41. № 1.

21. Peterson K. O. Global Economic Consequence of Russian Invasion of Ukraine // SSRN Electronic Journal. 2022. May.

22. Roubini N. Russia's War and the Global Economy // Project Sindicate. 2022. 25.02. — https://www.project-syn-dicate.org/onpoint/russias-war-and-the-global-economy-by-nouriel-roubini-2022-02 (дата обращения: 17.04.2022).

23. Saiz-Alvarez J. M. Handbook of Research on Emerging Business Models and the New World Economic Order. N. Y. : Hershey, PA : Business Science Reference, 2022. ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.