Научная статья на тему 'Прогнозные оценки коммерческих рисков промышленных предприятий'

Прогнозные оценки коммерческих рисков промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
1274
112
Поделиться

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Сивцова Н.Ф.,

Текст научной работы на тему «Прогнозные оценки коммерческих рисков промышленных предприятий»

Очень важно отметить, что между таможенными пошлинами и косвенными налогами (прежде всего, НДС и акцизами) существует функциональное сходство. Так, теория налогообложения выделяет фискальную, контрольную, распределительную и регулирующую функции налогов.

Что касается таможенных пошлин, то они выполняют следующие функции:

- стабилизирующую, или регулирующую, выравнивая условия конкуренции для товаров импортных и товаров отечественного производства и не создавая преимущества для тех и других;

- защитную, или протекционистскую, ограничивая допуск на отечественный рынок импортных товаров;

- стимулирующую: ввозные пошлины могут быть установлены ниже разницы между национальными и мировыми ценами, создавая более широкие возможности для импорта товаров. Их можно рассматривать как стимулирующие в определенных пределах импорт товаров;

- фискальную, пополняющую доходную часть государственного бюджета.

Однако фискальную эффективность таможенных пошлин нельзя оценивать только через размер их поступлений в бюджет. От их величины косвенно зависят другие доходные источники государства. Так, высокие импортные пошлины являются главным препятствием на пути вступления России в ВТО. Снижение их и вступление России в ВТО позволило бы снять дискриминационные ограничения с российского экспорта, что будет способствовать росту последнего, а вместе с ним увеличению производства и поступлений в бюджет других налогов. Снижение импортных пошлин ведет к падению внутренних цен и косвенному подъему платежеспособности населения, что наращивает объемы товарооборота и поступления налогов в бюджет.

Регулирующая функция таможенной пошлины предполагает меры воздействия на внутреннюю экономику: от протекционизма, т.е. защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и рационализации товарной структуры, до содействия развитию и насыщению рынка, обеспечения стимулирования собственного производства. Этого можно достичь как путем увеличения ставок, так и путем снятия экономических ограничений на ввоз на государственную таможенную территорию импортных товаров и услуг, а также предоставления льготного режима по сравнению с национальным, к примеру, в свободных экономических зонах.

Помимо функционального сходства, следует отметить и одинаковый механизм действия таможенных пошлин и косвенных налогов: и те, и другие включаются в цену реализации товаров (работ, услуг) и полностью оплачиваются конечным потребителем.

В современных условиях развития экономики установление таможенных пошлин должно полностью соответствовать и отвечать требованиям рыночных отношений. И не последняя роль в этом сложном процессе принадлежит государству с его институтами и финансовыми инструментами.

Литература

1. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник. М., 1999.

2. Арутюнян Г.В. Правовое регулирование таможенных платежей: Учеб. пособие. М., 2000.

3. Оболенский В.П. Россия в условиях глобализации мировой экономики: вопросы стратегии и безопасности // Проблемы прогнозирования. М., 2002. Вып. 4. С. 7290.

4. Киреев А.П. Международная экономика: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 1. М., 2000.

5. Школьников М.В. Возможности использования таможенных пошлин для защиты отечественного сельскохозяйственного производства // Бюл. иностранной коммерческой информации. М., 1999. № 41. С. 6-7.

31 мая 2006 г.

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса (ЮРГУЭС)

© 2006 г. Н. Ф. Сивцова

ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

На сегодняшний день проблема риска является одной из основных в коммерческой деятельности промышленных предприятий. В условиях рыночной экономики риск возникает на различных стадиях продвижения товаров и услуг как собственно внутри страны, где функционируют предприятия, так и за ее пределами, если они осуществляют внешнеэкономическую коммерческую деятельность [1-7].

Риск в условиях рынка становится показателем уровня конкурентоспособности и устойчивости предприятий. Однако конкурентная рыночная среда приводит, с одной стороны, к повышению вероятности банкротства предприятий и снижению уровня их безопасности, а с другой - является двигателем общественного прогресса. Вероятностная природа многих

рыночных ситуаций и их неопределенность постоянно порождает коммерческий риск.

Он может быть вызван разными обстоятельствами, поэтому его анализ связан с выявлением главных причин (факторов). Предметом же оценки выступают факторы, характеризующие объектную и пространственную принадлежность, количественные и качественные параметры, а также источники и причины их возникновения. Качество оценки определяется полно -той рискообразуюших факторов.

Отметим, что перечень факторов коммерческого риска отличается большим многообразием. Они могут пересекаться между собой, накладываться один на другой, а могут проявляться независимо. Безусловно, невозможно, да и нет необходимости детально учитывать все имеющиеся факторы и причины. Следует

анализировать и изучать только те, которые наиболее активно воздействуют на уровень риска коммерческой деятельности промышленных предприятий в современных условиях.

Очевидно, что на ситуацию коммерческого риска будут влиять и внешние, и внутренние факторы, но в различной степени. Так, коммерческий риск может углубиться вследствие внутренних просчетов предприятия, а также под воздействием внешней среды: недобросовестной конкуренции, ошибочного мнения общественности, изменения конъюнктуры рынка, отсутствия достоверной информации и т.д.

К внешним относят факторы, обусловленные причинами, не связанными непосредственно с деятельностью самого предприятия. Источники их возникновения кроются во внешней среде по отношению к рассматриваемому предприятию. Они включают в себя объективные экономические, социальные и политические условия внешней среды, в рамках которых конкретное предприятие осуществляет свою деятельность, и к изменению которых оно вынуждено приспосабливаться.

Однако не все факторы внешней среды прямо и в равной степени влияют на результаты коммерческой деятельности промышленных предприятий. Их проявление может носить как прямой, так и косвенный характер. При оценке факторов коммерческого риска внешней среды необходимо выявить рисковые среды и их подвиды, которые наиболее сильно оказывают влияние на результаты функционирования промышленных предприятий. Факторы коммерческого риска целесообразно разделить на факторы общей внешней среды и частной. Общие включают все, что окружает предприятие. В совокупности они образуют общую (глобальную) внешнюю среду. Частная (локальная) внешняя обстановка присуща каждому конкретному предприятию. Она представляет собой совокупность каких-либо внешних сред или их частных составляющих - подвидов. Поэтому применительно к задаче анализа внешней среды и внешних факторов коммерческого риска можно сказать, что внешние причины риска коммерческой деятельности промышленных предприятий - это явления, происходящие в глобальной внешней среде и порождаемые ею. Они в свою очередь посредством субъектов рынка, с которыми связано предприятие, трансформируются в более значительные для него события, возникающие в его локальной внешней среде.

Высокая эффективность работы промышленного предприятия, ведущего коммерческую деятельность, может быть достигнута в случае принятия своевременных и качественных решений, связанных с оценкой рисков на микроуровне. Однако реальная внешняя среда существует объективно, вне зависимости от человеческого восприятия ее и происходящих в ней процессов. Но именно это восприятие вносит субъективизм в ее оценку, в силу чего один и тот же фактор риска воспринимается различными людьми неодно -значно и может вызвать с их стороны неодинаковые ответные на него действия. Следовательно, значимую роль играют внутренние факторы риска, возникновение которых обусловлено или порождается деятельностью самого предприятия.

Внутренние факторы имеют под собой объективную и субъективную основу, так как именно руководитель оценивает ситуацию риска, формирует множество вариантов решения конкретных проблем. Кроме того, восприятие риска напрямую зависит от каждого человека с его характером, складом ума, психологическими способностями, полученными знаниями и опытом.

Внутренние факторы риска коммерческой деятельности можно классифицировать по уровню принятия решений и на стадии разработки предприятием стратегических подходов можно выделить следующие:

- ошибочный выбор или неадекватная формулировка собственных целей;

- неверная оценка стратегического потенциала;

- ошибочный прогноз развития внешней хозяйственной среды в долгосрочной перспективе.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что выявление и классификация факторов коммерческого риска считается одним из сложных этапов его оценки и относится к числу наиболее важных задач качественного анализа, который позволяет незамедлительно определить и идентифицировать профиль (природу) риска и конкретные его виды в коммерческой деятельности.

Поскольку риск имеет и объективную основу (неопределенность внешней среды), и субъективную (принятие решения предпринимателем), то успехи и неудачи предприятий следует рассматривать как взаимосвязь и взаимодействие целого ряда факторов, которые определяют механизм ситуации риска.

В системном анализе выделяют три основных типа механизмов риска:

- стохастический (случайный) риск. В основе его лежит случайность, которая практически всегда возникает там, где проявляется массовое взаимодействие большого числа факторов;

- поведенческий (мотивационный). Генезис его лежит в сфере психологии личности. Корни этого механизма - среди личных предпочтений субъекта и в особенностях социальной направленности личности, принимающих решения;

- природный (неопределенный). Предполагает, что некоторые исходы деятельности предприятий необходимо рассматривать как некие «возможные состояния» непредсказуемой «природы». То есть известно, что может быть, но нет информации о том, насколько возможно то или иное состояние «природы».

Так как ситуации коммерческих рисков отличаются уникальным характером, в них проявляются все основные черты рассмотренных механизмов. Отметим, что для каждого из них определенны конкретные методы анализа, оценки и прогнозирования.

Риски стохастической природы анализируются и измеряются методами теории вероятностей, математической статистики, регрессионного, дисперсионного и факторного анализа; риски поведенческой природы - методами математической теории игр, подготовки и проведения деловых игр, планирования и ведения деловых бесед. Что касается ситуаций с неопределенным, «природным» механизмом риска, то при формальном анализе целесообразно представлять их

ISSN 0321-3056

либо как ситуации со стохастическим риском, либо -с поведенческим риском.

Для того чтобы правильно выбрать методы анализа коммерческих рисков промышленных предприятий, необходимо проводить более качественную его оценку, которая позволит определить природу риска, а также факторы, влияющие на его уровень, заложенные в организации деятельности самого предприятия, либо выступать в качестве ее результата. Кроме этого, подобная оценка предполагает получение прогнозных значений в качестве ориентира для руководства предприятия в разработке стратегии управления и выбора оптимальных решений в условиях неопределенности и риска.

При построении данной оценки на практике используют метод математического моделирования, который сводится к имитации наступления рисковых событий и анализа их последствий. Математическая модель позволяет использовать всю доступную информацию вне зависимости от формы ее представления и степени формализации, что приобретает особую значимость при отсутствии надежной статистической базы и достоверных сведений о структуре изучаемых объектов.

В ходе моделирования и прогнозирования коммерческого риска промышленных предприятий необходимо учесть, что он объединяет в себе случайную, мотивационную и неопределенную природу. В свою очередь последняя может проявиться либо как случайная, либо как мотивационная. Поэтому процесс построения комплексной оценки предполагает определения методов прогнозирования именно этих составляющих.

Случайные величины на практике прогнозируются с помощью статистических методов, на основе выявления законов распределения, определения показателей вариации, выявления и анализа тенденций. Моти-вационная природа может быть оценена на основе предпочтений и выбора как реакция на прогнозные значения случайных величин. Поэтому наиболее подходящим способом реализации поставленной задачи является имитационное моделирование, которое позволяет воспроизвести соотношения между случайной и мотивационной природой, а также факторами, которыми они определяются.

Разработка математической имитационной модели представляет собой сложный и трудоемкий процесс. Алгоритм ее реализации может быть представлен следующим образом:

- выбирается итоговая величина, на основе которой будет построена целевая функция;

- определяются основные факторы (источники) риска;

- разрабатывается модель (связи целевой функции и отобранных факторов);

Белгородский государственный университет

- определяются законы распределения отобранных факторов (характера распределения и его параметров) на основе имеющихся реальных эмпирических данных;

- производятся имитационное моделирование и анализ результатов.

Применяя данный алгоритм имитации для получения прогнозной модели оценки коммерческого риска, необходимо изучить функции спроса и предложения на конкретный товар или товарную группу, а также их параметры. Такой подход поможет объяснить соотношение цены и количества товаров, обмениваемых на рынке за определенный период времени.

При этом формализованная постановка задачи оценки коммерческого риска сводится к следующей интерпретации: предложение товара (выпуск) всех производителей обозначают (функция предложения), спрос со стороны конечного потребителя (который рассматривают в обобщенном смысле) на каждый товар - Б (функция спроса). Тогда оценка риска предполагает сравнение значений 5 и Б. Если 5 < Б -риск отсутствует, в противном случае (5 > Б) риск имеет место. Используя это в анализе ситуаций на рынке, построим оценку коммерческого риска путем определения бинарной функции вида

|0, если 5 < Б У = ^ ' .

[1, если 5 > Б

Таким образом, можно проводить распознавание состояния ситуации на рынке и вовремя принимать управленческие решения, позволяющие минимизировать коммерческий риск или вообще его избежать, тем самым сохраняя экономическую безопасность функционирования предприятия. Кроме этого, изучая тенденции параметров и составляющих функций спроса и предложения, необходимо проводить имитации всех возможных исходов и получать своевременно сигнал о наличии ситуации коммерческого риска (при У=1).

Такой подход в построении прогнозных оценок коммерческого риска позволит повысить эффективность им управления, а применение элементов дис-криминантного анализа в этой сфере является новаторским.

Литература

1. Балдин К.В. Воробьев С.Н. Управление рисками: Учеб. пособие. М., 2005.

2. Волков Ю.В. Управление структурой капитала компании. М., 2002.

3. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. М., 1999.

4. Грабовой П.Г. и др. Риски в современном бизнесе. М., 1994.

5. Чернов В. А. Анализ коммерческого риска. М., 1998.

6. Чернышев С.А. Моделирование эконометрических систем и прогнозирование их развития: Учебник. М., 2003.

7. Шапкин А. С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. М., 2003.

27 июня 2006 г.