получим следующий порядок важности складов: № 4; 1; 3; 2. За оптимальное примем 100 % покрытие потребности. Тогда с использованием (4) задача будет иметь следующее решение (табл. 4).
Таблица 4
Распределение ресурсов с использованием КУП
Объем поставки для четвертого склада составит ноль, так как текущее значение КУП превышает оптимальное. Первый склад (следующий по значимости) получает 10 единиц ресурса - достаточное количество для 100 % покрытия потребности. На третий склад мы распределяем остаток ресурса, его прогнозный КУП равен 0,6. Дальнейшее распределение невозможно, поэтому склад № 2 не получает ресурс в ходе данного распределения. По данной схеме обеспечения два наиболее значимых склада имеют полное удовлетворение потребности в условиях дефицита, а остальные покрывают потенциальный расход лишь частично. Но если использовать такой вариант распределения в первом примере (45 единиц), то 1 и 3-й склады по результатам расчета поставок будут иметь КУП, равный 1. Склад № 2 получит 20 единиц ресурса (нераспределенный остаток), и его прогнозный КУП будет
равен 1,75. Выбор первого либо второго вариантов распределения зависит от конкретной ситуации.
Нами были рассмотрены два подхода к управлению благами на основе КУП. Первый из них предполагает распределение пропорциональное потребности и является предпочтительным в условиях превышения Потребности над Наличием - профицит ресурсов. Второй подход учитывает при распределении значимость единиц потребления и дает оптимальное решение в условиях превышения Наличия над Потребностью - дефицит ресурсов. В случае баланса между Наличием и Потребностью оба подхода дадут одинаковый результат.
Рассмотренная в статье методика является инструментом, который позволяет распределять различные материальные ресурсы компании в соответствии с требованиями заказчика. Изложенные принципы могут быть применены на предприятии при управлении запасами готовой продукции, распределении производственных мощностей, заказе сырья и материалов, а также распределении денежных средств.
Литература
1. Рыжкин С.В., Новиков А.И. Использование маркетинговой информации в операционной деятельности компании // Изв. вузов Сев.-Кавк. региона. Обществ. науки. 2006. № 7. Приложение.
2. Панкрухин А.П. Товарная политика и ее инструментарий // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 6.
3. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование. М., 2000.
4. Эриашвили Н.Д., Ховард К. Цыпкин Ю.А. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. Эриашвили Н.Д. М., 2003.
№ склада Те-кущи Потреб- Текущий Объем поставки Прогнозный остаток Прогнозный КУП
и оста- ность КУП
1 ток 30 0,67 10 30 1,00
2 15 20 0,75 0 15 0,75
3 10 25 0,40 5 15 0,60
4 45 35 1,29 0 45 1,29
Итого 90 110 15 105
Южно-российский государственный университет экономики и сервиса 24 марта 2006 г.
© 2006 г. Е.Г. Семашко
МЕСТО И РОЛЬ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В условиях продолжающейся интеграции России в мировую хозяйственную систему неизменно увеличивается значение государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД), являющегося наряду с межгосударственными соглашениями одним из механизмов регулирования международной торговли. В связи с этим возрастает роль таможенно-тарифного и налогового регулирования, которые в России также служат источниками пополнения доходной части федерального бюджета.
Основной элемент метода таможенно-тарифного регулирования есть таможенный тариф, который как активный инструмент государственного регулирования ВТД имеет повсеместное применение, охватывая, по некоторым оценкам, около 2/3 внешнеторгового товарооборота развитых стран [1, с. 305]. Увеличивая цену импортного и/или экспортного товара, он тем самым оказывает влияние на объем и структуру внешней торговли.
Современные таможенные тарифы включают в себя тысячи наименований товаров. Их общее число в
таможенных тарифах развитых государств достигает двух-трех тысяч. Кроме того, каждая товарная позиция содержит или может содержать более мелкие подпозиции, что является следствием тенденции к увеличению числа товаров, облагаемых таможенными пошлинами.
Каждому из подлежащих таможенному обложению товаров в таможенном тарифе соответствует определенная ставка таможенной пошлины с указанием метода ее исчисления.
В.В. Покровская и Г.В. Арутюнян отмечали, что развитие таможенных тарифов исторически проходило в двух направлениях [1, 2]. Во-первых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а во-вторых, по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной величины, применявшихся к товарам, происходящим из разных стран.
На современном этапе развития общества и рыночных отношений применяют два типа таможенных тарифов: простой и сложный.
Простой (одноколонный) предусматривает для каждого товара определенной номенклатуры единую ставку таможенной пошлины, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Такой тариф не обеспечивает достаточной маневренности в таможенной политике и не предусматривает дискриминационных или льготных пошлин, т.е. не соответствует современной необходимости выравнивания условий конкуренции на мировом рынке, поэтому в настоящее время он мало распространен.
Одноколонные тарифы применяются тогда, когда главной целью введения таможенных пошлин является рост доходов государственного бюджета, а не осуществление эффективной торговой политики. Развитие таможенного тарифа в данном случае происходит путем увеличения номенклатуры товаров.
Сложный (многоколонный) таможенный тариф располагает не одной, а несколькими ставками таможенных пошлин, которые применяются к товарам, происходящим из разных стран, что в большей степени соответствует современным реалиям конкурентной борьбы на мировом рынке. Сложные таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных (или генеральных) пошлин, минимальных и преференциальных. Максимальные пошлины применяются по отношению к товарам тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные действуют в отношении товаров тех стран, с которыми имеются торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины про-мышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН общую систему преференций.
Таким образом, можно отметить определенную закономерность между уровнем ставок таможенных пошлин в тарифе и уровнем экономического развития стран: чем выше уровень экономического развития, тем ниже ставки пошлин. Это обосновывается тем фактом, что стране, имеющей конкурентоспособную промышленность, не требуется дополнительной экономической защиты с помощью таможенных пошлин. Аналогичны таможенные тарифы большинства стран Европы и Америки.
Как отмечает В.П. Оболенский, в торговле базовыми товарами главной формой соперничества выступает ценовая конкуренция: качественные параметры этих товаров в целом более или менее схожи [3, с.75]. Основа конкуренции на рынках готовых изделий - не столько цена, сколько потребительские свойства продукции, которые весьма различны и постоянно совершенствуются.
Структура мирового товарного рынка и имманентный каждому из его ярусов характер конкуренции по существу предопределяют торговую политику различных государств - меру соотношения в ней либерализма и протекционизма, дифференциацию уровня защиты внутреннего рынка в отношении тех или иных видов товаров. Как правило, в наименьшей сте-
пени защищаются рынки базовых товаров, а рынки готовых изделий являются объектом протекционизма - тарифных и нетарифных ограничений импорта при постепенном смещении акцентов в сторону последних. Понижение тарифных барьеров - характерная особенность эволюции глобального торгового режима, вырабатываемого на многостороннем уровне в рамках Всемирной торговой организации.
В настоящее время в мировом экспорте все более преобладающее место занимают готовые изделия, и их подавляющая часть приходится на промышленно развитые страны. Поэтому они устанавливают порядок обмена продукцией науко- и техникоемкого производства через договоренности на двусторонней или многосторонней основе. При этом указанные страны по мере продвижения по ступеням технического прогресса утрачивают интерес к защите отечественных производителей материалоемких и трудоемких изделий, стремясь удешевить обмен путем снижения или даже упразднения импортных тарифов.
В целях защиты своих внутренних рынков про-мышленно развитые страны-члены Всемирной торговой организации активно используют эскалацию таможенного тарифа, т.е. повышение ставок таможенных пошлин в зависимости от степени переработки ввозимой продукции, что позволяет даже при сравнительно невысоких в среднем таможенных барьерах надежно защищать внутренние рынки продукции высокой степени переработки и, как отмечает А.П. Ки-реев [4, с. 211], стимулирует производство сырья в развивающихся странах, тем самым консервируя их технологическую отсталость.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что сложный таможенный тариф позволяет оказывать дифференцированное давление на хозяйствующие субъекты различных стран, облагая товары одних более высокими пошлинами и предоставляя льготы товарам, имеющим происхождение из других стран. Иначе говоря, сложный таможенный тариф дает возможность государству проводить дифференцированную таможенную политику.
В мировой практике предусмотрено применение трех видов ставок таможенных пошлин: адвалорных, специфических и комбинированных.
Адвалорные начисляются по отношению к стоимости единицы экспортного товара и фиксируются в таможенном тарифе в процентах.
В идеале каждая ставка пошлины в таможенном тарифе требует экономического и торгово-политичес-кого обоснования: установления баланса интересов потребителей импортных и производителей конкурирующих товаров, оценки перспектив развития и регулирования торговых связей, в первую очередь в отношении обязательств перед странами - членами Всемирной торговой организации, принятых обязательств перед развивающимися государствами, пользующимися тарифными льготами в соответствии с общей системой преференций, и намерений создания таможенных союзов с другими странами.
Как отмечает М.В. Школьников, таможенные тарифы подавляющего большинства стран имеют ставки пошлин, устанавливаемые в процентном отношении от стоимости товара (адвалорные пошлины) [5,
с. 6]. Их применение позволяет обеспечить увеличение объемов таможенных сборов в условиях тенденции устойчивого повышения цен на мировом рынке по большинству импортируемых товаров.
Адвалорные пошлины широко распространены, в наибольшей степени отвечают современным взглядам на обеспечение справедливой конкуренции и больше всего подходят для применения к готовым изделиям машинно-технической и наукоемкой продукции. Их приоритет проявляется в поддержании одинакового уровня защиты внутреннего рынка независимо от колебаний цен на товар на мировом рынке. В этом случае изменяются лишь доходы бюджета. Но применение адвалорных пошлин не лишено недостатков. Так, существует риск неправильного определения таможенной стоимости.
Специфические таможенные пошлины исчисляются в евро по отношению к физическому объему или весу единицы груза, в большей степени соответствуют массовым однородным товарам и широко применяются в отношении сырьевых товаров, поэтому в настоящее время с ростом удельного веса готовых изделий в мировой торговле значение специфических пошлин несколько сократилось. Их неоспоримым преимуществом является отсутствие необходимости точного определения таможенной стоимости товара, поэтому они применяются в тех случаях, когда установить цену товара сложно либо существуют серьезные подозрения в массовых злоупотреблениях при установлении таможенной стоимости для снижения таможенных платежей.
В целом же специфические пошлины представляют собой более жесткий барьер на пути движения товаров, чем адвалорные. Они действуют неравномерно на всем диапазоне цен того или иного товара, более благоприятны для ввоза дорогих сортов и видов товара и менее благоприятны для дешевых. Это свойство специально используется для противодействия ввозу дешевых и низкокачественных товаров.
Установление специфических пошлин, невыгодных для импортеров, используется государством также в условиях ухудшающейся конъюнктуры на внешних рынках, сопровождающейся падением цен. Однако независимость специфической пошлины от цены товара лишает ее определенной эластичности и снижает эффективность ее использования в торгово-политических целях. Кроме того, в условиях развернувшихся в мире интеграционных процессов стало необходимым сравнение уровней таможенного обложения, что весьма затруднено при наличии специфических ставок, так как их величина выражается в единицах национальной валюты.
Комбинированные таможенные пошлины предполагают одновременное использование адвалорного и специфического таможенного обложения. Так, например, по большинству ввозимых продовольственных товаров пороговое значение таможенной стоимости превышает ее среднюю величину, а следовательно, при прочих равных условиях большая часть товаров, импортируемых из-за рубежа, должна подпадать под обложение специфической пошлиной. Но установление ставки пошлины (и особенно ее специфической составляющей) на неоправданно высоком уровне
может привести к неэффективности импорта соответствующего товара и как следствие к стимулированию нелегального и полулегального ввоза.
Рассматриваемая мера может носить только временный характер, поскольку широкое применение специфических и комбинированных пошлин не вполне соответствует требованиям Всемирной торговой организации.
Так же стремление по сдерживанию закупок более дешевой продукции не всегда способствует решению задачи поддержки отечественного производителя. Ведь специфика налогообложения товаров в значительной степени должна зависеть от соотношения ценовых характеристик отечественной и импортной продукции. Например, если товары отечественного производства по своим характеристикам являются сравнительно дешевыми (а это относится к основным подакцизным товарам, т. е. алкоголю и табаку), то ввоз аналогичной продукции из-за рубежа по сравнению с дорогостоящими товарами должен ограничиваться таможенно-тарифными средствами в большей степени.
Поэтому двуединая задача увеличения поступлений в бюджет от таможенных пошлин и защиты отечественного производства может решаться не только путем применения специфических и комбинированных таможенных пошлин, но и посредством использования адвалорных пошлин при условии усиления контроля за правильностью определения таможенной стоимости.
В настоящее время в России доля адвалорных пошлин имеет тенденцию к снижению. Сейчас весомая часть импорта из стран «дальнего зарубежья» облагается специфическими и комбинированными ставками импортного тарифа, характеризуемыми наиболее высокими уровнями ставок импортного тарифа. Достаточно сказать, что специфическими и комбинированными пошлинами в настоящее время охватывается до 15 % всей товарной номенклатуры импорта из «дальнего зарубежья» притом, что на них, согласно экспертной оценке, приходится более четверти всех поступлений в части таможенного налогообложения импорта.
Основой таможенного тарифа является перечень ставок таможенных пошлин. В связи с этим следует отметить, что однозначного ответа на вопрос о сущности таможенной пошлины в настоящее время в экономической теории не существует. Тем не менее большинство исследователей сходятся во мнении, что таможенная пошлина - это или налог, или близкое к нему по своей природе явление.
Если считать, что экономическую сущность налога составляет безвозмездное изъятие государством в целях пополнения государственной казны определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса (платежа), то это же определение может быть верным и по отношению к таможенной пошлине, правда, только в том случае, когда речь идет об изъятии государством части стоимости продукта, произведенного как на территории определенного государства, так и за ее пределами, и перемещаемого через таможенную границу этого государства.
Очень важно отметить, что между таможенными пошлинами и косвенными налогами (прежде всего, НДС и акцизами) существует функциональное сходство. Так, теория налогообложения выделяет фискальную, контрольную, распределительную и регулирующую функции налогов.
Что касается таможенных пошлин, то они выполняют следующие функции:
- стабилизирующую, или регулирующую, выравнивая условия конкуренции для товаров импортных и товаров отечественного производства и не создавая преимущества для тех и других;
- защитную, или протекционистскую, ограничивая допуск на отечественный рынок импортных товаров;
- стимулирующую: ввозные пошлины могут быть установлены ниже разницы между национальными и мировыми ценами, создавая более широкие возможности для импорта товаров. Их можно рассматривать как стимулирующие в определенных пределах импорт товаров;
- фискальную, пополняющую доходную часть государственного бюджета.
Однако фискальную эффективность таможенных пошлин нельзя оценивать только через размер их поступлений в бюджет. От их величины косвенно зависят другие доходные источники государства. Так, высокие импортные пошлины являются главным препятствием на пути вступления России в ВТО. Снижение их и вступление России в ВТО позволило бы снять дискриминационные ограничения с российского экспорта, что будет способствовать росту последнего, а вместе с ним увеличению производства и поступлений в бюджет других налогов. Снижение импортных пошлин ведет к падению внутренних цен и косвенному подъему платежеспособности населения, что наращивает объемы товарооборота и поступления налогов в бюджет.
Регулирующая функция таможенной пошлины предполагает меры воздействия на внутреннюю экономику: от протекционизма, т.е. защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции и рационализации товарной структуры, до содействия развитию и насыщению рынка, обеспечения стимулирования собственного производства. Этого можно достичь как путем увеличения ставок, так и путем снятия экономических ограничений на ввоз на государственную таможенную территорию импортных товаров и услуг, а также предоставления льготного режима по сравнению с национальным, к примеру, в свободных экономических зонах.
Помимо функционального сходства, следует отметить и одинаковый механизм действия таможенных пошлин и косвенных налогов: и те, и другие включаются в цену реализации товаров (работ, услуг) и полностью оплачиваются конечным потребителем.
В современных условиях развития экономики установление таможенных пошлин должно полностью соответствовать и отвечать требованиям рыночных отношений. И не последняя роль в этом сложном процессе принадлежит государству с его институтами и финансовыми инструментами.
Литература
1. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник. М., 1999.
2. Арутюнян Г.В. Правовое регулирование таможенных платежей: Учеб. пособие. М., 2000.
3. Оболенский В.П. Россия в условиях глобализации мировой экономики: вопросы стратегии и безопасности // Проблемы прогнозирования. М., 2002. Вып. 4. С. 7290.
4. Киреев А. П. Международная экономика: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 1. М., 2000.
5. Школьников М.В. Возможности использования таможенных пошлин для защиты отечественного сельскохозяйственного производства // Бюл. иностранной коммерческой информации. М., 1999. № 41. С. 6-7.
31 мая 2006 г.
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса (ЮРГУЭС)
© 2006 г. Н. Ф. Сивцова
ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
На сегодняшний день проблема риска является одной из основных в коммерческой деятельности промышленных предприятий. В условиях рыночной экономики риск возникает на различных стадиях продвижения товаров и услуг как собственно внутри страны, где функционируют предприятия, так и за ее пределами, если они осуществляют внешнеэкономическую коммерческую деятельность [1-7].
Риск в условиях рынка становится показателем уровня конкурентоспособности и устойчивости предприятий. Однако конкурентная рыночная среда приводит, с одной стороны, к повышению вероятности банкротства предприятий и снижению уровня их безопасности, а с другой - является двигателем общественного прогресса. Вероятностная природа многих
рыночных ситуаций и их неопределенность постоянно порождает коммерческий риск.
Он может быть вызван разными обстоятельствами, поэтому его анализ связан с выявлением главных причин (факторов). Предметом же оценки выступают факторы, характеризующие объектную и пространственную принадлежность, количественные и качественные параметры, а также источники и причины их возникновения. Качество оценки определяется полнотой рискообразуюших факторов.
Отметим, что перечень факторов коммерческого риска отличается большим многообразием. Они могут пересекаться между собой, накладываться один на другой, а могут проявляться независимо. Безусловно, невозможно, да и нет необходимости детально учитывать все имеющиеся факторы и причины. Следует