Научная статья на тему 'Финансово-правовые инструменты в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности'

Финансово-правовые инструменты в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
753
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN TRADE ACTIVITIES / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / FINANCIAL AND CREDIT INSTRUMENTS / ВАЛЮТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / CURRENCY INSTRUMENTS / ВАЛЮТНЫЕ МЕРЫ / CURRENCY MEASURES / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CURRENCY EXCHANGE REGULATION / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / CURRENCY CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трошкина Т.Н.

Настоящая статья посвящена рассмотрению финансово-правовых инструментов в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Автор проводит анализ финансово-кредитных инструментов и валютных инструментов, разграничивая отдельные их виды: налоговые льготы, субсидии, государственное кредитование, государственное страхование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to financial and legal instruments in the system of state regulation of on foreign trade activities. The author analyses financial and credit instruments and currency instruments, differentiates the types: tax remissions, grants, state lending, state insurance.

Текст научной работы на тему «Финансово-правовые инструменты в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

ввсвиаин шиешквемз™

имани D.E. Кутафина (МГЮА]

191

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящая статья посвящена рассмотрению финансово-правовых инструментов в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Автор проводит анализ финансово-кредитных инструментов и валютных инструментов, разграничивая отдельные их виды: налоговые льготы, субсидии, государственное кредитование, государственное страхование.

Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, финансово-кредитные инструменты, валютные инструменты, валютные меры, валютное регулирование, валютный контроль.

The article is devoted to financial and legal instruments in the system of state regulation of on foreign trade activities. The author analyses financial and credit instruments and currency instruments, differentiates the types: tax remissions, grants, state lending, state insurance.

Keywords: foreign trade activities, financial and credit instruments, currency instruments, currency measures, currency control, currency exchange regulation.

7)

FT m

Татьяна

Николаевна

ТРОШКИНА,

кандидат юридических наук, кандидат

экономических наук, доцент кафедры финансового права НИУ ВШЭ

Внешнеторговая деятельность в Российской Федерации осуществляется только с применением законодательно закрепленных методов, а вот процедуры и способы их применения могут и должны быть многообразны и важнейшее место в этом ряду занимают правовые средства — инструменты1, которые можно систематизировать в две группы — экономические и административные.

Говоря об экономических мерах, мы можем сформулировать их сущность — она является финансово-правовой. Финансовая поддержка экспортеров государством становится во второй половине XX века одним из важнейших средств борьбы за рынки сбыта.

К финансово-кредитным и валютным инструментам внешнеторгового регулирования относятся различного рода мероприятия, ограничивающие в той или иной форме доступ импортеров к иностранной валюте, регулирующие курсовую политику, условия платежа по внешнеторговым контрактам и т.д., создавая прямые и косвенные барьеры

m

ш □

"О i

à <

£ I Ü

X

мероприяти

>

См. более подробно: Бондарь Н. С. Права человека и гражданина как фактор конституционной безопасности // Права человека и конституционная безопасность: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Ростов-н/Д., 2002. С. 9,10.

© Т. Н. Трошкина, 2014

__ ввсвдпее

192 ОБЗОР НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

на пути иностранного товара на национальный рынок, а также мероприятия, содействующие повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей через предоставление им различного рода финансовых и валютных льгот.

Финансовые и кредитные инструменты, первоначально возникнув как временная мера торговой политики, во второй половине ХХ века превратились в постоянно действующее средство, стимулирующее «экспортную агрессию» и захваты новых внешних рынков.

Государственные финансы все чаще становятся задействованными в формировании и реализации внешнеторговой политики. Среди финансовых инструментов наиболее эффективными считаются налоговые льготы и субсидии, предоставляемые экспортерам.

Освобождение от уплаты налогов (возврат налогов), нацеленное на выравнивание конкурентных условий для импортируемых товаров и аналогичных товаров отечественного производства, стремительно превращается в инструмент стимулирования сбыта отечественных товаров за границей. Как правило, экспортеры освобождаются от косвенных (налог на добавленную стоимость) и прямых налогов (подоходный налог, налог на прибыль и др.), а также ввозных пошлин на иностранные сырье, машины, оборудования и иные товары, используемые при производстве экспортной продукции (товары, ввозимые под таможенными режимами переработки).

Повышаются ставки косвенных налогов, возвращаемых впоследствии экспортерам. В ряде стран компаниям разрешается создавать не облагаемые налогом фонды стимулирования экспорта, предоставлять налоговые льготы при использовании доходов фирм-экспортеров на финансирование различных мероприятий, содействующих сбыту отечественных товаров за границей (участие в международных торгах, дополнительная отделка экспортной продукции, внешнеторговая реклама, содержание загран-представительств, регистрация товарного знака за границей и т.д.). Практика показывает, что наиболее действенным способом стимулирования экспорта является снижение налогового бремени в части обложения экспортера прямыми налогами (снижение ставок прямых налогов, предоставление отсрочек по их уплате).

Характер агрессивного инструмента торговой политики приобретают субсидии из государственных бюджетов. Исследуя природу субсидии как меры нетарифного регулирования, И. И. Дюмулен отмечает, что между экономическим действием таможенной пошлины и субсидии на механизм конкурентной борьбы есть существенная разница. Таможенная пошлина повышает цену иностранного товара до уровня цены отечественного товара (а в ряде случаев и выше) и тем самым делает иностранный товар менее конкурентоспособным. Что же касается субсидии, то она дает возможность национальному производителю снизить цену отечественного товара до уровня иностранного или даже ниже и тем повысить его конкурентоспособность по сравнению с иностранным товаром. Субсидирование, защищая интересы ориентированных на экспорт национальных производителей, одновременно с этим позволяет другим предпринимателям из этой же страны дешевле покупать субсидируемые товары, сокращая тем самым их издержки производства и увеличивая прибыль2. В этом заключается «кумулятивный» эффект субсидирования, сделавший субсидии столь востребованным в последнее время инструментом экономической и торговой политики.

Субсидирование применяется чаще всего для форсирования экспорта сельскохозяйственных товаров. Наиболее субсидируемыми товарами промышленного экспорта являются суда и авиационная техника.

Дюмулен И. И. Современный протекционизм США и других развитых капиталистических государств : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 1982. С. 36.

В целях выхода на рынки развивающихся стран активно используется предоставляемая развитыми странами « помощь развитию» — государственные займы со сроком погашения в несколько десятилетий и, как правило, с небольшим процентом3.

К финансовым инструментам торговой политики самым тесным образом примыкают кредитные инструменты. Стремительное расширение практики применения кредитных инструментов в целях внешнеторгового регулирования дало повод говорить о так называемых кредитных войнах. Государство все активнее переходит к долгосрочному и среднесрочному кредитованию участников внешнеторговой деятельности на условиях более выгодных, чем те, что сформировались на национальном или международном кредитном рынке. В этих целях используются такие приемы, как «замораживание» процентной ставки, продление срока предоставления кредита, упрощение порядка его получения и др.

Государственное кредитование органично дополняется государственным страхованием (в первую очередь, предоставлением государственных гарантий по внешнеторговым поставкам). Раскрывая сущность правительственных гарантий и определяя их место в механизме государственного регулирования внешней торговли, Л. В. Сабельников называет такие его преимущества, как расширение возможностей получения кредитов на льготных условиях, меньшая, по сравнению с частным сектором, стоимость страхования. Кроме того, он отмечает, что правительственные гарантии позволяют экспортерам получать денежные средства в банке сразу же после отгрузки товара, что значительно ускоряет платеж, а это в условиях нестабильности валютных курсов дает экспортеру выигрыш не только во времени, но и по размеру платежа4.

Таким образом, применение финансовых и кредитных инструментов (налоговых льгот, субсидий, государственного кредитования и страхования внешнеторговых операций) содействует удешевлению вывоза товаров, делает его более безопасным и конкурентоспособным и, тем самым, обеспечивает выход отечественного производителя на новые внешние рынки.

Если активное применение финансово-кредитных инструментов в большей степени характерна для торговой политики промышленно развитых стран, отражая ее наступательный и экспансионистский характер, то использование валютных мер регулирования внешней торговли свойственно прежде всего развивающимся странам. Валютные инструменты эффективно применяются в целях внешнеторгового регулирования в странах, где осуществляется нехватка свободно конвертируемой валюты (государства с переходной экономикой), а также наблюдается значительный рост дефицита платежного баланса.

В валютном блоке внешнеторгового инструментария наиболее востребованными являются мероприятия по регулированию валютного курса, способные привести к существенным изменениям величины выручки от внешнеторговой операции (ограничения на перемещение валюты, валютная интервенция, маневрирование банковскими процентными ставками и т.д.). И. И. Дюмулен справедливо отмечает, что «эффективность действия всего протекционистского механизма (особенно таких его составных частей как пошлины, субсидии налоги), прямо зависят от состояния валютных курсов и во многом определяется им»5.

- □

3 См. подробнее: Сабельников Л. В. Война без перемирия: формы и методы экономической ] агрессии. М., 1983. С. 197—201. а

4 Сабельников Л. В. Война без перемирия: формы и методы экономической агрессии. М., 1983. ч С. 186. ы

Дюмулен И. И. Современный протекционизм США и других развитых капиталистических государств : автореф. дис. ... д-ра. экон. наук. М., 1982. С. 38. мероприяти

5

_ ввошаин

194 ОБЗОР НАУЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Особое место в арсенале валютного регулирования внешней торговли занимают такие ограничения на расходование иностранной валюты, как требования о внесении импортного депозита (депонирование части стоимости внешнеторговой сделки за несколько месяцев до ее совершения6), предварительной уплате таможенных пошлин и др. Представление документов о внесении импортного депозита, предварительной уплате таможенной пошлины являются необходимым условием завершения таможенного оформления и пропуска товара через таможенную границу.

Ограничительный характер мер валютного регулирования может проявляться сразу по нескольким направлениям. Так, например, внесение импортного депозита, с одной стороны, увеличивает издержки импортера за счет предоставления банку по существу беспроцентного кредита и ведет к удорожанию ввозимых товаров; с другой стороны, внесение депозита приводит к изъятию из оборота денежных средств и, как следствие — к сокращению общего платежеспособного спроса на внутреннем рынке7.

В сфере валютного регулирования внешней торговли встречается практика установления множественности валютных курсов8, получения разрешения на осуществление валютных операций, установления специального налога на операции с иностранной валютой, различного рода ограничения на накопления иностранной валюты, регулирование предоставления отсрочек по внешнеторговым платежам и т.д. Особое место валютное регулирование и валютный контроль занимают и в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации.

В современном научном, практическом (таможенном, внешнеторговом) и нормативно-правовом лексиконе используется несколько агрегатных, синтетических понятий, включающих в себя ряд обязательных платежей, взимаемых в связи с совершением экспортно-импортных операций. В систему обязательных платежей, взимаемых в процессе совершения внешнеторгового регулирования, входят: ввозные таможенные пошлины; вывозные таможенные пошлины; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза ЕврАзЭС; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза ЕврАзЭС; таможенные и иные внешнеторговые сборы; сезонные пошлины; специальные пошлины (в том числе и предварительные); антидемпинговые пошлины (в том числе и предварительные); компенсационные пошлины (в том числе и предварительные). Выше перечисленные платежи в одну систему объединяют, во-первых, обязательный характер такого платежа и, во-вторых, общая для всех них сфера их взимания — внешнеторговая деятельность.

Суть этих обязательных платежей отчетливо проявляется в двух основных функциях — фискальной и регулирующей.

К финансово-правовым инструментам могут относиться не только перечисленные платежи, но и их составные части — элементы. В первую очередь, это касается таможенной стоимости. Так одним из активных инструментов является декретированная таможенная стоимость — практика административного установления таможенной стоимости для расчета таможенных пошлин и сборов (такая практика фактически превращает адвалорные пошлины в специфические).

6 Размеры импортного депозита могут ставиться в зависимость от ставки импортной пошлины и других показателей.

7 Зотов Г. М, Иванов А. С., Сабельников Л. В. Нетарифные барьеры за рубежом и возможности их преодоления. М, 1992. С. 34—35.

8 Режим множественности валютных курсов предполагает установление дифференцированного курса пересчета национальной валюты в иностранную в зависимости от вида сделки, внешнеторгового партнера или товара.

ВВОИПЕШ ШИВЕРШЕМЗ™

имани П.Е. Кутафина (МГЮА]

Финансово-правовые инструменты — постоянно развивающийся, количественно увеличивающийся, модернизирующийся сегмент внешнеторгового регулирования. Они не могут, в отличие от административных мер, напрямую запретить ввоз или вывоз товаров. Они косвенно, но при этом весьма эффективно, воздействуют на конкурентоспособность импорта, прежде всего через ценовые характеристики товаров.

Эти инструменты могут оказывать ограничительное воздействие на импорт, защищая тем самым интересы национального производителя, а также стимулировать экспортеров и содействовать развитие импортозамещающих и импортовытесняющих национальных производств (так называемый наступательный протекционизм, инструментами которого являются субсидии, экспортные кредиты, льготное страхование экспорта и т.д.).

Цели применения финансово-правовых инструментов могут быть также различными. Они могут использоваться для противодействия недобросовестной коммерческой практике иностранных поставщиков и выравнивания конкурентных условий на рынке (специальные виды пошлин), для выполнения фискальных задач (НДС и акцизы), для финансирования отдельных отраслей промышленности и объектов внешнеторговой инфраструктуры (модернизация портов и складского и портового хозяйства, обновление торгового флота и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.