Научная статья на тему 'Основные направления государственной политики по обеспечению развития экспортной деятельности в регионе'

Основные направления государственной политики по обеспечению развития экспортной деятельности в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / EXPORT / EXPORT POTENTIAL / COMPETITIVENESS / FOREIGN TRADE POLICY / INDUSTRIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мангушев Игорь Хафызович

В статье рассматривается современный механизм стимулирования экспорта ре-гиона, ведется анализ методов и инструментов поддержки экспортеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals modern technologies of stimulating regional export, gives analysis of methods and instruments of supporting exporters.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственной политики по обеспечению развития экспортной деятельности в регионе»

И.Х. Мангушев

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ

Аннотация

В статье рассматривается современный механизм стимулирования экспорта региона, ведется анализ методов и инструментов поддержки экспортеров.

Annotation

The article reveals modern technologies of stimulating regional export, gives analysis of methods and instruments of supporting exporters.

Ключевые слова

Экспорт, экспортный потенциал, конкурентоспособность, торговая политика, промышленная политика

Key words

Export, export potential, competitiveness, foreign trade policy, industrial policy

2010 № 2

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

В промышленно развитых странах, как показывает опыт, механизм стимулирования экспорта состоит из взаимосвязанной системы экономических, валютно-финансовых, правовых и организационных мер. Центральное место в обеспечении работы этого механизма принадлежит государству.

Отсутствие эффективной системы экспортного стимулирования отрицательно сказывается на тенденциях экспорта готовой продукции, технологий и услуг. В условиях жесткой конкуренции и присутствия рисков на мировом рынке, а также различий потенциальных возможностей у экспортеров разных стран система их поддержки выступает составной частью национальной внешнеторговой стратегии большинства стран, которые направляют на эти цели значительную долю средств государственного бюджета. Такая поддержка более необходима в ситуации, когда экспортеры имеют слабые позиции на экспортных рынках, неспособны противостоять конкуренции, коммерческим и финансовым рискам и покрыть затраты, с ними связанные.

Отличительной особенностью современного механизма стимулирования экспорта является его комплексный характер, включающий одновременное использование мероприятий, направленных на поощрение сбыта товаров и создание возможности беспрепятственного продвижения на внешние рынки, на разработку новых видов товаров и развитие их экспортного производства. Данный механизм реализуется как внутри страны, так и за рубежом.

Выбор методов и инструментов поддержки экспортеров и стимулирования экспорта осуществляется исходя их позиций национальной внешнеторговой стратегии, особенностей и уровня экономического и промышленного развития.

Экспортная деятельность является важной составляющей в системе внешнеэкономических связей. В условиях федеративного государства особое значение приобретает специфика ее реализации в регионе. Региональная экспортная политика стран, а также конкурентные преимущества отдельных субъектов федерации становятся все более важными с точки зрения конкурентоспособности государственной экономики и улучшения социальноэкономических процессов. Способность организовать отраслевое производство с максимальной эффективностью использования ресурсов и максимальной производительностью факторов производства на конкретных территориях определяет особенности развития экономики страны.

В целом развитие экспортной деятельности определяет государственная и региональная политика по ряду направлений:

Во-первых, это промышленная политика, которая должна отвечать на следующие принципиальные для экономического развития страны вопросы:

- каким должно быть товарное наполнение (отраслевая структура) экономического роста?

- за счет каких источников должен происходить экономический рост и как осуществлять мобилизацию и целевое использование таких ресурсов?

- кто будет основным субъектом модернизации экономики в различных ее секторах (государство, крупный, средний и малый бизнес, иностранный капитал)?

- каким должен быть экономический механизм, обеспечивающий заинтересованность хозяйствующих субъектов в активном участии в проектах структурной модернизации национальной экономики, а также достаточную прозрачность финансовых потоков и

эффективный контроль за их целевым использованием?

Как показывает международный опыт, необходимость проведения активной государственной промышленной политики объясняется двумя основными причинами:

- недостаточной экономической мотивацией сложившихся хозяйственных структур к решению задач технологической и структурной модернизации производства, формированию и освоению новых товарных рынков;

- слабостью или отсутствием хозяйствующих субъектов, способных отвечать на сигналы корректирующей политики.

Для современной России актуальны обе причины. С одной стороны, крупные хозяйствующие субъекты сырьевой специализации (нефтегазовый комплекс) и первичной переработки сырья (металлургия, химия) не имеют достаточной экономической мотивации для серьезной отраслевой диверсификации бизнеса в силу сложившегося разрыва в уровнях рентабельности деятельности в экспортоориентированном сырьевом секторе и обрабатывающих отраслях, прежде всего в машиностроении.

С другой стороны, в машиностроении и вообще в наукоемком производстве (за некоторыми исключениями) не сформировались мощные хозяйствующие структуры, способные конкурировать с соответствующими зарубежными гигантами на глобальном уровне.

К числу приоритетов структурной и промышленной политики следует относить те направления развития, применительно к которым Россия еще сохраняет конкурентные преимущества -реальные или теперь уже в большей мере потенциальные. Часть таких приоритетов очевидна:

- нефтегазовый, лесной и рыбопромышленный комплексы, производственно-экспортный потенциал которых, однако, сам подлежит модерниза-

ции, включая радикальную диверсификацию;

- ракетно-космическая индустрия и авиапром, атомная отрасль;

- производство вооружений;

энергетическое машиностроение - традиционное в советский период средоточие "двойных" - гражданских и военных

- высоких технологий; судостроение;

- транспортное машиностроение;

- ряд "нанотехнологических" направлений, в том числе в биологии и генной инженерии.

Ряд приоритетов современной промышленной политики должен носить не отраслевой, а межотраслевой характер, в связи с чем должны быть выделены направления техники, технологии и НИОКР, объединяющие более или менее однородные классы технических средств и технологий того или иного поколения.

Роль государства в проведении структурной политики должна заключаться не в управлении конкретными предприятиями или их опеке, а в выборе приоритетов и "коридоров" роста для формирования долговременной политики, ориентированной на достижение устойчивого развития на основе обеспечения продовольственной, энергетической и экономической безопасности страны.

Во-вторых, стимулированию

экспортной деятельности служит торговая политика, которая в условиях ужесточившейся конкуренции на мировом рынке способствует возрастанию роли организационно-технического содействия государства национальным производителям в освоении новых рынков и расширении масштабов экспортных операций. В механизм организационного содействия могут войти такие способы, как представление через государственные органы различного рода коммерческой информации, представление интересов экспортеров-производителей в правительственных организациях,

подготовка специалистов в области

внешнеторговой деятельности. Государство может взять на себя организацию за рубежом внешнеторговых выставок и других рекламных мероприятий, пропагандирующих продукцию национального производства. Возможна практика по созданию за рубежом постоянно действующих торговых центров.

Необходимо создание целостной многоуровневой системы институтов и специализированных организаций,

обеспечивающих благоприятные условия для развития экспортного производства.

Основу данной системы могут составить государственные специализированные организации, а также структуры, осуществляющие поддержку экспортеров по поручению государства и под его гарантии.

Одним из главных элементов системы поддержки экспорта за рубежом должны стать государственные финансовые учреждения, занимающиеся финансированием и страхованием экспортных кредитов, а также инвестиций за рубежом. В их функции также должно входить предоставление правительственных гарантий от политических и коммерческих рисков при экспортных сделках.

В качестве связующего звена между частным сектором и государством могут служить различные объединения национальных экспортеров на федеральном уровне. Их главная задача

- оказание содействия и создание благоприятных условий для деятельности национальных предприятий на рынках зарубежных стран, услуг по информационному обеспечению экспортных операций, консалтингу, по вопросам практической реализации ряда специализированных программ, финансируемых правительством и направленных на развитие сферы ВЭД.

Содействие национальным экспортерам должны оказывать и регио-

нальные отраслевые союзы, торговые палаты, которые ведут свою деятельность не только в регионах страны, но и за рубежом.

Третье направление поддержки экспортеров - финансовая политика в качестве государственной поддержки путем прямого кредитования, рефинансирования, поддержки процентных ставок.

Например, прямое кредитование в развитых странах обеспечивается через экспортные кредиты на условиях постоянно действующих процентных ставок СГОЛ, непосредственно установленных со стороны государственных банковско-финансовых учреждений. К наиболее существенным достоинствам такой системы относится возможность привести в соответствие кредитную политику финансовых организаций с экономической политикой государства, также осуществление экспортного кредитования венчурных предприятий.

Рефинансирование экспортных кредитов в качестве официальной финансовой поддержки экспортеров производится путем финансирования государственными финансовыми структурами через коммерческие банки на основе постоянной процентной ставки

стя.

Поддержка процентных ставок по экспортным кредитам обеспечивается на основе стабилизационной кредитной политики по кредитам, предоставляемым коммерческими банками.

Важной особенностью стимулирования экспорта является его страхование, связанное не только с длительными сроками поставки, но и с коммерческими и политическими рисками, усилившимися в международной деловой практике. Роль страхования в последние годы возросла, особенно в связи с тяжелым валютно-финансовым положением многих стран-импортеров, наличием внешних долгов, отсрочкой платежей, многочисленными военными

действиями в отдельных регионах мира, политической нестабильностью государств.

В большинстве развитых стран страхованием экспорта занимаются государственные и полугосударственные организации, включая региональные отраслевые союзы и торговые палаты. Несмотря на увеличение определенной части страховых рисков и связанных с ними убытков, страховые агентства большинства развитых стран не идут на повышение страховых премий. Это обусловлено опасениями государственных органов, что данная мера отрицательно повлияет на развитие национального экспорта, а кроме того, возрастанием общего объема страховых операций.

Эффективным методом стимулирования экспорта являются различные налоговые льготы, заключающиеся в освобождении поставщиков экспортных товаров на ряд лет от уплаты налогов на часть текущей выручки от экспортных операций; в предоставлении льготных условий амортизации; переводе средств от экспорта на специальные не облагаемые налогом счета.

Довольно широко в экспортной международной практике стимулирования применяется метод финансовых льгот, основанный на возврате таможенных пошлин и налогов, уплаченных при импортировании сырья для нужд экспортного производства, и освобождении от косвенных налогов на дефицитные в данной стране материалы.

В условиях острого дефицита ресурсов на цели национального хозяйственного развития и растущих валютных затрат (в т. ч. на обслуживание внешнего долга) чрезвычайно важное значение приобретают вопросы совершенствования валютного регулирования и валютного контроля во внешней торговле. Несмотря на несомненный положительный вклад в стабилизацию валютнофинансового положения страны внешняя торговля для недобросовестных

участников ВЭД стала основным средством незаконного вывоза капитала за рубеж.

Четвертым направлением государственной политики по стимулированию экспортной деятельности является научно-технический прогресс, в том числе политика в области образования.

Быстрый научно-технический

прогресс становится важнейшим фактором обеспечения устойчивого развития, поскольку он повышает динамизм социально-экономических систем и хозяйствующих субъектов, укрепляет безопасность государства. Инновационная деятельность выступает эффективным инструментом коммерциализации достижений науки, техники и технологий, становится определяющим элементом международной конкурентоспособности страны.

Широкая коммерциализация инноваций и построение экономики знаний, возможны лишь при условии комплексного реформирования научнотехнической сферы. Процесс реформирования может включать в себя следующие этапы:

- организацию научных исследований, позволяющих обеспечить не только сохранение областей, в которых российская наука занимает лидирующие позиции в мире, но и их расширение;

- создание современной национальной инновационной системы;

- комплексную модернизация отраслей народного хозяйства на основе инноваций;

- продвижение российской инновационной продукции на мировом рынке.

Важно учитывать опыт функционирования фундаментальной научной инфраструктуры, унаследованной от бывшего СССР, и, трансформируя его к требованиям современного финансовоэкономического законодательства, выстроить эффективную государственную

инновационную политику и рыночные институты стимулирования инноваций.

Пятым важнейшим направлением поддержки экспортеров является региональная политика, задачей которой должно стать формирование институциональных механизмов и инфраструктур инновационной экономики. Ускоренными темпами необходимо создать объекты инфраструктуры, обеспечивающие экологизацию хозяйственной деятельности, информатизацию управленческих процессов и капитализацию человеческих ресурсов.

Цель государственной региональной политики должна состоять в том, чтобы, сочетая использование эффективных инструментов, дать региону минимум, достаточный для его развития.

Антимонопольная политика,

проводимая с целью увеличения конкуренции, также может быть средством стимулирования экспортной деятельности.

Негативным фактором наличия монополий является торможение ими научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности.

Следует обратить внимание, что не все варианты поощрения экспорта приводят к эффективному результату. Некоторые меры дают обратный эффект. Так, в Индонезии сократились доходы от экспорта ввиду поощрения производителями закупок промышленной продукции местных комплектующих из-за их низкого качества. Освобождение местных импортеров от пошлин на ввозимое сырье, так же как и выдача лицензий, обернулось привилегиями для избранных и усилило коррупцию.

Сосредоточению производства в руках небольшого числа крупных производителей (со всеми вытекающими негативными последствиями) способствовал также запрет иностранных инвестиций в те сферы, которые, как считалось, успешно осваивал национальный капитал.

Как показывает мировой опыт, неэффективным является предоставление крупных экспортных субсидий. Считается, что субсидии могут быть использованы в качестве временной меры, а это, возможно, окажет непосредственное и немедленное воздействие на рост экспорта.

Схемы льготного кредитования и страхования также оказываются подчас неэффективными. Как показал опыт Турции, Шри-Ланки, Югославии, предоставление значительных субсидий и льгот спровоцировало рост злоупотреблений в процессе борьбы за их получение. Кроме того, фискальное бремя значительного объема субсидий может привести к нарушению макроэкономического равновесия и возрастанию внешней задолженности, как это произошло, например, в Югославии, а также мешать развитию эффективных экспортных отраслей, что можно было наблюдать в Аргентине. Следует иметь в виду, что в ответ на субсидирование экспорта промышленной продукции странами-импортерами обычно вводятся компенсационные пошлины.

Осуществление мер протекционизма требует продуманного и взвешенного подхода, особенно при проведении политики импортозамещения, поскольку в этом случае ограничивается действие рыночных сил и главную роль начинают играть субъективные факторы. Высокие таможенные барьеры и нетарифные ограничения отстраняют национальных производителей от конкуренции, и они могут не заботиться о повышении качества своих товаров и снижении цены.

Ввиду слабой востребованности государственных мер стимулирования экспорта необходимы новые усилия в этом направлении, в том числе:

- корректировка системных факторов таким образом, чтобы они не препятствовали росту конкурентоспособности отечественного производства;

- придание действию государственных механизмов экономического регулирования автоматического, вневедомственного характера;

- поощрение субъектов малого и среднего бизнеса, которые:

а) занимаются внедрением инноваций,

б) расширяют производственную деятельность,

в) создают новые рабочие места с адекватной и достойной компенсацией труда.

Библиографический список

¡.Федеральный закон от 08.12.2003 № 166 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

2.Федеральный закон от 10.12.03 № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле»;

3.Федеральный закон от 21.05.1993 №5003-1 «О таможенном тарифе»;

4.Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. -М.: Изд-ий дом «Вильямс», 2002. -496с.

5.Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость // Альпина бизнес букс, 2005

Bibliographie list

1.The federal low from 08.12.2003 №166 «About the basis of state management of foreign trade activities»;

2. The federal low from 10.12.03 №173 «About the currency management and exchange control»;

3.The federal low from 21.05.1993 №5003-1 «About the customs tariff».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Porter M. Competitiveness: Translation from English. - М.: Publishing house “Wilyams”, 2002.-496 p.

5.Porter M. Competitive Advantage: How to reach a high result and ensure its stability // Alpina business books, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.