Научная статья на тему 'Основные направления развития экспортного потенциала региона'

Основные направления развития экспортного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1847
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисюк Н. К., Прытков P. M.

Рассмотрены теоретические и практические вопросы основных направлений развития экспортного потенциала региона на основе восстановления и налаживания в регионах новых конкурентоспособных производств, развития механизма кредитования и страхования экспорта, корректировки законодательных и нормативно-правовых актов, внедрения современных технологий, структур и методов управления, развития рекламной и другой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития экспортного потенциала региона»

Борисюк Н.К., Прытков Р.М.

Оренбургский государственный университет

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Рассмотрены теоретические и практические вопросы основных направлений развития экспортного потенциала региона на основе восстановления и налаживания в регионах новых конкурентоспособных производств, развития механизма кредитования и страхования экспорта, корректировки законодательных и нормативно-правовых актов, внедрения современных технологий, структур и методов управления, развития рекламной и другой деятельности.

Современное положение России в мировой экономике отличается противоречивыми тенденциями и по ряду параметров занимает промежуточную позицию между развитыми и развивающимися странами. Во многом, вступление России в мировое сообщество зависит от ее экономического потенциала, а, следовательно, и от ее импортных и экспортных возможностей. Причем, в последнее время неуклонно возрастает роль внешней торговли, и особенно экспортной ее составляющей для развития экономики России, которая определяется следующими основными моментами.

Во-первых, экспорт является главным источником поступления валюты, которая необходима для закупок за рубежом оборудования, потребительских товаров, для оплаты внешнего долга России, накопления валютных запасов страны и обеспечения финансовой стабилизации.

Во-вторых, после либерализации внешней торговли спрос на мировом рынке нашли, в основном, действительно конкурентоспособные российские товары - энергоносители, металлы, удобрения, что в условиях сжатия внутреннего спроса в значительной степени определяет динамику и структуру производства в отраслях-экспортерах и в промышленности в целом.

В-третьих, при наблюдающейся в настоящее время тенденции опережающего роста международного рынка капиталов по сравнению с ростом мировой торговли, а, следовательно, и более быстрого нарастания финансовой взаимозависимости стран, поддержание финансовой и валютной стабильности требует все более тесной координации и согласования внешнеэкономической политики страны как в региональном, так и в общероссийском масштабах.

Для того чтобы понять, что значит «экспортировать», обратимся к определению экспорта.

Экспорт происходит от греческого слова ехроЛаге - вывозить, то есть, это способность страны вывезти товар, при этом товар может быть различным: вещественным (деньги, продукты) и невещественным (услуги, капитал) [1].

Необходимость экспорта произведенных, выращенных или добытых в стране товаров, а также товаров раннее ввезенных из-за границы и подвергшихся переработке преследует следующие цели:

- расширение рынка сбыта товаров (т. к. внутренний рынок может быть ограничен), для обеспечения стабильности продаж, доходности;

- приобретение ресурсов;

- является источником валюты, необходимой для создания резервов и покупки иностранных товаров;

- способствует диверсификации производства.

В перспективе развитие экспортного потенциала и его товарной структуры будет определяться, по нашему мнению, двумя группами взаимосвязанных факторов. С одной стороны, это статичные факторы, характеризующиеся сравнительными региональными преимуществами в природно-ресурсной сфере с последующим усилением акцента на высокотехнологичную продукцию и продукцию высокой степени обработки. С другой стороны, это факторы динамично меняющихся конкурентных преимуществ, связанных с научно-техническими достижениями и инновациями. Таким образом, соединение в одном регионе сравнительных региональных и технологических конкурен-

тных преимуществ усиливает его конкурентоспособность на глобальном экономическом пространстве, обеспечивает стабильное наращивание экспорта и его стимулирующее воздействие на развитие экономики в целом.

В настоящее время специализация России и ее основных экспортноориентированных регионов в международном разделении труда базируется на поставках топлива, сырья, низкотехнологичной продукции и является следствием исторически сложившейся производственной структуры с преобладанием базисных сырьевых и низкотехнологичных производств, что и определяет реальные возможности выхода на внешние рынки на современном этапе развития. При этом экспорт имеет монокультурный характер, так как его динамика до сих пор определяется возможностями и условиями сбыта нефти, нефтепродуктов и природного газа. Кроме того, десятки лет бывшая советская экономика фактически развивалась в самоизоляции от мировой, от происходивших в ней структурных и качественных изменений в результате бурного развития научно-технического прогресса. В итоге отечественная хозяйственная система перешла к рыночным отношениям с той структурой производства и экспорта, которая существует по многим направлениям и в настоящее время [2].

В то же время в экономически наиболее развитой части мира господствующей стала постиндустриальная экономика, базирующаяся на основе интеграции науки, НИОКР. новейших технологий, производства, потребления и утилизации готового продукта. Ныне, по экспертным оценкам западных аналитиков, на долю новых знаний, воплощенных в технологии и оборудование, внедренных в организацию и управление производством, приходится до 75% и более прироста ВВП [3, 4]. При этом, усилился процесс глобализации мировой экономики, отражением которого в межгосударственном обмене стало существенное повышение доли готовых изделий - до 80% мирового товарного экспорта по сравнению с 65% в 1970 г., причем доля продукции машиностроения возросла до 40%. Если исключить топливо, то за пос-

ледние двадцать лет прошлого века доля высокотехнологичных товаров в мировом экспорте возросла с 20% до 30%, тогда как удельный вес низкотехнологичных товаров, продукции трудоемких и сырьевых отраслей снизился с 50,5% до 37,4% [5].

Значение вывоза на мировой рынок готовых изделий, в первую очередь с высокой добавленной стоимостью, как фактора ускорения социально-экономического развития региона, очевидно, так как их производству присуща разветвленная система прямых и обратных связей, вовлечение в оборот смежных предприятий и отраслей, благотворно влияющих на рост и повышение конкурентоспособности экономики региона в целом, и практически безграничные возможности по расширению ассортимента и улучшению потребительских свойств выпускаемой продукции. Особую роль играет вывоз инновационной продукции, ноу-хау, инжиниринговых и консалтинговых услуг. Опыт развитых стран свидетельствует, что регионы, выступающие на внешнем рынке с новыми, инновационными продуктами, создают на нем новую нишу, при помощи активной экспортной политики и механизма поддержки продвижения соответствующей продукции организуют внешний спрос, что способствует как росту занятости, ВРП в экспортирующем регионе, так и укреплению его позиций в мирохозяйственных связях [6].

Определяя направления развития хозяйственной системы региона, необходимо опираться на возрастающее значение организационно-экономического потенциала территорий, что значительно позволяет расширить возможности скорейшей организации производства новых товаров и услуг с максимально эффективным использованием производственного потенциала других стран и территорий. С этих позиций формирование благоприятных условий для организации новых производств и реализации инновационных предпринимательских проектов становятся основными инструментами модернизации и развития хозяйственного комплекса региона.

Формирование таких условий представляется возможным на основе решения двух

взаимосвязанных задач - обеспечение доступа к наиболее эффективным мировым технологиям и доступа к зарубежным финансовым источникам. В сегодняшних условиях их решение может быть достигнуто, главным образом, за счет расширения активной интеграции экономики региона в систему международных хозяйственных связей, то есть путем расширения объема экспортных поставок, повышения их доли в валовом региональном продукте и, одновременно, посредством совершенствования качественных характеристик экспортного потенциала региона. Следовательно, сохранение, расширение и совершенствование экспортного потенциала региона является в настоящее время важнейшим направлением развития реги-

ональной социально-экономической системы. На рисунке 1 представлена модель развития экспортного потенциала региона.

Вместе с тем нуждается в решении вопрос отладки эффективной экспортной инфраструктуры отечественных предприятий и их объединений. Речь идет о формировании разветвленной системы сбыта товаров и услуг за границей путем создания сети торговых представительств, коммерческих агентов, выставочных центров и других структур, которые будут обеспечивать маркетинговую и рекламную поддержку экспорта товаров и услуг. Таким образом, одной из первейших задач, касающихся внешнеэкономической деятельности региона, является анализ ее экспортного потенциала с целью вы-

Развитие экспортного потенциала региона

Содействие сбыту продукции региона на внешнем рынке

Продукт Цена Место Продвижение

1 Г і Г 1 Г і г

Повышение уровня технологий и качества Снижение издержек производства Улучшение инфраструктуры региона Создание имиджа и привлекательности региона

Конкурентоспособность региона на внешнем рынке

Повышение объемов производства и занятости в регионе

Развитие сферы услуг региона

Духовное развитие личности

У величение доходов бюджета

Увеличение доходов населения

Повышение покупательной способности населения

Развитие торговли, транспорта, сферы услуг

Развитие уровня и качества жизни населения

Рисунок 1. Модель развития экспортного потенциала региона

явления наилучших способов его использования в такой деятельности.

Существующие во внешнеторговой области тенденции не оставляют сомнений в том, что необходимым условием ее интенсификации на современном этапе становится, прежде всего, повышение эффективности использования отечественного экспортного потенциала. Значение экспорта, как основного источника валюты и фактора стимулирования отечественного производства, возрастает в условиях сужения внутреннего платежеспособного спроса на продукцию местных товаропроизводителей.

В связи с этим целиком закономерно, что важным элементом структурной перестройки и технической модернизации региона может стать развитие экспорта. Особое внимание следует уделить продукции обрабатывающих отраслей промышленности с высокой степенью обработки.

Значительное сдерживающее влияние на экспорт оказывает комплекс эндогенных и экзогенных факторов. Важнейшими среди них являются:

- низкая конкурентоспособность отечественной промышленной продукции, прежде всего машино-технических изделий;

- сложное финансовое состояние большинства предприятий обрабатывающей промышленности, которое делает практически невозможным осуществление за счет внутренних ресурсов инвестирования перспективных, ориентированных на экспорт проектов;

- недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля качества экспортных товаров на фоне повышения требований к потребительским и экологическим характеристикам, а также к безопасности продукции, которая реализуется на рынках промышленно развитых стран;

- опережающий, сравнительно с продукцией обрабатывающей промышленности и АПК, рост цен на товары и услуги естественных монополий;

- недостаток специальных знаний и опыта работы в сфере экспорта большинства предпринимателей, слабая скоординированность их деятельности на внешних рынках;

- несоответствие отдельных норм законодательства принятым в международной практике принципам установления ответственности поставщика за недоброкачественную продукцию.

Из сказанного вытекает вывод о необходимости неотложного формирования целостной системы мероприятий государственного стимулирования экспорта в виде специальной национальной программе развития и реализации экспортного потенциала.

Тактическая цель этой программы должна состоять в наращивании экспорта на традиционных рынках для более скорого возрождения отечественного производства и дальнейшей перестройки национальной экономики, а стратегическая - в повышении эффективности и масштабов экспортной деятельности страны на основе расширения ассортимента и улучшение качества продукции, рационализации товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества.

Главными программными задачами должны стать, во-первых, формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и других условий для развития и более эффективного использования экспортного потенциала. А во-вторых - создание механизмов государственных финансовых, налоговых, информационно-консультативных и других видов помощи отечественным экспортерам.

Кроме того, формирование эффективного механизма развития и реализации экспортного потенциала нуждается в решение ряда задач, таких как:

- обеспечение функционирования механизмов кредитования и страхования экспорта с участием государства, а также предоставление государственных гарантийных обязательств относительно экспортных кредитов;

- широкое привлечение деловых кругов к проведению общих мероприятий стимулирования экспорта;

- создание системы внешнеторговой информации и информационно-консультативных служб, которые имели бы региональные и заграничные представительства;

- организация оперативной работы государственных органов относительно активного продвижения продукции на внешние рынки и защиту интересов отечественных экспортеров за рубежом.

Доминирующими задачами в области финансового содействия экспорта должны стать:

- предоставление государственных гарантий относительно кредитных ресурсов, которые привлекаются уполномоченными банками для обеспечения оборотными средствами производителей, ориентированных на реализацию своей продукции за границей;

- предоставление государственных гарантийных обязательств и страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков для обеспечения защиты экспортеров.

В современных условиях решение проблемы развития и эффективной реализации отечественного экспортного потенциала зависит не только от внутриэкономической ситуации, но и от изменений в мировой хозяйственной среде. Поэтому при разработке политики государства в сфере экспорта необходимо учитывать объективные изменения в геоэкономической и геополитической ситуации, интересы отдельных стран-парт-неров по внешнеэкономическим связям, международные правовые нормы и правила торговли, конкурентные преимущества своей страны и ее ведущих предприятий, способных активно участвовать в мировом торгово-экономическом сотрудничестве.

Таким образом, успех в реализации экспортного потенциала может быть достигнут лишь при ориентации отечественных отраслевых комплексов и предприятий на выпуск тех видов конкурентоспособной продукции и услуг, которые смогут найти свои «ниши» на внешних рынках.

В качестве важнейшей части промышленной политики с экспортной ориентацией необходимо разобрать специальную федеральную целевую программу повышения конкурентоспособности российской промышленной продукции с учетом отраслевой специфики, в которой целесообразно предусмотреть меры по:

- развитию эффективных экспортоориентированных производств, располагающих сильным научно-техническим, интеллектуально-кадровым и природно-ресурсным потенциалом, способных изготавливать продукцию, конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынкам по инновационным и стоимостным параметрам;

- созданию условий для ускоренного роста экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности, прежде всего машин и оборудования, высокотехнологичных и наукоемких изделий, услуг;

- восстановлению и налаживанию в регионе новых конкурентоспособных производств в ведущих отраслевых комплексах, предусмотрев масштабную кооперацию российских предприятий с отечественными и зарубежными партнерами, особенно со странами СНГ;

- формированию целостного организационно-экономического и правового механизма повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей;

- корректировке законодательных и других нормативно-правовых актов, обеспечивающих лучшие условия для функционирования предприятий, выпускающих современную конкурентоспособную продукцию и достигающих на этой основе высоких доходов от реализации продукции;

- созданию межведомственных координационных органов по вопросам конкурентоспособности;

- содействию различным структурам (ассоциации, отраслевые и региональные, союзы промышленников и предпринимателей и т. п.) в их деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности российских товаропроизводителей - участников этих структур;

- внедрению современных технологий, структур и методов управления; активному освоению в гражданских производствах научно-технических, проектно-конструкторских и иных наработок, накопленных и создаваемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса России;

- развитию в стране импортозамещающих производств.

Увеличение промышленного экспорта возможно также путем расширения экономического и научно-технического сотрудничества в рамках межправительственных соглашений с зарубежными странами в осуществлении новых крупномасштабных проектов на их территории, а также модернизации, расширении и реконструкции действующих различных объектов, ранее построенных при техническом содействии бывшего СССР.

Основой системы стимулирования внешней торговли должна стать прямая и косвенная поддержка отечественных экспортеров. Ее воздействие должно начинаться с производства и заканчиваться сбытом и сервисом российской продукции на зарубежных рынках.

Решение проблемы государственной поддержки предприятий региона, производящих конкурентоспособную продукцию, возможно лишь на основе применения всего арсенала средств и методов. Неправомерно сводить государственную поддержку предприятий к прямым ассигнованиям из федерального бюджета или предоставлению различных льгот. Это зачастую вызывает у товаропроизводителей «синдром иждивенчества», что может привести к снижению эффективности производства и конкурентоспособности продукции.

Мировой опыт свидетельствует, что механизм стимулирования экспорта должен состоять из взаимосвязанной системы экономических, включая финансовые, правовых и организационных мер. Центральное место в обеспечении четкой работы такого механизма принадлежит государству. Развитие и оптимизация экспорта, устранение причин его сдерживания во многом зависят от рационального применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, опыт которых накоплен за время реформ.

Прямая государственная поддержка предприятий с целью повышения конкурентоспособности их продукции должны быть весьма ограниченной по масштабам и строго увязанной с мероприятиями, осуществляемыми в рамках федеральных государственных целевых и иных программ.

Регулирование внешнеэкономической деятельности в целом должно сочетать

структурную и фискальную функции государственной внешнеэкономической и таможенной политики. Совершенствование национальной системы тарифного и нетарифного регулирования, применение комбинированных ставок таможенных пошлин позволит поощрять конкуренцию и противодействовать монополизму со стороны импортеров, оптимизировать товарную структуру импорта и обеспечить защиту государства от деятельности недобросовестных экспортеров. Применение гибких таможенных ставок на ввозимую продукцию должно служить дополнительным механизмом, способствующим внедрению высокотехнологического оборудования, прогрессивных техпроцессов, активизации роста производства конкурентоспособной отечественной продукции и наращиванию ее экспорта.

Необходимо расширение границ применения специальных, компенсационных или антидемпинговых и сезонных пошлин и количественных ограничений в качестве ответной меры на дискриминационные действия других государств. Совершенствование механизмов и системы предупреждения и урегулирования торговых споров должно производиться с участием федеральных органов исполнительной власти, торговых представительств Российской Федерации, союзов экспортеров и уполномоченных России в отдельных регионах мира.

Финансовое и налоговое регулирование экспорта является важной частью общей системы стимулирования экспорта. Наиболее эффективными являются экспортные гарантии, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное кредитование. Причем основными должны быть среднесрочные и долгосрочные кредитные операции.

Вопросы развития экспорта связаны также с улучшением информационного обеспечения внешнеторговой деятельности. Необходимым условием эффективного функционирования системы внешнеторговой информации является формирование сети информационно-консультационных служб, обеспечивающих эффективное и оперативное представление информации в удобной для клиента форме.

Совершенствование рекламы российских экспортных товаров является органической частью политики стимулирования экспорта, которая предусматривает широкое использование традиционных и новых форм рекламной деятельности для продвижения отечественных товаров на внешний рынок, а именно:

- организация передач, пропагандирующих по каналам российской службы международного теле- и радиовещания отечественную экспортную продукцию;

- использование технических и иных возможностей Торгово-промышленных палат России и регионов, торговых представительств Российской Федерации за рубежом для организации презентаций российской экспортной продукции;

- проведение семинаров и симпозиумов для демонстрации достижений страны в перспективных для экспорта областях.

К важнейшим факторам расширения внешнеэкономических связей и экспорта относится выставочная деятельность, являющаяся непременным условием для стимулирования выхода экспортной продукции на зарубежные рынки. Участие российских предприятий и организаций в крупных международных выставках будет способствовать выходу России на мировой рынок, расширит возможности коммерциализации научнотехнических достижений. Для этого на государственном уровне необходимо определить стратегию развития выставочно-ярмарочной деятельности, включая координацию этой деятельностью с необходимой финансовой поддержкой.

В целях увеличения экспорта региона необходимо создать фонд поддержки экспортноориентированных промышленных предприятий, предусмотрев выделение соот-

ветствующих финансовых средств из бюджетных и внебюджетных источников.

Важным фактором является организация профессиональной дилерской сети для вытеснения с отечественного рынка привозных товаров. Сильные позиции на Российском рынке позволят уверенно чувствовать себя в конкурентной борьбе и более активно продвигать свою продукцию за рубеж. В целях повышения эффективности этой работы необходимо объединить усилия с Областным Союзом Промышленников и Предпринимателей и через такие же структуры в других регионах организовать сеть своих представительств в близлежащих регионах. Это позволит укрепить межрегиональные связи и привлечь к этой работе профессионалов, ориентированных на долгосрочную работу.

Таким образом, основными направлениями развития экспорта на перспективу, по нашему мнению, должны стать:

- последовательные изменения структуры внешнеэкономических связей на основе наращивания производства и экспорта конкурентоспособной продукции, изготавливаемой, преимущественно, по российским передовым технологиям с опорой на отечественный интеллектуально-кадровый и природно-ресурсный потенциал;

- активный переход к комплексным формам сотрудничества, охватывающим всю инновационно-воспроизводственную вертикаль;

- замену возвратно-кредитных форм инвестиций на совместно финансируемые российскими и иностранными партнерами, погашаемых поставками отечественной продукцией с построенных или модернизированных предприятий, расположенных на территории России.

Список использованной литературы:

1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияиа. - 6-е изд., доп. - М.: Институт новой экономики, 2004. - 1376 с.

2. Трухачев В.И., Лякишева И.Н., Ерохин В.Л. Международная торговля: учебное пособие. - 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика; Ставрополь: АРГУС, 2006. - 416 с.

3. Рогов В.В. Экспортный потенциал России: состояние, ориентиры и условия развития // Внешнеэкономический бюллетень. - 2004. - №7. - С. 52-58.

4. Рогов В.В. Экспортный потенциал России: состояние, ориентиры и условия развития // Внешнеэкономический бюллетень. - 2004. - №6. - С. 67-73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Пашкова И., Шорохов Г. Создание системы содействия экспорту в России // Внешняя торговля. 1997. №1-3. С. 2-5.

6. Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики. / Научный доклад. - М.: ЦЕМИ РАН, 2001. http:// www.edu.ioffe.ru/lectures/glaziev

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.