Научная статья на тему 'Основные направления региональной политики для развития экспортного потенциала предприятий сырьевой отрасли'

Основные направления региональной политики для развития экспортного потенциала предприятий сырьевой отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрианова Е.П., Первушкина А.П.

Вопросы укрепления экспортного потенциала России являются исключительно важными и актуальными на современном этапе экономических преобразований. В работе проанализированы и определены основные векторы развития политики государства на уровне региона. Предлагаемые мероприятия могут увеличить экспортный потенциал региональных предприятий, а значит, и Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления региональной политики для развития экспортного потенциала предприятий сырьевой отрасли»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ

СЫРЬЕВОЙ ОТРАСЛИ

Е. П. АНДРИАНОВА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Мировая экономика» Тел.: 8(831) 468-11-76

А. П. ПЕРВУШКИНА, аспирант кафедры «Информационные системы в экономике» E-mail: an_perv@mail.ru Нижегородский государственный университетим. Н. И. Лобачевского

Вопросы укрепления экспортного потенциала России являются исключительно важными и актуальными на современном этапе экономических преобразований. Определены основные векторы развития политики государства на уровне региона. Предлагаемые мероприятия могут увеличить экспортный потенциал региональных предприятий, а значит, и Российской Федерации.

Ключевые слова: экспортный потенциал, управление, региональная политика, направление развития.

Наличие того или иного вида сырьевого ресурса в рамках национальной экономики выступает, с одной стороны, в качестве предпосылки возможной промышленной специализации регионов страны и государств в целом, ас другой стороны, — как товар на международном сырьевом рынке. Обеспеченность сырьевыми ресурсами выступает в роли конкурентного преимущества, которым обладает одна национальная экономика перед другими. Таким образом, накопленные запасы представляют собой богатство государства и общества, являющееся как результатом настоящего, так и предпосылкой текущего и будущего развития страны и ее регионов.

Значимость экспорта сырьевых ресурсов как фактора поддержания производства и источника валюты для удовлетворения первоочередных

нужд народного хозяйства существенно возросла к середине 1990-хгг., и в настоящее время экспорт сырьевых ресурсов превратился в крупнейшую отрасль экономики.

Поэтому закономерно, что развитие российского экспорта может и должно стать важным элементом структурной перестройки и технологической модернизации национального хозяйства страны. Главная роль экспорта в экономике государства заключается в привлечении дополнительных инвестиционных ресурсов, которые при их целенаправленном и эффективном использовании могли бы стимулировать экономический рост. Его стратегическая роль заключается в том, что он должен стать инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ российской экономики в международном разделении труда, средством содействия выходу нашей страны на путь стабильного и ускоренного качественного экономического роста. Экспортный потенциал является составной, органической частью национальной экономики. Он развивается по тем же законам и в тех же условиях, что и весь народнохозяйственный комплекс страны.

Экспортный потенциал, по определению Экономической энциклопедии, это «способность всего национального производства, промышленности,

отдельных отраслей или предприятий производить необходимое количество конкурентоспособной продукции на экспорт» [1,с. 112].

На основе обобщения литературных источников и авторского подхода к рассматриваемой проблематике представляется целесообразным предложить следующее толкование: экспортный потенциал — способность национальной экономики, ее секторов, отраслей, предприятий и компаний производить конкурентоспособные на мировом рынке товары и услуги путем использования как сравнительных национальных преимуществ (масштабные природныересурсы, благоприятные географические, инфраструктурные и другие факторы, высокая производительность труда и т. д.), так и новых конкурентных преимуществ, основанных на достижениях науки и научно-технического прогресса.

В целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке, роста экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта разработана система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-кон-сультационныхинструментов [2, с. 69].

За рубежом для реализации финансовых мер поддержки экспорта созданы специализированные институты — экспортные кредитные агентства, экспортно-импортные банки. Чаще всего ресурсная база таких организаций формируется за счет средств государственных бюджетов, а также за счет собственных и привлекаемых средств. В Российской Федерации агентом правительства по оказанию государственной гарантийной поддержки экспорта является ЗАО «Росэксимбанк» [8]. В его функции входит предоставление:

• среднесрочных и долгосрочных кредитов для реализации экспортно ориентированных проектов за счет или с участием средств федерального бюджета;

• государственных гарантий, покрывающих политические и долгосрочные коммерческие риски российских экспортеров и банков;

• банковских гарантий по операциям российских экспортеров;

• краткосрочных кредитов экспортерам (до 1 года).

Государственная финансовая поддержка экспорта в Российской Федерации до недавнего

времени осуществлялась в основном в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространялась на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом и содействие в рамках военно-технического сотрудничества, что затрагивало лишь небольшую долю общего объема промышленного экспорта.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2003 № 1493-р была одобрена Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации. Концепция определяет основные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта и предусматривает меры по ее развитию. Концепцией предусмотрены следующие механизмы финансовой поддержки экспорта:

• гарантийная поддержка (государственное гарантирование политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций);

• возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам;

• долгосрочное экспортное кредитование в национальной и свободно конвертируемой валютах на развитие экспортного производства, осуществляемое на благоприятных условиях по стабильным ставкам.

В федеральном бюджетев 2008—2010гг. предусмотрено ежегодное выделение средств на два первых механизма поддержки экспорта: 1 млрд долл. США на цели гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции, 3 млрд руб. на цели субсидирования части процентных ставок [9].

В материалах Министерства торговли и экономического развития, в частности, констатируется, что главным поставщиком товаров на мировой рынок в России выступаетдобывающая промышленность, а продукция высоких переделов экспортируется в ограниченных объемах. Так, российский экспорт высоких технологий не достигает 0,5 % мирового рынка, а экспорт машин и оборудования не превышает 0,3%. Следует отметить тот факт, что финансирование российских НИОКР носит косвенный характер и заключается в дотациях разработок и повышении процента амортизационных отчислений для используемого оборудования. Ситуация усугубляется неразвитостью венчурного предпринимательства, закрытостью большинства наукоемких производств. В итоге на сырье, ресур-

соемкие и низкотехнологичные изделия приходится свыше 85 % отечественного товарного экспорта [7, с. 111].

Также считается целесообразным делегировать регионам часть полномочий по распределению средств федерального бюджета на поддержку экспорта — местные власти должны сами решать, какие предприятия, действующие на их территории, государству необходимо поддерживать. Другие предложения министерства торговли и экономического развития связаны с помощью экспортерам — предприятиям малого бизнеса, оказанием технического содействия в строительстве объектов за рубежом и поставках комплектного оборудования, развитием механизмов поддержки экспорта промышленной продукции, услуги высоких технологий, а также политико-дипломатическим сопровождением выхода отечественных компаний на внешние рынки [8].

Важнейшей задачей государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли, определяемой Минэкономразвития России, является стимулирование и поддержка экспорта продукции отечественных товаропроизводителей с целью оказания политического содействия российским экспортерам в доступе на новые рынки сбыта, направленного на устранение дискриминационного подхода в отношении российских экспортеров путем присоединения России к ВТО и признание рыночного статуса российской экономики.

В этой связи весьма существенным фактором, влияющим на установление деловых контактов, направленным на улучшение условий для экспортной деятельности, являются презентации отечественной продукции как внутри страны, так и за рубежом на конкурсах и международных вы-ставочно-ярмарочных мероприятиях. Осуществляя функции секретариатов межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами, и в том числе со странами СНГ, Минэкономразвития России, с учетом приоритетных направлений государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли, способствует координации выставочно-ярмароч-ной деятельности как одного из основных инструментов поддержки экспорта [9].

Учитывая изложенное, в п. 14 постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 № 187 «Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации» на Минэкономразвития России возложена функция государственной поддержки выставочно-

ярмарочной деятельности. Государственная поддержка оказывается в первую очередь мероприятиям федерального и межрегионального значения, целью которых является обеспечение условий для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, расширения сбыта их продукции на внутреннем и внешнем рынках. Развитие международной выставочно-ярмарочной деятельности в целом способствует привлечению новых технологий и иностранного капитала, им-портозамещению, расширению межрегиональных связей, развитию экономики как отдельно взятого региона, так и страны в целом.

В рамках реализации функции государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности Минэкономразвития России координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, выставочных организаций, загран-представительств по организации и проведению российских экспозиций на выставках и ярмарках зарубежом [7].

За последние четыре года таких мероприятий было организовано 62, из них 32 — непосредственно Минэкономразвития России. В целом по итогам проведения этих мероприятий можно с уверенностью утверждать, что особым спросом на зарубежных рынках пользуются российские научные разработки, ноу-хау, программное обеспечение, передовые технологии и изготовленное на их основе промышленное оборудование. По данным предприятий, участие в выставочных мероприятиях позволило российским экспонентам заключить экспортные контракты на сумму свыше 200 млндолл. [6].

В целях информационного содействия продвижению российских товаров на внешние рынки Минэкономразвития России разработало информационно-поисковую систему «Экспортные возможности России». Информационное наполнение данной системы производят структурные подразделения министерства. Проводится работа по подключению к наполнению системы торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах. Также информацию для наполнения предоставляют администрации регионов России, управления и аппараты уполномоченных Минэкономразвития России, предпринимательские и отраслевые союзы и объединения, а также непосредственно российские предприятия-экспортеры. Обеспечение функционирования информационного ресурса возложено на Департамент государственного регулирования

внешнеторговой деятельности. Основные задачи системы — информационно-консультационное обеспечение российских и зарубежных участников внешнеторговой деятельности, а также поддержка продвижения российских товаров и услуг на вне-шниерынки [3, с. 22].

Роль экспорта в экономике огромна как на уровне государства, так и на уровне региона. Так, в Нижегородской области в 2008 г. рост промышленного сектора на 5,8% (на фоне аналогичного периода прошлого года) по традиции обеспечили автомобилестроение и черная металлургия. Данный рост обеспечен в основном предприятиями, выпускающими свою продукцию на экспорт. В 2008 г. в структуре экспорта 49 % составила продукция машиностроения, 17,4 % — продукция топливно-энергетического комплекса, 12,9 % — нефтехимического комплекса, 9,7 % — древесина и изделия из нее [5]. Именно экспортный сектор экономики дает возможность сохранить производство, занятость населения, увеличить налоговые отчисления в бюджеты различных уровней.

В региональной внешнеэкономической политике получили распространение различные направления содействия экспортерам. Особую эффективность доказали инструменты финансово-экономической поддержки экспортного сектора экономики. По оценкам американских специалистов, максимальный эффект от реализации такой помощи может составлять 432 долл. на каждый вложенныйдоллар [5].

Зависимость роста промышленного сектора от экспортных отраслей позволит более детально обосновать необходимость стимулирования экспортного производства федеральными органами управления и определить роль региональных органов власти в этом процессе. Существенная координирующая роль в схеме содействия экспорту, на наш взгляд, может принадлежать территориальным органам исходя из следующего:

• именно они являются центральным звеном управления внешнеэкономическим комплексом региона, работая одновременно в контакте с предприятиями — участниками внешнеэкономической деятельности, с управленческими структурами всех иерархических уровней соподчинения, представленными в регионе, с подразделениями инфраструктурного обеспечения региональной внешнеэкономической деятельности;

• территориальные органы государственного управления владеют наиболее полной информа-

цией о резервах (в том числе неиспользуемых) участия региона в международном разделении труда;

• региональная экономическая политика, включая ее внешнеэкономическую составляющую, призвана в наиболее концентрированном виде учесть экономические интересы предприятий региона и проживающего в его границах населения.

В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности региональные органы государственного управления постепенно утрачивают контрольно-регулирующие функции, сосредоточивая свое внимание на поддержке участников мирохозяйственных связей. Правда, приходится констатировать, что в «арсенале» используемых средств пока преобладают меры организационно-технического содействия, тогда как наиболее эффективные рычаги воздействия, например программы финансирования экспорта, включая кредитование, страхование и предоставление гарантий по экспортным поставкам, на региональном уровне практически не используются.

Содействие экспорту становится важнейшим инструментом внешнеэкономической политики региональных органов управления. За федеральным звеном, бесспорно, остается «рамочная» проработка вопроса, тогда как «центр тяжести» работы по «оживлению» процесса стимулирования внешнеэкономических связей постепенно перемещается с федерального уровня на региональный, поскольку на современном этапе развития структурных изменений в хозяйственном комплексе региона поддержание рабочих мест, обеспечение налогооблагаемой базы и другие однопорядковые вопросы во многом ложатся на регионально-государственный уровень.

Ввиду отсутствия реального механизма поддержки экспортеров Нижегородской области авторы считают целесообразным предложить некоторые методологические рекомендации, которые помогли бы правительству Нижегородской области усилить позиции региональных экспортеров: 1) меры общего характера:

• консультирование по вопросам страхования и финансирования экспортных продаж. К примеру, создание так называемой «горячей линии» в рамках Департамента внешнеэкономических и межрегиональных связей Нижегородской области;

• помощь в поиске возможных источников финансирования экспортного производс-

тва. Помощь в оформлении заявок на получение кредитов и гарантий. Эти меры могли бы быть осуществлены в рамках региональной программы поддержки экспорта;

• проверка финансового состояния зарубежного партнера. Осуществление этой меры возможно при участии торгово-промышленной палаты Нижегородской области;

2) моральное стимулирование экспорта — попу-лярилизация конкурса «Лучший экспортер» с выделением предприятий, имеющих лучшие показатели в сфере внешнеэкономической деятельности по группам: экспортеры товаров, экспортеры услуг, экспортеры-фирмы малого бизнеса:

3) предоставление налоговых льгот экспортерам:

• налоговые кредиты (отсрочка взимания налогов);

• полное или частичное освобождение от уплаты налогов;

• активные программы финансирования экспорта;

4) страхование экспортных кредитов от политических и коммерческихрисков;

5) предоставление гарантий-поручительств правительства Нижегородской области и уполномоченных банков Нижегородской области экспортерам продукции;

6) кредитование экспортных сделок;

7) поддержка инвестиционных проектов пореконс -трукции и модернизации экспортного производства.

Таким образом, выбор той или иной схемы стимулирования экспорта производится страной и регионом на основе определения:

• стратегического направления политики экспорта (государственное регулирование, рыночные силы, рыночные силы в сочетании со специальными мерами по стимулированию экспорта) на основе общей макроэкономической политики, проводимой страной;

• внутренних ограничений на пути развития экспорта;

• внешних барьеров для экспорта;

• секторов экономики, наиболее перспективных с точки зрения экспорта;

• возможностей для стимулирования экспорта в целом, а также отдельных способов стимулирования экспорта;

• выгод от стимулирования экспорта (сравнения в перспективе с затратами, связанными с подобным стимулированием — в ряде случаев

у страны просто нет средств для проведения политики экспортного стимулирования);

• стран, товаров, регионов, в отношении которых могут использоваться конкретные схемы стимулирования экспорта;

• определение конкретных мер стимулирования.

Для экономического роста важен не факт наличия сырьевых ресурсов, а качество управления ими и управляемость института в целом. Российская специфика, на наш взгляд, состоит в отсутствии адекватных правовых и экономических механизмов, учитывающих превалирующую роль природно-сырьевых ресурсов в экономическом потенциале страны.

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что как таковой единой успешной и эффективной политики поддержки экспорта на государственном и региональном уровне нет, но есть общие направления развития. Ведь регионы России слишком различны по своим характеристикам, экспортному положению и потенциалу. В современной российской экономике сочетание и взаимодействие старых, новых и переходных форм организации бизнеса, наличие внеэкономических, субъективных факторов выдвигают на первый план проблему участия государства в формировании эффективной рыночной структуры экономики с учетом конкурентных преимуществ России в мировом хозяйстве. Следовательно, непосредственной задачей государства на сырьевом рынке является создание и использование конкурентных преимуществ в вовлечении природно-сырьевого богатства страны в воспроизводственный процесс с максимально возможной эффективностью в рамках национальной (промышленная политика) и международной (внешнеэкономическая политика) экономики. Развитие экспорта — это задача общенационального значения, что подразумевает включение в эту работу федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, торгово-промышленных палат, предпринимательских союзов и общественных организаций.

Список литературы

1. АзрилиянА. Н., Азрилиян О. М., Калашникова Е. В., Квардакова О. В. / под ред. А. Н. Азрилияна. Новый экономический и юридический словарь // М.: Институт новой экономики, 2003. С.1088.

2. Герчикова. И. Н. Международные экономические организации. М: Консалтинг. 2006. С. 69.

3. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики. М. Юристь, 2006. С. 40.

4. Официальный сайт Государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка (ЗАО «Росэксимбанк»), URL: http://www.eximbank.ru.

5. Официальный сайт информационно-поисковой системы «Экспортные возможности России». URL: http://www.exportsupport.ru.

6. Сайт группы компании «РосБизнесКонсалтинг». Выставочная деятельность Российской Федерации в 2004-2008 гг. Статья № 13, 2008 г. URL: http://www.rbc.ru.

7. Семенов К. А. Международные экономические отношения: курс лекций. М.: Гардарики, 2004. С. 111.

8. Фрадков П. М. О проблемах присоединения России к ВТО. / Внешнеэкономический бюллетень. 2007, № 8.

9. Ярцун C.B., Коваленко В.А. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России на рубеже XXI века. М., Экономическая газета, 2007, № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.