Научная статья на тему 'Региональная система мер поддержки экспортно-ориентированных производств'

Региональная система мер поддержки экспортно-ориентированных производств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СЕКТОР / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ / ОПЕРАТОРЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / REGIONAL ECONOMICS / AN EXPORT-ORIENTED SECTOR / REGIONAL SUPPORT / OPERATORS OF FOREIGN-ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чванов Н. М.

В статье проанализирована система мер, осуществляемых в Ростовской области в части стимулирования развития экспортно-ориентированных производств, и предложена схема операторства внешнеэкономической деятельности, направленная на стимулирование межрегиональных операторов к выходу на новые международные рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional support measures and export oriented industries stimulate

The article analyses the system of measures implemented in the Rostov region to stimulate the development of export-oriented industries, and proposed a scheme operators of foreign trade activities designed to stimulate inter-regional operators to enter new international markets.

Текст научной работы на тему «Региональная система мер поддержки экспортно-ориентированных производств»

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА МЕР ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОИЗВОДСТВ

ЧВАНОВ Н.М.,

соискатель, Ростовский государственный экономический университет («РИНХ»), 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69

В статье проанализирована система мер, осуществляемых в Ростовской области в части стимулирования развития экспортно-ориентированных производств, и предложена схема операторства внешнеэкономической деятельности, направленная на стимулирование межрегиональных операторов к выходу на новые международные рынки.

Ключевые слова: региональная экономика; экспортно-ориентированный сектор; региональная система поддержки; операторы внешнеэкономической деятельности.

The article analyses the system of measures implemented in the Rostov region to stimulate the development of export-oriented industries, and proposed a scheme operators of foreign trade activities designed to stimulate inter-regional operators to enter new international markets.

Keywords: regional economics; an export-oriented sector; regional support; operators of foreign-economic activity.

Коды классификатора JEL: O24, R38.

Развитие экспортно-ориентированного сектора Ростовской области характеризуется рядом негативных и позитивных тенденций. Так, качественные показатели экспортного сектора экономики Ростовской области свидетельствуют о следующем [3]: в структуре экспорта продолжает оставаться значительной доля сырья и продуктов первичной переработки с низкой долей добавленной стоимости; недостаточно эффективны меры по продвижению продукции региональных производителей на внешние рынки; не используется в полной мере потенциал производственной кооперации во внешней торговли как способ модернизации производственных мощностей и применения новых технологий; концентрация регионального экспорта на ограниченном числе товаров и на рынках небольшого числа стран уменьшает возможность быстрого коммерческого реагирования на факторы изменения спроса; продолжает сохраняться отрицательное сальдо внешнеторгового баланса.

Для выявления основных перспективных направлений дальнейшего развития экспортноориентированного сектора и определения наиболее эффективных мер по его стимулированию, необходимо рассмотреть реализуемые в настоящее время в регионе меры (или их систему), направленные на поддержку экспортоориентированных производств.

Наиболее существенным инструментом стимулирования развития экспортно-ориентированного сектора Ростовской области является Областная целевая программа поддержки экспорта в Ростовской области на 2009-2010 гг. [3], основной целью и задачами которой являются расширение экспортного сектора экономики и увеличение объемов экспорта готовой продукции (товаров, работ и услуг) с территории Ростовской области за счет:

• содействия росту объема экспорта, увеличению в его структуре доли готовой продукции (товаров, работ и услуг);

• содействия созданию дополнительных рабочих мест, повышению уровня жизни населения Ростовской области;

• обеспечения взаимодействия органов государственной власти Ростовской области с представителями бизнес-сообщества в расширении экспортного сектора экономики Ростовской области;

• содействия увеличению числа организаций-экспортеров, увеличению количества стран — внешнеторговых партнеров Ростовской области;

© Н.М. Чванов, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

♦ содействия адаптации региональных организаций-экспортеров к ведению хозяйственной деятельности в условиях присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации;

♦ укрепления налоговой дисциплины и увеличение поступлений в консолидированный бюджет от деятельности организаций-экспортеров.

В рамках данной программы реализуется следующая система инструментов поддержки организаций-экспортеров [3]:

♦ содействия организациям-экспортерам в снижении затрат на использование привлеченных кредитных средств;

♦ снижение затрат на сертификацию по международным стандартам;

♦ снижение затрат на участие организаций-экспортеров в выставочно-ярмарочных мероприятиях, форумах, презентациях на территории иностранных государств;

♦ информационное обеспечение знания правил и практики работы на мировых рынках.

Реализация указанных форм государственной поддержки организаций-экспортеров осуществляется

в виде субсидий и достигается посредством [3]:

♦ возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях организациями, производящими готовую продукцию (товары, работы и услуги), поставляемую на экспорт, организациями, экспортирующими готовую продукцию (товары, работы, услуги), произведенную на территории Ростовской области;

♦ возмещения части затрат, связанных с сертификацией по международным стандартам;

♦ возмещения части затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, форумах, презентациях на территориях иностранных государств (аренда выставочных площадей, оплата регистрационных взносов, оплата услуг по оформлению выставочных стендов);

♦ мониторинга эффективности принимаемых решений путем создания канала обратной связи с организациями-экспортерами;

♦ ведения баз данных в интересах инфраструктурного обеспечения организаций-экспортеров (организации-экспортеры, электронный каталог экспортируемых и предлагаемых к экспорту товаров и услуг, потребность в товарах и услугах на внешних рынках, нормативная правовая база ведения внешнеторговой деятельности в странах — стратегических партнерах);

♦ содействия организациям-экспортерам в продвижении готовой продукции (товаров, работ, услуг) на внешний рынок;

♦ привлечения финансовых ресурсов из средств федерального бюджета, а также российских и международных организаций;

♦ аккумулирования информации о действующих программах подготовки и переподготовки кадров в соответствии с экспортной специализацией организаций-экспортеров.

Кроме того, в рамках реализации предыдущей Областной целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области на 2007-2008 гг. были созданы: механизм выполнения программных мероприятий, а также система информационно-методической работы с организациями-экспортерами и организациями и объединениями, содействующими росту экспорта.

В рамках организационных мер поддержки предприятий-экспортеров были осуществлены следующие мероприятия [2]:

♦ разработка информационного портала (http://portal.donexport.ru) и обеспечение его техническое сопровождение;

♦ разработка и издание обновляющегося электронного каталога организаций-экспортеров Ростовской области (русская и английская версии); — издание ежегодного каталога «Экспорт Дона» (на русском и английском языках);

♦ размещение информации о предприятиях — экспортерах Ростовской области в базе данных информационно-поисковой системы «Экспортные возможности России»;

♦ осуществление мониторинга российских и международных ресурсных источников, направленных на поддержку и стимулирование экспорта, и размещение информации на специализированном интернет-сайте www.don-export.ru, а также в издаваемых методических рекомендациях;

♦ создание и поддержка базы данных об условиях предоставления кредитных ресурсов финансовокредитными институтами организациям-экспортерам.

В Ростовской области создана инфраструктура поддержки экспортно-ориентированного сектора. В частности, в регионе создан Совет по внешнеэкономической деятельности (Совет по ВЭД), в состав которого вошли представители областных и федеральных структур, курирующих внешнеторговую деятельность на территории Ростовской области, а именно: представители Ростовской и Таганрогской таможен, Южного таможенного управления, Минэкономразвития России, Управления Федеральной налоговой службы России по Ростовской области и других областных и федеральных структур.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА МЕР ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ... 159

Основными направлениями деятельности Совета по ВЭД стали [2]:

♦ адаптация предприятий Ростовской области к новым условиям ведения хозяйственной деятельности в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию;

♦ развитие приграничного сотрудничества Ростовской области;

♦ отслеживание ситуации на внутреннем и мировом рынках стратегически важных экспортных товарных групп для Ростовской области;

♦ поступление налогов и платежей от предприятий — участников внешнеэкономической деятельности (далее — предприятий — участников ВЭД) в консолидированный бюджет Ростовской области;

♦ рассмотрение вопросов и предложений по развитию экспорта, созданию благоприятных условий для экспортеров;

♦ вопросы привлечения иностранных инвестиций в экономику Ростовской области;

♦ поддержка экспортоориентированной инвестиционной и инновационной деятельности на территории Ростовской области.

Кроме Совета по ВЭД, в регионе функционируют такие организации, как Российский союз промышленников и предпринимателей, Совет директоров предприятий Ростовской области, ассоциация предприятий Ростовской области «Высокие технологии», Торгово-промышленная палата Ростовской области и др., взаимодействие которых в рамках механизма стимулирования экспортно-ориентированного сектора региона позволяет сформировать наиболее адекватные и воспринимаемые самими предприятими-экспортерами региона меры по их поддержке.

С целью поддержки предприятий-экспортеров в Ростовской области, кроме информационных и организационно-консультационных услуг, используются финансовые инструменты. Так, в 2007-2008 гг. были предоставлены следующие виды субсидий в целях возмещения части затрат [2]: по уплате процентов по привлеченным кредитам, полученным для производства готовой продукции, предназначенной для экспорта; на сертификацию экспортной продукции на соответствие требованиям международных стандартов; связанных с исполнением договоров аренды выставочных площадей в связи с участием в выставочных мероприятиях, форумах, презентационных, промоутерских кампаниях за рубежом; на возмещение части процентной ставки по привлеченным кредитам из средств федерального бюджета.

Освоение предоставленных субсидий составило во всех случаях 100 %. Всего субсидии были получены 22 предприятиями-экспортерами, из которых 5 — организации агропромышленного комплекса. В 2007 г. обща сумма предоставленных субсидий составила 142 555,0 тыс. руб., в 2008 г. — 156 920,1 тыс. руб. [2]

Важным элементом рассматриваемого механизма являются операторы межрегиональных связей — организации, активно работающие на межрегиональных рынках. В целом можно проследить следующую динамику показателей их деятельности: среднемесячный размер заработной платы на данных предприятиях вырос с 6695 в 2006 г. до 10956 в 2008 г.; темп роста объемов реализации продукции увеличился со 108% до 128% за тот же период; темп роста общих выплат налоговых платежей в консолидированный бюджет Ростовской области составил 176 и 147% в 2007 и 2008 гг. соответственно [1, 4].

В целом, несмотря на то что за период 2006-2008 гг. общее количество организаций-операторов межрегиональных связей Ростовской области значительно уменьшилось: с 24 до 9, однако можно сказать, что полученный опыт в части поддержки института операторства на межрегиональных рынках оказался положительным. По оценкам работников Администрации Ростовской области, организации-операторы позволили значительно укрепить межрегиональные связи, разработать программы сотрудничества практически со всеми субъектами РФ. При этом поддержка Администрации области таким организациям уже нужна только при освоении новых территории при поиске партнеров в географически удаленных субъектах РФ. Все рассматриваемые организации по итогам трех лет полностью выполнили все обязательства, связанные с исполнением заключенных Соглашений.

На ближайшую перспективу перед операторами межрегиональных связей Ростовской области поставлены задачи [4]: способствовать расширению рынков сбыта продукции донских товаропроизводителей; открывать в регионах представительства предприятий Ростовской области; расширять географию межрегиональных, двусторонних поставок продукции; содействовать привлечению инвестиционных ресурсов, созданию новых рабочих мест; обеспечивать стабильное финансовое состояние, отсутствие задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами; обеспечивать величину среднемесячной оплаты труда работников на уровне или выше средней заработной платы по Ростовской области и ее своевременную выплату.

На наш взгляд, данный опыт должен быть расширен и в отношении предприятий-экспортеров.

В связи с этим нами предлагается следующая организационная схема развития института оператор-ства внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в Ростовской области, которая основана на аккредитации

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

предприятий-экспортеров при Министерстве экономики в качестве операторов ВЭД в случае, если они берут на себя и выполняют ряд обязательств по:

• повышению заработной платы;

• увеличению налоговых отчислений;

• росту объемов реализации продукции;

• расширению рынков сбыта и др.

В этом случае региональные органы власти оказывают им поддержку в следующих направлениях:

■ при поиске новых партнеров;

■ консультативно-правовая;

■ организационно-информационная;

■ при организации выставочно-ярморочных мероприятий международного уровня;

■ финансовые виды поддержки (аналогичные рассмотренным выше).

Такая схема имеет ряд преимуществ. Во-первых, она позволяет реализовать адресный принцип оказания помощи предприятиям, который состоит в том, что заключается соглашение с конкретным предприятием на оказание ему помощи по конкретному направлению.

Во-вторых, такая схема работы с предприятиями-экспортерами позволяет работать с уже существующими, надежными и показавшими свою эффективность предприятиями, что повышает надежность заключаемых договоров.

В-третьих, в рамках заключаемых договоров достаточно легко отследить показатели выполнения (или невыполнения) условий договора, которые однозначно отражаются в самом договоре.

В-четвертых, в условиях присоединения России к ВТО предприятиям-экспортерам однозначно понадобится поддержка именно в период поиска новых партнеров, особенно в странах географически отдаленных.

И в-пятых, в обязанность предприятий в случае заключения соответствующего соглашения входит отчетность по итогам работы за полугодие и год, в результате чего деятельность их становится прозрачной и гарантирует уверенность в надежности и стабильности поддерживаемых операторов международных связей, что также будет способствовать и снижению доли теневой экономики в экспортно-ориентированном секторе.

Кроме того, расширение операторства межрегиональных связей до внешнеэкономической деятельности позволит обеспечить стратегические ориентиры развития для организаций-межрегиональных операторов. Имеющие опыт в расширении межрегиональных связей во взаимодействии с региональными органам власти, данные предприятия смогут осуществлять свое дальнейшее развитие за счет выхода на зарубежные рынки.

При этом администрация региона может продумать и корректировать критерии соответствия предприятий требованиям аккредитационных показателей операторов внешнеэкономических связей, что позволит сформировать конкурентную среду для предоставления некоторых видов финансовой помощи, оказываемых из бюджетов различных уровней, а следовательно, повысить уровень конкурентоспособности российских предприятий на внешних рынках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ деятельности операторов межрегиональных связей Ростовской области в 2008 году // Официальный сайт Администрации Ростовской области // http://www.donland.ru.

2. Итоговый отчет о реализации Областной целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области на 2007-2008 годы // Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 18.06.2009 г. № 594.

3. Областная целевая программа поддержки экспорта в Ростовской области на 2009-2010 годы // Областной закон Ростовской области от 28.11.2008 г. № 148-ЗС // http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=87184.

4. Результаты работы операторов межрегиональных связей за 2007 год // Официальный сайт Администрации Ростовской области // http://www.donland.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.