Научная статья на тему 'Показатели конкурентоспособности региональных хозяйств АПК в системе оценок внешнеэкономического потенциала субъектов Российской Федерации'

Показатели конкурентоспособности региональных хозяйств АПК в системе оценок внешнеэкономического потенциала субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / РЕГИОН / ПРИБЫЛЬ / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова Т.В., Васютченко И.Н.

В статье рассматривается ряд факторов, влияющих на формирование конкурентоспособности субъекта Российской Федерации. На основании проведенного анализа делается попытка оценить уровень конкурентоспособности региона, специализирующегося на производстве и переработке сельскохозяйственной продукции с использованием интегрального подхода, который позволяет исследовать динамику развития конкурентоспособности региона, осуществить формирование его экспортной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели конкурентоспособности региональных хозяйств АПК в системе оценок внешнеэкономического потенциала субъектов Российской Федерации»

УДК 332.024; 332.025

ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВ АПК В СИСТЕМЕ ОЦЕНОК ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

т. в. чернова,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и финансов E-mail: tv@chernova.org

и. н. васютченко,

аспирант кафедры экономики и финансов E-mail: vasyutchenko_i@mail.ru таганрогский институт управления и экономики

В статье рассматривается ряд факторов, влияющих на формирование конкурентоспособности субъекта Российской Федерации. На основании проведенного анализа делается попытка оценить уровень конкурентоспособности региона, специализирующегося на производстве и переработке сельскохозяйственной продукции с использованием интегрального подхода, который позволяет исследовать динамику развития конкурентоспособности региона, осуществить формирование его экспортной политики.

Ключевые слова: экспорт, регион, прибыль, экспортный потенциал, агропромышленный комплекс, внешнеэкономическая деятельность, конкурентоспособность, производительность труда.

На современном этапе развития экономики внешнеэкономическая деятельность регионов — субъектов Российской Федерации, выступая результатом межгосударственного и межрегионального географического разделения труда, является важнейшим условием повышения эффективности региональной экономики. Участие в глобальных процессах предоставляет регионам возможности проникновения на новые рынки сбыта продукции, привлечения прямых иностранных инвестиций и новых технологий, но и несет угрозы оттока части

ресурсов развития — кадров высокой квалификации, научно-технических разработок, финансовых ресурсов. Поэтому важнейшее значение имеет анализ сложившейся в каждом регионе системы внешнеэкономических связей и выработка научно обоснованных предложений по эффективному включению региона в мировую экономику и максимальному использованию его внешнеэкономического потенциала для достижения устойчивого социально-экономического развития [1].

Внешнеэкономический потенциал региона представляет собой совокупность природных, производственных, научно-технических, материально-технических, информационных и трудовых ресурсов, которые используются для развития международных внешнеэкономических связей с ближним и дальним зарубежьем [5]. Перечисленные ресурсы могут быть эффективно использованы только при наличии развитых форм региональных экономических связей и механизмов. От степени задействования элементов внешнеэкономического потенциала территории зависят масштабы развития внешнеэкономических связей, уровень конкурентоспособности каждого региона, что в дальнейшем находит отражение в величине консолидированного регионального бюджета.

Анализ динамики развития внешнеторгового оборота по федеральным округам (табл. 1) показывает, что удельный вес Центрального и СевероЗападного федеральных округов в общем объеме внешнеторгового оборота в период 2000—2008 гг. увеличился, а по остальным регионам снизился. При этом показатели абсолютного прироста свидетельствуют об увеличении активности российских регионов во внешнеэкономической деятельности и существенном увеличении общего объема внешнеторгового оборота Российской Федерации. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2004 г. величина внешнеторгового оборота составила 239 516,6 млн долл., что больше на 196 441,1 млн долл. по сравнению с 2000 г., а в 2008 г. внешнеторговый оборот увеличился до 734 991,1 млн долл.

Результаты анализа показывают, что экспортные возможности многих региональных хозяйств в федеральных округах используются недостаточно полно. Поэтому необходимо более детально изучать ресурсный и производственный потенциалы видов экономической деятельности, представленные в отраслях региональной специализации (сельское хозяйство, обрабатывающие производства, производство в распределении электроэнергии, газа и воды и т. д.) каждого субъекта Федерации с целью вовлечения хозяйствующих единиц-резидентов во внешнеэкономическую деятельность.

Одним из необходимых условий экспортно-импортной деятельности в региональном хозяйстве является повышение конкурентоспособности региональной экономики, которая выступает неотъемлемой чертой развития современной экономики. Под конкурентоспособностью регионов понимается способность производить и потреблять товары

Источник: составлено авторами по данным [2].

и услуги в конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других регионах, обеспечивая их надлежащее качество, ускорение экономического развития при соблюдении международных экологических стандартов [4].

Важнейшей предпосылкой повышения региональной конкурентоспособности является расширение внешнеэкономических связей, развитие товарообменных операций, создание совместных предприятий с привлечением иностранного капитала. Большое значение при этом следует уделять исследованию экспортного потенциала, усиливающего конкурентные позиции территории. Основой для последующего прогнозирования направлений и видов внешнеэкономической деятельности (ВЭД), выбора эффективного пути развития сельского хозяйства региона является мониторинг показателей конкурентоспособности.

Важно знать, что и как влияет на объемы и качество производимой продукции в сельском хозяйстве регионов — субъектов Федерации, какие условия и факторы определяют конкурентоспособность их экономики. Очевидно, что основная тенденция развития сельскохозяйственного производства проявляется в результате сложного взаимодействия природных (биолого-почвенных, климатических) и организационных (экономико-ресурсных, технологических, управленческих) факторов. Ежегодные показатели результатов производственной деятельности сельского хозяйства в значительной степени зависят от складывающихся в каждом регионе агрометеорологических условий, причем в растениеводстве сильнее, чем в животноводстве. Однако не все причины низкой эффективности сельскохозяйственного производства объясняются погодными условиями, хотя для многих руководителей это очень удобно — все свалить на дожди или их отсутствие в период сева или вегетации растений.

Влияние организационных факторов на результативность и конкурентоспособность сельскохозяйственного производства не менее значительно, но особенность их в том, что ими можно и нужно управлять. Так, многие хозяйства регионов не в полной мере используют возможности своих производств, показывают низкую производительность труда, не рассматривают внешнеэкономическую деятельность как существенный источник формирования прибыли и т. д. По мнению министра сельского хозяйства РФ Е. Скрынник, развитие экспорта — стратегическая точка роста отечественного агропромышленного комплекса [6].

Таблица 1

Динамика развития внешнеторгового оборота по регионам Российской Федерации в 2000, 2004 и 2008 гг., %

Наименование 2000 2004 2008

Российская Федерация 100,0 100,0 100,0

Центральный федеральный 37,4 43,4 48,5

округ

Северо-Западный федеральный 11,4 12,5 13,3

округ

Южный федеральный округ 4,1 3,7 3,8

Приволжский федеральный 14,7 11,4 10,6

округ

Уральский федеральный округ 17,7 15,1 12,8

Сибирский федеральный округ 10,8 9,9 6,9

Дальневосточный федеральный 3,4 3,7 3,8

округ

Для адекватного воздействия на сложившуюся ситуацию необходима не только организация системного наблюдения за основными показателями сельскохозяйственного производства в регионах, но и их качественная и количественная оценка с позиции конкурентоспособности региональной экономики. Эта задача может решаться с помощью регионального мониторинга показателей конкурентоспособности сельскохозяйственного производства.

В работах отечественных ученых, посвященных вопросам методики нахождения количественного выражения уровня конкурентоспособности, встречаются, в основном, матричный, аналитический, графический и интегральный подходы. Целесообразность применения каждого подхода, как правило, обусловлена наличием определенной информационной базы, уровнем оцениваемой конкурентоспособности (микро-, мезо- или макроуровень экономики), требованиями анализа (глубина, наглядность), возможностями интерпретации полученных оценок и т. д.

Оценка уровня региональной конкурентоспособности сельскохозяйственного производства, основанная на интегральном подходе, представляется наиболее подходящей. Аргументами является доступность информационной базы (данные Рос-стата), возможность сопоставления достигнутого значения и в динамике, и с показателями регионов-конкурентов, а также достаточная разработанность процедуры интегрирования частных показателей для формирования однозначной оценки (метод сумм; средней геометрической величины; индексный метод, суммы мест и т. п.). При этом ключевым вопросом является выделение наиболее значимых показателей, отражающих уровень конкурентоспособности.

Важнейшее место в системе аналитических показателей оценки эффективности производства и его конкурентоспособности занимают показатели производительности труда (выработка или трудоемкость), показатели прибыли и рентабельности региональных хозяйств.

Уровень производительности труда в регионе зависит от множества факторов, начиная от природно-климатических условий и специализации хозяйств конкретного субъекта Федерации, уровня механизации и технологической обеспеченности хозяйств, качества кормовой базы и размеров посевных площадей, капиталоемкости производства и урожайности культур до уровня жизни сельского населения. Поэтому производительность труда

рассматривается как обобщающий показатель, характеризующий экономическую эффективность трудовой деятельности предприятий сельского хозяйства региона.

Показатель региональной производительности труда сельскохозяйственного производства определяется соотношением стоимости продукции сельского хозяйства в регионе за год и количества занятых в сельском хозяйстве региона (тыс. руб. / чел.). Продукция сельского хозяйства представляет собой сумму продукции растениеводства и животноводства всех сельхозпроизводителей, включая хозяйства индивидуального сектора (хозяйства населения, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели) в стоимостной оценке по фактически действовавшим ценам.

Не менее показательной для оценки конкурентоспособности территории является размер прибыли как суммарный результат производственной, хозяйственной и финансовой деятельности всех сельхозпредприятий региона. На величину прибыли влияют физические объемы производства, номенклатура выпускаемой продукции, качество, цена, включающая норму прибыли, издержки на производство сельхозпродукции. Чем больше величина прибыли, тем эффективнее организовано производство, что в значительной степени свидетельствует о конкурентоспособности региональных хозяйств. В целях сопоставительного анализа использовались показатели средней (удельной) прибыли, т. е. в расчете на одно предприятие сельского хозяйства региона. В этой связи рассчитанная величина удельной прибыли напрямую зависит от уровня концентрации сельхозпроизводства, т. е. числа сельскохозяйственных предприятий региона.

Для построения интервальных рядов распределения регионов — субъектов Федерации по показателям производительности труда и удельной прибыли как обобщающих показателей региональной эффективности развития сельского хозяйства, отражающих уровень региональной конкурентоспособности, использовались данные Федеральной службы государственной статистики за 2008 г. В число анализируемых регионов не вошли только такие субъекты, как Москва и Санкт-Петербург, а также Республика Ингушетия, имеющая аномально низкие показатели производительности труда.

В результате обработки полученных данных были выделены группы регионов, характеризующие особенности территориального формирования показателей производительности сельскохозяйственного труда и удельной прибыли, показана

зависимость между прибылью и производительностью труда, определено место каждого региона по уровню эффективности хозяйствования.

Интегральный показатель региональной конкурентоспособности сельскохозяйственного производства — индекс конкурентоспособности I — рассчитывался как отношение средней удельной прибыли сельхозпредприятий региона Рср к производительности труда занятых в сельхозпро-изводстве ПТ:

1 = Р /ПТ.

i ср'

Индекс конкурентоспособности представляет собой относительную величину интенсивности, которая в размерности показывает, какая прибыль в среднем приходится на 1 руб. произведенной сельскохозяйственной продукции (выработки).

В результате расчетов были выделены четыре группы регионов (табл. 2), различающихся по типу конкурентоспособности сельхозпроизводства. Показатели вариации — среднеквадратичное отклонение ст и коэффициент вариации Ко — свидетельствуют об однородности выделенных групп и представительности полученных средних индексов конкурентоспособности.

В I группе значения индекса колеблются от 0,05 до 0,43, что свидетельствует об определенной отсталости сельхозпроизводства, низкой прибыльности хозяйств и, соответственно, неконкурентоспособности регионов. Во II группу включены регионы, имеющие возможности для повышения эффективности производства и уровня конкурентоспособности.

В III и IV группы входят регионы, где значения индекса конкурентоспособности колеблются в среднем в пределах от 2,00 до 3,00, что свидетельствует о высоких показателях эффективности сельхозпроиз-водства и возможности этих регионов активно участвовать во внешнеэкономической деятельности.

Все регионы Южного федерального округа (кроме Астраханской области) в той или иной степени конкурентоспособны, поскольку показатели производительности сельхозпроизводства и удельной прибыли региональных хозяйств достаточно высоки. Во внешнеэкономической стратегии Российской Федерации территории округа играют специфическую роль, будучи уникальными по географическому положению, природно-климатическому, производственному и научному потенциалу.

Таблица 2

Типологическая группировка регионов Российской Федерации по уровню конкурентоспособности сельскохозяйственного производства

Группы регионов по типу конкурентоспособности сельскохозяйственного производства Количество регионов Средний ^ ст Ки, %

I тип — неконкурентоспособные регионы (значение индекса до 0,50)

Астраханская обл., Еврейская автономная обл., Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская обл., Камчатская обл., Магаданская обл., Псковская обл., Республика Алтай, Республика Дагестан, Республика Карачаево-Черкессия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия-Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика 14 0,27 0,11 42,6

II тип — регионы, имеющие потенциал конкурентоспособности от 0,50 до 1,50

Белгородская обл., Брянская обл., Владимирская обл., Ивановская обл., Иркутская обл., Калужская обл., Кемеровская обл., Костромская обл., Курганская обл., Ленинградская обл., Нижегородская обл., Новгородская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Республика Адыгея, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Республика Хакасия. Рязанская обл., Самарская обл., Сахалинская обл., Свердловская обл., Смоленская обл., Тверская обл., Томская обл., Тульская обл., Челябинская обл., Читинская обл., Ярославская обл. 32 0,94 0,30 31,8

III тип — конкурентоспособные регионы (значение индекса от 1,50 до 2,50)

Алтайский край, Амурская обл., Архангельская обл., Кировская обл., Краснодарский край, Красноярский край, Московская обл., Оренбургская обл., Орловская обл., Республика Башкортостан, Ростовская обл., Саратовская обл., Ставропольский край, Тюменская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская обл., Хабаровская обл., Чувашская Республика 18 1,96 0,23 11,7

IV тип — устойчиво конкурентоспособные регионы (значение индекса 2,50 и более)

Волгоградская обл., Вологодская обл., Воронежская обл., Курская обл., Липецкая обл., Мурманская обл., Пензенская обл., Пермский край, Приморский край, Республика Коми, Республика Мордовия, Тамбовская обл., Чукотский автономный округ 13 2,92 0,25 8,5

По состоянию на 2008 г. наибольший удельный вес во внешнеторговом обороте Южного федерального округа принадлежит Ростовской области — 36 %, Краснодарскому краю — 28 %, Волгоградской области — 19 %, Ставропольскому краю — 6 %, Астраханской области — 6 % [2].

Внешняя торговля традиционно является важным сектором экономики Ростовской области. Так, внешнеторговый оборот региона по итогам 2010 г. составил 7, 3 млрд долл., в том числе экспорт составил 3,2 млрд долл., а импорт — 4,1 млрд долл. Объем внешней торговли увеличился по сравнению с 2009 г. на 32,7 %. Главными партнерами области во внешней торговле стали Украина, Турция, Китай, Италия, Швейцария, Германия, Египет и США. Основные группы экспорта включали продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, металлы и изделия из них, машиностроительную продукцию, товары химической отрасли [7].

Однако в области сельскохозяйственного производства до настоящего времени регион не задействовал в полной мере своего экспортного потенциала. Выход сельскохозяйственной продукции региона на международный рынок является одной из приоритетных задач, стоящих перед агропромышленным комплексом Ростовской области. По сбору зерновых колосовых регион вышел на 2-е место в России в 2010 г. Область в состоянии обеспечивать до 50 % экспорта российского зерна. Донской регион — один из первых в масштабах страны по производству семян подсолнечника (22 % от российского объема производства) — ежегодно обеспечивает 60 % экспорта российских растительных масел. Сельхозпродукция и продукты питания из Ростовской области сегодня занимают первые строчки в своих сегментах рынка по объемам продаж в Российской Федерации, имеют значительный экспортный потенциал [8].

Участие Ростовской области в международной сельскохозяйственной выставке «Зеленая неделя — 2011» в Берлине привлекло большое внимание гостей к донской продукции, а зарубежных инвесторов — к реализации многих российских проектов в области АПК. По итогам работы выставки регионом было привлечено инвестиций на сумму 24 млн евро [6].

Целью развития агропродовольственного комплекса Ростовской области помимо обеспечения сельхозпродукцией отечественных потребителей является также стимулирование экспорта сельскохозяйственной продукции региона, что позволит получить более значимые экономические

результаты, чем попытки защитить производителя от внешней конкуренции высокими пошлинами. Соотношение внутренних цен российских производителей и цен мирового рынка по большинству продовольственных товаров складывается в пользу отечественных товаропроизводителей на протяжении последних лет, что позволяет российским предприятиям успешно конкурировать с зарубежными фирмами на внутреннем рынке.

Повышение конкурентоспособности регионального сельхозпроизводства и рост экспортного потенциала отечественного АПК является основополагающей целью, достижение которой включает в себя решение следующих задач:

1) осуществление государственных закупочных интервенций по ценам, формируемым рынком сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

2) использование кооперации и интеграции в организации процессов производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции;

3) формирование кредитно-финансовых институтов, специализирующихся на кредитовании субъектов АПК с учетом мирового опыта;

4) обеспечение развитых субъектов оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией, обладающих собственными мощностями по хранению и переработке зерна и регулирующих взаимоотношения через открытые институты рыночной торговли;

5) развитие механизма хеджирования экономических рисков посредством операций с фьючерсными контрактами и опционами, проводимыми на биржах, специально созданных для этого субъектами рынка сельскохозяйственной продукции;

6) создание государственных и коммерческих информационно-аналитических центров и служб, собирающих, обрабатывающих и доводящих до сведения всех заинтересованных лиц достоверную информацию о состоянии рынка сельскохозяйственной продукции в целом, а также отдельных его секторов и смежных рынков, обеспечение мониторинга показателей конкурентоспособности региональных хозяйств;

7) формирование конкурентной среды и ее государственная поддержка на открытых рынках сельскохозяйственной продукции [3]. Дальнейшая интеграция субъектов Российской

Федерации в мировое хозяйство невозможна без государственной поддержки экспорта. Эта подде-

ржка, а также развитие агропромышленной сферы в целом осуществляются следующими государственными институтами:

• министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

• консультативным советом по взаимодействию с отраслевыми союзами (ассоциациями) при Минсельхозе России;

• отраслевыми союзами и ассоциациями (Российский зерновой союз, Национальный союз экспортеров продовольствия, Агропромышленный союз России, Российская ассоциация производителей удобрений — всего 44 отраслевых союза и ассоциации);

• ОАО «Россельхозбанк»;

• ОАО «Объединенная зерновая компания». Механизм государственной поддержки предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, должен иметь упорядоченную систему управления с институциональной точки зрения. Необходимо в первую очередь координировать деятельность как государственных, так и негосударственных структур (министерств и ведомств, экспертных центров, финансовых структур, отраслевых и региональных ассоциаций, союзов промышленников и предпринимателей, производителей и экспортеров), чтобы нацелить их деятельность на повышение конкурентоспособности российской промышленной и сельскохозяйственной продукции. Для этого целесообразно создание координационного комитета по развитию внешнеэкономической деятельности на федеральном и региональном уровнях.

Значительную роль в поддержке национального экспорта мировой опыт отводит ассоциативным структурам. Использование таких структур в

экономике Российской Федерации позволит активизировать деятельность российских участников внешнеэкономической деятельности. Создание ассоциативных объединений в форме некоммерческих предприятий и союзов необходимо для решения целого ряда задач, как на федеральном, так и на региональном уровне. Главные среди них — обеспечение мониторинга конъюнктуры мировых товарных рынков, снабжение пользователей достоверной статистической информацией, информационно-консультационное содействие, подготовка и переподготовка кадров, создание системы государственного поощрения лучших участников внешнеэкономической деятельности.

Список литературы

1. Джавадова О. М. Значение внешнеэкономической деятельности в развитии экономики Ставропольского края // Экономика. 2010. № 10.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сборник. М. 2009.

3. Рубежной А. А. Перспективы развития аграрного производства в России // Экономика. 2010. № 10.

4. Рябцев В. М. Конкурентоспособность российских регионов: методология оценки и сравнительного анализа. Самара: Издательство СГЭА. 2002.

5. Шапкин И. Н., Блинов А. О., Кестер Я. М. Управление региональным хозяйством. М.: КНОРУС. 2005.

6. URL: http:// www.mcx.ru.

7. URL: http://www.donexport.

8. URL: http://www.don-agro.ru/973.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.